Содержание
Вступление
С приближением холодов каждый владелец задумывается о теплее в салоне своего верного железного друга. Как всем известно, чаще всего проблемы с отопителем салона появляются в холодное время года и автомобиль Нива тому не исключение. В более старых моделях Нивы из-за неудачной конструкции наиболее часто подвержен выходу из строя радиатор печки. В данной статье речь пойдет именно об этой детали, как продлить срок службы радиатора, как правильно его обслуживать и вовремя проводить замену? Ответ на эти и другие вопросы подробно изложены в данной статье.
Где находится радиатор?
Радиатор печки на автомобиле Нива расположен под центральной консолью в центре. Все работы с радиатором производятся в салоне автомобиля, что не благоприятно сказывается на состоянии салона. При работах рекомендуется укрывать части салона ветошью, чтобы не испачкать их охлаждающей жидкостью в процессе демонтажа.
Причины поломки
Существует огромное количество различных причин, из-за которых радиатор ломается и не выполняет свои функции должным образом. Ниже приведено несколько причин наиболее распространенных.
Засор радиатора изнутри
Вследствие использования некачественной охлаждающей жидкости или пренебрежением ее замены в системе появляются осадки, которые со временем забивают трубки радиатора перекрывая доступ горячей ОЖ тем самым, не нагревая радиатор. Данная проблема может привести к серьезным проблемам и вывести из строя не только радиатор отопителя, но и весь двигатель путем его перегрева.
Чтобы избежать проблем, рекомендуется менять охлаждающую жидкость раз в три года или каждые 60 тыс. км пробега.
Симптомы поломки:
- Плохо греет отопитель;
- Автомобиль греется;
- Грязный ржавый вид ОЖ;
Засор радиатор снаружи
Из-за неудачной конструкции отопителя салона Нивы чаще всего страдает радиатор печки. Забор воздуха происходит сверху тем самым всасывая в воздуховоды и в соты радиатора большое количество пыли и грязи, что несомненно приводит к засору отопителя.
Симптомы поломки:
- Долгий прогрев салона;
- Из воздуховодов идет холодный воздух;
Течь радиатора
Течь возникает в следствии отслоение сварки или торцевых стыков. При такой поломке необходимо оценить состояние радиатора для дальнейших действий. Радиатор с течью можно запаять, но рекомендуется приобрести новый.
Симптомы поломки:
- Неприятный запах антифриза в салоне;
- Жирный налет на лобовом стекле;
- Потеки ОЖ под торпедо;
Последствия
Езда с неисправной системой отопления салона и охлаждения двигателя чревата большими проблемами. Данный узел необходимо поддерживать в исправном состоянии и тщательно следить за его состоянием.
Засор внутри системы опасен для двигателя, а течь радиатора вызывает появление влаги на стекле что приведет к замерзанию стекол в мороз и, следовательно, к нулевой видимости на дороге.
Цена и артикул
Стоимость радиатора печки на Ниву зависит от года выпуска автомобиля и изготовителя. Необходимо выбирать только качественные запасные части от проверенных производителей. Рекомендуется устанавливать медный радиатор отопителя, так как мед имеет большую теплоотдачу, что повысит КПД отопителя салона.
Замена
Замена радиатора отопителя Нивы не является сложным процессом, но требует незначительного опыта в ремонте автомобиля, а так же наличия специально инструмента. Наша подробная инструкция поможет заменить радиатор даже человеку неимущему опыта в ремонте автомобиля.
Для начала необходимо подготовить инструмент. Для проведения работ понадобится:
- Тара для слива ОЖ;
- Отвертка «+», «-»;
- Пассатижи;
- Трещотка с головками на 7, 8 и 10мм;
Процесс снятия радиатора
- Сливаем охлаждающую жидкость с системы. Работы необходимо выполнять на холодном двигателе, чтобы не получить ожоги.
- Откручиваем 4 шурупа крепления вещевой полочки со стороны переднего пассажира и демонтировать ее.
- Далее необходимо демонтировать центральную консоль. Для этого необходимо открутить 3 шурупа крепящих консоль к торпедо.
- Отводим центральную консоль в сторону и отключаем разъемы с кнопок.
- В подкапотном пространстве ослабляем хомуты шлангов к радиатору отопителя и снять их со штуцеров.
- Трещоткой с головкой на 7мм откручиваем два болта уплотнителя и снимаем его.
- В салоне снимаем тягу с крана отопителя. Для этого откручиваем фиксатор тросика и снимаем его с тяги крана.
- Снимаем защелки кожуха вентилятора плоской отверткой и снимаем вентилятор.
- Вынимаем радиатор из посадочного места.
- Откручиваем патрубок и кран от старого радиатора и устанавливаем на новый. Обязательно меняем уплотнительные прокладки на новые.
Надеемся, наша статья была Вам полезна. Ниже можно просмотреть подробное видео по замене.
Работа печки на классической «Ниве» традиционно вызывает нарекания у большинства владельцев этого автомобиля. Откровенно слабый, но шумный вентилятор и неудачная конструкция воздуховодов не прогревают салон должным образом. К тому же на работу отопителя влияет эксплуатация ВАЗ 2121, 2131 в сложных дорожных условиях. Происходит засорение радиатора печки, воздуховодов, разрушение патрубков. Поэтому понимание принципов работы отопителя и умение его ремонтировать своими руками становятся важной задачей для водителя «Нивы».
Радиатор печки «Нивы»
Радиатор отопителя ВАЗ 2121, 2131 не относится к критически важным узлам автомобиля. Но в холодную погоду управление машиной с неисправной печкой вряд ли доставит удовольствие. Помимо откровенного холода в салоне, может возникнуть запотевание стёкол, что приводит к ухудшению обзора, а это уже вопрос безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.
Конструктивно радиатор представляет собой теплообменник или проще говоря батарею, задачей которого является нагрев проходящего через его решётку воздуха. Внешне он выглядит также, как аналогичный узел на других автомобилях.
Радиатор от «Шевроле-Нива» не подходит для семейства ВАЗ-2121, 2131. Это следует учесть при подборе запчасти в магазине.
Местоположение радиатора
Радиатор отопителя на «Ниве» расположен под приборной панелью за центральной консолью между сиденьем водителя и правого пассажира. Это стандартное место для печки в большинстве автомобилей. По сравнению со многими другими моделями машин доступ к радиатору в «Ниве» довольно прост. Специалисту средней квалификации на это потребуется около 10–15 минут.
Устройство и функции радиатора
Радиатор печки представляет собой узел, в котором происходит передача тепла от нагретой жидкости окружающему воздуху. Он состоит из двух горизонтальных рядов трубок, пересекающихся вертикальными металлическими пластинами (рёбрами). С боков конструкция ограничена панелями, которые обеспечивают функции бачков. К одному из бачков пристыкованы входящий и исходящий патрубки охладительного контура.
Внутри бачка есть две несвязанные полости. Антифриз поступает через входящий патрубок в полость, связанную с верхним рядом трубок. С другой стороны радиатора размещён возвратный бачок, через который антифриз перетекает во второй ряд трубок и движется в обратную сторону ко второй полости бачка и исходящему патрубку. После выхода из радиатора антифриз попадает в основную охладительную систему автомобиля. Антифриз, циркулирующий в трубках, обеспечиваете нагрев всей решётки, благодаря этому теплоотдача от радиатора достигает максимального эффекта.
Установлен радиатор в консоли панели приборов в пластмассовом кожухе и уплотнён по периметру поролоновой лентой. Нагрев воздуха зависит от степени открытия крана, регулирующего поток жидкости через радиатор. Кран установлен на входе в радиатор и управляется верхним рычагом на центральной консоли.
Главная и единственная функция радиатора отопителя — нагрев воздушного потока, поступающего в салон через воздуховоды.
Изготавливаются радиаторы из алюминия или меди. Алюминиевое изделие держит температурный режим слабо. Медный радиатор работает эффективнее, но стоит дороже. К преимуществам медного радиатора следует отнести и его ремонтопригодность: возможность запаивания трещин на трубках.
Типичные неисправности радиатора
Существуют две основные неисправности радиатора:
- Засорение решётки и трубок радиатора.
- Нарушение герметичности радиатора.
Поскольку Нива часто эксплуатируется в сложных дорожных условиях, то вероятность загрязнения решётки от пыльного забортного воздуха очень велика. Засорение ячеек снижает площадь теплоотдачи радиатора, и как следствие приводит к уменьшению тепла, выделяемого из воздуховодов в салон. В таких случаях радиатор печки демонтируется и подвергается промывке под высоким давлением.
Засор трубок радиатора тоже встречается часто. Если выходной патрубок едва тёплый или холодный, то забиты трубки радиатора. Это происходит по разным причинам, в том числе и попадание инородных предметов в магистраль охлаждения во время проведения ремонтных работ. В таких случаях тоже выполняется промывка самих трубок. Для этого необязательно снимать радиатор отопителя. Достаточно отделить патрубки радиатора от системы охлаждения, и в один из патрубков радиатора подать воду под давлением.
Нарушение герметичности трубок радиатора можно определить по течи охлаждающей жидкости, которая обычно образуется с правой стороны центральной консоли в зоне ног пассажира. Как правило, течь сопровождается запахом антифриза (тосола) в салоне. Не стоит ориентироваться на один только запах антифриза. Пары охлаждающей жидкости очень летучи и могут ввести в заблуждение относительно источника течи. Запах тосола говорит и об утечке в подкапотном пространстве.
Нарушение герметичности радиатора отопителя происходит вследствие естественного износа металла, из которого он сделан. Постоянные циклы нагревания и охлаждения, воздействие различных химических реагентов и расходных жидкостей со временем приводят к разрушению металла и образованию трещин. Трещины в медном радиаторе поддаются запаиванию. Алюминиевый радиатор придётся менять на новый.
Снятие радиатора печки ВАЗ-2121
Процедура снятия радиатора печки на вазовской «Ниве» не требует особых навыков и умений. Важно подготовить заранее необходимые материалы и инструменты. Большинство инструкций по ремонту автомобильных печек содержит рекомендацию по сливу охлаждающей жидкости перед началом работ. На практике многие автолюбители ограничиваются сливом только той части антифриза, которая находится в самом радиаторе и ближних патрубках системы охлаждения.
Подготовка инструментов
Для работ по замене радиатора потребуются следующие инструменты:
- пассатижи;
- шлицевая отвёртка;
- крестовидная отвёртка;
- набор маркеров для идентификации проводов;
- гаечный накидной ключ на «7»;
- гаечный накидной ключ на «10»;
- торцевой ключ на «7»;
- торцевой ключ на «10».
Порядок работ по демонтажу радиатора
Все операции необходимо выполнять в такой последовательности:
- Отвернуть левый саморез крепления вещевой полки.
- Отвернуть два самореза правого крепления полки.
- Открутить центральный крепёж полки от щитка передка.
- Осторожно опустить правую сторону полки.
- Вывести левую сторону полки из панели центральной консоли.
- Отвернуть саморез крепления облицовки тоннеля пола к панели крепления радиоприёмника.
- Открутить саморезы левого и правого крепления центральной панели.
- Снять панель радиоприёмника.
- Отсоединить колодки проводов от панели радиоприёмника.
- Полностью демонтировать панель.
- В моторном отсеке ослабить хомуты крепления шлангов к патрубкам радиатора.
- Отвернуть винты крепления уплотнителя от щитка передка.
- Снять уплотнитель.
- В салоне ослабить гайку крепления тяги привода крана.
- Снять тягу привода крана отопителя.
- C правой стороны кожуха вентилятора вывести из-под скобы тягу крана отопителя.
- Отсоединить пружинные скобы крепления кожуха.
- Снять кожух и вентилятор.
- Вынуть радиатор.
- Отвернуть крепление кран от радиатора.
- Снять кран отопителя.
- Извлечь нижнюю гайку крепления крана к радиатору.
-
Отсоединить исходящий патрубок.
После демонтажа следует провести тщательный осмотр радиатора на предмет засоров решётки и течи из трубок. По результатам проверки принимается решение о возможности ремонта или установке нового радиатора.
Видео: установка радиатора
https://youtube.com/watch?v=ghjSAyJUPVo
Процесс замены радиатора печки на классической «Ниве» изучен многими автовладельцами вдоль и поперёк. По сути, порядок действий похож на всем семействе классики АвтоВАЗа. Тем не менее при работах следует соблюдать осторожность и технику безопасности. После окончания ремонта перед выездом на дороги общего пользования необходимо убедиться в том, что все узлы и механизмы автомобиля работают в штатном режиме. Только после этого следует начинать повседневную эксплуатацию машины.
Система отопления достаточно надёжна, но как и всему достаточно надёжному, и ей приходит свой срок. Чаще всего достаётся патрубкам и кранам, последним дистанцию может покинуть радиатор печки. Нива ВАЗ 2121 и её модификации 21213 и 21214 не исключение и проблемы с радиатором могут ждать и их. Поэтому проблему лучше предупредить, чем столкнуться с ней в поле морозной ночью.
Кратко об устройстве и неисправностях отопителя
Внезапное похолодание в салоне Нивы ещё не означает, что нужно что-то срочно менять или ремонтировать. Для диагностики не обязательно ехать и на СТО, все можно выяснить самостоятельно, имея простейший набор инструментов и голову на плечах. Собственно, отсутствие тёплого воздуха в воздуховодах может быть следствием нескольких неисправностей: Это если не считать неисправностей электрооборудования, к которым пока у нас претензий нет. Воздушная пробка вычисляется довольно просто — для этого нужно прогреть двигатель до рабочей температуры и тактильно (руками) проверить температуру патрубков на входе и на выходе из радиатора отопления. Если пробки нет, температура должна быть одинаковой. Пробка, кстати, может возникнуть не только в контуре отопителя, но проверяется её наличие именно таким образом.
Совершенной неожиданностью для водителя может стать забитый воздухозаборник. Это особенно актуально для Нивы, которая дружит с бездорожьем. В воздухоприемник могут попасть пыль, листва, ветки, другие дары лесов, которые там абсолютно не нужны. Неисправный мотор отопителя даст о себе знать сразу, но радиатор при этом будет исправно прогреваться, а если же он забился или потёк, то замена ему светит.
Какой радиатор для ВАЗ 21214 лучше</h3>
Перед тем как заменить радиатор печки Нива, стоит сто раз подумать, нужно ли его менять на новый. Возможно, лучше прочистить или запаять старый, поскольку конвейерный продукт всегда лучше детали из фонда запчастей. Хотя, это зависит от года выпуска автомобиля. В принципе, особого выбора радиаторов отопителя по типам нет — есть только медные и алюминиевые модели. Споры о том, какой из них лучше, не закончатся никогда, потому что медь и алюминий — совершенно разные металлы с совершенно разными характеристиками.
А если оперировать ценами, то медный, конечно, дороже. Его цена может быть в пределах 2,5 тысячи рублей в то время, как алюминиевый будет стоить не более 1800. Есть у алюминиевого теплообменника ещё одна хорошая способность — он быстро нагревается. Пожалуй, это все его плюсы. Медная деталь разогревается дольше, вместе с тем: Что касается брендов, то тут каждый выберет себе запчасти по личным пристрастиям, хотя отзывы публики о Лузарах, оренбургских и лихославльских радиаторах полярно противоположны. Можно быть частично уверенным в качестве радиаторов ДААЗ, как основного поставщика подобных деталей на конвейер в Тольятти.
Замена радиатора печки на Ниве</h2>
Поменять радиатор отопителя довольно просто, хотя это может занять полдня времени. Именно поэтому мы и акцентировали внимание на качестве запчастей, чтобы не переделывать работу несколько раз. Достаточно придерживаться технологии, собрать все отвёртки, которые есть в гараже (желательно с коротким жалом), набраться терпения и приступить к поэтапной замене:
- Демонтировать радиатор отопителя, предварительно аккуратно сняв патрубки и слив из них антифриз.
Новый радиатор устанавливается на место в обратном порядке, после чего нужно убедиться, что в системе не образовалась воздушная пробка. Таким образом можно сэкономить как минимум 2500 рублей, которые попросили бы за эту работу на сервисе. А за эти деньги лучше купить качественный радиатор, который прослужит ещё десяток лет.
Видео:
Главная→Каталог→Отопление и вентиляция→Радиатор отопителя→ВАЗ 2101-2121→Радиатор отопителя ВАЗ-2121 (ЗКС)Радиатор отопителя ВАЗ-2121 (ЗКС)Характеристики
Код поставщика: | 195988 |
Артикул: | 21210-8101050-10 |
Реквизиты: | Товар, Товар, 00-00043219, Радиатор отопителя ВАЗ-2121 (ЗКС), 1 |
Базовая единица: | шт |
Ставки налогов: | 18 |
Производитель: | Лада-Имидж ЗАО |
Радиатор отопителя ВАЗ-2121 (ЗКС) Нет в наличии2 160 руб.+ 64.8 на счет бонусовРадиатор отопителя ВАЗ-2101-07 (2-х рядный) алюминиевый (фирм. упак. LADA)Радиатор отопителя ВАЗ-2101-07 (2-х рядный) алюминиевый (фирм. упак. LADA)Характеристики
Код поставщика: | 024214 |
Артикул: | 21050-8101060-00 |
Реквизиты: | Товар, Товар, 00-00027807, Радиатор отопителя ВАЗ-2101-07 (2-х рядный) алюминиевый (фирм. упак. LADA), 0.77 |
Базовая единица: | шт |
Ставки налогов: | Без налога |
Производитель: | ДЗА ООО |
Радиатор отопителя ВАЗ-2101-07 (2-х рядный) алюминиевый (фирм. упак. LADA) Есть в наличии ( 100 )920 руб.+ 27.6 на счет бонусовРадиатор отопителя ВАЗ-2101-07 медн. с.о. (без крана) ШадринскРадиатор отопителя ВАЗ-2101-07 медн. с.о. (без крана) ШадринскХарактеристики
Код поставщика: | 263667 |
Артикул: | 2101-8101060-02 |
Реквизиты: | Товар, Товар, 00-00030668, Радиатор отопителя ВАЗ-2101-07 медн. с.о. (без крана) Шадринск, 1.75 |
Базовая единица: | шт |
Ставки налогов: | 18 |
Производитель: | ШААЗ ОАО |
Радиатор отопителя ВАЗ-2101-07 медн. с.о. (без крана) Шадринск Нет в наличии3 600 руб.+ 108 на счет бонусовРадиатор отопителя ВАЗ-2101-07 (2-х рядный) алюминиевый ПекарРадиатор отопителя ВАЗ-2101-07 (2-х рядный) алюминиевый ПекарХарактеристики
Код поставщика: | 261719 |
Артикул: | 2105-8101060 |
Реквизиты: | Товар, Товар, 00-00036703, Радиатор отопителя ВАЗ-2101-07 (2-х рядный) алюминиевый Пекар, 0.92 |
Базовая единица: | шт |
Ставки налогов: | 18 |
Производитель: | Топливные системы ООО Пекар |
Радиатор отопителя ВАЗ-2101-07 (2-х рядный) алюминиевый Пекар Есть в наличии ( 3 )920 руб.+ 27.6 на счет бонусовРадиатор отопителя ВАЗ-2101-07 (2-х рядный) алюминиевый (ДЗА) (упак. ОАТ)Характеристики
Код поставщика: | 217467 |
Артикул: | 21050-8101060-00 |
Производитель: | ДЗА ООО |
Радиатор отопителя ВАЗ-2101-07 (2-х рядный) алюминиевый (ДЗА) (упак. ОАТ) Есть в наличии ( 50 )920 руб.+ 27.6 на счет бонусовРадиатор отопителя ВАЗ-2101-07 (2-х рядный) алюминиевый KRAFTРадиатор отопителя ВАЗ-2101-07 (2-х рядный) алюминиевый KRAFTХарактеристики
Код поставщика: | 208677 |
Артикул: | KT-104002 |
Реквизиты: | Товар, Товар, 00-00030343, Радиатор отопителя ВАЗ-2101-07 (2-х рядный) алюминиевый KRAFT, 0.91 |
Базовая единица: | шт |
Ставки налогов: | 18 |
Производитель: | OberKraft |
Радиатор отопителя ВАЗ-2101-07 (2-х рядный) алюминиевый KRAFT Есть в наличии ( 2 )1 035 руб.+ 31.05 на счет бонусовРадиатор отопителя ВАЗ-2105-2107,2121-21213,21214,2131,1111 и модификации ШадринскХарактеристики
Код поставщика: | 440522 |
Артикул: | 2105А-8101060 |
Производитель: | ШААЗ ОАО |
Радиатор отопителя ВАЗ-2105-2107,2121-21213,21214,2131,1111 и модификации Шадринск Есть в наличии ( 1 )900 руб.+ 27 на счет бонусовРадиатор отопителя ВАЗ-2101-07 (2-х рядный) алюминиевый (ПОАР) ПОАР ОТ 0106Характеристики
Код поставщика: | 300118 |
Артикул: | 2105-8101060 |
Производитель: | ПОАР Авто-Радиатор |
Радиатор отопителя ВАЗ-2101-07 (2-х рядный) алюминиевый (ПОАР) ПОАР ОТ 0106 Есть в наличии ( 8 )870 руб.+ 26.1 на счет бонусовLUZAR LRH 0101 Радиатор отопителя узкий ВАЗ 2101-2107Характеристики
Код поставщика: | 309807 |
Артикул: | LRH0101 |
Производитель: | OberKraft |
LUZAR LRH 0101 Радиатор отопителя узкий ВАЗ 2101-2107 Есть в наличии ( 7 )985 руб.+ 29.55 на счет бонусовРадиатор отопителя ВАЗ-2101-07 (2-х рядный) алюминиевый (ПРАМО)Радиатор отопителя ВАЗ-2101-07 (2-х рядный) алюминиевый (ПРАМО)Характеристики
Код поставщика: | 021085 |
Артикул: | ЛР2106-8101060 |
Базовая единица: | шт |
Производитель: | ОАО “Лихославский радиаторный завод” |
Радиатор отопителя ВАЗ-2101-07 (2-х рядный) алюминиевый (ПРАМО) Нет в наличии680 руб.+ 20.4 на счет бонусовLUZAR LRH 0106 Радиатор отопителя ВАЗ 2104-05Характеристики
Код поставщика: | 308530 |
Артикул: | LRH0106 |
Производитель: | Топливные системы ООО Пекар |
LUZAR LRH 0106 Радиатор отопителя ВАЗ 2104-05 Есть в наличии ( 9 )900 руб.+ 27 на счет бонусовLUZAR LRh 0101c Радиатор отопителя ВАЗ 2101-2108 медныйХарактеристики
Код поставщика: | 367621 |
Артикул: | LRh0101c |
LUZAR LRh 0101c Радиатор отопителя ВАЗ 2101-2108 медный Есть в наличии ( 1 )3 660 руб.+ 109.8 на счет бонусовРадиатор отопителя (2х-рядный) алюминиевый с пласт. бачками ВАЗ-2101 (Прамо)Характеристики
Код поставщика: | 553914 |
Артикул: | ЛР2101-8101060 |
Радиатор отопителя (2х-рядный) алюминиевый с пласт. бачками ВАЗ-2101 (Прамо) Есть в наличии ( 2 )635 руб.+ 19.05 на счет бонусов Выводить по:2020406080100Используемые источники:
- https://enginehack.ru/radiator-pechki-niva/
- https://autoclub.su/zamena-radiatora-pechki-niva/
- https://nivaexpert.ru/salon/zamena-radiatora-pechki/
- https://original-detal.ru/catalog/otoplenie_i_ventilyatsiya/radiator_otopitelya/vaz_2101_2121/