Содержание
- 1 Выбивает заднюю передачу ваз 2109
- 2 На Ваз 2109 не включается скорость по разным причинам
- 3 ВАЗ-2109, КПП: устройство, причины поломок и особенности ремонта
- 4 Почему плохо включается первая передача на приоре?
- 5 Замена сальника коробки передач ВАЗ 2114
- 6 Причины
- 7 Почему не включаются передачи на заведённом двигателе?
- 8 Характеристика
- 9 Что именно шумит и почему?
- 10 Продление срока службы КПП
- 11 Устройство
- 12 Автоматическая коробка
- 13 Устранение проблем
- 14 Видео «Ремонт КПП в автомобиле ВАЗ 2109»
- 15 Распространённые причины проблем с включением передач
- 16 Разборка
- 17 Нюансы коробки
- 18 вылетает первая передача ваз 2110
- 19 Видео «Что делать, если плохо включаются передачи»
- 20 Устройство трансмиссии
- 21 Вылетает передача
- 22 Видео
- 23 Не переключаются передачи на автоматической коробке
- 24 Принцип работы и устранение неисправностей механизма переключения передач ВАЗ 2110
- 25 Неисправности и их устранение
- 26 Как проверить сцепление?
- 27 Замена и регулировка кардана кулисы КПП
- 28 Причины возникновения проблем с КПП
- 29 Причины поломки коробки скоростей
- 30 Теория работы коробки передач
- 31 Болтается рычаг
- 32 Износ шлицев
- 33 Необходимые инструменты
- 34 Регулировка
- 35 Принцип работы
- 36 Как отремонтировать коробку передач ВАЗ-2109
- 37 Плохое включение из-за ползуна
- 38 Регулировка и ремонт сцепления
- 39 Пропадает масло
- 40 Машина дергается при старте, невозможно включить передачу
- 41 Причины полного заклинивания
- 42 Как провести самостоятельную диагностику
Выбивает заднюю передачу ваз 2109
Ситуация, когда на ВАЗ 2109 не включается задняя передача, является одной из наиболее распространенных проблем с этой моделью автомобиля. К тому же, машины ВАЗ 2108/09/099 «Самара» и ВАЗ 2113/14/15 «Самара-2» оснащались однотипной КПП (коробкой переключения передач), так что эта неисправность трансмиссии характерна не только для «Девяток».
Зачастую попытка включения передачи сопровождается сильным хрустом шестерён, а если передачу удаётся включить, то при движении задним ходом коробка передач издаёт шум. Другие владельцы сталкиваются с ситуацией, когда кулиса переключения передач уходит вперёд до упора, но задняя передача не работает. При этом нареканий на переключение передач переднего хода нет.
Замена масла в КПП
Замена механизма выбора передач
Комментарии и Отзывы
На Ваз 2109 не включается скорость по разным причинам
Ситуация, когда на ВАЗ 2109 не включается задняя передача, является одной из наиболее распространенных проблем с этой моделью автомобиля. К тому же, машины ВАЗ 2108/09/099 «Самара» и ВАЗ 2113/14/15 «Самара-2» оснащались однотипной КПП (коробкой переключения передач), так что эта неисправность трансмиссии характерна не только для «Девяток».
Зачастую попытка включения передачи сопровождается сильным хрустом шестерён, а если передачу удаётся включить, то при движении задним ходом коробка передач издаёт шум. Другие владельцы сталкиваются с ситуацией, когда кулиса переключения передач уходит вперёд до упора, но задняя передача не работает. При этом нареканий на переключение передач переднего хода нет.
ВАЗ-2109, КПП: устройство, причины поломок и особенности ремонта
Это основные показатели устройства, характеризующие его как надежное и упрощенное.
Почему плохо включается первая передача на приоре?
Замена сальника коробки передач ВАЗ 2114
Проблему некорректного включения скоростей в автомобилях ВАЗ можно назвать стихийной, поскольку она знакома многим автовладельцам машин российского производства. Сейчас вы сможете узнать, по каким причинам не включается задняя передача на ВАЗ 2109 и как устранить данную неисправность.
Причины
Причины, почему плохо или туго происходит включение заднего хода могут быть следующими:
- ослабление крепёжного хомута кулисы, из-за чего длины тяги не хватает для полноценного включения передачи;
- заедание блокиратора включения задней скорости;
- поломка пружины и попадание обломков в направляющие пазы механизма выбора передачи;
- самопроизвольное ослабевание болтов крепления механизма выбора;
- срезан болт фиксатора;
- износ диска сцепления и выжимного подшипника;
- неверная регулировка сцепления и педали сцепления;
- низкий уровень масла в коробке или необходимость его замены.
Почему не включаются передачи на заведённом двигателе?
Если у вас на ВАЗЕ не включается передача, тогда вам следует обратить внимание на кулисы и тяги, чтобы они правильно были закреплены. На каждой коробке по разному. Ну это на старых моделях.
На современных машинах практически нет кулис, а стоят тросики механической коробки передач. Эти тросики переключает передачи и крепятся к самой коробке передач.И проблема может быть в том, что на тросиках рвутся начальные крепления, по этому и не включается передача.
- Тросик привода сцепления.
Если тросик оборвался ( на переднем приводе) или потекла гидравлика на классике и по этому сцепления не работает. - Подушка двигателя.
Бывают такие случаи, что откручивается подушка двигателя и коробка передач проседает. По этому возможно тяга коробки передач трётся об тягу стабилизатора ( пример ВАЗ 2112). Из — за этого не включается передача. - Вилка сцепления.
Вилка сцепления тоже может стать причиной не включения передач, она может обломаться, а так как вилка находится в коробке её не видно и по этому нужно лесть под машину и проверять. Если вилка болтается свободно, она поломана.Вилка поджимает корзину сцепления и она должна стоять жёстко. - Выжимной подшипник.
Выжимной подшипник давит на лепесток корзины сцепления. То есть вилка давит на выжимной подшипник и продавливает его и прожимает лепестки во внутрь. Благодаря чему, диск сцепления отходит и крутится отдельно от коробки и маховика и вы можете включить передачу. Если подшипник клинит, то включения передач происходит проблематично. - Корзина сцепления.
У корзины есть лепестки и они служат для отжатии диска сцепления. Лепестки могут ломаться и соответственно отжатия не происходит, а если происходит то очень плохо. И по этому вы не сможете переключить ту или иную передачу. - Маховик и диск сцепления.
Диск сцепления может развалится, а на самом маховике может произойти выработка. И по этому, переключить передача будет очень сложным (автомобиль будет дёргаться).
Если вы всё проверили и заменили, а передача не включается, вам следует обследовать всё внутри трансмиссии.
Внутри трансмиссии находятся синхронизаторы, валы МКПП , подшипники.
- Валы МКПП.
Могут быть шумы,не включение некоторых передач. Причины могут быть разные: от стёртых шлицов на первичном или вторичном валах до поломки самого вала. - Синхронизаторы
, они стоят на каждой шестерне, на каждую передачу, Ставят их для плавного включения передач ( это мягкая специальная шестерня).Если зубья у неё съедаются, то вы не можете включить передачу или передача будет вылетать.Возможно передачи будут включаться с хрустом. - Подшипники:
бывает их клинит и останавливаются валы.
А вообще, механические коробки передач если вы будете регулярно менять масло (хорошее масло) очень надёжна. Там нет высоких температур как в автоматах.Собственно говоря там практически нечему ломаться.
Это всё, что я хотел осветить в этой статье. Всем удачи на дороге.
Характеристика
Как мы сказали ранее, на машину устанавливалась также 4-ступенчатая трансмиссия. Сборка КПП для ВАЗ-2109 этого типа длилась недолго. Поэтому встретить «короткокрылых» с 4МКПП сейчас очень трудно. Это практически раритет. 95 процентов «девяток» шли уже с более современной, 5-ступенчатой механикой. Она была двухвальной, с синхронизаторами на всех передачах (за исключением задней). Конструктивно эта КПП объединена с главной передачей и дифференциалом. От 4-ступки она отличалась иным расположением патрубка вентиляции картера. Он находился на картере сцепления (ранее был на задней крышке). Также появился щуп. А вот передаточные числа остались прежними.
В России эти машины прекратили выпускать еще в 2004-м. Но до сих пор в магазинах можно найти запчасти для КПП ВАЗ-2109. Цена их довольно приемлемая. При необходимости можно купить трансмиссию в сборе за 5-6 тысяч рублей.
Что именно шумит и почему?
Давайте попробуем разобраться в данном вопросе. Основными причинами возникновения шума, доносящегося из КПП, являются:
- неправильная эксплуатация коробки, в частности использование контрафактной трансмиссионной жидкости, купленной на «черном» рынке и эксплуатация транспортного средства с нерабочим сцеплением;
- плохое качество комплектующих деталей коробки передач;
- предельный срок эксплуатации МКПП;
- неквалифицированное проведение технических работ по диагностике и ремонту КПП.
Новая механическая коробка переключения скоростей от Ваз 2109
Кроме того, основными неисправностями, в последствии которых может возникнуть шум в КПП, являются:
- внезапно появившееся затруднительное включение скорости: чтобы включить ту или иную передачу, водителю иногда потребуется несколько раз перевести рычаг коробки в нейтральное положение при выжатом сцеплении;
- коробка сама выключает передачу авто во время движения;
- из КПП может вытекать трансмиссионная жидкость.
Также следует отметить, что коробка «Ваз 2109» может шуметь в различных условиях: на нейтральной скорости, во время включения передач либо же просто во время езды на определенной скорости. И каждый из этих шумов может говорить о разных неисправностях коробки.
Кроме того, во время диагностики нужно не забывать, что только один внешний признак может свидетельствовать о нескольких неисправностях в КПП. Поэтому визуально (т.е. по типу гула) вычислить, какой именно компонент коробки вышел из строя фактически невозможно. Определить поломку получится только сняв и разобрав коробку.
Также необходимо добавить, что ремонт КПП и устранение дефектов требуют больших знаний, поэтому в домашних условиях таким лучше не заниматься. КПП является важным агрегатом в структуре любого транспортного средства, поэтому ее ремонт и диагностику лучше доверить квалифицированному специалисту.
Тюнингованный ВАЗ 2109
Зачастую гул агрегата проявляется:
- когда выжимаешь сцепление;
- при включении третьей и четвертой скоростей;
- на нейтральной скорости;
- при езде авто на повышенных оборотах.
С такими проблемами сталкиваются большинство отечественных автовладельцев «ВАЗ 2109». Но если при нажатии сцепления посторонние звуки пропадают, то это может свидетельствовать о нескольких поломках. В частности, из строя может выйти пятая скорость либо передача заднего хода. Кроме того, может быть неисправен подшипник первичного вала или выжимной подшипник.
Как показывает практика, в случае с подшипниками проблема не является критической. Если в вашем авто шум появился, а потом пропал после нескольких сотен или тысяч километров пробега, то, скорее всего, остатки подшипников просто перемололо системой агрегата.
Если ваша «ВАЗ 2109» начала шуметь, то это вовсе не означает, что вышли из строя подшипники или задняя передача. Эти проблемы являются наиболее распространенными, но конкретно определить, что вышло из строя, сможет только качественная диагностика.
Продление срока службы КПП
Вы сможете долгие годы эксплуатировать автомобиль и не обращаться на автосервисы, если сможете соблюдать элементарные рекомендации. Они позволят продлить срок службы КПП, минимизировать возможные проблемы, поломки и необходимость проведения ремонтных работ.
Передаточные валы в сборе
Рекомендаций всего две.
- Всегда старайтесь контролировать уровень масла в коробке передач. Если он падает, обязательно доливайте сразу, не откладывайте процедуру на потом. Когда масло приходит в негодность, меняйте его полностью, а не заливайте недостающее количество.
- Избегайте агрессивной эксплуатации, не дергайте резко передачи, разгоняйте плавно, тормозите аналогично. Банальное бережное отношение с коробкой передач позволит избежать износов и многочисленных поломок.
Как видите, решить проблемы с КПП не так просто. Потому самый лучший вариант — не допускать их появления.
Устройство
Данная трансмиссия состоит из нескольких элементов:
- Первичного и вторичного вала КПП ВАЗ-2109.
- Картера передающей коробки.
- Синхронизаторов.
- Оси с промежуточной шестерней заднего хода.
- Дифференциала, что изменяет привод переключения скоростей.
- Алюминиевой крышки с сапуном. Для лучшего теплоотвода ее поверхность была оребрена.
Итак, мы рассмотрели конструкцию типичной КПП ВАЗ-2109. Ремонт этой трансмиссии может понадобиться по нескольким причинам. Ниже мы рассмотрим основные неисправности и способы их устранения.
Автоматическая коробка
Здесь уместнее назвать это не вылетом, а проскальзыванием. Резкое изменение с 3 или 4 передачи на нейтралку приводит к ощутимому замедлению транспортного средства. Либо наоборот, к ускорению. Все зависит от ее назначения– понижающей или повышающей. Это создает неудобство для водителя и опасность удара спереди или сзади.
Автоматическая коробка передач в разрезе
Сигналом к ошибкам АКПП становится также раздумье автомобиля. Если он задумывается при переходе из режима парковки в движение и наоборот – лучше сразу заняться обслуживанием узла.
К аналогам из механических частей – исчерпание ресурса вилок и муфты, добавляется еще одна – электроника. К ошибке может привести короткое замыкание, внутренние терки деталей, механическое повреждение чипа и ряд других факторов. Из-за наличия электронного блока ремонт коробки возможен только на станции техобслуживания. К расходам на диагностику и замену запчастей добавьте вызов эвакуатора – буксировка автомобилей с АКПП нежелательна.
Вариатор
Физических передач у вариатора нет в природе. Он запрограммирован так, чтобы максимально комфортно передавать крутящий момент с уменьшением расхода топлива. И хотя выбить передачу он не в состоянии, но всё же подвержен поломкам.
Внешний вид вариаторной коробки передач
Водитель должен постоянно прислушиваться к происходящему внутри коробки-вариатора. Постоянное трение узлов вариатора друг о дружку ведёт к стачиванию и образованию металлической пыли и стружки внутри. Для их ловли предусмотрены фильтры, но полной гарантии чистоты они не дают. Со временем осевшая пыль вызывает скачки давления масляного насоса и выход со строя приводного ремня.
Самая безобидная ситуация – когда забился радиатор вариатора. Его расположение собирает внутрь всю грязь с потоком входящего воздуха. Она и мешает нормальному функционированию вариатора. С целью профилактики мойте все радиаторы автомобиля хотя бы 1 раз в полугодие.
Роботизированная коробка
Обслуживание такого рода коробки переключения скоростей доверяют опытным мастерам автодела. Вылет передач на роботе связан как с электропричинами – например, протечка трансмиссионной жидкости и замыкание соответствующей цепи, так и с износом деталей.
Также езда на одной из скоростей может быть невозможна из-за выгорания контактной группы связи ЭБУ и конкретной передачи. Но нередко причиной ухудшения работы становится банальный мусор, доставленный из механизма сцепления. Не ленитесь удалять его при каждом удобном случае, и тогда роботизированная коробка скажет спасибо.
Устранение проблем
Многие неисправности коробки, из-за которых пропала или вылетает задняя передача можно устранить без снятия агрегата с автомобиля.
Если причиной является ослабевание затяжки болта крепления хомута на тяге, то для исправления дефекта необходимо:
- Установить автомобиль на подъёмник.
- Полностью ослабить гайку хомута.
- Установить рычаг КПП в положение полностью включённой передачи заднего хода.
- Полностью включить заднюю передачу на КПП с помощью штока включения на картере.
- Затянуть болт крепления хомута.
Регулировка кулисы
Если затяжка хомута не помогла избавиться от проблемы, то нужно проверить состояние деталей привода переключения. Одной из причин, по которой не вставляется передача заднего хода, может быть плохо отрегулированная кулиса.
Для выполнения регулировок механизма могут понадобиться инструменты:
- два гаечных ключа с размером 13 мм, предпочтительно накидной схемы;
- любой гаечный ключ или головка на 10 мм;
- небольшой молоток;
- шлицевая отвёртка.
Поскольку причиной неправильной работы кулисы может служить износ деталей, то могут понадобиться запасные:
- карданный шарнир кулисы;
- иногда может нуждаться в замене уплотнительный сальник штока переключения передач.
Для настройки кулисы или замены деталей её привода необходимо два человека. Один человек должен переключать скорости из салона, а второй регулировать ход тяг переключения.
Порядок выполнения работ следующий:
- Обеспечить доступ к нижней части автомобиля, установив его на яму или подъёмник.
- При помощи 13 мм ключа ослабить хомут, установленный на тяге переключения скоростей.
- Снять тягу со штока коробки.
- При помощи отвёртки аккуратно снять пыльник.
- При помощи ключа 10 мм открутить фиксирующий болт на кардане вала.
- Сбить кардан лёгкими ударами молотка. При этом важно не нанести повреждения валу.
- Снять уплотнительный пыльник карданного шарнира.
- В случае наличия течи масла нужно заменить уплотнительный сальник на штоке коробки.
- Установить новый пыльник (или оставить старый, если он целый) и установить карданный шарнир на вал.
- Совместить отверстие на кардане с выемкой на валу.
- Затянуть 10 мм фиксатор и полностью установить пыльник на место.
- Установить тягу на шток кардана и отрегулировать ход рычага КПП.
- Второй человек должен сесть на место водителя, установить рычаг переключения скоростей в нейтральное положение, немного подвинуть его вправо и удерживать в таком положении.
- После этого необходимо затянуть 13 мм гайку хомута.
Видео «Ремонт КПП в автомобиле ВАЗ 2109»
В этом видео описан полный пошаговый ремонт коробки скоростей «ВАЗ 2109» своими руками в домашних условиях.
Вам понравилось это видео? Что вы можете рассказать о коробке передач автомобиля «Ваз 2109»? Поделитесь своим опытом с нашими читателями!
Распространённые причины проблем с включением передач
Причин, из-за которых вы не можете перевести рычаг КПП в рабочее положение, может быть множество. И далеко не всегда они связаны с неисправностью самой коробки – в некоторых случаях виновником является сцепление, иногда – двигатель. В любом случае, чтобы выяснить причину самостоятельно, необходимо иметь соответствующие знания и опыт – иначе высок риск того, что вы не сможете это сделать или в результате ваших действий придётся выполнять более сложный и дорогостоящий ремонт.
Если на заведённом двигателе передачи не включаются из-за неисправностей коробки, потребуется её демонтаж и дефектовка – операция, требующая большой аккуратности. То же самое можно сказать и о сцеплении. Впрочем, лучше все же приступить к более детальному описанию возможных проблем и способов их устранения.
Разборка
Сняв КПП, можно приступать уже непосредственно к главному — разборке. Это позволит вам по ходу работы менять поврежденные элементы, определять имеющиеся неисправности и своими силами решать возникающие проблемы.
- Зачистите и тщательно отмойте все наружные поверхности коробки передач.
- Разместите коробку в вертикальном положении и демонтируйте заднюю крышку.
- Снимите кронштейн троса сцепления, после чего резиновым молотком сбейте заднюю крышку с КПП.
- Извлеките старую уплотнительную прокладку. Она пойдет под замену.
- Включите любую из двух передач — 3 или 4.
- Открутите болт, который удерживает 5 передачу, после чего включите ее.
- Одновременное включение указанных скоростей позволит зафиксировать вал и не допустить его проворачивание.
- Открутите гайку на вторичном валу, а затем и на первичном.
- Снимите синхронизатор 5 скорости вместе с вилкой.
- Извлеките вилку из муфты. Синхронизатор снимайте максимально аккуратно. Если допустить схождение муфты со ступицы, подпружиненные шарики, которые фиксируют синхронизатор, попросту рассыпятся.
- Снимите кольцо блокировки синхронизатора 5 скорости.
- Извлеките ведомую шестерню 5 скорости со вторичного вала.
- Извлеките упорного кольцо, расположенное на игольчатом подшипнике.
- Снимите сам игольчатый подшипник с шестерни 5 скорости.
- Демонтируйте ведущую шестерню с ведущего вала и снимите пластину подшипника.
- Теперь со вторичного вала следует удалить втулки игольчатого подшипа, а также извлечь упорную шайбу.
Ювелирная работа
- Достаньте кольцо, которое фиксирует подшипник первичного вала, а затем аналогичного кольцо вторичного вала.
- Открутите пробку фиксатора и извлеките шарик, пружинку фиксатора. Далее вы сможете достать еще пару фиксаторов.
- Снимите заднюю опору двигателя.
- Открутите пробку фиксатора задней передачи, наклоните коробку и достаньте таким образом шарик фиксатора и пружину.
- Демонтируйте крепежные болты картера сцепления и картера коробки.
- Действуя максимально аккуратно, рассоедените два агрегата. Чтобы это сделать, в картерах имеются пазы, куда вставляются концы отвертки. Покачивая, можно без особых проблем рассоединить элементы.
- Снимите картер коробки передач.
- Открутите болт крепления вилки переключения 1 и 2 скоростей.
- Снимите вилку и шток.
- Открутите болт крепления вилки 3 и 4 скоростей.
- Выделите головку штока из зацепления с рычагом, снимите ее вместе с вилкой с вашей КПП.
Нюансы коробки
На автомобиле ВАЗ 2114 применяют механическую пятиступенчатую коробку передач. Она достаточно проста по своей конструкции, что позволяет самостоятельно выполнять профилактические и ремонтные работы.
Специалисты рекомендуют определять неисправность на начальном этапе ее появления, поскольку медлить — означает потратить еще больше времени, сил и денег.
вылетает первая передача ваз 2110
для непонятнливых. найти за 7.5 можно. наверное, только из 7.5 нужно вычесть работу по снятию/установке КПП, расходы на масло п/синтетику- эти процедуры ты и с новой будешь делать. за 5 я думаю новую ты уже не найдешь. +в эти 7.5 вошла еще и замена пыльника на внешней гранате и еще пару попутных мелочей
Вскрытие КПП покажет синхрон умер или просто пришла пора менять вилку со штоком,может и просто пружинка фиксатора лопнула. У вилки изнашиваются лапки либо хозяин её просто погнул. На штоке может появилась выработка на лунках фиксаторов. По цене ни чего не скажу,я сам себе делаю.
Видео «Что делать, если плохо включаются передачи»
Рекомендации о том, что делать в случае невозможности включения первой передачи, дал украинский автоинструктор.
Любая КПП имеет сложное устройство с множеством взаимосвязанных деталей и неисправность даже одной детали сразу же отражается на работоспособности коробки в целом.
Так часто причиной неисправности коробки переключения передач является такая поломка, как выбивание одной из скоростей.
В данной статье разберем основные причины вопроса, почему вылетают передачи.
Для того, чтобы было проще понять причину выбивания какой-либо скорости нужно кратко рассмотреть принцип работы КПП.
Как устроена МКПП
Обычная механическая коробка переключения передач состоит из 3-х валов. Это первичный, промежуточный и вторичный валы. Вторичный вал расположен соосно с первичным валом, внутри которого находится подшипник, куда входит конец вторичного вала, позволяя ему вращаться, независимо от первички.
Промежуточный вал представляет собой единое целое с отлитыми на нем шестернями передач. Он имеет жесткую связь через шестерню с первичным валом, что заставляет его вращаться вместе с шестернями передач.
Когда ручка переключения передач находится в нейтральном положении, а педаль сцепления не нажата, то вращаются первичный и промежуточные валы.
На вторичном валу КПП расположены блочки передач, 1 и 2-й, а также 3 и 4-й, 5-я передача и передача заднего хода находятся обычно в заднем отсеке корпуса коробки.
Блочки, в свою очередь, состоят из ступицы, муфты переключения передач и 2-х синхронизаторов. Ступица имеет внутри шлицы, такие же, как и на вторичном валу, благодаря чему она может перемещаться вперед или назад, в зависимости от включаемой передачи.
Устройство трансмиссии
Итак, схема коробки передач достаточно проста.
Имеется корпус, присоединенный к картеру сцепления. В этом корпусе располагаются три вала — ведущий, ведомый и промежуточный. Особенность расположения валов такова, что ведущий и ведомый валы находятся на одной оси, причем одним своим концом ведомый вал входит в ведущий. Ниже их установлен промежуточный вал.
На каждом из валов расположены шестерни разных диаметров и с различным количеством зубьев, при этом часть этих шестерен, установленных на ведомом валу, может перемещаться по нему.
Вылетает передача
Если во время движения у вас вылетает скорость, скорее всего, изношен блок шестерен. Также выходят из строя замки на шестерне и муфте. Данные элементы меняются целиком на новые.
Стоит отметить, что передача на «девятке» может вылетать и по причине слишком быстрого переключения. Завод-производитель рекомендует выдерживать двухсекундную паузу при переходе на повышенную скорость. Если игнорировать эту проблему и далее, можно столкнуться с выходом из строя синхронизаторов.
Видео
Видеоролик от канала Гараж демонстрирует снятие механизма переключения на уже частично разобранной коробке.
Сдавая назад вылетает задняя скорость, если тихо движешся то ручка кпп на месте, как только газу добаляешь сразу скорость вылетает, что может быть?
Много причин,недо включение связанное с поломкой пружины в выборе передач,сказывается большим люфт Ом рычага переключения (т.е.в право и лево)не пружинит не ставя рычаг в середину т.е.в разные стороны должен пружинить рычаг.Другая причина износ вилки с шестерней.Ещё причина может быть в фиксаторе задней передачи,не держит во включенном положении.Так же может сломана стопорная шайба на валу между шестернями,шестерни перемещаются нет жесткости.Даже возможно ослабли болты на вале штока выбора передач.Или только отрегулировать кардан штока выбора.Проблемы с КПП у всех индивидуальны.Может только отрегулировать на включение кардан на кулисе рычага передач.
Почему не включается задняя передача на ВАЗ-2109 и что делать
Многие автовладельцы повсевременно сталкиваются с неуввязками КПП. Они могут появляться по различным причинам. Они скрываются в системе коробки, а конкретно в самой коробке переключения передач. Разглядим, почему не врубается задняя передача на ВАЗ-2109. Также расскажем, как устранить возникшую проблему.
Не переключаются передачи на автоматической коробке
Хотя АКПП является необслуживаемой, то есть она рассчитана на весь срок эксплуатации автомобиля, она тоже подвержена поломкам. Однако здесь причины того, что на заведённом двигателе не переключаются передачи, частично другие. Рассмотрим их:
- выход из строя кулисы – поломка, характерная для старых моделей автоматических трансмиссий. Ремонту кулиса не подлежит, необходимо менять деталь. И в большинстве случаев для этого придётся снимать и коробку;
- второй частой причиной, которая встречается и на авто с механической трансмиссией – это недостаточный уровень трансмиссионного масла. О разгерметизации АКПП будут свидетельствовать подтёки масла, а их локализация позволяет определить, какая именно прокладка или сальник прохудились. Прокладки можно поменять и самостоятельно, здесь нет ничего сложного. После замены необходимо поменять и масло, слив старое. Поскольку ремонт АКПП – это самый затратный вид ремонта после капремонта мотора, за ней нужно присматривать – проверять на предмет утечек масла каждые 2000 километров;
- когда выходит из строя блок управления, автомобиль становится полностью обездвиженным. Ремонт заключается в замене неисправного устройства и тщательном осмотре электрического тракта коробки.
Те неисправности, которые вызваны внутренними причинами, самостоятельно устранить не удастся. Более того — далеко не все автосервисы возьмутся за такую работу. В любом случае при возникновении проблем с переключением на машине с АКПП следует сначала выполнить компьютерную диагностику коробки.
Принцип работы и устранение неисправностей механизма переключения передач ВАЗ 2110
Как на любом автомобиле, имеется и на ВАЗ 2110 механизм переключения передач. Коробка ВАЗа – пятиступенчатая, включается рычагом, находящимся в салоне машины.
Для того, чтобы суметь самостоятельно исправить неполадки, нужно немного разбираться в том, как именно работает механизм переключения, из-за чего бывают случаи, когда недовключается или вылетает какая-то скорость. А также знать, как это исправить своими силами.
Ручка КПП
Неисправности и их устранение
Ремонт коробки передач во многом зависит от характера и типа неисправности. Существует несколько вариантов поломки данного агрегата, в каждом из которых следует предпринимать соответствующие действия для их устранения.
Неисправность
Возможные причины
Что нужно делать
Возникает шум в КПП
- Износились зубья на шестеренках;
- Износились подшипники;
- Снизился уровень масла в коробке передач
- Долейте масло;
- Замените изношенные подшипники;
- Поменяйте при необходимости сальники
Передачи переключаются с трудом
- Сцепление выжимается не полностью;
- Деформировалась тяга, которая управляет механизмом переключения скоростей;
- Нарушилась целостность реактивной тяги;
- Ослабло крепление шарнира или штока, который выбирает передачу;
- Неправильно отрегулирован привод переключения скорости;
- Сломались пластиковые компоненты привода переключения передачи
- Попробуйте выпрямить тяги. Если это невозможно, замените их;
- Затяните плотнее винты крепления;
- Отрегулируйте привод переключения скоростей;
- Замените поврежденные компоненты
Возникает самопроизвольное выключение передач
- Повредились или износились торцы зубцов синхронизатора на шестеренке и муфте;
- Возникли трещины, расслоилась резина на задних опорах;
- Некорректно отрегулировали привод переключения скоростей;
- Неправильно натянули защитный кожух тяги, из-за чего передача включается не полностью
- Замените изношенные, деформированные элементы;
- Поправьте положение кожуха (чехла) тяги;
- Отрегулируйте привод
Передачи включаются с шумом, треском
- Сцепление отключается не полностью;
- Износилось блокирующее кольцо синхронизатора передачи, которая включается
- Замените блокирующее кольцо
Возникла утечка масла из КПП
- Износ сальника первичного вала;Износ шток
- выбора скорости;
- Поломка уплотнителя валика привода спидометра;
- Ослабло крепление крышки на КПП или картера;
- Повредился герметик, имеющийся под крышкой КПП;
- Ослабло крепление закрытия сливного отверстия
- Замените прокладки, используйте новый герметик и прокладки;
- Подтяните все имеющиеся крепежные элементы;
- Проверьте состояние сливной пробки
В большинстве случае проблемы с КПП устраняются путем ее демонтажа и разборки. Не беритесь за подобную работу, не обладая должными навыками и опытом.
Как проверить сцепление?
Указать на а не коробки может помочь двигатель авто. Если при заглушенном моторе все скорости включаются легко, никаких проблем не возникает, а при заведенном моторе плохо включается первая и задняя передача, или вовсе ее невозможно включить — следует обратить внимание на сцепление.
Причиной того, что сцепление «ведет», зачастую является неправильная его регулировка.
Выжимной подшипник находится слишком далеко от выжимной диафрагмы или кулачков. При выжиме педали этот подшипник не способен полностью отжать ведущий диск от ведомого, и крутящий момент продолжает передаваться. Повлиять на работу сцепления может и значительный его износ, из-за которого оно и начало «вести».
Замена и регулировка кардана кулисы КПП
Итак, если не работает только задний ход, а все остальные режимы не дают сбоев, то вам потребуется заменить кардан кулисы и отрегулировать его. Для этого подготовьте новую запасную часть, сальник вала выбора скоростей, набор ключей, молоток и несколько отверток разного размера.
Работу проводите по инструкции:
- Установите машину на эстакаде или над ямой. Снизу найдите КПП и ослабьте болты хомута на тяге ее привода. Полностью снимите привод со штока.
- При помощи отвертки оттяните пыльник в сторону агрегата. Часто во время выполнения этого шага пыльник полностью повреждается, в таком случае его можно снять, а потом установить новый. Открутите на кардане кулисы фиксирующий винт.
- Осторожно сбейте кардан с вала помощи молотка. Снимите пыльник, если вы его не повредили ранее. Поставьте новый сальник на вал скоростей.
- Установите новый пыльник, насадите кардан на вал так, чтобы положение фиксирующего винта совпало с углублением на валу.
- Затяните фиксирующий винт, наденьте тягу на шток, но не затягивайте хомут.
- Чтобы провести регулировку попросите помощника перевести рычаг КПП в положение нейтраль и на небольшое расстояние вправо. В таком положении он должен держать его, пока вы будете затягивать хомут.
Если причина отказа в работе задней передачи скрывалась в кардане каретки, то проблем после этого ремонта у вас больше не будет.
Читайте также: Замена диска сцепления на ВАЗ-2109 без снятия коробки
Причины возникновения проблем с КПП
Практически каждый владелец отечественного автомобиля хоть раз сталкивался с проблемами частичного отказа КПП. Если у вас на ВАЗ-2109 перестала включаться задняя передача, то причиной может быть одна из неисправностей:
- Не полностью выключено сцепление. Не включается задняя передача? проблем не обнаружилось, Какой двигатель ВАЗ лучше. При этой проблеме неполадки возникают при включении всех передач, но иногда отказывает только задняя.
- Повреждены или сломаны рычаги коробки передач либо расшатаны их крепления. Устранить неполадки можно только при помощи диагностики коробки, а также замены поврежденных ее деталей. В этом случае перемещение рычага может сопровождаться хрустом.
- Если не работает только задний ход, то с низкой долей вероятности впору утверждать, что просто закончилась трансмиссионная жидкость. Не включается задняя передача? Причины. Обычно при этой проблеме не включаются все передачи. Если все же вы заметили, что уровень трансмиссионного масла в коробке крайне мал, то просто долейте его.
- На практике были случае, когда заднюю «скорость» нельзя было включить из-за низкого качества жидкости в КПП. В этом случае она подлежит замене.
- Самая распространенная проблема со включением определенных передач – неотрегулированный кардан кулисы КПП. Вы можете заметить ее по такому признаку: сначала движение задом включалось нечетко, а потом вместо него срабатывал иной режим. Позже коробка и вовсе перестала нормально работать.
Последние две проблемы рассмотрим более подробно, так как зачастую проблема скрывается именно в них.
Причины поломки коробки скоростей
Сложный механизм постоянно работает с нагрузкой и в экстремальных условиях. Постоянная вибрация, повышение температур, пыль и грязь. При отказе включения одной или нескольких скоростей, следует проверить:
- натяжение и целостность тросика;
- крепление кулисы;
- выработку на диске сцепления;
- лепестки на корзине;
- целостность подшипника;
- состояние вилки.
Сцепление
При износе дисков сцепления педаль задирается вверх, и ее положение становится выше остальных. В этом случае при включении может раздаваться хруст и рычаг не перемещается, словно упирается в преграду. Не стоит насиловать узел, поскольку это может привести к более серьезной поломке – полетят шестерни.
Для такого износа характерно, что педаль сцепления проваливается в пол и от водителей можно услышать, на Ваз 2109 не включаются скорости. Обычно это касается всех передач, но могут отказать только первая и задняя.
Проверить можно, сняв резиновую заглушку. От разрушенного диска остаются волокна, похожие на спутанные пряди волос. Если подобное явление имеет место, то следует поставить новый диск сцепления.
От постоянных нагрузок тросик растягивается и его надо периодически регулировать, подтягивать. В этом случае на Ваз 21093 не включается скорости первая и вторая, может отказать и задняя. Для устранения поломки надо заехать на яму и подтянуть трос. В случае его износа, сразу заменить. Сделать это можно и своими руками.
Подобная поломка может проявляться и в отказе передач включаться при работающем двигателе. Ограничивается скольжение по шлицам и не происходит фиксация.
Теория работы коробки передач
Каждому автомобилисту, разбирающемуся в строении коробки передач, известно, что все современные авто с механической трансмиссией оснащены синхронизаторами. Этот элемент представляет собой один из важных компонентов агрегата. Предназначение синхронизаторов заключается в уравнивании оборотов всех валов КПП. Кроме того, эти элементы отвечают за безболезненное для коробки и безударное переключение шестеренок.
Нужно отметить, что непосредственно во время того, как водитель толкает селектор коробки при переключении со второй передачи на первую, можно почувствовать препятствие. Это препятствие мешает активировать первую скорость и именно это препятствие называется синхронизатором. В том случае, если КПП относительно новая или на нее недавно был установлен синхронизатор, то вы не ощутите проблем с переходом с повышенной скорости на пониженную. Включение первой передачи будет осуществляться без каких-либо преград.
Износившийся синхронизатор
Но если ваше транспортное средство уже прошло более сотни тысяч километров, то это напрямую отразиться на функционировании некоторых элементов агрегата. В частности, в первую очередь перестанут нормально работать синхронизаторы — они попросту не смогут выполнять задачи, возложенные на них изначально. Тогда автомобилист вынужден выполнять различные «трюки», о которых рассказывали нам деды — это всевозможные перегазовки с двойным выключением сцепления и так далее.
Болтается рычаг
Если болтается рычаг КПП на ВАЗ-2109, следует проверить исправность шарнира (карданчика) коробки. Они имеют конусный болт, который может раскручиваться. В большинстве случаев проблема решается его подтяжкой. Отметим, что с завода этот болт плотно затянут. Его откручивают с целью регулировки кулисы.
Люфт еще возникает из-за поломки возвратной пружины, что находится в механизме КПП. Она обычно меняется каждые 4 года или 100 тысяч километров пробега.
Также раскручивается и конусный болт. Он имеет меньшие размеры, чем карданчик, и находится внутри самой коробки под элементом переключения передач.
Износ шлицев
Шлицевые соединения в узлах трансмиссии испытывают высочайшие нагрузки и передают большие вращающие моменты. Их износ происходит под воздействием сил трения и в результате длительного термического воздействия на деталь. Ресурс также снижается из-за дефицита смазки, качества масла, наличия мелкого мусора в соединении либо при длительном простое автомобиля.
Степень износа шлицев может быть разной, но практически всегда сопровождается стуками и рывками при переключении скоростей. При этом работоспособность автомобиля сохраняется.
Следует иметь в виду, что изношенные шлицы – это не только самостоятельная поломка. Они также могут стать причиной повреждений других, более дорогостоящих сборочных единиц.
Необходимые инструменты
ВАЗ-2109 обслуживание и ремонт коробки передач рано или поздно приходится делать каждому владельцу отечественного автомобиля.
Чтобы отремонтировать КПП своими руками, необходимо заранее запастись нужным комплектом инструментов:
- 2 вида молотков, один из которых сделан из резины, а другой обычный;
- отвертки с разными наконечниками;
- керно;
- комплект накидных головок;
- ударная отвертка;
- ключ, помогающий снять кольца стопорного типа.
Регулировка
На ВАЗ 2110 не так уж редки случаи, когда плохо включаются передачи, либо их выбивает. Специально для этого предусмотрен механизм регулировки привода выбора скоростей.
Регулировка может понадобиться, если:
- коробка недавно снималась для ремонта;
- одна из передач вылетает;
- скорости включаются плохо или их попросту выбивает, когда машина движется.
Если у вас одна из таких проблем, попробуйте для начала провести регулировку. Ее последовательность:
- Под низом ВАЗ 2110 найдите и несколько ослабьте гайку на болте, стягивающем хомут, который крепит тягу, предназначенную для управления КПП;
- Чуть раздвиньте пазы конца тяги отверткой и образовавшуюся щель на самом хомуте. Это нужно для обеспечения легкого передвижения тяги по отношению к штоку выбора передач. Шток поставьте в нейтральное положение;
- Освободите в салоне ручку переключения от чехла;
- По специальному шаблону выставьте рычаг. Делается это так: в окно накладки кронштейна блокировки задней скорости установите шаблон. После этого введите упор оси рычага в паз шаблона, прижав его без лишнего усилия в поперечном направлении;
- Затем отрегулируйте в заднем направлении осевой люфт штока, и его же осевой люфт поворотом влево;
- Хомут установите, не доходя нескольких миллиметров до конца тяги. После чего хорошенько стяните хомут болтом.
Принцип работы
Рабочая схема коробки передач такова. Ведущий вал принимает вращение от ведомого диска сцепления и передает его на промежуточный. Если на коробке включена нейтральная скорость, зацепления шестерен промежуточного вала с ведомым нет, авто обездвижено, поскольку вращение не передается.
При включении какой-либо передачи водитель вводит в зацепление шестерню ведомого элемента с определенной шестерней промежуточного. И вращение начинает передаваться от ведомого вала на колеса. Авто начинает двигаться.
В зацепление необходимые шестерни вводит блок управления, состоящий из трех ползунов и вилок. Каждая из вилок одета на специальную проточку элемента. То есть водитель при помощи рычага КПП и посредством специальной кулисы воздействует на определенный ползун, перемещая его в одну из сторон. При этом вилка на ползуне толкает шестерню, и та заходит в зацепление. На изменение скорости переключения передач влияют путем ввода в зацепление разных по размеру и количеству зубьев шестерен.
Чтобы не происходило возвращение ползуна с вилкой в исходное положение, блок управления коробкой оснащен фиксаторами. Последние — подпружиненные шарики, которые входят в проточки на ползунах. То есть на ползуне имеются в определенных местах проточки.
При перемещении в нужное положение шариковый фиксатор вскакивает в проточку, исключая возврат ползуна. При переключении скорости водитель должен создать давление на ползун, превышающее усилие пружины фиксатора, чтобы шарик выскочил.
Это упрощенное описание конструкции и принципа работы механической трансмиссии.
Обычно по такой схеме работает классических моделей. На некоторых авто схема может быть несколько иная, но суть работы та же — ползун с вилкой воздействует на шестерню.
В некоторых авто в КПП ползун, отвечающий за включение первой скорости, обеспечивает также и включение задней. У них и бывает такое, что плохо включается первая и задняя передача. Разумеется, на эту поломку нельзя не обратить внимание.
На других же КПП первая скорость и задняя разделены и за включение их отвечают разные ползуны. В таких авто проблемы с включением первой скорости могут не отражаться на включении задней.
Вариантов, почему первая передача включается плохо — несколько. Также зависит все от того, как проявляется причина — невозможно включить ее, при этом все сопровождается металлическим скрежетом со стороны коробки, или же скорость включается, но сразу же самостоятельно выключается.
Как отремонтировать коробку передач ВАЗ-2109
Во время ремонта КПП в ВАЗ-2109 можно столкнуться с проблемой прикипания некоторых составляющих, все равно продолжайте следовать пошаговой инструкции, и желаемый результат не заставит себя долго ждать:
- Слейте масло из КПП.
- Извлеките тягу привода, которая подходит к устройству переключения передач.
- Снимите ручку сцепления, не забыв про тросик.
- Достаньте клеммы с АКБ и демонтируйте стартер.
- Извлеките кулаки, отвечающие за повороты, а также шаровые опоры. Демонтируйте валы, размещенные внутри, осуществляющих привод на колеса, установленные в передней части машины. Поставьте их на заранее подготовленные болванки, достигнув таким образом цели предотвращения смещения передвижения полуосевой шестерни. Возможно, понадобится использовать старый ШРУС.
- Монтируйте под двигатель опоры и извлеките из конструкции подушки двигателя, расположенные сзади и в левой части. Отсоедините КПП ВАЗ-2109 от двигателя и демонтируйте.
- Займитесь тщательной чисткой плоскости от загрязнений, пыли и налипаний мусора.
- Открутите кронштейн, фиксирующий тросик сцепления и крышку картера КПП. Извлеките вилку, выполняющую переключение пятой скорости. Осуществите установку устройства, отвечающего за пятую передачу.
- Достаньте муфту, относящуюся к синхронизатору, захватив вместе с ней ступицу. Демонтируйте с синхронизатора кольцо и упорную пластину. Далее извлеките фиксирующие компоненты и игольчатый подшипник. Достаньте шестерню передач, которая является ведомой. Достаньте пробку, закрепляющую штоки и упорный вид пластины.
- Приступайте к демонтажу первой и второй передачи, а затем всех оставшихся.
- Осталось снять шток с вилками и валы скоростей. Детали изымают вместе с основным валом. Демонтируйте также дифференциал. Извлеките устройство, помогающее совершить выбор передачи на ВАЗ-2109.
Плохое включение из-за ползуна
Вначале рассмотрим, почему первая передача включается плохо и виной тому проблемы именно с трансмиссией.
Зачастую проблема с включением скорости кроется в фиксаторе и ползуне. Появление заусеницы возле проточки для фиксатора на ползуне запросто может мешать заходу шарикового фиксатора в проточку. При перемещении ползуна фиксатор упирается в эту заусеницу и не может ее преодолеть без значительного усилия со стороны водителя. При этом шестерни сильно сближаются, но в зацепление не входят, и зубья одной шестерни бьются о другую.
В дальнейшем такое биение может привести к развальцовке зубьев, и невозможность включения уже будет от того, что из-за этой вальцовки зубья уже не смогут зайти в зацепление.
Регулировка и ремонт сцепления
Первое, что нужно сделать при проблемах со сцеплением, то это произвести регулировку.
На разных авто она производится по-разному, но все операции сводятся к одному — установке выжимного подшипника на необходимом расстоянии от диафрагмы или кулачков.
Если регулировка не помогла, то придется демонтировать сцепление с авто, проводить дефектовку и заменять изношенные элементы. Иногда со временем происходит износ всех составных частей системы. В таком случае производится полная замена сцепления — ведущего и ведомого дисков, выжимного подшипника.
Пропадает масло
В отличие от моторного, уровень трансмиссионного масла редко кто проверяет. А зря, ведь иногда можно достать попросту сухой щуп. Если не предпринять вовремя меры, появится повышенный шум (поскольку шестерни работают на сухую). По каким причинам течет масло из коробки? Есть несколько факторов:
- Неплотное прилегание крышки картера.
- Изношенные сальники валов.
- Неплотно закрученная крышка для слива масла.
- Трещины в поддоне трансмиссии (решается заменой элемента).
Стоит отметить, что при отсутствии или недостаточном уровне масла коробка работает не в своем температурном режиме. Поскольку помимо смазывающих свойств данная жидкость принимает на себя часть температурных нагрузок. При утечках масла коробка может попросту перегреться.
Машина дергается при старте, невозможно включить передачу
Не всегда причиной неисправности является сама КПП ВАЗ-2109. Ремонт ее может не спасти, если неисправен узел сцепления. А ведь именно эта система взаимодействует с КПП и двигателем. Именно через диск сцепления передается крутящий момент от маховика на вал трансмиссии. Обычно данный узел служит не менее 120 тысяч километров. Но на многих «девятках» установлены одометры старого образца, которые обнуляются на 100 тысячах.
Водителю трудно контролировать, когда была заменена та или иная деталь в сцеплении. Если машина дергается при старте, а коробка включается с трудом, скорее всего, был изношен диск. На нем стираются пластины и вылетают демпферные пружины. Также загибаются лепестки на корзине сцепления. Про подшипники мы уже сказали, что они шумят. Все это в совокупности влияет на поведение авто на дороге.
Причины полного заклинивания
Причин полного заклинивания коробки передач не так уж и много. Одной из таких причин является разрушение зубьев какой-либо шестерни. Отколотые осколки зубьев могут попасть в зацепление зубьев других шестерен, что в свою очередь приводит к невозможности проворачивания шестерен.
Возможен также разрыв или самопроизвольное выкручивание одного из внутренних болтов коробки. В таком случае болт попадает между шестернями и блокирует их.
Чтобы проверить, является ли причиной заклинивания разрушение, которое произошло внутри коробки, достаточно просто слить масло из картера коробки и проверить его. Дело в том, что при разрушении какого-либо элемента коробки, в масло попадет большое количество металлической стружки.
Как провести самостоятельную диагностику
На СТО диагностику автомобиля проводят с помощью профессионального оборудования, эта процедура стоит немалых денег. Поэтому водителям просто необходимо научиться проводить самостоятельный осмотр, он позволит понять, в чем причина неполадок ВАЗ-2109, и сэкономит ваши деньги.