Содержание
- 1 Советский автомобиль ГАЗ-13: технические характеристики, фото
- 2 История ГАЗ-13 Чайка
- 3 ГАЗ-13 «Чайка»: советской конструкторской мысли полет
- 4 ГАЗ-13: технические характеристики. ГАЗ-13 “Чайка”: реставрация и тюнинг
- 5 Представительские автомобили производства «ГАЗ»
- 6 Дизайн и конструкция
- 7 Как назывался ГАЗ-13?
- 8 Great Wall выводит на рынок новый брутальный внедорожник Tank 300 в исполнении для девушек
- 9 Создание
- 10 ЗиМ-12В
- 11 Первые образцы и начало производства автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»
- 12 Дизайн
- 13 Проект «Москва»
- 14 Эксплуатация
- 15 Неповторимый дизайн
- 16 Выставки
- 17 Технические характеристики ГАЗ 13
- 18 Интерьер «Чайки»
- 19 Конструкция Чайки
- 20 Модернизация модели
- 21 Силовая установка
- 22 Особенности конструкции
- 23 Двигатель Чайки
- 24 Трансмиссия
- 25 Двигатели ГАЗ-13
- 26 Трансмиссия Чайки и органы ее управления
- 27 Технические параметры
- 28 Производство Чайки
- 29 Модификации
- 30 Хронология выпуска
- 31 Стоимость
- 32 Возможности реставрации и тюнинга
Советский автомобиль ГАЗ-13: технические характеристики, фото
ГАЗ-13 «Чайка» – первый советский представительский автомобиль, обладающий ярким и запоминающимся дизайном, просторным и комфортным семиместным салоном, прочной рамной конструкцией и инновационным мощным алюминиевым двигателем.
История ГАЗ-13 Чайка
«Чайка» – была настоящей «синей птицей» в руках СССР. Работая над новой моделью, конструкторы пытались создать служебный автомобиль класса «люкс». Так и вышло, ведь на «Чайке» в то время ездили многие министры, первые секретари обкомов, богатейшие люди Советского Союза, а также – этот автомобиль было принято дарить самым известным людям мира или предоставлять Дворцам Бракосочетания (уж настолько красивым и парадным был дизайн этой модели). Все остальные граждане имели возможность любоваться этим автомобилем либо с улиц, либо с картинок журналов.
Участие Чайки в государственных парадах
ГАЗ-13 «Чайка»: советской конструкторской мысли полет
ГАЗ-13 Чайка — для нашей страны автомобиль знаковый. Символ нового времени и огромный шаг вперед для отечественного автопрома. Смелый дизайн, передовой двигатель V8, АКПП с кнопочным управлением и множество других новшеств. Все это выгодно отличало Чайку от других советских автомобилей. Даже номенклатурный ЗИС, формально стоявший на ступеньку выше, не мог ничего ей ничего противопоставить.
ГАЗ-13: технические характеристики. ГАЗ-13 “Чайка”: реставрация и тюнинг
ГАЗ-13, советский легковой автомобиль представительского класса, выпускался Горьковским автозаводом с 1959 по 1979 год. Предшественником новой модели был ЗИМ-12 – семиместный лимузин, который производился в Горьком (в то время Горьковский автозавод назывался заводом имени Молотова) с 1949 по 1960 год малыми сериями. К концу пятидесятых ЗИМ-12 безнадежно устарел и возникла необходимость обновления парка автомобилей, обслуживающих высшие властные структуры СССР, представителей партийной номенклатуры и крупных чиновников.
Так появился новый представительский автомобиль ГАЗ-13, радикально отличавшийся от предшественника формой кузова, более современными обводами и неплохими техническими характеристиками. По сути, модель разрабатывалась с чистого листа, так как требовалось создать принципиально новую машину, отвечающую самым строгим требованиям. Для работы над проектом организовали творческую бригаду, куда вошли конструкторы, дизайнеры, инженеры, испытатели.
Представительские автомобили производства «ГАЗ»
«Чайка», или ГАЗ-13, – это самый известный представительский легковой автомобиль, изготавливаемый на Горьковском автозаводе с 1959-го по 1981 год. Новая автомашина была призвана заменить длиннобазный шестиместный седан ГАЗ-12, созданный в 1948 году, в качестве служебного автомобиля для советских партийных отечественных работников, но не используемый для перевозки первых лиц. “ГАЗ-12” стал первой разработкой представительской модели для автозавода. До этого такие автомобили производил исключительно московский завод «ЗИС» (впоследствии «ЗИЛ»).
Конструкторам “ГАЗа” доверили изготовление представительских автомашин благодаря собственным разработкам, которые отмечались смелыми и современными решениями. Так, на ГАЗ-12 впервые в мире применена установка трех рядов кресел на автомашине с несущим кузовом. Новинкой для отечественного автомобилестроения стало использование гидромеханической трансмиссии, гарантирующей плавное движение большому седану. В конце шестидесятых годов дизайн ГАЗ-12 стал стремительно устаревать, и предприятие срочно приступило к разработке следующего поколения представительского автомобиля.
Дизайн и конструкция
Новый автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» получил совершенно новый 8-цилиндровый V-образный двигатель прогрессивной конструкции, блок цилиндров, головки, поршни и выпускной коллектор были выполнены из алюминиевого сплава. В те времена алюминиевые детали двигателя были крайне редкими, к примеру, Америка начала выпускать первые алюминиевые двигатели только в начале 60-х годов, но особое распространение они не получили.
Кроме нового двигателя ГАЗ-13 получил полностью автоматическую гидромеханическую коробку переключения передач. Выбор диапазона работы трансмиссии осуществлялся при помощи 4-кнопочного блока расположенного в левой части приборной панели. Обозначения кнопок были такими: «Н» – нейтраль, «Д» – движение, «Т» – торможение, «ЗХ» – задний ход. Так же «Чайка» получила новый 4-камерный карбюратор и гидроусилитель руля, это был первый автомобиль Горьковского автозавода такого оснащения.
Кузов «Чайки» по сравнению с ГАЗ-12 по своей конструкции уже не была несущим, для «Чайки» конструкторы использовали отдельную облегченную раму оригинальной конструкции, к которой крепился кузов в 16 точках через виброизолирующие резиновые прокладки. Благодаря такому решению масса автомобиля была практически на уровне ГАЗ-12, несмотря на то, что его геометрические размеры увеличились, а жесткость и долговечность кузова существенно возросла.
В 1962 году автомобиль ГАЗ-13 подвергся модернизации, у него изменился карбюратор, появились новые колесные диски и радиоприемник с автопоиском и антенной с электроприводом, изменился материал отделки интерьера.
Как назывался ГАЗ-13?
В советском автопроме того времени было не принято давать имена автомашинам, это уже позже появились названия “москвич”, “запорожец”, “Волга”. Однако модель ГАЗ-13 посчитали нужным облагородить каким-либо именем. Предлагалось два варианта – “Стрела” и “Чайка”. В итоге предпочтение было отдано названию “Чайка”.
Great Wall выводит на рынок новый брутальный внедорожник Tank 300 в исполнении для девушек
Great Wall
Видимо, столь заметное сходство между «Чайкой» и Hongqi L5 заставило независимого дизайнера задуматься над тем, каким мог бы стать советский автомобиль в случае, если ГАЗ возродит его. В Сети была опубликована серия рендерных фотографий отечественного седана выдержанного в стилистике китайской модели. Примечательно, но несмотря на заметное сходство между данным концептом и Hongqi L5, представленная ГАЗ «Чайка» 2021-2022 все же сохранила преемственность поколений. В этом виде советская модель могла бы составить прямую конкуренцию Rolls-Royce Phantom.
Создание
Изначально на автозаводе в целях сокращения срока разработки нового поколения представительских автомашин пошли по пути модернизации ГАЗ-12 и создали опытный образец ГАЗ-12В, получивший наименование «Чайка». Несмотря на проведенные обновления, которые в основном свелись к перелицовке кузова, стало понятно, что автомобиль явно устарел, создать современную модель на базе старого седана не получится, и поэтому приступили к разработке новинки с нуля.
В это же время на заводе «ЗИЛ» шла разработка автомобиля высшего класса ЗИЛ-111 «Москва». Так как оба предприятия ориентировались на модель седана «Пакард Патикейн» и кабриолета на его основе, закупленных институтом «НАМИ» для изучения, прототипы «Чайки» и «Москвы» получились очень похожими. В связи с этим конструкторам опять пришлось менять внешний образ «Чайки». В 1956 году на ходовые испытания был выведен образец, уже напоминавший будущий ГАЗ-13 (фото представлено ниже).
ЗиМ-12В
Вскоре после того, как автомобиль ГАЗ-12 ЗиМ начал бороздить дороги нашей необъятной страны, руководство Горьковского автозавода задумалось над его модернизацией. Предполагалось создать автомобильЗиМ-12В с удлинённой базой и несколько изменённым внешним дизайном. Так, на машине появились более изящные ободки фар. Законцовки задних крыльев приобрели форму, характерную для тогдашних Кадиллаков. Вместо составного V-образно расположенных двух половинок лобового стекла установили цельное панорамное стекло с гнутым профилем. Появились новые молдинги и колпаки колёс. Антенна перекочевала на крышу.
Но, главное, на решётке радиатора ЗиМ-12В красовалась стилизованная чайка. Именно этот автомобиль должен был называться Чайкой. Правда, существовало и другое проектное название Стрела. Однако такая пластическая операция не смогла сделать из старого ловеласа юную красавицу, и Горьковскому автозаводу поручили разработать совершенно новый представительский автомобиль. В результате на ГАЗе родился Проект «Москва».
Первые образцы и начало производства автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»
Первый опытный образец «Чайки» собрали к июлю 1957 года. Машина была окрашена в два цвета – темно-вишневый низ и светло-бежевый верх. Многие элементы на ней были заимствованы с Packard почти без изменений, например, задние фонари или V-образная галочка на решетке радиатора. Разница в том, что на нашей машине она символизировала чайку, отраженную в названии автомобиля, а на американской – V-образный двигатель. Первый образец также отличался внешне от знакомых нам серийных машин: вокруг арок задних колес не было молдингов, иначе выглядела рамка ветрового стекла и передние подфарники, отсутствовали противотуманные фары.
В 1958 году изготовили еще несколько опытных образцов «Чайки», которые внешне уже практически соответствовали серийным – эти машины предназначались для различных испытаний. Автомобильного полигона тогда еще не существовало, испытания проводились на обычных дорогах. Ходовые испытания оказались непростыми: «Чайкам» предстояло пройти свыше 20 тыс. км по дорогам России и Украины, продемонстрировать свои лучшие качества на горных серпантинах Кавказа. Все тесты новый автомобиль выдержал с честью.
Еще до начала производства, в 1958 году, опытный образец «Чайки» вместе с ГАЗ-21 «Волга» демонстрировали на Всемирной промышленной выставке ЭКСПО-58 в Брюсселе, где они были удостоены Гран-при за достижения конструкторов и дизайнеров. На следующий год «Чайку» многократно показывали на различных международных автомобильных и промышленных выставках в Брно, Будапеште, Лейпциге, Женеве и даже в Нью-Йорке. На протяжении нескольких лет двухцветная бордово-бежевая «Чайка» экспонировалась на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (впоследствии — ВДНХ) в павильоне «Машиностроение».
Первый серийный автомобиль ГАЗ-13 вышел за его ворота 16 января 1959 года. Эта дата и считается официальным началом производства «Чайки». Именно в этот день открылся XXI съезд КПСС и «Чайка» стала «трудовым подарком» коллектива Горьковского автозавода главному партсобранию страны. ГАЗ-13 выпускался не штучно, как лимузины ЗИЛ, а небольшой, но полноценной серией – до 300 экз. в год. Выпуск ГАЗ-13 продолжался до 1981 года несмотря на то, что в 1977 году параллельно с ним Горьковский автомобильный завод освоил производство автомобиля-преемника – ГАЗ-14. За 19 лет производства было вы пущено 3179 экземпляров этого автомобиля.
Дизайн
Во внешнем виде «Чайки» прослеживаются черты американских автомобилей того времени, что, впрочем, неудивительно, так как Горьковский автозавод уже имел опыт создания серийных моделей на базе американских автомашин.
ГАЗ-13 получил летящий внешний образ, который в тот период назывался «детройтское барокко». Одним из основных элементов такого аэрокосмического стиля являлась конструкция кормовой части автомобиля в форме хвостового оперения реактивного самолета или ракеты, что и было применено на «Чайке».
В передней части ГАЗ-13 стремительный образ формировали;
- утопленные в специальные колодца передних крыльев головные фары;
- широкая решетка радиатора с рисунком, стилизованным под размах крыльев чайки;
- передний бампер со вставками, напоминающими элементы реактивного двигателя;
- прямой и широкий капот.
Во фронтальном силуэте солидность представительскому автомобилю создавали:
- прямая линия крыши;
- широкое остекление;
- увеличенные двери;
- большое количество фигурных хромированных молдингов и окантовок;
- крупные арки передних колес и наполовину закрытые для задних.
Все выполненные решения позволили создать яркий, необычный и современный внешний вид новой представительской модели ГАЗ-13 “Чайка”.
Проект «Москва»
В те самые времена, когда Лев Еремееев изучал в НАМИ американские Паккарды, на Горьковском автозаводе, тогда ещё носившем имя Молотова, разрабатывался проект автомобиля ЗиМ-13, который должен был носить имя «Москва». Несколько прототипов, представлявших собой компиляции элементов дизайна различных устаревших американских автомобилей среднего и высшего класса первой половины 1950-х годов, уже, говорят, были построены, но ни их самих, ни их фотографий не сохранилось, что заставляет сомневаться в том, что они были воплощены в металле. В качестве силовой установки в «Москве» использовался форсированный вариант двигателя ГАЗ-11 от всё того же ЗиМа, мощность которого удалось довести до 122 л.с., но пока дизайнер Валентин Ростков и главный конструктор Андрей Островцев доводили их до ума, Еремеев создал свой дизайн-проект, который руководству страны внешне понравился гораздо больше. Проект «Москва» решили закрыть, а вместо него создать на ГАЗе автомобиль на основе еремеевского дизайн-проекта.
Эксплуатация
«Чайка» так понравилась иностранцам, что на завод стали приходить письма из-за границы с запросами о возможности приобретения автомобиля. Однако пыл потенциальных покупателей быстро охладили: частным владельцам «Чайка» не продавалась. Когда начался выпуск «Чайки», на неё, как на обычный легковой автомобиль, установили розничную цену для продажи индивидуальным владельцам. Стоимость вышла очень высокой – 17400 руб. в ценах 1961 года. Иначе говоря, «Чайка» стоила как три «Волги» ГАЗ-21. Но в частные руки «Чайку» не продавали, причем не из-за административных запретов. В первые годы все выпущенные ГАЗ-13 поставлялись либо на экспорт, либо в многочисленные гаражи ведомств и учреждений. Административный запрет на регистрацию «Чаек» в индивидуальное пользование последовал только в 1975 году.
С завода машины отправляли в столичный Гараж особого назначения (ГОН), на автобазу Министерства обороны, автопредприятия министерств и ведомств, Академии наук СССР, ВЦСПС, а также в гаражи особого назначения, располагавшиеся в столицах союзных республик. На «Чайках» ездили высокопоставленные чиновники: главы министерств и ведомств, секретари ЦК КПСС и первые секретари обкомов партии, представители СССР в зарубежных странах. Также немало этих машин обслуживало московский дипломатический корпус: на них возили послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии. Одна «Чайка» даже эксплуатировалась в посольстве США. Некоторое количество автомобилей имелось в гараже «Интуриста» для обслуживания высокопоставленных гостей.
Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие не один капремонт автомобили передавались во дворцы бракосочетаний и ЗАГСы. В середине семидесятых годов ХХ Века прокат «Чайки» обходился новобрачным в 50 рублей, что оказывалось вдвое дороже аренды «Волги». Но кто же не хотел привязать целлулоидного пупсика к радиаторной решетке «Чайки».
Неповторимый дизайн
Шасси накрыли элегантным четырехдверным кузовом типа седан (лимузин). Злые языки утверждают, что оформление переднего фасада полностью скопировано у вышеозначенных Паккардов. Безусловно желая соответствовать последним веяниям, Борис Лебедев волей не волей оглядывался на заокеанские машины. Но говорить о том, что Чайка и Паккард похожи до степени смешения в корне неверно. В ГАЗ-13 хватало самобытных дизайнерских решений. Спереди можно приметить оригинальную мелкоячеистую решетку радиатора, а на боковинах красовалась хромированная полоса под отрицательным углом обрамляющая выштамповки задних колесных арок. Отличались и пропорции. Советская машина была заметно шире, чем американская. При этом ГАЗ-13 выглядел динамично и легковесно, даже в строгой «номенклатурной» окраске.
К слову салон Чайки выглядел не менее нарядно. Формально семиместный, наибольший комфорт он дарил пассажирам третьего ряда. Для них предлагался мягкий трехместный диван с подлокотниками и встроенной пепельницей. Посередине на передней панели красовался транзисторный радиоприемник А-13 с функцией подстройки. Слева от него находились контрольные приборы во главе с огромным спидометром, а справа такого же размера часы. Выдвижная антенна с электроприводом, как и стеклоподъемники. ГАЗ-13 кондиционер не полагался, все таки в иерархии правительственных машин он стоял на ступеньку ниже, чем ЗИЛ.
Выставки
Опытные образцы ГАЗ-13 были созданы в 1958 году и прошли испытания на трассах. Маршрут был длительным и состоял из нескольких тысяч километров. Один образец под индексом “Э-2” светло-бирюзового цвета был отправлен на международную выставку Ехро-58, которая состоялась в Брюсселе.
Затем в течение нескольких лет “Чайки” неизменно участвовали в разнообразных выставках за рубежом. В 1959 году произошел обмен экспонатами между ВДНХ СССР и Нью-Йоркским выставочным центром. За границей автомобиль ГАЗ-13 “Чайка” демонстрировался как пример перспективного автомобилестроения в таких городах, как Лейпциг, Брно, Будапешт, Женева, Мехико.
Технические характеристики ГАЗ 13
Двигатель был V-образным с 8 цилиндрами, имел 5,5 литра объема и около 190 лошадиных сил. По большому счету, это был крайслеровский V-8, адаптированный под поршневую автомобиля ГАЗ 21. Двигатель получился настолько универсальным, что позже его же установили на грузовик ГАЗ 53, ГАЗ 66 и на некоторые бронетранспортеры.
Вместе с двигателем внезапно изобрелась гидромеханическая коробка передач-автомат, которая параллельно устанавливалась на некоторые варианты автомобиля ГАЗ 21. Все это было установлено в рамный кузов с Х-образной силовой частью, как в американских автомобилях того времени. Кроме этих невероятных для советского автомобилестроения новшеств, в конструкции Чайки применили:
- гидроусилитель руля;
- вакуумный усилитель тормозов;
- четырехкамерный карбюратор повышенной производительности;
- электрические стеклоподъемники;
- бескамерные шины;
- радиоприемник с автопоиском.
В 1957 году было собрано несколько предсерийных автомобилей, которым предстояло пройти испытательный пробег длиной в 21 тысячу километров. После определенных доводочных работ, в 1958 году автомобиль отправился на выставку Экспо-58 в Брюсселе, а уже с 1959 года начался серийный выпуск Чайки ГАЗ 13.
Интерьер «Чайки»
Салон ГАЗ-13 отличался большим простором и комфортом по существующим на тот период параметрам. Основной особенностью было наличие трех рядов сидений. При этом первый и третий ряд выполнены в форме широких комфортабельных диванов. Конструкция второго ряда состояла из складных сидений, предназначенных для охраны.
В большинстве выпущенных автомобилей отсутствовала перегородка, что причисляло «Чайку» к классу седанов. Отделка интерьера выполнялась из светло-серого сукна для офицерских шинелей, а дизайн салона отличался строгостью и солидностью, подчеркивающими статус пассажира. Из новинок, впервые использованных на отечественных автомобилях, следует назвать кнопочное управление автоматической трансмиссией, расположенное на центральной консоли, а также электростеклоподъемники.
Конструкция Чайки
Лебедев и Дуарте макетируют будущую Чайку.
Тем не менее, дизайн-проект существовал тогда лишь в бумажном варианте, и после его утверждения в скульптурно-художественной мастерской ГАЗа скульптор Лебедев и кузовник Дуарте приступили к созданию макета. Макет был готов в сентябре 1956 года, а уже в следующем году появились два опытных ходовых образца. Машины демонстрировались на закрытой выставке НАМИ, а затем по одному из образцов была выпущена небольшая серия из десяти автомобилей, предназначенная для испытательного пробега. Протяжённость трассы пробега по дорогам Украины и России и горам Кавказа составила 21 тысячу километров.
Автомобиль ГАЗ-13 Чайка радикально отличался от предшественника ЗиМа.
Так, конструкторы автомобиля отказались от идеи несущего кузова – новая «Чайка» должна была иметь большую массу и, соответственно, более тяжёлой машине потребовался бы более прочный и более тяжёлый кузов, и в итоге машина с несущим кузовом оказалась бы тяжелее рамного автомобиля. Для ГАЗ-13 была разработана сварная облегчённая Х-образная хребтовая рама с усиленной средней частью коробчатого сечения, в которой располагалась карданная передача. С кузовом рама соединялась в 16 точках через виброизолирующие резиновые прокладки. Рама такой конструкции имела большую жёсткость, нежели лонжеронная и, что немаловажно, она позволила опустить пол кузова и, соответственно, центр тяжести автомобиля, что повысило его устойчивость.
Независимая подвеска передних колёс состояла из верхних и нижних рычагов, а также спиральных пружин. Гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия были установлены внутри пружин подвески. В переднюю подвеску входил стабилизатор поперечной устойчивости стержневого типа. Задняя же подвеска Чайки была выполнена на двух продольных полуэллиптических рессорах. Для гашения колебаний в задней подвеске были установлены два телескопические амортизатора двустороннего действия, установленные с наклоном в поперечной плоскости, что улучшало стабилизацию кузова. На дисковых колёсах с глубоким несимметричным ободом закреплялись декоративные хромированные колпаки большого диаметра с вентиляционными лопатками. Части двойного карданного вала соединялись между собой промежуточной опорой.
При 3250-миллиметровой колёсной базе Чайка имела 5,6-метровую длину и двухметровую ширину. Высота же при 180-милиметровом клиренсе составляла 162 сантиметра.
Модернизация модели
В 1962 году «Чайка» обновилась технически и внешне: появились карбюратор К-114 вместо К-113, приёмник с дополнительным регулятором громкости в левом подлокотнике заднего дивана, новые колпаки колесных дисков. Салон стали отделывать материалом серо-зеленого цвета. В начале 70-х годов слева установили боковое зеркало на передней стойке рамки двери – до этого было только салонное зеркало заднего вида. В конце 70-х с приборной панели исчезла латунная сетка, вместо нее использовалась вставка «под дерево», обивочный материал диванов и дверей заменили велюром горчичного цвета. На машине появились ремни безопасности, двухконтурная тормозная система и уже третий вариант радиоприёмника – транзисторный, с коротковолновым диапазоном.
У ГАЗ-13 было несколько модификаций, выпущенных в небольшом количестве, – от нескольких экземпляров до нескольких десятков автомобилей. Фаэтон ГАЗ-13Б и лимузин с перегородкой ГАЗ-13А строил сам ГАЗ. Универсал медицинской службы и катафалк на его базе выпускала Рижская автобусная фабрика (РАФ), тоже подчинённая Минавтопрому. Операторские автомобили для киносъёмок ОАСД-3 и ОАСД-4 строил Черниговский производственный комбинат Государственного комитета УССР по кинематографии.
Силовая установка
Если внешние параметры советского автомобиля могли в чем-то совпадать с американскими аналогами, то моторы разрабатывались без оглядки на иностранные образцы. Советские карбюраторные моторы не отличались экономичностью, зачастую их мощность достигалась за счет широких жиклеров и перерасхода горючего.
Двигатель ГАЗ-13, технические характеристики:
- тип – бензиновый;
- рабочий объем цилиндров – 5 526 литров;
- мощность максимальная – 195 л.с.;
- число цилиндров – 8;
- диаметр цилиндра – 100 мм;
- расположение V-образное; – 8,5;
- ход поршня – 88 мм;
- питание – карбюратор К-114;
- охлаждение водяное;
- блок цилиндров алюминиевый, с чугунными гильзами;
- головка блока – алюминий;
- топливо – А93.
Особенности конструкции
С самого начала разработки стало понятно, что представительский автомобиль получит большую массу, и поэтому конструкторы изначально отказались от несущего кузова, примененного на предшествующей модели ГАЗ-12. Был выбран рамный вариант, при этом использовалась X-образная сварная рама. Такой исполнение обладало повышенной жесткостью и позволяло снизить уровень пола в автомобиле.
ГАЗ-13 получил переднемоторную компоновку и автоматическую заднеприводную трансмиссию. В качестве коробки передач использовался гидромеханический трехступенчатый автомат.
Передняя подвеска обладала независимым устройством, состоящим из рычагов, специальных пружин, гидравлических амортизаторов и стабилизатора для поперечной устойчивости. Задний вариант выполнен с помощью двух полуэллиптических рессор, а для снижения колебаний кузова применялись телескопические амортизаторы.
Для обеспечения уверенного и безопасного управления тяжелым автомобилем использовались гидроусилитель руля и вакуумный усилитель для тормозной системы.
По советской градации «Чайка» относилась к первому классу автомобилей, выше были только правительственные ЗИЛы, и поэтому собиралась ручным способом на специальных стапелях, что обеспечило высочайшее качество сборки.
Двигатель Чайки
Многие считают, что двигатель Чайки был скопирован с американского прототипа и лишь переведён в метрические размеры: диаметр цилиндра был уменьшен до 100-миллиметрового значения, а ход поршня был округлён в меньшую сторону до 88 миллиметров. Рабочий объём при этом сократился до 5529 кубических сантиметров. На самом же деле это был мотор был разработан практически заново. Так, блок цилиндров, и головки, и впускной коллектор, и поршни были выполнены из алюминиевого сплава. По тем временам это было весьма прогрессивным, но довольно редким техническим решением, а в самой Америке первые алюминиевые двигатели появились в начале шестидесятых годов.
Лишь сменные мокрые гильзы цилиндров изготавливались из чугуна. В верхнюю часть гильз были запрессованы износостойкие вставки. Коленчатый вал с противовесами, изготовленными заодно со щеками вала, был установлен на пяти коренных подшипниках. Коренные и шатунные подшипники вала имели тонкостенные вкладыши. На каждую шатунную шейку коленчатого вала было установлено по два шатуна. Привод к клапанам двигателя осуществлялся от распределительного вала толкателями, штангами и коромыслами.
Хотя мотор и не имел впрыска топлива, вертикальный четырёхкамерный карбюратор К-114 обеспечивал отличное смесеобразование, и двигатель, сохранивший 8,5-кратную степень сжатия при 4400 оборотах в минуту выдавал 195-сильную мощность.
Такая мощность позволяла 1950-килограммовому автомобилю разгоняться до 100-километровой скорости за 20 секунд и развивать максимальную скорость, равную 195 км/ч.
Трансмиссия
Коробка передач ГАЗ-13 была достаточно сложной конструкции, но отличалась высокой степенью надежности. Это был усовершенствованный гидромеханический агрегат со следующими характеристиками:
1. Тип – автоматическая с гидромеханическими приводами.
2. Число передач – 3.
- первая скорость – 2,84;
- вторая скорость – 1,62;
- третья скорость – 1.
4. Задний ход – 1,72.
5. Переключение скоростей – кнопочное.
Коробка передач управлялась набором из четырех кнопок: Д – движение вперед, Н – нейтраль, Т – торможение двигателем, ЗХ – задний ход.
Двигатели ГАЗ-13
За весь продолжительный период выпуска «Чайка» оснащалась двумя вариантами силовых агрегатов. Это были бензиновые моторы под обозначением ГАЗ-13 мощностью 195 л. с. и ГАЗ-13Д в 215 сил. Другие основные технические характеристики ГАЗ-13 и 13Д (параметры приведены в скобках) составляли:
- тип – четырехтактный, верхнеклапанный;
- вариант смесеобразования – карбюратор;
- число цилиндров – 8;
- конфигурация – V-образное;
- количество клапанов – 16;
- охлаждение – жидкостное;
- объем – 5,53 л (5,27 л);
- мощность – 195 л. с. (215 л. с.);
- степень сжатия – 8,5 (10,00);
- бензин – АИ-93 (100).
Ключевой особенностью обоих силовых агрегатов стало изготовление из алюминиевого сплава следующих основных элементов мотора:
- блока цилиндров;
- ГБЦ;
- впускного коллектора;
- поршней.
Такое решение было очень инновационным на тот период. Аналогичные по устройству двигатели у других автомобильных компаний появились лишь в середине шестидесятых годов.
Трансмиссия Чайки и органы ее управления
1 – кнопки включения передач, 2 – рукоятка переключателя указателей поворота, 3 – рулевое колесо, 4 –кольцевая кнопка сигнала, 5 – педаль дроссельной заслонки, 6 педаль основных тормозов, 7 – рукоятка тормоза стоянки, 8 – насос обмыва ветрового стекла, 9- кнопка ножного переключателя света, 10 – рукоятка замка капота, 11 – рукоятка привода жалюзи радиатора, 12 – включатели стеклоподъёмников.
В паре с двигателем работала автоматическая планетарная коробка передач гидротрансформаторного типа. Коэффициент трансформации в ней был равен 2,4. Первая передача имела передаточное число, равное 2,4, вторая – 1,62, а третья передача была прямой.
Включение передач осуществлялось кнопками, расположенными на пане приборов, слева от рулевого колеса. Для включения какой-либо передачи следовало нажать до отказа соответствующую кнопку. Сами кнопки были обозначены буквами Н, Д, Т и ЗХ. Для улучшения видимости в ночное время кнопки имели подсветку, причем более ярким светом были освещены выключенные кнопки.
Кнопка Н – нейтраль – включалась при запуске двигателя, а также на стоянке с работающим или неработающим двигателем.
Кнопка Д включалась при движении вперед в любых условиях, кроме весьма редких случаев необходимости улучшения торможения двигателем на длительных спусках с гор. В этом случае включается кнопка Т – торможение.
При включении кнопки Д первая, вторая и третья передачи переключались автоматически, в зависимости от открытия дросселя и скорости движения Чайки. При нажатии педали «газа» до упора принудительно включалась вторая передача, а при скорости ниже 25 км/ч – первая.
Кнопку Т можно было нажимать на ходу автомобиля при скорости не выше 60 70 км/ч но избежание повреждения автоматической коробки. Включением кнопки Т при скорости движения выше 40 км/ч включалась вторая передача планетарной коробки, а при снижении скорости г.иже 36 км/ч автоматически включается первая передача. При включении кнопки Т на стоянке включалась первая передача. При дальнейшем увеличении скорости свыше 36 км/ч автоматически включалась вторая передача. Для перехода на третью передачу необходимо нажать на кнопку Д.
Задний ход включался нажатием кнопки ЗХ. Эту кнопку можно было нажимать только после полной остановки автомобиля.
Слева от рулевой колонки была расположена широкая педаль рабочих тормозов с расчетом на возможность торможения как правой, так и левой ногой.
Технические параметры
У представительского автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» технические характеристики с двигателем 13-й модели составляли:
- тип кузова – седан;
- число дверей – 4;
- вместимость – 7 чел.;
- колесная база – 3,25 м;
- длина – 5,60 м;
- высота – 1,62 м;
- ширина – 2,00 м;
- дорожный просвет – 18,0 см;
- колея задняя/передняя – 1,53 м/1,54 м;
- диаметр разворота – 15,60 м:
- снаряженная масса – 2,10 т;
- масса полная – 2,66 т;
- максимальная скорость – 160,0 км/ч;
- время разгона (100 км/ч) – 20 сек.;
- размер бензобака – 80 л;
- расход топлива – 21,0 л (100 км в смешанном цикле);
- типоразмер шин – 8.20/15.
Производство Чайки
Серийный выпуск автомобиля ГАЗ-13 Чайка был начат 16 января 1959 года и продолжался до 1981 года. Общее количество выпущенных машин составило 3179 экземпляров. Первые выпущенные автомобили из установочной партии имели ряд незначительных отличий от последующих, вроде иного расположения надписи «Чайка» сзади.
Чайки» многократно экспонировались на автомобильных и промышленных выставках за рубежом, в том числе в городах Брно, Будапешт, Женева, Нью-Йорк, Лейпциг и Мехико. В Нью-Йорке на советской выставке 1959 года (ответной на американскую выставку в СССР того же года) была представлена одноцветная «Чайка» (скорее всего — чёрного цвета), но с характерным для двухцветных машин салоном (с алой тканевой обивкой, имевшей «шахматный» узор). На протяжении нескольких лет двухцветная бордово-бежевая «Чайка» экспонировалась на ВДНХ в павильоне «Машиностроение».
В отличие от ЗиМа, который официально находился в свободной продаже населению, хотя и по очень высокой цене – 40 тысяч рублей против 16 тысяч за автомобиль ГАЗ-20 Победа и 25 тысяч за МЗМА-402 , Чайка никогда не была товаром народного потребления и даже не имела установленной розничной цены. Правда, она имела балансовую стоимость, равную для нового автомобиля 100 тысячам дореформенных советских рублей.
По окончании срока эксплуатации или выработки установленного пробега Чайки списывались, подвергались капитальному ремонту, перекрашивались в белый цвет и передавались во дворцы бракосочетаний для обслуживания брачных церемоний.
И седаны, и кабриолеты «Чайка» использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения. Также Чайки поступали и в «Интурист», где использовались для катания иностранных vip-туристов.
В наше время основная масса сохранившихся Чаек используется в свадебном бизнесе, и, как правило, находится в полностью переделанном состоянии. Сохранившиеся аутентичные экземпляры находятся в частных коллекциях и музеях по всему миру.
Модификации
В советский период представительский автомобиль «Чайка» даже после списания не мог продаваться частным владельцам, что указывало на особый статус модели, но на ее базе выпускалось несколько модификаций. Они имели следующие наименование и предназначение:
- ГАЗ-13А – версия отличалась наличием внутренней перегородки между водителем и пассажирским отделением. Это позволяло причислить 13А к классу лимузинов.
- ГАЗ-13Б – кабриолет (фаэтон) с открытым верхом. При этом мягкий тент крыши поднимался и опускался с помощью специальной электрогидравлической системы.
- ГАЗ-13 – с увеличенным комфортом и вместимостью 6 человек.
Все указанные автомобили производились непосредственно на Горьковском автозаводе.
Отдельно на Рижском заводе «РАФ» выпускалась версия ГАЗ-13С (ориентировочно 20 экземпляров). Это был санитарный автомобиль в кузове универсал, с конфигурацией салона, позволяющей размещать носилки. На черниговском предприятии «Кинотехника» было изготовлено несколько автомобилей ГАЗ-13 ОАСД-3. Они предназначались для киносъемок.
Число выпущенных легендарных советских автомобилей ГАЗ-13 «Чайка», по информационным данным предприятия «ГАЗ», составляет 3189 экземпляров. В настоящее время, по прогнозам автомобильных экспертов и коллекционеров, осталось от 200 до 300 автомашин. Стоимость сохранившихся «Чаек» может находиться, в зависимости от состояния, от 25 тыс. до 100 тыс. долларов.
Хронология выпуска
В 1961 году была разработана версия с кузовом кабриолет, получившая индекс ГАЗ-13Б. Машина была оборудована складным верхом, который убирался автоматически с помощью электропривода в боковые ниши заднего сиденья. Количество сидячих мест в салоне, таким образом, сократилось до шести.
В том же году была создана модификация лимузин со звуконепроницаемой перегородкой в салоне, разделяющей первый ряд сидений с остальным пространством. Версия была обозначена как ГАЗ-13А. И лимузин, и кабриолет выпускались минимальными партиями, в настоящее время известно только 10 машин.
В 1962 году базовая модель прошла легкий рестайлинг. На автомобиль установили более совершенный карбюратор, в подлокотнике заднего сиденья появился радиоприемник. На колеса надели новые колпаки. И поскольку в тот период началась мода на однотонную обивку, то весь салон стали обтягивать качественным серым сукном.
Стоимость
Модель ГАЗ-13, цена на которую выражается семизначными цифрами в рублевом эквиваленте, является одним из самых дорогих раритетов советского автопрома. Историческое прошлое автомобиля, его реноме и коллекционная ценность формируют достаточно высокую стоимость машины в диапазоне от 550 000 тысяч до 10 миллионов рублей. Покупая ГАЗ-13 “Чайка”, автолюбитель приобретает фактически музейный экспонат.
Возможности реставрации и тюнинга
Автомашина может потребовать текущего или капитального ремонта. Запчасти ГАЗ-13 “Чайка” давно исключены из номенклатурного списка деталей. К тому же они никогда не фигурировали в розничной продаже. Тем не менее существующий сегодня рынок запасных частей для раритетных автомобилей предлагает достаточный ассортимент деталей для ремонта ГАЗ-13: как капитального, так и профилактического.
При наличии запасных частей возможна реставрация машины, приведение ее в техническое состояние, близкое к оригинальному. Наиболее искушенные автомобилисты могут заняться тюнингом ГАЗ-13, правда, в этом случае кроме запчастей понадобится творческий подход.