Содержание
- 1 Правила Формулы 1
- 2 «Формула-1»: самые крутые трассы
- 3 «Формула-1»: гид по самому дорогому виду спорта
- 4 Короткие гонки Формулы-1: правила субботних спринтов в сезоне-2021 могут измениться
- 5 Свободные заезды
- 6 «Альберт-Парк»
- 7 Отдельная гонка для отдельного зачёта
- 8 Полный календарь Ф1
- 9 Международный автодром Шанхая
- 10 Сколько гонок в чемпионате?
- 11 Леклер за, Ферстаппен против
- 12 Уличная трасса Баку
- 13 Сколько в «Формуле-1» команд и пилотов?
- 14 Последний спринт в Сан-Паулу
- 15 Городская трасса Монте-Карло
- 16 Автодром имени Жиля Вильнёва
- 17 «Сильверстоун»
- 18 «Спа-Франкоршам»
- 19 Национальный автодром в Монце
Правила Формулы 1
Правила Формулы 1, или гонок Гран-При включают в себя свободный заезд, квалификацию и гонки. Гран-При проводится всего 3 дня, В пятницу, субботу и в воскресенье. Гран-При Монако проводит свободные заезды в четверг. С чего все когда то начиналось — история Формулы 1.
Сезон включает в себя примерно от 7 до 19 гонок Гран-при и проводится с марта по ноябрь.
Одна команда на Гран-при может выставить двух пилотов в квалификации и гонке. В пятничных свободных заездах возможно участие и третьего пилота, но участвующих машин будет все равно только две.
«Формула-1»: самые крутые трассы
Так уж получилось, что не все гонки в «Формуле-1» одинаково интересные и очень многое зависит от трасс: где-то проще обгонять, где-то просто опасно ездить, а где-то – и то и то. Мы решили отобрать самые интересные с точки зрения трасс гонки чемпионата.
«Формула-1»: гид по самому дорогому виду спорта
Кто бы что ни говорил, а «Формула-1» – это самое популярное в мире спортивное мероприятие после Олимпийских игр и чемпионата мира по футболу. За тем, как 20 машинок ездят по кругу, следят 600–800 млн человек, что делает пилотов звездами высочайшего уровня. В Англии самые успешные гонщики и инженеры становятся кавалерами ордена Британской империи (и к ним обращаются «сэр»), в Латинской Америке в честь своих чемпионов называют улицы и открывают памятники, а про культ Ferrari в Италии говорить не приходится – пилоты команды приравниваются к небожителям.
Короткие гонки Формулы-1: правила субботних спринтов в сезоне-2021 могут измениться
Проходящий в эти выходные Гран-при Сан-Паулу пройдёт со спринтом — это будет последний из трёх экспериментов Формулы-1 в сезоне-2021. У промоутеров уже довольно обширные планы на, как они утверждают, полюбившийся болельщикам формат. Однако чем больше звучит предложений, тем страннее они выглядят, а идея субботних спринтов с каждой итерацией выглядит всё более нелепой.
Свободные заезды
По правилам формулы 1 свободные заезды по 3 сессии проводятся для ознакомления пилота с трассой и тренировки управления болидом.
- 1-я сессия проходит в пятницу с 10.00 до 11.30 ч.
- 2-я сессия проходит также в пятницу с 14.00 до 15.30 ч.
- 3-я сессия проводится в субботу с 11.00 до 12.00 ч.
«Альберт-Парк»
Эта гоночная трасса, которая проложена через парк вокруг искусственного озера (и частично проходит по парковке), на протяжении уже долгого времени открывает чемпионат. И гонки здесь всегда бывают интересными сразу по нескольким причинам: во-первых, сама конфигурация трассы позволяет здесь бороться колесо в колесо почти в каждом повороте. Во-вторых, команды приезжают сюда с абсолютно новыми машинами, которые еще не гонялись в боевом режиме, и каждая из них может сломаться в любой момент. В-третьих, пилоты сами приезжают сюда после долгого перерыва, и, какими бы они ни были профессионалами, некоторые навыки всё же притупляются.
Поэтому гонки в Австралии очень часто оказываются непредсказуемыми, с кучей вылетов, аварий и обгонов на грани. Это традиционно один из самых интересных этапов сезона, и даже старт гонки в воскресенье в 7 утра по московскому времени не может остановить истинных фанатов от просмотра Гран-при.
Отдельная гонка для отдельного зачёта
Гран-при со спринтом уже проходил в Великобритании и Италии, и короткая гонка была своего рода приквелом к основной воскресной. Несмотря на некоторые шероховатости (неразбериха со статистикой поула, перенос штрафов на решётке, разрывающий логическую связь между спринтом и Гран-при), свою основную задачу он выполнял: соревновательными стали три дня уик-энда.
В Liberty Media говорили о том, что у фанатов новый формат пользовался успехом, хотя недавний опрос показал, что лишь 6,7% болельщиков считают, что спринт сделал уик-энд более зрелищным. Вероятно, промоутеры ориентируются на цифры просмотров, и логично, что спринт вместе с пятничной квалификацией привлекают больше зрителей, чем традиционная квалификация со свободными заездами.
Старт спринта в Сильверстоуне — первого в истории Формулы-1
Фото: Michael Regan / Getty Images
Но в Liberty захотели большего, и, по словам Стефано Доменикали, уже в сезоне-2022 в формате со спринтом пройдут шесть этапов. Более того, Росс Браун говорит о том, что очков за короткую гонку нужно давать больше — словно было много тех, кто отказался смотреть борьбу за три очка, но вот за 10 или хотя бы восемь готовы включить телевизор.
Однако мысль промоутера пошла ещё дальше: а почему бы не проводить гонки с реверсивной решёткой? Как будто Доменикали не обещал, что в Формуле-1 подобного не будет. Результаты таких гонок предлагают считать в отдельный зачёт. Отдельные гонки с отдельным зачётом внутри Ф-1? Может, просто сделать для этого отдельный чемпионат? У Ф-1 разве нет… нормального зачёта?
Полный календарь Ф1
Квалификация
По правилам формулы 1 гонки квалификации проводятся в субботу с 14.00 до 15.00 ч. по местному времени.
- 1-я сессия проходит с 14.00 до 14.30 ч. с участием всех гонщиков. Число кругов – произвольное. Пилоты, занявшие последние 7 мест, из борьбы за стартовое место выбывают. Им достаются с 18 по 24 места.
- 2-я сессия проходит с 14.27 по 14.42 ч. с произвольной ездой. Снова выбывают 7 худших пилотов.
- 3-я сессия проходит всего 10 минут с 10-ю лучшими участниками 2-й сессии с 14.50 до 15.00 ч., также с произвольной ездой. Лучшие 10 пилотов занимают первые места на стартовой решетке гонки.
- Количество топлива в баках – неограниченно. В квалификации нельзя мешать другим гонщикам в ходе соревнования.
Гонка
После того, как закончилась квалификация, болиды первой десятки оставляют в закрытом парке без регулировки и замены деталей до начала гонки. Следующие после 10 гонщики могут поменять резину. Все участники меняют резину, если пошел дождь, или наоборот, лужи высохли.
Гонка проходит в воскресенье. Количество кругов уже четко установлено. Дистанция – не менее 305 км, кроме Гран-при Монако. Время – не более 2 часов. Если гонка будет остановлена, добавляется дополнительное время, но в итоге соревнование не должно превышать 4 часов. Дозаправка запрещена. Разрешено менять поврежденные резину и запчасти. Количество пит-стопов, то есть вынужденных остановок, чаще всего случается от 1 до 3-х. Иногда это приводит слабые болиды к успеху.
На пит-лейне скорость в гонке необходимо снизить до 100 км в час, а в свободных заездах и городских Гран-при, скорость снижают до 60 км в час.
Международный автодром Шанхая
Архитектор Герман Тильке спроектировал эту трассу таким образом, чтобы она напоминала иероглиф 上 – «Шан», первый символ в названии города. И трасса получилась замечательной! Связка первого-второго-третьего поворотов представляет собой «вкручивающуюся улитку», в которой пилотам нужно суметь удержаться и в которой есть масса возможностей для обгона. Кроме того, на трассе есть очень длинная прямая в 1,2 км, на которой гонщики могут развить до 350 км/ч. После этого и нужно резко оттормаживаться, вписываться в поворот, чтобы вырулить на следующую прямую.
Еще один фактор – это погода. В этой части Китая во время гонки может быть как жара, так и жуткие ливни. И никогда не знаешь, в каких условиях пройдет гонка. И даже если она началась в хорошую погоду, не факт, что дождь не разрушит все тактики команд и не перетасует полностью всех гонщиков. В общем, Гран-при Китая – это всегда интересно.
Сколько гонок в чемпионате?
Каждый год по-разному, но в последние несколько лет гонщики выходят на старт 21 раз. Заезды проводятся как на стационарных автодромах (Италия, Испания, Германия, США, Бахрейн), так и по городским улицам (Монако, Сингапур, Баку). Есть также промежуточные автодромы – это те, часть которых является стационарной, а часть – парком или частью города. Такими являются трассы в Австралии и в Канаде: круглый год они готовы наполовину и каждый раз к гонке приходится закрывать сегмент парка, чтобы построить там временную часть трассы. Таким же планировали сделать и трек в Сочи, но в итоге он остался цельным и неделимым.
Леклер за, Ферстаппен против
Далеко не все пилоты разделяют оптимизм промоутеров, и фронтменом недовольства гонщиков стал Макс Ферстаппен. «Всё зрелище — исключительно из-за старта, но остальные круги совершенно неинтересны, потому что все стараются сберечь резину, и лидеров это касается в первую очередь, — говорит он. — Лично я за традиционный формат. Если у нас будут способные бороться автомобили, команды будут ближе друг к другу, то и придумывать ничего не надо будет. Посмотрим».
Шарль Леклер с гонщиком «Ред Булл» не согласен и отмечает плюсы нового формата: «Обычно пятница не слишком интересная, но когда тебе нужно сразу же готовиться к квалификации, это захватывающе. Может, в правилах спринта и нужно кое-что подправить и мы в силах сделать его лучше, но это хотя бы что-то необычное».
Ферстаппен после финиша спринта в Монце
Фото: Lars Baron / Getty Images
В самих по себе субботних спринтах, как показали этапы в Сильверстоуне и Монце, почти нет ничего плохого, и в целом реакция в паддоке была, скорее, благосклонной. Но вряд ли отзывы будут столь же благодушны, если звание чемпиона будет определяться результатами реверсивной решётки, пусть даже она и не окажется в конце календаря, или манипуляциями с быстрейшим кругом — как это было в Мехико.
С другой стороны, есть и интересные идеи. Так, по одной из них, очки за спринт будут начислять лишь в Кубок конструкторов, и это открывает дополнительную трактовку в правилах. Например, классификацию короткой гонки и распределение очков за неё можно определять по сумме показанных обоими пилотами команды результатов.
Уличная трасса Баку
Пока что это самая молодая трасса, которая проложена в черте города. Но она уже зарекомендовала себя как место, где могут происходить абсолютно непредсказуемые события. Из-за того что трасса впритык огорожена бетонными блоками, но при этом очень быстрая и с серией сложных поворотов, пилоты регулярно выталкивают друг друга в стены.
Плюс именно на этой трассе часто происходят внезапные обгоны. Например, в 2017 году финн Валттери Боттас буквально на последних метрах гонки умудрился обогнать в борьбе за второе место молодого канадца Лэнса Стролла. А в 2018 году два партнера по команде Force India, Эстебан Окон и Серхио Перес, устроили фееричное шоу со столкновениями и борьбой на грани (и немного даже за ней). Поэтому гонку в Баку можно назвать отличным этапом.
Сколько в «Формуле-1» команд и пилотов?
Если брать последние годы, то речь идет о десяти командах, и каждая из них выставляет по две машины. То есть на старт выходит 20 лучших гонщиков со всего мира. Плюс у каждой команды есть резервные пилоты, готовые в случае необходимости заменить своих партнеров и выйти на старт вместо них. Но чаще они работают на базе команды на гоночном симуляторе и помогают инженерам с доводкой действующих машин.
Последний спринт в Сан-Паулу
В любом случае следует ожидать от Формулы-1 новых экспериментов со спринтами — если, конечно, формат не окажется дискредитирован чем-то неожиданным в Сан-Паулу. Регламент на короткие гонки на следующий год до сих пор не объявлен, неясно даже, сколько за них будут начислять очков. Но, вероятно, в первоначальном виде мы видим спринты Формулы-1 в последний раз.
Городская трасса Монте-Карло
Про эту гонку слышали абсолютно все, даже те, кто вообще не представляет, как выглядит машина «Формулы-1». Болиды мчатся буквально по самой кромке Средиземного моря, а самые дорогие зрительские места – на пришвартованных яхтах и балконах квартир местных жителей.
На самом деле это едва ли не самая сложная трасса чемпионата – она невероятно узкая и тесная. Трехкратный чемпион мира Нельсон Пике так охарактеризовал гонки в Монако: «Это как гонять на велосипеде в собственной гостиной». И трасса не прощает малейших ошибок. Чуть какой промах – и болид разбит. Возможно, даже несколько болидов, потому что организовать цепную реакцию в таком тесном месте очень просто. Поэтому под конец гонки пилоты вымотаны в ноль – на протяжении всего заезда они должны быть максимально сконцентрированы, если не хотят задеть стену.
Автодром имени Жиля Вильнёва
Еще один трек, расположенный на берегу водоема. А если быть точным – на отдельном острове в гребном канале в Монреале. И из-за ограниченных условий здесь некуда вписывать большие зоны безопасности, гравийные ловушки и так далее. Поэтому бетонный забор здесь во многих местах, а один из его сегментов даже носит название «Стена чемпионов» – после того как в течение одной гонки в него врезались чемпионы «Формулы-1» Михаэль Шумахер и Жак Вильнёв (сын Жиля Вильнёва, в честь которого назван автодром) и чемпион FIA GT Рикардо Зонта. Прелесть этой стене добавляет надпись Bienvenue au Québec – «Добро пожаловать в Квебек».
Но и в остальных местах этой трассы всегда весело. Здесь нет поворотов, где пилоты могли бы расслабиться, – обгонять можно в каждом из них. Здесь две очень длинные прямых, в конце которых гонщиков ждут жесточайшие торможения. Здесь в буквальном смысле можно разбиться или потерять в любой момент. В 2011 году, например, Себастьян Феттель потерял победу за семь поворотов до финиша.
«Сильверстоун»
После Второй мировой войны в Великобритании осталось много военных аэродромов, которые оказались в мирное время не нужны. Одним из таких был аэродром возле деревни Сильверстоун, который быстро перепрофилировали под гоночную трассу и в 1950 году даже приняли самый первый этап в истории «Формулы-1». И хотя прошло уже почти 70 лет и Сильверстоун неоднократно реконструировали, часть трассы все еще проходит по тем местам, с которых пилоты Королевских ВВС взлетали на задания.
Отличительной чертой трассы являются скоростные повороты, в которых мало удержать машину – малейшая ошибка может привести к вылету с трассы и потере сразу нескольких позиций. Или к столкновению. Потому что эти скоростные повороты позволяют держаться очень близко к соперникам.
«Спа-Франкоршам»
Затерянная в бельгийских лесах трасса считается одной из быстрейших в чемпионате – скорость на самой длинной прямой здесь достигает 340–350 км/ч, а средняя скорость победителя в 2018 году составила феноменальные 221 км/ч. Все дело в большом количестве скоростных поворотов, которые проложены вдоль склонов холмов и которые позволяют большую часть круга проходить если не «газ в пол», то хотя бы с наполовину выжатой педалью газа.
И опять же,один из главных факторов здесь – погода. Если здесь льет дождь, то гонка выводится на новый уровень зрелищности, который могут побить разве что гладиаторские бои и фехтование на световых мечах. Хотя и в сухую погоду от трассы в Спа ожидаешь только рубилова и бескомпромиссной борьбы. Можно даже сказать, что это именно та трасса, которая может отделить мальчиков от мужчин, – чтобы пройти на полной скорости связку поворотов Eau Rouge – Radillon, нужно быть по-хорошему безумным, ведь поворот уходит наверх по холму и его просто не видно.
Национальный автодром в Монце
Самая-самая быстрая трасса чемпионата, даже носит прозвище «Храм скорости». Специально под нее команды разрабатывают отдельный аэродинамический пакет, который позволяет машинам разгоняться до феноменальных 370 км/ч. А что самое главное – несмотря на кажущуюся простоту трассы (всего десять поворотов), история не помнит здесь скучных гонок. Возможно, это единственная гоночная трасса мира со своим неофициальным девизом: Monza la magica, Monza la tragica (очень надеемся на ваше языковое чутье и не переводим эту фразу).
Гонки в Италии всегда сопровождаются столкновениями, вылетами, феноменальными обгонами и неожиданными прорывами с последних мест. Но все едут сюда не столько за этим, сколько за атмосферой. Поскольку это домашняя гонка для Ferrari, а в Италии самый настоящий культ этой команды, местный Гран-при превращается в грандиознейший фестиваль, апогей которого – шествие по главной прямой сразу после финиша. К тому моменту, как пилоты поднимаются на подиум, вся стартовая прямая (длиной больше километра) битком заполнена фанатами.