Чем такелажники отличаются от грузчиков?

Содержание

Организация судовых работ

Организация судовых работ

Для поддержания судна в необходимом техническом состоянии и продления сроков его эксплуатации необходим постоянный уход.

Повседневный контроль за состоянием судна осуществляется старшим помощником капитана и старшим механиком. Мелкие повреждения и неисправности, обнаруженные во время осмотров, устраняются экипажем судна. Крупные дефекты заносятся в специальный формуляр для устранения их во время очередного заводского ремонта судна. Капитан обязан производить ежемесячные осмотры технического состояния корпуса судна, его надстроек, помещений.

Непосредственно судовыми работами руководят:

  • по палубной части – боцман
  • по машинной – второй механик

Палубные работы на ходу выполняют лица, не связанные непосредственно с движением судна (боцман, плотник, подшкипер, матросы, практиканты). Работы, которые вызваны особыми обстоятельствами и требуют участия всего или большей части экипажа, называют авральными. Аврал объявляется по указанию капитана.

Одна из причин преждевременного износа судна – коррозия металлических частей и гниение деревянных. Особенно интенсивно коррозия протекает в местах соприкосновения металла с морской водой, обладающей высокой электропроводностью. Влага способствует разрушению дерева. Один из способов защиты металлических поверхностей от коррозии, а деревянных от гниения – это нанесение на них лакокрасочных покрытий и специальных покрытий. В качестве временных мер защиты металлических поверхностей от коррозии применяются различные смазки.

Такелажное оборудование на судне

Такелажное оборудование на судне

К предметам такелажного оборудования относятся приспособления и устройства для крепления такелажа, его присоединения к корпусу или к рангоуту, обтягивания и работы с ним. Предметами такелажного оборудования на судне являются:

  • цепи
  • блоки
  • гаки
  • скобы
  • обуха
  • рымы
  • коуши
  • талрепы

Судовые такелажные работы: виды и гарантии безопасности

Судовые такелажные работы

Понятие такелажа изначально возникло именно в судоходном деле. В классическом понимании под такелажными работами подразумевается комплекс действий по оснащению судоходной машины такелажем – комплексом снастей.

В более широком смысле это работы по изготовлению, испытанию, ремонту и установке обязательных конструкционных элементов. Есть и другое определение судовых такелажных работ, связанное с грузоперевозками, осуществляемыми морскими маршрутами.

Чем такелажники отличаются от грузчиков?

Чем такелажники отличаются от грузчиков?

Грузчик и такелажник на первый взгляд два идентичных работника, которые выполняют погрузочно-разгрузочные работы. Но между двумя этими профессиями есть много принципиальных отличий. К квалификации грузчика не предъявляется высоких требований, им может стать любой физически крепкий человек, который имеет возможность поднимать тяжелый груз. Грузчики работают с грузом, размеры, форма и тяжесть которого позволяют перемещать его вручную. В отличие от грузчиков, такелажник занимается погрузкой, перемещением и разгрузкой тяжелого или негабаритного груза с использованием специальной оснастки и грузоподъемных механизмов. Такие работы характеризуются высоким уровнем сложности, что требует высокого уровня квалификации исполнителей. По этой причине такелажники перед допуском к работе проходят серьезную теоретическую подготовку и стажировку на рабочем месте.

Что такое такелажные работы?

Что такое такелажные работы?

Такелажные работы — комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на поднятие, перемещение и перевозку крупногабаритных грузов. К последним относят: металлообрабатывающие станки, торговое и медицинское оборудование, трансформаторы, другие тяжеловесные установки. Главное различие такелажных работ от рядовых погрузочно-разгрузочных операций заключается в следующем:

  • Масса груза. Такелажные работы подразумевают перемещение предметов массой от 1 тонны, то есть таковых, которые нельзя перенести вручную или с использованием неспециализированных инструментов.
  • Применение специализированной оснастки для такелажных работ (талрепы, такелажные скобы, коуши, полиспасты, тали, домкраты и др.).
  • Привлечение кадров, прошедших профильную подготовку: такелажников, стропальщиков, водителей, операторов грузоподъемных машин.

«Такелажники кто это» и чем они отличаются от грузчиков

Такелажники — это профессиональные рабочие, способные обеспечить безопасный подъем и перемещение грузов с использованием грузоподъемных машин и механизмов, такелажных приспособлений и устройств. Масса перемещаемого им груза ограничена только квалификацией и наличием вспомогательных устройств.

Такелажные приспособления, средства и механизмы

Практически на каждом промышленном предприятии возникает необходимость в монтаже, погрузке, перевозке крупногабаритных грузов или оборудования. Зачастую выполнить такую работу возможно только с помощью такелажного оборудования, которое включает в себя целый набор специальных приспособлений и техники, начиная от тросов и цепей и заканчивая кранами манипуляторами.

Классификация такелажных работ по уровню сложности

В зависимости от уровня сложности все такелажные работы подразделяют на три основные группы:

Простые. Не требуют использования спецтехники и грузоподъемного оборудования. Для выполнения простых такелажных операций привлекают незначительное количество такелажников с простыми приспособлениями.

Средние. К данной категории работ относят перемещение груза с массой до 20 тонн, а также дорогостоящего груза. Для выполнения подобных такелажных операций могут использовать весь доступный арсенал оборудования и спецтехники.

Сложные. Являются специализированным видом такелажных работ, которые требуют длительной подготовки, тщательной разработки проектной документации, привлечения специалистов высокой квалификации и спецтехники с уникальными рабочими характеристиками.

Уход за корпусом

Уход за корпусом должен быть направлен на обеспечение его водонепроницаемости. При плавании на взволнованной водной поверхности все части корпуса испытывают значительные переменные напряжения, в результате чего могут ослабляться связи и швы обшивки, при внутренних осмотрах необходимо обращать внимание на качество сварных швов.

При осмотре водонепроницаемых переборок необходимо следить, чтобы не было больших вмятин, нарушающих их прочность. Раз в 6 месяцев следует проверять сальники трубопроводов, кабелей, проходящих через водонепроницаемые переборки. Водонепроницаемость переборки (в местах сальников, выпавших заклепок и т. п.) должна быть немедленно устранена чеканкой, постановкой болтов-заглушек или бетонированием.

Покраска судна

Для предохранения лакокрасочных защитных покрытий от преждевременного разрушения необходимо все внутренние закрытые объемы содержать сухими и чистыми. Места, в которых по условиям эксплуатации может скапливаться влага, должны периодически промываться и просушиваться. Узкие, труднодоступные места цементируются. В цементировке не должно быть трещин.

Краска в районе пояса переменных ватерлиний разрушается под влиянием масел и остатков нефтепродуктов, которые имеются на поверхности портовых вод. Те места, где краска плохо держится или стала пористой, разбухшей от влаги (т. е. влагопроницаемой), должны быть зачищены и окрашены вновь. Необходимо постоянно в порту подкрашивать корпус под якорными клюзами, где окраска повреждается всякий раз при отдаче и подъеме якоря. Для осмотра, очистки и окраски подводной части корпуса судно проходит докование.

Содержание

Многим очевидно, что высшее образование – не залог получения достойной заработной платы.

Более того, квалифицированный специалист рабочей профессии часто способен зарабатывать даже больше. Он может быть востребованным, развивать свои навыки, получая опыт работы в разных отраслях промышленности.

Именно такие плюсы характерны для работы такелажника. Однако эта профессия часто воспринимается как простая и, соответственно, не требующая никаких знаний и навыков. Это является в корне не верным.

В статье мы ответим на вопрос кто такие такелажники, чем они отличаются от грузчиков и стропальщиков; и приведем несколько примеров их работы.

Перечень документации для выполнения такелажных работ

Одним из основных нормативных документов, который регламентирует порядок проведения конкретных такелажных работ, является проект производства работ (ППР). Этот документ разрабатывают отдельно для каждого конкретного груза, он включает в себя следующую информацию:

График выполнения каждой конкретной операции.

Перечень всех проектных документов.

Технологические схемы (карты) для всех запланированных типов работ.

Ведомость такелажных приспособлений, спецтехники, расходных материалов.

Рабочие чертежи индивидуальной такелажной оснастки и приспособлений.

Основные мероприятия по охране труда и пожарной безопасности.

Отдельно для каждой такелажной операции разрабатывают технологическую карту, которая включает следующие данные:

Масса перемещаемого груза.

Схемы строповки конструкций и оборудования.

Варианты механизации трудоемких ручных работ.

Место размещения такелажника и стропальщика при погрузочно-разгрузочных работах.

Методы контроля пространственного положения оборудования, такелажной оснастки, конструкций и элементов.

Требования техники безопасности.

Еще до начала выполнения такелажных работ со всеми такелажниками, крановщиками и стропальщиками производится инструктаж с изучением ППР и технологических карт.

Уход за надстройками и рубками

Уход за надстройками и рубками заключается в поддержании хорошего состояния их лакокрасочных покрытий. Помимо периодической мойки надстроек и рубок, необходимо скатывать пресной водой части, на которые могут попадать брызги соленой воды. Чтобы на стенках надстроек и рубок не было грязных потеков от стекающей с палуб воды, надо следить за состоянием шпигатов, периодически прочищать их, а скапливающуюся на палубах воду своевременно удалять.

Все двери надстроек и рубок должны плотно закрываться и иметь защелки, удерживающие их в закрытом состоянии, а также крючки или иные приспособления, удерживающие их открытыми.

Коуши

Коуши предохраняют трос от перетирания при прикреплении его к скобам и гакам. Изготовляется из чугуна или стали. Для растительных тросов употребляются только стальные круглой или овальной формы. На каждом коуше должно быть выбито клеймо завода-изготовителя, тип и номер, означающий величину допустимой нагрузки. Коуши оцинкованы, поверхности их кипов не должны иметь заусениц, трещин и прочих дефектов.

Коуши

В зависимости от способа закрепления разделяются на обыкновенные и вертлюжные. Обыкновенные состоят из носка, спинки и обушка. Если обух и носок гака располагаются в одной плоскости, такой гак называют повернутым, у которого плоскость обуха перпендикулярна плоскости носка – называется простым. В грузоподъемных механизмах применяются вертлюжные гаки. Вместо обуха они имеют шейку-хвостовик, которой заделываются в одинарном или в двойном вертлюге (рис. 5.5).

Гаки

Каждый гак имеет клеймо, в котором указывается номер, соответствующий грузоподъемности, и буквенное обозначение, для какого механизма он предназначен: Р – ручной привод, М – механический.

Для грузовых устройств применяются гаки со специальным приливом над носком, исключающим возможность при подъеме груза задеть гаком за комингс люка. В некоторых случаях в грузоподъемных механизмах применяются двурогие гаки или гаки, имеющие на спинке прилив с проушиной, для крепления оттяжки предотвращения вращения груза такие гаки называются пентер-гаками.

Из специальных гаков наиболее часто встречаются складные гаки – храпцы и глаголь-гаки. Последние применяются, когда требуется быстро отдать снасть, находящуюся под натяжением. Гаки подбираются по допускаемой нагрузке. При приемке гаков на судно необходимо проверять, чтобы на них не имелось трещин, раковин и других дефектов. Гаки должны быть оцинкованы или окрашены и иметь клеймо завода-изготовителя.

Предупреждение финансовых рисков при проведении такелажных работ на судне

Классические такелажные работы на судах относятся к сфере строительства и ремонта. В случае с размещением грузов речь идет о монтажных рисках. И в том, и в другом случае эффективной защитой заказчика или исполнителя процессов является страхование строительно-монтажных рисков.

Данный продукт не работает на снижение, собственно, вероятности наступления аварийной ситуации. Но его цена напрямую зависит от принятых мер профилактики аварий, а потому косвенно мотивирует участников к обеспечению максимальной безопасности процесса. Плюс, полис поможет избежать непредвиденных расходов в случае, если предупреждающие мероприятия не сработают.

Когда нужно страхование такелажных работ на судне

В судостроительной практике за рубежом страхование на время проведения монтажных и ремонтных такелажных работ – объективная необходимость. Им покрывается свыше 80% работ по установке судового такелажа. В России полис применяют преимущественно крупные судостроительные и судоремонтные заводы, а также представительства зарубежных компаний, занятых обслуживанием судов.

При доставке международных грузов страховка монтажных такелажных рисков обычно входит в программу сопровождения перевозок (когда покрытие распространяется на все этапы доставки). При этом страхователем – покупателем финансовой гарантии – чаще выступает перевозчик или грузоотправитель.

Первый принимает на себя риски по умолчанию (по закону), потому заинтересован в их минимизации. Второй в большинстве случаев становится носителем рисков доставки сразу после отгрузки товара на склад перевозчика, но до погрузки на борт судна. Для него страховка является гарантией обоснованных расходов по торговому контракту.

Сфера использования

Такелажные услуги являются востребованными во многих сферах деятельности:

Погрузка, перемещение, разгрузка крупных технологических емкостей из различных материалов.

Перемещение крупногабаритного дорогостоящего медицинского оборудования: томограф, рентген-аппарат, кислородные станции и др.

Погрузка, перевозка и разгрузка банковских терминалов, банкоматов и банковских сейфов.

Перемещение крупноузлового технологического оборудования в пределах одного предприятия и за его пределы.

Погрузка, перевозка и разгрузка строительных конструкций с большими габаритами.

Перемещение крупной карьерной и сельскохозяйственной техники, летательных аппаратов, морских и речных плавсредств.

Доверившись квалифицированным такелажникам, заказчики могут быть уверены в правильности строповки грузозахватных приспособлений и надежности фиксации груза в автомобиле.

1. Кто такой такелажник и чем он занимается

Такелажник — это прежде всего профессиональный рабочий, деятельность которого направлена на перемещение тяжелый, в том числе негабаритных грузов.

Профессия такелажника подразумевает как возможность подъема грузов собственной мышечной силой, так и с помощью такелажного оборудования. При этом, учитывая тяжесть груза такелажники работают в команде. Что существенно расширяет их возможности. По сути, там, где грузчику не хватит сил, техника не пройдет по габаритам, требуется особенно бережное отношение к оборудованию такелажники остаются единственным возможным вариантом решения задачи заказчика.

Уход за судовыми помещениями

Уход за судовыми помещениями относится к содержанию их в хорошем санитарно-гигиеническом состоянии. Жилые помещения должны ежедневно убираться. Живущие в этих помещениях члены экипажа обязаны содержать свои личные вещи в опрятности и хранить их в рундуках и шкафчиках. Рабочее платье хранится в рундуках в специальных помещениях.

При осмотрах помещений особое внимание обращать на состояние иллюминаторов, которые должны легко и плотно закрываться, обеспечивая полную водонепроницаемость закрытия. Их барашки периодически расхаживать и смазывать. Уплотнительные резиновые прокладки должны находиться на своих местах, быть мягкими и упругими. Запрещается окрашивать их. Под каждым иллюминатором должен быть поддон с капельницей или другим устройством, обеспечивающим сток воды от отпотевания иллюминатора. Стекла иллюминаторов не должны иметь трещин, нарушающих их водонепроницаемость. Для их замены следует хранить определенное количество запасных иллюминаторных стекол. Иллюминаторы, расположенные вблизи ватерлинии, должны иметь металлические, надежно закрывающиеся крышки.

Ответственными за состояние помещений и находящегося в них инвентаря являются лица, в них живущие, или члены экипажа, в заведовании которых они находятся. Для проверки санитарного состояния помещений старший помощник обязан делать периодические обходы.

Талрепы

Талрепы могут быть открытого и закрытого типов (рис. 5.6). Для прикрепления к ним снастей и других деталей их винты оканчиваются проушинами, гаками или вилками. Каждый талреп имеет номер, соответствующий допускаемой нагрузке, винты должны свободно ввинчиваться и вывинчиваться во втулке. Резьба смазана тавотом.

Талрепы

2. Отличия такелажника от смежных профессий

Отличия такелажника от грузчика

Возможно, для многих станет открытием, но такелажник и грузчик – разные профессии. Ведь, работа такелажника не сводится к непосредственному перемещению груза с использованием собственной мышечной силы.

Согласно профессиональному стандарту основная цель деятельности такелажника заключается в обеспечении безопасного подъема и перемещения грузов с использованием грузоподъемных машин и механизмов, такелажных приспособлений и устройств.

Они отнесены к группе такелажники и кабельщики-спайщики. Вид экономической деятельности — транспортная обработка грузов (52.24).

Одновременно с этим грузчик – общеотраслевая профессия рабочего. Требования к его знаниям и навыкам существенно ниже и, по сути, могут быть выполнены любым мужчиной.

Грузчики - такелажники

Отличия такелажника от стропальщика

Еще одной профессией, которые часто путают друг с другом является стропальщик. Стропальщик и такелажник — это, безусловно, разные профессии. Однако, в них есть сходство: и тот, и другой занимаются перемещением грузов. Стропальщик так же как и такелажник является профессиональным рабочим. А значит должен иметь соответствующие знания и навыки.

При этом характеристика его работ сводится к правильной строповке и обвязке грузов для их подъема и иного перемещения. Стропальщик чаще всего работает в связке с машинистом крана и подает ему соответствующие сигналы с земли. Таким образом его трудовые функции уже, чем у такелажника. Что, естественно, не умаляет значимость его работы. Профессиональный стропальщик, так же как и профессиональный такелажник востребованы на рынке логистических услуг.

Требования к оборудованию

Для повышения производительности труда при выполнении строительно-монтажных работ большое значение имеет механизация погрузочно-разгрузочных операций и транспортирования материалов и изделий.

В качестве погрузочно-разгрузочных средств применяются блоки, полиспасты, тали и тельферы, лебедки, домкраты, краны, автогидроподъемники и т.д. Неотъемлемыми элементами всех такелажных работ являются веревки, канаты и стальные тросы, к которым предъявляются жесткие требования по прочностным характеристикам.

Все эти элементы такелажных работ подлежат периодическому осмотру с целью выявления местных разрушений и испытанию на прочность. Срок службы каната (троса) во многом зависит от числа перегибов на блоках и барабанах, а также от соотношения между диаметрами каната и барабана.

[attention type=yellow]Важно! При выборе того или иного типа троса или каната руководствуются расчетным усилием его разрыва и коэффициентом запаса прочности, который выбирается в зависимости от условий работы каната.[/attention]

Для чалочных канатов, используемых для обвязывания грузов и подвешивания их к крюкам подъемного механизма, коэффициент запаса прочности принимается равным 12, поскольку при обвязке канаты изгибаются с малым радиусом кривизны и в них возникают большие дополнительные напряжения.

Правила выполнения и стоимость такелажных работ

При выполнении такелажных работ соблюдение техники безопасности является обязательным. Ответственное лицо отвечает за:

  • Соблюдение схем перемещения груза. Данная информация указывается в заводском паспорте груза. Не допускается закрепление строп иначе, чем это приведено на схеме. Стропы крепят при помощи крюков или проушин (определяется индивидуально в каждом случае).
  • Устойчивость и равновесие груза. Главное условие для безопасной строповки.
  • Применение специальных траверс и подхватов (если производят перемещение листового металла). При подъеме профилированного металла применяют универсальные стропы.
  • Стоимость предоставления такелажных услуг рассчитывается в индивидуальном порядке с учетом следующих факторов:
  • Вид перемещаемого груза. Габаритные размеры и общая масса – главные критерии, которыми руководствуются при расчете стоимости.
  • Место. Условия погрузки, удаленность места монтажа, открытая или закрытая площадка, возможность применения специализированного оборудования и другие факторы.
  • Сложность транспортировки, необходимость разбора оконных или дверных проемов, привлечения спецтранспорта и т.д.

Вышеуказанные критерии являются ориентировочными, поскольку смета может быть уменьшена или увеличена на основании экспертной оценки специалиста.

Как проверяют такелажное оборудование?

Процесс контроля работоспособности и технической исправности такелажного оборудования включает три основных направления:

Периодический осмотр оборудования по заранее разработанному плану.

Осмотр оборудования, устройств, оснастки и приспособлений перед началом выполнения работ.

Проверка всего оборудования в рабочем положении на месте проведения работ.

Все результаты проверок заносят в специальный журнал, а на проверенном и прошедшем испытания такелажном оборудовании фиксируют специальную бирку с информацией о дате следующих испытаний.

Палубы

Палубы. Наилучшим способом предохранения металлических палуб от коррозии является покрытие их специальными палубными красками или мастиками, которые уменьшают скольжение при движении по палубе. Палубу необходимо предварительно зачистить металлическими щетками или специальными инструментами, затем загрунтовать. После грунтовки палубы окрашиваются в два слоя специальной краской. Мастики и краски наносятся в 2–3 слоя, время высыхания при температуре 18–23° от 12 до 18 часов, красок – около 6 часов.

Деревянные палубы, настланные поверх металлических, должны поддерживаться всегда в состоянии полной водонепроницаемости. Для этого необходимо наблюдать за состоянием стыков и пазов палубного настила, которые должны быть проконопачены и залиты варом или заполнены специальной замазкой. В случае необходимости пазы очищаются от растрескавшейся и плохо держащейся заливки и заменяют новой. Для предохранения от гниения деревянные палубы периодически покрывают олифой, а иногда и лакируют. Перед этим палуба должна быть тщательно вымыта и просушена.

Такелажные скобы

Такелажные скобы применяются для соединения отдельных цепей и тросов, для присоединения к частям корпуса или рангоута. Скоба состоит из спинки, лапок с проушинами и штыря. Могут быть прямыми и изогнутыми. Штырь в скобах удерживается либо с помощью нарезки, либо посредством наружного шплинта.

Такелажные скобы выпускаются пяти типов: СА, СБ, ПВ, ПГ и ПД. Скобы типа СА (прямые с нарезным штырем) и СБ (прямые с прошплинтованным штырем) применяются для стальных тросов, скобы типа ПВ (прямые с нарезным штырем), ПГ (прямые с прошплинтованным штырем) и ПД (изогнутые с нарезным штырем ) – для синтетических тросов.

Такелажные скобы

Скобы и их детали не должны иметь трещин, раковин, заусениц и т. п. Головка штыря должна быть без перекосов, плотно прилегать к боковой опорной поверхности проушины. У нарезных штырей резьба не должна иметь сорванных ниток, вмятин, а сам штырь должен ввинчиваться без заеданий. Для предохранения от коррозии скобы необходимо оцинковывать или окрашивать, их трущиеся части смазывать тавотом.

Блок состоит из корпуса, одного или нескольких шкивов и оси, называемой нагелем, на которой вращаются шкивы. В зависимости от материала корпуса бывают деревянными и металлическими. Корпус деревянного блока состоит из наружных и внутренних щек и вкладышей, изготовляемых из дубовых или ясеневых досок. У металлических блоков корпус состоит из стальных щек, соединенных болтами, или же изготовляется в виде специальной обоймы. Как у металлических, так и у деревянных блоков шкивы изготовляются чаще всего из стали или чугуна. По окружности шкива имеется желобок для троса, называемый кипом. Для присоединения к корпусу судна, рангоуту или такелажу блок имеет подвеску в виде скобы, проушины или гака.

Канифас-блоки

Подвеску прикрепляют к корпусу блока при помощи оковки, которая представляет металлическую полосу, проходящую снаружи корпуса (внешняя оковка) или изнутри (внутренняя оковка).

Одношкивные блоки, у которых одна из щек (или оковка) делается частично откидной, т. е. канифас-блоки , употребляются в случаях, когда требуется завести в блок трос не концом, а его серединой. Канифас-блоки подбираются с таким расчетом, чтобы диаметр шкива блока был больше диаметра троса по крайней мере в 10 раз для синтетических тросов, в 12–18 раз – для стальных.

На судно должны приниматься блоки, имеющие клеймо о его испытании и товарный знак завода-изготовителя.

Техника безопасности

Такелажные работы сопряжены с определенным риском и опасностью травматизма. Представляем перечень предупредительных мер, соблюдение которых способно предотвратить опасную ситуацию.

  1. Перед началом процесса сотрудник обязан проверить исправность основного и вспомогательного оборудования. В случае поломки надо выполнить ремонт и провести профилактику всех узлов и подвижных соединений.
  2. Во избежание несчастных случаев вокруг производственной площадки должна быть натянута оградительная лента, которая воспрепятствует попаданию посторонних лиц на территорию опасной зоны.
  3. Запрещено находиться под грузом в процессе его подъема, спуска или перемещения.
  4. При всех видах работ необходимо использовать дополнительное страховочное оснащение.

Основные правила техники безопасности

При выполнении такелажных работ любого уровня сложности, следует соблюдать следующие правила безопасности:

Запрещено использовать такелажное оборудование, средства, оснастку и приспособления с явными признаками неисправности.

Во время перемещения груза методом кантования или перекатывания запрещено находиться перед грузом.

Все грузоподъемные машины и такелажная оснастка должны своевременно проходить освидетельствование.

Для работы с грузом следует использовать только утвержденную в ППР технологию выполнения работ.

Не допускается выполнять подтягивание груза с помощью грузоподъемных механизмов.

Допускается использовать только соответствующие по параметрам грузоподъемности массе груза грузозахватные приспособления, устройства, оснастку.

Соблюдение всех правил безопасности проведения такелажных работ обеспечит низкий уровень риска повреждения груза или нанесения травмы работникам.

Компания «Московские переезды» уже длительное время работает в сфере оказания такелажных услуг. Все наши специалисты умеют эффективно организовать процесс производства такелажных работ любого уровня сложности. Наличие собственной базы спецтехники, такелажных приспособлений, устройств и оснастки гарантирует доступную стоимость наших услуг. Отменная профессиональная подготовка в сочетании с богатым практическим опытом работы позволяет нам организовать быстрое и безопасное перемещение груза самой сложной конфигурации.

Грузовые помещения

Грузовые помещения. Сухогрузные и рефрижераторные трюмы должны после каждой выгрузки вентилироваться и выметаться, мусор удаляется, рефрижераторные трюмы просушиваются и проветриваются. При перевозке некоторых грузов трюмы моют водой из шлангов или проводят другую специальную подготовку (например, красят).

Гордени и тали

Простейшим по конструкции является одношкивный блок. Трос, пропущенный через такой блок, закрепленный неподвижно, называется горденем (рис. 5.8). Гордень позволяет при подъеме и перемещении груза изменять направление тяги, но не дает выигрыша в силе. Одношкивные блоки с пропущенными через них фалами служат для подъема флагов и вымпелов, сигнальных огней и знаков.

На судах употребляются следующие виды талей: хват-тали – переносные тали, основанные между двумя одношкивными или одношкивными и двушкивными блоками (рис. 5.9). Оба блока имеют вертлюжные гаки и применяются при палубных работах – для обтягивания снастей, при заводке пластыря, перетягивании груза и т. п. Для получения наибольшего выигрыша в силе тали должны закладываться таким образом, чтобы ходовой лопарь выходил из подвижного блока.

Гордень и Тали

Гини – многошкивные тали, основанные толстым тросом между большими по размерам блоками, способные выдерживать большие нагрузки. Применяются при вооружении тяжеловесных стрел (грузовые гини), а также в ряде аварийных случаев, например, при снятии судна с мели и т. п.

Для расчета талей надо разделить вес груза на число шкивов, через которые он проходит. Но так как на шкивах действует сила трения, то перед началом вычислений учесть, что вес груза увеличивается на 5–10 % на каждом шкиве, через который проходят лопари.

Классификация объектов

Такелажные работы вполне подразумевают перевозку крупногабаритной неразборной мебели, музыкальных инструментов, например, концертного рояля. Кроме того, договор на такелажные работы может включать демонтаж производственного, торгового, игрового, банковского и прочего оборудования, а также каких-либо инженерных конструкций, например, рекламных щитов.

Наше предложение

Компания «Московские переезды» быстро и качественно выполнит такелажные работы любого уровня сложности. Наличие практического опыта и современная материально-техническая база позволяет нам предоставлять комплексные услуги промышленного переезда и не только. Мы работаем на рынке такелажных услуг с 2002 года, успешно завершив несколько сотен особо сложных проектов по всей России.

Мы предлагаем конкурентоспособные условия сотрудничества. Наши клиенты получают:

3. Документы, регулирующие работу такелажника

На сегодняшний день в России обязанности такелажника сведены в профессиональный стандарт «Такелажник».

Он вносит ясность во многие вопросы, возникающие как у работников, так и работодателей. В частности, упрощает процесс установления должностных обязанностей такелажника не только в области судостроения, но и на другом производстве, при организации единичных проектов. Документ был утвержден Приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации 4 июня 2018 года.

Кроме того, характеристика работ такелажников по их разрядам и требования к их знаниям сведены в ЕТКС.

Цистерны и танки

Цистерны и танки. Все танки и цистерны должны быть изнутри окрашены. Окраска внутренних поверхностей танков и цистерн производится по специальной технологии рабочими завода в период ремонта. Для цистерн питьевой воды применяются специально предназначенные для этого краски.

В большинстве случаев танки располагаются в двойном дне, и их горловины выходят на пайолы трюмов. Горловины закрываются крышками на шпильках или болтах и для создания водонепроницаемости имеют резиновые прокладки. Для предохранения от повреждений шпильки и сами крышки ограждаются комингсами и закрываются сверху небольшими деревянными лючинами, сделанными в уровень с пайолом трюма. Однако очень часто во время перегрузочных операций, особенно при применении в трюме различных погрузочных машин, грейферов и т. п., эта защита повреждается. При обнаружении повреждения хотя бы одной шпильки горловина должна быть вскрыта для проверки состояния резиновой прокладки, а само повреждение должно быть устранено. После каждого вскрытия необходимо проверять горловину на водонепроницаемость путем запрессовки танка водой на высоту мерительной трубки.

Во время плавания судна в зоне пониженных температур необходимо предохранять цистерны от размораживания, наблюдение должно быть установлено за цистернами, находящимися выше действующей ватерлинии в необогреваемых помещениях.

За состоянием уровня воды в танках и цистернах должен вестись постоянный контроль с записями результатов замеров в специальную тетрадь. При этом необходимо иметь в виду, что если замеры в балластных и мытьевых танках производятся вручную с помощью футштока, то для замеров уровня воды в питьевых цистернах должны использоваться специальные закрытые системы.

На танкерах зачистка и мойка танков – сложный технологический процесс с соблюдением особых мер предосторожности, определяемый в зависимости от типа танкера и характера перевозимых грузов.

Сравнение грузчиков и такелажников

Приведем таблицу со сравнительным анализом грузчиков и такелажников в разрезе их профессиональной деятельности, требований к ним:

4. Что делает такелажник

Непосредственная трудовая функция такелажника зависит от его квалификации и сводится к выполнению следующих основных действий:

  • работы по подготовки груза к перемещению, его закрепление на используемых механизмах, установка и увязка;
  • работы вспомогательные, направленные на перемещение груза;
  • изготовление такелажного оборудования, оснастки, которая будет задействована при перемещении груза;
  • непосредственное перемещение груза по горизонтальной и вертикальной поверхностям;
  • комбинированное перемещение грузов, которое сочетает в себе работы по сборке, разборке и установке грузов (например, станковв проектное положение).

При этом масса перемещаемых такелажниками грузов (в отличие от грузчиков) практически не ограничена. И связана с навыками и опытом конкретного работника (его разрядом), а также наличием тех или иных вспомогательных устройств.

такелажное оборудование

Отсюда, такелажник должен знать, какое оборудование нужно использовать для безопасного перемещения груза. Причем речь идет о безопасности как самого такелажника и иных привлекаемых к работе работников, так и груза.

Учитывая характер и сложность оказываемых услуг, при неправильном перемещении груза создаются риски нанесения ущерба и сопутствующему имуществу (полам, лифтам, стенам и так далее). Профессиональный такелажник способен все это учитывать, как на этапе предварительного осмотра груза, так и при непосредственной реализации проекта.

5. Обязанности такелажника

Обязанности такелажника зависят от характера, выполняемой работы и уровня квалификации специалиста. Они, как уже отмечалось ранее, сведены в профессиональном стандарте «Такелажник».

В частности, такелажник второго разряда должен быть подготовлен для перемещения грузов массой до 5 т, а также изготовления простого такелажного оборудования, рационального складирования грузов.

Такелажник третьего разряда способен уже перемещать грузы до 25 т, изготавливать все виды строп, перемещать (поднимать, опускать, переносить) грузы, требующие особой осторожности. К таким типам грузов, в частности, относятся лабораторное оборудование, предметы искусства.

Обязанности такелажника четвертого разряда предполагают, что он умеет осуществлять крепление и перемещение грузов массой вдвое больше – до 50 т, самостоятельно может ориентироваться в вопросе выбора метода перемещения груза. Его целесообразно привлекать к установке станков и иного оборудования в проектное положение, а также для проведения испытания такелажных приспособлений.

Наконец, такелажники пятого разряда помимо всех вышеуказанных навыков, готов к перемещению грузов свыше 50 т. Он знает как:

— подбирать такелаж для этих целей;

— осуществлять его испытание;

— использовать с максимальным учетом конструктивных особенностей перемещаемых и монтируемых агрегатов.

Специалистов такого уровня целесообразно привлекать для перемещения грузов, требующих особой точности и аккуратности в работе.

Таким образом, очевидно, что проведение таких сложных работ предполагает не только наличие мышечной силы, но и знаний и опыта, позволяющих сохранить целостность перемещаемого груза, здоровье такелажника и его коллег. Это очень важно знать, реализовывая такелажные работы.

6. Обучение такелажников

Отвечая на вопрос статьи «такелажники, кто это», необходимо обратить внимание на их обучение. Такелажник — работник со средним общим образованием, прошедший программы профессионального образования.

Кроме того, большим подспорьем будет получение необходимых навыков при непосредственной передаче опыта от человека к человеку. Поэтому здесь актуален институт наставничества.

7. Заработная плата

Уровень заработной платы такелажника напрямую зависит от его квалификации. Обычно он составляет от 30 000 рублей в месяц для работника 2-го разряда. Работники более высокого разряда могут получать существенно выше.

Приветствуется также наличие иных профессиональных навыков: водитель, стропальщик. Это делает работника более подготовленным для решения различных сопутствующих задач.

8. Меры безопасности при оказании такелажных услуг

Важно подчеркнуть, что работа такелажника может быть потенциально опасной для его жизни и здоровья.

Кроме того, как подчеркивалось ранее, нарушение правил безопасности с его стороны может негативно отразиться на его коллегах, а также перемещаемом имуществе. Поэтому одним из требований для получения специальности «такелажник» является:

  • достижение возраста 18 лет;
  • прохождение обязательных медицинских осмотров;
  • знание правил пожарной безопасности, электробезопасности и охраны труда;
  • обучение правилам безопасной работы на высоте;
  • в ряде случаев прохождение обязательного психиатрического освидетельствования.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий