24 часа Ле-Мана: самая длинная гонка в истории автоспорта

Самые необычные гонки «24 часа Ле-Мана»: история суточного марафона

Максим Вершинин

Практически любая марафонская гонка в Ле-Мане наполнена множеством драматичных моментов и практически каждый заезд достоин того, чтобы его экранизировать. В преддверие 87-го суточного марафона, завершающего «суперсезон» чемпионата мира FIA WEC, мы при поддержке компании Motul вспоминаем 5 самых необычных на наш взгляд гонок в истории «24 часов Ле-Мана».

Легенды Формулы-1, победившие в гонке «24 часа Ле-Мана»: Алонсо, Икс, Риндт и другие

Лев Дорогов

Гонка «24 часа Ле-Мана» – одно из самых значимых и культовых событий в мире автоспорта. О победе в суточном марафоне мечтали многие пилоты, в том числе и те, кто навсегда вписал своё имя в историю Королевских гонок. В преддверии сражения на трассе «Сарта» мы предлагаем вспомнить выдающихся пилотов Формулы-1, которым покорилась легендарная гонка «24 часа Ле-Мана».

«24 часа Ле-Мана»: сход Кубицы на финише, победа Фряйнса, проблемы G-Drive Racing и Романа Русинова

Дмитрий Захарченко

В этом году «24 часа Ле-Мана» получались довольно скучными: главный фаворит категории Hypercar — Toyota Gazoo Racing — лидировала в «абсолюте» двумя экипажами — и это несмотря на столкновение одного из них на первом круге и проблемы с топливной системой по ходу дистанции! В LMP2 — самой массовой категории в 2021 году — борьбы на последних часах тоже не было: два экипажа команды-дебютанта Team WRT лидировали и контролировали отрыв от соперников из JOTA. До последнего круга…

1953 год: похмельный триумф «Ягуара»

Суточный марафон 1953 года вошёл в историю как гонка, которую впервые выиграла машина с дисковыми тормозами. Инновационным спорткаром стал Jaguar C-Type, для которого это была уже вторая победа в Ле-Мане, но куда более примечательны не технические особенности автомобиля-победителя, сколько ситуация с экипажем, выигравшим заезд.

Будущие победители — британский дуэт Тони Ролта и Данкана Хэмилтона — начали гоночный уик-энд с… дисквалификации! По недосмотру Jaguar в квалификации на трассе одновременно оказались два C-Type с гоночным №18 на борту — один был «боевым», а второй представлял собой запасную машину под управлением тест-пилота Нормана Дьюиса. Команда Ferrari, обратив на ситуацию внимание, добилась дисквалификации Ролта и Хэмилтона, которые к тому времени уже обеспечили себе лучшее время и новый рекорд круга.

Получив уведомление, что они лишены права участвовать в гонке, Тони и Данкан отправились заливать горе в бар. Сам Хэмилтон в своей автобиографии позднее открыто признавал, что он с напарником не просыхал всю ночь. А пока гонщики пили, руководство команды боролось за право допустить их на старт — в итоге судьи приняли извинения Jaguar, наложили на команду денежный штраф и позволили C-Type №18 стартовать в гонке.

Ролта и Хэмилтона утром в день гонки буквально вытащили из ресторана, всеми доступными способами привели в чувство и отправили на дистанцию, где по ходу пит-стопов заправляли не только машину (бензином), но и пилотов (кофе). Похоже, желание выпить шампанского после бурной ночи было столь велико, что Тони и Данкан не просто приехали на подиум, а выиграли «24 часа Ле-Мана»!

Драма для Кубицы, триумф — для Фряйнса

Завершал гонку в экипаже № 41 китайский гонщик Йе Йифей, Роберт Кубица и Луи Делетраз свои смены завершили. У китайца было 30 с лишним секунд отрыва до Робина Фряйнса, товарища по команде, чей экипаж занимал вторую позицию. При этом сам голландец едва ли помышлял побороться за победу: в нескольких секундах позади шёл Антониу Феликс да Кошта из JOTA и малейшая ошибка стоила бы команде дубля.

Переживать, впрочем, стоило Йе: на последнем круге его автомобиль остановился на трассе! Официальных комментариев от Team WRT на момент подготовки не поступало — и неясно, была ли поломка на автомобиле или инженеры ошиблись при расчёте топлива, но для экипажа в любом случае всё было кончено.

Права на видео принадлежат The Automobile Club de l’Ouest (A.C.O.). Посмотреть видео можно в «твиттере» 24 Hours of Le Mans.

При этом Oreca № 41 преодолела 362 полных круга — и потенциально могла бы претендовать на третье место в LMP2 (Panis Racing № 65 тоже проехала 362, но завершила последний круг позже № 41). Правила, однако, предписывают, что последний круг экипажа должен быть не менее определённого норматива, а потому Кубица и его товарищи считаются неклассифицированными и не получат бронзовых наград.

Победу же в LMP2 в итоге завоевали Робин Фряйнс, Шарль Милези и Фердинанд Габсбург — несмотря на проблемы экипажа № 41, Team WRT умудрилась выиграть «24 часа Ле-Мана» с первой попытки! Вторыми стали Стоффель Вандорн, Шон Гелаэл и Том Бломквист из команды JOTA — у них было бы больше шансов на победу, если бы не штрафы. Третья позиция в итоге досталась Жюльену Каналю, Уиллу Стивенсу и Джеймсу Аллену — тройке экипажа Panis Racing № 65.

Для G-Drive Racing этот Ле-Ман, увы, обернулся разочарованием: в самом начале ночной фазы гонки оба экипажа попали в аварии. Сначала Франко Колапинто налетел на Софию Флёрш, а затем Руи Андраде не удержался на трассе и влетел в барьеры. Механикам удалось вернуть один из экипажей в гонку, но с огромным отставанием. Роман Русинов дотащил машину до финиша — на седьмой позиции в классе, в пяти кругах от победителей. Мечта российской команды о победе вновь осталась только мечтой.

1969 год: протест перед триумфом

Одна из самых узнаваемых черт французского марафона — так называемый «лемановский старт», когда гонка начинается с забега пилотов к стоящим на противоположной стороне стартовой прямой машинам. Но в последний раз такой старт был дан в 1969 году, а потом его запретили по соображениям безопасности.

Годом ранее, в 1968-м, бельгиец Вилли Майресс, торопясь начать гонку, не закрыл как следует дверцу своего Ford GT40. На первом же круге, когда машина на полной скорости шла по прямой «Мюльсан», дверца распахнулась — пытаясь на ходу закрыть её, гонщик потерял контроль над автомобилем и купе вылетело с трассы, врезавшись в деревья. Пилот, получив многочисленные травмы и проведя пару недель в коме, выжил, но спортивную карьеру завершил…

Памятуя о случившемся с соотечественником, на следующий год Жаки Икс устроил то, что сейчас назвали одиночным пикетом. Протестуя против небезопасной практики, гонщик нарочито медленно добрался до своего автомобиля и не начал движение, пока самым тщательным образом не пристегнулся и не проверил, закрыты ли двери.

Через 24 часа стало ясно, что рисковать на старте (в 1969-м в похожую с Майрессом аварию попал Джон Вулф — он разбился на первом круге близ поворота «Мезон Бланш» и погиб, потому что не был пристёгнут, как положено) смысла нет. Гонку выиграл не кто иной, как Икс, с которым экипаж Ford GT составил Джеки Оливер. Ну а в 1970 году «лемановский старт» уже не применялся.

Последний в истории «лемановский старт»

Последний в истории «лемановский старт»

Фото: Keystone/Hulton Archive/Getty Images

Лоренцо Бандини – 1 победа (1963)

Бандини представляет собой яркий пример пилота, величие которого заключается отнюдь не в завоёванных кубках и медалях. Несмотря на то что за свою формульную карьеру Лоренцо удалось одержать только лишь одну победу, его смело можно назвать одним из главных итальянских пилотов 1960-х. Большая часть гоночной карьеры Бандини так или иначе была связана с «Феррари». Цвета «Скудерии» талантливый итальянец защищал не только в Формуле-1, принимая участие ещё и в гонках на выносливость. На американской земле Лоренцо состязался в гонках «12 часов Себринга» и «24 часа Дайтоны» (победа в 1967-м), а в Европе выходил на старт суточного марафона на трассе «Сарта».

Впервые в гонке «24 часа Ле-Мана» Бандини принял участие в 1962 году. Дебют Лоренцо получился не самым удачным: механические проблемы не позволили экипажу итальянца добраться до финиша. Зато уже в следующем году Бандини со второй попытки выиграл гонку.

В суточном марафоне 1963 года вполне мог победить другой экипаж «Феррари» под управлением Джона Сёртиса и Вилли Мэресса. Однако, лидируя в гонке, британский пилот заехал на дозаправку, которая закончилась возгоранием машины. После схода лидеров на первую позицию вышел экипаж Бандини и Скарфиотти, который и одержал победу.

В 1963 году руководство «Феррари» планировало использовать Лоренцо исключительно в гонках спорткаров, поэтому сезон Формулы-1 итальянец начинал в составе скромной команды «Скудерия Сентро». Однако вскоре после блестящей победы Бандини в гонке «24 часа Ле-Мана» боссы «Феррари» предложили Лоренцо место в команде на оставшиеся этапы сезона Ф-1. В стане «Скудерии» Бандини провёл всю оставшуюся карьеру, вплоть до своей гибели в 1967 году.

Справедливость для Кобаяси

В зачёте Hypercar подобных драм не было: вышедшие ещё на старте вперёд Майк Конвей, Камуи Кобаяси и Хосе-Мария Лопес справились с возникшими техническими проблемами и благополучно финишировали первыми. Экипаж Себастьена Буэми, которого в первом повороте развернул Оливье Пла из Glickenhaus Racing, благополучно отыгрался после этих проблем и даже не слишком гнался за товарищами по команде — № 8 выиграла три предыдущих марафона в Ле-Мане. Перед финишем Toyota Gazoo Racing провела двойной пит-стоп, чтобы её машины проехали под клетчатым флагом вместе.

Права на видео принадлежат The Automobile Club de l’Ouest (A.C.O.). Посмотреть видео можно в «твиттере» 24 Hours of Le Mans.

Для Кобаяси и Конвея эта победа стала своего рода компенсацией за 2017 год, когда они вместе со Стефаном Сарразеном лидировали в гонке, но сошли из-за проблем со сцеплением. Затем три года подряд они вместе с Хосе-Марией Лопесом следили за успехами товарищей по команде. И теперь наконец настало время «семёрки»: в сезоне-2020 этот экипаж выиграл чемпионат мира по гонкам на выносливость, а теперь — свой первый Ле-Ман.

Бронзовыми призёрами «24 часов Ле-Мана» этого года стали Андре Негран, Николя Ляпьер и Матьё Ваксивьер из команды Alpine Elf Matmut. Из боксов эту тройку поддерживал их товарищ по команде из Формулы-1 — Эстебан Окон, правда, против Toyota Gazoo Racing это не помогло. В Alpine надеялись проходить за один отрезок по 12 кругов, и это должно было помочь в борьбе за победу, но уже на первом часу Ляпьера развернуло, экипаж № 36 отстал и выше третьей позиции уже не поднимался.

Замкнули топ-5 машины Glickenhaus Racing, впервые приехавшие в Ле-Ман. Темпа им очевидно не хватало, но обе добрались до финиша — и это уже большой успех! Сам Джеймс Гликенхаус ни на минуту не отходил с командного мостика и внимательно следил за всем происходящим на трассе — для 71-летнего антрепренёра гонка тоже стала испытанием. «Я счастлив быть здесь. Разумеется, нам пока не по силам бороться с грандами, но уже то, что машины с твоим именем участвуют в этой гонке, а ты стоишь на том самом месте, где творилась великая история автоспорта, это сказка!» — отметил он.

1981 год: победа музейного экспоната

В истории Porsche немало культовых гоночных моделей и тем более легендарных победителей «24 часов Ле-Мана», но всё же история спорткара Porsche 936/81, выигравшего марафон в 1981 году, одна из самых необычных.

На 1982 год уже был утверждён новый технический регламент для спорткаров — документация Group C пришла на смену своду правил Group 6, что означало необходимость создания нового гоночного автомобиля на смену Porsche 936. Преемником стал легендарный Porsche 956 (машина удерживала абсолютный рекорд «Нордшляйфе» с 1983 по 2018 год!). Но прежде чем прототип появился на трассе, его ждали масштабные тесты.

И в успешной судьбе модели 956 немалую роль сыграла модель 936. Всё дело в том, что Porsche искал возможность испытать новый двигатель в условиях, максимально приближенных к тем, в которых предстояло эксплуатировать новинку. Поэтому в команде решили проверить мотор в суточной гонке. Проблема заключалась в том, что к тому момент Porsche 956 готов ещё не был, а Porsche 936 уже отправили в музей.

Выход из ситуации был найден оригинальный. В «24 часа Ле-Мана» команда Porsche System заявила два прототипа Porsche 936/81, которые представляли собой пару возвращённых из выставочной экспозиции на гоночную трассу машин с двигателями для нового прототипа. Один экипаж сошёл, зато второй — бельгиец Жаки Икс и британец Дерек Белл — выиграл марафон с преимуществом в 14 кругов над ближайшим преследователем! И эта гонка стала уже действительно последней в истории 936.

«24 часа Ле-Мана» 1981 года

«24 часа Ле-Мана» 1981 года

Фото: Getty Images

Историей сыт не будешь

Сколь радостно было смотреть на Гликенхауса, столь же грустно пока обстоят дела в классе гиперкаров — в этом году в топовой категории набралось лишь пять машин. При этом подавляющее техническое преимущество Toyota Gazoo Racing было очевидно ещё до старта, а надежды Alpine Elf Matmut носили слишком уж умозрительный характер.

В следующем году должен выйти на старт новый проект Peugeot — 9X8, однако вряд ли он с ходу будет конкурентоспособен, учитывая многолетние наработки Toyota. Сейчас гонки спортпрототипов стагнируют, и в течение года кардинальных перемен в топовой категории ждать не стоит, но если «гиперкары» всё же станут популярны у производителей, WEC ждёт новый золотой век. Так что пожелаем удачи новому главе чемпионата Фредерику Лекьену и будем морально готовиться к пятой подряд победе Toyota Gazoo Racing — в последний раз такое удалось Audi в 2014-м.

1995 год: дорожная машина бьёт прототипы

Мы привыкли к тому, что в абсолютном зачёте «24 часов Ле-Мана» побеждают машины топового класса прототипов, а представителям остальных категорий остаётся сражаться за первое место в рамках своего зачёта. Но были в истории гонки и ситуации, когда дорожный автомобиль оказывался быстрее прототипов.

В начале 90-х годов появился McLaren F1, которому суждено было стать автомобильной легендой на все времена. Конструкция машины, сертифицированной для дорог общего пользования, включала в себя множество решений, ранее применявшихся только на гоночной технике. При этом делать на базе F1 спортивный вариант изначально не планировалось, но в итоге планы изменились и появился McLaren F1 GTR.

С этой моделью фирма решила попробовать свои силы в «24 часах Ле-Мана» и вряд ли кто-то мог предположить, сколь удачным окажется дебют McLaren на кольце «Сартэ» — в топ-5 на финише суточной гонки оказались сразу четыре из семи стартовавших F1 GTR! А единственным не-McLaren в первой пятёрке оказался чистокровный прототип Courage C34 французской команды Courage Competiton, который занял второе место.

Помимо первой победы McLaren с первой же попытки гонка сезона-1995 оказалась примечательной ещё по ряду факторов. Как уже упоминалось, это был уникальный триумф техники LM GT1 над машинами WSC. На тот момент это был самый «мокрый» марафон (дождь лил 17 часов). И это была первая победа в «24 часах Ле-Мана» в общем зачёте для пилота из Финляндии (Джей-Джей Лехто) и Японии (Масанори Секия), которые были напарниками представителя Франции Янника Дальма. Ну и интересно, что для победоносного McLaren F1 GTR с шасси №01R это была первая и последняя гонка в 1995 году — до и после Ле-Мана, где купе использовала японская команда Kokusai Kaihatsu Racing, автомобиль служил тестовым мулом на заводе McLaren.

McLaren F1 GTR: пришёл, увидел, победил!

McLaren F1 GTR: пришёл, увидел, победил!

Фото: Pascal Rondeau/Getty Images

Брюс Макларен – 1 победа (1966)

Пожалуй, из всех представителей данной подборки именно Брюс Макларен оставил самый глубокий след в истории автоспорта. Вполне логично, что запомнился Макларен прежде всего как основатель легендарной команды Формулы-1. Однако не нужно забывать, что и гонщиком он был невероятно талантливым. 1966 год стал одним из самых важных в жизни великого новозеландца. Ведь именно в этом году его детище под названием «Макларен» проводило свой первый сезон в Формуле-1. Плюс ко всему всё в том же 1966-м Брюс одержал свою единственную победу в гонке «24 часа Ле-Мана».

Благодаря вышедшему в 2019 году фильму «Ford против Ferrari» о победе Брюса Макларена на трассе «Сарта» знают даже люди далекие от автоспорта. Как и было показано в киноленте, после схода главных соперников в лице «Феррари» у экипажей «Форда» попросту не осталось конкурентов. Кен Майлз первым пересёк финишную черту, однако победителем престижного марафона стал именно Брюс Макларен, который финишировал вслед за ним. Ведь, согласно тогдашним правилам, гонку выигрывал тот пилот, который преодолел наибольшее расстояние за отведённые 24 часа. А поскольку на стартовой решётке «Форд» Макларена стоял дальше, чем машина Майлза, то и победителем суточного марафона стал именно новозеландец. Очень странное правило, благодаря которому легендарный Брюс Макларен выиграл «Ле-Ман».

2016 год: потерять всё за 3 минуты

Первую в своей истории победу в «24 часах Ле-Мана» «Тойота» одержала лишь в 2018 году, когда осталась единственной заводской командой в топовом классе LM P1. Но добиться успеха в культовой гонке японский коллектив мог парой лет раньше в куда более острой и напряжённой борьбе, нежели нынешние состязания с «частниками».

В 2016 году старт на кольце «Сартэ» в главной категории принимали сразу три заводских коллектива, каждый из которых выставлял по паре экипажей — легендарные дизельные прототипы Audi, вернувшиеся в марафонские гонки после длительного перерыва Porsche с гибридной моделью и бензо-электрические Toyota, которые бились за свою первую победу в Ле-Мане.

Ситуация развивалась драматически, потому что сначала из борьбы за первое место выбыли пилоты Audi Sport Team Joest, а вот представители Porsche Team и Toyota Gazoo Racing вели острое сражение за лидерство в гонке. И за шесть минут до финиша гонки преимущество японской марки над ближайшим немецким преследователем составляло более минуты. Всё шло к первой в истории победе Toyota в «24 часах Ле-Мана», но в итоге завершилось… 18-й победой Porsche!

Когда до клетчатого флага оставалось пару кругов, Toyota TS050 Hybrid с бортовым №5 резко потеряла в скорости на прямой «Мюльсан», а за пару минут до финиша прототип окончательно замер на стартовой прямой — мимо пролетел к победе, упавшей буквально в руки в последний момент, Porsche 919 Hybrid под №2. Пожалуй, более драматичной развязки в современной истории «24 часов Ле-Мана», не было никогда: катастрофа «Тойоты», фантастическое везение «Порше» и красивое завершение истории «Ауди» — их Audi R18 дополнил призовой подиум. Уже в следующем году «Ауди» оставила марафонские гонки, а ещё через год из LM P1 ушла и вторая немецкая марка…

Ле-Ман для «Тойоты» закончился кошмаром

Ле-Ман для «Тойоты» закончился кошмаром

Фото: Brian Cleary/Getty Images

Напомним, что премиум-партнёром гонки на выносливость «24 часа Ле-Мана» и эксклюзивным поставщиком моторных масел для команд-участников чемпионата мира по гонкам на выносливость (WEC) является компания Motul.

Микеле Альборето – 1 победа (1997)

Альборето – последний итальянец, побеждавший за «Феррари», и просто один из культовых пилотов 1980-х. Ещё в начале своей формульной карьеры Микеле принимал участие в гонках «24 часа Ле-Мана», однако особого успеха не снискал. После 1983 года итальянец взял паузу в отношениях с трассой «Сарта» и вернулся на север Франции только лишь в 1996-м, спустя два года после последнего сезона в Ф-1.

Первое за долгие годы участие в гонке на выносливость для Альборето обернулось неудачей: не получилось даже добраться до финиша. Но Микеле не отчаивался и в следующем году за рулём всё того же «Порше» WSC-95 добился своей первой виктории. Что интересно, одним из напарников Альборето в той гонке был легендарный Том Кристенсен, для которого эта победа в суточном марафоне стала первой из девяти.

Отпраздновав триумф на севере Франции, Микеле и не думал останавливаться. Каждый следующий год он принимал участие в гонке «24 часа Ле-Мана» вплоть до тех пор, пока не погиб в апреле 2001-го при тестировании прототипа «Ауди» R8. Микеле ушёл из жизни в возрасте сорока четырёх лет.

Фернандо Алонсо – 2 победы (2018-2019)

Если в ближайшее время кто-то и станет обладателем тройной золотой короны, то этим господином наверняка будет Фернандо Алонсо. Даже сам испанец признаётся, что его цель — это повторение выдающегося достижения Грэма Хилла. Для того чтобы составить компанию великому британцу, Фернандо не хватает только победы на «Старой кирпичнице».

Что касается «Ле-Мана», то здесь Алонсо уже выполнил свою норму. Вообще стоит признать, что у Фернандо просто бешеный КПД на трассе «Сарта»: две гонки – две победы. Первый раз в легендарной гонке на севере Франции Алонсо принял участие ещё во время своего последнего сезона за «Макларен» в 2018 году.

В дебютной гонке «24 часа Ле-Мана» сотоварищами по экипажу для испанца стали его бывшие соперники по Ф-1 – Казуки Накадзима и Себастьен Буэми. В отсутствие «Порше» соперников у японской команды, можно сказать, что и не было. Борьба за победу на трассе «Сарта» развернулась между двумя машинами «Тойоты». Победу в итоге одержал экипаж Алонсо, а японский концерн впервые в истории отпраздновал триумф в гонке «24 часа Ле-Мана».

Фил Хилл – 3 победы (1958, 1961-1962)

Четырнадцать раз Фил Хилл принимал участие в гонке «24 часа Ле-Мана»! Американцу посчастливилось застать «золотую» эпоху «Феррари» в гонках на трассе «Сарта». В период с 1958-го по 1962-й Хиллу трижды удалось отпраздновать триумф по итогам суточного марафона. Что примечательно, каждую из своих побед он разделил с одним и тем же напарником – Оливье Жандебьеном. В 1958 году Фил впервые стал победителем гонки, причём сделал он это ещё до формульного дебюта. Свою первую гонку в Ф-1 Хилл проведёт спустя пару недель после триумфа на трассе «Сарта», причём тоже во Франции.

Следующий раз легендарный марафон покорится американцу уже в 1961-м. В том же году он возьмёт титул в Ф-1 и навсегда потеряет своего товарища по команде и друга Вольфганга фон Трипса, погибшего в ужасной аварии в «Монце». В 1962-м «Феррари» в Ф-1 уже не являлась той грозной силой, как в прошлом сезоне, и Хилл оказался отрезан от борьбы за высокие места. Неудачи в Формуле-1 американец компенсировал уже третьей победой в гонке «24 часа Ле-Мана». В конце 1962 года Хилл покинул «Феррари» и впоследствии приезжал на трассу «Сарта» уже под знамёнами других команд, и делал он это каждый раз неудачно.

Жаки Икс – 6 побед (1969, 1975-1977, 1981-1982)

Вот мы и подобрались к самому успешному пилоту Ф-1, принимавшему участие в гонке «24 часа Ле-Мана». Думаю, здесь не стоит подробно расписывать о подвигах Жаки Икса на трассе «Сарта». О величии бельгийца прежде всего говорят его шесть побед, одержанные в легендарном марафоне на выносливость. Больше Икса побед в гонке «24 часа Ле-Мана» одержал только один человек – абсолютный рекордсмен Том Кристенсен.
Свою первую победу на трассе «Сарта» Жаки Икс одержал с третьей попытки в 1969 году. Тогда бельгиец в упорной борьбе за рулём «Форд» GT40 опередил экипаж «Порше», с которым по иронии судьбы он в будущем будет долго и плодотворно сотрудничать.

С 1975-го по 1977-й Жаки доминировал на трассе «Сарта», никого не подпуская к первой ступени пьедестала (кроме своих напарников, разумеется). С 1976 года начался его самый успешный этап карьеры – как раз в составе «Порше». С командой из Штутгарта Икс одержит ещё четыре победы на севере Франции и окончательно закроет для себя страницу истории под названием «Ле-Ман» в 1985 году. За столь легендарный путь в самой престижной гонке на выносливость Жаки Икс удостоился прозвища Месье Ле-Ман.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий