Как ковалась "Победа". История автомобиля, который "благословил" Сталин

Как ковалась "Победа". История автомобиля, который "благословил" Сталин

МОРЖАРЕТТО Игорь

"Победа" стала первым в СССР массовым легковым автомобилем, а в какой-то степени еще и символом послевоенного возрождения страны. Эта машина давно стала культовой, и дело даже не в том, что конструкция и дизайн были для нашей страны революционными. История создания и постановки в серию автомобиля полна неожиданных поворотов, а "путевку в жизнь" ей дал лично глава государства.

ГАЗ-М20 "Победа", 1947 год ТАСС

Так уж получилось, что в "автомобильную эру" Советский Союз вступил гораздо позже других государств, но очень решительно: первый в стране крупный автозавод — Горьковский — был построен в рекордные сроки и запущен в 1932 году. Строился он при помощи специалистов американской компании "Форд", и модели, которые должны были сходить с конвейера, первоначально были лицензионными.

Но уже изначально они довольно сильно были адаптированными к нашим условиям эксплуатации, а через несколько лет завод был готов приступить к выпуску и собственных моделей. В перспективных планах, разработанных на ГАЗе в конце 1930-х годов, уже значился массовый легковой автомобиль собственной конструкции. Планы нарушила война.

Обновлённый ГАЗ М-20 «Победа»: Новая жизнь с начинкой от «BMW»

ГАЗ М-20 «Победа» — один из самых известных классических автомобилей. В своё время он стал своеобразной вехой в истории отечественного автопрома. Таких автомобилей сейчас осталось мало, хоть и можно иногда увидеть ГАЗ М-20 на улице. Ещё более редкими являются переделки, такие как гибрид, собранный на базе «Победы» и BMW.

ГАЗ-М20 «Победа»

ГАЗ-М20 «Победа» - история, характеристики, фото и видео

В середине 40-х годов Горьковский автомобильный завод приступил к разработке заднеприводного автомобиля с кузовом седан-фастбек впоследствии получивший имя ГАЗ-М20 «Победа». «Победа» стала первым автомобилем СССР, который комплектовали электрическими поворотниками и стеклоочистителями

Изначально ГАЗ-М20 планировали назвать «Родина», однако с этим именем произошел казус, когда автомобиль продемонстрировали Сталину, он спросил с усмешкой «Ну и почем у нас нынче Родина?». Название незамедлительно сменили, и ГАЗ-М20 стал именоваться «Победой».

Немецкий Опель Капитан (Opel Kapitan) образца 1039 года был взят за основу автомобиля ГАЗ-М20

Прототипом автомобиля стал немецкий Опель Капитан (Opel Kapitan) образца 1939 года с кузовом понтонного типа. Дизайн немецкого «Капитана» был полностью переосмыслен талантливым художником Вениамином Самойловым, который впоследствии создал окончательный рисунок будущей «Победы». В результате автомобиль получил обтекаемую конструкцию без выступающих крыльев, с утопленными фарами

В плане дизайна ГАЗ-М20 «Победа» в свое время опережала многие западные аналоги вплоть до начала 50-х годов. Автомобиль обладал независимой передней подвеской и уже в стандартной комплектации оснащался печкой с функцией обдува ветрового стекла

Милицейский седан под названием "Варшава", который выпускали в Польше на основе ГАЗ-М20

С начала 50-х годов большое количество автомобилей шло на экспорт, в стране увеличивался выпуск легковых машин, что повлекло за собой нехватку качественного листового проката. Из-за нехватки стального листа, было решено делать автомобили с откидной матерчатой крышей, так на свет появился кабриолет на базе «Победы».

Автомобиль ГАЗ-М20 «Победа» был на конвейере 12 лет, в 1958 году его производство было прекращено, однако в Польше данный автомобиль с кузовом типа седан продолжали выпускать вплоть до 1973 года, но под собственным названием «Варшава».

Легендарный автомобиль «Победа» — история, модификации и возобновление производства

Дмитрий Орлов

Некоторое время назад ГАЗ продлил срок действия патентных прав на автомарку «Победа». На этой волне появились предположения о том, что знаменитая модель СССР скоро может вернуться на автомобильный рынок.

«Победа» — советский легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) в 1946-1958 годах. Заводской индекс модели — М20. Является «преемником» модели М-1 («эмка») и представляет третье поколение легковых машин ГАЗ. «Победа», помимо легковой версии, имела различные модификации — такси, пикап, «скорая помощь», внедорожник, гоночный автомобиль и даже аэросани. «Победа» также производилась по лицензии за границей и пользовалась большим спросом за рубежом.

Вторая жизнь старой машины

У каждого ретро-автомобиля имеются свои поклонники, которые обладают одним из них или всеми силами стараются его приобрести. У старого ГАЗ М-20 «Победа» тоже немало почитателей по всей стране и за её пределами. К ним относится и Максим, занимающийся восстановлением «Побед» в мастерской с собственным отцом. Среди остальных машин, вышедших из неё, имеется и его собственная.

История очередного автомобиля ГАЗ М-20 началась в одной из деревень, где его приобрели. Сельская местность – отличный источник старых машин. На сегодняшний день немало их разбросано по деревням и небольшим городкам. Часть из них стоит где-нибудь в сарае под разнообразным мусором и пылится долгие десятилетия. Их владельцам они даже не нужны, но выкинуть жалко. Часть же просто ржавеет под открытым небом. Такую машину и приобрёл Максим, чтобы восстановить её до первоначального вида. В мастерской было много деталей, оставшихся от предыдущих проектов. Поэтому аварийный автомобиль было решено привести в порядок, установить в него оригинальные детали и вновь заставить ездить. Машину планировалось отреставрировать, приведя в соответствие с заводскими образцами.

Дизайн и конструкция

ГАЗ-М20 получил 4-цилиндровый двигатель мощностью 50 лошадиных сил, хотя изначально планировалось ставить 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-11, благодаря этому двигателю автомобиль мог разогнаться до 105 км/ч

ГАЗ-М20 "Победа" первой серии с так называемой трехэтажной решеткой радиатора. Ее еще называли тельняшка

«Победа» неоднократно подвергалась модернизации, в первый раз через год после начала серийного производства в 1947 году. В этом году ободки передних фар стали хромированные, изменилась решетка радиатора (она стала как бы «трехэтажной», ее нижняя часть заходила за габаритные огни) и габаритные огни. Однако конструкция «Победы» все еще оставалась «сырой» и ее производство приостановили на один год. Основными недостатками первых автомобилей была неудобная посадка, несовершенная выхлопная система и непрочный кузов.

В 1949 году модель вернулась на конвейер, с этого момента началось производство так называемой «второй серии». «Победа», которую выпускали с 1949 года, уже не повторяла недостатки предшественника, автомобиль получил усовершенствованную выпускную систему, карбюратор, так же усилили кузов. На внешний вид «вторую серию» можно было отличить по решетке радиатора, которая теперь была двух, а не «трехэтажной». Колеса автомобиля со штампованными дисками без отверстий имели большую для тех лет ширину, крепились пятью гайками на шпильках. В 1950 году автомобиль получил коробку переключения передач от «ЗИМа» (ранее ставили устаревшую от «Эмки») и новый глушитель. А еще через 2 года, в 1952 году, модернизировали двигатель, его мощность возросла с 50 до 52 лошадиных сил.

ГАЗ-М-20 второй серии с видоизмененной, "двухэтажной" решеткой радиатора

«Третья серия» автомобилей ГАЗ-М20 «Победа» появилась в 1955 году после очередной модернизации автомобиля. Новый автомобиль получил новую, более привлекательную обивку салона и новый руль с кольцевой кнопкой сигнала. В стандартную комплектацию входил радиоприемник. Так же очередной раз изменилась облицовка радиатора, на котором появилась новая эмблема. В очередной раз модернизировался двигатель, теперь его мощность составляла 55 лошадиных сил.

Случай

Вскоре после сделанной покупки собственный автомобиль Максима попал в аварию. В повседневной жизни он ездил на BMW третьей серии E36, пока её не протаранили сзади. Машина получила очень большой ущерб, её восстановление должно было отнять много времени, сил и денег. Поэтому её владелец решил не ввязываться в долгую и дорогостоящую работу, а вместо этого задумал новый проект, объединив BMW и «Победу» в одном кузове.

Получившийся автомобиль, несмотря на исходное плачевное состояние «Победы», выглядит аккуратно. Кузов был полностью восстановлен, с него убрали всю ржавчину, подлатали при помощи сварочных работ и заново выкрасили. Машина приобрела если и не идеальный, то очень хороший внешний вид. Тот, кто её увидит, наверняка обратит внимание на несколько внешних отличий от оригинальной модели.

Прежде всего это колёса – диски заменили на более интересные и современные спицевые. Второе отличие – заниженный профиль. Чтобы достичь такого эффекта, на автомобиль установили пневмоподвеску, независимую для каждого моста. Поэтому на обычной дороге модифицированная «Победа» сможет проехать без каких-либо проблем, а на выставке клиренс можно уменьшить до минимума.

Два в одном

Самые большие изменения в машине можно заметить, если заглянуть под капот. Если снаружи машина выглядит, как ГАЗ М-20, то под капотом она вылитая BMW E36. Дело всё в том, что автор не стал мудрствовать лукаво. Вместо того, чтобы восстанавливать силовую установку и ходовую часть «Победы», он снял её кузов и поставил на нижнюю часть BMW. В результате получился гибрид на базе BMW третьей серии с внешностью ГАЗ М-20. При этом большим преимуществом стала идентичность колёсной базы двух автомобилей: не пришлось резать кузов ради подгонки.

Автор проекта некоторое время пользовался ретро-автомобилем с современной начинкой для решения повседневных задач. Тем более, что машина «переняла» качества от более современной своей части, которых не хватало в «Победе». При вождении можно прочувствовать все преимущества двигателя в 192 лошадиные силы, а также использования дисковых тормозов, автомата, современной подвески и климат-контроля. Оригинальный автомобиль вряд ли выдержал бы использование в подобном режиме. При этом машина требует минимального технического обслуживания, а также обладает не таким капризным характером, как оригинальный ГАЗ М-20.

Модификации «Победы» — внедорожник и аэросани

В послевоенные годы с уходом морально устаревшего ГАЗ-61 и запуском в производство «Победы» был поднят вопрос о создании нового отечественного комфортабельного легкового автомобиля повышенной проходимости.

Внедорожник, получивший индекс М72, был создан на базе кузова «Победы» и агрегатов армейского вездехода ГАЗ-69. От М20 для этого автомобиля были взяты наружные кузовные панели и несущий каркас кузова, который был видоизменён и дополнительно усилен.

В отличие от М20, у М72 была совершенно новая подмоторная рама, рассчитанная на крепление рессорной подвески переднего моста.

М-2 «Победа» / Фото: Andshel

А в 1959 году ОКБ Камова, на основе «Победы», были разработаны аэросани «Север-2». Их выпуск был налажен на авиационном заводе «Прогресс» в городе Арсеньев (Приморский край). Установленный на лыжи кузов серийного автомобиля М20 «Победа» с авиационным мотором АИ-14 мощностью 260 л.с. был превращён в быстроходный транспорт для северных районов страны в период зимнего бездорожья.

«Победа», наряду с «Москвичом-400», была одним из первых советских легковых автомобилей, широко направлявшихся на экспорт

Средний пробег аэросаней «Север-2» составлял 12 тыс. – 15 тыс. км в год при средней скорости движения 30-35 км/час на почтовых трассах. Маршруты аэросаней проходили по целинному снегу и торосистому льду в мороз до 45 – 50 °C. Они работали вдоль Амура, обслуживая населённые пункты по берегам Лены, Оби и Печоры. Аэросанями «Север-2» выполнялись регулярные почтовые и пассажирские рейсы в районах Сибири, Дальнего Востока и Казахстана.

Аэросани «Север-2» на основе М20 «Победа» / Фото: Alf van Beem

Интерьер

Ещё более интересным получился интерьер автомобиля. В нём были совмещены как советская классика, так и немецкий комфорт. Приборную панель и переднюю переставили с BMW. Правую часть передней панели оставили от «Победы», чтобы сохранить некоторую ретро-атмосферу.

Передние кресла для водителя и пассажира взяли от BMW пятой серии Е39, оттуда же взяли и диван, намного увеличив комфорт в салоне. Также в салоне обносили обивку. Автомобиль получился довольно необычным и интересным. На данный момент его сдают в аренду для отдыха на выходных, а также на свадьбы.

Мастера тюнинга иногда делают всё с точностью до наоборот. Так, например, новенькую Honda Crosstour переделали в легендарную ГАЗ М-20 «Победа» .

Новая «Победа» — возобновление выпуска автомобиля

ГАЗ-М20 «Победа» — культовый легковой автомобиль СССР, заслуживающий реинкарнации. В интернете достаточно часто появляются различные рендеры возрожденной «Победы». На них, чаще всего, новая версия легендарного автомобиля представлена в кузове седан. Но есть и другие вариации, в том числе — внедорожник «Победа».

Какой могла бы быть новая «Победа», продемонстрировал 3D-моделист Сергей Баринов. Дизайнер переосмыслил на современный лад ключевые элементы дизайна классической «Победы». Теоретически она могла бы стать конкурентом лифтбекам Porsche Panamera и Mercedes-AMG GT4Door Coupe.

https://i.cenyavto.com/2021/09/1pNO-1068x601.jpg

Стоит отметить, что автоэксперты считают маловероятным то, что отечественная модель возродится в этом кузове, так как в данный момент на рынке в большей степени доминируют кроссоверы и внедорожники.

Именно поэтому художник портала «Наавторассе.ру» решил продемонстрировать то, что может представлять из себя ГАЗ М20 «Победа» 2021-2022 в стиле премиального внедорожника.

Говоря о внешнем виде новой «Победы», стоит отметить, что он получился достаточно брутальным и даже футуристичным

Стоит отметить, что по мнению автора этих рендеров, за основу мог бы быть взят немецкий Volkswagen Touareg, так как компания Volkswagen сотрудничает с российским предприятием в ряде областей. Если так произойдет в действительности, то стоимость российской модели точно будет не выше «немца».

Говоря о силовой части внедорожника ГАЗ М20 «Победа» 2021-2022, можно с высокой долей вероятности ожидать, что она также будет позаимствована у крупного внедорожника от Volkswagen.

«Победа», это не просто машина, а один из символов славных истории, традиций и мощи нашей страны.

Это значит, что базовым станет мотор с рабочим объемом 2,0 литра, который выдает 249 л.с., но этот агрегат будет предложен только в базовых вариациях автомобиля. А для более «загруженных» топовых версий вполне мог бы подойти турбированный агрегат на 3,0 литра на 340 л.с.

Возрожденная «Победа»: какой она могла бы быть

Говоря о внешнем виде новой «Победы», стоит отметить, что он получился достаточно брутальным и даже футуристичным. Уже судя по тому, что в передней части установлена своеобразная светодиодная оптика, можно говорить о том, что автомобиль будет иметь современное оснащение.

При этом, защитный пластиковый обвес по периметру кузова дизайнер решил покрасить в белый цвет, что кажется не совсем практичным, но в то же время придает автомобилю премиальности.

Будем ожидать возрождение легендарного автомобиля в ближайшем будущем. Ведь «Победа», это не просто машина, а один из символов славных истории, традиций и мощи нашей страны.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий