Содержание
- 1 Назначение крана отопителя на ВАЗ 2109
- 2 Выбор отопительного крана и стоимость детали
- 3 Замена отопительного крана на ВАЗ 2109
- 4 Функция крана
- 5 Где искать кран отопителя
- 6 Почему происходят поломки
- 7 Какой выбрать
- 8 Что нужно для замены крана отопителя
- 9 Порядок замены
- 10 Проверка работоспособности крана обогревателя
- 11 Неисправность – характерные признаки
- 12 Какой лучше выбрать
- 13 Как производится замена
- 14 Выполнение работ
- 15 Что скрывает под собой панель в салоне авто?
- 16 Приводим в чувства радиатор
- 17 Замена крана и мотора вентилятора – справимся сами?
Если и есть деталь, способная доставить владельцу ВАЗ 2109 массу неприятностей, то это кран отопителя. Он со временем начинает подтекать, и это одна из хронических «болячек» всех «девяток». Рано или поздно каждому автовладельцу придётся задуматься о замене этой крайне неудачной детали. Возникает вопрос: можно ли поменять кран печки самостоятельно? Разумеется. Попытаемся разобраться, как это делается и что для этого нужно.
Назначение крана отопителя на ВАЗ 2109
На ВАЗ 2109 существует два круга движения охлаждающей жидкости: большой и малый. Когда охлаждающая жидкость идёт по большому кругу, то она, разогревшись в главном радиаторе, уходит из него в радиатор отопителя и разогревает его. Позади отопительного радиатора установлен вентилятор с электроприводом. Он обдувает радиатор и нагнетает горячий воздух в салон через систему воздухопроводов. Таким образом осуществляется обогрев салона ВАЗ 2109. Однако в тёплое время года нет необходимости пускать антифриз по большому кругу.
Поэтому водители переключают систему отопления на малый круг, когда охлаждающая жидкость не попадает в радиатор отопителя. Для переключения используется отопительный кран, назначение которого сводится к тому, чтобы направлять поток охлаждающей жидкости в нужный трубопровод в зависимости от сезона.
Расположение крана отопителя
Отопительный кран на ВАЗ 2109 встроен в переднюю стенку моторного отсека так, что одна пара трубок крана выводится в подкапотное пространство, а вторая — выводится в салон, под центральную консоль.
Для того чтобы добраться до крана, автовладельцу придётся вначале демонтировать эту консоль. Других вариантов нет.
Поломка отопительного крана и её причина
Не заметить поломки отопительного крана на ВАЗ 2109 невозможно: на полу салона, со стороны переднего пассажира, появляется лужа антифриза, а в салоне отчётливо чувствуется характерный сладковатый запах.
Причин, из-за которых отопительный кран ломается, существует две:
- низкое качество крана. С завода все «девятки» комплектуются мембранными кранами, герметичность которых оставляет желать лучшего. Срок их службы очень недолог;
- коррозия. Всё просто: в тёплое время года все автолюбители перекрывают отопительный кран. С закрытым краном они ездят месяца три-четыре. За это время шток крана покрывается ржавчиной и буквально приваривается к корпусу. Иногда всё бывает настолько плохо, что повернуть приржавевший кран удаётся только с помощью плоскогубцев. Разумеется, ни о какой герметичности после такой операции не может быть и речи.
Выбор отопительного крана и стоимость детали
Перед водителем, столкнувшимся с течью отопительного крана, неизбежно встанет вопрос: какой кран купить на замену? Вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Потому что существует три вида отопительных кранов, которые различаются не только по стоимости, но и по конструкции. Перечислим их:
- кран с мембраной. Именно такой кран устанавливался производителем на сошедшие с конвейера «девятки». Стоимость — от 400 рублей. Это самый дешёвый кран, который можно сегодня найти на рынке. Однако низкая цена не должна обманывать автовладельца: надёжность мембранных кранов оставляет желать лучшего. И приобретать их можно только в одном случае: когда не удалось найти ничего другого;
- кран шаровый. Как видно из названия, запирающим элементом в этом устройстве является массивный шар, который куда надёжнее стандартной мембраны. Вместе с тем вышеуказанный шар сделан из стали. А следовательно, подвержен коррозии. Поэтому автовладельца, решившего открыть кран с наступлением холодов, может ждать весьма неприятный сюрприз. Стоимость такого крана начинается от 550 рублей;
- кран керамический. Самый надёжный и при этом самый дорогой вариант. Коррозия таким устройствам не страшна: корпус у них из пластика, а запирание антифриза осуществляется двумя плотно прижатыми пластинками из керамики. Стоимость керамического крана — от 700 рублей, и если автовладелец не стеснён в средствах, то приобретать следует именно керамику.
Замена отопительного крана на ВАЗ 2109
Перед началом работы определимся с расходниками и инструментами. Вот они:
- новый печной кран;
- пара стальных хомутов под шланги диаметром 20 мм;
- канистра нового антифриза (4 литра);
- металлическая щётка для удаления ржавчины;
- комплект резиновых прокладок для отопительного крана ВАЗ 2109 (на случай если старые окажутся изношены);
- автомобильный герметик на основе силикона;
- пара отвёрток: крестовая и плоская;
- торцевые головки на 13 и 10;
- комплект рожковых ключей.
Последовательность операций
Прежде всего нужно обратить внимание на два момента. Во-первых, менять печной кран удобнее всего на смотровой яме. В крайнем случае на эстакаде. А во-вторых, перед заменой крана двигателю нужно дать остыть как следует, при этом регулятор режимов антифриза следует поставить в положение «горячо». Это позволит полностью слить антифриз из отопительного радиатора.
- Под стоящую на яме машину устанавливается ёмкость для слива старого антифриза. Пробка на радиаторе откручивается, охлаждающая жидкость сливается.
- Под капотом есть пара шлангов, прикреплённых к патрубкам крана с помощью хомутов. Эти хомуты тщательно очищаются от грязи металлической щёткой. Если они сильно заржавели, можно воспользоваться составом WD40. После того как ржавчина сойдёт и болты на хомутах начнут двигаться, хомуты ослабляются с помощью плоской отвёртки.
- В салоне с помощью крестовой отвёртки выкручиваются саморезы, удерживающие боковые панели.
- Открывается доступ к отопительному крану. Со стороны салона на нём есть два патрубка с хомутами. Эти хомуты тоже необходимо ослабить. После этого шланги снимаются с патрубков (причём делать это нужно очень аккуратно: в шлангах может остаться антифриз, который обязательно выльется на пол салона).
- Кран крепится на трёх гайках на 10. Открутить их можно только торцевым ключом. Там же находится подпружиненный фиксатор с тросом. Трос отсоединяется вручную.
- Старый кран извлекается из ниши, заменяется новым. После чего производится обратная сборка элементов отопительной системы ВАЗ 2109.
Видео: меняем отопительный кран и радиатор на ВАЗ 2109
Итак, замена отопительного крана на «девятке» — задача, которая вполне по силам даже автолюбителю-новичку. Всё, что необходимо сделать — это следовать приведённым выше рекомендациям и не забыть слить охлаждающую жидкость перед началом работы.
В большинстве отечественных автомобилей, и ВАЗ-2109 не является исключением, кран отопителя – одно из слабейших мест. Этот узел нередко протекает, и тогда приходится осуществлять его замену. Причем ремонт в мастерской обойдется довольно дорого – иногда за работу просят и все 1 500 рублей. Из-за этого у многих владельцев возникает идея – поменять кран печки своими силами. Реально ли это? Вполне. Расскажем о всех тонкостях подробнее в настоящей статье.
Функция крана
В автомобиле ВАЗ-2109 охлаждающая жидкость (ОЖ) циркулирует по двум контурам. Если используется большой, то она проходит через двигатель. Там нагревается, и далее следует в радиатор собственно отопителя. Данный элемент обдувается специальным вентилятором, гонящим воздух, который нагрела печка, в салон.
Летом большой контур не задействуется, и жидкость циркулирует исключительно по малому, куда входит главный радиатор и силовая установка. Воздуховоды же печки обеспечивают вентилирование салона.
Сам кран регулирует подачу горячей ОЖ к отопителю или вовсе перекрывает ей туда доступ. Соответственно, в теплый сезон он постоянно пребывает в закрытом положении.
Где искать кран отопителя
Кран печки на автомобиле ВАЗ рассматриваемой модели находится под панелью приборов. Он закреплен на перегородке, отделяющей салон от моторного отсека. От него идут патрубки – один уходит в подкапотное отделение, а второй остается в салоне.
Чтобы получить полный доступ к крану, необходимо разобрать частично центральную консоль. Процедура эта, по счастью, несложная – снимите накладку со стороны пассажирского переднего кресла, и дело сделано.
Почему происходят поломки
Как отмечалось выше, запорная арматура обогревателя – это очень уязвимый элемент ВАЗ-2109. Если он выходит из строя, то игнорировать поломку не удастся. Прежде всего, на полу, у стоящего в первом ряду основания пассажирского сиденья, образуется под ковриком лужа. Кроме того, вытекающий тосол издает весьма характерный запах, что также должно наводить на мысль о неисправности печки.
Протечка возникает по трем основным причинам:
- использование отечественным автопроизводителем низкокачественных кранов;
- окисление;
- механическое разрушение.
Волжский завод снабжает свои изделия запирающей арматурой мембранного типа. У этой системы есть один врожденный недостаток – слабая герметичность. Даже при аккуратном использовании такие краны ломаются весьма быстро.
Вторая неисправность происходит из-за того, что системой обогрева не пользуются, по крайней мере, 4-5 месяцев в году. Этого периода вполне достаточно, чтобы кожух крана и подвижные элементы покрылись осадком. В итоге внутренности его буквально слипаются. Владелец авто для открытия прилагает значительное усилие, и в итоге узел просто разрушается. То есть происходит поломка третьего типа.
Какой выбрать
Каждый водитель хочет, чтобы печка его автомашины работала безукоризненно. Потому, при поломке ее крана человек начинает задумываться, какой правильнее выбрать на замену.
Читайте также:Что делать, если ВАЗ-2109 не заводится?
На рынке представлено три основных типа запорной арматуры. Отличает их не только цена, но и конструктивные особенности.
Самый бюджетный вариант крана – это ранее упомянутый мембранный. Им печка комплектуется на заводе. Обойдется узел примерно в 400 целковых. Ничего дешевле не существует в природе. Беда в том, что экономия часто получается довольно условной, ведь о ненадежности мембранных моделей уже легенды ходят.
Нередко для замены берут шаровые краны. Они гораздо удобнее мембранных, но слегка дороже – за одну штуку придется уплатить не менее 550 рублей. При этом в дешевых вариантах запирающий шарик изготовляется из обычной стали, которая сравнительно легко поддается коррозии.
Керамические модели для печки считаются наиболее надежными. Они не боятся агрессивных сред и не закисают. Цена крана – около 750 рублей. Этот вариант рекомендуют все, кто его использовал.
Что нужно для замены крана отопителя
Перед тем как заняться печкой ВАЗ, стоит подготовить все необходимые инструменты и расходные материалы. Вам, в частности, потребуются:
- новый исправный краник;
- стальные хомуты (2 шт.), раскрывающиеся до 23 миллиметров;
- тосол, не менее 4 литров;
- прокладки для крана;
- герметизирующий состав (специальный автомобильный или сантехнический силикон с нейтральной реакцией);
- ведро для старой ОЖ;
- наборы ключей и отверток;
- плоскогубцы.
Порядок замены
Если вы использовали машину, то обязательно дайте остыть ее силовой установке – в противном случае ОЖ окажется очень горячей, а это опасно.
Автомобиль надо поставить на рампу или яму, поскольку вам потребуется доступ к ее днищу.
Прежде чем менять рассматриваемую в настоящей статье запорную арматуру, поставьте регулятор печки в крайнее правое положение, то есть на максимальный нагрев. Только в этом случае вам удастся полностью слить ОЖ из радиатора.
Читайте также:Как произвести замену шрусов на ВАЗ-2109
Когда подготовка выполнена, немного открутите крышку распределительного бачка и поместите под автомашину ведро, чтобы собрать вытекающий тосол. Первым от него освобождается радиатор – на нем есть специальная пробка. Далее сливают жидкость с блока цилиндров и шлангов, ведущих к крану.
Со стороны капота ослабляют патрубки, уходящие непосредственно к крану. Хомуты на них часто ржавеют, а потому их перед раскручиванием рекомендуется обработать ВД-40. Винты отворачиваются плоской отверткой. Переходите в салон. Здесь уберите боковые накладки центральной консоли. Они удерживаются шурупами, для отвинчивания которых применяется крестовая отвертка.
Собственно, кран печки располагается со стороны переднего пассажира. На нем установлено два патрубка, зафиксированных хомутами. Последние осторожно ослабьте и очень аккуратно снимите шланги (есть риск, что в них еще остался тосол).
Теперь нужно освободить кран – для этого достаточно отвернуть три 10-миллиметровые гайки. Перед этим от него отсоединяют приводной тросик. Остается демонтировать испорченный узел и установить на его место исправный.
Соберите все в обратном порядке и проверьте, как работает отопитель, а также убедитесь, что в местах крепления патрубков все герметично.
В автомобиле ВАЗ-2109 замену крана отопителя вызывают две неисправности: утечка охлаждающей жидкости и отказ переключения подачи холодного на горячий воздух вследствие закисания. Если неисправность смены режимов отопления не критична и может подождать, то лужи антифриза в том месте, где находится кран печки ВАЗ-2109, говорят о необходимости немедленного ремонта.
Проверка работоспособности крана обогревателя
Если не переключаются режимы подачи холодного или горячего воздуха, то причиной может быть спавший тросик управления заслонки или закисание самого механизма. Как открыть кран печки ВАЗ-2109 в этой ситуации?
Для этого нужно снять со стороны пассажира боковую панель торпеды. Потом проверить состояние троса и если причина в нём, то подсоединить его обратно на место. Также можно без снятия панели просунув руку под торпеду, туда, где находится кран отопителя ВАЗ-2109, передвинуть рычажок заслонки печки ВАЗ-2109 в нужное положение. Если рычаг не поддаётся, то, скорее всего, он закис и подлежит замене.
Снятие и замена крана отопителя
Для замены крана печки ВАЗ-2109 необходим имеющийся у большинства водителей набор инструментов:
- набор крестовых и шлицевых отвёрток;
- набор рожковых ключей №10 и №13 или торцевых головок этих размеров, а также вороток с храповым механизмом и карданчиком;
- силиконовый герметик;
- ёмкость для слива охлаждающей жидкости;
- щётка по металлу;
- универсальная проникающая смазка WD-40 или её аналог;
- смотровая яма, эстакада или подъёмник;
- ветошь для защиты напольного покрытия салона от попадания антифриза.
В продаже имеются керамические, шаровые, а также электрокраны печки ВАЗ-2109. Какие краны отопителя ВАЗ-2109 лучше из перечисленных? При редком использовании закисанию больше подвержены шаровые механизмы, а электронная система автоматического управления отопления «САУО» гораздо сложней при монтаже. Этих недостатков лишены керамические механизмы производства российских фирм «ЯВВА» или «ЛУЗАР».
Многие опытные водители советуют просто заменить краны печки на водопроводные. Выгода этого решения не только в стоимости, но и в надёжности — охлаждающая жидкость либо постоянно циркулирует, либо перекрывается легко вручную на патрубке. Другой способ, как проще поменять краник отопителя ВАЗ-2109 — вообще отказаться от него, салонная температура в этом случае регулируется воздушными заслонками.
Инструкция, как поменять краник отопителя ВАЗ-2109:
- Перед тем как заменить кран печки ВАЗ-2109, устанавливаете автомобиль на эстакаде и, открутив пробку на радиаторе, сливаете охлаждающую жидкость в подготовленную заранее ёмкость.
- Когда радиатор опустеет, отвёрткой ослабляете хомуты на патрубках, идущих от двигателя к печке, затем с помощью WD-40 и щётки по металлу очищаете резьбу на шпильках крепления заменяемой детали. По окончании полностью откручиваете хомуты.
- Аккуратно поочерёдно снимаете шланги, в них могут находиться остатки антифриза, который надо слить.
Важно! Не пропускайте этот шаг, потому что снять кран печки ВАЗ-2109 с подсоединёнными шлангами не получится.
- Сняв внутри салона боковую накладку торпеды, проверяете состояние патрубков, если необходимо меняете их.
- Потом под машиной торцевым ключом №10 откручиваете гайки крепления меняемой детали на печке ВАЗ-
- Вернувшись в салон машины, вытянув краник на себя (там, где место правого пассажира), снимаете пружинный фиксатор и отсоединяете от заменяемой детали трос управления.
- Берём новую запчасть и производим сборку в обратном порядке.
Важно! Чтобы предотвратить в будущем утечку охлаждающей жидкости в местах стыков патрубков, необходимо обрабатывать силиконовым герметиком, а также для увеличения срока эксплуатации установить там, где стоит краник печки на ВАЗ-2109, резиновые уплотнители.
https://www.youtube.com/watch?v=QxX3tCjapJE
Убеждаемся, что пробка радиатора на месте и заливаем охлаждающую жидкость в него до необходимого уровня. После чего запускаем двигатель и, избавившись от воздушных пробок, проверяем исправность работы режимов обогревателя. На этом замена крана отопителя печки ВАЗ-2109 закончена.
Узнав, как заменить кран печки, вы сможете самостоятельно отремонтировать ваше авто, без визита в СТО и избежав лишних расходов на ремонт.
Как показывает практика, обычно кран отопителя требуется менять, если он начал течь или же прикипел так, что его регулятор перестает двигаться. Старый отремонтировать не представляется возможным, да он и не подлежит восстановлению. Между тем без этого элемента обогрев салона работать нормально не способен.
Как именно производится замена испорченного крана печки на автомашине ВАЗ-2109 – рассказывается в настоящей статье.
Неисправность – характерные признаки
О том, что краник дал течь, свидетельствуют следующие признаки:
- на полу в салоне обнаруживаются следы жидкости;
- в машине появился характерный запах тосола.
Обнаружив один из вышеназванных симптомов, необходимо обязательно осмотреть вышедший из строя узел. Важно понимать, что если не устранить поломку своевременно, то впоследствии ремонт обойдется в гораздо большие деньги, и выполнить его своими руками, скорее всего, уже не получится.
Читайте также: Замена задних стоек ВАЗ-2109
Как произвести осмотр? Понадобится забраться под капот со стороны двигателя. Следует отметить, что протечка может произойти в различных местах охлаждающей системы, потому понадобиться обследовать ее всю. Удобней это делать с фонариком. ОЖ, в частности, нередко капает из:
- радиатора;
- мест соединений шлангов и патрубков.
Когда выясняется, что виновник неисправности именно кран, владельцу необходимо приступить к его замене поскорее.
Это требование тем более актуально, если на дворе стоит зима, ведь без обогрева в машине будет передвигаться очень некомфортно и к тому же опасно, если предстоит долгое путешествие по малонаселенной местности.
Какой лучше выбрать
От качества нового крана во многом зависит и продолжительность его эксплуатации, и надежность работы всей системы.
Всего на российском рынке есть три вида данного узла. Имеются в виду:
- стандартный, то есть родной, используемый производителем;
- шаровый кран;
- керамический.
Первый стоит очень недорого, но при этом обычно и служит достаточно короткий период времени. По этой причине останавливать на нем свой выбор стоит только тогда, когда у автолюбителя нет лишних денег или если ничего другого купить не удалось.
Керамическая модель стоит дороже и достаточно прочна, однако ее недостаток – сравнительно низкая пропускная способность. Если вы проживаете в южных регионах, то смело берите этот вариант. В противном случае идеально подойдет шаровой кран. Этот тип запирающей арматуры отличается:
- большой надежностью;
- прочностью;
- хорошей пропускной способностью.
Однако и последний вариант со временем может закиснуть.
Читайте также: Замена датчика Холла ВАЗ-2109
Как производится замена
Если кран не открывается, и вы обнаружили проблему летом, то спешить необязательно, но протечка требует оперативного устранения – ведь система охлаждения постоянно теряет тосол, а это, в свою очередь, ставит под вопрос нормальное функционирование силовой установки.
Следует знать, что и в более старых и в новых моделях 2109 краник находится напротив переднего пассажирского сиденья, под панелью.
Чтобы произвести замену рассматриваемого узла потребуется следующее:
- новый кран;
- набор прокладок (обычно он продается в комплекте с вышеназванным узлом);
- баллончик WD40 или его аналога;
- проволочная щетка;
- ключи на 13 и 10 (как торцовые, так и накидные);
- отвертки;
- емкость для тосола;
- новая ОЖ.
Выполнение работ
Автомашину необходимо установить на яму или рампу. Колеса ее фиксируются упорами. К работе следует приступать не ранее чем остынет двигатель. Не забудьте задействовать ручной тормоз! Потребуется также отключить аккумулятор – достаточно будет снять с него минусовый провод.
Без слива тосола обойтись не удастся. Потому подготовленную емкость устанавливают под предназначенное для этого отверстие и, открутив пробку, ждут, пока ОЖ не вытечет полностью.
Далее нужно отсоединить патрубки, соединяющие двигатель непосредственно с пришедшим в негодность механизмом. На них ослабляют крепящие хомутики. Щеткой очищают резьбы на двух шпильках, удерживающих собственно кран обогревателя. Как свидетельствуют отзывы – без WD40 легко снять неисправный узел, скорее всего, не получится.
Только после этого можно полностью раскрутить хомуты и снять патрубки. Обратите внимание, иногда в них остается некоторое количество тосола. Следует быть к этому готовым и иметь наготове посудину. Чтобы не испачкать руки, стоит также надеть перчатки.
Завершив работы со стороны капота, нужно перейти в салон. Без снятия торпеды, а точнее, ее боковой панели, также обойтись не удастся. Открыв доступ к остальным патрубкам, их демонтируют. В тех ситуациях, когда выясняется, что они вполне сохранили свои свойства и в замене не нуждаются, их необходимо будет отсоединить только от крана. И из этих трубок также нередко течет ОЖ – будьте к этому готовы.
После того как кран был избавлен от трубок, вновь перемещаемся под днище транспортного средства. Здесь, при помощи ключа на 10, откручивают гайки, удерживающие на месте названный выше элемент. Затем, вернувшись в салон, вытягивают сам кран, сняв фиксатор-пружинку. Лишь после этого разрешается демонтировать тросик, ведущий к регулятору.
Устанавливая новый механизм, не забудьте вернуть тягу на место.
Производится сборка в обратном порядке.
Как показывает практика, достаточно часто автовладельцы оставляют старые прокладки, меняя сам кран. Делать это не следует ни в коем случае. Даже если уплотнители выглядят хорошо, они все же имеют весьма ограниченный ресурс и могут быстро прийти в негодность. Новые поставляются в комплекте и тратится дополнительно на них не придется.
Читайте также: Почему дует холодный воздух из печки ВАЗ-2109
Возвращая на кран патрубки, места соединений следует обработать силиконовым герметиком, это позволит забыть о проточках на долгое время.
Перед заполнением системы тосолом верните сливную пробку на место.
Заменой крана в отопителе ВАЗ 2109 не всегда можно решить проблему обогрева салона, как и у его собратьев – моделей 2108 и 21099. Система, отвечающая за тепло, у этих автомобилей имеет много сходств, поэтому рассмотрим неполадки и устранение на их примере.
Что скрывает под собой панель в салоне авто?
«Эффект холодильника» становится наиболее ощутимым, если вы до сих пор продолжаете эксплуатировать старые модели ВАЗ с передним приводом: 2108, 2109, 21099. Попробуем разобраться, имеется ли какая-то возможность самостоятельно заменить отопительную систему. Несмотря на визуальную идентичность моделей авто некоторая разница в этих узлах ВАЗ 8-й и 9-х моделей все же присутствует.
Принципиального характера это отличие не имеет. Просто в процессе эволюции из конструкции были убраны лишние воздуховоды, изменена форма заслонки, расположение радиатора. Но это не меняет принципа работы. Салон обогревается воздухом, за его нагрев отвечает радиатор, имеющий связь с системой охлаждения мотора, а сам отопитель располагается под панелью приборов в салоне автомобиля, которая у ВАЗ 21099 более высокая из-за некоторых особенностей конструкции печки. С помощью подключенных воздуховодов поток тепла поступает в салон.
Радиатор в системе охлаждения мотора
Чтобы принудительно нагнетать прогретый воздух в салон, в верхней части отопителя расположен вентилятор, вращается который с помощью электромотора. Проще всего произвести доступ к нему из отсека двигателя. Радиатор отопителя, о котором сказано выше, находится в моделях ВАЗ 2109, 2108 и 21099 возле самого обогревателя. Он имеет уплотнение в виде пенополиуретановой прокладки и состоит из двух пластиковых бачков, охлаждающих пластин и трубок, расположенных в два ряда.
Так как отопление связано с системой охлаждения автомобиля, то и циркуляция жидкости через радиатор происходит с помощью насоса этой системы. Регулировать ее поток можно с помощью крана отопителя и различных рычагов, воздействующих на положение клапанов и заслонок. В салон теплый воздух поступает через два центральных и два боковых сопла, внутри которых расположены заслонки, регулирующие интенсивность обогрева. Направление потока также изменяется лопатками-жалюзи с помощью рычажков в салоне.
После того, как воздух в салоне нагрет, необходима его циркуляция и поддержание установленной температуры. Необходим выход отработанного потока наружу. В связи с этим на моделях ВАЗ 2108 горячий воздух поступает наружу через отверстия, расположенные в центральных кузовных стойках. У автомобилей 9-х моделей эти отверстия расположены в углах задних боковых стекол и имеют резиновые клапаны, мешающие поступлению в воздуховоды атмосферного воздуха.
Приводим в чувства радиатор
Как правило, приходит в негодность не вся система, а только какая-то ее часть. Первые признаки, что необходимо вмешаться, это специфический запах в салоне, появление пара из вытяжных отверстий, очень быстрое испарение охлаждающей жидкости. Прежде всего необходимо проверить радиатор. Не стоит лезть с проверками, когда мотор работает или еще не остыл. Неполадка, чаще всего, кроется в радиаторе, в области крана отопителя или электросхеме. Рассмотрим эти слабые места подробнее.
Замена крана или электромоторчика – не первоочередный шаг, сначала нужно хорошенько осмотреть радиатор на предмет протечки. Затем придется его снять и совершить проверку герметичности. Извлечение радиатора производится в следующем порядке. Сначала надо отсоединить и (желательно) удалить аккумулятор автомобиля, полностью слить антифриз из системы охлаждения и отсоединить провода от датчика, включающего моторчик вентилятора. Затем придется снять крепеж кожуха вентилятора, отсоединить его кронштейн и провода, отклонить его в сторону. Так вы сможете достать защитную крышку. Останется отсоединить все шланги, слегка наклонить радиатор в сторону и извлечь наружу.
Замена электромоторчика радиатора
Надо заметить, что не лишней будет замена резиновых амортизаторов, расположенных на держателях радиатора.
После того как агрегат снят, необходимо поставить плотные заглушки на патрубки или отверстия (кроме одного), к которым они подсоединяются. Через оставшийся вход требуется закачать воздух в радиатор. Только действуйте осторожно: не допускайте давления воздуха свыше 0,2 МПа. После этого опустите радиатор в ванную с водой, желательно, чтобы она полностью его покрывала. Если появились пузырьки воздуха, герметичность нарушена и необходима замена. Если пузырьков нет, есть вероятность, что он просто засорен. В этом случае необходимо совершить промывку устройства.
Замена крана и мотора вентилятора – справимся сами?
Если проверка радиатора не исправила проблему, причина находится в самом отопителе. Следующая распространенная поломка – неисправность крана. Но даже и в этом случае придется снимать все устройство, так как определить характер проблемы вряд ли получится, да и, скорее всего, помочь сможет только замена. Сначала надо отсоединить шланги от патрубков на кране отопителя, отвинтить крепления крана и снять его. Потом следует демонтировать тяги, идущие к этой детали, убрать облицовочную панель на полу и отсоединить находящийся в тоннеле воздуховод. Далее остается снять провода отопителя, открутить гайки крепления и достать прибор. Естественно, замена и установка совершаются в обратном порядке.
Неисправность крана отопительного устройства
Конечно, желательно в первый раз проделать все описываемые выше операции под руководством опытного товарища (если таковой, конечно, есть). Потому что упустить какую-то мелочь в круговороте патрубков и гаек очень просто, потому найти погрешность будет нелегко. Кстати, если ваш друг хороший специалист в области системы отопления, он наверняка сможет дать совет, как избавиться от старомодного способа спасения радиатора автомобиля, закутывая его в ватные жилетки или картонные коробки. Дело в том, что у ВАЗ 2108 и 9-х моделей есть недостаток в работе обогрева, когда идет слишком сильное охлаждение мотора. А такая необычная обкладка радиатора может, наоборот, привести к перегреву.
Более рациональный подход: в корпус термостата врезается дополнительный патрубок и одновременно ставится заглушка на отверстии водяного насоса. Благодаря такому инженерному решению, жидкость из отопителя поступает к термостату, а после уже продолжает двигаться по своему циклу. Термостат будет частью автоматической системы охлаждения, а о перегревах мотора летом и чрезмерном его охлаждении зимой можно будет не вспоминать. Этот способ получил патент, а потому такой «тюнинг» можно официально заказать в автосервисе, если вы решите доверить замену системы ему.
Поломаться в отопителе может и моторчик, который отвечает за циркуляцию нагретого воздуха (посредством вентиляторов). Его замена проще, чем ремонт, поэтому всего лишь нужно купить подходящий. Установить будет несложно, поскольку мы уже успели разобрать всю систему согласно выше указанной инструкции.
Главная → Устройство → Система охлаждения, обогрева и вентиляции → Отопитель → Используемые источники:
- https://autoclub.su/kran-pechki-vaz-2109/
- https://ladaprofi.ru/vaz-2109/kak-proizvesti-zamenu-krana-pechki-na-vaz-2109-samostoyatelno.html
- https://remam.ru/vozdsys/zamena-krana-pechki-vaz-2109.html
- https://ladaautos.ru/vaz-2109/samostoyatelnaya-zamena-krana-pechki-vaz-2109-vysokaya-i-nizkaya-panel.html
- https://carnovato.ru/radiator-otopitelja-vaz-2109-zamena-krana/