Проводим ремонт рулевой рейки ваз 2108 самостоятельно

—> Мастера ВАЗа / Рулевое / Рулевая рейка

remont-rulevoy-reyki-vaz-2108-600x338.jpg

Вид рулевой рейки ВАЗ 2108

Когда рейка выходи со строя

Выявляем неполадку

Для определения неисправности нужно знать, как они проявляются. Это можно увидеть по ряду симптомов.Итак:

  • Когда при движении вы слышите стук, который доносится, как правило, с правой стороны;
  • Наблюдается увеличение люфта руля. Это водитель сразу может ощутить по виляниям при  скорости, причем они не так хорошо контролируются. А при прибытии на станцию выясняется, что и развал-схождение плохо делается;
  • Когда вы едите, чувствуете трудности с управлением, и туго идет руль. Его словно закусывает. Это тоже сигнал, чтобы проверит  рейку;

Все вышеперечисленные нюансы служат поводом для проведения осмотра и регулировки. Вполне вероятно потребуется и полная замена.

Устройство механизма

Прежде чем делать ремонт, надо знать устройство и принцип работы механизма. Иначе может ничего не получиться.Из отечественной классики Ваз 2108 отличается более простой и надежной системой рулевого управления.Давайте посмотрим, из чего состоит рулевая рейка:

  • Помещается в закрытом картере всего рулевого механизма;
  • Есть рулевая шестерня, которая соединяется эластичной муфтой с валом рулевым;
  • Движение рейки к рулевым тягам передает пластина соединительная;
  • Скобы для крепления.

Варианты исправления неполадок

Прежде чем делать работу, следует знать и способы устранения неисправности.Их есть несколько:

  • Исправление путем регулировки, которая позволяет избавиться от люфта и поможет восстановить работоспособность механизма на определенный промежуток времени;
  • Приобрести ремкомплект и провести замену. Это следует сделать, когда сильно изношен вал и простая регулировка не может помочь справится с этим;
  • Полная замена узла, которая делается, как правило, когда нарушается целостность всего корпуса.

Ремонт рейки

В ваз 2108 ремонт, рулевая рейка может быть сделана своими силами. Для этого сначала следует подготовить инструмент и нужные материалы, который потребуется во время работы.

Инструменты и материалы

Кое что может быт и в гараже, но некоторые вещи при деется и докупить:

  • Хомуты пластиковые 200/4;
  • Для протирки деталей нам понадобится уайт-спирит;
  • Для смазки подшипников потребуется смазка;
  • Ветошь, только не стоит брать с ворсом. Он может только навредить при работе;
  • Как называется в народе WD-шка. Это воющее в некоторых случаях незаменимая жидкость которая поможет снять детали поврежденные коррозией и накипью;
  • Так же купите банку мовили.

Теперь пройдемся по инструменту.Пожалуй такой набор есть у каждого автолюбителя:

  • Торцовые головки в наборе;
  • Ручка, которая удлиняет головки, желательно с трещеткой;
  • Не у всех есть, но надо, это съемник, который позволит снять наконечники;
  • Потребуется спец-ключ для гаек подшипника, он изготовлен в виде восьмигранника.

Внимание: Перед тем как приступить к работе, все соединения стоит обработать жидкостью WD. Пролить надо пару раз через час после обработки первого. После этого можно не бояться, что гайки не будут откручиваться.

Правила проведения ремонта

Когда все подготовлено, закуплен материал и инструмент, можно приступать к работе. Самое главное здесь не торопиться, делать все осознанно и аккуратно.

vaz-2108-remont-rulevaya-reyka-600x450.jpg

Нужный ремкомплект

  • Для начала устанавливаем под колеса упоры. Поднимаем и фиксируем ручной тормоз;
  • Блокируем руль. Обесточиваем аккумулятор;
  • Домкратом автомобиль  и снимаем колеса. Но для этого варианта лучше просто поставить машину на опоры. Если конечно есть возможность;
  • Ослабляем и откручиваем гайки наконечников, вытаскиваем пальцы из рычагов стоек.  В этом случае нам пригодится съемник. Прикладываем его и до упора закручиваем винт, после этого бьем молотком по рычагу. Делаем это умеренно, нам не надо поломать, следует починить. Когда наносим удары, ключом держим винт съемника;

При помощи ключа на 13 освобождаем рулевой механизм

  •  Откручиваем гайки хомутов. Мы и отключили аккумулятор, чтобы не попасть на плюсовой провод;
  • В салоне есть болт, который держит левый вал, откручиваем и его. Он находится у пола;
  • Зажимаем элемент в тисках и чистим при помощи щетки по металлу. После этого смачиваем ветошь в уайт-спирите и протираем;
  • Снимаем усы, для этого отгибаем пластину при помощи зубила и полностью откручиваем болты;
  • Снимаем стопорную шайбу подшипника при помощи отвертки. Для съема гайки надо применит специальный ключ;
  • На губки тисов ложим прокладки и зажимаем шлицевой вал. Не сильно, а аккуратно постукиваем молотком и снимаем подшипник, после этого вал и шестерни;

Снять подшипник поможет двухлапый съемник

  • Вытаскиваем зубчатую рейку из корпуса, освобождаем гайку зажимную. Промываем ее,высушиваем;
  • Делаем осмотр шарниров. На вид не должно быть механических повреждений, если они есть, тогда выполните замену;
  • Пластиковую втулку ставим новую, направляем отверстиями в корпус. Делаем обрезку резинки;
  • Со стороны шестерни надо вставить рейку. При этом следует выдержат расстояние от корпуса и до торца, оно должно быт порядка 28мм. Сама рейка не может выступать наружу;
  • Теперь нам надо запрессовать шестерню и подшипник, и при чем сделать это до упора. Для этого вал вместе с корпусом надо зажать в тисах. Только давит надо с чувством, а не со все          силы;
  • Вставляем упор. Гайку. Пружину;
  • Надо вставить новое кольцо из резины  со стороны вала. Это тоже можно найти в ремкомплекте. Закручиваем еще одну гайку. Совмещаем метки и надеваем контровочную шайбу, крышку;
  • Теперь одеваем кольцо резиновое и чехол. На чехле затягиваем хомуты;

Установка чехла и закрепление его хомутом

  • Делаем установку усов. Надеваем шайбы на шарнирах. Необходимо чтобы с обеих сторон чехла была шайба;
  • Устанавливаем пластину после этого контрпластину, заворачиваем плотно болты. Делаем подгиб стопорной пластины. И устанавливаем заглушки из резины.

Теперь полученную конструкцию помещаем в моторный отсек. Инструкция дается пошаговая. Поэтому и выполнять всю работу требуется поэтапно и не торопясь.

  • Теперь, для того чтобы установит рейку на место, нам надо чтобы вал попал в отверстие в кузове. Накидываем хомуты, одеваем шайбы, наживляем гайки;
  • Вставляем болт в ушко муфты и зажимаем его достаточно сильно;
  • Затягиваем контргайки на хомутах. Шпильки перед установкой обработайте мовилью;
  • Соединяем рычаги стоек с наконечниками рулевыми. Затягиваем гайки;

Внимание: Если вам требуется поменять просто пыльник, тогда такого объема работ можно не делать. Для этого не нужно снимать весь рулевой механизм полностью.

Проверяем и регулируем выполненную работу

Когда в ваз 2108 рулевая рейка ремонт выполнен и все стоит на своих местах, следует провести и регулировку оборудования.Итак:

  • При проверке не допускается вертикальный люфт в рулевых тягах;
  • Люфт должен быть отрегулирован на рулевом колесе, и соответствовать порядка 15-ти градусов;
  • Ход руля должен быть легкий. Не должно быть никаких закусываний. Количество витков в разные стороны должно быть равным;
  • После поворота руля, он должен сам возвращаться в прежнее положение без посторонней помощи;
  • Следующая регулировка должна делается после 500-700 км пробега. Но если проблемы возникают раньше, тогда не следует затягивать.

Проверяем зазор между упором рейки и гайкой

Добавить комментарийДобавить комментарийСоветуем прочитатьБолтается рулевая рейка на ваз 2109: что с этим делатьЗамена рулевой рейки на ваз 2109 и ремонтЗачем нужна замена рулевой рейки на ваз 2110ВАЗ 2112: ремонт рулевой рейки — как делать правильно?

Ремонт рулевой рейки на ВАЗ 2108 производится на снятой детали, дабы её демонтировать нужно будет снять колесо. Больше ничего демонтировать не нужно. Откручиваем болты крепления рейки и крепление усов к рейке. Все, рейка снята.

Дальше понадобятся специальные ключи для разбора (восьмигранный ключ). После полного разбора осмотрите все запчасти и определите те, которые требуют замены. Сборка и монтаж рейки в обратной последовательности.

Для ремонта рулевой рейки ВАЗ 2108 вам понадобятся:

  • накидные ключи,
  • специальные ключи для разбора самой рейки.

При разборе рейки будьте внимательны, в ней очень много мелких деталей и пружин, которые могут потеряться.

Также можно увидеть наглядно весь процесс ремонта рулевой рейки на видео.

Какие рулевые рейки подходят на ВАЗ 2108 и когда проверять?

Оригинальная рейка рулевая: 2108-3400012-10, в среднем цена около 3873 руб.

Аналоги:

  • Pilenga SR-P 1141, будет стоить около в 2510 руб.
  • Trialli CR108, со средней ценой в 2451 руб.
  • Bautler BTL-0008SG, со средней стоимостью 2279 руб.

Периодичность проверки — на каждом плановом ТО. Ресурс рейки составляет 60-80 тыс.км.

1

Откручиваем болт крепления рулевого вала к рейке

</span>2

Поддомкрачиваем и снимаем левое колесо

</span>3

Расчеканиваем и выкручиваем болты крепления усов к рейке. Рулевые наконечники снимать нет необходимости

</span>5

Откручиваем ключем на «13» 4 гайки крепления рейки к моторному щиту. Предварительно зачистив грязь металлической щеткой.

</span>6

Вниметельней и аккуратней

</span>7

Вынимаем рейку

</span>9

Спецключем откручиваем

</span>10

Вынимаем гайку, стопорное полукольцо и пружинку

</span>11

С другого бока вынимаем пыльник и другим спецключем(который мне изрядно пришлось доработать напильником ) откручиваем

</span>12

Далее вынимаем все детальки, смотрим-дефектуем, однозначно заменяем фторопластовую втулочку

</span>13

Сборка в обратной последовательности, смазки не жалейте.

</span>

Классическая «восьмерка»

Отечественный автомобиль ВАЗ 2108 прошел с нами долгий непростой путь, став безмолвным свидетелем многочисленных жизненных, политических, социальных коллапсов, переломов. «Восьмерка» появилась еще с восьмидесятых, когда страна потихоньку выбиралась на новый путь, еще такой туманный и манящий.

Конечно, как и любой автомобиль, ВАЗ порой дает сбои. Одной из наиболее распространенных проблем авто является неисправность рулевой рейки. А без руля какое может быть вождение? Давайте рассмотрим, какие особенности имеет рулевое управление «восьмерки», по каким причинам оно ломается и как проводится ремонт рулевой рейки ВАЗ 2108.

Вернуться к оглавлению

С чего начинаются проблемы

Сегодня, как и много лет назад, ВАЗ 2108 довольно популярен даже несмотря на то, что новое время открыло дорогу многочисленным интересным импортным проектам. К числу достоинств, которые и держат модель на плаву, можно отнести надежность, долговечность и невысокую по сравнению с иномарками цену. На такой машине не страшно поехать и в глубинку, отнюдь не славящуюся своими хорошими дорогами, и на дачу, и в городе появиться не стыдно.

Чаще всего в «восьмерке» выходит из строя ходовая

Когда автомобиль находится в исправном состоянии, и тяга хорошая, и динамика не вызывает нареканий, то наслаждаешься поездкой, скоростью. Но приходит время испытаний, и машина начинает напоминать о том, материальные вещи не вечны. И это всегда неприятное открытие.

Отечественные автомобили ломаются чаще иномарок, причина кроется и в технологии конструирования, и в качестве деталей. Наши всегда стараются сэкономить на всем, даже там, где нельзя. Говоря о неисправностях хорошо всем знакомой «восьмерки», стоит вспомнить о таком механизме, как рулевая рейка, так как именно она довольно часто ломается.

Сначала проблема не слишком заметна, лишь на сложных участках дороги руль начинает биться, словно испугавшись проблем, поджидающих автомобиль на ухабистых трассах бескрайней России. Но вскоре он начинает колотиться почти постоянно, отчего водитель чувствует себя бурильщиком асфальта. После такой поездки непросто привести свои нервы в порядок и не трястись самому. Кроме того, часто слышится стук. Эти два симптома сигнализируют об одном: сдала рулевая рейка.

Перед нами два пути: либо идти в ближайший автомагазин и искать замену механизму, либо проводить ремонт рулевой рейки. Последний вариант считается наиболее оптимальным, экономичным, но требующим ответственного подхода.

Вернуться к оглавлению

Причины неисправности рейки

Перед тем как взяться за ремонт рулевой рейки, давайте уясним, какие действия автовладельца ведут к ее неминуемому износу. Во-первых, это лихая езда по ухабистым, испещренным ямами и буграми дорогам. Встретившись с такой проблемной трассой, не гоните на всех парусах, лучше притормозите, а потом наберете скорость. Если махнуть рукой на сложности дорожного покрытия, то в ближайшее время от рулевой рейки, как и от остального оборудования, не останется ровным счетом ничего.

Вот этот узел автомобиля

Вторая причина кроется в дефектах пыльников. Следует регулярно проверять их состояние, так как даже маленькая трещина может привести к нехорошим последствиям: в рулевую рейку будут попадать пыль, грязь и даже влаги, что является катастрофой для любого устройства. Загрязнение приводит к износу уплотнителей и течи. Как результат — необходимость замены или срочного ремонта рулевой рейки.

Третьей причиной проблемы с рулем является небережливость хозяина автомобиля. Порой автовладельцы оставляют машину на морозе, причем еще и с вывернутыми колесами. Рулевая рейка, как и другие механизмы, не выдерживает таких испытаний на прочность.

Вовремя меняйте гидравлическую жидкость в механизме гидроусилителя, забывчивость в этом вопросе приводит к необратимым последствиям.

Вернуться к оглавлению

Ремонт рулевого управления

Выполняется ремонт подвески

Управление ВАЗ 2108 — штука сложная, но доступная пониманию, так что ремонт возникших неисправностей вполне можно провести и самостоятельно. Чаще всего изнашиваются такие детали, как шток, уплотнители и ползун, ведь на них и держится вся работа системы. Если вы услышали предательский стук и скрежет в подвеске, значит, скорее всего, пришли в негодность шаровые соединения (тяги). Придется идти в автомагазин или на рынок, чтобы купить эту деталь.

Сегодня авторынок радует изобилием товара. Можно выбрать тяги оригинальной конструкции, которые гарантируют повышенную жесткость руля, надежность и долговечность. Некоторые же готовы поэкспериментировать с более дешевыми тягами, которые не так плохи, но значительно проще. Цены варьируются в зависимости от модели. Например, на японские машины тяга стоит недорого, тогда как на мерседес влетит в копеечку. Но в советской «восьмерке» все экономично, так что особо тратиться не придется.

Нередко слабнут крепления подшипника, что и вызывает стук. Могут возникать и другие повреждения. Чтобы разобраться в этом букете проблем, необходимо провести демонтаж рулевого механизма и подвергнуть его тщательной проверке.

Рулевая рейка 2108 ремонтируется следующим образом. Чтобы работалось удобнее, устанавливаем какие-нибудь упоры под колеса. На всякий пожарный ставим машину на ручной тормоз. Откручиваем все гайки тяг и ключом на 13 демонтируем рулевое управление. Обезопасим себя: отключаем аккумулятор, чтобы ненароком не столкнуться с плюсовым проводом. Демонтируем хомуты и откручиваем левый вал, который расположен у самого пола.

Теперь дело непростое: нужно отсоединить рейку. Вся сложность заключается в том, что детали шестеренки, как правило, не хотят отсоединяться. Так что придется повозиться. Отсоединив рейку, чистим ее щеткой по металлу и протираем уайт-спиритом.

Следующим, не менее важным шагом является проверка состояния сайленблоков. Если вы вдруг заметили какие-либо дефекты или же люфт, детали однозначно подлежат замене. Продолжаем демонтаж остальных составляющих, которые тщательным образом промываем и сушим.

Обязательно нужно заняться тягами. Деталь не должна содержать повреждений, если они имеются, тяга меняется. Осматриваем шарниры. Проверив все, выявив изъяны и подобрав новые детали, проводим монтаж в обратном порядке аккуратно, неспешно, внимательно. По окончании работ нужно убедиться в том, что они дали нужный результат.

Вернуться к оглавлению

Проверка работоспособности

Время от времени необходимо проводить осмотр рулевого управления. С чего лучше начать? Обязательно изучите состояние тяг, плотность их посадки, не забывайте и о защитном чехле. Обнаружили трещины или другие повреждения, которые делают устройство негерметичным? Меняйте.

Следует проверить, располагается ли в горизонтальной плоскости спица руля, когда колеса автомобиль поставлены в прямом положении. Если наблюдается хотя бы незначительное отклонение, необходимо выявить причину неисправности и устранить ее, пока она не переросла в опасную проблему.

Чтобы убедиться в исправности рулевого управления автомобиля, нужно покрутить руль до упора по часовой и против часовой стрелки. При этом не должно возникать никаких звуков и заеданий. Руль должен быть закреплен прочно, надежно, зазоры в шарнирах и других деталей недопустимы. Проверьте, затянуты ли до упора болты и гайки креплений.

Если при проверке управления что-то не так, появились стуки или другие проблемы, демонтируйте тяги поворотных рычагов подвески и еще раз проверьте состояние рулевого механизма. Это позволит убедиться в том, что стуки и неполадки вызваны неисправностями именно руля, а не другими причинами, которых может быть немало.

Регулировка руля

Также важно сделать регулировку. Советуем вам воспользоваться следующими правилами грамотной настройки реек.

  1. Проверяя работу механизма, исключите в тягах вертикальный люфт, он должен соответствовать 15 градусам.
  2. Рулевой ход должен быть мягким, легким. Зажевывания возникают из-за неправильной установки рулевой рейки.
  3. Не забудьте через 700 километров провести следующую регулировку, дабы избежать каких-либо серьезных проблем с рулевым управлением.

Шаровые шарниры — деталь непрочная, хрупкая, она довольно часто выходит из строя. Но есть вполне эффективный способ продлить ее срок эксплуатации — нужно иногда протыкать шприцем пыльники и впрыскивать туда один куб смазки, используемой для трансмиссии. Прокол небольшой, поэтому деформации детали не произойдет, отверстие сразу же затянется слоями резины.

Рулевая рейка, доставляет немало хлопот владельцам переднеприводных ВАЗов, часто увеличенные люфты в ней, является источником постоянных стуков и плохой управляемости автомобиля. Типичными неисправностями рулевой рейки без гидроусилителя, на автомобилях ВАЗ (2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112,2113,2114,2115, Калина, Приора), являются:

  • стук при движении (в основном с правой стороны);
  • увеличенный люфт рулевого колеса (как следствие, виляние автомобиля на скорости, невозможность выставить «развал – схождение», увод автомобиля в сторону);
  • «закусывание» рулевого вала (трудности с управлением, вероятность заклинивания руля на ходу);
  • износ внутренних частей рейки и так далее;

Существует несколько вариантов исправления проблемы с рулевой рейки:

  1. регулировка;
  2. замена ремонтного комплекта;
  3. замена целиком всего узла;

Регулировка позволяет устранить люфты, и на некоторое время восстановить работоспособность рейки. При сильном износе внутренних валов, регулировка не может убрать люфты («тугой руль»), и необходимо поменять рем комплект. Целиком, рулевую рейку, обычно меняют при деформации или нарушении целостности корпуса.

Содержание

Снятие рулевой рейки

Для того чтобы извлечь рейку, необходимо:

  • поднять перед и снять колеса;
  • открутить и снять рулевые наконечники;
  • отсоединить рулевой вал в салоне;
  • открутить крепление рулевой рейки и вывести ее в сторону;

Разборка

Для разборки рулевой, понадобятся «спец ключи» (они же используются для регулировки).

Начинать необходимо со следующего:

  • снять рулевые тяги (предварительно пометив или запомнив сторону);
  • снять резиновый пыльник и резиновый наконечник;
  • открутить регулировочную и упорную втулки и вытащить валы;
  • извлечь пластиковую втулку, изнутри корпуса;
  • очистить валы, детали и корпус от смазки и грязи;

Ремонт

После разбора и очистки, необходимо произвести «дефектовку» деталей, и определить степень замены:

– визуально осматривается корпус. На предмет сколов, трещин и так далее;

– осмотр валов на заусенцы, износ, царапины и тому подобное;

– проверка подшипников;

После того как определятся дефектные детали, можно начинать сборку:

– запрессовывается новая пластиковая втулка;

– запрессовываются новые подшипники;

– вставляются и собираются валы;

– обильно смазываются подходящей смазкой (литол, фиол, униол)

– производится предварительная регулировка (регулировочная втулка затягивается до упора, затем ослабляется до того момента, как вал можно будет провернуть рукой);

– одеть и закрепить резиновый пыльник (желательно использовать новый);

– установить рулевые тяги с наконечниками, не затягивая их;

Ремонт рулевой рейки ВАЗ 2108, 2109 (Видео):

Установка

При установке рулевой рейки, необходимо помнить о таких условиях:

  1. когда устанавливается рулевая колонка, рулевое колесо должно быть по центру, и иметь равное количество оборотов в одну и в другую сторону (допускается небольшие отклонения, они будут исправлены на стенде «развал – схождения»);
  2. прикрутить рейку к кузову;
  3. вставить и затянуть рулевые наконечники;
  4. надеть колеса и опустить автомобиль;
  5. стабилизировать подвеску и затянуть рулевые тяги на сайлентблоков;

Проверка и регулировка

После установки, рейку, необходимо окончательно отрегулировать. Не должно быть вертикального люфта, в рулевой рейке, при проверке рулевых тяг. Люфт на рулевом колесе, должен быть в пределах нормы (прим. 15 град). Руль должен вращаться легко, без закусываний, с равным количеством витков в обои стороны. При движении и повороте, рулевое колесо должно само возвратится в исходное положение, без помощи водителя.

Следующая регулировка должна быть на первых 500 – 800 км пробега, после ремонта.

Еще, после ремонта, необходимо проверить и отрегулировать углы установки колес. P.S Если у вас не получилось самостоятельно отремонтировать рулевую рейку, то обратитесь за помощью к профессиональному автосервису.

Используемые источники:

  • https://masteravaza.ru/rulevoe/rulevaya-rejka-rulevoe/remont-rulevoj-rejki-vaz-2108-81
  • https://m.etlib.ru/report/84-remont-rulevoj-rejki-vaz-2108
  • http://expertvaz.ru/2108/rulevaya-rejka-upravlenie-remont.html
  • https://avtooverview.ru/remont/remont-rulevoj-rejki-vaz-2108-2109-2110-2114-2112/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий