Содержание
- 1 Желтый гость из детства – Икарус 260
- 2 Технические характеристики автобусов Ikarus
- 3 Автобус “Икарус 280”: фото, описание, технические характеристики, производитель, история создания
- 4 Чем может поразить Икарус 250 — читайте
- 5 Икарус 256 — плюсы, минусы и уникальные черты
- 6 Автобус "Икарус-256": описание салона, панель приборов и технические характеристики
- 7 Общее впечатление
- 8 Отзывы пассажиров
- 9 Характеристика
- 10 О производителе, особенности производства
- 11 Историческая справка
- 12 Особенности модификации
- 13 «Икарус» до 250 модели
- 14 Габаритные размеры
- 15 Описание
- 16 Серийные различия
- 17 Великолепный «странник» – «Икарус-256»
- 18 Внутреннее убранство
- 19 Размеры, клиренс
- 20 Характерные особенности
- 21 Отличия в параметрах моделей разного назначения
- 22 Модульная конструкция
- 23 Кабина водителя
- 24 Система тормозов
- 25 Что надо знать об особенностях вождения
- 26 Поставка «Икарусов» в СССР и постсоветское пространство
- 27 Двигатель «Икаруса 280»
- 28 «Икарус 250»: технические характеристики
- 29 Модификации
- 30 Отзывы о вождении
- 31 Электрооборудование
- 32 Топливный расход
- 33 Другие двигателя
- 34 «Икарусы» по-прежнему в продаже
- 35 Трансмиссия
- 36 Подводим итоги
- 37 Расход топлива
- 38 Заключение
- 39 Жизнь после перестройки
- 40 Вынужденная конкуренция
- 41 Бортовая электрика
- 42 Интересные факты
- 43 Мнение потребителей
Желтый гость из детства – Икарус 260
Его помнит каждый, кто был рожден в 60-х, 70-х и 80-х. Он заполонил улицы многих советских городов, став их неотъемлемой частью. Он скрашивал своим ярко-желтым цветом серость трудовых будней горожан. А какой советский мальчишка ни мечтал скорее вырасти и сесть за руль удивительной машины.
Как хотелось быстрее всех занять место возле перегородки водителя, уткнуться носом в стекло и представлять, будто именно твои могучие руки крутят сейчас этот здоровенный руль… Речь сегодня пойдет об Икарусе 260.
Когда-то в далеком 1967-м году венгерский дизайнер Ласло Финта представил публике необычный автобус Икарус 260, который являлся родоначальником невиданного для того времени, «прямоугольного» стиля. Кузов весь обрисован, как по линейке. Огромные по размерам окна делали салон особенно светлым и открывали широкий обзор для пассажиров.
Cамая интересная «фишка» новинки – модульная конструкция, благодаря которой, меняя количество и положения элементов каркаса, можно было собирать машины любой длины, высоты, с различным количеством дверей и расположением узлов и агрегатов. Это был прототип Икаруса нового перспективного «двухсотого» семейства, к которому относится герой нашего рассказа.
260-й – это городской/пригородный высокопольный автобус большого класса, длиной 11 м. Венгры освоили выпуск модели в 1971 году, с самого начала заложив в нее громадный потенциал для модернизации, что позволило оставаться на конвейере на протяжении 33-х лет! Подразумевалась установка различных силовых агрегатов и узлов трансмиссии, в зависимости от назначения машин и пожеланий заказчика.
Насчитывалось более 30 модификаций. Их поставляли во многие страны Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и в США. В СССР 260-е начали поступать в 1972 году: такие автобусы отличались характерной желтой окраской.
Технические характеристики автобусов Ikarus
Завод Ikarus из Венгрии на протяжении многих лет занимал ведущую роль не только на местном, на и на мировом рынке. Сейчас предприятие, являясь небольшой частной компанией, продолжает выпускать малыми партиями пассажирскую технику разных типов и назначения. Многообразие выпускаемого (ранее и сейчас) транспорта демонстрирует различия в технических характеристиках, что обеспечивает выбор для покупателей. Именно параметрам и свойствам автобусов Ikarus посвящена статья.
Автобус “Икарус 280”: фото, описание, технические характеристики, производитель, история создания
Автобусы венгерского производства «Икарус 280» пришли на смену морально устаревшим версиям под индексом 180. В конце шестидесятых годов прошлого столетия конструкторы комбината в Секешфехерваре начали разрабатывать машины нового поколения. Основной новаторской идеей стала модульная конструкция, позволяющая изготавливать модификации под различные запросы потребителей. Рассмотрим историю создания и параметры данной техники.
Чем может поразить Икарус 250 — читайте
Какой автобус стал символом премиум уровня в СССР? Конечно же, Икарус 250 и его модификации. Эта марка одна из немногих, которая импортировалась из Европы. За все время было выпущено порядка 130 тысяч экземпляров, начиная с 1971 года.
Первый же образец, или, как сейчас модно говорить, концепт появился еще в 1967 году. Несмотря на почтенный возраст, эти автобусы и по сей день встречаются в разных населенных пунктах по всей стране.
Икарус 256 — плюсы, минусы и уникальные черты
Легендарный и самый популярный автобус, поставляемый в Советский Союз, называется Икарус 256, который начал выпускаться одноименной венгерской компанией. Транспорт характеризовался комфортом и некоторыми функциями, что в те годы считались новинками. Это и послужило поводом использования для поездок на длительные расстояния.
Автобус "Икарус-256": описание салона, панель приборов и технические характеристики
Одним из легендарных автобусов родом из СССР является «Икарус-256». Он отличался комфортом и рядом функций, которые были в те времена новинкой. Модель предназначалась для дальних туристических поездок. Особенности и технические характеристики, впечатления пассажиров и водителей об этом автобусе будут рассмотрены далее.
Общее впечатление
Данная модель представлена, как высокопольный автобус большого класса для междугородних перевозок. Кузов имеет классическую вагонную компоновку, в качестве остова служит металлический каркас из квадратных труб.
По надежности и прочности 250-й стал одним из лучших и не сдает своих позиций до сих пор. За многолетний срок использования кузов не потерял своих начальных характеристик.
Конечно, от коррозии никуда не деться, но в целом геометрия без изменений, за исключением отдельных экземпляров со свисающей задней площадкой. Объясняется это спецификой расположения двигателя в задней части.
Площадь остекления впечатляет. Уже в то время применялись резиновые уплотнители, а на модификации серии «Т» и вовсе стекла вклеивались в кузов (к слову на современных автобусах МАЗ только сейчас начали так делать). Всего 250-й имел три варианта окраски кузова:
- нижняя и верхняя часть белые, борта красные;
- верх и борта белого цвета, юбка бордового;
- юбка синяя, кремовый верх, а борт темно-синий.
Более поздние модификации, выпускавшиеся после начала 90-х имели красную нижнюю часть, кремовый верх и красную полосу по бортам.
Головная оптика была только на 4 блока с галогенным освещением. Бампера металлические (поздние версии имели пластиковые, но не из моделей) и жестко крепятся к кузову. Причем в зависимости от маркировки передний бампер мог оснащаться противотуманными фарами.
Отдельная история: привод передней двери. Он электропневматический, что в те времена было роскошью. Советской технике такого и не снилось. Для открытия достаточно нажать кнопку на панели управления.
Задняя дверь оснащалась механическим приводом (специальный рычаг). Впрочем, некоторые модели имели дистанционное управление задней дверью.
Отзывы пассажиров
В салоне автобуса можно свободно разместить до 50 человек (точнее 49). Зона для сидения расположена в два сплошных ряда на незначительных возвышенностях вдоль стен.
Кресла Ikarus 256 очень удобные. При желании откидывается главная спинка, если пассажир решил лечь спать в дороге или немного отдохнуть. Но некоторые пассажиры, которые расположены сзади, отмечали при этом значительный дискомфорт. В таком виде спинка фронтального кресла оказывает давление на ноги. Это касается людей с показателем роста выше, чем средний.
Сверху была размещена специальная полка, где внедрен встроенный механизм вентиляции. Также установлены индивидуальные лампы, чтобы пассажир во время дороги мог читать книгу. Но, цельные боковые, большие окна не дополнены форточками. В летний сезон в автобус Икарус 256 циркуляции воздуха можно было достигнуть лишь благодаря верхнему люку.
Во время езды Ikarus 256 плавно передвигается, издавая установленный показатель шума. Нередко внутри был ощутим запах выхлопных газов. Морозной зимой внутри могло быть одинаково как тепло, так и прохладно. Но этот фактор зависел от водителя. Стремление сэкономить на топливе отрицательно сказывалось на мнении пассажиров об автобусе.
Характеристика
Итак, что это за модель? «Икарус 250» представляет собой междугородний высокопольный автобус большого класса, который производился в Венгрии для СССР. Первый экземпляр был выпущен в далеком 67-м году. Поставки междугороднего автобуса не прекращались даже после развала СССР. Выпуск этой модели был прекращен лишь в 95-м году. Всего было произведено порядка 130 тысяч таких автомобилей. Несмотря на то что данный автобус уже устарел и не отвечает большинству современных требований, его можно до сих пор увидеть на некоторых междугородних маршрутах.
О производителе, особенности производства
Созданная в 1895 году как кузнечно-каретная мастерская компания активно развивалась, создавая новые решения для комфортных и безопасных пассажирских перевозок. Специалисты предприятия разрабатывали и выпускали транспорт, соответствующий актуальным стандартам. Кроме этого, сотрудники завода делали акцент на разработку нестандартных для того времени транспортных средств. Производитель первым предложил многие распространенные сейчас решения: автобус с несущим кузовом, техника модульной конструкции.
Автобус Ikarus 60. Фото Википедия
Использование качественных и надежных комплектующих, проведение испытаний готовых моделей, внесение (при необходимости) изменений для модернизации – все это позволяет предлагать клиентам технику, обладающую широким перечнем достоинств. Основными положительными характеристиками являются:
- продолжительный срок службы, в котором можно удостовериться, увидев действующие машины, которые были выпущены 20-30 лет назад;
- надежность;
- неприхотливость эксплуатации;
- грамотная планировка салона, оптимальная для моделей каждого отдельного типа.
Пригородный/междугородный автобус Икарус 66. Фото Википедия
Несмотря на продолжение деятельности по выпуску пассажирской техники, в статье сделан акцент на модели прошлых лет. Так как расцвет предприятия пришелся на вторую половину 20 века. Однако, не стоит забывать, что принципы работы сохранены, предприятие продолжает предлагать надежные, безопасные, комфортабельные транспортные средства, соответствующие новейшим стандартам, они также будут упоминаться в статье.
Для справки стоит заметить, что некоторые источники именуют «современными» автобусами машины, выпускаемые за несколько лет до упразднения предприятия в 2003 году. В то время как в данной статье «современными» называются те транспортные средства, которые представлены для продажи на сайте по состоянию на 2020 год.
Историческая справка
«Икарус-256» производился с 1977 года. До 1998 года он выпускался в Венгрии. Ныне модель снята с производства. Однако на отечественных дорогах еще можно достаточно часто встретить этот автобус. В СССР представленное транспортное средство поставлялось по заказу правительства. Общее количество машин, которые были импортированы в нашу страну, составляет около 150 тыс. единиц. Туристические «Икарусы» представленной модели ввозились в количестве 10 тыс. единиц в год.
Вам будет интересно: Лучшие динамики на 16 см: какие выбрать?
В 90-х годах производство этого автобуса было налажено в Польше, Чехии и Венгрии и еще нескольких стран. В это время «Икарусы» были очень популярным видом туристического транспорта. Их востребованность объяснялась стабильным госзаказом. При этом стоит учесть, что в 90-е годы уже производилось множество более комфортабельных автобусов других брендов, которые превышали «Икарус» по техническим и эксплуатационным характеристикам.
Вам будет интересно: Honda Airwave: описание и характеристики
Вплоть до 2000 годов 256-я модель была популярна среди водителей. Запчасти для автобусов этой марки можно было найти повсеместно, в том числе на балконах водителей разных автопарков. Однако в эти годы востребованность «Икарусов» постепенно начала снижаться, так как эти автобусы были сняты с производства. На их место пришли более современные модели с кондиционерами, кофеварками и туалетами.
Особенности модификации
Машины шли в трехдверном исполнении – для города и двухдверном – для пригорода. Двери устанавливались двух типов: четырехстворчатые ширмовые, либо – двухстворчатые планетарные.
В середине салона под высоким ровным полом располагался дизельный двигатель RABA, выпускаемый по лицензии немецкой фирмы MAN: мощность силового агрегата составляла 192 л. с. Такая компоновка позволяла разместить свыше 100 человек – один из лучших показателей в классе. Кроме того, такое техническое решение способствовало максимальной изоляции салона от выхлопных газов.
260-й комплектовался двумя типами коробок передач: механическая ZF S6-90U или автоматическая Voith D851/2A4N. Существовала даже модификация с отечественной гидромеханической КПП «Львов-3» – результат сотрудничества венгерского завода и советского НАМИ.
Подвеска полностью пневматическая. Впервые она была применена именно здесь – раньше Икарусы оснащались механической подвеской, ресурс которой был очень малым.
Рабочее место водителя конструкторы постарались сделать максимально комфортным и безопасным, даже по современным меркам. Человек не устает при длительной работе. Приборы – информативны, переключатели – удобны. Никуда не нужно тянуться – все под рукой. Работать на Икарусах для многих было верхом мечтаний. Шоферы ЛАЗов и ЛиАЗов завидовали таким счастливчикам.
Перейдем на обзор салона автобуса. Наиболее массовые версии машин, которые, в том числе, поставлялись в СССР – модель 260.01. Для нее характерны три двери, широкие форточки, трехрядное расположение сидений, широкий проход и большие накопительные площадки. Слева по ходу движения располагались одинарные места, справа со стороны выходов – сдвоенные.
«Икарус» до 250 модели
В 1953 г. началось производство междугородних автобусов модели 55 с корпусом вагонного типа, а через год и «Икарус-Люкс».
Это были очень комфортабельные для тех лет автобусы и производились (с небольшими улучшениями) два десятка лет. За свои футуристические (профиль сигароподобный, фас – квадрат) очертания, фару над лобовым стеклом и шумный двигатель водители называли «Икарус-Люкс» «пылесосом». Длиной 11 метров, он имел шестицилиндровый дизельный двигатель в 170 л/с, который располагался сзади. Это гарантировало отсутствие в салоне соответствующего запаха, что было обычным делом при эксплуатации в России последующих моделей этой марки. Тридцать два мягких сиденья, подвеска с гидравлическими амортизаторами и максимальная скорость 98 км/час обеспечивали комфортабельные условия поездок. Эти автобусы были очень надежны и проходили без капитального ремонта до миллиона километров.
В 1966 г. начался выпуск супервместимого, длиной более 16 метров (народу туда набивалось без счета) городского автобуса «Икарус» 180 модели, который продолжался семь лет. Он был белого цвета с красной полосой, с кузовом вагонного типа, имевшим четыре пассажирские двери и тамбур-гармошку, а также регуляторами кузова, работавшими на сжатом воздухе. Двигатель – тоже шестицилиндровый, дизельный, 192-х сильный Raba-MAN. Максимальной скорости (63 км/час) в городских условиях достичь было практически невозможно. Комфорта в этой модели было мало, за что в СССР ее прозвали «скотовозкой», а за внешний вид звали еще «гармошкой». На смену этой модели в 70-х годах XX века пришел «Икарус-280».
Габаритные размеры
Автомобиль и по сегодняшним меркам имеет внушительные размеры:
- длина 12000 мм;
- ширина 2500 мм;
- высота 3200 мм;
- колесная база 6330 мм;
- клиренс 350 мм.
Расстояние между осями колес большое, а потому внешне модель не казалась слишком большой. Популярный автобус Икарус 250 был туристической версией, поэтому были предусмотрены отделения для багажа справа и слева. Их объем составлял 10,6 куб. м в сумме с двух бортов. Отделения открывались вручную при помощи ручки или специальной кнопки.
Описание
«Икарус 280» получил кузов вагонной конфигурации, возведенный на мощной рамной ферме, обшитый панелями из формованной стали и алюминиевого сплава. Очертания – практически правильный параллелепипед с округлой фронтальной маской и размещенными под небольшим наклоном панорамными лобовыми стеклами. Это стало отличительной особенностью венгерских автобусов. За дизайн кузова 200-ой линейки производитель получил ряд международных призов.
Первые экземпляры конвейерного выпуска появились в 1973 году. В отличие от известных советских аналогов типа ЛиАЗ-677, указанная техника оснащалась мотором, расположенным в пределах базы. Это дало возможность оптимально распределить нагрузку по осям. В результате пол получился идеально ровным по всей длине салона. При этом пришлось пожертвовать высотой ступеней. Доступ к силовому и трансмиссионному блоку из салона максимально упростился посредством размещения на полу нескольких люков.
Серийные различия
Конфигурация 260.1 позволяла разместить всего 22 сидячих пассажира, благодаря чему удалось поднять полную вместимость до 107 человек. Эти трудяги, наряду со своими сочлененными «братьями» – 280-ми Икарусами, использовались на наиболее загруженных городских маршрутах.
Выпускались и пригородные 260-е. В нашу страну поставлялись модификации с индексами – 27 и 51. Кузов имел 2 планетарные двери – спереди и сзади. За счет установки сидений в 4 ряда, удалось увеличить число сидячих пассажиров до 40 человек – пожертвовали шириной прохода и уменьшением размеров накопительных площадок.
Так же интересна модель 260.43, поставляемая в ГДР. Внешне, версия 43 отличается от других, расположением двух ширмовых дверей: одной – спереди, одной – в середине. Расстановка сидений – четырехрядная (всего мест – 34). В середине салона имеется одна большая накопительная площадка. В корме установлено 5 сидений в ряд.
Автобус основал целый подкласс в «двухсотом» семействе Икарусов, отличающихся длиной и компоновкой узлов – на любой вкус и для любого рынка. Они имели свои собственные индексы:
261 – «отзеркаленный» 260-й, предназначенный для эксплуатации в странах с левосторонним движением. Органы управления перенесены вправо, двери – влево.
263 – удлиненная 12-метровая версия. Первоначально разрабатывалась для экспорта в ГДР, затем для эксплуатации в Венгрии.
266 – отличался от 260-ого заднемоторной компоновкой и 2-мя дверями – спереди и по центру.
С распадом СССР и упразднением Варшавского договора, венгерский производитель потерял крупные рынки сбыта. Официальные поставки автобуса Икарус 260 в нашу страну прекратились в 1991 году.
За время эксплуатации, он оставил о себе добрую память в сердцах водителей и пассажиров, занял достойное место в истории мирового автомобилестроения, став законодателем сложившихся правил проектирования и компоновки современного поколения машин.
Сейчас редко где можно встретить эту, поистине, легенду. Отдельные экземпляры оседают в частных коллекциях, радуя посетителей различных выставок и фестивалей возможностью на минутку вернуться в беззаботное детство…
Великолепный «странник» – «Икарус-256»
Полвека производилась модель «Икарус-256», которая впервые вышла с конвейера в 1977 г. Это был немного усовершенствованный «Икарус-250» – более комфортный и на метр короче (длина 11 метров). Вместимость автобуса «Икарус» рассчитывалась под перевозку туристов, в том числе иностранных, и в нем было 45 мягких сидений. Последние пять сидений объединены в «спальный» диван, который несколько приподнят (две ступеньки) над остальным салоном автобуса. Несомненным новшеством для того времени стало наличие телевизора, подвешенного справа от водителя. Со всем этим великолепием немного контрастировали багажные полки, доставшиеся этой модели от «Икаруса-255» (матерчатая сетка на каркасе).
Дизайн был неизменным. Кузов несущий, вагонного типа, двигатель заднего расположения и мощнее, чем на предыдущих моделях (250 л/с). Существенно большим стало багажное отделение. Местоположение эмблемы фирмы и числа 256 – над воздухозаборником. Присутствовали панорамное, двухдольное, огромного размера ветровое стекло, зеркала заднего вида типа «уши зайца» и мощные две пары фар с линзовым покрытием.
Внутреннее убранство
Вместимость салона составляет от 43 до 57 мест для пассажиров в зависимости от индекса. Сидения расположены двумя рядами попарно, характеризуются высокой спинкой и наличием подлокотников.
Однако, несмотря на кажущуюся роскошь, пассажиры чувствовали дискомфорт из-за жесткости и слишком близкого расположения друг к другу. Места в коленях не хватало, не спасала и регулировка наклона спинки до 110 градусов.
В качестве освещения использовались светильники, о кондиционерах речь не шла, для этих целей предусматривались люки на крыше. В зимнее время салон прогревался посредством системы отопления, расположенной под сиденьями.
В те времена салон 250-го был лучшим в СССР, но современным комфортабельным автобусам он значительно уступает. К недостаткам можно добавить специфический запах дизеля от двигателя и характерный шум.
Размеры, клиренс
Автомобиль имеет внушительные габариты. Так, длина кузова составляет 12 метров, ширина – 2,5, высота – 3,2 метра. Величина колесной базы – 6330 миллиметров. Дорожный просвет внушительный – 35 сантиметров. Однако из-за длинной базы он не казался таким огромным.
Дополнительно в автобусе предусматривались багажные отсеки. Они расположены по бокам с обеих сторон. Суммарный объем багажника составляет 10,6 кубических метра. Отсеки открывались вручную посредством ручки либо посредством кнопки на панели приборов.
Характерные особенности
Дабы лучше познакомиться с рассматриваемым транспортом, надо обратить отдельное внимание на его технические особенности. Эта модель относится к классу междугородных и туристических вариантов.
Здесь имеются следующие габаритные данные: длина и ширина соответственно 10,99 и 2,5 метра. Максимальный уровень высоты автобуса равен 3,15 метра. Колея фронтальных колес равна 2 метрам, расположенных в задней части – 1,84 метра. При этом колесная база равна 5,33 метра.
Поворотный радиус — 11 метров, а угол заезда – 20%. Просвет дорожного полотна или, как его еще называют, клиренс (под цельным кузовом) равняется 0,33 метра. Максимальный вес этой модели получается, что равен 15,5 тонн.
В модели был установлен четырехтактный мотор с показателем рабочего объема в 10 литров. Его производительность равна 196 лошадиных сил. Емкость для топлива вмещает в себя 250 литров, а емкость для охладительной жидкости – 80 литров.
Трансмиссия характеризуется количеством ступеней 6/1. Транспорт может набирать скорость свыше 100 км/час. При средней скорости 60 км/час тормозной путь равен 36 метров.
Отличия в параметрах моделей разного назначения
Параметры | Туристические | Междугородные | Городские | Пригородные |
---|---|---|---|---|
Назначение | Для преодоления значительных расстояний с обеспечением комфорта для пассажиров | Для преодоления средних и значительных расстояний с обеспечением комфорта для пассажиров | Для передвижения в черте города по дорогам с качественным ровным покрытием | Для преодоления малых и средних расстояний по дорогам с неидеальным покрытием |
Расположение пола | Высокопольные | Высокопольные | В большинстве случаев низкопольные | Высокопольные |
Компоновка салона | Багажные отсеки. Большое количество сидячих мест, а, соответственно, узкие проходы. Комфортные сиденья. | Багажные отсеки. Большое количество сидячих мест, а, соответственно, узкие проходы. Комфортные сиденья. | Значительной вместимости способствует сравнительно малое количество пассажирских кресел и большие накопительные площадки. Широкие проходы. Крупногабаритные двери. Удобные поручни. | Большое количество сидячих мест. Возможность развивать значительную скорость. |
Габаритные размеры | В основном большие | В основном большие | В основном большие и особо большие | В основном большие |
Особенности | Интересный дизайн, использование новых для конкретных периодов времени решений, комфортабельность, обширный перечень модификаций, создание адаптированных для определенных условий эксплуатации машин | Интересный дизайн, использование новых для конкретных периодов времени решений, комфортабельность, обширный перечень модификаций, создание адаптированных для определенных условий эксплуатации машин | Значительная вместимость, применение новейших решений и технологий | Разработка и внедрение новых эффективных решений, комфортабельность для пассажиров и удобство для водителя |
Модульная конструкция
Автобус «Икарус-280» сменил уже выработавший свой ресурс «Икарус-180» Основной идеей этой модели стала его модульная конструкция, поэтому он имел более пятидесяти модификаций. В нем можно было менять все – от длины самого автобуса (максимально 18 метров), числа дверей (от одной до четырех) до практически любой марки мотора и вида трансмиссии.
По очертаниям это уже был правильной формы параллелепипед со скругленным видом анфас. Мотор в 190 л/с, располагался под полом, и обладал ресурсом в полмиллиона километров до капитального ремонта. Большие площадки вмещали более полутора сотен пассажиров, при 35 посадочных местах. Пол покрывал резиновый ковер. Плавность хода (отличительная черта «Икаруса-280») достигалась большим количеством пневмобаллонов. Барабанные тормоза оснащены пневматическим приводом.
Какие имеет автобус «Икарус» технические характеристики:
- Размеры (в сантиметрах) – 1650 (длина), 250 (ширина), 316 (высота).
- Количество мест/максимальная вместительность – 32 единицы/168 персон.
- Кузов – несущий, вагонного типа, модульный.
- Двигатель – могли применяться разные виды дизельных (в основном фирмы “Раба”).
- Компрессия – 17.
- Показатель максимальной мощности – 192 лошадиные силы.
- Быстрота передвижения (в километрах) – 66,5.
- База (в сантиметрах) – 540 на 620.
- Колея колес (в сантиметрах) – 200 (передние), 183 (средние), 200 (задние).
- Поворотный радиус (в сантиметрах) – 1050.
- Клиренс (в сантиметрах) – 35.
- Максимальная заливка топлива (в гектолитрах) – 25.
- Максимальная масса (в килограммах) – 12540.
Как выглядит автобус «Икарус»? Фото его читатель может увидеть в нашей статье.
Кабина водителя
Рабочее место водителя организовано просто. Так, здесь имеется большой двухспицевый руль и неподрессоренное сиденье без подлокотника. Рычаг коробки передач встроен в пол. Передняя панель слегка повернута в сторону водителя. На ней находится множество кнопок, рычагов и стрелочных приборов. Спидометр – стрелочный, с максимальной отметкой в 120 километров в час. В нем же имеется и одометр. Тахометр имеет диапазон от 0 до 2,8 тысячи оборотов. Также на панели предусмотрены вспомогательные приборы. Это указатель уровня топлива в баке и вольтметр. Что примечательно, эти приборы не были оборудованы подсветкой.
Какой-либо перегородки здесь не предусмотрено. Дело в том, что для водителя не предусмотрено отдельной двери. Поэтому вход осуществляется через основную переднюю дверь, что находится слева.
Справа от водителя есть еще одно место (для экскурсовода или же второго водителя). Если говорить об уровне оснащения, туристические автобусы «Икарус 250» могли оснащаться:
- Микрофоном.
- Интерактивной доской.
- Телевизором.
Все окна – сплошные, не тонированные. Хотя по заказу тонировка салонных стекол была предусмотрена на заводе. Дополнительно машина оснащалась занавесками. Но из-за неудачного выбора цвета (красный), они плохо защищали от жары.
Система тормозов
Автобус-гармошка оснащается барабанными тормозами с пневматическим приводом. Конструкция разработана таким образом, чтобы стояночный упор невозможно было разблокировать при отсутствии давления в системе.
При активном моторе компрессор интенсивно нагнетал требуемый показатель в ресиверы, размещенные практически под местом водителя. На скорости 60 км/ч снаряженная машина весом 12,5 тонны проходила чуть более 30 метров тормозного пути.
Что надо знать об особенностях вождения
Во время тест драйва автомобиля было показано, что при грамотной подготовке управлять транспортом просто и легко. Водитель всегда хорошо ощущает размеры транспорта, так как его кузов по своим размерам похож на квадрат. Переключать передачи тоже очень легко, ручка и коробка быстро реагируют на задания, но иногда с ней просто очень сложно свыкнуться.
Стоит обратить внимание, что во время остановки двигателя продолжать накат на нейтральном положении рычага коробки передач нельзя. Тогда произойдет остановка гидроусилителя и выход его из строя. А это малоприятное удовольствие. Данная ситуация крайне опасна, так как провести поворот водителю будет очень трудно.
Можно мотор заглушить прямо на ходу, и делается это быстро. Во время спуска запрещено долго нажимать на педаль тормоза, потому что сами диски плохо охлаждаются.
Если произошел перегрев, тормозная система может отказать. Поэтому важно активировать необходимую скорость и «гасилку» (напольную кнопку), что позволит уменьшить подачу горючего к мотору. Так получится создать усиление тормозов. Если активировать данную кнопку во время спуска на «нейтралке», двигатель остановится, а рулевая система просто перестанет поворачиваться.
Поставка «Икарусов» в СССР и постсоветское пространство
Как уже упоминалось выше, практически все «Икарусы»направлялись для эксплуатации в СССР. Во-первых, в счет погашения поставок нефти и газа, а во-вторых, учитывалось, что в 70-е годы прошлого века его население превысило четверть миллиарда человек. Пик поставок пришелся на конец 80-х годов XX века, а всего во второй половине этого века (с учетом поставок в обновленную Россию) к нам прибыло более 140 тысяч экземпляров разных моделей и модификаций. Кроме того, в «лихие» девяностые автобус «Икарус» собирался в Москве, Кургане и Арзамасе. Последняя партия поставлена Республике Таджикистан в 2002 г.
«Икарус» – гармошка, особенно в условиях эксплуатации в СССР, имел следующий негативный эффект. Часть оборудования располагалась под полом пассажирского отсека и после частых ремонтов, которые осуществляли советские, а не аккуратные западные специалисты, уплотнители уже не препятствовали проникновению в салон копоти и отработанных газов, за что автобусы стали в народе именовать еще и «газовыми камерами».
В этом году отмечается полувековой юбилей начала поставок в Москву автобуса «Икарус–256». В Мосгортрансе остался работающий до сих пор автобус этой модели. Прописан он в Новокосино, где располагается четвертый парк. Он уже прошел 700 тыс. км. (семь звездочек на борту) и продолжает бесперебойно работать. Еще один такой экземпляр работает в рабочем поселке Сапожок Рязанской области.
Двигатель «Икаруса 280»
Силовая установка разместилась под полом пассажирской части. Мотор представляет собой шестицилиндровый дизельный двигатель типа Raba-MAN D2156 HM6U. Его краткие параметры:
- Объем рабочий – 10,35 л.
- Показатель мощности – 190 лошадиных сил.
- Крутящий момент – 710 Нм.
- Расположение блока цилиндров – горизонтальное. Благодаря такому решению узел получился компактным, что позитивно сказалось на уменьшении центра тяжести, делая технику устойчивой к опрокидыванию.
С «движком» взаимодействует механическая коробка ASH 75.2-A8 на пять ступеней. Ресурс мотора до капитального ремонта внушителен, при условии правильного обслуживания и соответствующем уходе. Средняя цифра в этом плане – не менее полумиллиона километров. Своевременная «капиталка» продлевала жизнь детали еще на 150 тысяч.
«Икарус 250»: технические характеристики
Изначально для данного автобуса предусматривался двигатель «Раба-Ман» с рабочим объемом в 10,35 литра и максимальной мощностью в 192 лошадиные силы. Крутящий момент – 667 Нм. Однако с годами, инженеры производили работы над совершенствованием мотора и увеличением его мощности.
Стоит отметить, что вся линейка двигателей «Икаруса 250» имеет одинаковую компоновку. Это были рядные, шестицилиндровые агрегаты с чугунным блоком и турбонаддувом.
Наиболее мощный двигатель, который когда-либо устанавливался на «Икарус 250», имел следующие характеристики. Максимальная мощность агрегата – 280 лошадиных сил. Крутящий момент – 1000 Нм. Однако даже с таким мотором автобус не отличался приемлемой динамикой. Машина медленно разгонялась, но при этом двигатель позволял уверенно двигаться со скоростью в 100 километров в час. Кстати, максимальная скорость составляла 120 километров в час. Среди плюсов данных двигателей серии «Раба-Ман» стоит отметить хорошую ремонтопригодность. Однако ввиду недостаточно мощности, двигатель работал постоянно в режиме повышенных нагрузок. Из-за этого мотор не отличался высоким ресурсом.
Также среди недостатков отзывы отмечают повышенный уровень шума. Звук работы мог усиливаться, если произошел прогар глушителя. Также с возрастом мотор дымил. Из выхлопной трубы шел характерный, черный смог.
Модификации
Компания «Икарус» в незначительных количествах выпускала:
- Низкопольный, для работы в аэропортах, четырнадцатиметровый «Икарус-290». Использовалась в этих целях и 280-я модель.
- Полутораэтажный «Икарус-270».
- Автобус «Икарус» 254 модели с высоким салоном для междугородних маршрутов.
- 3-х секционный «Икарус-293», длиной 23 метра.
Отзывы о вождении
Автобус «Икарус-256» хорошо держит дорогу на снегу и на обледенелой поверхности. Однако маневрировать на участках дороги с выносом грязи очень опасно. Это особенно часто случается в горах или после дождя. Передвигаться на автобусе в сельской местности по этой же причине тяжело. Грязь опаснее, чем снег или гололед.
Если передние колеса перестанут держать траекторию, выйти из этого состояния будет довольно сложно.
С места водителя нет возможности регулировать уровень пола. Поэтому при заезде на возвышенность с перепадом уровня высоты (например, мостик) водители немного виляют автобусом из стороны в сторону. Это позволяет добавить воздуха в подушки при помощи кранов подвески.
Электрооборудование
Электрооборудование транспортного средства – 24 В. Оно обеспечивает функциональность световых внешних элементов и габаритных огней. Машина комплектуется парой свинцово-кислотных аккумуляторов емкостью 182 А·ч, регулятором напряжения транзисторного типа, а также выпрямителем. На панели приборов предусмотрен сигнальный индикатор разряда батареи.
Топливный расход
В идеальном случае рассматриваемая модель берет до 30 литров на 100 км. Но у многих автобусов это число в пределе 30 литров/100 км. На неровном дорожном полотне и при существенном перегрузе расходная составляющая может увеличиться еще на 15 литров при расстоянии в 100 км. Топливная емкость в модели крайне вместительная. При полноценной заправке бака горючее полностью расходуется на протяжении 1000 км пути.
Другие двигателя
«Икарус 250» мог оснащаться и советскими грузовыми двигателями. Так, это были моторы ЯМЗ и КамАЗ. Но ввиду своеобразной компоновки (а это были V-образные восьмицилиндровые двигателя), их было сложно разместить в заднем отсеке. Поэтому чтобы поместить такие моторы, в салоне проделывался подиум.
«Икарусы» по-прежнему в продаже
«Икарусы» оставили о себе такую долгую память, что почти любая модель автобуса «Икарус» активно продается и в настоящее время. Кажется, что представлен весь его модельный ряд. Но особенно большой выбор «Икарусов-280». Это знаменитая желтая «гармошка» и шестьдесят четвертая модификация с планетарными дверями.
Трансмиссия
Силовые агрегаты «Раба-Ман» оснащались немецкой шестиступенчатой коробкой передач марки ZF. Что касается версий с советскими двигателями, они укомплектовывались теми же коробками, что и грузовики. Так, для Ярославского мотора предусматривалась коробка ЯМЗ, для Камского – пятиступенчатая КАМАЗ без делителей. Поскольку рычаг КПП находился в передней части кузова, а все остальные узлы сзади, привод трансмиссии состоял из усиленных карданов с шарнирами. Сцепление – однодисковое, сухое с гидравлическим приводом и пневматическим усилителем.
Подводим итоги
Сегодня на рынке можно купить приближенную модель по разным ценам. Во многом на показатель эффективности влияет год выпуска автобуса, пробег, состояние мотора и остальные факторы. При приобретении автобуса важно обратить внимание на его главные особенности и записаться на тест-драйв.
Расход топлива
Можно сделать вывод, что ремонт автобусов представленной модели мог потребоваться в разных ситуациях. Однако стоит сказать, что детали на «Икарусы» всегда можно было найти в продаже. Кроме ремонта, могла потребоваться регулировка систем. Это очень важно, так как от этого зависели эксплуатационные качества транспортного средства. И в первую очередь расход топлива.
В самом лучшем случае представленная модель расходовала около 26 л топлива на 100 км. Однако у большинства «Икарусов» этот показатель находился на уровне 30 л/100 км. На плохой дороге и при значительном перегрузе расход мог увеличиться до 45 л/100 км. Однако топливный бак в 256 модели довольно вместительный. При полной заправке топливо расходовалось в течение 1000 км пробега. При этом к качеству дизтоплива мотор был нетребователен.
Заключение
Фирма «Икарус», как и древнегреческий мифологический Икар (от него и происходит название фирмы), взлетела очень высоко, выпуская до 14 тысяч автобусов в год. Но в отличие от Икара, «упав», не разбилась, а продолжает выпускать автобусы мелкими сериями, сотрудничая в последнее время с чешской “Шкодой”.
Жизнь после перестройки
На протяжении 20 лет венгерская машина был единственным автобусом большой вместимости, рассчитанным на огромный пассажиропоток крупных мегаполисов. В конце 80-х на рейсы вышли «Икарусы 280», длина которых составляла 18 метров. Поскольку у «гармошки» возросла нагрузка на ось прицепа, ее сделали двухскатного типа, предупреждая поворот задних колес. Это негативно сказалось на маневренности. Чуть позже на рынке появились модификации серии «400», которые оснащались мотором в прицепе и имели пониженный уровень пола.
Вынужденная конкуренция
«Икарус 280» пережил 283-й и 435-й варианты. После развала Советского Союза далеко не каждый город мог позволить себе приобрести венгерскую машину, которая стала полноценной «иномаркой». Одиночные модели 260-й серии частично компенсировали ЛиАЗы-5256, а вот своей «гармошки» на постсоветском пространстве не было.
Предпринимались попытки изготовления подобных аналогов на ГолАЗ, в Екатеринбурге, Тушино. Как правило, из положения выходили, закупая одиночные и сочлененные автобусы зарубежного производства, бывшие в употреблении.
Бортовая электрика
Сеть в представленных транспортных средствах рассчитана на 24 В. В системе предусмотрено 2 довольно габаритных АКБ. Они обеспечивают запуск двигателя, а в мороз еще и обогревателя. Последний, в свою очередь, является автономной печью. Она предназначалась для нагрева антифриза, который, в свою очередь, обогревал мотор перед началом запуска мотора.
Если неправильно настроить краны антифриза, а также исключить из системы автоматику, автобус мог просто загореться.
Электрика автобуса довольно простая. Однако некоторые ее компоненты выходят из строя со временем. Они восстановлению не подлежат. К таким элементам относятся омыватели стекол, регулятор работы дворников, некоторые клапаны и датчики.
Рассмотрев особенности и характеристики «Икаруса-256», можно сложить впечатление об этом легендарном автобусе своего времени. Эти машины порой можно встретить на отечественных дорогах и поныне.
Интересные факты
Автобус-гармошка имел конструкцию, обеспечивающую свободный доступ ремонтников к большинству агрегатов. Этот момент негативно сказывался на пассажирах. Со временем уплотнители на люках изнашивались, моторы не всегда обслуживались качественно, начинали коптеть. В результате отработанные газы попадали в салон, превращая комфортную поездку в настоящее испытание.
Венгерские производители не скрывали происхождение используемых деталей и узлов. К примеру, на силовом агрегате имелась табличка, указывающая на то, что мотор произведен по лицензии компании «МАН». Аналогичный знак, только завода Csepel, присутствовал на коробке передач.
Вместе с машинами из Венгрии поставлялись наборы специального инструмента для ремонта и обслуживания техники. Для обучения ремонтников конструкторы комбината предоставляли подробную инструкцию, включая пособия с изображением агрегатов и узлов «в разрезе».
Городской автобус «Икарус 280», сочленение которого не позволяло осуществлять проведение резких маневров, требовал улучшенной системы охлаждения. Кроме того, на этот параметр также влияли частые остановки и разгоны. В итоге машину оснастили электрическим вентилятором, поверхность радиатора увеличили почти в полтора раза. Коробка-механика на шесть режимов осталась прежней. Под новый мотор специально разработали сцепление с лепестковой корзиной. В конце девяностых усовершенствовали мосты Raba и изменили размещение масляных заливных горловин.
После распада Союза «гармошки» также собирались на Курганском автобусном комбинате. Основной рынок поставок – Екатеринбург. Для Минска ограниченную серию автобусов этого типа собрал белорусский холдинг «Амкодор».
Серийный выпуск венгерских «гармошек» 200-й серии прекратился в 2001 году в связи с закрытием завода-изготовителя.
Мнение потребителей
Отзывы об «Икарусе 280» преимущественно положительные, как от пассажиров, так и от водителей. Те, кто помнит этих сочлененных красавцев, говорит про их оригинальное внешнее оформление, мягкое передвижение даже по неровным дорогам и большую вместимость, что было жизненно необходимо в часы пик. Среди недостатков потребители отмечают небольшое количество сидячих мест, плохое отопление зимой и появление запаха гари в салоне.
Водители, прежде всего, оценивают удобное рабочее кресло, хорошую обзорность, информативную приборную панель. Также специалисты отмечают легкий доступ к большинству основных узлов непосредственно из салона. К плюсам относят простоту и информативность управления, педали сцепления, надежность тормозов.