Содержание
- 1 Восстановление авто после ДТП по ОСАГО
- 2 Сколько стоит ремонт автомобиля после ДТП по ОСАГО и как не попасться в руки мошенникам?
- 3 Можно ли самому отремонтировать автомобиль до оценки и выплаты от страховой по ОСАГО?
- 4 Как продать автомобиль после ДТП
- 5 Можно ли приступить к ремонту автомобиля до осмотра или выплаты по ОСАГО?
- 6 Требование 15 дней не ремонтировать машину в вопросах и ответах
- 7 Восстановить нельзя продать: что делать с машиной после ДТП
- 8 Какая выплата по ОСАГО если автомобиль не подлежит восстановлению
- 9 Когда появляется необходимость ремонта
- 10 Какие сроки предусмотрены по ОСАГО в 2021 году до выплаты?
- 11 Варианты действий после ДТП
- 12 Полная гибель авто: общее понятие
- 13 Кто и как осуществляет восстановление авто после ДТП
- 14 Что будет если виновник ДТП самостоятельно отремантирует машину в течении 15 дней?
- 15 Ремонт автомобильного бампера
- 16 От чего зависит сумма оплаты?
- 17 Факторы, влияющие на продажу авто
- 18 Что грозит виновнику за ремонт автомобиля в течение 15 дней после ДТП?
- 19 А если ДТП оформили ГИБДД?
- 20 ПОМНИТЕ, НА ЧЕМ МОЖНО СЭКОНОМИТЬ, А НА ЧЕМ НЕЛЬЗЯ
- 21 В каких случаях страховщику выгодно признать конструктивную гибель автомобиля
- 22 Мнение Верховного Суда РФ
- 23 Как решается проблема
- 24 Как просчитать?
- 25 Можно ли начать ремонт до выплаты ОСАГО за ДТП?
- 26 Способы оценки транспортного средства
- 27 Документы для восстановления авто после ДТП
- 28 Важное разъяснение Верховного Суда РФ!
- 29 Что будет за нарушение этого закона?
- 30 УЧИТЕСЬ НА ЧУЖИХ ОШИБКАХ
- 31 Расчет размера выплаты
- 32 Можно ли ремонтировать машину по истечении 15 дней?
- 33 Основные отличия нового закона
- 34 Кто проводит оценку?
- 35 Судебные разбирательства затягиваются надолго – что делать?
- 36 Выкуп автомобиля специализирующимися компаниями
- 37 Как считается срок?
- 38 Годные остатки: кому достанутся уцелевшие детали?
- 39 Разрешена ли продажа автомобиля сразу после ДТП?
- 40 Сроки ремонта
- 41 Стоимость услуг
- 42 Я виновник ДТП, но обжалую виновность – можно ли показать страховой машину и сделать её?
- 43 Получение страховой выплаты при конструктивной гибели авто
- 44 Как быть, если нет гарантии на авто
- 45 Как производится расчет?
- 46 Я уже отремонтировал машину самостоятельно – что мне делать?
- 47 Выбор СТО
- 48 Что можно отремонтировать
- 49 Проверка подержанного автомобиля с помощью сервиса «Автокод»
Восстановление авто после ДТП по ОСАГО
Как провести восстановление кузова автомобиля после ДТП? Проведение локального ремонта автомобильного кузова предполагает выполнение комплекса работ, способствующих восстановлению повреждений в тех местах, которые имеют незначительные вмятины, сколы, а также царапины.
Сколько стоит ремонт автомобиля после ДТП по ОСАГО и как не попасться в руки мошенникам?
После аварии люди, как правило, находятся в состоянии некоего аффекта и не все могут трезво оценивать нанесенный им ущерб. Очень часто автолюбители сталкиваются с такой ситуацией, когда суммы выплаченной СК компенсации по ОСАГО после ДТП не хватает на ремонт авто. Именно в таком случае на помощь водителям приходит независимая оценка ущерба нанесенного автомобилю.
В том случае, если вы готовы судиться со страховой компанией и получить от нее полную компенсацию вашего ущерба, то тогда вам просто необходимо будет произвести независимую экспертизу, так как ее результаты сыграют достаточно существенную роль в процессе разбирательства по делу.
В статье мы расскажем, как осуществить ремонт автомобиля после ДТП по ОСАГО, что это вообще такое и как оформить документы.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !
Можно ли самому отремонтировать автомобиль до оценки и выплаты от страховой по ОСАГО?
Современное законодательство об ОСАГО предполагает существенную задержку между повреждением автомобиля по чужой вине после ДТП и возмещением расходов на её восстановление. Так, на компенсацию ущерба после подачи заявления с полным комплектом документов даётся 20 дней с перспективой продления данного срока практически до бесконечности. Между тем, многим автолюбителям критично располагать отремонтированным авто здесь и сейчас. Можно ли отремонтировать машину самостоятельно до выплаты страховой компании, а потом просто получить деньги как возмещение такого ремонта? Можно ли самому сфотографировать повреждения или провести независимую экспертизу и сразу приступать к восстановлению автомобиля? Давайте обо всём по порядку!
Как продать автомобиль после ДТП
Выгодно продать авто после ДТП бывает непросто, но в некоторых случаях вполне возможно. После аварии стоимость транспортного средства автоматически снижается, хотя цена находится в прямой зависимости от характера повреждения.
Искать варианты сбыта вскоре после аварии — решение не из лучших. Прежде представители страховой компании зафиксируют информацию о ДТП и его последствиях. Только после этого разрешено совершать какие-либо действия с автомобилем.
Можно ли приступить к ремонту автомобиля до осмотра или выплаты по ОСАГО?
Поврежденные в ДТП автомобили почти всегда нуждаются в ремонте. И логичнее было бы делать машину в любое время, по своему усмотрению. Однако закон Об ОСАГО устанавливает 15-дневный срок, в рамках которого участникам происшествия запрещается ремонтировать транспортные средства. Но это не распространяется на случаи оформления ДТП сотрудниками полиции. Если проигнорировать обязательное требование ФЗ, то виновнику грозит регресс от страховой. Но не пугайтесь – на самом деле всё не так сложно! И далее мы постараемся объяснить, как обстоят дела с ремонтом ТС сразу после аварий.
Требование 15 дней не ремонтировать машину в вопросах и ответах
Оформление ДТП с помощью извещения европротокола накладывает определённые обязанности на потерпевшего и виновника. Есть обязанности и при оформлении сотрудниками полиции, но их меньше. Одна из таких – в течение 5 дней подать извещение в свою страховую компанию обоим участникам аварии, и последствия мы рассмотрели в специальной статье. Ещё одна – не приступать к ремонту в течение 15 дней, а также предоставить автомобиль для осмотра по первому требования страховщика виновнику происшествия. Именно о тонкостях этой обязанности мы и поговорим в этой статье.
Восстановить нельзя продать: что делать с машиной после ДТП
От несчастий не застрахован никто, и иногда все мы попадаем в неприятные ситуации. Как говорят американцы, shit happens. Дорога — вещь часто непредсказуемая, в любой момент может произойти ДТП, и не обязательно по вашей вине: «не ты, так в тебя». Если это небольшая потертость краски или сломанный бампер, что часто случается в больших городах, то все понятно: покрасил или поменял и ездишь дальше. Также если у вас каско, то и тут, в принципе, все понятно: в случае серьезного ДТП автомобиль у вас заберут, а вместо него выплатят компенсацию. Но если у вас ОСАГО или вообще нестраховой случай? Становится интереснее и сложнее, со своими подводными камнями, о которых мы и расскажем.
Какая выплата по ОСАГО если автомобиль не подлежит восстановлению
🔔 Автоюрист сэкономит ваши деньги. ⭐⭐⭐⭐⭐ 100% гарантия, оплата по факту. ☎ тел: +7 495 290-92-46.
Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):
Дорожно-транспортное происшествие может привести к полной гибели автомобиля. Пережив первое потрясение его владелец сталкивается с множеством проблем. Самая главная из них – получение компенсации убытков. На какую сумму можно рассчитывать, если автомобиль был застрахован только по «автогражданке»? Что влияет на размер страховой выплаты? Как определяется тотал? К сожалению, стать участником аварии, после которой машину невозможно отремонтировать может каждый, поэтому предлагаю сегодня поговорить о том, какая выплата по ОСАГО положена автовладельцу в случае, если машина восстановлению не подлежит.
Когда появляется необходимость ремонта
Специалисты отмечают, что именно локальный ремонт кузова — это восстановление автомобиля после ДТП. При этом не нужно проводить сложные работы по выправлению кузова, что существенно повышает стоимость таких работ.
Поговорим о тех ситуациях, в которых проведение серьезного ремонта транспортного средства можно считать целесообразным. Если необходимо было частичное восстановление авто после ДТП, это вполне можно было сделать по страховому полису. Но ситуация изменилась. С 2017 года материальные выплаты убрали, теперь производится только восстановление авто после ДТП.
Все те несущественные дефекты, которые вы обнаружите после легкого столкновения автомобилей, можно будет устранить, используя именно этот вариант ремонта. После его завершения перед вами предстанет абсолютно обновленное транспортное средство, которое понравится не только вам, но и вашим друзьям и близким. Например, если при аварии был частично поврежден бампер, благодаря локальному ремонту можно убрать следы аварии.
Какие сроки предусмотрены по ОСАГО в 2021 году до выплаты?
Итак, выясним сначала, сколько вообще можно ожидать получения страхового возмещения по закону. И здесь есть несколько сроков, которые предусмотрены соответствующими ФЗ №40 и Правилами ОСАГО.
- 20 календарных дней, кроме нерабочих праздничных – это наиболее известный период в ОСАГО – срок с даты подачи вами заявления на возмещение со всеми документами, в течение которого страховщик обязан произвести страховое возмещение (пункт 21 статьи 12 ФЗ-40).
- 5 рабочих дней на осмотр или экспертизу автомобиля после подачи заявления – он включен в вышеуказанные 20 дней (пункт 11 той же статьи).
Таки образом, получаем, что в целом есть 20 плюс чаще всего небольшой порядок нерабочих праздничных дней, кроме майских и новогодних праздников, на произведение выплаты.
Однако, данный срок может быть существенно увеличен. Например:
- если вы забыли подать какой-нибудь документ, то срок растягивается: сначала на 3 рабочих дня на запрос страховщиком у вас этих бумаг, а затем, пока вы не принесёте их;
- если вы не зафиксировали документально, что подали полный комплект документов и заявление, то 20 дней могут и не начаться никогда, благодаря хитрости вашей страховой – и не стоит недооценивать последнюю и уповать на добросовестность. ;
- в случае наличия вреда здоровью людей в ДТП вы вообще можете долго ждать необходимые по ОСАГО документы от ГИБДД или иных структур правоохранительных органов – вплоть до года и иногда даже двух.
Что же делать, если у вас автомобиль, к примеру, не на ходу – неужели придётся ждать целый год и даже больше?! Проблема, действительно, есть. Ведь вы не можете ремонтировать свою машину самостоятельно до осмотра страховщиком, иначе выплаты не видать (ниже будут ссылки на официальные законы). Более того, если страховая выдаст направление на ремонт вместо перевода “живых” денег, а машина у вас уже восстановлена, то и здесь ничего вы не получите. Однако, варианты иногда всё же есть!
Варианты действий после ДТП
Если удар при аварии пришелся на боковую или лобовую часть, восстановлению авто не подлежит. Также нет смысла в ремонте, если изменилась геометрия кузова — «ведение» машины влечет за собой ряд серьезных проблем, устранение которых не гарантирует исправную работу. В случае, когда сумма ремонта планируется быть приближенной к половине стоимости транспортного средства, некоторые владельцы выставляют «ласточку» в том виде, в каком есть.
Если авария оставила следы в виде вмятин и царапин, вернуть машине прежний вид — дело времени. Вероятно, восстановительные работы обернутся крупными тратами (например, лакокрасочное покрытие кузова), но это решение продлит срок службы авто.
Полная гибель авто: общее понятие
Существенные конструктивные повреждения приводят к полной гибели транспортного средства. В соответствии с пунктом 18, статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ тотал признается, если:
- невозможно провести ремонт поврежденного имущества;
- стоимость восстановительных работ равен или превышает цену автомобиля на момент наступления страхового случая.
После того, как была установлена конструктивная гибель авто, страховая компания обязана выплатить собственнику машины компенсацию. Чтобы определить целесообразность ремонта машины проводится ее экспертиза. Принимается во внимание рыночная стоимость автомобиля из которой вычитают цену уцелевших деталей, узлов и агрегатов. Эти элементы, которые можно в дальнейшем использовать или продать, называются годными остатками. Их стоимость определяется по специальной методике. Эксперт принимает во внимание:
- цена неповрежденного автомобиля;
- дата выпуска авто и период эксплуатации до ДТП;
- количество полученных повреждений;
- затраты на снятие, хранение и предпродажную подготовку уцелевших элементов;
- процентное соотношение стоимости годных остатков и машины.
Далее сравнивается стоимость восстановительных работ без учета износа подлежащих замене комплектующих и средняя рыночная цена такого же автомобиля.
Тотал могут признать, если расходы на восстановление авто составляют 60-85% от его рыночной стоимости. Эта цифра у разных СК может отличаться, так как страховщики ее устанавливают, руководствуясь внутренней политикой компании.
Кто и как осуществляет восстановление авто после ДТП
После аварии автомобили не стоит передвигать, чтобы такие действия не были расценены как оставление места ДТП. Не перемещайте обломки и детали. При составлении европротокола убедитесь в отсутствии разногласий о вине и перечне повреждений автомобиля в результате такого ДТП. Зафиксируйте расположение машин, повреждения с помощью фото или видеосъемки.
Если в ситуации, когда водитель попал в ДТП, применялась стандартная схема оформления происшествия, автомобиль не ремонтируется до его осмотра страховщиками и разрешения вопросов о привлечении к административной или уголовной ответственности. Более того, для возмещения ущерба и выплат по ОСАГО мы настоятельно рекомендуем произвести независимую оценку автомобиля после ДТП. Размер ущерба может отличаться от страховой выплаты.
Виновник ДТП восстанавливает автомобиль за свой счет. Никаких выплат ни по ОСАГО, ни от второго участника он не получит. Единственная возможная компенсация – при оформлении КАСКО.
Невиновный участник ДТП может восстановить автомобиль на станции, куда будет направлен страховой компанией (причем вскоре, благодаря внесенному в Госдуму законопроекту, этот способ может остаться единственным возможным). Может восстановить сам за счет выплаты по ОСАГО. При превышении лимита фактически понесенные расходы на восстановление авто возмещаются за счет виновника аварии в добровольном или судебном порядке.
Что будет если виновник ДТП самостоятельно отремантирует машину в течении 15 дней?
Если виновник ДТП примет поспешное решение о том, когда ремонтировать машину после аварии, в его отношении может поступить регрессное требование от страховщика. Нарушителю придется полностью выплатить СК сумму, полученную пострадавшим.
Многие могут возмутиться, сетуя на несправедливость назначения подобной выплаты, учитывая, что гражданская ответственность водителя застрахована. Но необходимо понимать, что действующий полис ОСАГО не всегда исключает возможность прямого взыскания убытков с виновника ДТП. А если нарушитель не выполнил обязательное условие закона, запрещающее ремонт автомобиля в течение 15 дней после аварии, требование по регрессу в его адрес вполне обосновано.
В п. 3 ст. 14 ФЗ-40 об ОСАГО сказано, что страховщик вправе потребовать от виновника ДТП полного возмещения выплаты, назначенной пострадавшему, если нарушитель в пятнадцатидневный срок отремонтирует свою машину, пострадавшую в результате происшествия, оформленного без участия сотрудников ГИБДД. Аналогичные условия закон предполагает, если виновник откажется предоставлять свое транспортное средство представителям страховщика для осмотра или экспертизы с целью определения суммы понесенных убытков.
Другими словами, если виновник происшествия в течение 15 дней не предоставит машину для осмотра или экспертного обследования, назначение регресса страховщиком абсолютно правомерно.
Иногда письменное требование страховой компании запаздывает. В результате владелец успевает отремонтировать машину по прошествии 15 дней, после чего получает письмо от СК, отправленное до истечения установленного законодательством срока.
Чтобы избежать неприятностей, связанных с отсчетом периода, когда после ДТП можно самому ремонтировать машину, следует незамедлительно связаться со страховщиком, изложив создавшуюся ситуацию и уведомив, что письмо получено с опозданием.
В данном случае виновника не смогут привлечь к ответственности, если факт позднего получения послания он подтвердит документально. Необходимо согласовать перенесенную дату осмотра машины, а наказания опасаться не стоит.
Но лучше дополнительно перестраховаться, приступив к ремонту авто, спустя несколько дней после истечения пятнадцатидневного срока с момента ДТП.
Ответственность потерпевшего
Единственное, что грозит потерпевшему – невозможность предъявления авто представителю страховщика, что может повлечь отказ в выплате или занижение суммы ущерба. При этом доказать собственную правоту будет затруднительно, поскольку нанесенные повреждения уже устранены.
Пострадавшему, в отличие от виновника, не грозит назначение регресса, поскольку он не виноват в произошедшем происшествии.
Ремонт автомобильного бампера
Он входит в восстановление авто после ДТП в том случае, если это будет признано страховой компанией. Именно бампер способен в большей степени подвергаться каким-то неприятностям. Ведь тем самым он спасает сам автомобиль от повреждений.
К сожалению, есть такие водители, которые предпочитают продолжать ездить на автомобиле, который имеет повреждения на бампере, не думая о том, что тем самым они подвергают себя и своих пассажиров неоправданному дополнительному риску. Ремонт этого элемента авто входит в полис ОСАГО.
От чего зависит сумма оплаты?
Ремонт авто потерпевшего производят на основании специально разработанных РСА справочников. Данная нормативная документация как для СТО, так и для СК носит обязательный характер. В данной справочной документации содержится стоимость:
- Тех деталей, которые используются для замены в процессе проводимого ремонта изношенных деталей ТС.
- Материалов применяемых при ремонте ТС.
- Нормо-часов, которые требуются для того чтобы провести восстановительный ремонт авто по полису автогражданской ответственности.
Стоимость каждого пункта содержащегося в справочнике определяется в зависимости от территориальности и является обязательной для всех лиц участвующих в процессе страхования.
Для того чтобы произвести расчет стоимости ремонтных работ следует перемножить следующие данные между собой:
- Работы, которые были выполнены.
- Сумму потраченную на покупку тех материалов, которые потребовались для ремонта авто.
- Сумму затраченную на приобретение тех деталей, которые подлежат замене.
Итогом умножения этих данных станет полная стоимость ремонтных работ по полису автогражданской ответственности. Данный предварительный расчет позволит водителю определиться, что для него является более выгодным, отремонтировать свое авто за счет СК или получить денежную компенсацию ущерба и решить все вопросы связанные с ремонтом пострадавшего в аварии авто самостоятельно.
Подробнее о том, сколько составляет размер страховой выплаты ОСАГО при ДТП, можно узнать в этом материале.
Факторы, влияющие на продажу авто
Ряд факторов влияет на развязку возникшей дилеммы — продавать ли машину после ДТП или оставить ее себе.
- Марка и модель — оправдывается ли ремонт стоимостью машины при продаже (на деле восстановительные работы рентабельны только для дорогих марок).
- Год выпуска и степень износа. Ремонт «пожившего железного коня» всегда дороже, но возможны варианты установки дешевых комплектующих. А на ремонт новых авто нередко предлагаются скидки.
- Характер повреждений. При повреждениях в лобовой части, геометрии кузова или сбитой электросистеме за восстановление берется не каждый сервис. Поврежденный же багажник можно заменить на новый.
- Материальные возможности владельца вложения в восстановление машины.
- Экономия на работе автослесарей. Несерьезные повреждения можно устранить самостоятельно, но прежде объективно оцените свои профессиональные умения.
- в Верховном Суде РФ рассматривали иск, поданный истцом в отношении «РЕСО-Гарантия»; автомобиль пострадавшего направили для восстановления на СТО, но возмещение ущерба не состоялось, поскольку истец не воспользовался правом восстановительного ремонта, предъявив СК претензию и потребовав денежной выплаты на основании результатов экспертизы; страховщик отказался урегулировать спор; после того, как обращение к омбудсмену не увенчалось успехом, пострадавший отремонтировал машину, но продолжил оспаривать действия СК; в итоге, дело дошло до рассмотрения в Верховном Суде, назначившем пересмотр иска, ввиду наличия противоречий между выводами, указывающими на недобросовестность истца, и возмещение понесенных убытков;
- в еще одной ситуации предметом спора стала претензия истца к страховой компании «СОГАЗ»; пострадавший отремонтировал машину и потребовал возмещения от СК, но столкнулся с отказом; по результатам независимой экспертизы, установлены размеры убытков в 1,4 млн. рублей (учитывая износ); истец требовал назначения судебным органом дополнительного экспертного обследования, но ходатайство о выплате отклонили, посчитав, что ввиду проведенного ремонта, установить сумму ущерба, равно как и сам факт страхового случая, не представляется возможным; Верховный Суд отменил решения нижестоящих органов, подтвердив правомерность экспертизы, поскольку обследование выполняли по представлению страховщика; в пользу истца свидетельствовали и прочие обстоятельства дела.
Взвесив все факторы, определитесь с дальнейшими действиями — продать автомобиль после аварии или продолжать его эксплуатацию после ремонтных работ.
Что грозит виновнику за ремонт автомобиля в течение 15 дней после ДТП?
Торопливые виновники аварии, отремонтировавшие машину до истечения установленного законом 15-дневного срока, рискуют нарваться на регресс от страховой. Другими словами, возместить страховщику ту сумму, которую тот выплатил потерпевшему в ДТП.
Но с какой стати мне что-то платить, если автогражданская ответственность застрахована? Наличие действующего полиса ОСАГО убережёт от прямого возмещения ущерба потерпевшему в ДТП. Однако, если вами нарушено обязательное требование не ремонтировать авто в 15-дневный срок, то регресс обоснован.
К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы.
То есть, если страховщик потребует от вас предоставить ему автомобиль на осмотр или экспертизу, а вы уже устранили повреждения и 15 дней не истекли – страховщик вправе выставить регресс. И потребовать от вас выплатить всю сумму возмещения потерпевшему в ДТП.
Бывает, что вы отсчитали 15 дней и после этого отремонтировали машину на СТОА. Но вскоре вам приходит письмо от страховщика с требованием предоставить автомобиль на осмотр. Причём телеграмма была отправлена еще в 15-дневный срок, когда вам было запрещено ремонтировать машину.
Что делать? В такой ситуации лучше сразу связаться со страховой. Далее нужно уведомить СК, что письмо получено вами только что. Страховая так же должна быть в курсе доставки телеграммы (ей приходит уведомление почты о вручении письма адресату, то есть вам). Требуйте от страховой согласовать новую дату и время осмотра или экспертизы автомобиля. Никаких санкций к вам, как к виновнику ДТП, в такой ситуации быть не должно. Но лучше начинать ремонт повреждённой машины через несколько дней после истечения 15-дневного срока. Так сказать, для подстраховки – чтобы отправленное письмо успело дойти.
А что грозит потерпевшему?
Потерпевшему ничего не угрожает. Регресса, как в случае с виновником аварии, он не получит. Однако преждевременное восстановление машины чревато тем, что вы можете попросту не получить страховое возмещение по ОСАГО. Например, если основания для выплаты деньгами отсутствуют, и СК направит ремонтироваться на станцию техобслуживания.
А если ДТП оформили ГИБДД?
В этом случае такой обязанности нет. Посмотрите ещё раз на официальную цитату закона. Там речь идёт об оформлении происшествия без сотрудников полиции – это и есть заполнение европротокола.
Если на аварию приезжали сотрудники Госавтоинспекции, то у вас после этого нет никаких обязанностей, в том числе по оповещению страховщика о страховом событии, предоставлении автомобиля для осмотра, а также запрета ремонтировать машину.
Но не следует путать сотрудников ГИБДД и аварийных комиссаров – к сожалению, очень часто оказывается, что водители принимают последних за первых. Аваркомы не уполномочены оформлять ДТП – они приезжают для того, чтобы выдать бланк извещения европротокола и в ряде ситуаций помочь заполнить его. Вы вообще можете отказаться от их услуг и вызвать полицию для оформления аварии.
ПОМНИТЕ, НА ЧЕМ МОЖНО СЭКОНОМИТЬ, А НА ЧЕМ НЕЛЬЗЯ
Автосервисы, не считая СТО официальных дилеров, как правило, идут навстречу клиенту и не препятствуют использованию б/у запчастей с авторазборок. Запчасти вы можете купить самостоятельно, но некоторые сервисы и сами сотрудничают с компаниями по разбору автомобилей.
Часто находятся кузовные элементы в хорошем состоянии, при этом значительно дешевле новых. Если «стрельнула» фронтальная подушка безопасности переднего пассажира, которая находится в торпеде, можно попробовать «запаять» поломанное отверстие обратно. Это позволит сэкономить немало денег и не менять торпедо целиком.
Если все же взялись за восстановление автомобиля, то крайне не рекомендуем «кроить» на безопасности. Даже если планируете продать автомобиль, не «глушите» сработавшие датчики AirBag, подумайте о следующем владельце. Многие автомобили оборудованы системой преднатяжения ремней безопасности, которые срабатывают даже от небольших ДТП. Стоит поменять, хоть и стоят они недешево.
В каких случаях страховщику выгодно признать конструктивную гибель автомобиля
Иногда страховым компаниям выгоднее признать полную гибель транспортного средства, чем выплачивать компенсацию или выдавать направление на восстановительный ремонт. При принятии такого решения учитывается дата выпуска машины. Стоимость годных остатков сравнительно «молодого» автомобиля достаточно высока, что позволяет снизить размер компенсации. Соответственно, уцелевшие элементы авто с пробегом не окажут большого влияния на объем страховой выплаты.
Пытаясь сохранить прибыль страховые компании нередко идут на всевозможные ухищрения. В таком случае владельцу транспортного средства ничего не остается кроме как проверить результаты полученной оценки. Для этого приходится обращаться к независимому эксперту.
Мнение Верховного Суда РФ
Практика Верховного Суда РФ показывает, что самовольное проведение ремонта пострадавшим не может послужить доводом страховщика в пользу отказа от возмещения ущерба. Это видно по примерам решений, принятых после рассмотрения некоторых дел в 2020 и 2021 годах.
Вот примеры этих разбирательств:
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что проведенный до истечения 15 дней после ДТП ремонт не отменяет необходимости возмещения ущерба пострадавшему в ДТП по договору ОСАГО. Но чтобы добиться выплаты, могут потребоваться длительные и неоднократные судебные разбирательства.
Как решается проблема
Если до апреля 2017 году владелец страхового полиса мог выбирать — делать ремонт или получать возмещение, то в настоящее время такой возможности у него нет. Если полис ОСАГО был оформлен после 28 апреля 2017 года, в таком случае на денежные выплаты нельзя будет рассчитывать. По новым правилам предполагается следующий алгоритм действий:
- Если владелец автомобиля попадает в аварию, его машина направляется на станцию технического обслуживания.
- Страхования компания оплачивает восстановление авто после ДТП по ОСАГО (ремонт и запасные части).
Как просчитать?
Расчет размера стоимости ремонтных работ производится по следующей формуле:
- СВР- это стоимость восстановительного ремонта авто.
- РР- это сумма расходов затраченная на проведения работ по ремонту авто.
- РМ- сумма затраченная на материалы.
- РЗЧ- денежная сумма потраченная на запасные части, которые устанавливаются на авто взамен поврежденных деталей (агрегатов, узлов и т.д.).
Можно ли начать ремонт до выплаты ОСАГО за ДТП?
Если же в вашем случае оценка или экспертиза уже проведены, то закон прямо не запрещает приступать к ремонту собственного автомобиля самостоятельно. Однако, это снова не значит, что возмещение по ОСАГО вы получите.
И мы снова крайне не рекомендуем начинать ремонт машины, даже если уже был осмотр со стороны страховщика, потому что вам могут произвести не выплату как компенсацию затраченных вами же средств, а выдать направление на ремонт.
Но я точно знаю, что меня не направят на ремонт!
Да, причин, по которым страховщику будет просто не выгодно отправлять вас на ремонт, а лучше будет выплатить деньгами, предостаточно. Мы описали их в специальной статье. Однако, быть уверенными, что вам не выдадут направление, а заплатят, не стоит. Даже если у вас одна только разбитая фара или бампер стоят миллионы, а износ автомобиля составляет 50% (вспомним, что при ремонте износ не учитывается, а при выплате – да)
Тем не менее, если вы оценили вероятность получить возмещение по ОСАГО деньгами и решили, что риск стоит скорейшего “выздоровления” машины, то сам факт начала ремонта до выплаты не нарушает ни законов, ни условий для получения денег. Вы можете приступать к восстановлению автомобиля в таком случае.
Остаётся только помнить ещё о важной тонкости. Если вам выплатят недостаточно денег для покрытия ремонта, то оспорить эту сумму будет немного сложнее, если вы не сможете предоставить финансовому уполномоченному или эксперту повреждения в натуральном их виде. В случае уже отремонтированного авто последние будут оценивать ущерб по фотографиям страховщика.
Способы оценки транспортного средства
Перед продажей машины после ДТП пригласите оценщика, лучше, если не одного. Так вы услышите несколько независимых мнений о том, продавать ли авто после ДТП, каким способом это сделать, и какую сумму вы сможете выручить в случае продажи. Но примерную стоимость машины можно рассчитать самостоятельно. Таких методов существует несколько.
- Метод сравнительного анализа. Ориентир берется на машины, представленные на вторичном рынке и имеющие аналогичные параметры. Но пренебрегать профессиональной оценкой в этом случае не стоит.
- Метод текущей стоимости, характеризующийся сложностью и высокой стоимостью проведения. Используется страховыми компаниями, рассчитывающими сумму выплат. Учитывает все выше описанные факторы (марка, год, состояние, пробег и т.д.).
- Метод остаточной стоимости. Применяется чаще юридическими лицами (к примеру, авто использовалось в качестве такси), когда транспортное средство с лихвой окупило свою рыночную стоимость.
- Верховный Суд разбирал спор истца со СК «РЕСО-Гарантия». Потерпевший в ДТП получил направление на ремонт от страховщика, но восстановление автомобиля не состоялось – истец его попросту не предоставил. Вместо этого он требовал от страховой денежную выплату по ОСАГО на основании независимой экспертизы, но СК оставила это без внимания. После отказа финупа истец самостоятельно отремонтировал автомобиль. Нижестоящие суды и апелляция поддержали страховщика. Однако истец дошёл до Верховного Суда, где по итогу было установлено следующее – в постановлении суда апелляционной инстанции содержится противоречие между выводами о недобросовестности истца и выводами об удовлетворении его требований (частичном возмещении ущерба деньгами). Дело отправили на пересмотр (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. N 2-КГ21-8-К3).
- Во втором случае истец судился со СК «СОГАЗ». Отремонтировав машину, он обратился за страховым возмещением, но в СК ему отказали. Независимая экспертиза насчитала 1,4 млн ущерба с учётом износа. Истец ходатайствовал еще и о судебной экспертизе. Но суды посчитали это недопустимым доказательством – якобы, машину отремонтировали до экспертиз, страховой случай и размер убытков никак не подтвердить. ВС РФ не согласился с нижестоящими судами. И признал экспертизу правомерной, поскольку она всё же была проведена по направлению страховщика, а также имелись другие материалы дела (Решение ВС РФ № 18-КГ20-9 от 17 марта 2020 года).
После самостоятельной или экспертной оценки аварийного автомобиля легче принять решение о дальнейших действиях.
Документы для восстановления авто после ДТП
Для получения выплат по ОСАГО потребуется предоставление ряда документов, в т.ч. справки о ДТП, а также самого автомобиля на осмотр. После чего в течение 20 дней с даты подачи документов страховая компания обязана произвести выплату. При несогласии с размером ущерба используйте возможность подать претензию к страховой компании и жалобу, а также обращение с иском в суд.
После окончания всех разбирательств по делу необходимо определиться: будет ли машина ремонтироваться, подаст ли собственник документы на утилизацию авто или продаст в том виде, который есть. Решение этого вопроса зависит не только от финансовых возможностей, но и от оценки целесообразности.
При восстановлении авто после ДТП необходимо учитывать и то, что не допускается внесение изменений в номерные агрегаты авто. В дальнейшем с эксплуатацией машины возникнут трудности (подробнее – переоформить автомобиль в ГИБДД). Поэтому восстановление авто после ДТП целесообразно после получения консультации ремонтников.
При покупке-продаже автомобиля есть смысл осуществить его проверку через Интернет, в т.ч. на предмет участия в ДТП. В базу данных вводятся сведения о причиненных повреждениях, что может повлиять на выбор предмета договора. Вы увидите, имело ли место восстановление авто после ДТП, проверите честность продавца.
При заключении сделок с автомобилем (обмен, аренда, покупка-продажа), который не восстановлен после ДТП, отнеситесь внимательно к тексту договора и составлению Акта приема-передачи. Имеет смысл тщательно описать все недостатки, в т.ч. скрытые.
Если восстановление авто после ДТП превысило сумму полученной страховой выплаты, собственник такого транспортного средства (уже после ремонта при наличии документов о фактической стоимости ремонта) вправе подать в суд иск и возместить дополнительно понесенные расходы.
Важное разъяснение Верховного Суда РФ!
Страховая не обязана отказывать в выплате по ОСАГО на том основании, что потерпевший отремонтировал автомобиль сразу после ДТП. На это в своей практике указывал Верховный Суд – в 2020 и 2021 году.
Приведём в качестве примера оба этих решения:
Из вышесказанного можно сделать вывод, что ремонт потерпевшим автомобиля до осмотра и/или экспертизы страховой не является основанием для отказа в страховом возмещении. Однако существует риск, что дело дойдет до спора и вам придётся обивать пороги судебных инстанций.
Что будет за нарушение этого закона?
За это нет ни штрафа, ни лишения прав, никакого другого административного наказания. Но есть, пожалуй, кое-что пострашнее – право страховой взыскать с вас всё, что она выплатила потерпевшему. Это называется “регрессным требованием“.
Если вы в течение 15 дней отремонтируете машину или иным образом скроете повреждения от ДТП и покажете автомобиль не в том виде, как он был сразу после аварии, то страховая вправе выставить регресс на сумму возмещения потерпевшему.
Такой регресс предусмотрен подпунктом “з” пункта 1 статьи 14 ФЗ Об ОСАГО.
Это происходит следующим образом:
- вы ремонтируете машину до истечения 15 дней вопреки требованию закона,
- страховщик требует предоставить машину для осмотра,
- вы её не предоставляете либо показывает уже починенную,
- представитель страховой сразу же вам ничего не предъявит, но, спустя некоторое время (как правило, от 2 недель до полугода) вам по адресу регистрации приходит письмо с регрессным требованием и предложением выплатить указанную сумму в разумный срок (срок часто тоже указывается – 10-20 дней),
- если вы не исполняете требование страховой, то следующим письмом придёт уже повестка в суд с делом по регрессу.
Можно ли избежать регресса?
Практически нет. Именно согласно практике судов общей юрисдикции, так как право регрессного требования прямо прописано в законодательстве, то суды удовлетворяют иски страховых компаний в подавляющем большинстве случаев.
Но есть исключения. К примеру, в одном из судов Татарстана виновнику удалось избежать регресса, мотивировав нарушенное право страховщика тем, что если бы право было не нарушено, то это никак не повлияло бы как на размер, так и на сам факт выплаты потерпевшему.
Но и в том деле речь идёт о другом нарушении – неуведомлении страховой в течение 5 дней, а не запрете ремонта в 15 дней. В нашем же случае всё аналогично: если вы отремонтировали машину ранее истечения положенного срока 15 дней, то это не повлияет ни на что:
- ни на сам факт обязанности возмещения потерпевшему,
- ни на размер, сроки и другие факторы такого возмещения.
Более детально вопрос избегания регрессного требования мы рассмотрели в статье по судебное требование регресса со ссылкой на материалы судебной практики.
УЧИТЕСЬ НА ЧУЖИХ ОШИБКАХ
Приведу реальный пример. Машину развернуло на гололеде и выкинуло в забор. Пострадавшей в данном случае выступила компания по установке ограждений. ОСАГО возместило только стоимость забора. Восстановление «железного коня» легло на плечи автолюбителя.
У иномарки повреждена вся боковая и передняя часть. Сервис обещал уложиться в 170–200 тысяч рублей, что составляет меньше половины стоимости автомобиля. Был и другой вариант: продать его за 80 тысяч рублей, чтобы можно было добавить и взять «целый» экземпляр. Но отдавать машину за бесценок не хотелось, поэтому было принято решение ее восстановить и продолжить эксплуатацию.
Хотя у машины немного повело передний лонжерон, на сервисе обещали восстановить геометрию кузова. 100 тысяч рублей было потрачено на запчасти и еще 100 тысяч на сам ремонт. Однако, как это часто бывает, в процессе ремонта начали всплывать непредвиденные траты: электрика, преднатяжители ремней безопасности, подвеска и другие. Бюджет стал расти как на дрожжах. Сначала заменить одно, потом другое, третье и так далее. В итоге на восстановление машины ушло еще свыше 100 тысяч рублей и полтора месяца ожиданий, не считая потраченных за это время нервов.
Можно было продать остатки авто за 80 тысяч, добавить те же 300 тысяч и взять такой же, пусть и чуть хуже по состоянию, но не битый экземпляр. Но, во-первых, на момент начала ремонта владелец еще не знал обо всех тонкостях и не мог предугадать, что восстановление обойдется на треть дороже, а во-вторых, у машины теперь много новых деталей, и в свежей краске она стала выглядеть даже лучше, чем до ДТП.
Подводя итоги, можно отметить, что не нужно торопиться в принятии решения — восстанавливать машину или нет. Вначале убедитесь, что располагаете суммой на 30 % больше, чем заявляет вам сервис. А затем задайте себе вопрос: готовы ли вы смириться с тем, что при продаже восстановленного автомобиля вы не вернете потраченных средств, и с тем, что продадите машину еще и дешевле рыночной стоимости? Если ответ положительный, взвешенный, ремонтируйте на здоровье, если нет, лучше продать автомобиль как есть и поискать другой.
Расчет размера выплаты
Как мы уже говорили, при конструктивной выплате для определения размера компенсации из рыночной стоимости автомобиля вычитают цену годных остатков. Используется простая формула:
- Ср – рыночная цена авто на момент гибели;
- Сго– стоимость годных остатков.
При этом нельзя забывать о том, что максимальная сумма возмещения материального ущерба по ОСАГО на сегодняшний день составляет 400 тысяч рублей. Соответственно выплатить страховку в полном объеме за дорогостоящий автомобиль страховая компания не сможет.
Что касается транспортных средств «в возрасте», то признать их ремонт нецелесообразным гораздо проще.
⇓ДАВАЙТЕ РАССМОТРИМ ПРИМЕР: ⇓
Экспертиза показала, что стоимость ремонта поврежденного автомобиля составляет 250 тысяч рублей. На момент аварии рыночная цена автомобиля – 300 тысяч рублей. Стоимость годных остатков – 200 тысяч рублей.
Если воспользоваться вышеуказанной формулой, то пострадавшему автовладельцу страховщик должен выплатить:
300000-200000 = 100000 рублей.
Естественно, что в таком случае проводить восстановительные работы за 250 тысяч рублей нецелесообразно. В таком случае страховщику намного выгоднее признать тотал, чем отремонтировать машину. А вот владельцам авто с пробегом стоит побороться за свои права и попробовать добиться проведения ремонта. Сделать это можно только в том случае, если независимая экспертиза покажет, что результат первичной оценки не соответствует действительности. Спросите – для чего? Ответ прост. Закон не позволяет при ремонте использовать бывшие в употреблении запасные части. Соответственно восстановление пострадавшего в аварии автомобиля окажется для его владельца более выгодным, чем признание его полной гибели.
Можно ли ремонтировать машину по истечении 15 дней?
Если установленные законодательством 15 дней прошли, владельцам обоих авто, участвовавших в ДТП, ничто не препятствует в проведении ремонта.
Игнорирование этого требования, на основании п. 3 ст. 11.1 ФЗ об ОСАГО , грозит возмещением ущерба виновником за свой счет. Причем речь может идти о значительной сумме!
Основные отличия нового закона
Теперь представитель страховщика при ДТП занимается осмотром транспортного средства, оформлением на ремонт авто после ДТП. Под восстановление используют только новые детали. Это также контролирует страховая компания.
Вычисление расходов на ремонт ведется по методу ЦБ, предполагающему учет разных показателей. К сожалению, при таком подходе не всегда включается в сумму покраска деталей (кузова). Оплата за детали, используемые при ремонте, ведется по специальным справочникам, а не по квитанциям из магазина.
Аналогичный вариант используется при выявлении расходов на услуги станции технического обслуживания. Если тех денег, которые выделены страховщиком, не хватает на ремонт, в таком случае придется возмещать недостающую сумму из своих личных средств.
Кто проводит оценку?
Экспертную оценку ущерба нанесенного транспортному средству потерпевшего чаще всего проводит та компания, у которой есть договорные отношения с СК. Специалист, проводящий экспертизу, должен произвести оценку того ущерба, который был нанесен пострадавшему и зафиксировать все те повреждения, которые были нанесены авто при ДТП. На основании этих данных эксперт составляет отчет, который в последующем используется СК для оплаты компенсации (сколько составляет срок выплаты компенсации по ОСАГО?).
Потерпевший в ДТП обязан предоставить свое авто на экспертизу.
Очень часто встречается такая ситуация когда выплаченной по ОСАГО суммы потерпевшему не хватает на ремонт машины после ДТП. Данная ситуация возникает из-за того, что чаще всего эксперт работает в интересах СК. СК же в свою очередь заинтересована в минимизации затрат и идет на все для этого. Причиной, по которой страховая сумма может быть занижена, является возможность манипуляции степенью износа тех деталей, которые подлежат замене.
Чаще всего эксперты, которые сотрудничают с СК стремятся снизить сумму страховой выплаты при ДТП и соответственно потерпевшему на полноценный ремонт авто суммы выплаченной компенсации может не хватить. Если вы не согласны с той суммой, которую вам насчитали в страховой компании, то специалисты советуют обращаться для оценки ущерба в независимые экспертные организации, у которых нет договоров о сотрудничестве с данной СК.
Судебные разбирательства затягиваются надолго – что делать?
Это очень распространённая ситуация. Обычно дела с выдачей сотрудниками ГИБДД необходимых для обращения в страховую документов могут затягиваться из-за административных расследований, поиска виновника ДТП, медицинских заключений в случае наличия пострадавших и исхода уголовных дел, которые могут длиться годами.
Тем не менее, есть в 2021 году рабочий способ для того, чтобы иметь возможность отремонтировать автомобиль. Но работает он только на первом этапе из вышеописанного – можно условно заставить страховщика провести осмотр или экспертизу машины. Однако, всё ещё остаётся возможность выдачи направления на ремонт (особенно, если автомобиль у вас свежих годов выпуска). Поэтому данный риск берём на себя целиком и полностью.
А способ заключается в подаче заявления без необходимого набора документов. И это не совсем законно, но нередко работает.
Дело в том, что вам ничего не запрещает подать заявление о страховом возмещении. В то же время, после этого у страховщика возникает обязанность по проведению оценки транспортного средства, согласно пункту 11 статьи 12 закона Об ОСАГО.
Но есть здесь плохая новость – в официальной трактовке этого пункта 11 говорится о приложенных в соответствии с Правилами страхования документах к заявлению. У вас их недостаточно по условиям данного раздела статьи. Поэтому выхода два:
- попытаться подать заявление без нужных документов – есть возможность, что страховая проведёт осмотр во время истребования недостающих бумаг, в том числе не заподозрив, что их у вас просто нет,
- договориться со страховой о том, что именно этот документ вы привезёте позднее, так как идёт разбирательство по вашему делу о ДТП.
В целях, указанных во втором пункте, страховщики иногда идут навстречу своим клиентам.
Выкуп автомобиля специализирующимися компаниями
Продать машину после ДТП могут помочь компании, специализирующиеся на выкупе битых авто. Продавцу необходимо только совершить звонок и описать полученные при аварии повреждения. Вырученная цена, при этом, будет ниже возможной рыночной. После того, как стороны сойдутся на компромиссном решении, приступайте к сборке пакета документов, в состав которого входят:
- паспорт владельца машины;
- техпаспорт транспортного средства;
- свидетельство о регистрации транспортного средства;
- талон техосмотра;
- книга сервисного обслуживания (при наличии);
- генеральная доверенность.
Этот вариант сбыта поврежденного автомобиля после аварии подходит, если продавец стремится избежать суетливости и не ставит ребром финансовый вопрос.
Как считается срок?
Как можно видеть из цитаты обязанности, речь идёт о 15 календарных днях, кроме праздничных нерабочих. Как правильно считать эти дни? Всё достаточно просто – нужно учитывать все дни, кроме тех выходных, которые устроены в честь праздника. А обычные субботу и воскресенье также считаем включёнными в этот срок.
Рассмотрим на примере. ДТП произошло 1 апреля и оформлено европротоколом. В этом случае до 16 апреля включительно нельзя приступать к ремонту ТС, потому праздничных нерабочих в этот период нет.
Другой пример: ДТП случилось 30 апреля 2021 года, и участники заполнили извещение европротокола. В этом случае, к примеру, праздничными выходным в этом году официально признаны даты с 1 по 5 включительно и с 9 по 12 включительно. Тогда 15 дней запрета ремонта авто истекают 25 мая, так как мы не учитываем 9 праздничных нерабочих дней.
Годные остатки: кому достанутся уцелевшие детали?
Чтобы максимально уменьшить выплату после признания конструктивной гибели автомобиля страховщики делают все возможное, чтобы подороже оценить оставшиеся годные детали. Эти элементы являются собственностью автовладельца и передаются ему после завершения процедуры. Но собственники авто не всегда хотят связываться с продажей запчастей. Как поступить в такой ситуации? Обязаны ли они забирать годные остатки? Свои разъяснения по данному вопросу дал Пленум Верховного суда РФ. Он постановил, что возвращать собственнику уцелевшие после аварии детали против его воли страховая компания не имеет права (Постановление Пленума СВ РФ №58 от 26.12.2017 года).
Оставив страховщику пригодные детали автовладелец может рассчитывать на полную выплату компенсации. Если собственник машины забирает уцелевшие элементы, то их стоимость вычитается из страховки. Принять решение может только владелец автомобиля. Навязывать ему выгодный для себя вариант страховщик не имеет права.
Разрешена ли продажа автомобиля сразу после ДТП?
Законодательство об ОСАГО однозначно регламентирует возможность восстановления или утилизации автомобиля. Что касается возможности продажи, здесь ситуация довольно спорная. Можно ли продавать машину в течение 15 дней после аварии – на этот вопрос точный ответ не дает даже практика Верховного суда.
В данной ситуации необходимо руководствоваться следующими противоположными по сути соображениями:
- прямой запрет на продажу автомобиля виновником ДТП отсутствует, взамен Конституция РФ в ст. 35 и Гражданский Кодекс в ст. 35 прямо подтверждают свободу распоряжения собственным имуществом;
- виновный в аварии должен предъявить машину к осмотру страховщику не позже 15 дней от момента происшествия.
Если продать авто, бывший владелец не сможет гарантировать проведение осмотра или экспертного обследования. Потребуется обращение к новому собственнику, который не связан обязательствами со страховой компанией. Ведь он не сможет получить возмещение от СК на ремонт автомобиля.
Стоит ли ремонтировать машину после ДТП – каждый должен решать этот вопрос сам, если 15 дней после аварии уже прошли. Но продажа не позволит удовлетворить требование СК, что грозит предъявлением регресса по возмещению пострадавшему. Да и у самого потерпевшего возникнут сложности с получением компенсации, ввиду невозможности осмотра или обследования машины виновного.
Законодательство регулярно меняется. Не исключено, что вопрос возможности продажи машины после ДТП будет оговорен в соответствующих поправках. Поэтому необходимо следить за обновлением законодательных норм, чтобы досконально владеть ситуацией.
Сроки ремонта
После того как страховщиком будет подано направление на восстановление машины, пострадавшей в результате аварии, ТС должно быть выдано в течение 20 суток. Если работы будет осуществлять иная СТО, не входящая в перечень страховой компании, допускается задержка в выдаче направления до 30 суток. Отсчет начинают с того момента, когда СТО принимает поврежденное в ДТП транспортное средство. Увеличение этого срока допускается при сложном ремонте при получении согласия со стороны потерпевшего. Если ведутся работы по восстановлению автомобильного кузова, гарантия на ремонт составляет 12 месяцев, на все иные работы — 6 месяцев.
Каждая страховая компания обладает собственным перечнем СТО, с которыми у нее оформлен договор. По новому российскому законодательству автосервис должен располагаться не больше чем на 50 км от места происшествия.
Если авто не подлежит восстановлению после ДТП, в таком случае страховая компания оплачивает услуги эвакуатора, а пострадавшее лицо получает компенсацию за утрату транспортного средства.
Стоимость услуг
Цены на услуги оценщиков всегда зависят от сложности работы. Также на стоимость проводимой после ДТП экспертизы оказывает влияние и значительность повреждений, которые получил автомобиль. И это логично, так как эксперт должен детально описать и зафиксировать каждое повреждение.
Отдельно устанавливается цена на дополнительные услуги, к таким услугам относятся:
- Повторная процедура независимой оценки, которую производят при наличии разногласий (если на тот момент когда производится независимая экспертиза уже имеются официально оформленные иные экспертные мнения).
- Также к дополнительным услугам относится выполнение представительских функций при предъявлении в СК тех результатов, которые были получены в ходе независимой экспертизы и т.д.
- Консультационную помощь, которую оказывают специалисты по технологии восстановительного ремонта авто.
- В среднем услуги оценщиков в России оцениваются в 2500-10000 рублей.
Я виновник ДТП, но обжалую виновность – можно ли показать страховой машину и сделать её?
И вот в этом случае описанный выше способ оказывается более работоспособным и имеющим право на жизнь на практике. Порядок следующий.
- Вы подаёте документы вместе с заявлением, куда прикладываете в том числе постановление/определение и протокол (при наличии) о вашей виновности. Дело в том, что Правилами страхования установлен список обязательных документов (пункт 3.10). Однако, там не указано, что именно другой участник ДТП должен быть виновником. Просто написано, что нужно приложить постановление или определение о виновности и протокол, если его составляли полицейские.
- После этого ожидаете 5 рабочих дней для приглашения на оценку или экспертизу страховой организацией.
- Суть здесь в том, что у страховщика возникает обязанность по проведению осмотра после подачи заявления с документами, вне зависимости от вашей виновности в аварии. Ну а тот факт, что вы приложите заявление об обжаловании постановления или определения, подтверждает тот факт, что можете стать вовсе не виновником.
И всё же, есть важное препятствие на пути к осуществлению нашей цели. Дело в том, что в пункте 3.10 Правил страхования говорится о том, что документы должен подавать потерпевший в ДТП. Вы же являетесь виновником до тех пор, пока успешно не обжаловали свою вину.
Получение страховой выплаты при конструктивной гибели авто
Процедура обращения в страховую компанию и последующее получение компенсации при тотале ничем не отличается от стандартной. Автовладелец:
- Принимает участие в оформлении ДТП. Обращаем внимание, что при соблюдении определенных условий сделать это можно при помощи Европротокола, так как с 01.10.2019 года максимальный размер компенсации при использовании Извещения о ДТП для жителей всех регионов России составляет 400 тысяч рублей.
- Подать заявление о наступлении страхового случая и пакет дополняющих его документов (их перечень мы озвучим ниже).
- Предоставить транспортное средство для осмотра. Изначально экспертизу проводят специалисты, сотрудничающие со страховщиком.
- Дождаться принятия решения. Страховая компания может отказать в выплате (для этого у нее должны быть веские основания) или возместить ущерб.
- Получить компенсацию.
Чтобы у страховщика не было оснований отказать в возмещении ущерба автовладельцу нужно не только своевременно обратиться с соответствующим заявлением, но и собрать пакет документов. Понадобится:
- гражданский паспорт или другое удостоверение личности;
- водительские права;
- протокол, составленный сотрудниками ГИБДД или Извещение о ДТП;
- ПТС, СТС;
- постановление о возбуждении административного (уголовного) дела или об отказе в возбуждении;
- квитанции и чеки, подтверждающие понесенные расходы;
- другие документы, имеющие отношение к аварии.
При значительных повреждениях транспортного средства, когда есть вероятность того, что страховая компания признает его полную гибель, мы настоятельно рекомендуем внимательно следить за исследованиями, которые проводятся экспертом и детально изучить заключение специалиста. При возникновении малейших сомнений следует воспользоваться услугами независимого эксперта.
Если сторонний специалист выявит, что заключение эксперта не соответствует действительности, автовладельцу придется готовиться к судебному разбирательству.
Мы можем помочь!
Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.
Как быть, если нет гарантии на авто
Страховая компания по новому закону должна отправить машину в сервис, который имеет право на обслуживание определенной марки (имеет официальное соглашение с производителем или дилером). В противном случае машина направляется на ремонт в иной сервис, предложенный страховщиком (с согласия автовладельца). Если хозяина такой вариант не устраивает, он может забрать деньги (при условии, что автомобилю не более двух лет). Учитывая, что многие производители дают 3-5-летнюю гарантию, это является существенным минусом.
Как производится расчет?
Как говорится в ст.12 ФЗ No 40 «Закона об ОСАГО», собственник авто имеет право выбрать, проводить ли ему самостоятельно экспертизу или же обратиться для проведения экспертизы в СК. В данной ст.12 п.5 также говорится о том, что сумму затраченную на независимую экспертизу должны включить в состав понесенных потерпевшим убытков, которые согласно договору ОСАГО страховщик должен возместить в обязательном порядке.
Я уже отремонтировал машину самостоятельно – что мне делать?
Смотря, на каком этапе остановился процесс получения страхового возмещения:
- если вы не предоставили на осмотр или экспертизу автомобиль страховой компании, а быстро отремонтировали его сами, то здесь, увы, рассчитывать на получение выплаты уже не стоит – любой суд не станет удовлетворять ваше заявление,
- если же вам выдали направление на ремонт, а вы уже сами восстановили свою машину, то здесь остаётся только сделать так, чтобы авто ваше в автосервисе не приняли.
По последнему пункту, к счастью, добиться выплаты в реалиях условий законодательства 2021 года достаточно просто в большинстве случаев.
Во-первых, есть законодательный набор условий, когда положена исключительно выплата, а не ремонт. Мы перечисляли их в отдельной статье.
Во-вторых, даже если законные условия для направления на ремонт соблюдены, сервис почти во всех случаях будет требовать доплату, потому что страховая посчитает с учётом износа. Вам от неё нужно правильно отказаться (вы имеете право не доплачивать). Кроме того, важным вопросом для симбиоза страховщика и автосервиса станет срок ремонта – последний будет всячески откладывать начало восстановления машины, так как нужно будет время для ожидания запчастей и деталей для вашего авто. Но вы можете сдать автомобиль правильно, заручившись доказательствами попытки это сделать, и тогда срок начнётся раньше. Но сервис при такой вашей попытке просто откажется от ремонта.
Таким образом, может выйти ситуация, когда вы просто в один прекрасный день получите на счёт выплату деньгами.
Выбор СТО
Автовладелец при оформлении полиса обязательного страхования может указывать конкретный сервис, в который страховая компания должна будет направлять при прямом ущербе транспортное средство. В основном выбор автолюбителям приходится делать из перечня, предлагаемого страховщиком.
По договоренности допускается указание иного СТО (даже если ее нет в перечне). Если страховщик не оплачивает ремонт в согласованном по договору сервисе, у владельца авто есть право потребовать денежную компенсацию.
Что можно отремонтировать
Автомобильные стойки – это существенный элемент, который обеспечивает надежность и безопасность передвижения транспортного средства. Важно понимать, что в случае аварии вряд ли подвеска сохранится в рабочем состоянии. Любой износ деталей в результате аварии, представляет опасность для водителя и его пассажиров. Именно поэтому необходимо скорейшее восстановление авто после ДТП. Самара — город отечественного автопрома, поэтому здесь особенно трепетно относятся к состоянию транспортных средств. СТО выбирается страховой компанией.
Если после столкновения появились скрипы, нужно срочно принимать меры, иначе появляется подтекание жидкости. При выявлении в ходе ДТП проблемы такого плана, страховая компания обязана направить машину на СТО. В результате такой неисправности можно увидеть, что стойка становится влажной, в этом случае пропадает смысл ремонта автомобильных стоек, придется покупать новые детали. Особенно важно такое восстановление авто после ДТП.
Если ремонт на станции технического обслуживания сделан некачественно, пострадавший в ходе ДТП автолюбитель оформляет письменную претензию в страховую компанию, в которой указывает все недостатки, которые необходимо устранить. Если требования не будут выполнены, в таком случае можно смело подавать исковое заявление в судебные органы.
В каких случаях можно рассчитывать на получение денежной компенсации? Существует несколько ситуаций, при возникновении которых пострадавшее в аварии лицо может рассчитывать на получение материальной компенсации:
- невозможность восстановления транспортного средства на СТО;
- погибло пострадавшее лицо, а у родственников нет желания восстанавливать автомобиль;
- пострадавший человек является инвалидом, владеет специализированным транспортным средством;
- страховой выплаты недостаточно для того, чтобы произвести полный ремонт автомобиля;
- сторона, потерпевшая в аварии, получила вред средней либо сильной степени тяжести;
- страхователь и страховщик заключили соглашение о денежной компенсации.
Часть автовладельцев пытается проводить ремонт пострадавшего транспортного средства своими силами. Далеко не все они знают о том, что в подобных ситуациях они уже не смогут рассчитывать на получение денежной компенсации от страховой компании. Самым простым вариантом является предварительная договоренность со страховой компанией о том, что ремонт будет произведен автолюбителем, а организация компенсирует ему фактические расходы.
Проверка подержанного автомобиля с помощью сервиса «Автокод»
Чтобы убедиться самому и уверить покупателя в добросовестности сделки, предъявите ему отчет сервиса проверки владельца авто, который показывает отсутствие проблем с законом, долгов, исполнительных производств, действительность паспорта и проч. Посмотреть пример отчета
Также воспользуйтесь онлайн-сервисом Автокод. С помощью VIN или государственного номера транспортного средства, предоставленных сервису, можно узнать:
- год выпуска;
- пробег автомобиля;
- количество владельцев;
- таможенная история;
- данные из зарубежных источников;
- комплектация;
- участие машины в ДТП и указание наиболее поврежденных частей;
- проведение ремонтных работ.
Если вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи» . «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.
Чтобы полноценно узнать технической состояние авто, воспользуйтесь услугами выездной проверки Автокод. Мастер приедет в любое время. Проверка автомобиля покажет его слабые места, а также продвинет в решении вопроса о действиях над авто после аварии, если таковой так и не оставил в покое.