Содержание
- 1 Износ по КАСКО. Что это?
- 2 Конституционный суд: ущерб без учета износа с виновника
- 3 Выгодно ли оформлять КАСКО без износа
- 4 Как получить выплату по ОСАГО без учёта износа? Судебная практика
- 5 КАСКО без износа – Верховный суд – советы автоюриста
- 6 Особенности КАСКО с износом
- 7 В чём дело? Исходные данные
- 8 Подробнее об услуге, не учитывающей износ по КАСКО
- 9 Если страховщик отказал в ремонте
- 10 Что выгоднее: страховка с износом или без
- 11 Выгодно или нет такое решение
- 12 Первый проверенный способ получить выплату без износа
- 13 Что случилось?
- 14 Верховный суд: выплата по КАСКО должна быть без учета износа при хищении авто
- 15 Новый подход
- 16 Если машина подержанная
- 17 Убытки страхователя
- 18 Как в такой ситуации быть владельцам б/у машин
- 19 «Сказать, что появилась новая практика, нельзя»
- 20 Как происходят выплаты
- 21 Судебная практика и почему нужно не просто посчитать разницу?
- 22 Мнение Верховного суда по поводу полиса КАСКО без износа
- 23 Что делать, если с Вас пытаются взыскать разницу по ОСАГО?
- 24 Возможности контролировать страховую
- 25 «Эти иски еще не „шаблонизировались“»
- 26 Абсурдность законности взыскания выплаты с виновника
- 27 Верховный суд по делам о КАСКО
Износ по КАСКО. Что это?
Страховая выплата по КАСКО с износом меньше из-за потери автомобилем товарной стоимости, а цена полиса ниже. В одних случаях более выгодно оформить договор с учетом этой характеристики, в других — без. Это зависит от застрахованных рисков, особенностей авто, возраста водителя и его стажа.
Сделайте расчет КАСКО с износом прямо сейчас и получите скидку на оформление страховки
Конституционный суд: ущерб без учета износа с виновника
При оформлении полиса добровольного автострахования без учета амортизации ТС считается новым на протяжении всего периода действия документа. Если оно повредится в аварии, ущерб будет погашен на 100%. То есть сумма убытков рассчитывается так, как если бы происшествие случилось прямо в день заключения договора. Это при денежном возмещении, предусмотренном документом.
Если же автомобиль предполагается ремонтировать, испорченные детали заменят новыми, а не подержанными, и за счет страховщика. То, что машиной пользовались, и «родные» поврежденные составляющие находились на ней последние полгода (а также больше или меньше времени), значения иметь не будет.
Если на машину оформлен полис с учетом износа, во внимание принимаются два фактора:
- процент амортизации за период действия;
- через какое время после даты заключения договора произошла авария.
В среднем износ за год устанавливается в 12%, то есть 1% в месяц. Денежная компенсация будет уменьшена на ту сумму, которая «набежала» с момента заключения договора до аварии. При ее расчете за основу берут величину реального ущерба. Если страховщик по договору обязан ремонтировать ТС, недостающую сумму заплатит сам автовладелец.
Рекомендуем прочитать о КАСКО с франшизой. Из статьи вы узнаете о том, что значит франшиза в страховании КАСКО, примерах из практики, вариантах и особенностях франшизы. А здесь подробнее о КАСКО от угона.
Выгодно ли оформлять КАСКО без износа
Автомобиль, как любая вещь, стареет и теряет в цене, особенно при активном использовании. Но это обстоятельство можно не учитывать, заключая договора КАСКО. Тогда и сумма выплаты после наступления страхового случая покроет убыток полностью. Но цена полиса возрастет.
Как получить выплату по ОСАГО без учёта износа? Судебная практика
Страхуя гражданскую ответственность по полису ОСАГО, автовладельцы рассчитывают на то, что при наступлении страхового случая получат возмещение в полном объеме. Причем полис должен покрыть не только ремонт, но и дополнительные расходы, связанные, например, с эвакуацией автомобиля с места ДТП и его хранением. В рамках ОСАГО можно даже получить компенсацию за утрату товарной стоимости (ведь покрашенная машина уже не будет стоить как новая). И все было бы хорошо, если бы не одно но: страховая выплата при ДТП считается с учетом износа подлежащих ремонту комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов). Это следует из п. 19 ст. 12 закона № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО). На практике выплаченных страховой денег на восстановительных ремонт не хватает. Автовладельцы вынуждены из своего кармана доплачивать за установку оригинальных или б/у запчастей или за непредвиденные расходы (в автосервисе вдруг обнаружилось, что повело стойку и изменилась геометрия кузова) – и так бывает! И далеко не все водители знают, что есть законные способы получить страховую выплату без учета износа изделий. Об этом и пойдет речь в данной статье.
Получить возмещение вреда при наступлении страхового случая можно двумя способами:
1. Организация и оплата восстановительного ремонта автомобиля (получение от страховой компании направления на ремонт на СТО);
2. Страховая выплата (получение от страховой компании денежных средств, на которые Вы осуществляете ремонт самостоятельно).
Однако, второй способ возможен лишь в случае соблюдения условий, указанных в п. 16.1. ст. 12 Закона об ОСАГО. Получается, что автовладельцы не могут выбирать, каким образом получить страховое возмещение, и страховщик законно выдает направление на одну из сотрудничающих с ними СТО. Стоит отметить, что при направлении автомобиля на СТО износ не учитывается, поэтому в сравнении с денежной выплатой этот способ может оказаться более выгодным. Вместе с тем стоит учесть, что расчет восстановительного ремонта проводится страховой компанией на основе Единой методики ЦБ и справочников РСА (Российского Союза Автостраховщиков), цены в которых, как правило, ниже рыночных. Следовательно, выплаты по ОСАГО на полноценный ремонт в большинстве случаев все равно не хватает.
Защитить интересы автовладельцев при неправомерном действии страховой компании можно в суде. Юрист по ОСАГО поможет защитить права автовладельцев в спорной ситуации. Один из таких случаев рассматривался в Верховном суде РФ (Дело №86-КГ20-8-К2). Согласно определению суда, страховая компания должна была возместить пострадавшему стоимость ремонта без учета износа комплектующих изделий.
КАСКО без износа – Верховный суд – советы автоюриста
Машина, как бы вы за ней не ухаживали, со временем теряет как новый вид, так и приличную сумму в стоимости. И чем дальше, тем больше потери. Но покупая полис КАСКО, можно добавить условие, при котором износ как самой машины, так и всех её деталей при выплате компенсации учитываться не будет. Правда, и стоить такой полис будет прилично дороже.
Особенности КАСКО с износом
- Рассчитывают ежемесячно. Правительство Постановлением РФ № 361 определило средние показатели — 0,04%-0,05% в день
- Начисляют только на запчасти, которые можно заменить, но не учитывают, если деталь можно отремонтировать или покрасить
- Считают разный процент для новых и подержанных авто. Для новых она составляет 10-15% в год, для подержанных больше
Например, вы застраховали машину на 800 000 рублей с амортизацией 10% и через полгода наступил страховой случай, ущерб — 200 000 рублей. Вам выплатят на 5% меньше — 190 000 рублей.
Рассчитать стоимость полиса можно на нашем калькуляторе КАСКО.
В чём дело? Исходные данные
Итак, действующий на 2021 год закон “Об ОСАГО” обязывает возмещать ущерб, причинённый застраховавшимся водителем, потерпевшему. Но этот закон также устанавливает определённый порядок такой выплаты (точнее, возмещения, ведь в приоритете на сегодня натуральный вид компенсации — ремонт автомобиля в сервисе страховщика) и, что самое главное, методику расчёта.
И такая методика расчёта предусматривает учёт износа запчастей на машину. То есть если возраст Вашего автомобиля более 5 лет, то Вы недополучите примерно 50% возмещения на запчасти. На работы износ не распространяется — они учитываются в полном объёме.
То есть что получается — ОСАГО должно покрывать ущерб, но фактически может покрыть всего лишь 50% от этого из-за учёта износа? Всё верно.
Но есть для Вас новости хуже, если Вы являетесь виновником ДТП. У потерпевшего теперь есть возможность взыскания выплаты без износа по ОСАГО непосредственно с причинителя вреда — то есть с Вас.
Подробнее об услуге, не учитывающей износ по КАСКО
При включении этой опции в договор ваш автомобиль будет числиться новым весь срок действия полиса и при попадании в ДТП ущерб будет посчитан так, как будто вы только что купили полис, а не ездите, допустим, 10 месяцев. Это относится и к выплате страховой компенсации деньгами и к страховому ремонту. При ремонте повреждённые узлы и агрегаты поменяют на новые, не важно, что после покупки полиса они эксплуатировались какое-то время и потеряли как в цене, так и в характеристиках.
Когда такой услуги в полисе КАСКО нет, при расчёте страховой выплаты учитывается следующее:
- Степень износа со времени покупки полиса.
- Сколько времени прошло от покупки полиса до ДТП.
Степень износа устанавливается в размере 12% от страховой стоимости автомобиля. Таким образом, за каждый месяц действия договора размер страховой выплаты уменьшится на 1%. При этом, если получившейся суммы на полноценный ремонт не хватит, то владелец разницу доплачивать будет сам.
Если страховщик отказал в ремонте
Финомбудсмен начал учитывать позицию Верховного суда при рассмотрении обращений автомобилистов, которым по каким-то причинам страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.
Теперь, если окажется, что страховщики поступили так без законных оснований и водитель починит свою машину новыми запчастями, есть шанс получить их полную стоимость без учета износа через суд. Такой вариант развития событий стал возможен после вступления в силу определении Верховного суда. В нем высший судебный орган при рассмотрении жалобы автомобилиста пришел к выводу, что направление на ремонт страховой компанией выдано не было, поэтому обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего не исполнена.
В связи этим одна из страховых компаний, по мнению Верховного суда, обязана была возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).
Что выгоднее: страховка с износом или без
Нельзя однозначно сказать, что лучше, так как выплата зависит от процента амортизации, момента, когда произошла авария и количества ДТП. К концу страхового периода сумма возмещения уменьшается, так как машина изнашивается. В этом случае полис окупится, если произошла одна крупная или несколько средних аварий.
Вы можете поискать выгодные условия у разных страховщиков. Они предлагают свои программы КАСКО и обозначают их как GAP. GAP-страхование выгодно, но возможно только по риску хищения или гибели ТС.
Выгодно или нет такое решение
КАСКО без учета амортизации автомобиля – это не только полное покрытие ущерба, но и более дорогая страховка. В среднем цена полиса при таком условии выше на 15%. Решая, стоит ли тратиться или лучше купить КАСКО с учетом износа, нужно принимать во внимание несколько факторов:
- страховую стоимость самого автомобиля;
- год выпуска;
- процент износа;
- размер страховой суммы, которую клиент получит после порчи машины;
- возраст и стаж вождения владельца;
- количество людей, пользующихся транспортным средством.
При новом ТС, неопытном водителе или нескольких автомобилистах очевидно, что лучше заключить договор без учета амортизации. При таких исходных данных риск попасть в аварию выше, чем для опытного человека за рулем. Если это будет одно серьезное ДТП (или несколько мелких) через полгода и больше после покупки полиса, КАСКО оправдает себя.
Сложнее всего решиться на покупку КАСКО без учета амортизации владельцам дорогих иномарок. С одной стороны ремонт такой машины стоит немалых денег, и хорошо бы получить после аварии 100%-ное покрытие ущерба. Но с другой цена полиса при этом будет очень высокой.
Первый проверенный способ получить выплату без износа
Итак, выше мы рассмотрели первый способ получить выплату по ОСАГО без учета износа. Алгоритм действий такой:
- 1. Обратиться в страховую компанию после наступления страхового случая за возмещением ущерба.
В заявлении не нужно конкретизировать способ возмещения ущерба.
Страховщик в течение 20 дней, отведенных законом, производит оплату восстановительного ремонта с учётом износа (в кассе страховщика или денежным переводом на Ваш банковский счёт).
Поскольку оснований (за исключением оснований для денежной компенсации, указанных в п. 16.1. ст. 12 Закона об ОСАГО) для выплаты не было, то Вам должны были выдать направление на ремонт. Расчёт должен был быть произведён без учёта износа.
Таким образом, и при выплате деньгами расчёт также должен быть произведен без износа.
- 2. Подать заявление о разногласиях в страховую компанию с требованием доплатить разницу в ремонте с учетом износа и без учета износа.
- 3. При отказе страховой компании в доплате обратиться к финансовому уполномоченному.
- 4. При отказе финансовым уполномоченным в удовлетворении требований обратиться в суд.
В суде в зависимости от конкретных обстоятельств дела можно добиваться дополнительных компенсаций:
- за немотивированный отказ в страховой выплате – 0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки;
- за просрочку направления на ремонт или выплаты – 1% от суммы за каждый день;
- за затянувшийся ремонт – 0,5% в день.
Справедливости ради стоит отметить, что у страховой компании имеются различные законные основания для уклонения от полного возмещения ущерба пострадавшему. Так, п. 15.2 ст.12 Закона об ОСАГО указывает на возможность возмещения вреда в форме страховой выплаты в случае, если у страховщика нет станций СТО, отвечающих требованиям данного закона. Например, нет автостанции в пределах 50 км от ДТП или места жительства потерпевшего или официальных дилеров для автомобилей младше 2 лет. Другим законным основанием может быть заключение соглашения с потерпевшим о денежном страховом возмещении, при выплате которого амортизация также учитывается.
Что случилось?
Дело здесь в постановлении Конституционного суда. Весной прошлого года несколько инициативных граждан обратилось в этот суд после решений нижестоящих судов о том, что вот страховая компания им выплатила с учётом износа фактически меньшую сумму, чем стоит восстановление автомобиля после ДТП.
Заявители просили пересмотреть эти решения как противоречащие законодательству. Ниже мы рассмотрим логику и приведём решение Конституционного суда (КС).
Вывод из этого простой: по ОСАГО страхуется не вся ответственность при ДТП, а только её часть. То есть теряется весь смысл страхования ОСАГО.
Верховный суд: выплата по КАСКО должна быть без учета износа при хищении авто
Может ли страховая компания выплачивать страховое возмещение по КАСКО за вычетом износа, если машину угнали или похитили? Верховный суд РФ в очередной раз подтвердил, что нет (определение 78-КГ15-46 от 26.01.2016).
Новый подход
Опрошенные «Известиями» юристы назвали такое решение крайне важным для отрасли и посоветовали подождать, когда появятся примеры новой практики.
И теперь, как сообщили «Известиям» в пресс-службе финомбудсмена, новые подходы при рассмотрении таких дел уже начали применять. Там уточнили, что при наличии правовых оснований финансовые уполномоченные действительно принимают соответствующие решения — взыскивают со страховых компаний стоимость запчастей без учета износа.
«Вопрос возможности изменения практики рассмотрения споров финансовым уполномоченным в связи с принятием определения Верховным судом был рассмотрен методологическим комитетом в апреле текущего года и подходы, принятые им, применяются с 26 апреля 2021 года», — рассказали в пресс-службе финансового уполномоченного.
Там также добавили, что отдельной статистики по вынесенным решениям о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО в денежной форме без учета износа не ведется.
Если машина подержанная
Очень многие автомобилисты владеют машинами, которые прежде имели других хозяев. Но и в этом случае можно купить КАСКО без учета износа. Тогда к стоимости полиса не только прибавятся 15% за условие. Он будет еще дороже из-за того, что машине 5, 7, 10 лет, значит, риск того, что она будет повреждена, по мнению страховщиков, выше. Если сравнивать цену КАСКО на авто одной и той же марки, но нового и подержанного, выяснится, что первый полис будет дешевле.
С другой стороны, отремонтировать разбитую старую машину недавно сошедшими с конвейера деталями весьма выгодно. Тем более, что процент износа на такие авто обычно больше 12%. То есть по КАСКО с учетом амортизации автовладелец может получить совсем крошечную сумму. Поэтому имеющим подержанные автомобили стоит страховать их, убрав из договора это условие. Особенно, если водитель неопытный или недисциплинированный, ездит по городу с интенсивным движением.
Убытки страхователя
Если бы КАСКО не было и страхователь напрямую обратился в СК виновника по ОСАГО, он получил бы 400 000 руб. и мог бы требовать 50 000 руб. с виновника. При этом страховая ОСАГО производит выплату согласно п. 3.4. «Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 г. № 432-П):
«Размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства. Относительная потеря стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства, их функциональных характеристик и ресурса в процессе эксплуатации характеризуется показателем износа».
При этом если убытки при восстановительном ремонте составили бы более 450 000 руб., у потерпевшего было бы право на возмещение их. Но ведь в данном обстоятельстве нужно руководствоваться еще и принципом разумности, то есть провести экспертизу и доказать, что ремонт не мог быть осуществлен ни как иначе, как, например, заменой запчасти на новую вследствие отсутствия б/у или невозможности восстановления старой.
Как в такой ситуации быть владельцам б/у машин
Нередки случаи покупки автомобилей с рук. И неизвестно, сколько раз до этого её перепродавали. И для таких машин не запрещено покупать полисы КАСКО без учёта износа. Но вот вопрос – надо ли? Это сильно увеличит стоимость полиса: мало того, что к цене страховки тут же приплюсуют 15-20%, так ещё и за каждый год после 5 лет возраста машины цена будет увеличиваться.
Но у любого автовладельца есть искушение «побаловать» свою «старушку» после аварии новыми запчастями. А учитывая то, что на старые авто величина износа устанавливается довольно высокая, выплаты по КАСКО с учётом износа могут оказаться мизерными.
Так что, тут тоже есть, над чем подумать, сравнить, выбор только за автовладельцем.
«Сказать, что появилась новая практика, нельзя»
Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил «Известиям», что практика действий финомбудсмена остается прежней.
«Каждый случай рассматривается персонально с учетом конкретных особенностей обстоятельств дела. Сказать, что появилась новая практика, нельзя», — объяснили в РСА. При этом, по оценке РСА, в среднем разница между стоимостью запчастей с учетом износа и без него составляет около 30%.
По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.
«Должны быть обстоятельства направления автомобиля на ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. Финомбудсмен должен выяснить, эти обстоятельства искусственно созданные или объективные, — в зависимости от этого и формируется решение», — пояснил представитель страхового сообщества.
В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.
«Например, такая ситуация характерна для Дальнего Востока, когда практически при ремонте в 90% случаях устанавливаются бу запчасти, так как это праворульные автомобили, но расчет идет по новым запчастям», — привел пример Ефремов.
Как происходят выплаты
После возникновения страхового случая автовладелец должен обратиться в компанию с заявлением о возмещении. В числе прилагающихся документов должен быть и полис КАСКО, в котором четко обозначено, что выплата производится без учета амортизации ТС.
Например, автомобиль застрахован на 200000 р., это максимальная сумма. Ущерб от аварии составил 60000 р. При страховке без учета износа эту сумму отдадут целиком. В договоре должно быть записано, что возмещение осуществляется в виде денежной компенсации. Если бы амортизация учитывалась, составляла 12% в год, а машину повредили спустя 6 месяцев после оформления полиса, собственник ТС получил бы 56400 р.
Автомобиль могут и отремонтировать за счет страховщика. При этом ликвидируют все образовавшиеся в результате аварии дефекты, а не часть. Поврежденные детали заменят новыми. Использование подержанных составляющих, как и неполное восстановление ТС, требование доплатить оставшуюся сумму с владельца будут означать нарушение договора компанией.
Судебная практика и почему нужно не просто посчитать разницу?
Один важный момент, на котором обосновывается судебная практика (точнее, судьи) с момента выхода постановления КС – сам факт наличия разницы между расчётом без износа и с износом ещё нужно доказать.
Суть такой логики заключается в том, что если Вы подадите иск на виновника о взыскании разницы просто по результатам оценки страховой компании или экспертизы, то суд такие основания не зачтёт как достаточные. То есть Вы могли отремонтировать автомобиль по ценам и с учётом износа, несмотря на расчёты. А в суд необходимо предоставить доказательства того, что Вы реально понесли расходы на восстановительный ремонт больше, чем насчитала страховая компания – просто калькуляции для этого недостаточно.
Таким образом, судебная практика будет не на Вашей стороне, когда Вы подаёте иск о взыскании разницы напрямую с виновника, в случаях, если:
- Вы даже не ремонтировали автомобиль, и Вам нечем обосновать, кроме расчёта независимой экспертизы,
- в том числе если Вы продали машину и также, разумеется, её не ремонтировали,
- отремонтировали автомобиль, но не сохранили доказательств оплаты.
Вот цитат из судебной практики одного из решения судов:
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2017 года N 6-П не предполагается безусловного взыскания с виновного лица стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля без учёта его износа, согласно экспертному заключению, не превышающей лимит страхового возмещения. Иные надлежащие доказательства того, что им понесены реальные, т.е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, и они превышают сумму страхового возмещения, в материалах дела отсутствуют.
Мнение Верховного суда по поводу полиса КАСКО без износа
Как многие уже, наверно, знают, страховщики включают расчёт степени износа не только при ремонте машины, но и при её угоне или полной гибели. Прямого закона, регулирующего этот момент, нет, но с точки зрения косвенных законов, действия страховщиков неправомерны. И поэтому, даже если в вашем договоре по КАСКО при угоне или полной гибели автомобиля учтён износ, можно добиться полной компенсации.
Но так может решить только суд, никакие другие способы здесь не помогут (договориться со страховщиками не получится, и досудебная претензия тоже не поможет). Подобные прецеденты создавал аж Верховный суд, куда доходили самые упорные клиенты страховщиков в поисках правды. И именно Верховный суд признавал незаконными пункты договора, учитывающие износ при угоне или полной гибели авто и отменял решения, принятые на их основе. И даже то, что клиент подписал договор, содержащий этот пункт, не играет никакой роли.
Страхование по КАСКО подчиняется закону о страховании и закону о защите прав потребителя. А там отсутствует возможность включения степени износа в компенсацию за утраченное имущество. И даже совсем наоборот, есть пункт по поводу частей договора, противоречащих законам. Там сказано, что если какой-либо из пунктов договора не соответствует хоть одному действующему закону, то он незаконен и не может быть соблюдён. И если по незаконному пункту договора клиент получил прямой или косвенный ущерб, то он обязан быть возмещён тем, кто включил незаконный пункт в договор.
И вот именно на основании этой статьи закона Верховный суд вынес постановление, согласно которому при полной гибели автомобиля (или другого имущества) или такой поломке, починить которую технически невозможно, компенсация обязана быть выплачена в полном объёме, без учёта износа.
К ремонту это постановление Верховного суда не относится. Тут уж страховая компенсация будет с учётом износа. Или, если клиент выбрал ремонт, за новые детали платить будет клиент.
Мы перечислили все возможные варианты полиса КАСКО. И только вам решать, покупать ли КАСКО без износа.
Возможно у вас остались вопросы, можете задать их через форму, и наш специалист перезвонит вам.
Что делать, если с Вас пытаются взыскать разницу по ОСАГО?
В том числе и в случае, когда с Вас пытается взыскать разницу выплаты по Каско, есть варианты уменьшить эту сумму. Как показывает судебная практика, совсем избежать взыскания не удастся.
Единственный вариант здесь — это ходатайствовать о переоценке суммы фактического ущерба, то есть о назначении судебной экспертизы. Дело в том, что расчёт выплаты или произведённый ремонт могли быть завышены изначально, и очень часто именно так и происходит.
Чаще всего судебная экспертиза постановляет, что для определённых элементов не было надобности в замене, а достаточно было вытяжки и покраски. Но имейте в виду, что критерий для обязательности замены достаточно высокий. Например, если фактически потребовалась рихтовка с применением шпакли, то замена в этом случае обоснована.
Также следует иметь в виду, что расчёт должен производиться по той же единой методике расчёта, а не рыночным ценам на запчасти. А сам износ страховой компанией может быть применён только к запчастям и кузовным элементам, но не к работам по их замене, покраске и тому подобной.
Кроме того, судебная экспертиза устанавливает, менялись ли на самом деле элементы или нет.
Для оценки перспективы судебного процесса, будучи любой стороной в ДТП: потерпевшим или виновником и преследуя различные цели, Вы можете проконсультироваться с нашими партнёрами-автоюристами. Консультация бесплатна.
Проконсультироваться с автоюристом онлайн
- Только практикующие автоюристы
- Анонимно
- Бесплатно
Возможности контролировать страховую
Далеко не всегда автовладелец, чья машина пострадала в аварии, проверяет расчеты страховщика. И компании нередко этим пользуются, занижая выплаты. А обмана можно избежать:
Изучив документы с калькуляцией изношенности. Цифры следует сравнить с теми, что есть в таблицах «Единой методики…» и самостоятельно провести расчеты по формуле.
Ещё на InDrive.Net:
Можно ли рассчитывать на выплаты по ОСАГО виновнику ДТП
При обнаружении нестыковок следует сначала писать претензию страховщику, а затем жаловаться на него в РСА, Банк России или подавать в суд.
Смотрите в этом видео о методике расчета износа авто:
«Эти иски еще не „шаблонизировались“»
Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.
«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.
По оценке Афанасьева, сейчас для основной массы водителей такой повод для суда со страховщиков звучит очень сложно:
— Надо изложить суть событий, написать заявление или потратиться на юристов. Эти иски еще не «шаблонизировались». В судах будет первое время сложно доносить всю суть. Придется долго объяснять, рассказывать, проводить аналогии, ведь не все судьи знают об этом определении ВС. А еще нужно понимать, что судиться придется за эту разницу в цене между новыми и старыми деталями, а это примерно 30%, о которых говорят в РСА. Допустим, ремонт был на 200 тыс. рублей, а страховщики самовольно заплатили 140 тысяч. И захочет ли водитель судиться за 60 тыс. рублей? Другими словами, многое еще будет зависеть от общей суммы ущерба.
Абсурдность законности взыскания выплаты с виновника
Между тем, эксперты в области законодательства предвещают недолгую жизнь такой позиции нового закона и судебной практики, которые теперь повсеместно руководствуются вышеприведённым постановлением КС РФ и взыскивают разницу без износа с виновника.
Дело здесь в нелогичности этого постановления и противоречия целому ряду постулатов действующего законодательства. Рассмотрим самые распространённые из них.
Обоснование | Комментарий |
---|---|
ОСАГО — это страхование автогражданской ответственности, а не её части. | Ответственность может быть либо застрахована, либо нет. В действующем на 2021 год законодательстве нет ни одного упоминания части застрахованной ответственности. |
Согласно ст. 3 ФЗ “Об ОСАГО”, основным принципом ОСАГО является экономическая заинтересованность водителей в страховании. | Фактически, если по ОСАГО возмещается только часть ответственности, то некоторым водителям, редко попадающим в ДТП, но вынужденным страховаться ежегодно на внушительные суммы, становится невыгодно оформлять полис ОСАГО. |
Исходя из логики взыскания с виновника разницы между расчётом с износом и без, то и в случае полной гибели автомобиля возмещению подлежит сумма стоимости новой машины. | Да, в случае с ремонтом потерпевший нигде не найдёт б/у деталей для этого, хотя автомобиль с пробегом, и здесь есть логика выплаты без учёта износа. А вот в случае гибели авто законодательная логика аналогична, но ведь потерпевший не продал бы небитый такой автомобиль до ДТП по цене нового. |
Согласно ФЗ “Об ОСАГО”, водитель, заключая договор ОСАГО, передаёт страховой все обязательства по выплате в результате ДТП в пределах страховой суммы, а страховая берёт на себя все имущественные претензии третьих лиц, а также определяет порядок выплаты. Соответственно, все претензии должны быть только к страховой компании. | В защиту такой позиции говорит также статья 15 ГК РФ, которая устанавливает, что потерпевший может требовать полного возмещения вреда, если законом или договором не установлено уменьшение такого возмещения. И в нашем случае ФЗ “Об ОСАГО”, устанавливая методику расчёта по единой базе, фактически уменьшает сумму компенсации. |
Следует иметь в виду, что все вышеперечисленные постулаты дают обоснование в нелогичности постановления КС РФ. Но они не будут доводами в суде в целях отмены иска о взыскании выплаты без износа по ОСАГО, кроме разве что последнего пункта, который основан на прямой норме законодательства.
Верховный суд по делам о КАСКО
Учет амортизации может присутствовать в договорах о добровольном страховании не только от повреждения автомобиля, но также от угона и тотала. В двух последних случаях владелец лишается своего движимого имущества. Но КАСКО поможет компенсировать ущерб целиком, несмотря на наличие в договоре ограничения.
Есть множество примеров, когда договор автострахования был заключен с учетом амортизации, но собственники получили полную стоимость утраченных ТС. Достигалось это с помощью иска на компанию.
Дела доходили до Верховного суда. И он во всех случаях решал, что правила страхования, в которых сказано, что выплата за угнанное или полностью разрушенное ТС производится с учетом износа, противоречат закону. А значит, не должны исполняться, даже когда автовладелец подписал договор.
Добровольное страхование регулируется ГК РФ, законами «Об организации страхового дела в России» и «О защите прав потребителей». В них нет ни слова об учете амортизации при безвозвратной утрате имущества. Зато в правовом документе «О защите прав потребителей» есть пункт 1 главы 16, в котором сказано:
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
Кроме того, 27 июля 2013 года вышло Постановление Пленума Верховного суда №20, Пункт 38 правового документа установил такую норму:
В случае полной гибели имущества, т.е. при полном его уничтожении либо таком повреждении, когда оно не подлежит восстановлению, страхователю выплачивается страховое возмещение в размере полной страховой суммы в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона об организации страхового дела (абандон).
Повреждений, которые можно устранить, это не касается. Если машину есть шанс отремонтировать, по полису с условием учета амортизации выплатят урезанную сумму. Или отправят на СТО, а расходы за новые детали, работу специалистов понесут страховщик и собственник машины.
Полис КАСКО без износа может оказаться очень выгодным. Но для некоторых автовладельцев это условие – только дорогостоящее излишество. Решить, нужно ли таким образом страховать машину, каждый должен сам, исходя из собственных финансовых возможностей и вероятных рисков.