Особенности конструкции и устройства печки на УАЗ Буханка

Несмотря на то, что Буханка является достаточно старым автомобилем, который существует на рынке несколько десятков лет, начиная с 60-х годов прошлого века, составных компонентов у машины всё равно много. При этом каждая система нуждается в соответствующем уходе, своевременном обслуживании и ремонте по мере необходимости. К числу важных компонентов, роль которых становится наиболее заметной в зимний период, стоит выделить отопитель. Нельзя сказать, что печка на Буханке какая-то современная или высокопроизводительная. Многие жалуются на её низкий уровень эффективности. Причём это относится к задней и передней печке в одинаковой степени. Потому достаточно часто оборудование меняют. Но не лишним будет изучить устройство, конструкцию печного оборудование Буханки, а также изучить схему подключения электрической составляющей, поскольку сам монтаж не вызывает больших сложностей.

Конструкция печки УАЗ Буханка.

Назначение и конструкция

Прежде чем знакомиться со схемой печки УАЗ Буханки, следует изучить основные функции и конструктивные особенности этого оборудования. Важно заметить, что в случае с Буханкой используется пара печек, которые разделяются на заднюю и переднюю. Поскольку большинство автомобилистов ездят сами или только с передним пассажиром, основное внимание они уделяют именно передней системе. Что же касается заднего оборудования, то тут предпочтительнее заменить на автономный отопитель, намного эффективнее справляющийся со своими задачами. Задача печки на Буханке ничем не отличается от отопителей на любом другом автомобиле. То есть здесь система существует для поддержания оптимальной температуры внутри автотранспортного средства. Она отвечает за обогрев преимущественно в зимний период, а также работает как система вентиляции, подавая воздух под набором за счёт работы вентиляторов и моторчика. В настоящее время большинство Буханок эксплуатируются с отопительной системой НАМИ, которая характеризуется повышенной производительностью и достойными показателями эффективности. Конструктивно можно выделить 3 главных компонента печного оборудования. Буханочный отопитель состоит из:

  • радиатора;
  • вентилятора;
  • устройства, предназначенного для распределения потоков воздуха.

Отдельного внимания заслуживает краник отопителя, позволяющий включать и отключать циркуляцию охлаждающей жидкости по печному оборудованию, тем самым переключаться с режима подачи тепла на обычный обдув салона вентилятором. Система печки может работать в 2 режимах:

  • поступление и подача свежего воздуха;
  • рециркуляция.

Во втором режиме повышается температура внутри салона. Чтобы добиться повышения температуры, необходимо перекрыть воздухозаборники, после чего открыть заслонку или краник отопителя. Если же автомобилисту нужен только обдув свежим воздухом, тогда манипуляции проводятся в обратной последовательности. Нужно перекрыть краник печки, и открыть воздухозаборники.

За управление печной системой отвечает соответствующий блок управления. Регулировка возложена на кран печки, который может закисляться, заклинивать и давать течь. В связи с этим его зачастую приходится менять. Причём не редко вместо обычного автомобильного крана, предназначенного для УАЗ Буханки, автомобилисты применяют сантехническое оборудование, собранное по специальной схеме с использованием переходников. На практике работает лучше, дольше и эффективнее штатного крана.

Характерные неисправности

Для печки, используемой в системе отопления автомобиля УАЗ Буханка, характерно несколько поломок, с которыми приходится частенько сталкиваться владельцам. Результатом неисправностей становится отказ печного оборудования, то есть печка перестаёт выполнять возложенные неё функции. Прекращается обогрев, что приводит к соответствующим неприятным ситуациям в зимний период эксплуатации Буханки. Можно выделить несколько основных причин, почему может не греть печка на Буханке:

  • в каналах, предназначенных для прохождения потоков подогретого или ещё холодного воздуха появились повреждения;
  • произошла утечка антифриза;
  • вышел из строя кран печки;
  • загрязнилась система, что провоцирует снижение температуры при обогреве салона;
  • образовалась течь в кранике отопителя;
  • перегорел клапан, предназначенный для двигателя системы отопления Буханки.

Если система полностью вышла из строя, ремонтировать её не всегда рационально и финансово целесообразно. Когда печка Буханки прослужила долгое время, и при этом работает откровенно плохо, наиболее правильным решением станет её полная замена.

Замена оборудования

Если вы решили самостоятельно заменить отопитель, следует предварительно познакомиться со схемой печки УАЗ Буханки для подключения электрической составляющей. Монтировать само оборудование, закрепив его в условном подкапотном пространстве, расположенном внутри машины, не сложно. Но и тут следует придерживаться определённых правил и рекомендаций. Процесс будет рассмотреть на примере использования оборудования НАМИ, который отличается лучшей производительностью, а также может похвастаться наличием салонного фильтра, чего в штатном отопителе Буханки нет.

  • Первым делом из системы нужно слить антифриз, а также отключить всю имеющуюся проводку. Чтобы было проще осуществлять обратную сборку и подключение, все свои шаги можно записывать или маркировать провода, патрубки и шланги;
  • От щитка требуется отсоединить консоль, затем убрать отопительный узел, снять лючок воздухозаборника, удалить уплотнитель и тщательно прочистить все имеющиеся открывшиеся выемки;
  • Сделайте замеры под воздушный фильтр, приложив его корпус к поверхности. Далее выполните несколько крепёжных отверстий. Только не используйте сверло диаметром больше 3,2 миллиметров;
  • На место установки нанесите слой качественного автомобильного универсального герметика, который устойчив к влаге и резким температурным перепадам. Слой делайте достаточно большой. Установите корпус фильтра и зафиксируйте его. Сам фильтр уже можно вставить в своё посадочное гнездо;
  • В салон монтируется новый отопитель. Фиксируется он с помощью шпилек, гаек и болтом М6. Закрепите всё максимально надёжно;
  • Затем устанавливается консоль, на саморезах монтируется вся конструкция;
  • Потом можно приступать к подключению тяги управления и её фиксации;
  • Подключите все патрубки, по которым проходит антифриз. Для надёжности их рекомендуется стянуть хомутами;
  • Не забудьте о каналах, которые позволяют обдувать стёкла, избегая их запотевания в процессе эксплуатации автомобиля в условиях повышенной влажности или осадков. Обдув стёкол должен быть на каждой машине. Будь то Мерседес последнего поколения или старая добрая Буханочка производства УАЗ;
  • Завершается установка подключением электрической составляющей. Здесь есть своя схема соединения, которую стоит рассмотреть отдельно.

В действительности нет ничего особо сложного в том, чтобы на Буханке поменять штатную отопительную систему, и установить на место старой печки более эффективное и производительное оборудование.

Электрическая схема подключения

Система не сможет работать и отапливать вашу Буханку, если не получит питание. Для подключения существует особая схема. Действуя последовательно и аккуратно, вы сумеете без посторонней помощи запитать новую печку и насладиться эффективной работой отопителя.

  • Для начала выберите место для размещения массы. За массу отвечает чёрный провод. Фиксируется она на любой удобной для вас металлической поверхности. Лучше всего делать массу на кузове;
  • Следующим идёт плюсовой провод. При его подключении предварительно отключите минус с аккумуляторной батареи, чтобы машина не находилась под напряжением в процессе выполнения работ;
  • Плюс рекомендуется заключить в гофрированную оболочку. Затем провод протягивается к предохранительному блоку, то есть к колодке на Буханке;
  • Учтите, на автомобиле в его колодке есть 4 предохранителя. Последний, то есть четвёртый, находится под напряжением постоянно. Подключаться следует к любому из первых трёх. Только делайте подключение сверху, перед штатным предохранителем в колодке;
  • В принципе на этом подключение электросхемы можно считать завершённым. Обязательно предварительно проверьте работоспособность печного оборудования.

Можно с уверенностью говорить о том, что используемая на автомобилях УАЗ Буханка отопительная система имеет достаточно простую конструкцию и схему. Потому у бывалых автомобилистов, привыкших заниматься обслуживанием, ремонтом и некоторыми доработками своими руками, никаких проблем с пониманием отопителя Буханки возникнуть не должно. Но крайне важно постоянно следить за её работоспособность, проводить профилактические мероприятия, контролировать состояние и количество жидкости охлаждения. Особенно внимательно наблюдайте за наиболее слабыми местами печки. К ним сами владельцы Буханок относят штатные краники. Кран часто закисает, заклинивает и даёт течь. Связано это с длительным простоем краника, который водители попросту забывают периодически открывать сугубо с профилактической целью.

Система отопления салона внедорожников Ульяновского автозавода конструктивно достаточно проста и не отличается от таковой у большинства современных автомобилей. Сам отопитель, который даже в специальной литературе часто именуют печкой, состоит из короба, в котором находится радиатор, вентилятор с электромоторчиком и дополнительное сопротивление, предназначенное для управления скоростью вращения двигателя. Отопитель самым непосредственным образом задействован в работе системы охлаждения автомобиля, являясь её компонентой.

Конструктивные особенности отопителя УАЗ

Система вентиляции, образующая с системой отопления единое целое, представляет собой воздухозаборник, заслонки короба теплообменника, а также два гофрированных шланга, ведущих к соплам обдува лобового стекла.

С 2010 года в конструкцию отопителя УАЗ внесли изменения, препятствующие попаданию влаги внутрь короба. Для этого между лючком воздухозаборника и печным радиатором устанавливается дополнительный короб, предназначенный для сбора и последующего отвода дождевой воды, проникающий в воздухозаборник автомашины при открытом лючке. По мере заполнения бачка излишки воды выводятся наружу через дренажный шланг, ведущий к перегородке, отделяющей салон от подкапотного пространства.

К сожалению, установка этого пластикового бачка (каталожный номер – 3151-08101231) ухудшила пропускную способность системы естественной вентиляции автомобиля при движении, особенно на небольших скоростях, что особенно сказывается в жаркое время года, заставляя пользоваться принудительной вентиляцией. Но имеется и положительный момент – капли дождя не имеют возможности попадать на стенки горячего теплообменника с образованием пара, который затем следует с потоком воздуха в салон и конденсируется на стёклах. Кроме того, бачок является защитой и от других загрязнителей, включая пыль, песок, ветки растений и насекомые.

Естественная вентиляция машины предполагает обдув салона через форточки боковых окон, а также через наружные воздухозаборники (решётки, находящиеся непосредственно на капоте перед ветровым стеклом). Принудительная вентиляция предполагает нагнетание воздуха в салон посредством электровентилятора, установленного в коробе печки. При этом воздушный поток может направляться в дефлекторы как нагретый (при открытом кранике радиатора), так и холодный.

Кроме обдува лобового стекла, воздух поступает в область ног впереди сидящих (водителя и пассажира), а в некоторых моделях – к задним сиденьям через воздуховоды, проложенные в центральном тоннеле.

Регулировка уровня обдува салона осуществляется регулятором, переключающим режимы работы электровентилятора, а также регулятором, осуществляющим открытие лючка воздухозаборника на определённую величину.

Как показывает практика, интенсивность обдува салона УАЗ при полностью закрытых окнах недостаточна как в летнее время года, так и зимой. Поэтому большинство владельцев внедорожников ищут способы устранения этого конструктивного недостатка, один из которых – замена штатного теплообменника на более вместительный с одновременной заменой моторчика вентилятора.

Новый радиатор

Как функционирует печка УАЗ

Нагрев воздуха, поступающего в салон автомобиля, осуществляется в радиаторе печки УАЗ, а регулировка количества охлаждающей жидкости, циркулирующей в теплообменнике, производится с помощью краника. На некоторых моделях УАЗ (в частности, оснащённых силовым агрегатом УМЗ-417/421) это краник расположен на самом двигателе (в районе головки БЦ), что ограничивает возможности регулировки количества тепла, поступающего внутрь внедорожника. На моделях с мотором ЗМЗ-409 краник включения печки находится на щитке с пассажирской стороны.

На последних версиях УАЗ с двигателем ЗМЗ-409 имеется возможность монтажа системы дистанционного управления положением краника, что существенно упрощения управление работой печки.

При открытом кранике антифриз, циркулирующий в магистрали системы охлаждения, поступает в радиатор непосредственно из блока цилиндров силового агрегата, то есть практически в самой горячей фазе. После теплообменника ОЖ направляется в помпе, образуя малый контур циркуляции, который работает параллельно основному или большому контуру. Поступающий через открытый лючок воздухозаборника наружный воздух направляется в корпус печки, где включается в работу вентилятор, нагнетающий поток воздуха на горячий радиатор. Нагреваясь, он следует по системе воздуховодов в салон. Имеется возможность распределять поток нагретого воздуха по нескольким направлениям: на ноги водителя/переднего пассажира, на передние стёкла, в заднюю часть салона (в область ног). Обдув боковых окон в УАЗе не предусмотрен, что также можно назвать конструктивным недочётом.

Переключатель режимов работы моторчика электровентилятора имеет три положения: выключено, минимальные и максимальные обороты вращения двигателя. Кроме скорости обдува, имеется возможность регулировки количества поступающего в салон воздуха. За это отвечает регулятор открытия лючка воздухозаборника.

Сам радиатор печки УАЗ работает с максимальной эффективностью только на полностью прогретом моторе, то есть при температуре ОЖ 80°С и выше. Зимой, когда температура опускается до минус 20 градусов и ниже, чтобы сохранить эффективность работы печки, желательно предпринять меры по сохранению тепла, накрыв основной радиатор специальным утеплительным чехлом. На моделях УАЗ 31512/31514/31519 имеется возможность регулировки степени открытия жалюзи радиаторной решётки.

Основные неисправности печки УАЗ

Если в тёплое время года мы попросту забываем о наличии отопителя салона, то по мере приближения холодов владельцам отечественных внедорожников приходится вспоминать, что эффективность работы печки не всегда соответствует погодным условиям.

Итак, что же собой представляет радиатор – основная часть печки? Это металлический короб, внутри которого расположена разветвлённая сеть пластин, или сот, изготовленных из алюминия. Циркулируя между этими пластинами, антифриз остывает, передавая тепло на соты радиатора. Воздух, проходя между ними, нагревается и следует в салон. Вот такая достаточно примитивная, но вполне эффективная схема применяется на большинстве современных автомобилей.

Вентилятор в этом случае необходим – без него воздух будет нагреваться, но поступать в воздуховоды самотёком, то есть с минимальной скоростью. Таким образом, радиатор непосредственно отвечает за нагрев поступающего снаружи воздуха (недаром его второе название – теплообменник), а вентилятор является средством доставки горячего воздуха внутрь автомобиля.

Радиатор печки в профиль

В среднем ресурс печного радиатора приличный – порядка 100 тысяч километров пробега, но на этот показатель влияет множество разноплановых факторов. Если автомобиль в зимнее время года эксплуатируется мало, и при этом условия эксплуатации хорошие (езда по дорогам приемлемого качества, проживание в экологически чистом регионе), то отопитель не будет беспокоить хозяина автомобиля и при наезде 200 тысяч километров. Но намного чаще встречаются прямо противоположные ситуации, когда зимой приходится ездить часто, дороги скверные, экология ужасная. А если при этом использовать некачественные антифризы, и тем более – заливать летом вместо тосола обычную воду, то это приведёт к засорению сот радиатора, что скажется на снижении его теплоотдачи до неприемлемого уровня. И произойдёт это намного раньше среднестатистического показателя.

Определить, что радиатор сильно засорён, несложно: во-первых, вы это заметите по снижению температуры в салоне при прочих равных условиях (режим работы печки, температура воздуха снаружи). Во-вторых, одним из наиболее характерных признаков проблем с радиатором отопителя можно назвать частое запотевание окон автомобиля, причём на достаточно длительное время. Наконец, если в салоне появляются неприятные запахи, можно предположить, что их источник – полностью забитые соты теплообменника, что создаёт идеальные условия для разложения накопившегося на стенках радиатора органического мусора.

Способ устранения проблемы – промывка или замена радиатора отопителя УАЗ Фермер, если промывочные процедуры окажутся безрезультатными.

Вторая распространённая неисправность печки – течь радиатора. Её выдает появление в салоне характерного приторно-сладкого запаха – результат попадания в салон паров охлаждающей жидкости. В таких случаях необходимо незамедлительно приступить к поискам места утечки и их устранению.

Если течь образовалась в кранике, его заменяют.

Намного хуже, если тосол подтекает непосредственно из радиатора. Такое частенько случается на возрастных теплообменниках из-за появления микротрещин, которые со временем под воздействием неблагоприятных факторов (агрессивная среда плюс высокие температуры) расширяются вплоть до потери герметичности. Хотя алюминий считается металлом, не подверженным коррозии, он тоже окисляет, хотя и с заметно меньшей скоростью и интенсивностью. Так что очаги коррозии также могут стать причиной появления течей радиатора, как и внешние механические воздействия (последствия ударов автомобиля или результат ранее проводимых ремонтных работ).

Утечка ОЖ чревата не только ухудшением работы печки, но и перегревом двигателя из-за дефицита охлаждающей жидкости, а это уже более серьёзная по своим последствиям неисправность. Плохо то, что если течь слабая, вовремя заметить её очень сложно. Именно поэтому рекомендуется при проверке уровня моторного масла всегда обращать внимание на расширительный бачок.

Отметим, что ремонт алюминиевых радиаторов в кустарных условиях практически невозможен – пайка этого металла требует наличия специального оборудования. Впрочем, если состояние отопителя неважное, такой ремонт не имеет смысла – через некоторое время течь может появиться в другом месте. Если вы убеждены в обратном, то учтите, что качественная пайка будет стоить достаточно дорого, а если через несколько месяцев проблема возникнет снова, то вы можете оказаться в минусе. Новая печка стоит недорого – примерно вдвое дешевле вентилятора с моторчиком. Этому есть причине: размеры радиатора печки УАЗ намного меньше, чем основного радиатора.

Так что, столкнувшись с такой проблемой единожды, большинство автовладельцев предпочитает сомнительному ремонту замену на новый оригинальный отопитель или его аналог.

Радиатор отопителя УАЗ

Алгоритм замены радиатора

Рассмотрим детально, как производится снятие радиатора печки автомашин семейства УАЗ на примере модели Патриот. Процедура эта с технической точки зрения не слишком сложная, но требующая значительных временных затрат. Нам понадобится минимальный набор инструментов (отвёртки, молоток, гаечные ключи, ветошь и тара для слива антифриза).

Итак, приступаем к демонтажу печного радиатора:

  • обесточиваем автомобиль посредством снятия минусовой клеммы АКБ;
  • осуществляем слив ОЖ из краника основного радиатора. Примерный объём вытекшего тосола – 10 литров, хотя заправочный объём 12 литров (часть жидкости останется в системе, причём в разных её узлах);
  • производим демонтаж приборной панели;
  • начинаем со снятия рукояток управления отопителем (они крепятся винтами, расположенными снизу рукояток);
  • демонтируем облицовку панели управления печкой;
  • вынимаем пепельницу и отсек для хранения мелких вещей;
  • откручиваем по три самореза с каждой стороны;
  • демонтируем оба перчаточных ящика (они крепятся винтами, расположенными внутри), после чего откручиваем крепёж дополнительной полки бардачка. При снятии ящиков не забываем отсоединить разъёмы подсветки;
  • чтобы снять приборную панель, нужно открутить две гайки, доступ к которым осуществляется через проёмы панели, а также боковые гайки, сняв боковые декоративные панели (они крепятся фиксаторами);
  • откручиваем болты, прикрепляющие панель к кронштейну силового каркаса;
  • вынимаем панель вместе с воздуховодами;
  • получив доступ к блоку отопителя, отсоединяем разъёмы питания электровентилятора;
  • отсоединяем воздуховоды, идущие к радиатору (откручиваем три винта) в районе выхода воздушного потока из корпуса печки;
  • откручиваем два самореза крепления к печке воздухозаборника;
  • осталось открутить гайку крепления каркаса отопителя к передней панели;
  • вынимаем воздуховод;
  • откручиваем саморезы, которыми крепится декоративная накладка отопителя;
  • ослабляем хомуты крепления входного и выходного патрубков печного радиатора, отсоединяем патрубки (поскольку, как мы уже говорили, часть тосола остаётся в магистрали, при отсоединении шлангов прольётся некоторое количество охлаждающей жидкости, чтобы её не потерять, подставляем тару подходящих размеров);
  • извлекаем отопитель из посадочного места.

Теперь можно приступать к осмотру радиатора с целью проведения его ремонта или промывки. Если его состояние таково, что ремонтные процедуры нецелесообразны – покупаем новый теплообменник.

Установка производится в обратном порядке.

Как видим, чтобы снять радиатор отопителя УАЗ, придётся заняться разборкой приборной панели, и это самая трудоёмкая часть работ. Если вы захотите поставить вместо родного теплообменника аналог, приготовьтесь к тому, что придётся производить мелкие доработки – радиаторов, в точности совместимых со штатными, вы не найдёте.

Используемые источники:

  • https://remam.ru/vozdsys/shema-i-ustrojstvo-pechki-uaz-buhanka.html
  • https://remam.ru/vozdsys/kak-zamenit-radiator-pechki-uaz.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий