ВАЗ-2106

Устаревшие карбюраторные модели «Жигулей» не отличаются экономичностью. Согласно паспортным характеристикам, автомобиль ВАЗ 2106 потребляет 9–10 литров бензина марки А-92 на 100 км в городском цикле езды. Реальный расход, особенно в зимний период, переваливает за 11 л. Поскольку цена топлива постоянно растёт, перед владельцем «шестёрки» стоит непростая задача — минимизировать потребление горючего всеми доступными способами.

Почему на ВАЗ 2106 увеличивается расход бензина

Количество топлива, потребляемое двигателем внутреннего сгорания, зависит от множества факторов — технических и эксплуатационных. Все причины можно разделить на 2 группы:

  1. Первостепенные факторы, существенно влияющие на расход горючего.
  2. Второстепенные нюансы, которые по отдельности незначительно увеличивают потребление бензина.

Любая проблема, относящаяся к первой группе, становится заметна сразу — топливный бак ВАЗ 2106 опустошается буквально на глазах. Второстепенные факторы проявляются не столь ярко — нужно одновременное воздействие нескольких малых проблем, чтобы автолюбитель обратил внимание на повышенный расход.

Первостепенные причины, увеличивающие потребление на 10—50%:

  • критический износ цилиндропоршневой группы двигателя и клапанов ГБЦ;
  • неисправности элементов топливоподачи — бензонасоса либо карбюратора;
  • неполадки в системе зажигания;
  • движение с заклинёнными тормозными колодками;
  • агрессивный стиль езды, подразумевающий частые динамичные разгоны и торможение;
  • применение некачественного бензина с заниженным октановым числом;
  • тяжёлые условия эксплуатации авто — буксировка прицепа, перевозка грузов, движение по грунтовым и заснеженным дорогам.

rashod-topliva-na-vaz-2106-s-pricepom-600x340.jpgПри буксировке большого прицепа затраты на горючее увеличиваются на 30—50%

Стоит отметить одну неисправность, встречающуюся на старых машинах, — утечка горючего через прогнивший бензобак или топливную магистраль. Хотя ёмкость спрятана в багажнике и неплохо защищена от внешних воздействий, в некоторых случаях коррозия добирается до нижней части бака благодаря насквозь проржавевшему днищу.

Второстепенные моменты, добавляющие к расходу 1—5%:

  • недостаточное давление в шинах;
  • зимняя езда с непрогретым мотором;
  • нарушение аэродинамики автомобиля — установка больших зеркал, различных флажков, дополнительных антенн и нестандартных обвесов;
  • замена штатной резины нестандартным комплектом большего размера;
  • неисправности ходовой части и подвески, ведущие к увеличению трения и отбору лишней мощности двигателя;
  • инсталляция мощных потребителей электроэнергии, нагружающих генератор (дополнительные фары, динамики и сабвуферы).

naruzhnoe-oformlenie-vaz-2106-600x450.jpgБольшое количество обвесов и декоративных наружных элементов не способствует экономии горючего, поскольку нарушает аэродинамику «шестёрки»

Зачастую водители идут на повышение расхода осознанно. Пример — эксплуатация «шестёрки» в сложных условиях или установка электрооборудования. Но ради экономии можно бороться с другими причинами — разнообразными неисправностями и «дёрганым» стилем езды.

Подробнее об электрооборудовании ВАЗ-2106: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/elektrooborudovanie/elektroshema-vaz-2106.html

Установка карбюратора Solex от ВАЗ 2108 позволяет более гибко настраивать топливоподачу на «шестёрке» без потери разгонной динамики

Диагностика и устранение технических проблем

Серьёзное повышение расхода горючего никогда не возникает без причин. «Виновник» зачастую обнаруживается по следующим признакам:

  • падение мощности мотора, заметное ухудшение тяги и разгонной динамики;
  • появление запаха бензина в салоне автомобиля;
  • отказ холостого хода;
  • рывки и провалы в процессе движения;
  • двигатель неожиданно глохнет во время езды;
  • на холостом ходу обороты коленчатого вала «плавают»;
  • от колёс доносится запах подгоревших колодок, шум от повышенного трения.

Перечисленные симптомы могут указывать на одну или несколько технических неполадок. Чтобы экономить топливо, научитесь быстро распознавать источник неисправности и оперативно устранять проблему — самостоятельно либо на станции техобслуживания.

Цилиндропоршневая и клапанная группа

Естественный износ поршней и колец вызывает такие последствия:

  1. Между стенками цилиндров и поршней образуется зазор, куда проникают газы из камеры сгорания. Проходя через картер, отработанные газы направляются по системе вентиляции на дожигание, загрязняя воздушные жиклёры карбюратора и чрезмерно обогащая топливную смесь.Через зазор вокруг изношенного поршня проникают газы, сжатие горючей смеси ухудшается
  2. Падает компрессия, ухудшаются условия горения бензина. Чтобы развить требуемую мощность, мотор начинает потреблять больше горючего, причём львиная доля несгоревшего топлива выбрасывается наружу через выпускной тракт.
  3. В камеры сжигания проникает моторное масло, усугубляя ситуацию. Слой нагара на стенках и электродах вызывает перегрев головки цилиндров.

Критический износ цилиндропоршневой группы увеличивает потребление горючего на 20—40%. Прогорание клапана ведёт к полному отказу цилиндра и повышению расхода на 25%. Когда в двигателе ВАЗ 2106 отключается 2 цилиндра, потери бензина достигают 50%, причём автомобиль практически «не едет».

Прогоревший клапан пропускает газы в обе стороны, давление снижается до нуля и цилиндр полностью отказывает

Как проверить мотор на предмет износа:

  1. Обратите внимание на цвет выхлопа — масляный угар даёт густой сизый дым.
  2. Отсоедините от корпуса воздушного фильтра патрубок вентиляции картера, запустите мотор. При изношенных компрессионных кольцах из шланга пойдёт сизый выхлоп.
  3. Замерьте компрессию во всех цилиндрах «на горячую». Минимально допустимый показатель — 8,5—9 Бар.
  4. Если манометр показывает давление в цилиндре 1—3 Бар, пришёл в негодность клапан (или несколько клапанов).

Густой выхлоп сизого цвета указывает на угар моторного масла и износ поршневой группы

Чтобы окончательно убедиться в прогаре клапана, залейте внутрь цилиндра 10 мл моторной смазки и повторите замер компрессии. Если давление поднимется, меняйте кольца и поршни, останется неизменным — выбрасывайте клапаны.

Нулевые показания манометра свидетельствуют о негерметичности цилиндра из-за прогара клапана

Износ элементов и «прожорливость» двигателя лечятся единственным способом — капитальным ремонтом и заменой негодных деталей. Окончательный вердикт выносится после разборки силового агрегата — возможно, удастся сэкономить — поменять только клапаны и кольца.

Видео: как измерить компрессию в цилиндрах ВАЗ 2106

Система подачи топлива

Неполадки данной группы вызывают перерасход горючего 10—30% в зависимости от конкретной неисправности. Наиболее распространённые поломки:

  • повышенный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора;
  • засорение воздушных жиклёров (одна из причин изложена выше);
  • истирание дроссельных заслонок — по краям образуются зазоры, откуда двигатель подсасывает горючее за счёт разрежения;
  • неквалифицированная регулировка карбюратора — нарушение настроек опорных и топливных винтов;
  • подсос воздуха на фланце приёмного коллектора либо на осях дроссельных заслонок;
  • прорыв нижней диафрагмы бензонасоса.

Если в салоне машины пахнет бензином: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/poleznoe/zapah-benzina-v-salone.html

Последняя неисправность — самая коварная. Насос прокачивает топливо в 2 направлениях — на карбюратор и внутрь картера двигателя через шток привода. Масло разжижается, падает давление, пары бензина заполняют впускной коллектор и сильно обогащают смесь, потребление увеличивается на 10—15%. Как обнаружить: снять трубку сапуна на работающем моторе и аккуратно понюхать газы. Резкий запах топлива сразу укажет на неисправность.

При наличии бензина в картере из снятого патрубка пойдет дымок с резким запахом

Другой способ проверки карбюратора — закручивание винта «качества» на работающем моторе. Поворачивайте регулятор отвёрткой и считайте обороты — в конце двигатель должен заглохнуть. Если силовой агрегат продолжает работать с затянутым винтом, значит, горючее поступает в коллектор напрямую. Карбюратор необходимо снять, прочистить и отрегулировать.

Если двигатель «шестёрки» благополучно заглохнет, отверните винт обратно на посчитанное число оборотов

Не пытайтесь экономить путём замены штатных жиклёров карбюратора на детали с меньшим проходным сечением. Горючая смесь станет бедной, автомобиль потеряет в динамике и мощности. Расход вы увеличите сами — начнёте интенсивнее давить педаль акселератора.

Замена мембраны бензонасоса не представляет сложности:

  1. Отключите топливные шланги.
  2. Отверните 2 гайки крепления ключом 13 мм.Бензонасос «Жигулей» прикручен к фланцу на левой стороне мотора (по ходу движения)
  3. Снимите насос со шпилек и раскрутите корпус отвёрткой.
  4. Установите 3 новые мембраны, соберите агрегат и прикрепите к фланцу мотора, заменив картонную прокладку.В бензиновом насосе ВАЗ 2106 предусмотрено 3 мембраны, они всегда меняются вместе

Видео: настройка карбюратора «Озон»

Элементы зажигания

Неполадки в системе искрообразования тоже заставляют силовой агрегат расходовать лишнее топливо. Пример: из-за пропуска воспламенения порция горючей смеси, затянутая поршнем в камеру сгорания, полностью вылетает в трубу при следующем цикле. Вспышки не произошло, работа не совершилась, бензин истрачен впустую.

Распространённые неполадки системы зажигания, вызывающие перерасход топлива:

  1. Выход из строя свечи приводит к отказу цилиндра — плюс 25% к расходу горючего.
  2. Пробой изоляции высоковольтных проводов уменьшает мощность искры, топливовоздушная смесь сгорает не полностью. Остатки выталкиваются в коллектор выхлопной системы, где могут догорать без всякой пользы для мотора (в трубе слышны хлопки).
  3. Искрообразование ухудшается из-за неисправностей деталей трамблёра — пробой крышки, выгорание контактной группы, износ подшипника.Механическую контактную группу нужно периодически очищать и настраивать зазор 0,4 мм
  4. Когда приходит в негодность мембрана вакуумного блока или ослабевают пружины центробежного регулятора, угол опережения зажигания уменьшается. Искра подаётся с опозданием, мощность мотора падает, потребление горючей смеси растёт на 5—10%.

Бронепровод голыми руками снимать не стоит — наденьте перчатку либо воспользуйтесь плоскогубцами

Лучший способ диагностики для неопытного водителя — замена трамблёра или высоковольтных кабелей. Если в гараже нет запасного распределителя, почистите либо поменяйте контактную группу — запчасть стоит недорого. Люфт подшипника проверяется вручную методом раскачивания поворотной площадки вверх-вниз. Целостность мембраны вакуумного блока диагностируйте путём втягивания воздуха через трубку, ведущую к карбюратору.

Общие советы по эксплуатации авто

Чтобы свести к минимуму влияние второстепенных факторов и добиться реальной экономии горючего, соблюдайте ряд несложных правил:

  1. Заливайте бензин с октановым числом не ниже 92 согласно рекомендациям производителя. Если вам случайно попалось некачественное топливо, постарайтесь слить его из бака и заправиться нормальным бензином.
  2. Поддерживайте рекомендуемое давление в шинах 1,8—2 Атм в зависимости от нагрузки.Давление воздуха необходимо проверять не реже 1 раза в неделю
  3. В холодный период года прогревайте силовой агрегат, прежде чем начать движение. Алгоритм такой: запускаете двигатель, даёте поработать 2—5 мин (зависит от температуры воздуха), потом начинаете медленно ехать на низших передачах.
  4. Не тяните с ремонтом ходовой части, выполняйте процедуру настройки углов развала — схождения передних колёс.
  5. Устанавливая более широкую резину, поменяйте штампованные диски на легкосплавные. Таким способом удастся компенсировать увеличение веса колёс и улучшить внешний вид «классики».Установка литых дисков вместо стальных позволяет облегчить колёса на добрый десяток килограммов
  6. Не обвешивайте автомобиль лишними наружными элементами, увеличивающими аэродинамическое сопротивление среды. Если вы являетесь любителем стайлинга, подберите красивый и одновременно обтекаемый передний обвес, старый бампер демонтируйте.

В отличие от современных автомобилей, где заправочная труба снабжена сеткой, опорожнить бак «шестёрки» значительно проще. Вставляете шланг в горловину, опускаете в ёмкость и методом подсасывания направляете горючее в запасную канистру.

Сопротивление воздушной среды оказывает существенное влияние на потребление двигателем топлива. Если сравнивать движение при 60 и 120 км/ч, то аэродинамическое сопротивление возрастает в 6 раз, а скорость — только в 2 раза. Поэтому треугольные боковые стёкла, установленные на передних дверцах всех «Жигулей», добавляют 2—3% к расходу в открытом состоянии.

Узнайте, можно ли заправлять полный бак автомобиля: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/poleznoe/pochemu-nelzya-zapravlyat-polnyy-bak-benzina.html

Видео: как экономить бензин простыми способами

Навыки экономичной езды

Приёмам правильной езды водителей обучают ещё в автошколе. При эксплуатации отечественной «классики» ВАЗ 2106 нужно учитывать ряд моментов:

  1. Первая передача автомобиля довольно «короткая». Сильно раскручивать двигатель не стоит, тронулись с места — переходите на вторую скорость.
  2. Частые резкие разгоны и остановки — настоящий бич для любой машины, вместе с перерасходом бензина ускоряется износ деталей и узлов. Двигайтесь спокойнее, старайтесь поменьше останавливаться, используйте инерцию (накат) авто.
  3. На трассе неизменно поддерживайте крейсерскую скорость. Оптимальное значение для «шестёрки» с четырехступенчатой КПП составляет 80 км/ч, с пятиступенчатой коробкой — 90 км/ч.
  4. При движении с горы накатом не отключайте скорость — тормозите двигателем и следите за тахометром. Когда стрелка упадёт ниже 1800 об/мин, переходите на нейтраль или низшую передачу.
  5. В городской пробке не глушите мотор почём зря. Если время простоя не превышает 3—4 минут, остановка и запуск двигателя «съест» больше топлива, нежели работа на холостом ходу.

Двигаясь по оживлённым городским улицам, опытные водители следят за сигналами отдалённых светофоров. Если вдалеке виднеется зелёный свет, спешить некуда — пока доедете, попадёте под красный. И наоборот, заметив красный сигнал, лучше ускориться и проехать под зелёный. Описанная тактика позволяет автолюбителю меньше останавливаться перед светофорами и таким способом экономить горючее.

На фоне дорожающего топлива езда на устаревших автомобилях становится вдвойне затратной. За «шестёркой» нужно постоянно следить и вовремя ремонтировать, дабы не платить лишние деньги за бензин. Агрессивная езда и вовсе не совместима с карбюраторной «классикой», где мощность силового агрегата не превышает 80 л. с.

Толкование

ВАЗ-2106
>ВАЗ-2106ВАЗ-2106 на ВикискладеОбщие данные
Производитель: ВАЗ, (Тольятти, СССР)

ВАЗ, (Тольятти, Россия)

Годы пр-ва: 1976—2006[1]
Сборка: АвтоВАЗ, «РосЛада», «ИжАвто»
Класс: малый III группы

Дизайн

Тип(ы) кузова: 4‑дв. седан(5‑мест.)
Платформа: ВАЗ-2101
Компоновка: переднемоторная, заднеприводная

Двигатели

ВАЗ-2106
Производитель: Волжский автомобильный завод
Марка: ВАЗ-2106
Тип: бензиновый OHC
Объём: 1569 см3
Максимальная мощность: 55.5 кВт (75 л.с.), при 5400 об/мин
Максимальный крутящий момент: 116 Н·м, при 3000 об/мин
Конфигурация: рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров: 4
Клапанов: 8
Диаметр цилиндра: 79 мм
Ход поршня: 80 мм
Cтепень сжатия: 8,5
Система питания: Карбюратор
ВАЗ-2103
Производитель: Волжский автомобильный завод
Марка: ВАЗ-2103
Тип: бензиновый OHC
Объём: 1452 см3
Максимальная мощность: 52 кВт (71 л.с.), при 5600 об/мин
Максимальный крутящий момент: 103,9 Н·м, при 3400 об/мин
Конфигурация: рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров: 4
Клапанов: 8
Диаметр цилиндра: 76 мм
Ход поршня: 80 мм
Cтепень сжатия: 8,5
Система питания: Карбюратор
ВАЗ-21011
Производитель: Волжский автомобильный завод
Марка: ВАЗ-21011
Тип: бензиновый OHC
Объём: 1294 см3
Максимальная мощность: 46 кВт (63 л.с.), при 5600 об/мин
Максимальный крутящий момент: 94 Н·м, при 3400 об/мин
Конфигурация: рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров: 4
Клапанов: 8
Диаметр цилиндра: 79 мм
Ход поршня: 66 мм
Cтепень сжатия: 8,5
Система питания: Карбюратор

Трансмиссия

механическая 4-ступ.
Производитель: Волжский автомобильный завод
Модель: ВАЗ-2101[2]
Тип: механическая
Число ступеней: 4-ступ.
Передаточные отношения:  
Главная передача: 4,1
1 передача: 3,753
2 передача: 2,303
3 передача: 1,49
4 передача: 1
Задняя передача: 3,867
Тип шестерней: косозубые
Синхронизаторы: инерционные
Механизм управления: механический привод (рычаг и три вилки)
Переключение: напольный рычаг
механическая 4-ступ.
Производитель: Волжский автомобильный завод
Модель: ВАЗ-2106[3]
Тип: механическая
Число ступеней: 4-ступ.
Передаточные отношения:  
Главная передача: 4,1
1 передача: 3,242
2 передача: 1,989
3 передача: 1,289
4 передача: 1
Задняя передача: 3,34
Тип шестерней: косозубые
Синхронизаторы: инерционные
Механизм управления: механический привод (рычаг и три вилки)
Переключение: напольный рычаг
механическая 4[4] или 5[5]-ступ.
Производитель: Волжский автомобильный завод
Модель: ВАЗ-2105[6]
Тип: механическая
Число ступеней: 4[4] или 5[5]-ступ.
Передаточные отношения:  
Главная передача: 3,9
1 передача: 3,667
2 передача: 2,1
3 передача: 1,361
4 передача: 1
5 передача: 0,801
Задняя передача: 3,53
Тип шестерней: косозубые
Синхронизаторы: инерционные
Механизм управления: механический привод (рычаг и три вилки)
Переключение: напольный рычаг
механическая 4-ступ.
Производитель: Волжский автомобильный завод
Модель: ВАЗ-2107[7]
Тип: механическая
Число ступеней: 4-ступ.
Передаточные отношения:  
Главная передача: 3,9
1 передача: 3,667
2 передача: 2,1
3 передача: 1,361
4 передача: 1
Задняя передача: 3,53
Тип шестерней: косозубые
Синхронизаторы: инерционные
Механизм управления: механический привод (рычаг и три вилки)
Переключение: напольный рычаг
механическая 5-ступ.
Производитель: Волжский автомобильный завод
Модель: ВАЗ-21074[8]
Тип: механическая
Число ступеней: 5-ступ.
Передаточные отношения:  
Главная передача: 3,9
1 передача: 3,667
2 передача: 2,1
3 передача: 1,361
4 передача: 1
5 передача: 0,82
Задняя передача: 3,53
Тип шестерней: косозубые
Синхронизаторы: инерционные
Механизм управления: механический привод (рычаг и три вилки)
Переключение: напольный рычаг

ХарактеристикиМассово-габаритные

Длина: 4166 мм
Ширина: 1611 мм
Высота: 1440 мм
Колёсная база: 2424 мм
Колея задняя: 1321 мм
Колея передняя: 1365 мм
Масса: 1045 кг [9]

Динамические

Разгон до 100 км/ч: 17,5 с [10]
Макс. скорость: 152 км/ч [11]

На рынке

ПредшественникПредшественникВАЗ-2103 ПреемникПреемникВАЗ-21099
Связанные: ВАЗ-2103
Похожие модели: FIAT 124 Speciale, FIAT 125

Другое

Грузоподъёмность: 400 кг (5 пассажиров по 70 кг + 50 кг багажа)
Расход топлива: 7,7/10,5/10,7 л/100 км (с карбюратором «Озон»), 8,0/10,9/12,0 (с карбюратором «Вебер»)[12]
Дизайнер: В.Антипин, В.Степанов и др.

ВАЗ-2106 («Жигули 2106»/«Lada 1600»[13]) — советский и российскийзаднеприводныйлегковой автомобиль с кузовом типа седан, являющийся переоформленной версией ВАЗ-2103 и выпускавшийся Волжским автомобильным заводом с 1976 года. В 1998 году производство было частично перенесено на предприятие «Рослада» в Сызрани, а в 2002 году[14] — на завод «Ижавто» в Ижевске, где и продолжалось вплоть до снятия модели с конвейера в январе 2006 года. Один из самых массовых и популярных отечественных автомобилей [15][16].

История

Разработка ВАЗ-2106 началась специалистами Центра стиля Волжского автозавода в 1974 году как «проект 21031» (по аналогии с только что освоенным в производстве ВАЗ-21011). Требования технического задания на обновление модели 2103 сводились к сокращению использования дорогостоящих хромированных деталей и к модернизации светотехники при минимуме затрат. Экстерьер автомобиля, разработанный в духе времени с использованием чёрных пластиков, был создан В.Антипиным, оригинальные задние фонари — В.Степановым. Изменениям подверглись передняя облицовка, панель задка, бампера, колпаки колёс, боковые указатели поворотов, вентиляционные решётки, заводской знак[17]. Новшества в интерьере затронули обивку и подлокотники дверей; передние сиденья получили регулирующиеся по высоте подголовники. Органы управления дополнили аварийной сигнализацией, подрулевым выключателем омывателя лобового стекла, реостатом освещения панели приборов, а также индикатором низкого уровня тормозной жидкости. Улучшенные комплектации снабжались радиоприёмником, обогревом заднего стекла и красным противотуманным фонарём, крепившимся под задним бампером слева или справа (на экспортных праворульных экземплярах).

Для автомобиля был подготовлен вариант двигателя 2103, у которого по образцу модификации 21011 диаметр цилиндров был увеличен с 76 до 79 мм, что позволило достичь рабочего объёма 1,57 л. Новый длинноходный мотор показал на 12 % больший крутящий момент по сравнению с базовым (причём при существенно меньших оборотах), однако его максимальная мощность по действующим в то время стандартам составила только 78 л.с. вместо расчётных 80-ти в силу ограниченных характеристик системы впуска, которую ради унификации с другими двигателями семейства оставили без изменений. Тем не менее, трансмиссию к новому двигателю всё же адаптировали, сначала создав специальную версию коробки передач, отличающуюся уменьшенными передаточными числами на первых трёх ступенях, а впоследствии комплектуя часть автомобилей редуктором главной пары с передаточным числом, уменьшенным до 3,9. Новый силовой агрегат с минимальными изменениями был использован для готовящейся в то время к производству модели ВАЗ-2121 «Нива»[18].

Подобно ВАЗ-2103, новинку планировалось сопровождать двумя менее мощными модификациями; для кузова уже традиционно предусматривалась возможность исполнения с правым расположением руля. Также стоит отметить, что как и в случае с ВАЗ-21011, по маркетинговым соображениям появление модернизированной версии модели 2103 отнюдь не означало немедленного снятия с производства её предшественницы[19]. В свете этих обстоятельств первоначальное обозначение обновлённого автомобиля как 21031, несмотря на свою бесспорную логичность, выглядело малоперспективным для будущего использования[20] и было заменено на 2106[21]. «Освободившийся» же индекс 21031 был использован для обозначения «настоящей»[22] модификации 2103, укомплектованной новым двигателем (тоже временно обозначавшимся как «ВАЗ-21031») и выпущенной ради получения потребительских отзывов о нём очень небольшой партией (150—200 шт.) летом 1975 г. Отличительной особенностью этих машин была красная или жёлтая окраска головки блока цилиндров двигателя в зависимости от версии установленной коробки передач (соответственно, с прежним рядом передаточных чисел или с адаптированным).

Самый первый автомобиль ВАЗ-2106 был собран на главном конвейере в декабре 1975 г., а массовый выпуск новинки начался на третьей линии конвейера с 21 февраля 1976 г. 28 декабря того же года экземпляр этой модели стал трёхмиллионным автомобилем, выпущенным Волжским автозаводом, а 3 июня 1978 г. — четырёхмиллионным. 17 мая 1979 г. один из ВАЗ-2106, отправленный в ЧССР, стал миллионным советским автомобилем, поставленным в страны СЭВ.

За время производства в автомобиль неоднократно вносились мелкие изменения. С 1980 г. все «жигули» стали оснащаться карбюратором «Озон» вместо прежнего «Вебера». После снятия с производства модели 2103 на «шестёрках» в течение нескольких лет частично сменился комплект молдингов: поясные элементы снабдили концевыми фиксаторами, вместо хромированных нижних молдингов появились чёрные пластиковые, была исключена из оформления окантовка колёсных арок. Попутно исчезли красные катафоты на задних крыльях, фон заводского знака вместо вишнёвого стал чёрным, было отменено хромирование ободков боковых указателей поворотов, стали устанавливаться задние вентиляционные решётки от ВАЗ-2105. В 1986 г. ВАЗ-2106 получил задние тормоза от 2105, а ещё через год и коробку передач от той же модели. Некоторые упрощения претерпела схема электрооборудования: с 1987 г. встроенные в торцы передних дверей красные фонари были заменены катафотами, а с 1993 г. из схемы было исключено реле мигания контрольной лампы стояночного тормоза. К концу 80-х гг. перестали устанавливаться колпаки колёс и грязезащитные козырьки между кузовом и бамперами, из интерьера постепенно исчезли имитации под «хром» и «дерево», сошли на нет различные цветовые вариации обивки салона. В начале 90-х упразднили хромирование водостоков, чуть позже ради дальнейшего удешевления модели завод даже пытался отказаться от боковых молдингов (такие машины получили в народе название «голых»), однако это «новшество» было встречено крайне неодобрительно и было быстро отменено. Во второй половине 90-х стали устанавливаться инерционные ремни безопасности, рулевое колесо от поздних версий семейства 2105, штатный противотуманный фонарь и опциональные передние электростеклоподъёмники. Экземпляры последних лет выпуска утратили хромировку ободков задних фонарей, очень часто не хромировалась и решётка радиатора. «Ижевские» машины комплектовались передними сидениями от «Иж-2126» («Ода»).

«Шестёрка» довольно долгое время (с 1976 по 1982 г.) оставалась наиболее престижной моделью в гамме «жигулей», заслужив репутацию автомобиля повышенной комфортабельности и надёжности[23]. Очевидно, эти потребительские свойства модели вкупе с её постепенно растущей ценовой доступностью и стали залогом того, что с конца 80-х и вплоть до начала 2000-х гг. она пользовалась стабильным спросом у небогатых слоёв населения даже несмотря на свою очевидную устарелость и ухудшавшееся из года в год качество сборки и комплектующих.

Модификации

Серийные

ВАЗ-21060[24]

Ижевская версия последних лет выпуска с двигателем ВАЗ-21067, отличающимся от базового наличием системы впрыска топлива с каталитическим нейтрализатором, что обеспечивало выполнение норм токсичности Евро-2.

ВАЗ-21061

Двигатель ВАЗ-2103. На части автомобилей для внутреннего рынка была упрощена система охлаждения двигателя — отсутствовал электровентилятор, а крыльчатка устанавливалась непосредственно на торец вала насоса охлаждающей жидкости. В постсоветские годы допускалась заводская комплектация бамперами от ВАЗ-2105. Экспортные экземпляры отличались улучшенной отделкой и мелкими изменениями в схеме электрооборудования, часть таких машин комплектовалась модифицированными бамперами от ВАЗ-2121 со встроенными подфарниками, некоторые автомобили снабжались очистителями и омывателями внешних фар. Поставлялись в Канаду.

ВАЗ-21062

Экспортная версия ВАЗ-2106 с правосторонним расположением органов управления.

ВАЗ-21063

Двигатель ВАЗ-21011 улучшенной комплектации, с датчиком давления масла и с электровентилятором вместо приводимой ремнём крыльчатки (в вариантном исполнении допускался привод ремнём). Эта модификация, выпускавшаяся до 1994 г.[25], оснащалась, в отличие от прочих, системой выпуска отработавших газов с одним резонатором вместо двух. Автомобили поздних лет выпуска могли комплектоваться бамперами от модели 2105.

ВАЗ-21064

Экспортная версия ВАЗ-21061 с правосторонним расположением органов управления.

ВАЗ-21065

Mодернизированная версия с улучшенной комплектацией, выпускавшаяся в 1990—2001[26] гг. От базовой модели отличалась более мощным генератором, пятиступенчатой коробкой передач, редуктором заднего моста с передаточным числом 3.9, бесконтактной системой зажигания, карбюратором «Солекс» (21053-1107010), галогенными фарами, обивкой и подголовниками сидений, а также штатным наличием заднего противотуманного фонаря и электрообогрева заднего стекла. Использовались колёса от ВАЗ-2105, большинство экземпляров комплектовалось алюминиевыми бамперами от той же модели, а часть экспортных машин, как и прежде, оснащалась модифицированными бамперами от ВАЗ-2121.На части автомобилей устанавливались электростеклоподъемники в передних дверях.Комплектация 21065-01 оснащалась двигателем от модели 2103.

ВАЗ-21066

Экспортная версия ВАЗ-21063 с правосторонним расположением органов управления.

Прочие

ВАЗ-2106 «Турист»

Пикап со встроенной в кузов палаткой, созданный по заказу технической дирекции. Проект был отвергнут головной дирекцией завода, а единственный серебристый экземпляр перекрасили в красный цвет и впоследствии использовали в качестве внутризаводской технички.
                                                                                                                                                                                                                                                             b                                                                                                                                                        b 

ВАЗ-2106 «Полседьмого»

Одиночный экземпляр, изготовленный по специальному заказу, поступившему от Л.И.Брежнева или кого-то из его окружения после демонстрации опытных ВАЗ-2107 высшему руководству СССР в 1979 г. Помимо экспортных бамперов, отличался сиденьями и решёткой радиатора от 2107, а также доработанным под её установку капотом.

ВАЗ-21068

Носитель агрегатов и узлов периода доводки моторов ВАЗ-2108 и ВАЗ-21083.

ВАЗ-2106 в кино

Другие книги по запросу «ВАЗ-2106» >>

Используемые источники:

  • https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/toplivnaya-sistema/rashod-topliva-vaz-2106.html
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/195827

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий