Порядок затяжки гбц ваз 2109 8 клапанов

snyatie-rampredvala-1-300x251.jpgРис. 1. Положение кулачков первого цилиндра при укладке распределительного вала в опоры головки блока цилиндров

snyatie-rampredvala-2-300x261.jpgРис. 2. Нанесение герметика на поверхность головки блока цилиндров

Рис. 3. Порядок затягивания гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Снимаем клапанную крышку головки блока цилиндров

На двигателе ВАЗ-2111 ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления «массовых» проводов к шпилькам заглушки головки блока цилиндров и снимаем провода со шпилек.

Ключом «на 10» отворачиваем болт…

…и две гайки крепления заглушки.

Снимаем заглушку и ее уплотнительное кольцо.

Головкой «на 13» равномерно в несколько приемов (до снятия давления пружин клапанов) отворачиваем десять гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала.

Снимаем со шпилек передний и задний корпусы подшипников распределительного вала.

Немного отведя от головки блока цилиндров заднюю крышку ремня привода ГРМ, снимаем распределительный вал.

Распредвал ВАЗ 2109 является одной из основных деталей узла двигателя, поэтому очень важно поддерживать его работоспособность. Задача распредвала заключается в том, чтобы обеспечивать правильную последовательность срабатывания клапанов во время цикла образования горючей смеси. Эта деталь крайне редко становится причиной поломок в девятке, но все же изредка приходится проверять ее состояние. Рассмотрим, как правильно разобрать узел и добраться до распредвала, а также, что следует делать, если возникли проблемы с этой деталью.

Вернуться к оглавлению

Конструкция узла двигателя

Замена распредвала на ВАЗ 2109 требуется крайне редко в силу того, что это одна из самых крепких деталей в конструкции. Сам по себе распределительный вал — это изделие из цельного металла с набором кулачков, поэтому большинство нагрузок ему не страшны.

Однако при определенных условиях вал может получить механические повреждения либо деформации. Чаще всего это столкновения и аварии, реже — перегрузки. В таких случаях его понадобится просто заменить на новый вместе с другими поврежденными деталями.

Вместе с распредвалом нередко проверяют еще 2 детали: сальник и шестеренку. Сальник — резинометаллическая манжета, которая защищает вал от попадания на него посторонних жидкостей, влаги и грязи. Если он поврежден либо деформирован, это приведет к некорректной работе распредвала.

Шестеренка связана при помощи цепной передачи с коленвалом, что обеспечивает взаимную работу 2-х механизмов. Она также может быть повреждена, что вызовет сбои в работе двигателя.

Изредка проблемой становится постель, в которой размещена деталь. Если туда попадает жидкость, грязь, пыль, масло, то это может повлиять на работоспособность распредвала.

Вернуться к оглавлению

Первые признаки неисправностей

При техосмотре проверяем выше перечисленные детали, если двигатель стал работать со сбоями.

На ВАЗ 2109 инжектор и на моделях с карбюратом проблемы будут иметь схожий характер: распредвал стучит. Стук может раздаваться в момент запуска двигателя на холодную, а потом прекращаться, либо не прекращаться вовсе. Вот что может стать причиной такого явления:

  1. Возник осевой люфт распредвала, из-за чего тот бьется внутри механизма.
  2. Износ кулачков либо подшипников.
  3. Дефекты постели распредвала.
  4. Неисправность системы подачи топлива, что приводит к детонации и стуку. Из-за этого будут плавать обороты на ходу машины.
  5. Наличие повреждений у детали: погнута шейка, лопнула опора, износ сальника. Если проблема в сальнике, может возникнуть течь масла. Датчик уровня масла будет показывать постоянное убывание жидкости.
  6. Использование некачественной технической жидкости. Обычно замена масла помогает решить проблему.

По характеру стука довольно трудно определить, откуда он исходит. Если стук не прекращается после прогревания двигателя, это последняя возможность обнаружить поломку и вовремя ее устранить. Если самостоятельно не решаетесь разобрать узел, отвезите автомобиль в мастерскую, там вам смогут поменять все неисправные детали узла за несколько часов.

Вернуться к оглавлению

Как добраться до распределительного вала?

Чтобы добраться до распредвала ВАЗ 2109, понадобится демонтировать несколько деталей. Вооружитесь следующими инструментами:

  • шестигранник;
  • гаечный ключ на 13 или аналог с накидной головкой;
  • сменная головка на 10;
  • рукоятка трещотки.

Для начала работ обесточьте свою «девятку», отключив АКБ. Затем нужно поставить поршень первого цилиндра в положение верхней мертвой точки.

Теперь демонтируем устройства, которые помешают проводить работу, в следующем порядке:

  1. Воздушный фильтр.
  2. Бензонасос.
  3. Трамблер.
  4. Займемся шестеренкой. Скиньте с нее ремень ГРМ и оцените ее состояние. Установка разрезной шестерни понадобится, только если старая имеет визуальные дефекты: сколы, повреждения, деформации. Если все в порядке, просто снимите ее, открутив крепление. Не забудьте забрать шпонку, не потеряйте ее.
  5. Демонтируйте корпус привода, на котором размещается трамблер.
  6. Теперь путь к корпусу распределительного вала свободен.
  7. Снимайте все крепления корпуса, их всего 10 штук.
  8. Далее вытаскивайте шпильки крепления. Когда все шпильки были извлечены, можно снять корпус.
  9. А вот и распределительный вал. Теперь его можно извлечь из постели и осмотреть.

Замена распредвала ВАЗ 2109 потребуется, если он погнут, либо кулачки повреждены. Новый обойдется примерно в 1000 рублей. Установка распредвала производится в обратной последовательности. Соблюдайте порядок затяжки болтов на корпусе, чтобы часть узла была собрана нормально и все детали заняли свое положение. Более конкретную информацию о том, как нужно выполнить затягивание, можно найти в руководстве пользователя к автомобилю.

Вернуться к оглавлению

Замена сальника

Замена сальника распредвала ВАЗ 2109 выполняется после того, как получен доступ к зубчатому колесу. Сняв шестерню, увидите, что чуть дальше на валу есть манжета, это и есть сальник. Сальник можно вытянуть, если поддеть его шлицевой отверткой.

Смажьте маслом новый сальник распредвала на ВАЗ, чтобы было легче установить его на посадочное место. Одеваем манжету на установленный распредвал и забиваем ее на место при помощи оправки.

Сделайте тестовый заезд, посмотрите на приборы. Если датчик масла показывает, что уровень жидкости в норме, значит все работы выполнены правильно.

Описанные советы могут помочь сориентироваться владельцам «девяток» и их модификаций (к примеру, ВАЗ 21093) в случаях, когда возникнет стук со стороны двигателя. Некоторые моменты описаны и в руководстве к автомобилю. Если вообще нет никакого опыта в разборке узлов автомобиля, лучше посетить автомастерскую.

Материал из Энциклопедия журнала «За рулем» Перейти к: навигация, поиск

Снятие распределительного вала

Рис. 1. Положение кулачков первого цилиндра при укладке распределительного вала в опоры головки блока цилиндров
Рис. 2. Нанесение герметика на поверхность головки блока цилиндров
Рис. 3. Порядок затягивания гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Снимаем клапанную крышку головки блока цилиндров (см. Регулировка тепловых зазоров в приводе газораспределительного механизма).

На двигателе ВАЗ-2111 ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления «массовых» проводов к шпилькам заглушки головки блока цилиндров и снимаем провода со шпилек.
Ключом «на 10» отворачиваем болт…
…и две гайки крепления заглушки.
Снимаем заглушку и ее уплотнительное кольцо.

На двигателе ВАЗ-21083 снимаем корпус вспомогательных агрегатов (см. Снятие корпуса вспомогательных агрегатов двигателя ВАЗ-21083) . Снимаем зубчатый шкив распределительного вала (см. Замена сальника распределительного вала) . Отворачиваем верхнюю гайку крепления задней крышки ремня привода ГРМ (см. Снятие насоса охлаждающей жидкости).

Головкой «на 13» равномерно в несколько приемов (до снятия давления пружин клапанов) отворачиваем десять гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала
Снимаем со шпилек передний и задний корпусы подшипников распределительного вала.
Немного отведя от головки блока цилиндров заднюю крышку ремня привода ГРМ, снимаем распределительный вал.

Снимаем сальник распределительного вала. Устанавливаем распределительный вал в указанной ниже последовательности. Очищаем сопрягаемые поверхности головки блока цилиндров и корпусов подшипников от старого герметика и масла. Смазываем моторным маслом опорные шейки и кулачки распределительного вала. Укладываем вал в опоры головки блока цилиндров таким образом, чтобы кулачки первого цилиндра были направлены вверх (см. рис. 1). На поверхности головки блока цилиндров, сопрягающиеся с корпусами подшипников в зоне крайних опор, наносим тонкий слой силиконового герметика (см. рис. 2). Устанавливаем корпусы подшипников и затягиваем гайки их крепления в два приема. Предварительно затягиваем гайки в последовательности, указанной на рис. 3, до прилегания поверхностей корпусов подшипников к головке блока цилиндров. При этом необходимо следить за тем, чтобы установленные втулки корпусов свободно вошли в свои гнезда. Окончательно затягиваем гайки моментом 21,6 Н.м (2,2 кгс.м) в той же последовательности. После затяжки гаек тщательно удаляем остатки герметика, выдавленного из зазоров. Проверяем зазоры в клапанном механизме. Запрессовываем новый сальник распределительного вала (см. Замена сальника распределительного вала) . Дальнейшую сборку проводим в последовательности, обратной разборке.

Назад

Если Вы обнаружили ошибку или хотите дополнить статью, выделите ту часть текста статьи, которая нуждается в редакции, и нажмите Ctrl+Enter. Далее следуйте простой инструкции.

  • Как открутить гайку ступицыКто такой Эрик «Давидыч» Китуашвили?Чего ждать от самой дешевой иномарки в СНГ: недостатки Шевроле Ланос с пробегом Шевроле ланос какиеКонспект занятия в средней группе » виды транспорта»Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Колёса для машиныВыгодные цены и отличный сервисНу, очень интересные моделиАренда грузовых авто от компании авион Аренда грузовой машины без водителяРеспектабельные машины на свадьбу от «Love AvtoСоставить план как незнайка катался на газированном автомобилеСкачать мод на машины для майнкрафт на андроид Как скачать minecraft мод на машиныКак сделать машину в Майнкрафте – пошаговая инструкцияДоставка машины в другой городКак сделать машину в Майнкрафте – пошаговая инструкцияКак сделать аккумулятор в Minecraft в моде IndustrialCraft Как делается аккумулятор в майнкрафтПаук на Приору: выбор оборудования и подробная инструкция установки Рацион в естественной средеТопик «Means of transportКак проверить натуральные или нет права тракториста машиниста Как узнать краденный трактор или нетКурсы экстремального и контраварийного вождения — обзор Индивидуальное обучение экстремальному вождениюВодитель бетономешалки должностные обязанностиДолжностная инструкция водителя, должностные обязанности водителя, образец должностной инструкции водителяАвтослесарь — должностная инструкцияТарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочихРабочая инструкция водителю транспортно-уборочной машины (3-й разряд)Должностная инструкция слесаря, должностные обязанности слесаря, образец должностной инструкции слесаряКак присваивается квалификационный разряд водителю легкового служебного автомобиля Водитель автомобиля 4 разряда етксГенри Форд: биография, достижения и интересные факты Биография фордаТракторы Джон Дир (John Deere) — техника с огромной производительностью Все виды тракторов джон дирСоздание мотоцикла. Кто изобрел мотоцикл. Вклад Даймлера в мотоциклостроениеРоль машины в жизни человека Чем полезны машиныГорит бензин или его парыЗакись азота для авто: описание, применение, эффективность и результатыНикель-металлогидридный аккумуляторТурбо ваз — инструкция по турбированию Что нужно для постройки турбомотора25 r20 и 397 к чему подходитПодобрать типоразмер шин по марке автомобиляО компании Cordiant (Кордиант) Кто выпускает кордиантШины и их характеристика на уаз буханка Размер колес на УАЗВсесезонная шина Cordiant All Terrain — тесты, отзывы, обзор Противодействие скольжению на мокрой дорогеКупить резину по марке авто

+

Описание автомобиля

+

Эксплуатация автомобиля

+

Тех. обслуживание

+

Уход за автомобилем

+

Некоторые неисправности

+

Ходовая часть

+

Рулевое управление

+

Тормоза

+

Электрика

+

Кузов

+

Двигатель и его системы

+

ТрансмиссияДополненияДанные для контроля и регулировкиЭксплуатационные жидкостиМоменты затяжкиСервисная книжкаЭлектросхемы

Деталь Резьба Момент затяжки, Н·м (кгс·м)
Двигатель
Болты крепления головки блока цилиндров М12х1,25
Гайка шпильки крепления впускной трубы и выпускного коллектора М8 21,0–26,0 (2,1–2,6)
Гайка крепления натяжного ролика М10х1,25 34,0–42,0 (3,4–4,2)
Гайка шпильки крепления корпуса подшипников распределительного вала М8 18,7–23,0 (1,87–2,30)
Болт крепления шкива распределительного вала М10 68,0–85,0 (6,8–8,5)
Болт крепления корпуса вспомогательных агрегатов М6 6,8–8,4 (0,68–0,84)
Гайки шпилек крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения М8 16,0–23,0 (1,6–2,3)
Болт крепления крышек коренных подшипников М10х1,25 69,0–84,0 (6,9–8,4)
Болт крепления масляного картера М6 5,0–8,0 (0,5–0,8)
Гайки болта крышки шатуна М9х1,0 44,0–54,0 (4,4–5,4)
Болт крепления маховика М10х1,25 62,0–87,0 (6,2–8,9)
Болт крепления насоса охлаждающей жидкости М6 78,0–80,0 (0,78–0,80)
Болт крепления шкива коленчатого вала М12х1,25 99,0–110,0 (9,90–11,0)
Болт крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости М6 4,1–5,1 (0,41–0,51)
Гайка крепления приемной трубы глушителя М8х1,25 21,0–26,0 (2,1–2,6)
Гайка крепления фланца дополнительного глушителя М8х1,25 16,0–23,0 (1,6–2,3)
Гайка болта крепления передней подвески двигателя М10 42,0–51,0 (4,2–5,1)
Гайка болта крепления левой подвески двигателя М10 42,0–51,0 (4,2–5,1)
Гайка болта крепления кронштейна левой подвески к двигателю М10 32,0–51,0 (3,2–5,1)
Гайка болта крепления задней подвески двигателя М10 28,0–34,0 (2,8–3,4)
Гайка болта крепления кронштейна задней подвески к двигателю М12 62,0–98,0 (6,2–9,8)
Болт крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника М6 8,0–10,0 (0,8–1,0)
Болт крепления маслоприемника к насосу М6 7,0–8,0 (0,7–0,8)
Болт крепления масляного насоса М6 8,5–10,0 (0,85–1,0)
Болт крепления корпуса масляного насоса М6 7,2–9,2 (0,72–0,92)
Пробка редукционного клапана масляного насоса М16х1,5 46,0–73,0 (4,6–7,3)
Штуцер масляного фильтра М20х1,5 38,0–87,0 (3,8–8,7)
Датчик контрольной лампы давления масла М14х1,5 24,0–27,0 (2,4–2,7)
Гайки крепления карбюратора М8 13,0–16,0 (1,3–1,6)
Гайка крепления крышки головки блока цилиндров М6 2,0–4,7 (0,2–0,47)
Сцепление
Гайка крепления картера сцепления к блоку двигателя М12х1,25 55,0–88,0 (5,5–8,8)
Болт крепления картера сцепления к блоку двигателя М12х1,25 55,0–88,0 (5,5–8,8)
Болт крепления фланца направляющей втулки муфты подшипника выключения сцепления М6 5,0–6,5 (0,5–0,65)
Болт крепления кожуха сцепления к маховику М8 19,0–31,0 (1,9–3,1)
Гайка крепления картера сцепления к коробке передач М8 16,0–26,0 (1,6–2,6)
Болт крепления нижней крышки к картеру сцепления М6 4,9–7,8 (0,49–0,78)
Коробка передач
Конический винт крепления шарнира тяги привода М8 16,6–20,0 (1,66–2,0)
Болт крепления механизма выбора передач М6 5,1–8,2 (0,51–0,82)
Болт крепления корпуса рычага переключения передач М8 16,0–26,0 (1,6–2,6)
Гайка крепления хомута тяги привода М8 16,0–26,0 (1,6–2,6)
Гайка заднего конца первичного и вторичного валов М20х1,5 123,0–149,0 (12,3–14,9)
Выключатель света фонарей заднего хода М14х1,5 29,0–45,0 (2,9–4,5)
Болт крепления вилок к штоку М6 12,0–19,0 (1,2–1,9)
Болт крепления крышки фиксаторов М8 16,0–26,0 (1,6–2,6)
Болт крепления ведомой шестерни дифференциала М10х1,25 65,0–83,0 (6,5–8,3)
Гайка крепления корпуса привода спидометра М6 4,5–7,2 (0,45–0,72)
Гайка крепления оси рычага выбора передач М8 16,0–26,0 (1,6–2,6)
Гайка крепления задней крышки к картеру коробки передач М8 16,0–26,0 (1,6–2,6)
Пробка фиксатора вилки включения заднего хода М16х1,5 28,0–45,0 (2,8–4,5)
Конический винт крепления рычага штока выбора передач М8 28,0–35,0 (2,8–3,5)
Болт крепления картеров сцепления и коробки передач М8 16,0–26,0 (1,6–2,6)
Пробки заливного и сливного отверстий М22х1,5 29,0–46,0 (2,9–4,6)
Передняя подвеска
Гайка крепления верхней опоры телескопической стойки к кузову М8 20,0–24,0 (2,0–2,4)
Гайка крепления шарового пальца к рычагу М12х1,25 80,0–96,0 (8,0–9,6)
Гайка эксцентрикового болта крепления телескопической стойки к поворотному кулаку М12х1,25  79,0–96,0 (7,9–9,6)
Болт крепления телескопической стойки к поворотному кулаку М12х1,25 79,0–96,0 (7,9–9,6)
Болт и гайка крепления рычага подвески к кузову М12х1,25 79,0–96,0 (7,9–9,6)
Гайка крепления растяжки М16х1,25 160,0–180,0 (16,0–18,0)
Болт и гайка крепления стойки стабилизатора поперечной устойчивости к рычагу М10х1,25 43,0–53,0 (4,3–5,3)
Гайка крепления штанги стабилизатора к кузову М8 13,0–16,0 (1,3–1,6)
Болт крепления кронштейна растяжки к кузову М10х1,25 43,0–53,0 (4,3–5,3)
Гайка крепления штока телескопической стойки к верхней опоре М14х1,5 67,0–82,0 (6,7–8,2)
Болт крепления шаровой опоры к поворотному кулаку М10х1,25 50,0–63,0 (5,0–6,3)
Гайка крепления ступиц передних колес М20х1,5 225,0–250,0 (22,5–25,0)
Болт крепления колеса М12х1,25 65,0–95,0 (6,5–9,5)
Задняя подвеска
Гайка нижнего крепления амортизатора М12х1,25 68,0–84,0 (6,8–8,4)
Гайка крепления рычага задней подвески М12х1,25 68,0–84,0 (6,8–8,4)
Гайка крепления кронштейнов рычагов подвески М10х1,25 28,0–34,0 (2,8–3,4)
Гайка верхнего крепления амортизатора М10х1,25 51,0–63,0 (5,1–6,3)
Гайка подшипников ступиц задних колес М20х1,5 190,0–225,0 (19,0–22,5)
Тормоза
Болт крепления цилиндра тормоза к суппорту М12х1,25 117,0–150,0 (11,7–15,0)
Болт крепления направляющего пальца к цилиндру М8 31,0–38,0 (3,1–3,8)
Болт крепления тормозной скобы к поворотному кулаку М10х1,25 29,0–36,0 (2,9–3,6)
Болт крепления заднего тормозного щита к балке М10х1,25 35,0–43,0 (3,5–4,3)
Гайка крепления кронштейна вакуумного усилителя к усилителю кронштейна М8 10,0–16,0 (1,0–1,6)
Гайка крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю М10 27,0–32,0 (2,7–3,2)
Гайка крепления вакуумного усилителя к усилителю кронштейна М10 27,0–32,0 (2,7–3,2)
Штуцеры соединений тормозных трубопроводов М10 15,0–18,0 (1,5–1,8)
Наконечник гибкого шланга переднего тормоза М10х1,25 30,0–33,0 (3,0–3,3)
Рулевое управление
Гайка крепления картера рулевого механизма М8 15,0–19,0 (1,5–1,9)
Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления М8 15,0–19,0 (1,5–1,9)
Болт крепления кронштейна вала рулевого управления М6 Завернуть до отрыва головки
Болт крепления вала рулевого управления к шестерне М8 23,0–27,0 (2,3–2,7)
Гайка крепления рулевого колеса М16х1,5 32,0–51,0 (3,2–5,1)
Контргайка рулевой тяги М18х1,5 123,0–150,0 (12,3–15,0)
Гайка крепления шарового пальца тяги М12х1,25 28,0–33,0 (2,8–3,3)
Болт крепления рулевой тяги к рейке М10х1,0 70,0–86,0 (7,0–8,6)
Гайка подшипника шестерни рулевого механизма М38х1,5 46,0–55,0 (4,6–5,5)
Электрооборудование
Свеча зажигания М14х1,25 31,0–39,0 (3,1–3,9)
Гайка болта крепления генератора М12х1,25 59,0–73,0 (5,9–7,3)
Гайка шпильки крепления генератора М10х1,25 28,6–46,0 (2,86–4,6)

Используемые источники:

  • https://avtolyubiteli.com/snyatie-raspredvala-vaz-2109/
  • http://expertvaz.ru/2109/raspredval-zamena-salnika.html
  • http://wiki.zr.ru/снятие_распредвала_2108
  • http://zubilovaz.ru/vaz-2109-kak-snyat-klapana-i-raspredval
  • https://vaz-sputnik.ru/2109/13-3-3.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий