Содержание
- 1 Автомобили ГАЗ-14 Чайка
- 2 Советский автомобиль ГАЗ-13: технические характеристики, фото
- 3 Модели советских автомобилей. Автомобиль “Чайка”: технические характеристики и фото
- 4 История создания
- 5 Представительские автомобили производства «ГАЗ»
- 6 Дизайн и конструкция
- 7 Первые образцы и начало производства автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»
- 8 ЗиМ-12В
- 9 Создание
- 10 ГАЗ-13: характеристики
- 11 Эксплуатация
- 12 Модификации автомобиля ГАЗ-14 «Чайка»
- 13 Проект «Москва»
- 14 Двигатель
- 15 Основные модификации ГАЗ-13 «Чайка»
- 16 Модернизация модели
- 17 Интересные факты об автомобиле
- 18 Конструкция Чайки
- 19 Интерьер «Чайки»
- 20 Система зажигания
- 21 Двигатель Чайки
- 22 Особенности конструкции
- 23 Система смазки мотора
- 24 Двигатели ГАЗ-13
- 25 Трансмиссия Чайки и органы ее управления
- 26 Карбюратор
- 27 Производство Чайки
- 28 Технические параметры
- 29 Автоматическая коробка
- 30 Модификации
- 31 Карданная передача
- 32 Проект модернизации
- 33 «Чайка» в сувенирной и игровой продукции
Автомобили ГАЗ-14 Чайка
ГАЗ-14 представляет собой второй по счету вариант легендарного семейства советских автомобилей «Чайка». Будучи машиной немногочисленного представительского класса, она производилась методом ручной сборки на Горьковском автозаводе. Между тем история обновленной «Чайки» оказалась относительно недолгой. Ее выпуск продолжался с 1977 по 1988 годы. Причем в грустном конце этой истории решающую роль сыграли не технические моменты и не старение самого проекта, а политические особенности тогдашнего СССР.
Так выглядит автомобиль Газ 14 Чайка
Советский автомобиль ГАЗ-13: технические характеристики, фото
ГАЗ-13 «Чайка» – первый советский представительский автомобиль, обладающий ярким и запоминающимся дизайном, просторным и комфортным семиместным салоном, прочной рамной конструкцией и инновационным мощным алюминиевым двигателем.
Модели советских автомобилей. Автомобиль “Чайка”: технические характеристики и фото
ГАЗ-13 «Чайка» – одна из самых известных репрезентативных (представительских) советских машин высокого класса, которая выпускалась с 1959 по 1981 год на Горьковском автозаводе. Всего изготовили около 3200 авто этой марки.
История создания
ГАЗ-14 стал продолжением модели ГАЗ-13 легендарной представительской серии. Первая «Чайка» выпускалась в течение почти двух десятилетий — с 1959 по 1978 год. Примечательно, что неповоротливый советский автопром, создав в принципе отличную машину для высшего партийно-государственного руководства, в случае с «Чайкой» уже при ее рождении безнадежно отставал от американского автомобилестроения, задававшего тон в автодизайнерской моде. Стиль 1940-х с преобладанием аэрокосмических килей, хромированных молдингов, вычурных радиаторных решеток, в США к середине 1950-х стал отходить в историю.
Вид сзади автомобиля Чайка газ 14
Тем не менее диссонанс между стилем советских представительских авто и веянием времени весьма скоро почувствовали и в Советском Союзе. Потребность что-то в корне менять усилилась на фоне произошедшего в первой половине 1960-х резкого перехода к более строгому, угловатому стилю авто. Таким образом, элегантная машина многими отечественными специалистами стала восприниматься как старомодная и малоперспективная машина.
Пример представительского ЗИЛа 111
Но одного этого понимания оказалось слишком мало, и работы над проектом 14-й модели стартовали только в 1967 году. Правда, уже через год был готов полноразмерный макет новой «Чайки», в обводах которой угадывались черты американских автомобилей высокого класса. Макетная комиссия утвердила проект в 1969 году, после чего началась сборка прототипов. Первые прототипы второго поколения, собранные на шасси ГАЗ-13, не прошли строгий отбор.
Схема шасси автомобиля ГАЗ 13
Представительские автомобили производства «ГАЗ»
«Чайка», или ГАЗ-13, – это самый известный представительский легковой автомобиль, изготавливаемый на Горьковском автозаводе с 1959-го по 1981 год. Новая автомашина была призвана заменить длиннобазный шестиместный седан ГАЗ-12, созданный в 1948 году, в качестве служебного автомобиля для советских партийных отечественных работников, но не используемый для перевозки первых лиц. “ГАЗ-12” стал первой разработкой представительской модели для автозавода. До этого такие автомобили производил исключительно московский завод «ЗИС» (впоследствии «ЗИЛ»).
Конструкторам “ГАЗа” доверили изготовление представительских автомашин благодаря собственным разработкам, которые отмечались смелыми и современными решениями. Так, на ГАЗ-12 впервые в мире применена установка трех рядов кресел на автомашине с несущим кузовом. Новинкой для отечественного автомобилестроения стало использование гидромеханической трансмиссии, гарантирующей плавное движение большому седану. В конце шестидесятых годов дизайн ГАЗ-12 стал стремительно устаревать, и предприятие срочно приступило к разработке следующего поколения представительского автомобиля.
Дизайн и конструкция
Новый автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» получил совершенно новый 8-цилиндровый V-образный двигатель прогрессивной конструкции, блок цилиндров, головки, поршни и выпускной коллектор были выполнены из алюминиевого сплава. В те времена алюминиевые детали двигателя были крайне редкими, к примеру, Америка начала выпускать первые алюминиевые двигатели только в начале 60-х годов, но особое распространение они не получили.
Кроме нового двигателя ГАЗ-13 получил полностью автоматическую гидромеханическую коробку переключения передач. Выбор диапазона работы трансмиссии осуществлялся при помощи 4-кнопочного блока расположенного в левой части приборной панели. Обозначения кнопок были такими: «Н» – нейтраль, «Д» – движение, «Т» – торможение, «ЗХ» – задний ход. Так же «Чайка» получила новый 4-камерный карбюратор и гидроусилитель руля, это был первый автомобиль Горьковского автозавода такого оснащения.
Кузов «Чайки» по сравнению с ГАЗ-12 по своей конструкции уже не была несущим, для «Чайки» конструкторы использовали отдельную облегченную раму оригинальной конструкции, к которой крепился кузов в 16 точках через виброизолирующие резиновые прокладки. Благодаря такому решению масса автомобиля была практически на уровне ГАЗ-12, несмотря на то, что его геометрические размеры увеличились, а жесткость и долговечность кузова существенно возросла.
В 1962 году автомобиль ГАЗ-13 подвергся модернизации, у него изменился карбюратор, появились новые колесные диски и радиоприемник с автопоиском и антенной с электроприводом, изменился материал отделки интерьера.
Первые образцы и начало производства автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»
Первый опытный образец «Чайки» собрали к июлю 1957 года. Машина была окрашена в два цвета – темно-вишневый низ и светло-бежевый верх. Многие элементы на ней были заимствованы с Packard почти без изменений, например, задние фонари или V-образная галочка на решетке радиатора. Разница в том, что на нашей машине она символизировала чайку, отраженную в названии автомобиля, а на американской – V-образный двигатель. Первый образец также отличался внешне от знакомых нам серийных машин: вокруг арок задних колес не было молдингов, иначе выглядела рамка ветрового стекла и передние подфарники, отсутствовали противотуманные фары.
В 1958 году изготовили еще несколько опытных образцов «Чайки», которые внешне уже практически соответствовали серийным – эти машины предназначались для различных испытаний. Автомобильного полигона тогда еще не существовало, испытания проводились на обычных дорогах. Ходовые испытания оказались непростыми: «Чайкам» предстояло пройти свыше 20 тыс. км по дорогам России и Украины, продемонстрировать свои лучшие качества на горных серпантинах Кавказа. Все тесты новый автомобиль выдержал с честью.
Еще до начала производства, в 1958 году, опытный образец «Чайки» вместе с ГАЗ-21 «Волга» демонстрировали на Всемирной промышленной выставке ЭКСПО-58 в Брюсселе, где они были удостоены Гран-при за достижения конструкторов и дизайнеров. На следующий год «Чайку» многократно показывали на различных международных автомобильных и промышленных выставках в Брно, Будапеште, Лейпциге, Женеве и даже в Нью-Йорке. На протяжении нескольких лет двухцветная бордово-бежевая «Чайка» экспонировалась на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (впоследствии — ВДНХ) в павильоне «Машиностроение».
Первый серийный автомобиль ГАЗ-13 вышел за его ворота 16 января 1959 года. Эта дата и считается официальным началом производства «Чайки». Именно в этот день открылся XXI съезд КПСС и «Чайка» стала «трудовым подарком» коллектива Горьковского автозавода главному партсобранию страны. ГАЗ-13 выпускался не штучно, как лимузины ЗИЛ, а небольшой, но полноценной серией – до 300 экз. в год. Выпуск ГАЗ-13 продолжался до 1981 года несмотря на то, что в 1977 году параллельно с ним Горьковский автомобильный завод освоил производство автомобиля-преемника – ГАЗ-14. За 19 лет производства было вы пущено 3179 экземпляров этого автомобиля.
ЗиМ-12В
Вскоре после того, как автомобиль ГАЗ-12 ЗиМ начал бороздить дороги нашей необъятной страны, руководство Горьковского автозавода задумалось над его модернизацией. Предполагалось создать автомобильЗиМ-12В с удлинённой базой и несколько изменённым внешним дизайном. Так, на машине появились более изящные ободки фар. Законцовки задних крыльев приобрели форму, характерную для тогдашних Кадиллаков. Вместо составного V-образно расположенных двух половинок лобового стекла установили цельное панорамное стекло с гнутым профилем. Появились новые молдинги и колпаки колёс. Антенна перекочевала на крышу.
Но, главное, на решётке радиатора ЗиМ-12В красовалась стилизованная чайка. Именно этот автомобиль должен был называться Чайкой. Правда, существовало и другое проектное название Стрела. Однако такая пластическая операция не смогла сделать из старого ловеласа юную красавицу, и Горьковскому автозаводу поручили разработать совершенно новый представительский автомобиль. В результате на ГАЗе родился Проект «Москва».
Создание
Изначально на автозаводе в целях сокращения срока разработки нового поколения представительских автомашин пошли по пути модернизации ГАЗ-12 и создали опытный образец ГАЗ-12В, получивший наименование «Чайка». Несмотря на проведенные обновления, которые в основном свелись к перелицовке кузова, стало понятно, что автомобиль явно устарел, создать современную модель на базе старого седана не получится, и поэтому приступили к разработке новинки с нуля.
В это же время на заводе «ЗИЛ» шла разработка автомобиля высшего класса ЗИЛ-111 «Москва». Так как оба предприятия ориентировались на модель седана «Пакард Патикейн» и кабриолета на его основе, закупленных институтом «НАМИ» для изучения, прототипы «Чайки» и «Москвы» получились очень похожими. В связи с этим конструкторам опять пришлось менять внешний образ «Чайки». В 1956 году на ходовые испытания был выведен образец, уже напоминавший будущий ГАЗ-13 (фото представлено ниже).
ГАЗ-13: характеристики
Первый автомобиль этой марки появился в 1959 году. Выпустил его известный Горьковский автозавод. Дизайн был разработан по образцам американских производителей, которые являлись в то время законодателями моды на машины. «Чайка» имела следующие технические характеристики:
- Типы кузова – четырёхдверный седан на семь пассажиров, четырёхдверный фаэтон на шесть пассажиров и четырёхдверный лимузин на семь мест.
- Компоновка – заднеприводная, переднемоторная.
- Трансмиссия – гидромеханическая автоматическая, трёхступенчатая.
- Клиренс – 180 мм.
- Высота – 1,6 метра.
- Ширина – 2 метра.
- Расход горючего – около 14-21 л /100 км.
- Длина – 5,6 метров.
- Передняя колея – 1,5 метра.
- Задняя колея – 1,5 метра.
- Масса – 2 тонны.
- Колёсная база – 3,2 метра.
- Максимальная скорость – 160 км/ч.
- Разгон до 100 км/ч – 20 секунд.
- Объём бака – 80 литров.
Эксплуатация
«Чайка» так понравилась иностранцам, что на завод стали приходить письма из-за границы с запросами о возможности приобретения автомобиля. Однако пыл потенциальных покупателей быстро охладили: частным владельцам «Чайка» не продавалась. Когда начался выпуск «Чайки», на неё, как на обычный легковой автомобиль, установили розничную цену для продажи индивидуальным владельцам. Стоимость вышла очень высокой – 17400 руб. в ценах 1961 года. Иначе говоря, «Чайка» стоила как три «Волги» ГАЗ-21. Но в частные руки «Чайку» не продавали, причем не из-за административных запретов. В первые годы все выпущенные ГАЗ-13 поставлялись либо на экспорт, либо в многочисленные гаражи ведомств и учреждений. Административный запрет на регистрацию «Чаек» в индивидуальное пользование последовал только в 1975 году.
С завода машины отправляли в столичный Гараж особого назначения (ГОН), на автобазу Министерства обороны, автопредприятия министерств и ведомств, Академии наук СССР, ВЦСПС, а также в гаражи особого назначения, располагавшиеся в столицах союзных республик. На «Чайках» ездили высокопоставленные чиновники: главы министерств и ведомств, секретари ЦК КПСС и первые секретари обкомов партии, представители СССР в зарубежных странах. Также немало этих машин обслуживало московский дипломатический корпус: на них возили послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии. Одна «Чайка» даже эксплуатировалась в посольстве США. Некоторое количество автомобилей имелось в гараже «Интуриста» для обслуживания высокопоставленных гостей.
Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие не один капремонт автомобили передавались во дворцы бракосочетаний и ЗАГСы. В середине семидесятых годов ХХ Века прокат «Чайки» обходился новобрачным в 50 рублей, что оказывалось вдвое дороже аренды «Волги». Но кто же не хотел привязать целлулоидного пупсика к радиаторной решетке «Чайки».
Модификации автомобиля ГАЗ-14 «Чайка»
За весь период производства базового автомобиля «Чайка» ГАЗ-14 было выпущено 3 модификации указанной представительской модели. Самая известная из этих модификаций — модель ГАЗ-14-05. Это парадный фаэтон, который выпускался с 1982 по 1988 годы. За этот период всего было собрано 15 экземпляров автомашины, которую особенно любили советские военачальники за возможность покрасоваться на военных парадах. Один из этих автомобилей, которые традиционно окрашивались в серый цвет, был передан в дар кубинскому лидеру Фиделю Кастро.
Несущий каркас этой машины был усилен в некоторых точках. В сравнении с парадным аналогом «Чайки» первого поколения — моделью ГАЗ-13Б, у нового фаэтона была немного упрощена конструкция.
В частности, у ГАЗ-14-05 отсутствовал полноценный кабриолетный механизм подъема боковых стекол (стекла с помощью электропривода поднимались и опускались только на передних дверях), а механизм подъема тента заменил вариант ручной установки уменьшенного тента (только над передним сиденьем).
Особое место занимает универсал — санитарная модификация «Чайки». Потребность в ее производстве и технические характеристики вытекали из того, что в партийно-государственном руководстве было немало людей преклонного возраста, которым периодически необходимо было обеспечивать комфортную медицинскую перевозку без посторонних глаз. Всего было изготовлено 5 таких автомашин. Все они, естественно, не несли на своих кузовах обозначения скорой помощи.
Выпуском санитарной модификации занимался рижский завод РАФ, а модель получила индекс РАФ-3920.
Внешний вид автомобиля РАФ 3920
У нее появились новая оригинальная радиаторная решетка, пластиковые передние фары, первый в СССР автокондиционер «Весна». Кресла были оснащены встроенной системой подогрева и электромеханическими регулировками с памятью на двух пассажиров.
Был существенно доработан и силовой агрегат. Так, каждый цилиндр получил по дополнительной свече, а клапанов стало 32. Впервые в СССР на автомобиле установили два инжектора типа ИС-52. В результате всех доработок мощность мотора увеличилась в 2 раза — до 485 л.с., а максимальная скорость выросла со 175 до 220 км/час.
Проект «Москва»
В те самые времена, когда Лев Еремееев изучал в НАМИ американские Паккарды, на Горьковском автозаводе, тогда ещё носившем имя Молотова, разрабатывался проект автомобиля ЗиМ-13, который должен был носить имя «Москва». Несколько прототипов, представлявших собой компиляции элементов дизайна различных устаревших американских автомобилей среднего и высшего класса первой половины 1950-х годов, уже, говорят, были построены, но ни их самих, ни их фотографий не сохранилось, что заставляет сомневаться в том, что они были воплощены в металле. В качестве силовой установки в «Москве» использовался форсированный вариант двигателя ГАЗ-11 от всё того же ЗиМа, мощность которого удалось довести до 122 л.с., но пока дизайнер Валентин Ростков и главный конструктор Андрей Островцев доводили их до ума, Еремеев создал свой дизайн-проект, который руководству страны внешне понравился гораздо больше. Проект «Москва» решили закрыть, а вместо него создать на ГАЗе автомобиль на основе еремеевского дизайн-проекта.
Двигатель
На все легковые автомобили ГАЗ-13 ставили восьмицилиндровый V-образный мотор. Поршни, головки цилиндров и блок цилиндров изготавливались из сплава алюминия. Гильзы цилиндров мотора – «мокрые», сменные, чугунные. Верхние части цилиндров оснащены износостойкими вставками. А коленчатый вал инженеры установили на пяти коренных подшипниках, которые имели тонкостенные вкладыши. У каждой шатунной шейки коленчатого вала было по два шатуна.
Основные модификации ГАЗ-13 «Чайка»
ГАЗ-13 — самая первая и самая распространенная модификация. Она имела универсальный 4-х дверный салон и три дивана в салоне.
ГАЗ-13А — 4-х дверный универсал с тремя рядами сиденьев и перегородкой между водителем и салоном для пассажиров. Производство исключительно по спецзаказу Минобороны в ограниченных количествах.
ГАЗ-13Б — 2-х дверных кабриолет (в некоторых источниках этот кузов называют «фаэтон»). Мягкая крыша поднималась и опускалась с помощью гидравлической системы. Рамки стекол заменяла металлическая окантовка. автомобиль рассчитан на 6 пассажирских мест.
ГАЗ-13С – медицинский седан-универсал с перегородкой между водителем и салоном и складными носилками. Ручная сборка по индивидуальным заказам, поэтому каждая модель имела те или иные отличия. В наше время сохранилось 12 экземпляров из 20-ти выпущенных.
Интересные факты о автомобиле
1. Оригинальный цвет ГАЗ-13 «Чайка» – это черный. Единственная белая Чайка была изготовлена по спецзаказу и подарена Валентине Терешковой, красная – у главы управления пожарной охраны. Двухцветные Чайки были изготовлены исключительно для Брюссельской выставки Гран-При.
2. Чайку изготовили, отталкиваясь от двух самых популярных автомобилей – это седан Packard Patrician и кабриолет Packard Caribbean. В этом можно убедиться, изучая самые первые модификации ГАЗа-13, которые имели множество заметных сходств. В дальнейшем их постепенно искоренили.
2-х дверный кабриолет Packard Caribbean, который стал примером для создания Чайки
3. Чайка всегда считалась почетным подарком от главы СССР и вручалась только избранным. Так, Хрущев успел подарить ее Михаилу Шолохову, Юрию Гагарину, Галине Улановой, Фидель Кастро и Валентине Терешковой.
4. Первый секретарь ЦК КПСС Белорусии П. М. Машеров во время рабочей поездки погиб именно в своей новоприобретенной Чайке. Случилось это в 1980 году.
5. По спецзаказу Мосфильма было изготовлено несколько экземпляров съемочных Чаек. На задней части кузова крыша срезалась таким образом, чтобы там можно было установить кинотехнику. Под технику также переоборудовался и передний бампер автомобиля.
Модернизация модели
В 1962 году «Чайка» обновилась технически и внешне: появились карбюратор К-114 вместо К-113, приёмник с дополнительным регулятором громкости в левом подлокотнике заднего дивана, новые колпаки колесных дисков. Салон стали отделывать материалом серо-зеленого цвета. В начале 70-х годов слева установили боковое зеркало на передней стойке рамки двери – до этого было только салонное зеркало заднего вида. В конце 70-х с приборной панели исчезла латунная сетка, вместо нее использовалась вставка «под дерево», обивочный материал диванов и дверей заменили велюром горчичного цвета. На машине появились ремни безопасности, двухконтурная тормозная система и уже третий вариант радиоприёмника – транзисторный, с коротковолновым диапазоном.
У ГАЗ-13 было несколько модификаций, выпущенных в небольшом количестве, – от нескольких экземпляров до нескольких десятков автомобилей. Фаэтон ГАЗ-13Б и лимузин с перегородкой ГАЗ-13А строил сам ГАЗ. Универсал медицинской службы и катафалк на его базе выпускала Рижская автобусная фабрика (РАФ), тоже подчинённая Минавтопрому. Операторские автомобили для киносъёмок ОАСД-3 и ОАСД-4 строил Черниговский производственный комбинат Государственного комитета УССР по кинематографии.
Интересные факты об автомобиле
Первый автомобиль ГАЗ-14 вишневого цвета собрали в 1976 году досрочно, ко дню рождения генсека КПСС Леонида Брежнева. Каждый узел представительского авто имел свой техпаспорт, каждый экземпляр после сборки проходил индивидуальные государственные испытания. Суммарно в машине находилось 17 электродвигателей. Все новые «Чайки» окрашивались в черный цвет. В то же время обивка имела либо бежевый либо серо-зеленый цвет.
Конструкция Чайки
Лебедев и Дуарте макетируют будущую Чайку.
Тем не менее, дизайн-проект существовал тогда лишь в бумажном варианте, и после его утверждения в скульптурно-художественной мастерской ГАЗа скульптор Лебедев и кузовник Дуарте приступили к созданию макета. Макет был готов в сентябре 1956 года, а уже в следующем году появились два опытных ходовых образца. Машины демонстрировались на закрытой выставке НАМИ, а затем по одному из образцов была выпущена небольшая серия из десяти автомобилей, предназначенная для испытательного пробега. Протяжённость трассы пробега по дорогам Украины и России и горам Кавказа составила 21 тысячу километров.
Автомобиль ГАЗ-13 Чайка радикально отличался от предшественника ЗиМа.
Так, конструкторы автомобиля отказались от идеи несущего кузова – новая «Чайка» должна была иметь большую массу и, соответственно, более тяжёлой машине потребовался бы более прочный и более тяжёлый кузов, и в итоге машина с несущим кузовом оказалась бы тяжелее рамного автомобиля. Для ГАЗ-13 была разработана сварная облегчённая Х-образная хребтовая рама с усиленной средней частью коробчатого сечения, в которой располагалась карданная передача. С кузовом рама соединялась в 16 точках через виброизолирующие резиновые прокладки. Рама такой конструкции имела большую жёсткость, нежели лонжеронная и, что немаловажно, она позволила опустить пол кузова и, соответственно, центр тяжести автомобиля, что повысило его устойчивость.
Независимая подвеска передних колёс состояла из верхних и нижних рычагов, а также спиральных пружин. Гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия были установлены внутри пружин подвески. В переднюю подвеску входил стабилизатор поперечной устойчивости стержневого типа. Задняя же подвеска Чайки была выполнена на двух продольных полуэллиптических рессорах. Для гашения колебаний в задней подвеске были установлены два телескопические амортизатора двустороннего действия, установленные с наклоном в поперечной плоскости, что улучшало стабилизацию кузова. На дисковых колёсах с глубоким несимметричным ободом закреплялись декоративные хромированные колпаки большого диаметра с вентиляционными лопатками. Части двойного карданного вала соединялись между собой промежуточной опорой.
При 3250-миллиметровой колёсной базе Чайка имела 5,6-метровую длину и двухметровую ширину. Высота же при 180-милиметровом клиренсе составляла 162 сантиметра.
Интерьер «Чайки»
Салон ГАЗ-13 отличался большим простором и комфортом по существующим на тот период параметрам. Основной особенностью было наличие трех рядов сидений. При этом первый и третий ряд выполнены в форме широких комфортабельных диванов. Конструкция второго ряда состояла из складных сидений, предназначенных для охраны.
В большинстве выпущенных автомобилей отсутствовала перегородка, что причисляло «Чайку» к классу седанов. Отделка интерьера выполнялась из светло-серого сукна для офицерских шинелей, а дизайн салона отличался строгостью и солидностью, подчеркивающими статус пассажира. Из новинок, впервые использованных на отечественных автомобилях, следует назвать кнопочное управление автоматической трансмиссией, расположенное на центральной консоли, а также электростеклоподъемники.
Система зажигания
Распределитель зажигания с октан-корректором, а также вакуумным и центробежным регуляторами крепился к корпусу привода одним болтом. Автомобиль «Чайка», цена которого сейчас довольно высока и доходит до 100 000 долларов, не имеет пусковой рукоятки.
Двигатель Чайки
Многие считают, что двигатель Чайки был скопирован с американского прототипа и лишь переведён в метрические размеры: диаметр цилиндра был уменьшен до 100-миллиметрового значения, а ход поршня был округлён в меньшую сторону до 88 миллиметров. Рабочий объём при этом сократился до 5529 кубических сантиметров. На самом же деле это был мотор был разработан практически заново. Так, блок цилиндров, и головки, и впускной коллектор, и поршни были выполнены из алюминиевого сплава. По тем временам это было весьма прогрессивным, но довольно редким техническим решением, а в самой Америке первые алюминиевые двигатели появились в начале шестидесятых годов.
Лишь сменные мокрые гильзы цилиндров изготавливались из чугуна. В верхнюю часть гильз были запрессованы износостойкие вставки. Коленчатый вал с противовесами, изготовленными заодно со щеками вала, был установлен на пяти коренных подшипниках. Коренные и шатунные подшипники вала имели тонкостенные вкладыши. На каждую шатунную шейку коленчатого вала было установлено по два шатуна. Привод к клапанам двигателя осуществлялся от распределительного вала толкателями, штангами и коромыслами.
Хотя мотор и не имел впрыска топлива, вертикальный четырёхкамерный карбюратор К-114 обеспечивал отличное смесеобразование, и двигатель, сохранивший 8,5-кратную степень сжатия при 4400 оборотах в минуту выдавал 195-сильную мощность.
Такая мощность позволяла 1950-килограммовому автомобилю разгоняться до 100-километровой скорости за 20 секунд и развивать максимальную скорость, равную 195 км/ч.
Особенности конструкции
С самого начала разработки стало понятно, что представительский автомобиль получит большую массу, и поэтому конструкторы изначально отказались от несущего кузова, примененного на предшествующей модели ГАЗ-12. Был выбран рамный вариант, при этом использовалась X-образная сварная рама. Такой исполнение обладало повышенной жесткостью и позволяло снизить уровень пола в автомобиле.
ГАЗ-13 получил переднемоторную компоновку и автоматическую заднеприводную трансмиссию. В качестве коробки передач использовался гидромеханический трехступенчатый автомат.
Передняя подвеска обладала независимым устройством, состоящим из рычагов, специальных пружин, гидравлических амортизаторов и стабилизатора для поперечной устойчивости. Задний вариант выполнен с помощью двух полуэллиптических рессор, а для снижения колебаний кузова применялись телескопические амортизаторы.
Для обеспечения уверенного и безопасного управления тяжелым автомобилем использовались гидроусилитель руля и вакуумный усилитель для тормозной системы.
По советской градации «Чайка» относилась к первому классу автомобилей, выше были только правительственные ЗИЛы, и поэтому собиралась ручным способом на специальных стапелях, что обеспечило высочайшее качество сборки.
Система смазки мотора
Она является комбинированной. То есть под давлением смазываются шатунные и коренные подшипники, втулки оси коромысел, валика распределителя и подшипники распределительного вала. Смазка остальных узлов происходит путём разбрызгивания. Масляный насос – двухсекционный, шестеренчатый. Из основной секции смазывается главная магистраль мотора, а из дополнительной – водно-масляный радиатор и центробежный фильтр.
Двигатели ГАЗ-13
За весь продолжительный период выпуска «Чайка» оснащалась двумя вариантами силовых агрегатов. Это были бензиновые моторы под обозначением ГАЗ-13 мощностью 195 л. с. и ГАЗ-13Д в 215 сил. Другие основные технические характеристики ГАЗ-13 и 13Д (параметры приведены в скобках) составляли:
- тип – четырехтактный, верхнеклапанный;
- вариант смесеобразования – карбюратор;
- число цилиндров – 8;
- конфигурация – V-образное;
- количество клапанов – 16;
- охлаждение – жидкостное;
- объем – 5,53 л (5,27 л);
- мощность – 195 л. с. (215 л. с.);
- степень сжатия – 8,5 (10,00);
- бензин – АИ-93 (100).
Ключевой особенностью обоих силовых агрегатов стало изготовление из алюминиевого сплава следующих основных элементов мотора:
- блока цилиндров;
- ГБЦ;
- впускного коллектора;
- поршней.
Такое решение было очень инновационным на тот период. Аналогичные по устройству двигатели у других автомобильных компаний появились лишь в середине шестидесятых годов.
Трансмиссия Чайки и органы ее управления
1 – кнопки включения передач, 2 – рукоятка переключателя указателей поворота, 3 – рулевое колесо, 4 –кольцевая кнопка сигнала, 5 – педаль дроссельной заслонки, 6 педаль основных тормозов, 7 – рукоятка тормоза стоянки, 8 – насос обмыва ветрового стекла, 9- кнопка ножного переключателя света, 10 – рукоятка замка капота, 11 – рукоятка привода жалюзи радиатора, 12 – включатели стеклоподъёмников.
В паре с двигателем работала автоматическая планетарная коробка передач гидротрансформаторного типа. Коэффициент трансформации в ней был равен 2,4. Первая передача имела передаточное число, равное 2,4, вторая – 1,62, а третья передача была прямой.
Включение передач осуществлялось кнопками, расположенными на пане приборов, слева от рулевого колеса. Для включения какой-либо передачи следовало нажать до отказа соответствующую кнопку. Сами кнопки были обозначены буквами Н, Д, Т и ЗХ. Для улучшения видимости в ночное время кнопки имели подсветку, причем более ярким светом были освещены выключенные кнопки.
Кнопка Н – нейтраль – включалась при запуске двигателя, а также на стоянке с работающим или неработающим двигателем.
Кнопка Д включалась при движении вперед в любых условиях, кроме весьма редких случаев необходимости улучшения торможения двигателем на длительных спусках с гор. В этом случае включается кнопка Т – торможение.
При включении кнопки Д первая, вторая и третья передачи переключались автоматически, в зависимости от открытия дросселя и скорости движения Чайки. При нажатии педали «газа» до упора принудительно включалась вторая передача, а при скорости ниже 25 км/ч – первая.
Кнопку Т можно было нажимать на ходу автомобиля при скорости не выше 60 70 км/ч но избежание повреждения автоматической коробки. Включением кнопки Т при скорости движения выше 40 км/ч включалась вторая передача планетарной коробки, а при снижении скорости г.иже 36 км/ч автоматически включается первая передача. При включении кнопки Т на стоянке включалась первая передача. При дальнейшем увеличении скорости свыше 36 км/ч автоматически включалась вторая передача. Для перехода на третью передачу необходимо нажать на кнопку Д.
Задний ход включался нажатием кнопки ЗХ. Эту кнопку можно было нажимать только после полной остановки автомобиля.
Слева от рулевой колонки была расположена широкая педаль рабочих тормозов с расчетом на возможность торможения как правой, так и левой ногой.
Карбюратор
Все автомобили ГАЗ-13 оснащены вертикальным четырёхкамерным карбюратором типа К-114. Горючая смесь подаётся только из двух смесительных камер. Остальные являются вторичными и используются исключительно при высоких нагрузках и больших скоростях.
У каждой пары смесительных ёмкостей есть своя поплавковая камера, подводящая бензин к клапану подачи. В этой камере находятся подвешенные и сбалансированные поплавки, по которым можно увидеть уровень топлива через смотровое окошко.
Производство Чайки
Серийный выпуск автомобиля ГАЗ-13 Чайка был начат 16 января 1959 года и продолжался до 1981 года. Общее количество выпущенных машин составило 3179 экземпляров. Первые выпущенные автомобили из установочной партии имели ряд незначительных отличий от последующих, вроде иного расположения надписи «Чайка» сзади.
Чайки» многократно экспонировались на автомобильных и промышленных выставках за рубежом, в том числе в городах Брно, Будапешт, Женева, Нью-Йорк, Лейпциг и Мехико. В Нью-Йорке на советской выставке 1959 года (ответной на американскую выставку в СССР того же года) была представлена одноцветная «Чайка» (скорее всего — чёрного цвета), но с характерным для двухцветных машин салоном (с алой тканевой обивкой, имевшей «шахматный» узор). На протяжении нескольких лет двухцветная бордово-бежевая «Чайка» экспонировалась на ВДНХ в павильоне «Машиностроение».
В отличие от ЗиМа, который официально находился в свободной продаже населению, хотя и по очень высокой цене – 40 тысяч рублей против 16 тысяч за автомобиль ГАЗ-20 Победа и 25 тысяч за МЗМА-402
, Чайка никогда не была товаром народного потребления и даже не имела установленной розничной цены. Правда, она имела балансовую стоимость, равную для нового автомобиля 100 тысячам дореформенных советских рублей.
По окончании срока эксплуатации или выработки установленного пробега Чайки списывались, подвергались капитальному ремонту, перекрашивались в белый цвет и передавались во дворцы бракосочетаний для обслуживания брачных церемоний.
И седаны, и кабриолеты «Чайка» использовались на парадах, подавались при встречах иностранных лидеров, видных деятелей и героев, применялись в качестве машин сопровождения. Также Чайки поступали и в «Интурист», где использовались для катания иностранных vip-туристов.
В наше время основная масса сохранившихся Чаек используется в свадебном бизнесе, и, как правило, находится в полностью переделанном состоянии. Сохранившиеся аутентичные экземпляры находятся в частных коллекциях и музеях по всему миру.
Технические параметры
У представительского автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» технические характеристики с двигателем 13-й модели составляли:
- тип кузова – седан;
- число дверей – 4;
- вместимость – 7 чел.;
- колесная база – 3,25 м;
- длина – 5,60 м;
- высота – 1,62 м;
- ширина – 2,00 м;
- дорожный просвет – 18,0 см;
- колея задняя/передняя – 1,53 м/1,54 м;
- диаметр разворота – 15,60 м:
- снаряженная масса – 2,10 т;
- масса полная – 2,66 т;
- максимальная скорость – 160,0 км/ч;
- время разгона (100 км/ч) – 20 сек.;
- размер бензобака – 80 л;
- расход топлива – 21,0 л (100 км в смешанном цикле);
- типоразмер шин – 8.20/15.
Автоматическая коробка
Содержит планетарный ряд шестерён, который даёт три передачи вперёд и задний ход. Включение передач осуществляют два многодисковых сцепления и два ленточных тормоза. Давление масла для смазки коробки, подпитки гидротрансформатора, включения сцеплений и тормозов создаётся с помощью двух насосов. За плавность включения передач отвечает система гидравлического управления, влияющая на нагрузки двигателя и скорость автомобиля.
Модификации
В советский период представительский автомобиль «Чайка» даже после списания не мог продаваться частным владельцам, что указывало на особый статус модели, но на ее базе выпускалось несколько модификаций. Они имели следующие наименование и предназначение:
- ГАЗ-13А – версия отличалась наличием внутренней перегородки между водителем и пассажирским отделением. Это позволяло причислить 13А к классу лимузинов.
- ГАЗ-13Б – кабриолет (фаэтон) с открытым верхом. При этом мягкий тент крыши поднимался и опускался с помощью специальной электрогидравлической системы.
- ГАЗ-13 – с увеличенным комфортом и вместимостью 6 человек.
Все указанные автомобили производились непосредственно на Горьковском автозаводе.
Отдельно на Рижском заводе «РАФ» выпускалась версия ГАЗ-13С (ориентировочно 20 экземпляров). Это был санитарный автомобиль в кузове универсал, с конфигурацией салона, позволяющей размещать носилки. На черниговском предприятии «Кинотехника» было изготовлено несколько автомобилей ГАЗ-13 ОАСД-3. Они предназначались для киносъемок.
Число выпущенных легендарных советских автомобилей ГАЗ-13 «Чайка», по информационным данным предприятия «ГАЗ», составляет 3189 экземпляров. В настоящее время, по прогнозам автомобильных экспертов и коллекционеров, осталось от 200 до 300 автомашин. Стоимость сохранившихся «Чаек» может находиться, в зависимости от состояния, от 25 тыс. до 100 тыс. долларов.
Карданная передача
Включает два комплекта валов: заднего – карданного и переднего – промежуточного. Вилки шарниров находятся в одной плоскости. В инструкции сказано, что карданные шарниры необходимо смазывать исключительно трансмиссионным маслом до тех пор, пока оно не появится из предохранительного клапана крестовины. Различные консистентные смазки (солидол и др.) не подходят для шарниров, так как не проникают во время работы к иголкам. Для шлицевого соединения также необходима жёсткая смазка.
Проект модернизации
Так как модельный ряд машин в США обновлялся на ежегодной основе, автомобиль «Чайка» к концу 50-х попросту утратил визуальную свежесть дизайна. Поэтому советские инженеры в 1961 году предприняли попытку обновления внешности легендарной машины. На фотографиях прототипа тех лет заметен ряд новшеств в оформлении: более квадратная форма бампера, четыре уменьшенные фары под широкими козырьками, установка горизонтально-полосной решётки радиатора на всю ширину машины. Боковина «Чайки» не изменилась. Немного другой стала задняя часть. Это предложение не приняли к серийному производству, и в последующие годы внешний вид автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» практически не менялся.
«Чайка» в сувенирной и игровой продукции
Масштабные модели советских автомобилей этой марки стали выпускаться в 90-х годах фирмой «Агат». Поначалу салон игрушечных машин был белый, а потом его сделали чёрным. В 2007 году пластмассовое днище «Чаек» поменяли на металлическое. Модели «Тантала» и «Агата» различаются цветом и формой колпаков на колёсах. На «агатовских» моделях стояли полностью металлизированные колпаки. Также у них была более светлая фурнитура в сравнении с «танталовскими». На базе “агатовских” моделей мастера-одиночки выпускали киносъёмочные «Чайки».
Медицинский универсальный автомобиль ГАЗ-13С выпускался также на базе “агатовского” прототипа компанией «Скейл» и В. Сальниковым. Фаэтон ГАЗ-13Б делали как мастера-одиночки, так и «Агат». В 2006 году компания «Автотайм» выпустила модель автомобиля «Чайка» с перегородкой в салоне. В основном игрушечные машины окрашивали в три цвета – чёрный, чёрно-белый и красно-белый. Помимо этого было и очень много модификаций (“Скорая помощь”, ГАИ, такси), которые никогда не существовали в реальности. В 2009 году в рамках программы «Машины-легенды СССР» от компании «ДеАгостини» появилась масштабная модель ГАЗ-13 чёрного цвета.