Сколько весит жигулевский мотор

На ВАЗ 2101 устанавливались двигатели, разработанные на базе мотора FIAT 124. В разработанной советскими инженерами модели было увеличено межцентровое расстояние. Двигатель ВАЗ 2101 1.2 литра мощностью в 59 л.с. стал классическим, и в последствии на его основе были разработаны моторы с большим объемом.

image-6.png

Базовая модель двигателя ВАЗ 2101 4-х цилиндровая. При своевременном обслуживании его ресурс составляет около 200 тысяч километров. Силовой агрегат нуждается в регулировке клапанов каждый 10 тысяч километров, для того чтобы предотвратить износ распределительного вала.

Мотор развивает мощность 64 л.с. и способен разогнать автомобиль до 100 км/час за 20 секунд. Максимальная достижимая скорость 143 км/ час. В начале 1970-х годов такой двигатель значительно превосходил возможности других советских машин для легковых автомашин. Он быстро завоевал популярность у отечественных автолюбителей благодаря низкому расходу топлива и легкому запуск зимой. Простота конструкции двигателя делала возможным его самостоятельный ремонт.

image-7.png

С 1972 года модель ВАЗ-2101 вошла в число наиболее популярных советских автомобилей. На различных модификациях автомобиля устанавливались двигатели с разными параметрами. ВАЗ 21011 комплектовался двигателем 1,3 с 69 л.с. ВАЗ 21018 и ВАЗ 21019 были оборудованы более мощными двигателями ВАЗ-311 (односекционный, 70 л.с.) и ВАЗ-411 (двухсекционный, 120 л.с.).

Интересный вариант автомобиля ВАЗ предлагал для спецслужб. ВАЗ 21015 был снабжен двигателем ВАЗ-2106 с увеличенным поршнем 79 мм. Модификация «Аркан» ВАЗ 2101 позволяла достигать скорости свыше 170 км/час.

Технические характеристики

Позиции Показатели
  ВАЗ 2101 ВАЗ 21011
Вид топлива
Устройство впрыска Карбюратор
Материал блока цилиндров Чугун
Материал ГБЦ Алюминиевый сплав
Вес, кг 114
Расположение цилиндров Рядное
Количество цилиндров, шт 4
Диаметр поршня, мм 76 79
Амплитуда движения поршня, мм 66
Диаметр цилиндра, мм 76 79
Рабочий объем, см3 1198 1294
Максимальная мощность, л. с. 64 69
Крутящий момент, Нм 87,3 94
Степень сжатия 8,5 8,8
Смешанный расход топлива, л 9,2 9,5
Заявленный ресурс двигателя, тыс. км. 200000 125000
Практический ресурс, тыс. км. 500000 200000
Распределительный вал
расположение верхнее
232
42
40
диаметр сальников, мм 56 и 40
ширина сальников, мм 7
Коленчатый вал
Диаметр шейки, мм 50,795
Количество подшипников, шт 5
Маховик
наружный диаметр, мм 277,5
посадочный диаметр, мм 256,795
количество зубьев венца, шт 129
вес, г 620
Рекомендуемое моторное масло 5W30, 15W40 5W30, 5W40, 10W40, 15W40
Объем моторного масла, л 3,75
Рекомендуемая охлаждающая жидкость Тосол
Количество охлаждающей жидкости, л 9,75
Привод ГРМ Цепной, двухрядный
Порядок работы цилиндров 1–3-4–2

Неисправности двигателя ВАЗ 2101 и их признаки

Каким бы надёжным ни был силовой агрегат «копейки», он тоже иногда может капризничать. Основными признаками его неисправности являются:

  • невозможность запуска;
  • нестабильная работа на холостых оборотах, троение;
  • снижение тяговых и мощностных характеристик;
  • перегрев;
  • посторонние шумы (стук, цокот);
  • появление белого (сизого) выхлопа.

Естественно, любой из перечисленных симптомов не может чётко указывать на определённую неисправность, поэтому давайте рассмотрим их более детально в разрезе возможных поломок.

Тюнинг

  • Вариант тюнинга с увеличением объема подразумевает расточку цилиндров и замену поршней на запчасти от старших моторов ВАЗа. Подобная работа представляет определенную сложность и может иметь высокую стоимость. Необходимо расточить цилиндры, заменить поршни и коленвал. Зачастую проще бывает провести свап двигателя, установив мотор от пятерки или шестерки ВАЗа.
  • Установка турбины может рассматриваться исключительно в теории, так как такой вариант тюнинга приводит к быстрому выходу из строя ВАЗ 2101, тюнинг двигателя которого был выполнен с помощью турбины и компрессора. Мотор с установленной турбиной имеет ресурс порядка 20 тысяч километров, при этом показатель мощности в редких случаях превышает отметку в 100 лошадиных сил. Подобный вариант используют разве что для автомобилей, участвующих в дрег-рейсенге, где автовладельцы не заботятся о ресурсе автомобиля, а во главу угла ставят лишь технические характеристики форсированного мотора.

Схема ГРМ

Техобслуживание

Объект техобслуживания Время или пробег (что наступает раньше)
Цепь ГРМ замена через 100000 км
Батарея АКБ 1 год/20000
Зазор в клапане 2 года/20000
Вентиляция картера 2 года/20000
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование 2 года/20000
Топливопровод и крышка бака 2 года/40000
Масло моторное 1 год/10000
Фильтр масляный 1год/10000
Фильтр воздушный 1 – 2 года/40000
Фильтр топливный 4 года/40000
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения 2 года/40000
Жидкость охлаждающая 2 года/40000
Датчик кислородный 100000
Свеча зажигания 1 – 2 года/20000
Коллектор выпускной 1 год

Частые вопросы

Расход топлива — город 9,4л. | трасса 6,9л. | смешанн. 9,2л/100 км

Расход масла — 700 гр. на 1000 км

Вес двигателя ваз 2101 — 114кг

Габаритные размеры двигателя ваз 2101 (ДхШхВ), мм — 540х522х621

Сколько масла в двигателе 2101: 3.75 л.

При замене заливать около 3.5 л.

Характеристики двигателя ВАЗ 2101

Годывыпуска – (1970 – 1983) Материал блока цилиндров – чугун Система питания – карбюратор Тип – рядный Количество цилиндров – 4 Клапанов на цилиндр – 2 Ход поршня – 66 мм Диаметр цилиндра – 76 мм Степень сжатия – 8,5 Объем двигателя ваз 2101 – 1198 см. куб. Мощность двигателя ваз 2101– 59 л.с. /5600 об.мин Крутящий момент – 89 Нм Топливо – АИ92 Расходтоплива — город 9,4л. | трасса 6,9л. | смешанн. 9,2л/100 кмВес двигателя ваз 2101 — 114кгГабаритные размеры двигателя ваз 2101 (ДхШхВ), мм — 540х522х621Какое лить масло в двигатель ваз 2101: 5W-30 5W-40 10W-40 15W-40 Сколько масла в двигателе 2101: 3.75 л. При замене заливать около 3.5 л. Ресурс ваз 2101 : 1. По данным завода – 125 тыс.км 2. На практике – 200 тыс.км

ТЮНИНГ Потенциал – 200 л.с. Без потери ресурса около70-75 л.с.

Двигатель 2101 устанавливался на: ВАЗ 2101 ВАЗ 2102 ВАЗ 21035 ВАЗ 21041 ВАЗ 21051

Неисправности и ремонт двигателя 2101

Двигатель ВАЗ 2101 1,2 л. базовый для всего классического семейства ВАЗ, вопреки некоторым мнениям что на ваз 2101 фиатовский двигатель, это не совсем верно, мотор 2101 создан из сырого прототипа двигателя FIAT 124. За счет увеличенного, по отношению кфиатовскому движку, межцентрового расстояния, позволил инженерам ВАЗ неоднократно увеличивать рабочий объем двигателя. В последствии из него были построены моторы 1.3 л., 1.5 л., 1,6 л. вплоть до 1,7 л. и 1,8 л. Мотор копейки карбюраторный рядный4-х цилиндровый с верхним расположением распределительного вала, газораспределительный механизм 2101 имеет цепной привод. Мотор относится к жигулевской так называемой «классической» серии с низким блоком. Ресурс двигателя ВАЗ 2101, в спокойном режиме эксплуатации, своевременному обслуживанию достигает 180-200 тыс. км.

На моделях 1970-1974 годов выпуска двигатель копейки имеет более высокую надежность, так как производство контролировалось специалистами из FIAT. Прежде чем описывать бесконечные проблемы двигателя, хотелось дать ответ на вопрос где находится у ваз 2101 номер двигателя. Становимся впереди машины, с левой стороны, смотрим на переднюю часть блока двигателя, в районе расположения сапуна и шкива коленвала. Внимательно смотрите, написано мелко. Перейдем к проблемам ваз 2101, на движках существует проблема повышенного износа распредвала. Так же мотор нуждается в систематической(раз в 7-10 тыс.км) регулировке зазоров клапанов,об этом подскажет громкий стук при работе двигателя на холостом ходу слышный сместа водителя при закрытом капоте . Карбюраторы Вебер и Озон постоянно требуют регулировки СО и очистки. Высокий расход масла ваз 2101, до 0,7 л на 1000км. Очень часто греется двигатель ваз 2101, причины тому неисправность термостата системы охлаждения. Изредка причиной перегрева двигателя ваз 2101 может стать отказ вентилятора, неисправность помпы, использование бензина с октановым числом выше рекомендуемого и ряд различных мелких причин. Очень нередки случаи когда двигатель ваз 2101 дымит, на то есть ряд причин основные это: прогар поршневых колец, богатит карбюратор,  вышли из строя сальники клапанов, износ направляющих втулок клапанов и много много чего еще. Чаще всего это признак, что вас ждет капремонт двигателя ваз 2101. Так же нередки случаи когда троит двигатель ваз 2101, что ведет к быстрому его износу. Среди причин Неисправности двигателя ваз 2101 можно перечислять бесконечно, самые основные выше описаны, по другим случаям нужно обращаться к мастерам.

Тюнинг двигателя 2101

Описание процесса тюнинга двигателя ВАЗ 2101

Тюнинг двигателя копейки, или как еще говорят форсирование двигателя ваз 2101, дело рисковое, учитывая написанное выше и учитывая общую изношенность мотора, если это не останавливает, тогда поехали.. сперва рассмотрим с точки зрения увеличения рабочего объема мотора. Это наиболее доступный метод улучшить ваш мотор, поднять мощность и крутящий момент во всем диапазоне. Вариант установки спортивных распредвалов, расточки каналов ГБЦ, компрессоры  и прочее так же опишем в деталях чуть ниже. Но учитывая тот факт, что ваш двигатель 2101 бу, то навешивать слишком много на него чревато последствиями. Так как увеличить мощность двигателя ваз 2101, начнем с автомобилей 1970-1974 годов выпуска, они отличается возможностью установки нива поршней диаметром 82 мм от ВАЗ 21213 Нива, благодаря толстостенному блоку цилиндров. Чтобы степень сжатия 2101 не просела (лужа в поршнях 21213), нужно нива поршни брать с плоским днищем или более легкие поршни 2112 и срезать вытеснитель с поршней. Со стандартным ходом 66 мм объем мотора составит 1,4 л. Получим прибавку мощности, сам же движок будет очень высокооборотистый.Увеличение объема двигателя ваз 2101 выпуска после 1974 года несколько отличается, блок цилиндров в целях экономии металла стал тонкостенным, максимальный возможный диаметр поршня 79 мм от ВАЗ 21011 или 2105. Увеличение хода поршня до 80 мм. реализуется за счет установки коленвала от ВАЗ 2103 и шатунов с уменьшенным межцентровым расстоянием (129 вместо 136) или установкой поршней со сниженной компрессионной высотой, производство ТРТ. Минусы коротких шатунов – угол наклона шатуна, чем больше угол наклона, тем с большим усилием он прижимает поршень к стенке цилиндра, увеличивается сопротивление движению, ухудшаются условия смазки, изнашиваются стенки цилиндра, шатун работает под большей нагрузкой (особенно в центре шатуна), надежность двигателя 2101 снижается.Из плюсов отметим хорошую скорость наполнения цилиндров на средних и низких оборотах, более однородную смесь, улучшенное сгорание. Минусы ТРТ поршней – меньшая их прочность по отношению к стандартным ВАЗ 2101, тепловая нагрузка на кольцо и вероятность прогара поршня. Увеличение хода поршня до 84 мм. Коленвал ВАЗ 2130, а так же использовать поршни ТРТ, шатуны усаживаются до 134 мм.

Расточка двигателя ВАЗ 2101

— поршень большего диаметра, стандартный ход 1,3 л. 79х66 (диаметр цилиндра Х ход поршня) ~64 л.с.—поршень большего диаметра, стандартный ход1,4 л. 82х66 (до 1974 г.в.) Серийно такие моторы ВАЗ не выпускались, информации о постройке подобных движков мало. Объясняется это тем, что для адекватного использования такого мотора нужно усиленный низ, кованые поршня, подобрать нужный верховой вал и т.д, плюс ко всему грамотно настроить. Максимальные обороты правильной конфигурации более 9000 об/мин. Ресурс такого движка около 20тыс в зависимости от эксплуатации.—стандартный поршень, увеличенный ход 1,5 л. 76х80 ~70 л.с. Максимальный крутящий момент примерно 105Нм при 3000об/мин Аналог двигателя Ваз 2103 на низком блоке. Этот вариант ответ на все вопросы как улучшить двигатель ваз 2101.— поршень большего диаметра, увеличенный ход 1,6 л. 79х80 ~75 л.с— поршень большего диаметра, увеличенный ход 1,7 л. 82х80 (до 1974 г.в.) ~ 80 л.с.— поршень большего диаметра, увеличенный ход 1,8 л. 82х84 ~80 л.с. (до 1974 г.в.)

Тюнинг ГБЦ ВАЗ 2101

Хороший вариант модернизации двигателя ваз 2101 за счет снятия шероховатости каналов, полировка каналов ГБЦ и коллектора ВАЗ 2101 уменьшает сопротивление на впуске, мощность двигателя копейки увеличивается примерно на 5-8 лошадиных сил, увеличиться и крутящий момент во всем диапазоне . Для полировки необходимо снять ГБЦ, помыть смесью При дополнительной расточке каналов двигатель ВАЗ 2101 способен показать около 75 л.с. Так же рекомендуется использовать Т-образные клапана на классике вместо тюльпанообразных.

Распредвал на классику

Правильно подобранный распределительный вал на 2101, а так же доработанная голова, при форсировке двигателя ваз 2101 способны показать более 80 л.с.

Компрессор на ВАЗ 2101

На рынке предлагаются готовые установочные комплекты компрессора на ваз 2101, например автотурбо компрессор с давлением 0,5 и 0,7 бар. Компрессор 0.5 бар автотурбо ставится с минимальными доработками. При установке компрессора на ваз с давлением 0,5 бар на доработанную ГБЦ с увеличенным до 1,5-1,6 л объемом автомобиль выдаст более 120 л.с. Со стандартным объемом до 90-100 л.с. Установка возможно сократит ресурс двигателя ваз 2101.

Роторный двигатель на ВАЗ 2101

Крайняя мера ибо цена роторного двигателя на ваз заставит сразу отбросить эту затею. Из роторных двигателей на классику встают РПД ВАЗ-411 мощностью 120л.с., ВАЗ-413 мощностью 140л.с. и ВАЗ-415 мощностью 140л.с, но более легкий. На копейку ставился РПД ВАЗ-411 мощностью 120л.с.  с ним машина ехала около 180км/ч. Недостатки РПД ВАЗ это низкий ресурс(при заявленных изготовителем 125 тыс. км), высокий расход топлива и высокий расход масла(до 1л на 1000 км).

РЕЙТИНГ ДВИГАТЕЛЯ: 2

<<НАЗАД

ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ 2106-1000260.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 2106.

Двигатель четырехтактный, карбюраторный, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Двигатель имеет комбинированную систему смазки: под давлением и разбрызгиванием.

Количество цилиндров:

4

Рабочий объем цилиндров, л:

1,57

Степень сжатия:

8,5

Номинальная мощность двигателя при частоте вращения коленчатого вала 5400 об/мин,:

54,8кВт/74,5 л.с.

Диаметр цилиндра, мм:

79

Ход поршня, мм:

80

Число клапанов:

8

Минимальная частота вращения коленчатого вала , об/мин:

850-900

Максимальный крутящий момент при 3400 об/мин., Н*м:

104

Порядок работы цилиндров:

1-3-4-2

Октановое число бензина:

91-93

Система подачи топлива:

карбюратор

Свечи зажигания:

А17ДВР, А17ДВ-10

Вес, кг:

121.0

Особенности двигателя.

Двигатель 2106-1000260 устанавливается на ВАЗ 2103, 2106, 2121, 21053, 2107.

Двигатель ВАЗ 2106 это доработанный двигатель ВАЗ -2103

Изменение мощности двигателя было достигнуто за счет рабочего объема двигателя путем увеличения диаметра цилиндра до 79мм.

Блок цилиндров 2106-1002011 с диаметром цилиндров 79мм.

Определены пять классов цилиндров: A, B, C, D, E. (Отличие в размерах между классами составляет 0,01 мм (обозначение его класса наносится на нижней плоскости блока цилиндров, рядом с каждым цилиндром)

Головка блока 21011-1005011-10.

Новая прокладка головки блока.

На двигателе 2106 поршни от двигателя 21011 диаметром 79мм.

Поршень модели 21011 отличается от поршня 2101 наличием цилиндрической лунки на днище поршня и имеет увеличенный диаметр. В процессе работы, разные зоны поршня, нагреваются неравномерно. Для компенсации тепловой деформации форма поршня отличается от формы правильного цилиндра. Также в бобышках поршня находятся стальные терморегулирующие пластины. Для снижения динамических нагрузок на поршень, отверстие для поршневого пальца выполнено со смещением вправо от центральной оси на 2мм. Для осуществления правильной сборки, рядом с отверстием под поршневой палец, присутствует маркировка в виде символа «П». При сборке, все поршни ориентируют так, чтобы метки были направлены в сторону передней части блока.

Для диаметров поршней определены пять классов, с отличием в размерах на 0,01 мм. Классы обозначают латинскими буквами, аналогично обозначению классов для цилиндров блока.

Поршни, по отверстию под поршневой палец, делят на три категории размеров — через 0,004 мм, (обозначаются категории — «1»,»2″,»3″). На дне поршня осуществляется клеймление класса поршня и категории размера поршневого пальца.

Начиная с 1986 г. определены два ремонтных размера для поршней: с увеличением на 0,4 и с увеличением на 0,8 мм.

Комплект поршневых колец 2106-1000100-10.

Особенность данного комплекта — маслосъемное кольцо выполняется хромированным ( в отличие от комплекта 2101). Хромирование выполняется для увеличения ресурса работы кольца, которое потребовалось провести при возросшей нагрузке связанной с увеличением мощности двигателя.

Комплект стальных колец — 2106-1004029.

Шатун стальной, кованый модели 2101.

На двигатель устанавливается коленвал 2103. (отличается от коленвала 2101 увеличенным на 7 мм радиусом кривошипа). На коленвале 2103, на щеке коренной шейки, наносится маркировка «2103». Вместо вала 2103 рекомендован к установке коленвал 21213, имеющий соответствующие посадочные размеры.

Коленвал 21213 имеет улучшенные динамические характеристики за счет дополнительных противовесов.

Карбюратор «Озон» 2107-1107010-20

Распределитель зажигания с вакуумным регулятором опережения зажигания. Распределитель зажигания 30.3706.01

Катушка зажигания Б-117А.

Генератор Г221 42А.

Стартер 35.3708 мощностью 1,3 кВт.

Остальные узлы соответствуют элементам двигателя ВАЗ-2103.

Оснащение двигателя ВАЗ-21213Характеристики двигателя ВАЗ-21214

Двигатель ВАЗ-21213 технические характеристики

Индекс двигателя 21213
Производитель АвтоВАЗ
Годы выпуска 1994 — …
Тип бензиновый
Система питания карбюратор СОЛЕКС
Тип двигателя рядный
Рабочий объём 1690 см3 (1,7 л.)
Максимальная мощность 81 л.с. (61 кВт)
Максимальный крутящий момент 126 Нм при 3000 об/мин
Степень сжатия 9,3
Зажигание трамблёр
Количество цилиндров 4
Местонахождение первого цилиндра ТВЕ
Материал ГБЦ алюминевый сплав
Материал блока цилиндров чугун
Впускной коллектор дюралевый
Выпускной коллектор литой, чугунный
Распредвалы оригинальный профиль кулачков
Диаметр цилинров 82 мм.
Ход поршня 80 мм.
Поршни оригинальные
Порядок работы цилинров 1-3-4-2
Число клапанов 8
Обороты холостого хода 750-800 мин-1
Система подачи топлива карбюратор
Цепь ГРМ двухрядная цепь, от ВАЗ-2103 с башмаком натяжителя
Вес двигателя 117 кг.
Регулировка клапанов гайки
Динамические характеристики
Объём масла 3,75 л.
Объём ОЖ 10,7 л.
Система охлаждения принудительная, антифриз
Помпа с пластиковой крыльчаткой
Свечи BCPR6ES от NGK или отечественные АУ17ДВРМ
Зазор свечей 1,1 мм.
Воздушный фильтр Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst
Масляный фильтр с обратным клапаном
Маховик 21213 с посадочным диаметром 200 или 215 мм.
Болты крепления маховика М12 х 1,25 мм., длина 26 мм.
Маслосъёмные колпачки
Компрессия от 14 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар
Расход масла 0,7 л. на 1000 км.
Масло по вязкости 5W-30, 5W40, 10W-40 15W40
Марка масла рекомендуемая Liqui Moly, Лукойл. Роснефть
Рабочая температура масла 95o
Расход топлива
Расход топлива трасса 8,3 л. на 100 км.
Расход топлива смешанный 10,5 л. на 100 км.
Расход топлива город 11,5 л. на 100 км.
Марка бензина АИ-92
Ресурс агрегата
Усилия затягивания резьбовых соединений
Свеча 31-39 Н.м
Маховик 62-87 Н.м
Болт сцепления 19-30 Н.м
Крышка подшипника коренной 68-84 Н.м шатунный 43-53 Н.м
Головка цилиндров — три стадии 20 Н.м 69-85 Н.м + 90o + 90o
Нормативы экологии Евро-0
Двигатель ВАЗ-21213 устанавливали на:

Характеристики двигателяLada 4х4ФайлыУстройство и ремонт 2101, 21011pdf45.35 MB

По умолчанию ДВС 2101 стал базовым вариантом для автомобилей семейства ВАЗ. Первым экспериментом стала модификация 21011 – в двигателе стал меньше ход поршня, зато увеличился диаметр цилиндра. Фактически это была заводская форсировка мотора специалистами, чтобы увеличить мощность, и избавить пользователей от необходимости производить при этом капремонт чаще указанной периодичности.

dvs-21011.jpgДВС 21011

Эксплуатационные параметры мотора 21011

Классическая модернизация ДВС 2101 увеличила объемы сжигания топливной смеси при одновременном снижении хода поршня. Расход топлива изменился в большую сторону незначительно, зато мотор стал «приемистым». Основные технические характеристики варианта 21011 имеют следующий вид:

Изготовитель АвтоВАЗ
Марка ДВС 21011
Годы производства 1974 – 2006
Объем 1294 см3 (1,3 л)
Мощность 50,7 кВт (69 л. с.)
Крутящий момент 94,3 Нм (3400 об/мин)
Вес 114 кг
Степень сжатия 8,8
Питание карбюратор Озон ДААЗ 2105
Тип мотора рядный, верхневальный
Число цилиндров 4
Местонахождение первого цилиндра ТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре 2
Материал ГБЦ сплав алюминиевый
Впускной коллектор «длинные» перегородки
Выпускной коллектор «паук», схема 4/2/1
Распредвал верхнее расположение внутри ГБЦ
Материал блока цилиндров чугун
Диаметр цилиндра  А класс – 79 – 79,01 мм

B класс – 79,01 – 79,02 мм

С класс – 79,02 – 79,03 мм

D класс – 79,03 – 79,04 мм

Е класс – 79,04 – 79,05 мм

Поршни 79 мм
Кольца не симметричные, без покрытия
Диаметр поршня А класс –78,94 – 78,95 мм

В класс – 78,95 – 78,96 мм

С класс – 78,96 – 78,97 мм

D класс – 78,97 – 78,98 мм

Е класс – 78,98 – 78,99 мм

Коленвал чугун ВК, короткий радиус кривошипа
Количество коренных подшипников 5
Ход поршня 66 мм
Горючее АИ-93
Нормативы экологии Евро-2
Расход топлива трасса – 8 л/100 км

смешанный цикл 9,5 л/100 км

город – 11 л/100 км

Расход масла максимум 0,7 л/1000 км
Моторное масло для 21011 5W-50 и 10W-40
Объем моторного масла 3,75 л
Рабочая температура 80°
Ресурс мотора заявленный 125000 км

реальный 200000 км

Регулировка клапанов гайки
Система охлаждения принудительная, антифриз/тосол
Количество ОЖ 9,75 л
Помпа с пластиковой крыльчаткой
Свечи на 21011 А-17-ДВ
Зазор между электродами свечи 0,5 – 0,6 мм
Цепь ГРМ 114 звеньев, двухрядная
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Воздушный фильтр переключение сезонной температуры, картонный картридж с предочистителем
Масляный фильтр оптимально Mann W914/2
Маховик Вес 0,62 кг, 129 зуба, 6 посадочных отверстий без смещения, диаметр наружный 27,75 мм, внутренний 25,67 мм
Болты крепления маховика М10/1,25 мм, общая длина 23,5 мм
Маслосъемные колпачки рекомендованы заводом от фирм Corteco либо Хорс
Компрессия 10 – 14 бар, перепад давления в соседних цилиндрах не более 1 бара
Температура масла 80°С
Температура срабатывания термостата 80 – 84°С
Обороты ХХ 850 – 950 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединений свеча – 37,24 Нм

маховик – 83,3 Нм

болт сцепления – 29,4 Нм

крышка подшипника – 80,36 Нм (коренной) и 50,96 (шатунный)

головка цилиндров – две стадии 39,2 Нм, 112,7 Нм

Положительной особенностью ДВС 21011 стал тот факт, что он был разработан на 4 года позже базовой модели мотора. За это время завод ДААЗ запустил в серию карбюраторы Озон, которые по умолчанию превосходили эксплуатационными характеристиками ранее используемое навесное оборудование для приготовления топливной смеси Солекс.

karbyurator-ozon.jpgКарбюратор Озон

Руководство завода производителя включило в комплектацию 21011 карбюратор Озон, дополнительно повысив характеристики этого мотора.

Конструкция ДВС

Несмотря на увеличившийся диаметр цилиндра (79 мм вместо 76 мм) капитальный ремонт мотора 21011 производится в плановом порядке, как и указывает официальный мануал. Все принципиальные конструктивные особенности остались прежними:

  • верхнее позиционирование распределительного вала механизма ГРМ;
  • межцентровое расстояние цилиндров для возможной расточки;
  • цепной привод ГРМ;
  • облеченная головка блока цилиндров.

Конструкция мотора

Компоновка поршневой группы превзошла возможности оригинала – мотор стал приемистым практически без увеличения расхода бензина.

Положительные и отрицательные моменты

Основные минусы, которые имеет мотор 21011, он сохранил от образца ДВС 2101, из которого и возник:

  • повышенный шум от цепной передачи;
  • пригодность только для заднеприводных авто;
  • периодическая регулировка оборотов ХХ;
  • сложная регулировка клапанов.

regulirovka-klapanov-2.jpgРегулировка клапанов

Внутри впускного коллектора использованы длинные перегородки, поэтому при дросселировании первой камеры воздушно-топливный «голод» испытывают 2 и 3 цилиндры, а при открытии заслонки второй камеры, наоборот – 1 и 4 цилиндры.

Однако для своего времени 21011 стал передовым техническим решением отечественного автопрома. Зная характеристики двигателя, у пользователя не возникает проблем, какое масло лить, и какие ОЖ использует система охлаждения движков.

Техобслуживание – регламент

Типовое устройство ДВС обеспечивает стандартные для семейства моторов АвтоВАЗ сроки замены расходников и операций обслуживания, поэтому мотор 21011 имеет следующий регламент ТО:

Объект техобслуживания Время или пробег (что наступает раньше)
Ремень ГРМ замена через 100000 км
Батарея АКБ 1 год/20000
Зазор в клапане 2 года/20000
Вентиляция картера 2 года/20000
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование 2 года/20000
Топливопровод и крышка бака 2 года/40000
Масло моторное 1 год/10000
Фильтр масляный 1год/10000
Фильтр воздушный 1 – 2 года/40000
Фильтр топливный 4 года/40000
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения 2 года/40000
Жидкость охлаждающая 2 года/40000
Датчик кислородный 100000
Свеча зажигания 1 – 2 года/20000
Коллектор выпускной 1 год

Расходники и запчасти для двигателя не являются дефицитом, несмотря на снятие его с производства в 2006 году.

manual-po-obsluzhivaniyu-21011.jpgМануал по обслуживанию 21011

Типовые неисправности мотора

В отличие от эталона, двигатель 21011 спроектирован под среднее октановое число, бензин А-76 как на моторе 2101 использовать не рекомендуется. При обрыве приводной цепи ГРМ поршень стандартно гнет клапана, что является общей проблемой для ДВС АвтоВАЗа, за редким исключением (например, 2105). Основными неисправностями являются:

Поломка Причина Устранение
Дым сизого цвета замена уплотнений, колец и расходников
Перегрев ДВС поломка термостата либо вентилятора установка нового навесного оборудования
Расход масла увеличивается выработка поршней/цилиндров, протечки в клапанных крышках установка следующего ремонтного размера поршней и колец, замена прокладок
Стук вкладыши шатунов, подшипники кривошипа, увеличение зазора клапанов замена расходников после диагностики

В принципе простая для сегодняшнего уровня развития ДВС схема двигателя облегчает самостоятельное обслуживание модели привода 21011. В инструкции изготовителем четко указано, какое масло рекомендовано эксплуатировать, приведено описание параметров ДВС.

В каких моделях ВАЗ использовался?

За годы производства двигатель 21011 монтировался на автомобили ВАЗ следующих модификаций:

  • 21011 – седан;
  • 21021 – универсал;
  • 21033 – седан;
  • 21063 – седан.

vaz-21063.jpgВАЗ 21063

По умолчанию в двигатель заложен высокий эксплуатационный ресурс, все указанные модели машин эксплуатируются до сих пор.

Тюнинг ДВС

В принципе двигатель 21011 – это и есть заводской тюнинг ДВС 2101. Однако межцетровой размер цилиндров позволяет расточить их еще больше для увеличения объема. Выполняя тюнинг своими руками, следует учитывать нюансы:

  • безопасным для мотора считается достижение максимум 80 л. с.;
  • после изменения хода поршня, расточки цилиндра следует регулировать зажигание, модернизировать тормозную систему, маховик;
  • может увеличиться расход масла и топлива, сократиться периодичность обслуживания мотора.

tyuning-21011.jpgТюнинг 21011

Производитель рекомендует тюнинг в виде улучшения существующих узлов без применения турбин. Например, из блока 21011 можно получить мотор 1,7 л:

  • коленвал от 2103, оптимально от 21213;
  • расточка цилиндров под размер 82 мм;
  • поршни от Нива 213 или 21213 (компрессия выше);
  • шатуны для первого варианта 213 или укороченный 129 мм для второго случая, соответственно.

Оптимальным значением соотношения R/S (длина шатуна/ход коленвала, соответственно) считается 1,75 единиц. При большем значении R/S получаются улучшенные высокие и средние обороты, но повышается температура внутри камер сгорания. Как результат – прогорание поршней. Скорость потока топливной смеси снижается, могут появиться детонации.

Если используются короткие шатуны, то автоматически увеличивается их угол наклона. Центры этих деталей испытывают критические нагрузки, возможен обрыв в плоскости 45 градусов относительно оси шатуна у нижней/верхней головки. Повышается трение боковых стенок поршня, колец и цилиндров, поэтому применяются смещенные пальцы.

Таким образом, модернизированная версия мотора 21011 обладает более высокими техническими параметрами в сравнении с эталоном 2101. Именно на основе этого ДВС были разработаны поздние версии 2103 и 2105.

Используемые источники:

  • http://www.motors-vaz.ru/2101.html
  • http://wikimotors.ru/vaz-2101-12/
  • http://vezdehodik.com/shop/mat-chast/dvigatel-2106-16l-745ls/
  • https://dar-web.ru/tech_dv_21213_adaptiv.php
  • https://swapmotor.ru/dvigateli/vaz-dvigateli/21011.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий