Замена рулевых тяг ВАЗ 2106 своими руками

Такая операция, как замена рулевых тяг ВАЗ 2106, производится на основании диагностики технического состояния передней подвески автомобиля. Узел является ответственным с точки зрения безопасности водителя и пассажиров, поэтому в случае его неисправности или износа колебаться не следует — нужно ставить новые детали.zamena_rulevyh_tyag_vaz_2106_1-e1426505072151.jpg

Вернуться к оглавлению

Как обнаружить неисправность

Проверить исправность рулевых тяг можно самостоятельно, для этого потребуется только смотровая канава либо эстакада. Делать такую проверку на автомобиле ВАЗ 2106 желательно каждые 5 тысяч км или после каждой длительной поездки по плохим дорогам. Такой короткий интервал обусловлен качеством изготовления рассматриваемых деталей, в среднем они служат 15-20 тысяч км.

Чтобы осуществить диагностику, нужно поставить машину над канавой или заехать на эстакаду и зафиксировать транспортное средство ручным тормозом. Взявшись одной рукой за стержень тяги около наконечника, надо резким движением надавить его вверх, а потом вниз. Исправный наконечник либо вовсе не имеет люфта, либо он составляет пару миллиметров, рукой это ощущается.

Если люфт больше, а при этом стержень тяги легко крутится в обоих шаровых пальцах, то замена наконечников ВАЗ 2106 неизбежна. Таким способом надо проверить все 6 пальцев, и при их ярко выраженном износе лучше произвести замену всей рулевой трапеции, которая состоит из 3 тяг.

Случается, что в соединениях люфт отсутствует, но защитные пыльники порвались или потрескались. Если их не поменять, то постоянно набивающиеся в шарнир пыль и грязь сделают свое дело: узел быстро выйдет из строя. Изношенные пыльники подлежат обязательной замене. Для выполнения работы потребуется минимум инструментов:

  • набор накидных или рожковых ключей;
  • монтажная лопатка;
  • съемник для выпрессовки шаровых пальцев из посадочных мест.

Съемник представляет собой металлический стакан с прорезью, для того чтобы его можно было надеть на сошку рулевого механизма или маятника. Такой есть почти в каждом гараже, где стоит ВАЗ 2106 или другая модель «классики» Жигулей.

Вернуться к оглавлению

Инструкция по выполнению замены

Замена рулевой трапеции производится на смотровой яме или эстакаде. Порядок разборки следующий.

  1. Ослабить и открутить гайку крепления шарового пальца. На некоторых машинах еще можно встретить рулевые тяги с зашплинтованными гайками. В таком случае придется предварительно извлечь шплинты, согнув их усики пассатижами.
  2. Со стороны округлого конца рулевой сошки вставить съемник таким образом, чтобы его опорная площадка оказалась под рычагом сошки.
  3. Вращая ключом болт вверху съемника, выпрессовать его из гнезда.
  4. Операцию повторить на всех остальных наконечниках.

Иногда при откручивании гайки, в силу загрязненности резьбы шаровой, палец начинает вращаться вместе с гайкой, провернувшись в посадочном месте. Тогда, чтобы открутить гайку, надо заблокировать его монтажной лопаткой. Небольшая особенность: левая и правая крайние тяги ВАЗ 2106 отличаются друг от друга, поэтому после снятия их лучше пометить.

kraynie_tyagi_VAZ_2106_1-e1426505316349.jpg

Элементы рулевого управления: 1 — боковая тяга; 2 — сошка; 3 — средняя тяга; 4 — маятниковый рычаг; 5 — регулировочная муфта; 6 — нижний шаровой шарнир передней подвески; 7 — правый поворотный кулак; 8 — верхний шаровой шарнир передней подвески; 9 — правый рычаг поворотного кулака; 10 — кронштейн маятникового рычага; 11 — правый лонжерон кузова; 12 — пробка маслоналивного отверстия; 13 — картер рулевого механизма; 14 — вал рулевого управления; 15 — облицовочный кожух вала рулевого управления; 16 — рулевое колесо; 17 — труба верхней опоры вала рулевого управления; 18 — кронштейн вала рулевого управления; 19 — левый лонжерон кузова; 20 — стяжные хомуты регулировочной муфты; 21 — левый поворотный кулак

После того как все 3 тяги сняты, нужно новые детали подогнать под длину старых. Это касается двух крайних рулевых тяг. С помощью резьбы крепления наконечников на них производится регулировка угла схождения передних колес. Чтобы колеса изначально не смотрели в разные стороны, закручиванием или выкручиванием наконечников на новых деталях подгоняется их длина под размер снятых элементов.

Следующий этап — установка новых тяг, шаровые пальцы которых вставляются в посадочные места, после чего сверху закручивается гайка. Затягивать ее нужно с хорошим усилием. Если имеется отверстие для шплинта, то вставить последний и разогнуть усики.

Чаще всего из строя выходят наконечники, находящиеся по краям, возле колес. Тогда их можно поменять поодиночке. Разборку производить можно по той же инструкции, но выпрессовать только один конец тяги. Потом нужно раскрутить хомут, который фиксирует вращение детали по резьбе. Замена рулевых наконечников заключается в том, чтобы вывернуть старую деталь, а потом на такую же длину вкрутить новую и затянуть хомут. После чего можно вставлять палец в гнездо и затягивать гайку.

Вернуться к оглавлению

Работа шарнирных тяг

На большинстве современных автомобилей поворот колёс осуществляется за счёт зубчатой рейки. А вот на автомобилях классического семейства «Жигулей» вместо рейки используется устаревшая технология с использованием специальных тяг, получивших название «рулевая трапеция». Этот механизм не отличается большой надёжностью. Максимум, на что можно рассчитывать – это 50 000 километров пробега, хотя на деле ресурс редко превышает 30 тыс. км. Конструктивно устроен механизм просто, и при наличии опыта ремонта автомобилей и знаний предмета провести ремонтные работы или замену составных частей можно самостоятельно.

Вернуться к оглавлению

Для чего нужна и как работает трапеция

Шарнирные тяги служат промежуточным звеном между рулевым валом и ступицей колёс спереди, усилие передаётся через поворотные кулаки. Главное назначение – это поворот передних колес одновременно в ту сторону, куда поворачивается руль.

Данный механизм крепится к передним лонжеронам и конструктивно состоит из следующих частей:

  • средняя тяга;
  • правая тяга;
  • левая тяга.

Средняя часть представляет собой трубку с шарнирными механизмами по обе стороны. Боковые части состоят из короткого и длинного наконечников. Соединяются друг с другом специальным хомутом и двумя болтами.

Принцип работы трапеции выглядит следующим образом.

  1. При повороте рулевого колеса начинает вращаться вал рулевого механизма и хвостовик редуктора. Благодаря червячному механизму на сошку передается больший крутящий момент при сниженном количестве оборотов.
  2. Сошка начинает поворачиваться, а вместе с ней и средняя тяга с левой. Одновременно с этим средняя тяга передает усилие на правую часть трапеции посредством кронштейна.
  3. Все три части поворачиваются в ту или иную сторону в зависимости от того, в какую сторону идет рулевое колесо, а вместе с тем начинают синхронно поворачиваться и передние колёса.

На втором лонжероне закрепляется рычаг маятникового типа, который выполняет функции дополнительного шарнира. На концах всех трёх тяг есть конусные пальцы, благодаря которым трапеция находится всегда в строго горизонтальном положении, независимо от хода подвески автомобиля.

Вернуться к оглавлению

Особенности конструкции шарнирных тяг

Средний элемент – самый простой по своему строению. Он представляет собой неразборный стержень, на концах которого находятся шарниры. Конусные пальцы тяг устанавливаются в отверстия сошек и фиксируются с помощью корончатых гаек, а для дополнительного крепления применяется шплинт.

Правая и левая тяги состоят из наружного наконечника с пальцем и внутреннего с шарниром. Соединяются они между собой при помощи хомута с резьбой и двумя болтами. Конструкция боковых тяг состоит из нескольких частей и может разъединяться. Сделано это для возможности регулировки развал/схождения колёс. Длина может изменяться за счёт закручивания или откручивания хомута с резьбой, таким образом регулируется положение передних колёс.

Шарнирные наконечники всех тяг идентичны по своей конструкции и состоят из следующих частей:

  • палец с резьбой и отверстием под шплинт;
  • пыльник (защитный чехол из резины или силикона);
  • корпус из прочного металла;
  • сухарь (опорный вкладыш);
  • пружина;
  • крышка, установленная в корпус.

Шаровая опора (шарнир) работает по общему принципу с подшипником, т. е. металлический шар вращается в корпусе из пластика. На более дорогих и качественных шаровых производители врезают в крышку на корпусе тавотницу для возможности смазки с помощью шприца. Внешние или наружные тяги и справа, и слева одинаковые, внутренние – имеют отличия. Правый рычаг изогнут, чтобы не задевал при движении корпус коробки передач.

Вернуться к оглавлению

Выбор новых деталей рулевых тяг ВАЗ 2106

Ремонт рулевой трапеции позволяет заменить только вышедшую из строя деталь. Редко кто меняет сразу все составные части разом. В результате шарнирные тяги на многих автомобилях собраны из разных запчастей, отличающихся по качеству. На данный момент найти оригинальные запчасти на ВАЗ 2106 становится всё сложнее, т. к. автомобиль давно снят с производства.

Из-за низкого ресурса штатные комплекты уже давно стали редкостью. Однако существует множество других производителей, выпускающих аналоги заводских деталей рулевой трапеции:

  • БелМаг;
  • Трек;
  • ВИС;
  • Delphi;
  • Кедр и др.

Эти торговые марки хорошо себя зарекомендовали у автолюбителей, продукция отличается неплохим качеством. При выборе остаётся порекомендовать не покупать запчасти в сомнительных местах, т. к. вероятность приобретения подделки в таком случае резко возрастает. Не стоит гнаться за низкими ценами, качественные детали не могут стоить подозрительно дешево.

Все рулевые тяги ВАЗ 01-07 моделей идентичны, поэтому при покупке не стоит беспокоиться, прочитав на упаковке цифры 2101. Единственное, на что стоит обратить внимание, — это на подвижность шарового пальца в наконечнике тяги. В новом изделии он должен с трудом поворачиваться в гнезде от усилия рук. После успешной замены даже хотя бы одного наконечника ездить сразу нельзя, нужно обязательно отрегулировать углы схождения передних колес на ближайшей СТО.

Вернуться к оглавлению

Мнение эксперта

! Совет экспертаЗадать вопросПрофиль в VKРуслан КонстантиновПодробнее об экспертеРуслан Константинов – опыт профессионального ремонта автомобилей 10 лет. Окончил Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова по специальности «ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И КОМПЛЕКСОВ». Специализация работ разная, от диагностики и ремонта двигателей и трансмиссии до консультации по приобретению расходных материалов. Опыт работ по ремонту электронных узлов.При установке средней тяги следует обязательно обращать внимание на изгиб. Важно установить деталь изгибом вперёд, в противном случае при повороте тяга начнёт упираться в коробку передач, что сделает передвижение на автомобиле практически невозможным. Отличить длинный наконечник не так сложно, как кажется. Нужно взять деталь, как будто это пистолет, где шарнир – рукоятка, а палец – дуло. Если дуло (палец) изгибается в левую сторону, значит, левая тяга. А если вправо, соответственно, перед вами – правая.

Особенности наших дорог таковы, что если наехать на большую яму, можно попасть на большие деньги. В яме останется вся подвеска автомобиля: нижние рычаги, пружины, шаровые и остальные детали.

Замена рулевых тяг на ВАЗ 2106 своими руками

Вывешиваем переднюю часть автомобиля и снимаем колеса.

1. Вынимаем шплинт и ключом «на 22» отворачиваем гайку крепления пальца шарового шарнира.

2. Съемником выпрессовываем палец наконечника тяги из рычага поворотной цапфы.

3. Гайки крепления тяг к сошке рулевого механизма и к маятниковому рычагу удобнее отвернуть с помощью торцевого ключа из подкапотного пространства.

Стоит отметить, что когда Вы будете делать капитальный ремонт автомобиля, Вам наверняка потребуется руководство по замене амортизаторов на ВАЗ 2106 своими руками.

4. Пальцы шаровых шарниров можно выпрессовывать съемником или…

5. ..подставив упор в рычаг (можно воспользоваться отрезком уголка)…

6. …выбиваем палец ударом по его торцу молотком через подходящий стержень. Чтобы не повредить при этом резьбу на пальце, гайку не снимаем, а только отворачиваем до совпадения торцов пальца и гайки.

7. Перед заменой наконечника или всей боковой тяги в сборе измеряем длину старой тяги (расстояние между центрами заглушек).

Новая тяга должна быть такой же длины. Для этого или ввинчиваем один наконечник в резьбовую муфту, или регулируем длину тяги, поворачивая резьбовую муфту. Не забудьте после регулировки затянуть стяжные хомуты на муфте.

После установки новых тяг следует проверить углы установки колес.

Замена рулевых тяг ВАЗ 2106

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Вывешиваем переднюю часть автомобиля и снимаем колеса.

Вынимаем шплинт и ключом «на 22» отворачиваем гайку крепления пальца шарового шарнира.

Съемником (см. Приложения) выпрессовываем палец наконечника тяги из рычага поворотной цапфы.

Гайки крепления тяг к сошке рулевого механизма и к маятниковому рычагу удобнее отвернуть с помощью торцевого ключа из подкапотного пространства.

Пальцы шаровых шарниров можно выпрессовывать съемником или,…

…подставив упор в рычаг (можно воспользоваться отрезком уголка),…

…выбиваем палец ударом по его торцу молотком через подходящий стержень. Чтобы не повредить при этом резьбу на пальце, гайку не снимаем, а только отворачиваем до совпадения торцов пальца и гайки.

Перед заменой наконечника или всей боковой тяги в сборе измеряем длину старой тяги (расстояние между центрами заглушек).

Добро пожаловать! Рулевые тяги необходимо всегда держать в хорошем состоянии и по возможности проверять их на наличие различного рода повреждений, ведь они являются неотъемлемой частью машины и участвуют в проворачивании колёс. Как заменить тяги на новые в случае, если старые пришли в негодность?

Примечание! Вам понадобятся следующие инструменты: пассатижи,  гаечный ключ «на 22», отвёртка, молоток и специальный съемник шаровых шарниров (фото съемника приведено ниже).

Местонахождение тяг

Расположены внизу автомобиля, но просто взглянуть на тяги не получится, т.к. их закрывают передние колёса  автомобиля. Поэтому выверните руль и увидите как одна из рулевых подсоединена к поворотному кулаку автомобиля.

Примечание! Для наглядности выше приведена схема, где красными стрелками указана центральная рулевая тяга, а синей стрелкой обозначены две боковые тяги, которые как раз таки и подсоединены к рычагам поворотного кулака, обозначенного зелёной стрелкой!

Когда нужно менять тяги? В ситуации деформации машина начинает вести себя на дороге расхлябано, а именно: при полностью выровненном руле передние колёса начинают уходить в какую-либо сторону, это особенно становится заметно на повороте (вы поворачиваете автомобиль допустим на лево, а тянет в право).

Примечание! Тяги деформируются от сильного наезда на кочку или другое препятствие, поэтому будьте аккуратны и берегите свой автомобиль, а если неприятность приключилась, то проверьте сами тяги и шаровые на исправность! (Подробно процесс описан в статье: «Проверка рулевых тяг и шаровых шарниров на исправность»)

Замена тяг на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

Примечание! Совместно тяги называются сокращённо «Трапеция», поэтому в некоторых случаях выгоднее полностью заменить трапецию, чем просто одну деталь. Порой, менять трапецию выходит дешевле, чем детали по отдельности.

В нашей инструкции, показана замена на примере одной боковой тяги, остальные заменяются аналогично.

Снятие

1) Сперва снимите колесо с той стороны, где вы собираетесь производить замену. (Столкнулись с трудностями? – читайте статью: «Замена колеса на ВАЗ»)

3) После того как шплинт будет убран, с помощью гаечного ключа «на 22» отверните гайку крепления пальца.

4) Теперь, взяв в руки специальный съемник, установите его как показано на фото ниже, а после установки начните заворачивать гайку, присутствующую на съемнике. Палец должен выйти из рычага кулака.

Примечание! В случае отсутствия съемника, возьмите молоток и нанесите им несколько резких ударов по рычагу кулака и продолжайте бить до тех пор, пока палец, указанный красной стрелкой, не выйдет из ушка рычага! (Бить по рычагу нужно вдоль его оси).

В случае трудностей с извлечением пальца, попробуйте нанести какую-нибудь проникающую смазку наподобие «WD-40», должно помочь и облегчить выход детали. 

5) Затем проделайте точно такую же процедуру по выпрессовыванию пальца, но теперь выпрессуйте палец внутреннего шарнира, обозначенный стрелкой красного цвета.

6) После всех завершенных операций, снимите рулевую тягу с машины.

Установка

Установка новой тяги осуществляется в обратном снятию порядке.

Примечание! Устанавливать новую деталь необходимо точно такой же длины как прежняя, в противном случае нарушится схождение колёс!

Рекомендуется после установки новых запчастей отрегулировать схождение колёс у автомобиля! (читайте подробности в инструкции: «Регулировка схождения колес»)

Рулевые наконечники ваз 2106

nak-rul.jpgТакая операция, как замена рулевых тяг ВАЗ 2106, производится на основании диагностики технического состояния передней подвески автомобиля. Узел является ответственным с точки зрения безопасности водителя и пассажиров, поэтому в случае его неисправности или износа колебаться не следует — нужно ставить новые детали.

Оглавление

ЗаменаКак снять

Замена

Замена является операцией не слишком тяжелой, но требующей определенных навыков. Можно пойти двумя путями: использовать заводской съемник; выбить тягу подручными средствами. Съемник призван облегчить извлечение пальца рулевого наконечника с сошки поворотного колеса, который при длительной езде прикипает и зажимается в конусе очень плотно.

Работать съемником довольно просто — он одевается на головку наконечника и путем вворачивания болта выдавливается палец рулевого наконечника. Облегчить этот процесс можно предварительно обработав соединение жидкостью типа ВД-40 или простучав через мощную наставку сошку в месте входа пальца молотком.

Второй вариант заключается в нагружении рулевой тяги усилием с помощью ломика и резким ударам молотком (возможно с наставкой, кому как удобно) по сошке поворотного кулака. Не переусердствуйте, существует возможность появления повреждений сошки.

Так выбивается и внутренний и внешний наконечник рулевой тяги. После того как тяга снята с автомобиля нужно произвести необходимые измерения, чтобы избежать необходимости регулировки схождения-развала колес.

Обязательно! Необходимо замерить точно!!! расстояние от соединительной муфты до определенной точки на наконечнике выбранной вами, также как вариант можно посчитать количество витков резьбы до соединительной муфты. Главный критерий обеспечить одинаковые измеряемые отрезки и на старом наконечнике, и на новом.

После измерения наконечников можно разбирать тягу, отпустить хомуты муфты , вывернуть наконечник из муфты. Чтобы облегчить этот процесс можно предварительно обработать эти соединения смазкой. После извлечения наконечника из муфты на его место вворачивается новый, не забываем, что ввернуть надо до получения замеренного раньше размера. Аналогично заменяется второй.

После завершения замены наконечников необходимо тщательно и сильно завернуть хомуты, установить тягу на место, завернуть гайки с необходимым моментом и зашплинтовать их.

Какие возникают неисправности рулевого управления.

Как снять вентилятор печки по ссылке.

Как промыть радиатор печки http://vz06-up.ru/otp/radiator-pechki-vaz-2106.html#t4.

Как снять

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Открутите колесные болты.

Ослабьте гайку ступицы колеса (головка SW 30).

Приподнимите машину, зафиксируйте и снимите колесо.

Снимите суппорт дискового колесного тормозного механизма и подвесьте на проволоке.

Если имеется АБС, то разберите датчик частоты оборотов и кронштейн провода со стойки амортизатора.

Открутите болт тормозного диска и снимите его со ступицы колеса. Возможно, потребуется использование ударной отвертки.

Снимите отражатель тормозного диска.

Снимите наконечник поперечной рулевой тяги.

Отожмите шаровой шарнир поперечного рычага от рулевой поворотной опоры. Для этого открутите крепежный болт.

Снимите рулевую поворотную опору со стойки амортизатора.

Открутите гайку ступицы колеса и снимите ее с помощью съемника с рулевой поворотной опоры. Если имеется АБС, то заранее разберите датчик частоты оборотов.

Стяните рулевую поворотную опору с передней полуоси или отожмите ее с помощью съемника с приводного вала.

Подвесьте полуось с помощью проволоки.

Установка осуществляется в последовательности, обратной очередности снятию.

Наденьте ступицу колеса на клиновое зацепление ведущего вала и прижмите гайкой ступицы. Предварительно смажьте шлицевое соединение приводного вала средством Loctite Scelbloc, чтобы зафиксировать шлицевое соединение в рулевой поворотной опоре.

Используемые источники:

  • http://expertvaz.ru/2106/zamena-rulevyh-tyag.html
  • https://vazgarage.ru/vaz2106/hodovaya2106/256-kak-zamenit-rulevye-tyagi-na-vaz-2106.html
  • https://carmanuals.ru/vaz/vaz-2106/rulevoe-upravlenie/zamena-rulevyh-tyag
  • https://vaz-russia.com/remont/zamena-rulevyih-tyag-na-vaz-2101-vaz-2107.html
  • http://vz06-up.ru/rup/rulevye-nakonechniki-vaz-2106.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий