Содержание
- 1 Схема включения кулера ВАЗ 2104, 2105 и 2107
- 2 Электровентилятор охлаждения ВАЗ 2106
- 3 Подключение вентилятора 2108, 2109, 21099
- 4 Схема включения ВО ВАЗ 2110
- 5 Схема на 2113, 2114, 2115 инжектор и карбюратор
- 6 Где находится реле вентилятора
- 7 Если вентилятор охлаждения не работает
- 8 Замена электровентилятора в авто
- 9 Модернизация схемы управления
- 10 Видео — подключение и проверка ВО
- 11 Причины неправильной работы вентилятора
- 12 Как сбалансировать крыльчатку
- 13 Как заменить вентилятор
- 14 Как заменить вентилятор радиатора на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?
- 15 Как проверить предохранитель
- 16 Проверка и замена датчика температуры
- 17 Проверка и замена электромотора
- 18 Как поменять крыльчатку или выровнять ее
Приводятся все основные электросхемы и модификации подключения вентилятора охлаждения (ВО) жидкости в автомобилях ВАЗ различных моделей. В чём суть работы ВО? Электрический двигатель с крыльчаткой на валу установлен внутри прямоугольной металлической рамы, при помощи которой он крепится к тыльной стороне радиатора. При подаче напряжения (12 В) на контакты привода он начинает работать, вращая лопасти и создавая направленную струю воздуха, которая, собственно, и охлаждает тосол или антифриз.
Если не работает вентилятор охлаждения, не спешите обращаться в автосервис. Установить причину неисправности можно и самостоятельно. Тем более что для этого совсем не обязательно иметь специальные навыки — просто изучите справочный материал от 2shemi.ru и следуйте инструкциям по его проверке/замене.
Схема включения кулера ВАЗ 2104, 2105 и 2107
- вентилятор радиатора
- датчик температуры (находится на радиаторе снизу)
- монтажный блок
- реле зажигания
- замок зажигания
А — к контакту «30» генератора.
Электровентилятор охлаждения ВАЗ 2106
- датчик включения электродвигателя;
- электродвигатель вентилятора;
- реле включения электродвигателя;
- основной блок предохранителей;
- выключатель зажигания;
- дополнительный блок предохранителей;
- генератор;
- аккумуляторная батарея.
Подключение вентилятора 2108, 2109, 21099
До 1998 года выпуска на автомобилях со старым монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители) в цепь вентилятора было включено реле 113.3747. После 1998 года такое реле отсутствует.
Так же до 1998 года применялся датчик включения ТМ-108 (температура замыкания его контактов 99±3ºС, размыкания 94±3ºС), после 1998 года ТМ-108-10 с аналогичными температурными диапазонами или его аналоги разных производителей. Датчик ТМ-108 работает только в паре с реле, усиленный под большой ток ТМ-108-10 может работать как с реле, так и без него.
Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 17.3722
- Электродвигатель вентилятора
- Датчик включения электродвигателя
- Монтажный блок
- Выключатель зажигания
К9 — Реле включения электродвигателя вентилятора. А — К выводу “30” генератора
Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 2114-3722010-60
- Электродвигатель вентилятора
- Датчик 66.3710 включения электродвигателя
- Монтажный блок
А — К выводу “30” генератора
Схема включения ВО ВАЗ 2110
Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2110 на карбюраторных и инжекторных автомобилях отличается. На автомобилях с карбюраторным двигателем, для этого используется термобиметаллический датчик ТМ-108, а на автомобилях с инжекторным двигателем управление осуществляет контроллер.
Схема на 2113, 2114, 2115 инжектор и карбюратор
Где находится реле вентилятора
Внимание: порядок следования реле и предохранителей может быть произвольным, ориентируемся по цвету проводов. Поэтому находим реле от которого отходят тонкий розовый с черной полосой провод, идущий от главного реле (контакт 85*)(не путать с тонким, красным с черной полосой проводом, идущим от контроллера) и толстый силовой белый с черной полосой провод (контакт 87) (белый и розовый нужные нам провода), это и есть реле вентилятора.
Если вентилятор охлаждения не работает
Для привода вентилятора устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ-272 или аналогичные ему. Технические данные электровентилятора и датчика включения вентилятора:
- Номинальная частота вращения вала электродвигателя с крыльчаткой, 2500 – 2800 об/мин.
- Потребляемая сила тока электродвигателя, 14 А
- Температура замыкания контактов датчика, 82±2 град.
- Температура размыкания контактов датчика, 87±2 град.
Полезное: Схема ВАЗ-2190 Лада Гранта
Вентилятор системы охлаждения может не включаться из-за:
- неисправности электропривода;
- перегоревшего предохранителя;
- неисправного термостата;
- вышедшего из строя термодатчика включения кулера;
- неисправного реле ВО;
- обрыва электропроводки;
- неисправной пробки расширительного бачка.
Для проверки самого электродвигателя вентилятора VAZ подаем на его выводы напряжение 12 В от аккумуляторной батареи – исправный мотор заработает. Если причина неполадки в вентиляторе, его можно попытаться отремонтировать. Проблема, обычно, заключается в щетках или подшипниках. Но случается что электродвигатель выходит из строя вследствие замыкания или обрыва в обмотках. В таких случаях лучше заменить весь привод.
Предохранитель ВО находится в монтажном блоке моторного отсека автомобиля и имеет обозначение F7 (20 А). Проверка производится с помощью автомобильного тестера, включенного в режиме пробника.
- В автомобиле с карбюраторным мотором необходимо проверить датчик — включить зажигание и замкнуть между собой два провода, идущие к датчику. Вентилятор должен включиться. Если этого не произошло, проблема точно не в датчике.
- Для инжекторных авто необходимо прогреть мотор до рабочей температуры, и рассоединить разъем датчика, отключив его от бортовой сети машины. В этом случае контроллер обязан запустить вентилятор в аварийном режиме. Электронный блок воспринимает это как сбой в системе охлаждения, и заставляет работать привод вентилятора в постоянном режиме. Если привод запустился – датчик неисправен.
Замена электровентилятора в авто
- Ставим автомобиль на ровной поверхности, обездвиживаем его стояночным тормозом.
- Открываем капот, отключаем минусовую клемму.
- Ключом на 10 откручиваем крепления корпуса воздушного фильтра.
- Отверткой ослабляем хомут воздуховода на датчике расхода воздуха и снимаем гофру.
- Откручиваем саморезы, фиксирующие крышку корпуса воздушного фильтра, извлекаем фильтрующий элемент.
- Ключом на 8 откручиваем крепление воздухозаборника и демонтируем его.
- Ключом на 10, потом на 8 откручиваем гайки крепления кожуха вентилятора по периметру (всего 6 штук).
- Отключаем колодку проводов на разъеме вентилятора.
- Аккуратно извлекаем кожух вентилятора вместе с приводом.
- Ключом на 10 откручиваем 3 болта, удерживающих электродвигатель на кожухе.
- Ставим на его место новый.
- Устанавливаем конструкцию на место, фиксируем, подключаем разъем.
- Дальнейший монтаж производим в обратном порядке.
Модернизация схемы управления
Эту проблему можно решить двумя способами: настроить температуру включения в «мозгах» или сделать кнопку. Мы остановимся на втором. Включение вентилятора с кнопки очень удобно: попал в затор — включил, выехал — выключил, и никого перегрева.
В салоне была установлена кнопка выбора режима работы вентилятора (отключен постоянно, включен постоянно, включение автоматически посредством датчика) — этот «тюнинг» не является обязательным, но будет очень полезным дополнением.
На контактах реле 87, 30, на проводе от аккумулятора к предохранителю и массе вентилятора будет большой ток и по этому там обязательно используем провода, сечением не менее 2 мм иначе более тонкий провод не выдержит и сгорит.
Видео — подключение и проверка ВО
–> Мастера ВАЗа / Система охлаждения двигателя / Вентилятор системы охлаждения
Вентилятор ваз 2109
Причины неправильной работы вентилятора
В машине ваз 2109 вентилятор системы охлаждения в процессе работы может издавать посторонние звуки.Причин такого поведения может быть очень много:
- Радиатор неправильно установлен. То есть, он не находится на своем месте. Возможно, он лежит на поперечине подвески, что тоже не есть очень хорошо.
- Возможно, вентилятор надломился с одной стороны, что привело к дисбалансу.
Примечание: при этом не обязательно менять его полностью. Достаточно только заменить поврежденную часть.
- На крыльчатку попала грязь. Это, казалось бы, совершенный пустяк, однако он приводит к дисбалансу. Как следствие – непонятное постукивание.
Ваз 2109 включение вентилятора охлаждения
- Подушки плохо зажаты, поэтому они плохо держат мотор. Возможно, подушки прожаты (так бывает после длительной эксплуатации). В итоге мотор вибрирует.
Примечание: исправить данную проблему можно, заменив подушки или вставив прокладки из резины.
- Если вентилятор сильно гудит, значит ему не хватает смазки (нужно срочно смазать двигатель маслом).
- Подшипник разбился. Эта проблема возникает из-за того, что крыльчатка долгое время была поврежденной, поэтому в системе наблюдался дисбаланс.
Примечание: решить эту проблему можно только одним способом – заменить подшипник. Однако перед этим нужно исправить положение крыльчатки, так как в скором времени из-за нее может быть поврежден еще один подшипник.
Как сбалансировать крыльчатку
Ваз 2109 не охлаждает вентилятор
Есть два варианта балансировки:
Примечание: в качестве оси может служить обычное сверло. Роль двух горизонтальных опор могут выполнять два стола.
Можно поменять четырех-лопастную крыльчатку (это стандартная деталь) на восьми-лопастную.
Примечание: нельзя сказать, что вторые охлаждают намного лучше первых, но уж точно не хуже. Зачастую, заменив крыльчатку, посторонние звуки в вентиляторе охлаждения полностью исчезают.
Ваз 2109 не работает вентилятор охлаждения
Примечание: встречаются модели стоимостью от 100 до 1000 рублей.
Как заменить вентилятор
Ваз 2109 охлаждения вентилятор
Если замена крыльчатки не помогла, значит придется приступать к крайним мерам – заменить сам вентилятор охлаждения.
Ваз 2109 подключение вентилятора охлаждения
Для этого нужно сделать следующее:
- Открыть капот.
- Снять корпус воздушного фильтра.
Примечание: после этого будет достаточно места, чтобы проводить дальнейшие работы.
Ваз 2109 реле вентилятора охлаждения
- Оттопырить крыльчатку. Для этого подойдет любой удобный инструмент.
Примечание: крыльчатка сама по себе очень хрупкая, поэтому работы с ней следует проводить аккуратно.
- С помощью головки на 13 открутить гайку, которая крепит крыльчатку.
- Ни в коем случае нельзя потерять шпонку, которая вставляется в вал двигателя. Иначе придется самостоятельно мастерить что-то похожее на нее, а это не так-то и просто.
- Заменить лопасти крыльчатки.
Ваз 2109 схема вентилятора охлаждения
- Вставить ее на место (при необходимости можно использовать новую крыльчатку). Гайку нужно затянуть как можно сильнее, ведь если крыльчатка будет болтаться, то в скором времени она снова сломается.
Ваз 2109 схема включения вентилятора охлаждения
- Прежде чем поставить вентилятор на место, необходимо установить две резиновые шайбы. Это поспособствует тому, что вибрация, идущая от вентилятора, будет менее ощутима на кузове ваз.
- Чтобы без труда одеть крепление на шпильку обратно, можно в нижнем креплении рамки сделать небольшую прорезь.
Ваз 21093 вентилятор охлаждения
- Вставить вентилятор. Закрутить все гайки, которые его крепят.
Двойной вентилятор
Крыльчатка вентилятора охлаждения ваз 2109
В летнее время «девятки» особенно перегреваются. Поэтому, чтобы обеспечить максимальное охлаждение двигателя, можно на место одного вентилятора установить два.Для этого:
- В первую очередь нужно сделать еще одно крепление для вентилятора.
- Кроме того в самом вентиляторе также нужно проделать небольшое отверстие, чтобы его можно было без труда установить на место.
- Разобрать мотор и снять магниты (лучше использовать отвертку, чтобы они не раскололись).
Примечание: важно не перепутать, в какой последовательности стояли магниты, поэтому их нужно пометить.
- Срезать болгаркой предыдущие крепления цилиндра и приварить на их место новые.
- Собрать мотор в обратном порядке.
- Прикрутить рамку к мотору.
- Поставить лопасти.
- К лопастям подключить два вентилятора.
Примечание: один вентилятор уже будет подключен (так как он штатный). Другой можно включать по необходимости, сделав в салоне специальную кнопку.
Добавить комментарийДобавить комментарийСоветуем прочитать
Как заменить вентилятор радиатора на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?
● Снятие вентилятора радиатора: ● Снятие электродвигателя вентилятора: ● Снятие крыльчатки вентилятора:
Снятие вентилятора радиатора:
1) Сперва скиньте клему «-», с аккумулятора. (см. Скидывание клемы «-») 2) Далее разъедините между собой, две колодки проводов, одна из которых закреплена на самом кожухе вентилятора.
3) Затем взяв в руки гаечный ключ, полностью отверните два единственных болта, которые крепят кожух вентилятора к левому бачку.
4) После выворачивания двух единственных болтов, перейдите к отворачиванию нижней гайки, которая крепит кожух вентилятора.
5) Следом отверните при помощи удлинителя с накидной головкой, правую верхнюю гайку крепления кожуха вентилятора, к самому радиатору.
6) А затем отверните, но только уже две левых гайки, которые крепят прижимную пластину вентилятора.
7) И после чего рукой снимите прижимную пластину, со своего посадочного места.
8) В завершение операции, после снятия прижимной пластины, аккуратно снимите с радиатора охлаждения, кожух вентилятора.
Снятие электродвигателя вентилятора:
1) Для начала отсоедините провод электродвигателя вентилятора, от кожуха, к которому он крепится хомутом.
2) Затем выверните все три гайки, которые удерживают электродвигатель, на кожухе вентилятора.
3) И после чего извлеките электродвигатель вентилятора, из кожуха к которому он крепился.
Примечание! Когда электродвигатель с кожуха будет снят, проверьте на самом кожухе вентилятора состояние резиновых втулок, если они будут деформированы, или же на них будут видны трещины, то в таком случае замените втулки на новые!
Снятие крыльчатки вентилятора:
1) Сперва подденьте отверткой, стопорную шайбу, которая располагается в центральной части крыльчатки вентилятора.
2) После поддевания стопорной шайбы, снимите ее.
Примечание! На некоторых автомобилях, крыльчатка которая крепится к электродвигателю вентилятора, закреплена гайкой, если у вас она закрепления этой самой гайкой, то в таком случае отверните ее!
3) И в завершение операции, снимите саму крыльчатку, с электродвигателя вентилятора.
Установка: 1) Установка всех деталей, происходит в обратном порядке снятию.
Примечание! При установке электродвигателя на крыльчатку, обязательно обеспечьте попадание штифта электродвигателя вентилятора «Красная стрелка», в продольное отверстие на крыльчатки «Синяя стрелка»!
Главная→Каталог→Двигатель→Система охлаждения→Электровентиляторы охлаждения→ВАЗ 2108-10→Электровентилятор охлаждения ВАЗ-2108-12,2170 с крыльчаткой (8-ми лопастной) (фирм. упак. LADA)Электровентилятор охлаждения ВАЗ-2108-12,2170 с крыльчаткой (8-ми лопастной) (фирм. упак. LADA)Характеристики
Код поставщика: | 168744 |
Артикул: | 21090-1308008-83 |
Реквизиты: | Товар, Товар, 00-00030457, Электровентилятор охлаждения ВАЗ-2108-12,2170 с крыльчаткой (8-ми лопастной) (фирм. упак. LADA)0 |
Базовая единица: | шт |
Ставки налогов: | 18 |
Производитель: | Лада-Имидж ЗАО |
Электровентилятор охлаждения ВАЗ-2108-12,2170 с крыльчаткой (8-ми лопастной) (фирм. упак. LADA) Нет в наличии2 345 руб.+ 70.35 на счет бонусовЭлектровентилятор охлаждения ВАЗ-2109 с крыльчаткой (Венто) (фирм. упак. LADA)Электровентилятор охлаждения ВАЗ-2109 с крыльчаткой (Венто) (фирм. упак. LADA)Характеристики
Код поставщика: | 218948 |
Артикул: | 21090-1308008-01 |
Реквизиты: | Товар, Товар, 00-00036342, Электровентилятор охлаждения ВАЗ-2109 с крыльчаткой (Венто) (фирм. упак. LADA)0 |
Базовая единица: | шт |
Ставки налогов: | 18 |
Производитель: | Вентол ЗАО |
Электровентилятор охлаждения ВАЗ-2109 с крыльчаткой (Венто) (фирм. упак. LADA) Нет в наличии1 590 руб.+ 47.7 на счет бонусовЭлектровентилятор охлаждения Г-2410,31029, ВАЗ-2103-08 (КЗАЭ) (6802-3730)Электровентилятор охлаждения Г-2410,31029, ВАЗ-2103-08 (КЗАЭ) (6802-3730)Характеристики
Код поставщика: | 002351 |
Артикул: | 70-3730000 |
Реквизиты: | Товар, Товар, 00-00028358, Электровентилятор охлаждения Г-2410,31029, ВАЗ-2103-08 (КЗАЭ) (6802-3730)0 |
Базовая единица: | шт |
Ставки налогов: | 18 |
Производитель: | КЗАЭ ОАО |
Электровентилятор охлаждения Г-2410,31029, ВАЗ-2103-08 (КЗАЭ) (6802-3730) Нет в наличии1 555 руб.+ 46.65 на счет бонусовЭлектробензонасос ВАЗ-21083-21099 погружной в сборе (с ДУТ) дв. ЭДН-200 (Саратов)Характеристики
Код поставщика: | 028716 |
Артикул: | МЭБН-21083 |
Производитель: | СЭПО-ЗЭМ ООО |
Электробензонасос ВАЗ-21083-21099 погружной в сборе (с ДУТ) дв. ЭДН-200 (Саратов) Нет в наличии2 005 руб.+ 60.15 на счет бонусовЭлектробензонасос ВАЗ-21083-21099 погружной (с ДУТ) КЗАТЭЭлектробензонасос ВАЗ-21083-21099 погружной (с ДУТ) КЗАТЭХарактеристики
Код поставщика: | 465003 |
Артикул: | 21083-1139009-10 |
Базовая единица: | шт |
Производитель: | Завод им. А.М. Тарасова ОАО, Самара |
Электробензонасос ВАЗ-21083-21099 погружной (с ДУТ) КЗАТЭ Нет в наличии2 200 руб.+ 66 на счет бонусовЭлектровентилятор охлаждения ВАЗ-2109 с крыльчаткой “VOLTON”Характеристики
Код поставщика: | 219846 |
Артикул: | VLT2109-1308008-10 |
Электровентилятор охлаждения ВАЗ-2109 с крыльчаткой “VOLTON” Нет в наличии1 095 руб.+ 32.85 на счет бонусовЭлектробензонасос ВАЗ-21083-21099 погружной в сборе (с ДУТ) дв. BOSCH (Саратов)Электробензонасос ВАЗ-21083-21099 погружной в сборе (с ДУТ) дв. BOSCH (Саратов)Характеристики
Код поставщика: | 028269 |
Артикул: | МЭБН-21083 |
Базовая единица: | шт |
Производитель: | СЭПО-ЗЭМ ООО |
Электробензонасос ВАЗ-21083-21099 погружной в сборе (с ДУТ) дв. BOSCH (Саратов) Нет в наличии3 285 руб.+ 98.55 на счет бонусовЭлектровентилятор охлаждения Г-2410,31029, ВАЗ-2103-08,111,ЗИЛ (без ободка) КЗАТЭХарактеристики
Код поставщика: | 633125 |
Артикул: | 70-3730000 |
Электровентилятор охлаждения Г-2410,31029, ВАЗ-2103-08,111,ЗИЛ (без ободка) КЗАТЭ Нет в наличии1 555 руб.+ 46.65 на счет бонусовЭлектровентилятор охлаждения Г-2410,31029, ВАЗ-2103-08,111,ЗИЛ (с ободком) КЗАТЭХарактеристики
Код поставщика: | 633126 |
Артикул: | 70-3730000-10 |
Электровентилятор охлаждения Г-2410,31029, ВАЗ-2103-08,111,ЗИЛ (с ободком) КЗАТЭ Нет в наличии1 555 руб.+ 46.65 на счет бонусов Выводить по:2020406080100
С того момента, как на ВАЗах с карбюраторами стали использовать электрические вентиляторы, автолюбители часто стали сталкиваться с их отказом. Прежние механические модели считались практически вечными. В большинстве случаев, когда о вентиляторе ВАЗ-2109 с карбюратором говорят, что он не работает, узел полностью прекращает выполнять свои функции. Температура двигателя в этом случае превышает 100 градусов, и автомобиль может выйти из строя. Чтобы избежать капитального ремонта силового агрегата, необходимо прекратить движение после отклонения стрелки температуры в красную зону. Затем нужно найти причину, почему не работает вентилятор.
Начинать проверку стоит с уровня жидкости в системе охлаждения (проверьте расширительный бачок), а затем постепенно отмести неисправности других частей системы:
- предохранителя;
- датчика температуры;
- электромотора вентилятора;
- крыльчатки (она может быть деформирована, что приводит к заклиниванию).
Во время выполнения работ вам предстоит попутно проверить состояние цепи питания. Все проводники визуально должны быть в норме. Лучше всего одну за одной исключать вероятные причины поломки, чтобы система работала стабильно.
Как проверить предохранитель
Это самая простая часть проверки, подходящая, если силовая установка оснащена карбюратором. Вам необходимо в подкапотном пространстве ВАЗ-2109 найти монтажный блок. В нем на месте F-4 располагается предохранитель, отвечающий за работу вентилятора охлаждения. Вытащите его с посадочного места, а затем при помощи мультитестера сделайте пробное измерение (тест на работоспособность).
Если предохранитель рабочий, ищите другую неисправность. В противном случае вам нужно поставить на его место новый с маркировкой 16 А и провести обкатку. Если вентилятор заработал, больше ничего делать не нужно. В противном случае исследуйте другие части системы охлаждения.
Проверка и замена датчика температуры
На ВАЗ-2109 часто причиной несвоевременного срабатывания или полного отказа вентилятора является датчик температуры охлаждающей жидкости. Поэтому его необходимо проверить во вторую очередь. Датчик расположен в нижней части радиатора, от него отходят два провода. Перед тем как вывернуть его с места, нужно провести точную проверку работы системы охлаждения:
- Замкните между собой концы проводов, ведущих на датчик. Если после этого вентилятор начал работать, а датчик нагрелся, то этот контроллер нужно поменять. При проведении тестирования на горячем радиаторе, вы можете обнаружить, что корпус датчика тоже теплый. В этом случае проверьте термостат.
- Если вентилятор не работает даже после замыкания проводов, то проблема может крыться в реле или предохранителе. Проверку реле нужно проводить в том случае, если не слышно звука его срабатывания. В зависимости от типа автомобиля оно может находиться в монтажном блоке (для моделей с карбюраторами) или в салоне под отсеком для вещей водителя (у инжекторных авто). Самый простой способ проверки этого устройства – установка на его место подобного устройства. Если после замены реле, вентилятор заработал, можете не проводить дальнейшую проверку.
- Иногда устройство не работает, а звук срабатывания реле присутствует. В этом случае проверьте предохранитель F-8.
Если вы не обнаружили неисправности в других системах, то необходимо заменить датчик температуры в системе охлаждения. Это делают по инструкции:
- Выключите зажигание, снимите клемму с аккумулятора и слейте жидкость из расширительного бачка и генератора. Для этого нужно вынуть специальные пробки.
- Затем отключите датчик от клеммной колодки.
- Накидным ключом выверните датчик с его места, не прикладывая чрезмерного усилия.
Читайте также: Что делать, если не работает спидометр на ВАЗ-2109
Установите новый датчик и проведите обратную сборку. Некоторые автолюбители предпочитают не сливать тосол из системы, а просто действовать быстро. В этом случае, после того как датчик покинет посадочное место, систему покинет некоторое количество охлаждающей жидкости, поэтому ее нужно будет долить.
Проверка и замена электромотора
Если после замены датчика вентилятор так и не работает, то необходимо проверить и заменить его электродвигатель. Но для начала нужно демонтировать его:
- Удалите минусовую клемму с АКБ.
- Отсоедините вентилятор от цепи питания (одна из колодок находится на его кожухе).
- Открутите крепежные винты с кожуха устройства: слева и снизу.
- Головкой с удлинителем удалите крепеж, соединяющий кожух с генератором.
- Удалите две гайки слева, чтобы открутить прижимную пружину вентилятора. Снимите ее.
- Вытащите весь узел, вместе с корпусом. Попутно вам может быть нужно отсоединить его провода.
Теперь вам нужно добраться до электромотора и установить на его место новый:
- Хомутом на корпусе закреплен провод электромотора, отсоедините его.
- Затем открутите три гайки, чтобы снять мотор.
- Осмотрите посадочное место мотора, все резиновые вкладки на нем должны быть целыми и не деформированными. Если вы заметите повреждения, установите новые прокладки.
- После этого вам нужно установить новый мотор на место старого, провести обратную сборку вентилятора.
Некоторые автолюбители считают, что можно починить мотор, но в большинстве случаев попытки их не приводят к успеху.
Как поменять крыльчатку или выровнять ее
Если после демонтажа вентилятора вы заметили, что крыльчатка повреждена или стоит неровно, вам нужно снять ее:
- В центре крыльчатки расположена стопорная шайба, подденьте ее плоской отверткой и снимите. Если есть дополнительное крепление в виде гайки, открутите его.
- Снимите крыльчатку и осмотрите ее. При любой деформации лучше всего установить другую крыльчатку.
В процессе этой работы можно модернизировать вентилятор, установив крыльчатку на 8 лепестков вместо стандартной на 4.
Используемые источники:
- https://2shemi.ru/shema-podklyucheniya-ventilyatora-ohlazhdeniya-vaz/
- https://masteravaza.ru/sistema-ohlazhdeniya-dvigatelya/ventilyator-sistemy-ohlazhdeniya/vaz-2109-ventilyator-ohlazhdeniya-755
- https://vaz-russia.com/remont-vaz-2108/zamena-ventilyatora-radiatora-na-vaz-2108-vaz-2109-vaz-21099.html
- https://original-detal.ru/catalog/dvigatel/sistema_okhlazhdeniya/elektroventilyatory_okhlazhdeniya/vaz_2108_10/
- https://ladaprofi.ru/vaz-2109/chto-delat-esli-ne-rabotaet-ventilyator-ohlazhdeniya-na-vaz-2109.html