Самые необычные гонки «24 часа Ле-Мана»: история суточного марафона

Самые необычные гонки «24 часа Ле-Мана»: история суточного марафона

Максим Вершинин

Практически любая марафонская гонка в Ле-Мане наполнена множеством драматичных моментов и практически каждый заезд достоин того, чтобы его экранизировать. В преддверие 87-го суточного марафона, завершающего «суперсезон» чемпионата мира FIA WEC, мы при поддержке компании Motul вспоминаем 5 самых необычных на наш взгляд гонок в истории «24 часов Ле-Мана».

Легенды Формулы-1, победившие в гонке «24 часа Ле-Мана»: Алонсо, Икс, Риндт и другие

Лев Дорогов

Гонка «24 часа Ле-Мана» – одно из самых значимых и культовых событий в мире автоспорта. О победе в суточном марафоне мечтали многие пилоты, в том числе и те, кто навсегда вписал своё имя в историю Королевских гонок. В преддверии сражения на трассе «Сарта» мы предлагаем вспомнить выдающихся пилотов Формулы-1, которым покорилась легендарная гонка «24 часа Ле-Мана».

Форд против Феррари – что было на самом деле?

Форд против Феррари - что было на самом деле?

14 ноября 2019 года на экране выходит фильм «Форд против Феррари». Это легендарная история из прошлого автомобильного спорта. Возможно, перед тем как посетить фильм, вам будет интересно узнать, что было на самом деле и сравнить с тем, что вам покажут на экране.

1953 год: похмельный триумф «Ягуара»

Суточный марафон 1953 года вошёл в историю как гонка, которую впервые выиграла машина с дисковыми тормозами. Инновационным спорткаром стал Jaguar C-Type, для которого это была уже вторая победа в Ле-Мане, но куда более примечательны не технические особенности автомобиля-победителя, сколько ситуация с экипажем, выигравшим заезд.

Будущие победители — британский дуэт Тони Ролта и Данкана Хэмилтона — начали гоночный уик-энд с… дисквалификации! По недосмотру Jaguar в квалификации на трассе одновременно оказались два C-Type с гоночным №18 на борту — один был «боевым», а второй представлял собой запасную машину под управлением тест-пилота Нормана Дьюиса. Команда Ferrari, обратив на ситуацию внимание, добилась дисквалификации Ролта и Хэмилтона, которые к тому времени уже обеспечили себе лучшее время и новый рекорд круга.

Получив уведомление, что они лишены права участвовать в гонке, Тони и Данкан отправились заливать горе в бар. Сам Хэмилтон в своей автобиографии позднее открыто признавал, что он с напарником не просыхал всю ночь. А пока гонщики пили, руководство команды боролось за право допустить их на старт — в итоге судьи приняли извинения Jaguar, наложили на команду денежный штраф и позволили C-Type №18 стартовать в гонке.

Ролта и Хэмилтона утром в день гонки буквально вытащили из ресторана, всеми доступными способами привели в чувство и отправили на дистанцию, где по ходу пит-стопов заправляли не только машину (бензином), но и пилотов (кофе). Похоже, желание выпить шампанского после бурной ночи было столь велико, что Тони и Данкан не просто приехали на подиум, а выиграли «24 часа Ле-Мана»!

Искра зажигания конфликта

В 1957 General Motors, Ford и Chrysler договорились между собой о сокращении финансирования пропаганды скорости автомобилей в рекламе и отказе от прямого финансирования гоночных команд выступающих в американских соревнованиях.

Но между тем GM продолжал разработку своего нового Corvette, а автоспорт входил в свой золотой век популярности. Популярность была настолько высокой, что победы в гонках, напрямую влияли на продажи в сегменте спорткаров. Но вот у Форда ничего спортивного к концу 50-х не осталось.

В 1963 году компания «Феррари» искала возможность слияния с крупным автогигантом, для финансирования ее гоночных проектов. Великий Энцо Феррари всегда больше волновала его гоночная «конюшня», а производство дорожных «гражданских» машин он рассматривал, как способ финансировать успехи в автомобильном спорте.

Предварительным условием была передача производства гражданских автомобилей Форду, под брендом FORD-Ferrari и сохранение заводской команды под контролем Энцо Феррари с названием Ferrari-Ford. Однако сеньор Энцо заявил, что в связи с слиянием, хочет выставить команду на американскую традиционную гонку «500 миль Индианаполиса». На что глава компании Ford, внук основателя Генри Форд Второй заявил, что в штатах хозяин он. А на американских гонках, не будут выступать европейские выскочки!

Энцо Феррари немедленно вышел из сделки на 10 млн. долларов и разорвал все договоренности. Диктаторы автомобильного мира не поладили. Генри Форд решил начать войну, ударив по самому больному месту Феррари – 24 часа Ле-Мана. Старейшая гонка на выносливость автомобилей и пилотов, заезда по кругу длинной в сутки.

Легендарный Ford GT40

1969 год: протест перед триумфом

Одна из самых узнаваемых черт французского марафона — так называемый «лемановский старт», когда гонка начинается с забега пилотов к стоящим на противоположной стороне стартовой прямой машинам. Но в последний раз такой старт был дан в 1969 году, а потом его запретили по соображениям безопасности.

Годом ранее, в 1968-м, бельгиец Вилли Майресс, торопясь начать гонку, не закрыл как следует дверцу своего Ford GT40. На первом же круге, когда машина на полной скорости шла по прямой «Мюльсан», дверца распахнулась — пытаясь на ходу закрыть её, гонщик потерял контроль над автомобилем и купе вылетело с трассы, врезавшись в деревья. Пилот, получив многочисленные травмы и проведя пару недель в коме, выжил, но спортивную карьеру завершил…

Памятуя о случившемся с соотечественником, на следующий год Жаки Икс устроил то, что сейчас назвали одиночным пикетом. Протестуя против небезопасной практики, гонщик нарочито медленно добрался до своего автомобиля и не начал движение, пока самым тщательным образом не пристегнулся и не проверил, закрыты ли двери.

Через 24 часа стало ясно, что рисковать на старте (в 1969-м в похожую с Майрессом аварию попал Джон Вулф — он разбился на первом круге близ поворота «Мезон Бланш» и погиб, потому что не был пристёгнут, как положено) смысла нет. Гонку выиграл не кто иной, как Икс, с которым экипаж Ford GT составил Джеки Оливер. Ну а в 1970 году «лемановский старт» уже не применялся.

Последний в истории «лемановский старт»

Последний в истории «лемановский старт»

Фото: Keystone/Hulton Archive/Getty Images

Лоренцо Бандини – 1 победа (1963)

Бандини представляет собой яркий пример пилота, величие которого заключается отнюдь не в завоёванных кубках и медалях. Несмотря на то что за свою формульную карьеру Лоренцо удалось одержать только лишь одну победу, его смело можно назвать одним из главных итальянских пилотов 1960-х. Большая часть гоночной карьеры Бандини так или иначе была связана с «Феррари». Цвета «Скудерии» талантливый итальянец защищал не только в Формуле-1, принимая участие ещё и в гонках на выносливость. На американской земле Лоренцо состязался в гонках «12 часов Себринга» и «24 часа Дайтоны» (победа в 1967-м), а в Европе выходил на старт суточного марафона на трассе «Сарта».

Впервые в гонке «24 часа Ле-Мана» Бандини принял участие в 1962 году. Дебют Лоренцо получился не самым удачным: механические проблемы не позволили экипажу итальянца добраться до финиша. Зато уже в следующем году Бандини со второй попытки выиграл гонку.

В суточном марафоне 1963 года вполне мог победить другой экипаж «Феррари» под управлением Джона Сёртиса и Вилли Мэресса. Однако, лидируя в гонке, британский пилот заехал на дозаправку, которая закончилась возгоранием машины. После схода лидеров на первую позицию вышел экипаж Бандини и Скарфиотти, который и одержал победу.

В 1963 году руководство «Феррари» планировало использовать Лоренцо исключительно в гонках спорткаров, поэтому сезон Формулы-1 итальянец начинал в составе скромной команды «Скудерия Сентро». Однако вскоре после блестящей победы Бандини в гонке «24 часа Ле-Мана» боссы «Феррари» предложили Лоренцо место в команде на оставшиеся этапы сезона Ф-1. В стане «Скудерии» Бандини провёл всю оставшуюся карьеру, вплоть до своей гибели в 1967 году.

Первый опыт

Форд профинансировал разработку нового автомобиля. Для разработки был приглашен экс-менеджер Aston Martin, единственной команды, которая сумела забрать победу за последние 10 лет у Ferrari. Британцы представили на свет Ford GT40. 40 дюймов (102 сантиметра) составляла высота автомобиля. GT40 представлял собой британский среднемоторный кузов, американский 4.7-литровый мотор производства Форд и итальянскую пятиступенчатую коробку передач из спортивного конструкторского агентства Альфа-Ромео. Менеджеры Форда в предвкушении ожидали результатов автомобиля, разработанного в рекордные сроки и за рекордные суммы.

Но за все деньги мира не купишь драгоценный опыт. В 1964 году не один автомобиль Форда не доехал до Финиша гонки Леман. Три первых места на пьедестале принадлежали Феррари. Несмотря на то, что GT40 были самыми скоростными, они сошли по техническим причинам. Как воздух, был необходим руководитель гоночной программы, который обладал опытом и навыками европейских гонок.

1981 год: победа музейного экспоната

В истории Porsche немало культовых гоночных моделей и тем более легендарных победителей «24 часов Ле-Мана», но всё же история спорткара Porsche 936/81, выигравшего марафон в 1981 году, одна из самых необычных.

На 1982 год уже был утверждён новый технический регламент для спорткаров — документация Group C пришла на смену своду правил Group 6, что означало необходимость создания нового гоночного автомобиля на смену Porsche 936. Преемником стал легендарный Porsche 956 (машина удерживала абсолютный рекорд «Нордшляйфе» с 1983 по 2018 год!). Но прежде чем прототип появился на трассе, его ждали масштабные тесты.

И в успешной судьбе модели 956 немалую роль сыграла модель 936. Всё дело в том, что Porsche искал возможность испытать новый двигатель в условиях, максимально приближенных к тем, в которых предстояло эксплуатировать новинку. Поэтому в команде решили проверить мотор в суточной гонке. Проблема заключалась в том, что к тому момент Porsche 956 готов ещё не был, а Porsche 936 уже отправили в музей.

Выход из ситуации был найден оригинальный. В «24 часа Ле-Мана» команда Porsche System заявила два прототипа Porsche 936/81, которые представляли собой пару возвращённых из выставочной экспозиции на гоночную трассу машин с двигателями для нового прототипа. Один экипаж сошёл, зато второй — бельгиец Жаки Икс и британец Дерек Белл — выиграл марафон с преимуществом в 14 кругов над ближайшим преследователем! И эта гонка стала уже действительно последней в истории 936.

«24 часа Ле-Мана» 1981 года

«24 часа Ле-Мана» 1981 года

Фото: Getty Images

Кэрролл Шелби и Кен Майлз

Кэрролл Шелби и Кен Майлз

И он нашелся: Кэрролл Шелби – экс-гонщик, победитель гонки «24 часа Леман» в составе команды Aston Martin, владелец собственной компании по производству спорткаров из британских комплектующих и фордовских моторов. Руководитель собственной спортивной команды, но классом ниже. Лучше человека было и не найти, ведь это американский прототип Энцо Феррари, родом из Техаса.

У Кэррола Шелби было несколько важных козырей в рукаве:

Наличие опытных инженеров и техников;

Опыт работы с Фордовскими комплектующими;

Знание специфики гонки.

Но самым главным преимуществом, у Шелби в штате находилось два лучших пилота-испытателя Кен Майлз и молодой Брюс Макларен. Кен Майлз был инженером и разрабатывал собственные машины, Макларен механиком. Такие пилоты были незаменимы при наладке механизмов автомобиля, потому что сразу могли определить проблему и указать на нее.

После первого теста Кен Майлз, был готов уволиться. Он заявил, что машина абсолютно неуправляема, она взлетает и у нее отвратительные тормоза. Однако, Шелби и его люди были фанатами и исправив недостатки машины, выставили ее на гонку «500 миль Индианаполиса», где Кен Майлз победил, приведя первым к финишу свой Ford GT40.

Форд прислал свои гоночные машины в Францию грузовыми самолетами. По одной из версий из-за перепада температур на высоте, в головки блока цилиндров попал конденсат и Шелби принял решение, прямо перед гонкой осуществить их замену, на головки иной конструкции. Решение стало судьбоносным. Не один автомобиль Ford не достиг финала гонки Леман 24. Победили вновь Феррари.

Генри Форд-младший сообщил свои подчиненным, что Господь любит троицу и дает им заключительный год, для победы в «24 часа Леман». Иначе правлению компании грозят серьезные кадровые изменения.

1995 год: дорожная машина бьёт прототипы

Мы привыкли к тому, что в абсолютном зачёте «24 часов Ле-Мана» побеждают машины топового класса прототипов, а представителям остальных категорий остаётся сражаться за первое место в рамках своего зачёта. Но были в истории гонки и ситуации, когда дорожный автомобиль оказывался быстрее прототипов.

В начале 90-х годов появился McLaren F1, которому суждено было стать автомобильной легендой на все времена. Конструкция машины, сертифицированной для дорог общего пользования, включала в себя множество решений, ранее применявшихся только на гоночной технике. При этом делать на базе F1 спортивный вариант изначально не планировалось, но в итоге планы изменились и появился McLaren F1 GTR.

С этой моделью фирма решила попробовать свои силы в «24 часах Ле-Мана» и вряд ли кто-то мог предположить, сколь удачным окажется дебют McLaren на кольце «Сартэ» — в топ-5 на финише суточной гонки оказались сразу четыре из семи стартовавших F1 GTR! А единственным не-McLaren в первой пятёрке оказался чистокровный прототип Courage C34 французской команды Courage Competiton, который занял второе место.

Помимо первой победы McLaren с первой же попытки гонка сезона-1995 оказалась примечательной ещё по ряду факторов. Как уже упоминалось, это был уникальный триумф техники LM GT1 над машинами WSC. На тот момент это был самый «мокрый» марафон (дождь лил 17 часов). И это была первая победа в «24 часах Ле-Мана» в общем зачёте для пилота из Финляндии (Джей-Джей Лехто) и Японии (Масанори Секия), которые были напарниками представителя Франции Янника Дальма. Ну и интересно, что для победоносного McLaren F1 GTR с шасси №01R это была первая и последняя гонка в 1995 году — до и после Ле-Мана, где купе использовала японская команда Kokusai Kaihatsu Racing, автомобиль служил тестовым мулом на заводе McLaren.

McLaren F1 GTR: пришёл, увидел, победил!

McLaren F1 GTR: пришёл, увидел, победил!

Фото: Pascal Rondeau/Getty Images

Брюс Макларен – 1 победа (1966)

Пожалуй, из всех представителей данной подборки именно Брюс Макларен оставил самый глубокий след в истории автоспорта. Вполне логично, что запомнился Макларен прежде всего как основатель легендарной команды Формулы-1. Однако не нужно забывать, что и гонщиком он был невероятно талантливым. 1966 год стал одним из самых важных в жизни великого новозеландца. Ведь именно в этом году его детище под названием «Макларен» проводило свой первый сезон в Формуле-1. Плюс ко всему всё в том же 1966-м Брюс одержал свою единственную победу в гонке «24 часа Ле-Мана».

Благодаря вышедшему в 2019 году фильму «Ford против Ferrari» о победе Брюса Макларена на трассе «Сарта» знают даже люди далекие от автоспорта. Как и было показано в киноленте, после схода главных соперников в лице «Феррари» у экипажей «Форда» попросту не осталось конкурентов. Кен Майлз первым пересёк финишную черту, однако победителем престижного марафона стал именно Брюс Макларен, который финишировал вслед за ним. Ведь, согласно тогдашним правилам, гонку выигрывал тот пилот, который преодолел наибольшее расстояние за отведённые 24 часа. А поскольку на стартовой решётке «Форд» Макларена стоял дальше, чем машина Майлза, то и победителем суточного марафона стал именно новозеландец. Очень странное правило, благодаря которому легендарный Брюс Макларен выиграл «Ле-Ман».

Решающая Гонка

В 1966 году Шелби принимает решение установить в Форд 7,0 литровый V8 двигатель и надежную хоть и несколько устаревшую 4-ступенчатую коробку передач. Стало понятно «Леман» это гонка на выносливость, а не новизну конструкции. Почетный гость 24 часа Леман 1966 – Генри Форд младший, он дает старт гонке. На самом старте у Форд проблемы, Кен Майлз не смог сразу закрыть дверь машины и начал гонку с хвоста. Однако, быстро начал нагонять лидеров. Главное противостояние на трассе: 8 машин Форд против 8 машин Феррари. Через 18 часов активного автомобильного соревнования у Форда выбыло 4 машины из гонки, у Феррари все 8. Впереди первые два места занимают Кен Майлз и Брюс Макларен. Боссы команды приказывают сбросить скорость и финишировать Майлзу и Макларену одновременно, для фотографии фотофиниша. Задумка Генри Форда-младшего в том, что это фото будет иметь необыкновенную ценность для рекламы в Европе и ознаменует его победу. Кен Майлз был командный игрок и согласился, последние несколько километров гонки две машины Форд, шли нос к носу. Но у самого финиша Макларен внезапно прибавил газу и пересек финишную черту первым…

Решающая Гонка

Существует много версий этого поступка. Многие очевидцы утверждают, что Кен в знак протеста ударил по тормозам, чтобы показать руководству – гонки это спорт, а не пустая реклама.

Так или иначе Форд победил. А потом еще два года подряд одержат верх над Феррари. Но уже без Кен Майлза, он погибнет через два месяца после гонки Леман. В 1970 году погибнет и Брюс Макларен. Так жили и умирали настоящие энтузиасты автоспорта, рыцари спорта, навеки вписав свое имя в историю автомобильного спорта.

2016 год: потерять всё за 3 минуты

Первую в своей истории победу в «24 часах Ле-Мана» «Тойота» одержала лишь в 2018 году, когда осталась единственной заводской командой в топовом классе LM P1. Но добиться успеха в культовой гонке японский коллектив мог парой лет раньше в куда более острой и напряжённой борьбе, нежели нынешние состязания с «частниками».

В 2016 году старт на кольце «Сартэ» в главной категории принимали сразу три заводских коллектива, каждый из которых выставлял по паре экипажей — легендарные дизельные прототипы Audi, вернувшиеся в марафонские гонки после длительного перерыва Porsche с гибридной моделью и бензо-электрические Toyota, которые бились за свою первую победу в Ле-Мане.

Ситуация развивалась драматически, потому что сначала из борьбы за первое место выбыли пилоты Audi Sport Team Joest, а вот представители Porsche Team и Toyota Gazoo Racing вели острое сражение за лидерство в гонке. И за шесть минут до финиша гонки преимущество японской марки над ближайшим немецким преследователем составляло более минуты. Всё шло к первой в истории победе Toyota в «24 часах Ле-Мана», но в итоге завершилось… 18-й победой Porsche!

Когда до клетчатого флага оставалось пару кругов, Toyota TS050 Hybrid с бортовым №5 резко потеряла в скорости на прямой «Мюльсан», а за пару минут до финиша прототип окончательно замер на стартовой прямой — мимо пролетел к победе, упавшей буквально в руки в последний момент, Porsche 919 Hybrid под №2. Пожалуй, более драматичной развязки в современной истории «24 часов Ле-Мана», не было никогда: катастрофа «Тойоты», фантастическое везение «Порше» и красивое завершение истории «Ауди» — их Audi R18 дополнил призовой подиум. Уже в следующем году «Ауди» оставила марафонские гонки, а ещё через год из LM P1 ушла и вторая немецкая марка…

Ле-Ман для «Тойоты» закончился кошмаром

Ле-Ман для «Тойоты» закончился кошмаром

Фото: Brian Cleary/Getty Images

Напомним, что премиум-партнёром гонки на выносливость «24 часа Ле-Мана» и эксклюзивным поставщиком моторных масел для команд-участников чемпионата мира по гонкам на выносливость (WEC) является компания Motul.

Микеле Альборето – 1 победа (1997)

Альборето – последний итальянец, побеждавший за «Феррари», и просто один из культовых пилотов 1980-х. Ещё в начале своей формульной карьеры Микеле принимал участие в гонках «24 часа Ле-Мана», однако особого успеха не снискал. После 1983 года итальянец взял паузу в отношениях с трассой «Сарта» и вернулся на север Франции только лишь в 1996-м, спустя два года после последнего сезона в Ф-1.

Первое за долгие годы участие в гонке на выносливость для Альборето обернулось неудачей: не получилось даже добраться до финиша. Но Микеле не отчаивался и в следующем году за рулём всё того же «Порше» WSC-95 добился своей первой виктории. Что интересно, одним из напарников Альборето в той гонке был легендарный Том Кристенсен, для которого эта победа в суточном марафоне стала первой из девяти.

Отпраздновав триумф на севере Франции, Микеле и не думал останавливаться. Каждый следующий год он принимал участие в гонке «24 часа Ле-Мана» вплоть до тех пор, пока не погиб в апреле 2001-го при тестировании прототипа «Ауди» R8. Микеле ушёл из жизни в возрасте сорока четырёх лет.

Фернандо Алонсо – 2 победы (2018-2019)

Если в ближайшее время кто-то и станет обладателем тройной золотой короны, то этим господином наверняка будет Фернандо Алонсо. Даже сам испанец признаётся, что его цель — это повторение выдающегося достижения Грэма Хилла. Для того чтобы составить компанию великому британцу, Фернандо не хватает только победы на «Старой кирпичнице».

Что касается «Ле-Мана», то здесь Алонсо уже выполнил свою норму. Вообще стоит признать, что у Фернандо просто бешеный КПД на трассе «Сарта»: две гонки – две победы. Первый раз в легендарной гонке на севере Франции Алонсо принял участие ещё во время своего последнего сезона за «Макларен» в 2018 году.

В дебютной гонке «24 часа Ле-Мана» сотоварищами по экипажу для испанца стали его бывшие соперники по Ф-1 – Казуки Накадзима и Себастьен Буэми. В отсутствие «Порше» соперников у японской команды, можно сказать, что и не было. Борьба за победу на трассе «Сарта» развернулась между двумя машинами «Тойоты». Победу в итоге одержал экипаж Алонсо, а японский концерн впервые в истории отпраздновал триумф в гонке «24 часа Ле-Мана».

Фил Хилл – 3 победы (1958, 1961-1962)

Четырнадцать раз Фил Хилл принимал участие в гонке «24 часа Ле-Мана»! Американцу посчастливилось застать «золотую» эпоху «Феррари» в гонках на трассе «Сарта». В период с 1958-го по 1962-й Хиллу трижды удалось отпраздновать триумф по итогам суточного марафона. Что примечательно, каждую из своих побед он разделил с одним и тем же напарником – Оливье Жандебьеном. В 1958 году Фил впервые стал победителем гонки, причём сделал он это ещё до формульного дебюта. Свою первую гонку в Ф-1 Хилл проведёт спустя пару недель после триумфа на трассе «Сарта», причём тоже во Франции.

Следующий раз легендарный марафон покорится американцу уже в 1961-м. В том же году он возьмёт титул в Ф-1 и навсегда потеряет своего товарища по команде и друга Вольфганга фон Трипса, погибшего в ужасной аварии в «Монце». В 1962-м «Феррари» в Ф-1 уже не являлась той грозной силой, как в прошлом сезоне, и Хилл оказался отрезан от борьбы за высокие места. Неудачи в Формуле-1 американец компенсировал уже третьей победой в гонке «24 часа Ле-Мана». В конце 1962 года Хилл покинул «Феррари» и впоследствии приезжал на трассу «Сарта» уже под знамёнами других команд, и делал он это каждый раз неудачно.

Жаки Икс – 6 побед (1969, 1975-1977, 1981-1982)

Вот мы и подобрались к самому успешному пилоту Ф-1, принимавшему участие в гонке «24 часа Ле-Мана». Думаю, здесь не стоит подробно расписывать о подвигах Жаки Икса на трассе «Сарта». О величии бельгийца прежде всего говорят его шесть побед, одержанные в легендарном марафоне на выносливость. Больше Икса побед в гонке «24 часа Ле-Мана» одержал только один человек – абсолютный рекордсмен Том Кристенсен.
Свою первую победу на трассе «Сарта» Жаки Икс одержал с третьей попытки в 1969 году. Тогда бельгиец в упорной борьбе за рулём «Форд» GT40 опередил экипаж «Порше», с которым по иронии судьбы он в будущем будет долго и плодотворно сотрудничать.

С 1975-го по 1977-й Жаки доминировал на трассе «Сарта», никого не подпуская к первой ступени пьедестала (кроме своих напарников, разумеется). С 1976 года начался его самый успешный этап карьеры – как раз в составе «Порше». С командой из Штутгарта Икс одержит ещё четыре победы на севере Франции и окончательно закроет для себя страницу истории под названием «Ле-Ман» в 1985 году. За столь легендарный путь в самой престижной гонке на выносливость Жаки Икс удостоился прозвища Месье Ле-Ман.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий