Что такое перекрёсток — определение в ПДД, правила переезда перекрёстков разной конфигурации

Содержание

Непонятки в ПДД

Medium

Я относительно неплохо знаю ПДД и в меру своих познаний часто консультирую людей на кадабре, но некоторые моменты в ПДД мне самому до сих пор непонятны. На мой взгляд наши ПДД не обладают необходимой юридической точностью, т.к. многие вещи в них можно трактовать двояко, а некоторые вообще не определены. Разобраться в этих непонятных моментах я хочу для того, чтобы знать как нужно ездить и быть всегда уверенным в своей правоте.

Под катом вы найдёте следующие вопросы:

* Как определить границы у Т-образного перекрестка?
* Может ли прилегающая территория быть дорогой?
* Как отличить выезд с прилегающей территории от Т-образного перекрестка?
* Что считается сквозным движением через прилегающую территорию?
* Почему ДТП может произойти только на дороге?
* Где заканчивается выделенная полоса МТС?
* Как должен осуществляться поворот в несколько рядов?

Это далеко не все непонятные вопросы, а лишь те, что я смог с ходу вспомнить, когда решил написать этот пост. Предлагаю дополнить меня ещё каким-то непонятками в формулировках ПДД и предложить свои изменения в формулировках, чтобы всё стало понятно и не вызывало противоречий.

Программа минимум данного поста — поворчать на тему идиотов в правительстве, придумавших текущие ПДД. Программа максимум — составить пакет поправок ПДД и направить их в Верховный Суд РФ для рассмотрения и принятия.
.

Что такое перекресток в ПДД?

Правила проезда перекрестков

Эта статья является первой статьей серии “Правила проезда перекрестков”, в которой рассматриваются правила дорожного движения, относящиеся к перекресткам, а также штрафы за их нарушение.

В данную серию входят 13 статей, которые охватывают все правила, относящиеся к проезду перекрестков:

Ну а первая статья серии вводная, и в ней рассмотрены следующие вопросы:

Что такое перекрёсток — определение в ПДД, правила переезда перекрёстков разной конфигурации

Перекрёсток является одним из основных элементов дорожной инфраструктуры, так как на нём сходятся различные пути, проезд по которым строго регламентируется правилами дорожного движения. Какие виды пересечений проезжих частей существуют, и как их правильно преодолевать, рассматривается в данном обзоре.

  • Понятие «Перекрёсток» по ПДД
  • Виды перекрёстков
  • Общие правила проезда
    • Регулируемого перекрёстка
    • Нерегулируемого перекрёстка
    • Равнозначных
    • С круговым движением
    • С трамвайными путями
    • Неравнозначных
    • Со светофором

    Пересечение проезжих частей на перекрестке

    Пересечение проезжих частей

    В этой статье будут рассмотрены понятия перекресток и пересечение проезжих частей, используемые в правилах дорожного движения.

    В большинстве случаев границы перекрестка не совпадают с границами пересечения проезжих частей. Кроме того, перекресток может включать в себя несколько пересечений.

    На стандартных “квадратных” перекрестках поиск границ не составляет труда. Однако на сложном пересечении дорог ориентирование становится весьма непростой задачей.

    Однако водитель должен уметь находить и границы перекрестка, и пересечение проезжих частей, т.к. в пределах указанных зон действуют различные требования правил дорожного движения.

    Как проехать Т-образный перекрёсток со светофором

    В ПДД прописаны все возможные на дороге ситуации и участки дорожного полотна, в том числе перекрёстки. Однако отдельных инструкций для Т-образных пересечений нет, а особенности маневрирования есть. В статье сегодня будут рассмотрены моменты движения на регулируемых и нерегулируемых Т-образных перекрёстках, опираясь на основные правила.

    • Правила проезда Т-образного перекрёстка
    • Знак 1.35:
    • Разметка 1.26:
      • Правила разворота
      • Обгон
      • Остановка

      Проезд пешеходных переходов на перекрестках

      Пешеходные переходы через проезжую часть дороги организовывают как на перекрестках, так и вне оных, но это касается непосредственно месторасположения перехода.

      Правила проезда через них между собой не отличаются. Есть нюансы, но об этом чуть позднее.

      Материал данной статьи посвящен проезду пешеходных переходов, расположенных на перекрестках.

      Проезд пешеходных переходов, расположенных вне перекрестков, рассмотрен в одноименной статье Пешеходные переходы вне перекрестков.

      Но в предисловие — сначала несколько слов о том, что такое пешеходный переход.

      Граница перекрестка. Определяем место въезда на перекресток

      В этом материале мы полностью разнесём термин Правил дорожного движения «Перекресток» и определим почему не следует буквально воспринимать в этом определении каждое слово.

      Определение границ перекрестка

      Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями

      Сегодня решил затронуть ситуацию, решение которой может ввести в ступор даже бывалого водителя. От обилия светофоров и дорожных знаков, может запросто закружиться голова. Итак, Вашему вниманию подробный разбор темы правила проезда перекрестков.

      Как определить границы у Т-образного перекрестка?

      «Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

      Ну и как, пользуясь таким определением, определить границы Т-образного перекрестка? Ведь наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений есть только со стороны примыкающей дороги. Их соединение не даст ничего похожего на границу перекрестка. Аналогично в случае свороток, ведь они тоже являются перекрестками. Как найти их границы?

      Границу перекрестка искать необходимо, например, в местах многоуровневых развязок в форме клевера (или бабочки): в местах примыкания установлен знак “уступи дорогу” и полоса разгона, причем эта же полоса одновременно является и полосой торможения для тех, кто едет по главной, т.к. через 30-50 метров находится съезд. Хочется понять до какого места должен уступать тот, кто едет с примыкающей дороги, и с какого места должен начинать уступать тот, кто едет по главной, но совершает перестроение в правый ряд, чтобы повернуть направо в своротку.

      Что считается перекрестком по ПДД?

      Определение понятия перекресток дается в пункте 1.2 правил дорожного движения:

      “Перекресток” – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

      Рассмотрим это понятие поподробнее.

      Первое, на что я хочу обратить Ваше внимание, – это то, что перекресток является пересечением дорог. При этом в понятии перекресток явно не говорится о том, что сам перекресток является дорогой.

      Перекресток – это пересечение дорог на одном уровне. Т.е. многоуровневые развязки с эстакадами и мостами не являются перекрестками, и правила проезда перекрестков на них не действуют.

      Понятие «Перекрёсток» по ПДД

      В ПДД прописана следующая формулировка этого термина: место, где пересекаются, примыкают или разветвляются дороги в одной плоскости, которое ограничивается воображаемыми прямыми, соединяющими противоположные начала закруглений проезжих частей, находящиеся на наибольшем удалении. К данному определению не относятся все выезды с территорий различных организаций и предприятий.

      Понятия перекресток и проезжая часть

      Понятия перекресток и проезжая часть приведены в пункте 1.2 ПДД:

      Перекресток” – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

      Проезжая часть” – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

      Границы перекрестка

      Чтобы определить границы перекрестка, нужно в первую очередь найти его центр.

      Обратите внимание, понятие центр перекрестка не расшифровывается в правилах дорожного движения, поэтому на практике при поиске этой точки могут возникнуть трудности.

      Если перекресток стандартный (квадратный), то центр его находится в центре квадрата. С этим проблем не возникает. Если же перекресток имеет сложную конфигурацию (например, большая площадь, где соединяются несколько дорог под разными углами), то однозначно определить центр не получится. Что делать в данном случае, правила не объясняют.

      Далее необходимо соединить противоположные, наиболее удаленные от центра начала закруглений проезжих частей. Эту фраза далеко не каждый водитель может понять с первого раза, поэтому разберем ее поподробнее.

      Выберите одну из проезжих частей, примыкающих к перекрестку. Найдите закругления проезжих частей, относящиеся к этой дороге (их будет 2). У каждого из закруглений есть 2 начала (это точки, где закругление переходит в прямую). Нужно взять по одной точке от каждого закругления. И это должны быть точки, которые находятся на границах выбранной проезжей части.

      В общем, посмотрите на картинку ниже. Перекресток выделен желтым цветом, а его граница – синей линией.

      Границы перекрестка

      Пересечение проезжих частей

      Данное понятие в правилах дорожного движения 2021 года не расшифровывается. При обучении правилам дорожного движения пересечение проезжих частей понимается следующим образом. Возьмите каждую из проезжих частей, примыкающих к перекрестку. Продолжите их на перекресток. Найдите места, где пересекаются 2 или более проезжих частей. Это и будет пересечением.

      На рисунке выше пересечение проезжих частей обозначено синим цветом.

      Примечание. В экзаменационных билетах ГИБДД под пересечением проезжих частей понимается именно эта фигура.

      В рамках всех статей на pddmaster.ru также используется именно это значение.

      Однако существует и альтернативное понимание определения “пересечение проезжих частей”. Оно будет рассмотрено в конце данной статьи.

      Пешеходы и переход дороги

      В соответствии с определением (пункт 1.2 ПДД), пешеходный переход — это участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу. Он обозначается знаками 5.19.1 и 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2, именуемой в народе «зебра».

      С 29 ноября 2014 года под определение «Пешеходный переход» еще попал обозначенный этими знаками участок трамвайных путей.

      Места на дороге, в которых Правила разрешают движение пешеходам через проезжую часть, подробно рассмотрены в статье Уступить дорогу пешеходу.

      Если кратко: пункт 4.3 ПДД обязывает пешеходов переходить дорогу по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин (об этом — в статье Переход перекрестка без пешеходного перехода).

      В случае, если необходимо перейти дорогу, но поблизости нет обозначенного перехода, а также если в зоне видимости нет перекрестка, пункт 4.3 ПДД разрешает пересечь проезжую часть по самому короткому пути (под прямым углом к ее краю).

      Но при этом должны выполняться следующие условия:

      А) на дороге не должно быть разделительной полосы и ограждений;

      Б) в месте перехода дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны и для пешеходов, и для автомобилистов.

      Выполнение этих условий необходимо в целях безопасности для всех участников движения, как переходящих через дорогу, так и едущих по ней.

      Реальность такова, что пешеходы не всегда осознают, где и как можно переходить проезжую часть. Либо осознают, но требования ПДД не соблюдают.

      Среди пешеходов немало и таких, кто вообще ни разу не открывал ПДД. Многие из них понятия не имеют, что для полной остановки в разных погодных условиях автомобилю требуется разное время.

      Вам, в свою очередь, как водителю, необходимо понимать, что пешеход может появиться на дороге в любом месте!

      Далее, прежде чем приступить к теме проезда пешеходных переходов на перекрестках, кратко коснемся того, какие маневры запрещено делать водителям на пешеходных переходах.

      Зачем определять границу перекрестка?

      Вопрос возник из пожалуй единственной ситуации, когда необходимо определить факт въезда на перекресток, если водитель на регулируемом перекрестке проезжает стоп-линию на разрешающий сигнал светофора, а ко времени подъезда к воображаемой границе перекрестка уже включается запрещающий сигнал светофора. Казалось бы патовая ситуация. И на перекресток не выехал, и красный горит, и стоп-линию проехал.

      Что делать водителю синего автомобиля при проезде стоп-линии и включении запрещающего сигнала светофораЧто делать водителю красного автомобиля при проезде стоп-линии и включении запрещающего сигнала светофора?

      Сразу отметим, что в примере не затор и выезжать на перекресток для поворота не запрещено. С 28 апреля 2018 года это уже будет прямо прописано в Правилах дорожного движения. Также это не единственный случай возникновения подобной ситуации.

      Что считать перекрестком, а также его разновидности

      Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями

      Обращу внимание на то, что выезжая из двора или прилегающей территории, даже если знак «уступите дорогу» отсутствует, Вам все же придется это сделать.

      Все перекрестки можно разделить на 2 группы:

      • Регулируемые (очередность проезда определяет работающий в трехцветном режиме светофор, регулировщик);
      • Нерегулируемые, их легко определить по наличию знаков приоритета, неработающему (или работающему в режиме «желтой мигалки») светофору, а также по отсутствию любых средств регулирования (без каких-либо знаков).

      Также существует деление по визуальному признаку:

      • Х‑образные;
      • Т- образные (также Y – образные и с различным углом пересечения);
      • С круговым движением

      Правила проезда перекрестков доступным языком, с картинками и пояснениями

      Может ли прилегающая территория быть дорогой?

      Точнее может ли дорога пролегать через прилегающую территорию, которая прилегает к дороге? Когда мы въезжаем во двор, мы едем по дороге, находящейся на прилегающей территории, или мы едем непосредственно по прилегающей территории, которая имеет асфальт, но дорогой не является?

      В правилах имеются противопоставления дороги и прилегающей территории, которые заставляют нас думать, что прилегающая территория это что-то совершенно отдельное от дороги. Например: “8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории. ” Это можно понимать так, что до выезда с прилегающей территории водитель двигался не по дороге. Ведь чисто логически нельзя выехать на дорогу, будучи уже и так на дороге!

      Однако, в пользу того, что двигаясь по прилегающей территории, мы всё же едем по дороге говорит тот факт, что на прилегающих территориях (во дворах) есть тротуары (это очевидно), а тротуар, согласно определению в ПДД, является элементом дороги. Не может же быть так, чтобы элементы дороги во дворе были, а самой дороги не было! Да и определение дороги в ПДД не содержит никаких оговорок на счет прилегающих территорий. То есть прилегающую территорию можно считать некоей вложенной ограниченной инфраструктурой, на которой теоретически могут быть свои перекрестки, в том числе с круговым движением, односторонние дороги (последние часто встречаются на парковках некоторых магазинов, но бывает, что “односторонку” делают и в жилых дворах).

      Границы

      В п. 1.2. Закона указано, что границы – это воображаемые линии, которые соединяют наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей.

      Разберем на простом примере, как определить границы (пример приведен в отношении четырехстороннего перекрестка, для остальных видов процесс определения имеет схожий принцип):

      • сначала определяем, где центр. Для этого проводим линии по центру каждой из дорог, соединяющихся на перекрестке. Точка соприкосновения этих линий и будет центром;

      Перекресток

      • далее устанавливаем, где начинаются закругления проезжих частей. Точки на представленном рисунке показывают, что на четырехстороннем перекрестке их будет 8;
      • затем все эти точки необходимо соединить. Также линии можно провести и к уже ранее определенному центру. Зона, которая окажется внутри получившегося многоугольника, и будет перекрестком, а грани многоугольника – его границами. Соответственно, все то, что за пределами “красной” зоны, уже не перекресток.

      Красная зона перекрестка

      Где проходят границы перекрестка?

      Что касается границ перекрестка, то мало кто из водителей задумывается над тем, где находятся воображаемые линии, соединяющие противоположные начала закруглений проезжий частей. На самом деле здесь нет ничего сложного. Просто посмотрите на следующий рисунок:

      Перекресток с разделительной полосой

      На рисунке перекресток закрашен желтым цветом, а его границы выделены синим.

      Примечание. Проблемы с определением границ перекрестка могут возникнуть лишь в тех случаях, когда перекресток не квадратный, а имеет нестандартную форму.

      Однако принцип определения границ всегда одинаковый. Необходимо воображаемыми линиями соединить начала закруглений проезжих частей.

      Водитель должен уметь определять границы перекрестка, т.к. ПДД на перекрестке и вне его различаются. То есть нужно понимать, какое правило применить в том или ином месте.

      Виды перекрёстков

      Пересечения дорог могут быть таких конфигураций:

      • Т-образные;
      • Y-образные;
      • Х-образные;
      • круговые.

      Т-образные примыкания, несмотря на свою простоту, имеют свои подвохи, так как в них с одной стороны нет закруглений. Это мешает в полной мере определить границы перекрёстка.

      Y-образные пересечения путей могут сходиться под разными углами — от острого до тупого, поэтому главенство его проезда определяется в каждом случае индивидуально.

      Х-образные являются пересечением четырёх путей. В идеале — это две перпендикулярные дороги, но угол схождения проезжих частей может быть самым разным.

      Круговые перекрёстки самые сложные, так как количество примыкающих к кругу дорог может быть различным. Этот вид пересечения подробнее рассмотрен ниже.

      Знак 1.35:

      Правила проезда регулируемых перекрестков

      Важно! Поворот налево является одним из самых трудных и опасных, потому требует особой концентрации и соблюдения ряда правил.

      После включения зеленого сигнала светофора, поворачивая налево, важно всегда уступать дорогу встречному транспорту, который двигается либо прямо, либо направо.

      Уступать нужно, выезжая на центр пересечения дорог. Так, будет возможность проехать его даже при «нескончаемом» потоке машин. Рано или поздно появление запрещающего сигнала светофора остановит поток встречных водителей и позволит завершить вам маневр. Несмотря на разрешающий сигнал светофора в иных направлениях, водители будут обязаны предоставить преимущество не завершившему маневр транспортному средству.

      Обратите внимание! Двигаться задним ходом на перекрестке запрещено.

      Разъезд в ситуации, как на рисунке выше, зависит от величины перекрестка. На большом перекрестке вероятность коснуться правыми бортами не велика, поэтому проблемы пересечься не возникает. На маленьком перекрестке необходимо следить за левым бортом автомобиля.

      Довольно редко, но встречаются ситуации, когда после разрешающего сигнала светофора и проезда перекрестка следует второй светофор, как показано на рисунке ниже.

      Остановиться на красный сигнал второго светофора необходимо в 2 случаях:

      1. Когда перед светофором установлена стоп-линия.
      2. Когда перед светофором установлена табличка «стоп».

      Перекресток может содержать как оба условия по отдельности, так и вместе, поскольку означают одно и то же и располагаются на 1 уровне. В таком случае даже отсутствие приближающихся автомобилей не дает права двигаться, нужно ждать зеленого света светофора.

      Что запрещено на пешеходном переходе

      На пешеходных переходах запрещается:

      • обгон (с 29 ноября 2014г. обгон запрещен вне зависимости от наличия пешеходов на переходе) – пункт 11.4;
      • остановка и стоянка на самом пешеходном переходе и ближе 5м перед ним – пункты 12.4 и 12.5;
      • разворот – пункт 8.11;
      • движение задним ходом – пункт 8.12;

      Теперь рассмотрим, как ПДД предписывают водителям проезжать пешеходные переходы на перекрестках.

      Термин перекресток

      Пойдем от противного. Будем строго придерживаться каждого слова и оборота.

      место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне

      Все понятно, транспртные средтства как минимум с двух дорог имеют пересечение траекторий движения.

      Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

      Тоже ясно. Не считаются, так не считаются.

      ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей.

      А вот тут уже начинается интересное. Водитель же должен понять перекресток перед ним или нет. В первую очередь водитель включает воображение. Далее ищет закругления проезжих частей. На простом пересечении их будет восемь, с разделительной полосой уже 12.

      Итак, у нас 12 точек, их нужно соединить, но не все. Водителю же не понятно перекресток это или нет, пока он строго не выполнит все условия определения.

      Строим воображаемые линии. Для этого нужно из 12 начал закруглении выбрать наиболее удаленные от центра перекрестка… Стоп… Водитель же строго следуя условиям термина определяет перекресток перед ним или нет и должен знать центр этого же перекрестка, который он пытается определить. И все это в процессе движения.

      Уже после этого можно сказать, что границы перекрестка условны и не имеют четких условий их определения.

      Что для водителя имеет значение на перекрестке? Это знать место, в котором применяются правила проезда перекрестков. Определять все границы перекрестка Правила дорожного движения нигде не требуют.

      Как отличить выезд с прилегающей территории от Т-образного перекрестка?

      Иногда это создаёт реальную проблему, если едешь по какой-то дороге в первый раз. Ведь никакого специального обозначения у перекрестков может не быть. Есть примыкание равнозначных дорог, перед которым не устанавливаются никакие знаки приоритета, а есть выезды с прилегающих территорий, перед которыми по СНИПам можно ставить знак “уступи дорогу”. То есть при наличии знака “уступи дорогу” это может быть выезд с прилегающей территории и тем, кто оттуда выезжает уступать не надо, а при отсутствии знака “уступи дорогу” это может быть равнозначный перекресток, и тогда выезжающим оттуда уступать может быть надо по правилу “помехи справа”. Да и не видно в общем случае тому, кто едет по главной дороге, есть там знак уступи дорогу или нет.

      Ширина выезда тоже не может быть показателем. Бывают реально такие выезды с прилегающих территорий, на которых 4 ряда машин поместятся, а есть дороги, на которых с трудом две машины разъезжаются.

      Отличать Т-образный перекресток от выезда с прилегающей территории необходимо не только для того, чтобы правильно определять кто кому должен уступить, но и чтобы определять границы действия знаков, действие которых заканчивается на перекрестке (ограничение скорости, запрет остановки и т.п.).

      Какие виды перекрестков бывают?

      Перекрестки можно классифицировать по различным признакам. В пункте 13.3 правил дорожного движения перекрестки делятся на регулируемые и нерегулируемые:

      13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

      При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

      Регулируемым является перекресток, на котором работают светофоры или регулировщик. Все остальные перекрестки – нерегулируемые.

      Кроме того, нерегулируемые перекрестки делятся на перекрестки с главной дорогой и равнозначные перекрестки.

      Виды перекрестков
      Регулируемые Нерегулируемые
      С регулировщиком Со светофором Неравнозначные Равнозначные

      В отдельную группу можно выделить перекрестки с круговым движением, правила дорожного движения для которых описаны в серии статей “Правила проезда перекрестков с круговым движением”.

      Если у Вас есть какие-то вопросы, связанные с понятием “перекресток” или с видами перекрестков, то напишите их в комментариях к данной статье.

      Ну а в следующей статье серии речь пойдет про выбор правильной полосы движения перед перекрестком.

      Какие бывают виды

      В основном, перекрестки принято делить на 4 разновидности:

      Четырехсторонние Наиболее распространенная разновидность. Обычно при такой конфигурации две дороги соединяются между собой под углом 90 градусов. На таких участках чаще всего случаются ДТП. При приближении к такой зоне водителю следует быть наиболее внимательным
      Т-образные При Т-образной конфигурации одна дорога примыкает к другой под углом в 90 градусов, при этом главной дорогой обычно является та, что идет прямо (но не всегда)
      У-образные Внешне как бы напоминают букву “У” – то есть примыкающая дорога идет не под углом в 90 градусов, как в предыдущем случае, а под более острым
      Круговые Круговые представляют собой транспортную развязку с несколькими выездами, движение по которой осуществляется по кругу против часовой стрелки

      Виды пререкрестков

      • регулируемые;
      • нерегулируемые.

      Первую разновидность отличить от второй можно просто – если на перекрестке установлен светофор, либо же стоит регулировщик, подающий сигналы, перекресток признается регулируемым. В остальных же случаях – нерегулируемым.

      Разметка 1.26:

      Если автомобилист не закончил проезд перекрёстка до появления запрещающего сигнала, он имеет право и должен закончить свой манёвр.

      Исключение в этом правиле — стоп-линия с соответствующим знаком:

      Правила разворота

      При необходимости развернуться или сменить направление налево, водитель после разрешающей движение команды пропускает встречный транспорт, едущий прямо или направо, а затем проводит свой манёвр. То же правило действует и при наличии в комплектации светофора секции «стрелка». Сначала нужно пропустить машины, движущиеся в другом направлении.
      Если при совершении манёвра дороги двух машин пересекаются, первоочерёдность проезда принадлежит автомобилю, проезжающему справа.

      Важно! На многополосном полотне равнозначного пересечения, прежде чем развернуться, автомобилист перестраивается в полосу, подходящую направлению его проезда.

      Обгон

      Перед выполнением манёвра нужно убедиться в отсутствии помех для других участников дорожного движения.
      Обгонять другие транспортные средства на однополосных пересечениях дорог, как нерегулируемых, так и при наличии светофора, запрещено. Можно проехать лишь по главной дороге, двигаясь прямо.

      Совершая манёвр, помните: пересекать сплошную или двойную сплошную белую линию на дорожном полотне запрещено. Действие также запрещено на участке «зебры».

      Запрещается опережать машину, идущую впереди и при этом намеревающуюся повернуть налево или также обогнать транспорт впереди. Нельзя проводить манёвр, если о подобном шаге сигнализирует водитель позади вас.

      Рекомендуем для прочтения:

      • Обгон на перекрёстке: можно или нет
      • Правила проезда перекрестков: кто должен проехать первым?
      • Что такое перекресток, виды перекрестков
      • Что такое пересечение проезжих частей на перекрёстке

      Остановка

      Останавливаться на участке трёхстороннего пересечения можно в месте, противоположном боковому проезду, при наличии разметки «разделительная полоса» или «сплошная». В других случаях остановку нельзя совершать ни на участке перекрёстка, ни на 5-метровом отрезке до самого пересечения. Наглядный пример на изображении:

      Пробуем определить границы по термину

      Далее на примерах строго следуя термину «Перекресток» попробуем четко определить место пересечения дорог.

      Самый распространенный пример отклонения от термина «Перекресток» это границы примыкания дороги, образующие Т-образный перекресток, где всего 4 закругления проезжей части.

      Т-образный перекрестокТ-образный перекресток

      Разветвление дорог где закругление может быть огромного радиуса.

      Перекресток - разветвление дорогПерекресток — разветвление дорог

      Заметьте, слева за разделительной полосой по определению все этот же один перекресток. Кто то сможет определить его границы по закруглениям?

      Примыкание дорог под острым углом, где вообще может не быть закруглений.

      Перекресток - примыкание дорогПерекресток — примыкание дорог

      А снег может повлиять на границы перекрестка?

      Заснеженный перекрестокЗаснеженный перекресток

      У нас не получилось построить границы перекрестка строго по термину на примерах выше. Если у кого то получилось, пожалуйста напишите в комментарии. Это еще одно подтверждение, что определение границ перекрестка носит условный характер и для движения эти границы не нужны.

      Проезд на светофоре с дополнительной секцией

      Если на перекрестке установлен светофор с дополнительной секцией, и основной красный сигнал сочетается с разрешающим сигналом дополнительной секции, важно помнить о возможном движении на основной сигнал светофора других водителей. При появлении водителей, двигающихся по перпендикулярной дороге прямо, к примеру, важно их пропустить, поскольку они руководствуются основным сигналом светофора.

      Если же разрешающий свет горит как в основной, так и в дополнительной секции, двигаться можно, не уступая дороги.

      Для удобства водителей дополнительные секции современных светофоров снабжают светящимся красным ободком, который загорается в момент отключения работы секции.

      Что считается сквозным движением через прилегающую территорию?

      Допустим, я свернул на заправку на прилегающей территории, увидел, что она не работает, или что там большая очередь, или мне не понравилась цена, и не снижая скорости выехал с этой прилегающей территории в другой выезд. Согласно определению из ПДД, прилегающая территория не предназначена для сквозного движения, а по факту я проехал её насквозь. И чаще всего с АЗС нельзя выехать тем же путём, которым въехал, то есть по факту сквозное движение там предусмотрено изначально. Так что же, АЗС не является прилегающей территорией, т.к. не соответствует определению? Тогда чем она является?

      Кстати, в правилах запрета на сквозное движение через прилегающую территорию не содержится. Запрет есть только на сквозное движение в жилых зонах, а АЗС жилой зоной не является. Ну, окей! Тогда я заехал в жилой двор, увидел, что в окнах моего друга, к которому я приехал, выключен свет, следовательно он либо спит, либо его нет дома, и передумав к нему заходить, я не снижая скорости выехал из двора с другого конца. Я нарушил? Может ли меня гаишник за это оштрафовать? Что я должен был сделать в этой ситуации, чтобы не нарушить ПДД? Остановиться и заглушить двигатель? Или просто постоять? Сколько минут минимум? Каким образом гаишник будет доказывать, что я совершал именно сквозное движение, а не, к примеру, заблудился, ошибся двором и выехал в ближайший выезд?

      Стремление ограничить массовое движение автомобилей через дворы, желающих объехать пробку, лично мне понятно, но законодательная норма в этой связи кажется мне слишком примитивной и по факту не работающей.

      Нерегулируемый перекрёсток

      Порядок проезда на нерегулируемом трёхстороннем пересечении следующий:

      Т-образные перекрёстки, особенно нерегулируемые, считаются сложными участками, поэтому важно разобраться в них, чтобы не попасть в дорожно-транспортное происшествие.

      Проезд нерегулируемого перекрестка

      Важно отличать перекрестки равнозначные от неравнозначных.

      Равнозначные перекрестки имеют одинаковое дорожное покрытие и не обозначены знаками приоритета. Неравнозначные всегда имеют главную и второстепенную дорогу. Преимущество в движении остается за водителем, двигающимся по главной дороге. А когда 2 автомобиля находятся в равных условиях (оба двигаются по приоритетной дороге) действует правило помехи справа:

      «Уступи дорогу помехе, приближающейся с правой стороны».

      Если на равнозначном перекрестке встречаются автомобили со всех направлений, проехать его можно только по взаимной договоренности. В реалиях жизни проезжает первым самый смелый. Если же каждый водитель желает уступить дорогу, то отправной точкой становится тот автомобиль, который включил аварийную сигнализацию. Таким образом он становится главной помехой справа и разрешает проезд по общему правилу.

      В случае пересечения дорог с неодинаковой дорожной поверхностью, дорога с худшим покрытием будет считаться второстепенной. Например, асфальтобетонное покрытие имеет приоритет над грунтовой дорогой.

      Обратите внимание! Несколько метров асфальтного покрытия при подъезде к перекрестку не делают грунтовую дорогу основной по отношению к асфальту.

      Если же погодные условия (когда все замело снегом) не позволяют определить вид покрытия, необходимо считать, что дорога второстепенная и двигаться с повышенной осторожностью.

      Тонкости кругового движения на перекрёстке

      Круговое движение имеет некоторые нюансы:

      • не нужно включать сигнал поворота — так как сначала нужно пропустить тех, кто уже едет по кругу, а потом — имеется преимущество при съезде;
      • сигнал поворота включается только при перестроении между рядами;
      • при правостороннем движении круг проезжается против часовой стрелки, а вот при левостороннем — наоборот, по ней;
      • знак «Круговое движение» является лишь указывающим на направление и не даёт никакого приоритета;
      • при наличии перехода в таких зонах водитель обязан пропустить всех пешеходов.

      Проезд перекрёстка является очень важной составляющей дорожного движения. Внимательность и чёткое соблюдение всех правил избавит автолюбителя от неприятностей и проблем — как финансовых, так и медицинских.

      Правила для перекрестка

      • Пешеходы должны переходить дорогу на перекрестке по линии тротуаров или обочин (4.3).
      • Запрещено движение задним ходом (8.12).
      • Нужно выехать с перекрестка, независимо от сигнала светофора (13.7).
      • Уступить дорогу участникам дорожного движения при включении разрешающего сигнала светофора (13.8).
      • Знаки 5.15.1, 5.15.2 действуют на весь перекресток.

      Знак 5.15.1 Направления движения по полосамЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосе

      Стоп-линия — линия въезда на перекресток

      Чего нельзя сказать о средствах организации движения на пересечении дорог. В частности это светофоры и стоп-линия. И именно после пересечения стоп-линии транспортное средство оказывается в зоне регулирования пересечения транспортных потоков, после пересечения стоп-линии транспортное средство оказывается на перекрестке и после пересечения стоп-линии у светофора, регулирующего движение через перекресток, водитель должен применять правила проезда перекрестков.

      Это относится непосредственно к задаче, поставленной в самом начале материала.

      На примерах выше мы определили, что воображаемые линии от начал закруглений проезжий части не определяют границы перекрестка, в некоторых случаях их просто невозможно построить. Нет закругления нет перекрестка?

      Согласитесь, когда вы подъезжаете к пересечению дорог редко возникает вопрос перекресток это или нет, и если да, то где его границы? В Правилах дорожного движения термин «перекресток» используется для регулирования правил движения на пересечении дорог, а не как инструкция для определения четких границ пересечения.

      В Конвенции о дорожном движении, определение перекрестка более общее.

      «Перекресток» в конвенции о дорожном движении
      термин «перекресток» означает любое пересечение на одном уровне, соединение или разветвление дорог, включая территорию, образуемую такими пересечениями, соединениями или разветвлениями;

      И никаких закруглений. Въезд, выезд и движение через перекресток регулируется специальной главой Правил дорожного движения. Никаких линий для определения границ водителю воображать не нужно. Закругления проезжей части — это лишь условное обозначение зоны пересечения транспортных потоков с разных дорог.

      Почему ДТП может произойти только на дороге?

      В определении термина “ДТП” сказано, что это “событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб”. Лично мне видится совершенно неясным и бессмысленным уточнение, что это событие должно произойти именно на дороге.

      Отсюда логически сразу вытекает, что если я, к примеру, столкнулся с другим автомобилем на газоне или сбил там человека, то это уже не ДТП, т.к. газон не является элементом дороги (в отличии, например, от тротуара). Газон вообще с точки зрения ПДД сущность крайне неопределенная и четкого определения этого понятия я пока не встречал. К тому же в ПДД нет запрета на движение и стоянку на газонах (это правда обычно есть в КоАПах местного значения).

      А если в поле или в лесу (в месте не приспособленном для движения транспортных средств) произошло столкновение двух внедорожников? А если на автомобиле въехать в витрину магазина (магазин ведь не дорога?), то это тоже не ДТП? А если на перекрестке на какой-нибудь закрытой заводской территории? А если в автосервисе или на мойке? А если так сильно разогнался на дороге, что на вершине подъема произошел отрыв всех 4-х колес от дороги (т.е. машина по факту не ехала по дороге, а летела над ней) и сбил человека на пешеходном мосту? Или врезался в низко пролетающий вертолёт? Интересно как будет классифицироваться данное событие и какие службы нужно вызывать для его оформления? Главное чтоб КАСКО и ОСАГО сработали.

      Правила остановки

      Правила остановки на перекрестках зависят от их вида – нерегулируемые или регулируемые.

      На регулируемых

      Какие правила остановки обязан соблюдать водитель, приближающийся к регулируемому перекрестку (если горит красный свет):

      • осуществить остановку перед линией “Стоп” (если таковая есть и обозначена специальным знаком 6.16.) (п. 6.13. Закона);
      • если линии нет, то нужно остановиться:
        • на перекрестке – прямо перед пересекаемой автодорогой;
        • на ж/д переезде – не ближе 5 метров от шлагбаума или не ближе 10 метров от 1-го рельса (если отсутствует стоп-линия и указатель 2.5.);
        • в иных местах – перед светофором или регулировщиком.

        На нерегулируемых

        Если водитель приближается к перекрестку с главной дорогой, перед пересечением может быть поставлен либо знак 2.4., либо 2.5.

        • остановиться перед линией;
        • если таковая отсутствует – перед краем пересекаемой автодороги.

        Исключение – установка знака 2.5. перед ж/д переездом или карантинным постом. В таком случае, при отсутствии стоп-линии, необходимо остановиться не у края проезжей части, а непосредственно перед знаком.

        Итак, порядок проезда перекрестков зависит от их вида. На регулируемых водитель в любом случае должен начинать маневр только после разрешающего сигнала светофора или регулировщика.

        На нерегулируемых перекрестках правила проезда зависят от равнозначности или неравнозначности дорог.

        Правила и для перекрестка, и для пересечения проезжих частей:

        • Запрещается въезжать, если образовался затор.
        • При запрещающем сигнале светофора нужно остановиться на перекрестке перед пересекаемой проезжей частью.

        Штрафы

        Вам никогда не вменят проезд на запрещающий сигнал светофора при пересечении стоп-линии на разрешающий сигнал.

        Вам легко и обоснованно могут вменить нарушение требования остановиться перед стоп-линией при запрещающем сигнале светофора. Обратите внимание штраф не за проезд стоп-линии на запрещающий сигнал, а за остановку.

        Часть 2 статьи 12.12 КоАП РФ
        2. Невыполнение требования Правил дорожного движения об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика —
        влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

        Правила требуют, чтобы при запрещающем сигнале транспортное средство остановилось перед стоп-линией. Это означает, что за стоп-линией на запрещающий сигнал этого светофора останавливаться запрещено и это основание для штрафа.

        Считаете, что если прямо не запрещено, то разрешено? Тогда эта ссылка для Вас.

        Остановка за стоп-линией это нарушение требований пункта 13.7 Правил

        Пeyrn 13.7 ПДД
        13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка.

        Пересекли стоп-линию — въехали на перекресток. Никаких других линий воображать не требуется.

        Проезд на перекрестке с трамвайными рельсами

        Общее правило проезда нерегулируемого неравнозначного пересечения дорог распространяется на все виды транспорта, в том числе и на трамвай. Вместе с тем, если перекресток регулируется светофором, то важно знать, что при одновременном движении с трамваем на разрешающий сигнал светофора преимущество при проезде находится у трамвая, как и в случае проезда неравнозначного перекрестка.

        Как разъезжаться с трамваем

        А вот тут-то как раз все очень просто. Снаряженная масса трамвая находится в диапазоне 20–40 тонн, это не учитывая массы пассажиров, которая в час пик может добавить еще 3–4 тонны. Снаряженная масса среднестатистического автомобиля находиться в диапазоне 1–1,7 тонны. Внимание вопрос: кто имеет преимущество?

        Это всё конечно шутка, но суть вы поняли, и правило проезда перекрестков, где присутствуют трамвайные пути, выглядит так:

        Если безрельсовое транспортное средство находиться с трамваем в равных условиях (оба едут по главной/второстепенной дороге или на зеленый сигнал или на разрешающий жест регулировщика), то трамвай всегда имеет преимущество.

        Где заканчивается выделенная полоса МТС?

        Знак 5.14 (полоса для МТС) не имеет знака окончания действия и зона его действия не определена в правилах. Нет даже упоминания о том, что зона действия этого знака заканчивается на ближайшем перекрестке или хотя бы в конце населённого пункта. Это кажется логичным, что зона действия должна заканчиваться на ближайшем перекрестке, но про это ничего не написано, следовательно юридически считать мы так не имеем права. Получается, 5.14 — это такой вирусный знак, один раз поставил, и он “заражает” своим действием всё, что находится на его пути до тех пор, пока дорога не кончится.

        Непонятно как поворачивать направо, если поворот направо разрешен, но справа полоса МТС. В отсутствие разметки действие полосы МТС не прекращается, следовательно выезжать на неё даже для поворота направо запрещено. В то же время поворачивать направо из второго ряда тоже запрещено. Как же быть?

        Но даже если разметка есть и перед перекрестком она пунктирная, что дает право в этом случае выезжать на полосу МТС? Пунктирная разметка не отменяет действие знака 5.14, а в случае противоречия знаков и разметки, приоритет остается за знаком.

        Видео: Проезд перекрёстков с круговым движением 2020

        • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
        • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

        Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

        1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
        2. Позвоните на горячую линию:
          • 8 (800) 700 95 53

        ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

        Заключение

        Если, кто то сочтет, что стоп-линия, как линия въезда на перекресток подогнано и высосано из пальца, то вспомните, как такую же границу Вы подгоняете на Т-образных перекрестках, мягко игнорируя условия термина своими логическими размышлениями или просто игнорируете определение границ, когда это неудобно.

        О логике. Остановка за стоп-линией не предусмотрена Правилами, не предусмотрена организацией движения. Не должны правила загонять водителя в подобную ловушку «После стоп-линии, но не на перекрестке». Стоп-линия до начала закруглений прямо указана в примерах организации движения по ГОСТ. Зачастую остановка за стоп-линией создаст помехи для пешеходов.

        Воображаемую линию достаточно сложно воспринимать в качестве аргумента. Глядя сверху или на схему еще как то можно по воображать и порисовать, но с места водителя соединять десяток точек воображаемыми линиями и каким-либо образом применять такие линии в движении, имея регламентированный порядок движения в таком месте, как минимум не логично.

        ЗакругленияЗакругления

        На этом примере кто нибудь будет задумываться о закруглениях и воображать линии? Воображать границу въезда на перекресток? Наверное нет. После пересечения стоп-линии на разрешающий сигнал Вы поедете на выезд с перекрестка в нужном направлении.

        Закругления проезжей части не имеют никакого значения для организации движения и для проезда через перекресток. Определяющим является чтобы перед сменой цикла светофора перекресток был свободен для других направлении и все транспортные средства находились за стоп-линией.

        Проезд перекрестка с кольцевым движением

        Следует знать! Для проезда перекрестка с круговым движением необходимо уступить дорогу проезжающим по нему водителям. Принцип помехи справа здесь не работает. Преимущество у лиц, двигающихся по кольцу.

        Поскольку движение в РФ правостороннее, то въезд на такой перекресток должен сопровождаться правым сигналом поворота, если только кольцо не соприкасается с дорогой по касательной линии. В таком случае правый поворот нужно включать, если требуется свернуть направо, а не на круговое движение.

        В случае наличия на кольце нескольких полос движения въезжать на него разрешено с любого ряда. Однако движения автомобиля должны быть логичными для остальных участников. Так, занимать крайнюю правую полосу стоит при движении направо, а левую – для проезда налево.

        Как должен осуществляться поворот в несколько рядов?

        Перед перекрестком установлены знаки 5.15.1 или 5.15.2, разрешающие поворот направо для 2-х рядов. Каким правилом (кроме здравого смысла, который законом не является) регламентируется обязанность водителей соблюдать рядность во время прохождения поворота?

        В соответствии с пунктом 8.6 при повороте направо ТС должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. Никаких оговорок не сделано, следовательно, это правило распространяется и на случай, когда поворот осуществляется одновременно в несколько рядов. Можно ли из левого ряда, с которого знаком разрешен поворот направо, повернуть направо в правый ряд? Допустим, что разметка 1.7, указывающая разрешенные на перекрестке направления движения, отсутствует и физическая возможность для этого есть.

        Если поворот направо разрешен для двух правых рядов, должен ли водитель, поворачивающий из второго ряда, поворачивать не во второй, а сразу в третий ряд, если правый ряд дороги, на которую он поворачивает, выделен для полосы МТС знаком 5.14?

        Допустим, при повороте направо в 2 ряда действует “помеха справа”, но как быть тогда с поворотом в 2 ряда налево? Например, при повороте налево водитель может поворачивать в любой ряд какой ему нравится. Может ли водитель, поворачивающий в соответствии со знаками налево из правого ряда, повернуть в левый ряд? Будет ли водитель, поворачивающий так же в соответствии со знаками налево из левого ряда в левый ряд, виноват в случае ДТП из-за того, что не уступил помехе справа?

        Сколько пересечений проезжих частей имеет этот перекресток?

        Ну а чтобы закрепить полученные знания, предлагаю Вам самостоятельно решить пару вопросов из экзаменационных билетов:

        Сколько пересечений проезжих частей имеет этот перекресток?

        Билет 23, вопрос 1 (комплекты ABM и CD).

        • Одно.
        • Два.
        • Четыре.

        Комментарий:

        Ситуация регламентирована пунктом 1.2 ПДД:

        “Проезжая часть” – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

        “Разделительная полоса” – элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

        На дороге справа есть разделительная полоса, разделяющая дорогу на 2 проезжие части. На перекрестке образуется 2 пересечения проезжих частей.

        Сколько пересечений проезжих частей имеет этот перекресток?

        Билет 38, вопрос 1 (комплекты ABM и CD).

        • Одно.
        • Два.
        • Четыре.

        Комментарий:

        Ситуация регламентирована пунктом 1.2 ПДД:

        “Разделительная полоса” – элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

        На одной из дорог есть разделительная полоса. Поэтому дорога имеет две проезжие части. Соответственно, на перекрестке образуются два пересечения проезжих частей.

        Если Вы хотите повторить и другие правила дорожного движения, то рекомендую Вам самостоятельно прорешать экзаменационные вопросы:

        Лирическое отступление

        Не могу не затронуть тему подготовки водителей во многих автошколах, которая сводиться в натаскивании на сдачу теоретического экзамена, то есть экзаменационного билета из 20 вопросов, на которые отводиться 20 минут времени. Усреднено получается 1 минута на вопрос. В билете обязательно есть 3 вопроса на тему «проезд перекрестков» — это 13, 14 и 15 вопросы каждого билета, в которых моделируется ситуация проезда того или иного пересечения. То, есть на решение импровизированной дорожной задачи – 1 минута, в реальных дорожных условиях, задачу по определению очередности проезда необходимо решить за 1–2 секунды, а в некоторых ситуациях и за доли секунды. Я лично такую подготовку считаю неверной: в первую очередь доскональное изучение ПДД, а только потом решение задач.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий