Как проверить втягивающее реле стартера на исправность

Назначение и принцип работы втягивающего реле

cbpvrgGjkGU.jpg

На большинстве автомобилей втягивающее устройство смонтировано со стартером в одном блоке, и предназначается для управления муфтой свободного хода. В конце муфты находится шестерня, вращающая маховик двигателя в момент запуска, но во время его работы такое вращение не допускается, так как приводит к поломке стартера или бортовой электросети, если стартер начнет работать в режиме генератора.

Для этого втягивающее устройство выдвигает муфту только при необходимости запуска двигателя, после чего возвращает в исходное положение, убирая шестерню из зацепления с маховиком. Особенность втягивающего реле в том, что работа стартера может производиться только при его срабатывании. Это сделано для исключения переломов зубьев в момент встречи вращающихся шестерен муфты и маховика.

Внутри реле размещена катушка с якорем, на которую действует ток после замыкания цепи. Возникшее вокруг катушки магнитное поле двигает к ней якорь, сжимая возвратную пружину и толкая рычаг, который перемещает муфту свободного хода. При запуске двигателя электрическая цепь катушки размыкается, сила магнитного поля исчезает, и возвратная пружина толкает якорь с муфтой в исходное положение.

Признаки неисправности втягивающего устройства

На поломку втягивающего устройства могут указывать следующие признаки:

  1. После пуска двигателя отключения стартера не происходит, он вращается с большой скоростью и характерным жужжащим звуком.
  2. После поворота ключа в замке зажигания происходит щелчок, показывающий срабатывание устройства, но вращения стартера не наблюдается. Иногда при обрыве в катушке, заедании якоря в определенном положении или отсутствии питания щелчок может отсутствовать.
  3. После поворота ключа в замке стартер начинает вращаться вхолостую, не воздействуя на маховик двигателя.

Возможные причины неисправности

Втягивающее реле может выйти из строя по следующим причинам:

  1. При повреждении корпуса.
  2. При повреждении магнита с обмотками.
  3. При нарушении контактов.
  4. При ослаблении возвратной пружины.
  5. При возникновении проблем с якорем.

Все поломки реле происходят из-за физического износа, пригорания контактных пластин, разрушения компонентов, перегорания обмоток.

Проверка втягивающего реле

vtjagivajushhee-rele-startera-vaz-2112-zamena-5.jpg

Определить работоспособность втягивающего устройства возможно без его демонтажа со стартера автомобиля следующим способом:

  1. Осуществить проверку идущей к реле проводки на наличие обрыва.
  2. Если проводка исправна, проверяется срабатывание тягового реле. Для этого поворачивают ключ зажигания и слушают щелчок срабатывания, его отсутствие говорит о неисправности реле.
  3. Если щелчок срабатывания слышен, но вращения стартера не происходит, возможной причиной неисправности является подгорание контактных пластин. Для проверки предположения на реле отсоединяют клемму, идущую от замка, после чего отверткой замыкают клемму, идущую от аккумулятора, с клеммой, которая идет на стартер. В итоге получится подача электричества на его двигатель, минуя реле. Если началось вращение, неисправно втягивающее устройство.
  4. Проверка показателя напряжения, идущего на стартер, позволит определить, в чем заключается проблема – в проводке, АКБ или стартере. Мультиметр подключают к плюсовой клемме реле, куда подходит напряжение аккумулятора, а минус прибора подсоединяют к массе. При включении в этот момент зажигания, напряжение должно быть 12 В. Если показатель ниже – энергии аккумулятора, скорее всего, недостаточно для запуска двигателя, но хватает, чтобы срабатывало реле.

Проверка втягивающего реле на снятом стартере

Проверку работоспособности реле удобнее производить на снятом стартере. Но перед демонтажем делают несколько операций, позволяющих выявить неполадку:

  1. Проверяют надежность крепления клемм, состояние АКБ, удаляют окислы с контактов и клемм аккумулятора.
  2. Убеждаются в надежности крепления проводки к стартеру гайками. Если заметна коррозия, контакты зачищают мелкой наждачной бумагой.
  3. Проверяют состояние реле включения стартера.

Стартер снимается после отсоединения подходящих к нему проводов и откручивания болтов крепления. В некоторых автомобилях на эту операцию уйдет много усилий, так как агрегат может располагаться в плохо доступном моторном отсеке.

После извлечения стартера, его очищают от грязи, обрабатывают наждачной бумагой окисленные контакты, и начинают проверку в следующем порядке:

  1. Агрегат размещают рядом с АКБ, от клемм которой идут провода с «крокодилами».
  2. Плюсовая и минусовая клеммы соединяются с соответствующими контактами на втягивающем устройстве.
  3. Свободным концом минусового провода касаются к корпусу стартера и наблюдают результат:
  • Если произошел отчетливый щелчок в реле, значит оно работает;
  • Если втягивающее не подает «признаков жизни», оно нуждается в замене или ремонте.

Ремонт разборного втягивающего реле

  1. Откручивают гайки крепления крышки корпуса.
  2. При необходимости дополнительно отпаивают концы обмоток.
  3. После снятия крышки осматривают силовые контакты:
  • При их подгорании производят зачистку поврежденной части наждачной бумагой;
  • При износе производят замену.
  1. Устройство собирается в обратном порядке и проверяется на работоспособность.
  2. Отремонтированное реле устанавливается обратно на стартер.

В этой статье мы расскажем, как проверять втягивающее реле стартера для выявления неисправностей и рассмотрим способы их устранения.

Стартер автомобиля является тяговым электродвигателем, за счет которого производится раскручивание коленчатого вала для дальнейшего запуска силовой установки.

Раскручивание производиться посредством шестерни, установленной на роторе стартера, которая на момент запуска имеет зубчатое зацепление с венцом маховика.

Но зацепление между шестерней стартера и маховика нужно только до того момента, пока силовая установка не запустится.

Если бы зацепление было постоянным, стартер очень быстро выходил бы из строя.

Поэтому в конструкцию последнего включено втягивающее реле, посредством которого и производится введение в зацепление шестерни стартера с маховиком во время пуска мотора и выведение ее из зацепления после запуска.

Втягивающее реле объединено с реле стартера, при этом конструктивно это устройство не сложное, что обеспечивает его надежность в работе.

Но ничего нет вечного поэтому, и оно тоже может выйти из строя, хотя это происходит нечасто.

Неисправностей, которые могут возникнуть с данным элементом не так уж и много, но, если они возникли, зачастую запустить мотор либо невозможно, либо очень затруднительно.

Неисправностями, которые могут возникнуть с втягивающим реле, являются:

  • Износ его элементов;
  • Выгорание контактных пластин, установленных в крышку корпуса;
  • Обрыв или перегорание обмотки катушек реле;
  • Заедание якоря.

Появление этих неисправностей может вылиться:

  1. В несрабатывание стартера при запуске;
  2. Слабые обороты стартера, которые неспособны достаточно раскрутить маховик;
  3. Продолжение работы его даже после запуска мотора.

Конструкция втягивающего реле

Чтобы понять, как выявить неисправность для начала нужно разобраться с конструкцией и принципом работы втягивающего реле, а также реле стартера, поскольку размещаются они в одном корпусе.

Итак, имеется корпус, внутри которого установлено две катушки — втягивающая и удерживающая.С одной стороны, корпус прикрыт эбонитовой или пластиковой крышкой. В эту крышку с наружной стороны установлены три клеммы для подсоединения проводки.

Одна из клемм предназначена для подключения «плюсового» провода от АКБ, вторая – для подачи электроэнергии на электродвигатель стартера, а третья – для подключения реле к замку зажигания.

С внутренней стороны крышки располагаются две контактные пластины «плюсовых» клемм.

Принципиальная схема.

Внутри корпуса с катушками располагается якорь, подпруженный с одной стороны и шток реле стартера.

С внешней стороны на якоре сделано ушко, которым он зацепляется за вилку включения бендикса с шестерней.

Принцип работы

Работает все это так: при неработающем двигателе, якорь втягивающего реле выдвинут из корпуса из-за воздействия на него пружины. Эта же пружина удерживает через вилку бендикс с шестерней в положении, когда зацепление не осуществляется.

При повороте ключа зажигания в положение запуска сначала срабатывает втягивающее реле.

Электроэнергия, подаваемая на катушки втягивающего реле, обеспечивает появления магнитного поля внутри корпуса.

Это поле воздействует на якорь, и он, преодолевая усилие пружины, входит внутрь корпуса, после этого втягивающая катушка отключается и перестает создавать магнитное поле, но во втянутом положении якорь удерживает своим магнитным полем удерживающая катушка.

При этом якорь тянет за собой вилку, а та в свою очередь перемещает вперед бендикс по валу ротора, и шестерня его входит в зацепление с венцом маховика.

Якорь, входя внутрь корпуса, толкает шток реле стартера, и смещаясь, замыкает между собой контактные пластины плюсовых клемм.

Электроэнергия от АКБ поступает на щетки электродвигателя стартера, и ротор его начинает вращаться. А поскольку шестерня в зацепление уже вошла, то ротор начинает вращать маховик.

После запуска силовой установки и провороте обратно ключа на замке зажигания, питание на удерживающую катушку прекращается, магнитное поле ее исчезает и якорь под воздействием пружины выходит из корпуса.

При этом он через вилку выводит из зацепления бендикс, и прекращает воздействовать на шток реле. Тот в свою очередь отходя, размыкает контактные пластины, и стартер полностью отключается.

Неисправности

Выявить неисправности тягового реле не так уж и сложно. Следует отметить, что срабатывание его сопровождается щелчком – это результат втягивания якоря, и введение в зацепление шестерни.

При провороте ключа этот щелчок хорошо слышно. Так, отсутствие щелчка может указывать на обрыв в катушках, отсутствие питания, заедание якоря в одном положении.

Если же при повороте ключа зажигания щелчок слышен, но сам стартер не запускается или запускается, но крутиться очень медленно, это может сигнализировать о подгорании контактных пластин.

Продолжение работы стартера после запуска силовой установки будет сопровождаться характерным жужжанием.

Возможно, что якорь заклинило во втянутом положении, и он не может вернуться обратно, поэтому держит шестерню бендикса в зацеплении и продолжает замыкать контактные пластины.

Проверка втягивающего реле

Проверить работоспособность данного элемента не так уж и сложно. Причем проверить его можно даже не снимая стартер с авто. Для примера, возьмем автомобиль ВАЗ-2110.

Итак, стартер на этом авто не срабатывает. Для начала нужно проверить проводку, идущую к нему на наличие обрыва.

Если с проводкой все в порядке, нужно узнать, срабатывает ли вообще тяговое реле.

Для этого можно попросить кого-то повернуть ключ зажигания, а самому слушать, есть ли щелчок срабатывания. Если он отсутствует – оно неисправно и нужно его менять.

Если же щелчок срабатывания имеется, но сам стартер не крутит – возможно, что реле не срабатывает из-за подгорания контактных пластин.

Проверить так ли это, можно при помощи обычной отвертки. С реле отсоединяется клемма, идущая от замка зажигания.

Далее отверткой замыкаются клемма, идущая от АКБ, с клеммой, идущей на стартер – получается прямая передача электроэнергии на электродвигатель, минуя реле. Если он заработал – искать причину нужно в реле.

Можно и проверить напряжение, идущее на стартер мультиметром, но это скорее даст понять, проблема заключается в стартере или же в проводке и АКБ.

Для этого мультиметр, подсоединяется к плюсовой клемме втягивающего реле, к которой подводится напряжение от АКБ. Другой минусовой провод мультиметра подсоедините к массе.

Далее кто-то должен повернуть ключ зажигания в положение запуска. Напряжение, на дисплее мультиметра должно соответствовать 12 В.

Если оно ниже – возможно батарея попросту разряжена и ее энергии не хватает на запуск двигателя, но при этом ее заряда хватает для срабатывания реле, а вот уже на вращение ротора энергии недостаточно.

Замена втягивающего реле

Втягивающее реле не является ремонтируемым, и в случае неисправности, оно попросту заменяется.

Единственное, что можно поменять у него, так это якорь. Замена этого элемента на ВАЗ-2110 – операция несложная, сложнее снять сам стартер с авто.

Для замены потребуется демонтаж стартера с машины. Для этого автомобиль загоняется на яму, поскольку добраться до него можно только снизу. Если у авто имеется защита картера, то ее снимают в первую очередь.

Далее нужно отсоединить всю проводку, идущую к стартеру. Для снятия его понадобиться открутить две гайки его крепления, после чего он аккуратно вытаскивается из посадочного места.

Уже на снятом стартере, откручиваются два болта крепления втягивающего реле, и оно снимается, при этом якорь вместе с пружиной остается на стартере, поскольку он своим ушком зацеплен за вилку.

Перед установкой нового элемента, старый якорь снимается с вилки, а на его место устанавливается новый.

Далее новое реле ставиться на стартер и затягивается болтами крепления. Для закрепления пройденного материала, рекомендуем вам посмотреть обучающее видео про то, как ремонтировать и находить неисправности втягивающего реле стартера.

Вам будет интересно: Как правильно проверить кислородный датчик в автомобилях ВАЗ Очень часто на форумах и сайтах автомобильной тематики можно встретить целые «ветки» пос…Как проверить компрессию двигателя своими руками Проверка компрессия двигателя относится к одному из способов диагностирования неисправностей в двига…Ремонт карбюратора солекс своими руками Как ремонтировать карбюратор солекс? Этим вопросом озадачены многие автовладельцы, и в этой стать мы…Стук при нажатии на педаль тормоза Появление стука при нажатии на педаль тормоза не распространенное, но все же имеющее место явление. …27.08.201519:42 80567

Втягивающее реле стартера — это электромагнит, который в системе зажигания выполняет две функции. Первая — подведение шестерни бендикса стартера к зубчатому венцу маховика. Вторая — ее возврат в исходное положение после запуска двигателя. Поломка втягивающего реле грозит тем, что двигатель попросту не заведется. Причин поломки реле не так много. В данном материале мы постараемся описать признаки и причины поломки, а также методы диагностики и ремонта.

</p>

Втягивающее реле с сердечником

Принцип работы втягивающего реле

Перед тем как перейти непосредственно к неисправностям и методами их устранения, автовладельцам будет полезно узнать устройство втягивающего реле стартера, и как оно работает. Сразу стоит отметить, что механизм представляет собой классический электромагнит, состоящий из двух обмоток (удерживающей и втягивающей), схемы подключения его к стартеру, а также сердечника с возвратной пружиной.

В момент поворота ключа зажигания напряжение от аккумулятора подается на обмотки втягивающего реле. При этом создается электромагнитное поле, которое перемещает сердечник, находящийся в его корпусе. Тот, в свою очередь, сжимает возвратную пружину. В результате этого противоположный конец “вилки” сдвигается к маховику. При этом шестерня, соединенная с бендиксом, выдавливается наружу до момента зацепления с венцом маховика. В результате зацепления замыкаются контакты встроенной схемы включения стартера. Далее втягивающая обмотка отключается, а сердечник остается в зафиксированном положении при помощи работающей удерживающей обмотки.

Схема работы втягивающего реле

После того как ключ зажигания отключает двигатель, напряжение на втягивающее реле перестает подаваться. Происходит возврат якоря в исходное положение. Механически соединенные с ним вилка и бендикс выходит из зацепления с маховиком. Таким образом, неисправность втягивающего реле стартера — это критическая поломка, из-за которой невозможно запустить двигатель.

Схема втягивающего реле стартера

Схема втягивающего реле

В дополнение к предыдущему пункту представляем вашему вниманию схему втягивающего реле стартера. С ее помощью вам будет легче понять принцип действия устройства.

Втягивающая обмотка реле всегда подключена к “минусу” через стартер. А удерживающая обмотка — непосредственно к аккумулятору. Когда сердечник реле прижимает рабочую пластину к болтам, и на стартер подается “плюс” от аккумулятора, то аналогичный “плюс” подается и на выход “минуса” втягивающей обмотки. Из-за этого она отключается, и ток продолжает идти только по удерживающей обмотке. Она слабее, чем втягивающая, однако обладает достаточной силой, чтобы постоянно удерживать сердечник внутри корпуса, что обеспечивает беспрерывную работу мотора. Использование двух обмоток позволяет значительно экономить энергию аккумулятора во время запуска двигателя.

Существуют модели реле с одной обмоткой — втягивающей. Однако такой вариант непопулярен в силу значительного расхода энергии аккумулятора.

Признаки и причины выхода из строя реле

К внешним признакам поломки втягивающего реле стартера относятся следующие аспекты:

  • При повороте ключа в замке зажигания не происходит никаких действий по запуску двигателя, или запуск возможен лишь при выполнении нескольких попыток.
  • После запуска двигателя стартер продолжает вращаться с большой скоростью. На слух это можно определить по сильному жужжанию механизма.

Неисправность в работе реле является одной из причин того, что машина не заводится, А причин его поломки может быть несколько:

  • выход из строя (перегорание) внутри реле контактных пластин (в народе их именуют “пятаками”), уменьшение площади их контакта, “залипание”;
  • обрыв (обгорание) втягивающей и/или удерживающей обмотки;
  • деформация или ослабление возвратной пружины;
  • короткое замыкание во втягивающей или удерживающей обмотке.

Если вы обнаружили хотя бы один из перечисленных признаков, то следующим шагом по устранению поломки будет проведение детальной диагностики.

Как проверить втягивающее реле

Методов проверки втягивающего реле существует несколько. Разберем их по порядку:

  • Срабатывание реле можно определить достаточно просто — в момент запуска раздается щелчок, производимый двигающимся сердечником. Этот факт говорит об исправности устройства. Если же щелчка нет — значит, втягивающее реле стартера не срабатывает. Если втягивающее щелкает, но не крутит стартер, то вероятная причина этого заключается в подгорании контактов реле.
  • Если втягивающее реле срабатывает, но при этом слышно своеобразное дребезжание, то это говорит о неисправностях в одной или обеих обмотках реле. В данном случае проверку втягивающего реле стартера можно провести с помощью омметра путем измерения сопротивления его обмоток. Необходимо вытащить сердечник и возвратную пружину из корпуса, после чего попарно проверить сопротивление между обмотками и “массой”. Это значение должно находиться в пределах 1…3 Ом. После этого вставить сердечник без пружины, замкнуть силовые контакты и измерить сопротивления между ними. Это значение должно быть 3…5 Ом (значение зависит от конкретного реле). Если измеренное значение ниже, чем указанные числа, то можно говорить о коротком замыкании в цепи и выходе обмоток из строя.

Ремонт втягивающего реле стартера

Изношенные контактные пластины реле

На многих современных машинах втягивающее реле выполнено в неразборном виде. Это делается по двум причинам. Первая — так увеличивается надежность механизма и его долговечность в силу механической защиты от внешних факторов. Вторая — таким образом автопроизводители хотят получить большую прибыль от продажи своих комплектующих. Если в вашем автомобиле стоит именно такое реле, то лучший выход в данном случае один — его замена. Запишите марку реле, его технические параметры, а лучше возьмите его с собой, и отправляйтесь в ближайший магазин или на авторынок за аналогичным новым.

Однако некоторые автовладельцы проводят его ремонт своими руками. Но при этом нужно знать, как разобрать втягивающее реле стартера. Если реле разборное — то оно поддается ремонту. В случае неразборного ремонт также возможен, однако в небольшом объеме. В частности, при пригорании “пятаков”, улучшении и чистке контакта. Если же сгорела или “закоротила” одна из обмоток, то такие реле, как правило, не ремонтируют.

В процессе демонтажа пометьте клеммы, чтобы в при установке не перепутать их. Также рекомендуется зачистить и обезжирить контакты реле и стартера.

Для дальнейших работ вам понадобится отвертка с плоским жалом, а также паяльник, олово и канифоль. Разборка реле начинается с того, что необходимо вытащить из него сердечник. После этого откручиваются два, которые держат верхнюю крышку, где расположены контакты катушек. Однако перед тем как ее снять, необходимо отпаять упомянутые контакты. При этом необязательно отпаивать оба контакта. Обычно, чтобы добраться к “пятакам”, достаточно отпаять лишь один контакт и приподнять с одной стороны крышку.

Далее нужно открутить с верхней стороны болты, удерживающие “пятаки”, и достать их. В случае необходимости нужно провести их ревизию. То есть, почистить их с помощью наждачной бумаги с тем, чтобы избавиться от нагара. Аналогичную процедуру нужно выполнить и с их посадочными местами. С помощью слесарного инструмента (лучше всего с помощью отвертки с плоским жалом) почистить посадочное место, удалив оттуда грязь и нагар. Сборка корпуса реле происходит в обратном порядке.

Разборка и сборка разборного реле происходит аналогично. Для этого нужно раскрутить болты-шпильки и разобрать его корпус. Так вы доберетесь до внутренних элементов устройства. Работы по ревизии проводятся аналогично приведенному выше алгоритму.

Типы втягивающих реле и их производители

Вкратце коснемся втягивающих реле, использующихся на автомобилях ВАЗ. Они делятся на четыре типа:

  • для не редукторных стартеров моделей ВАЗ 2101-2107 (“Классика”);
  • для не редукторных стартеров моделей ВАЗ 2108-21099;
  • для редукторных стартеров ВАЗ всех моделей;
  • для редукторов стартеров AZD (используются в моделях ВАЗ 2108-21099, 2113-2115).

Кроме этого, как упоминалось выше, они делятся на разборные и неразборные. Разборными являются более старые модели. Новые и старые являются взаимозаменяемыми.

Для автомобилей ВАЗ втягивающие реле выпускают следующие предприятия:

  • Завод имени А.О.Тарасова (ЗиТ), Самара, РФ. Реле и стартеры выпускаются под торговыми марками “КАТЭК” и “КЗАТЭ”.
  • БАТЭ. Борисовский завод автотракторного электрооборудования (Борисов, Беларусь).
  • Компания “Кедр” (Челябинск, РФ);
  • Dynamo AD, Болгария;
  • “ИскРа” (Iskra). Белорусско-словенское предприятие, чьи производственные мощности расположены в городе Гродно (Беларусь).

При выборе того или иного производителя необходимо учитывать, что самыми качественными и распространенными марками являются именно “КАТЭК” и “КЗАТЭ”. Также помните, что, если на вашей машине установлен стартер AZD, то к ним подходят “родные” реле, выпущенные на том же предприятии. То есть, с продукцией других заводов они не совместимы.

Итоги

Втягивающее реле стартера — несложное устройство. Однако его поломка является критичной, так как не позволит запустить двигатель. Проверку и ремонт реле может выполнить даже неопытный автовладелец, обладающий элементарными навыками слесарных работ. Главное, чтобы под рукой были соответствующие инструменты. В случае, если реле неразборное, все же советуем вам выполнить его замену, так как, по статистике, после выполнения ремонта срок его эксплуатации будет небольшим. Поэтому, если в вашей машине не работает втягивающее реле — купите аналогичное устройство и произведите его замену.

ВАЗ 2110- неплохой автомобиль, но при его эксплуатации, как и любого другого авто могут возникнуть различные проблемы. Иногда может возникнуть следующая ситуация. Ключ поворачивается, но стартер почему-то не крутит. При этом из-под капота доносятся какие-то щелчки. Это свидетельствует о рабочем состоянии реле втягивания. Значит, проблему следует искать в стартере. Тогда резонным будет вопрос о том, где стоит реле стартера на ВАЗ 2110?

Rele-startera-na-VAZ-2110-gde-stoit-proverka-zamena.jpg

Общее техническое состояние автомобиля всегда можно проверить с помощью персонального диагностического автосканера. Из доступных на рынке вариантов советуем обратить внимание на сканер корейского производства Scan Tool Pro Black Edition. Данная модель отлично совместима с большинством отечественных и зарубежных автомобилей.

scan_main2-1.png

Особенностью устройства является комплексная диагностика авто. В отличие от аналогов данный автосканер способен диагностировать не только двигатель, а также ABS, коробку передач, трансмиссию, airbag, систему кондиционирования и т.д. Также устройство отлично подходит при использовании в качестве бортового компьютера: в режиме реального времени отображает скорость, обороты, показания со всех имеющихся датчиков, давление масла, температуру и многое другое.

Его можно искать сколь угодно долго, но старания успеха не принесут. Дело в том, что его просто не существует. От замка зажигания осуществляется прямая подача плюсового полюса на втягивающее реле. Оно округлой формы, а устанавливают его прямо на стартере. Оно имеет размеры в два раза меньшие, чем сам стартер. Это является ответом на вопрос, где находится втягивающее реле стартера на ВАЗ 2110.

Gde-stoit-rele-startera-na-VAZ-2110.jpg
Монтажный блок предохранителей и реле на ваз 2110: 1 — реле дальнего света фар (К5); 2 — реле ближнего света фар (К4); 3 — реле контроля и проверки исправности ламп (К1); 4 — пинцет для извлечения предохранителей; 5 — реле включения стеклоподъемников дверей; 6 — реле включения указателей поворота и аварийной сигнализации (КЗ); 7 — реле включения стартера; 8 — запасные предохранители; 9 — место установки реле противотуманных фар; 10 — реле включения стеклоочистителей и стеклоомывателей (К2); 11 — реле включения обогрева заднего стекла (К7); 12 — дополнительное реле (Кб); 13 — верхний ряд предохранителей (F1-F10 установлены по порядку номеров слева направо); 14 — нижний ряд предохранителей (F11-F20 установлены по порядку номеров слева направо).

Двигатель любого авто запускается посредством одной детали, которая имеет название реле стартера. Эта деталь небольшая по размеру, но играет очень значительную роль. Если она невзначай сломается, то это приведет к полному параличу транспортного средства. Многие автомобилисты знают, что не так просто дать ответ на вопрос о том, где расположено реле стартера на ВАЗ 2110.

А Защищаемые цепи А Защищаемые цепи
F1

F2

F3

F4

F5

F6

F7

F8

F9

F10

F11

5

7,5

10

10

30

15

20

20

20

20

5

Лампы освещения номерного знака Лампы освещения приборов Контрольная лампа габаритного света Лампа освещения багажника Лампы габаритного света левого бортаЛевая фара (ближний свет)

Левая фара (дальний свет)

Правая противотуманная фара

Электропривод стеклоподъемников дверей

Резервный

Лампы габаритного света левого борта

F12

F13

F14

F15

F16

F17

F18

F19

F20

7,5

10

10

20

10

7,5

25

10

7,5

Правая фара (ближний свет)

Правая фара (дальний свет)

Левая противотуманная фара

Лампы задних противотуманных фонарей

Рассматриваемая деталь состоит из следующих элементов:

  • Стальной электродвигатель. Его предназначение состоит в отводе тепла. Помимо этого, для него характерны водоотталкивающие характеристики. Это обстоятельство обеспечивает наличие ситуации, при которой можно мыть двигатель без всякого опасения. Вода не сможет проникнуть в токонесущие части, а, значит, не принесет и вреда.
  • Корпус является местом расположения втягивающего реле. Фиксация маховика и шестеренки осуществляется посредством его рычага. Это обеспечивает наличие передачи крутящего момента. Медные контакты соединены с сердечником. По ним передается напряжение от аккумулятора.
  • Якорь является местом крепления коллекторных элементов, обмотки, шестерни.
  • В то время, когда заводят машину, маховик соединяется со стартером посредством бендикса. Как только машина завелась, все элементы возвращаются в первоначальное положение.
  • Щетки фиксируются держателями и позволяют в случае необходимости осуществить их быструю замену.

Стартер полноценно функционирует благодаря наличию двух реле. Их следует четко отличать друг от друга. Первый элемент служит для того, чтобы включать стартер. Второе устройство представлено втягивающим реле. Оно расположено прямо на стартере. ВАЗ 2110 реле стартера для работы десятки имеет большое значение.

Это устройство предназначено для следующих целей:

  1. Благодаря ему после пуска двигателя шестерня возвращается в первоначальное положение.
  2. Осуществляется перераспределение энергии, необходимой моторчику стартера и электромагнитному реле.
  3. Осуществляется подача шестерни бендикса.
  4. Благодаря устройству, все детали работают синхронно при моменте запуска двигателя.

Следует сказать о том, что эта деталь из строя выходит довольно часто, поэтому требуется замена реле стартера ВАЗ 2110. Но добраться до него не так просто. В этом случае потребуется разборка самого стартера.

CHto-mozhet-govorit-o-neispravnosti.jpgСигнализировать о проблеме могут различные «симптомы». При износе обмотка может просто перегореть. При этом в тот момент, когда заводят автомобиль, водителю будут слышны щелчки. Несмотря на это, машина все же не желает заводиться.

Кроме того, поломка может стать свидетельством следующих признаков:

  • Водитель не слышит привычный щелчок.
  • Отсутствует контакт.
  • При первом повороте в замке зажигания автомобиль не желает заводиться.
  • Автомобиль начинает работать непреднамеренно.

В основном это является следствием следующих поломок:

  • плохо закреплены гайки. Не исключено, что произошло их полное раскручивание. Для устранения необходимо просто усилить крепеж, подкрутив гайки;
  • места соединения, провода подверглись окислению. Если это имеет незначительный характер, то такие места просто необходим зачистить. При значительной выраженности процесса требуется полная замена;
  • в цепи питания произошел разрыв. Это необходимо устранить, заменив провода;
  • если устройство срабатывает слишком медленно, его требуется заменить.

Для того, чтобы проверить витки обмотки, необходимо использовать омметр.

При проверке втягивающего реле используется следующий алгоритм действий:

  • Прежде, необходимо обеспечить доступ к стартеру. Он расположен рядом с коробкой передач и находится чуть ниже, чем аккумулятор.
  • Необходимо проверить напряжение. Оно не должно быть выше 8 В.
  • Момент срабатывания сопровождается определенной температурой. Если она выше 25 градусов, то эффективной работы от устройства ждать не приходится.

Отдельные недостатки можно обнаружит непосредственно при визуальном осмотре. После их обнаружения они подлежат устранению.

Действия при демонтаже:

  1. вначале отсоединяется провод батареи со знаком минус;
  2. затем требуется удаление воздушного фильтра;
  3. от втягивающего реле отсоединяются все провода;
  4. наконечник силового провода отсоединяется. Для этого необходимо раскрутить гайку, используя ключ № 13;
  5. откручиваются гайки, которые служат для фиксации запускающего устройства. Для этого используется ключ № 15. Но следует сказать о том, что к этой гайке не так просто подобраться;
  6. далее требуется снятие стартера;
  7. отключается проводка;
  8. демонтируется реле, используя ключ № 8.

Если у кого-то возникнет желание отремонтировать реле, то с позиций теории это вполне возможно. Но экономическая целесообразность отсутствует. Деталь стоит совсем недорого и легче ее просто заменить. Тем более, что сейчас дефицита в запасных частях нет. В любом случае новый элемент будет работать гораздо дольше, чем отремонтированная деталь.

Остается только надеяться, что тот, кто прочитал эту статью, приобрел новые знания, и теперь знает, где находится реле стартера на ВАЗ 2110.

Садясь за руль автомобиля и поворачивая ключ в замке зажигания, каждый водитель надеется что машина заведётся и он удачно тронется с места. Но не всегда бывает так. Если вы не услышали работы двигателя, возможно, у вас возникли неполадки с втягивающим реле.

Самостоятельно определить поломку и устранить её не составит труда любому автолюбителю. Достаточно хорошо знать его устройство. Оно не такое сложное. Реле и стартер находятся в одном блоке. Реле подаёт ток к мотору стартера и производит управление муфтой свободного хода (бендиксом). Стартер начинает вращение, в этот момент бендикс выталкивается. Задача реле ввести в зацепление венец маховика и бендикс.

Принцип работы основан на электромагнитном явлении. При замкнутой цепи ток воздействует на катушку, вокруг которой возникает электромагнитное поле. Возвратная пружина, сжимаясь, вводит якорь в сердечник. Когда двигатель уже запущен, происходит размыкание электрической цепи, якорь получает возможность двигаться свободно и муфта должна вернуться на место.

Есть признаки, которые дают возможность распознавать неисправность втягивающего реле стартера ВАЗ 2110.

  • Двигатель запущен. Стартер не остановился и вращается с огромной скоростью, при этом «жужжит».
  • Повернули ключ в замке зажигания щелчок был, устройство сработало, но вращения стартера нет.
  • Отсутствует щелчок, значит нужно устранить проблемы в катушке или якоре.
  • Стартер вращается, но двигатель запускаться не желает.

Причины неполадок могут быть: повреждение корпуса, перегоревшие обмотки, пригорание контактных пластин, ослабленная возвратная пружина, а также возникшая проблема с якорем. Однако большая часть поломок случается из-за физического износа.

Для проверки реле, не обязательно его демонтировать. Сначала проверяется, нет ли обрыва проводки, ведущей к реле. Если она исправна, при помощи поворота ключа зажигания нужно проверить тяговое реле, о его поломке сообщит отсутствие щелчка. Если щелчок был, а стартер не начал вращение, следует проверить, не подгорели ли контактные пластины. Далее с помощью проводка или отвёртки замыкаются контактные болты, имеющиеся на задней части реле, чтобы ток шёл к обмоткам стартера напрямую. Если вращение начинается, значит, делается вывод, что втягивающее устройство требует или ремонта, или замены.

Также с помощью мультиметра проверяется напряжение, идущее к стартеру. При включенном зажигании оно должно составлять двенадцать Вольт. Если мультиметр показывает меньшее значение, то для запуска двигателя энергии не хватает, а реле должно сработать.

Это более удобный способ, но перед тем как демонтировать реле нужно выявить неполадки.

Для этого:

  • Проверяются крепление клемм и автомобильная аккумуляторная кислотная батарея. Если на контактах и клеммах аккумулятора есть окислы, их необходимо удалить.
  • Проверяются крепления проводки к стартеру. При коррозии контактов их можно зачистить при помощи наждачной бумаги.
  • Проверяется состояние стартерного реле.

Стартер демонтируется и производится его проверка.

Клеммы «+» и «-« подсоединяют к аналогичным контактам на втягивающем реле. Берётся свободный конец минусового провода и прикасаются им к корпусу стартера. Звук щелчка известит о том, что реле в порядке. Если щелчок отсутствует, то реле требует ремонта или замены.

Если стартер оснащён неразборным втягивающим устройством, то выход один: его нужно срочно заменить.

При эксплуатации автомобиля ВАЗ 2110 может случиться так, что он в один прекрасный момент перестанет заводиться. Когда осуществляется запуск двигателя, водитель не услышит характерные звуки, но взамен работа начинает сопровождаться странным гудением. Это может достоверно свидетельствовать о возникновении проблем по отношению к реле стартера. В такой ситуации требуется на ВАЗ 2110 замена втягивающего реле.

Иногда бывает так, что работа устройства проходит в нормальном режиме и о поломке ничто не говорит. Но внезапно для того, чтобы завести автомобиль, его приходится толкать. Единственно радикальным решением для устранения проблемы является замена этой детали. В связи с этим возникает еще один вопрос о том, как поменять втягивающее реле на ВАЗ 2110? Надо понимать, что для его замены требуется демонтаж.  Как это осуществить на практике и расскажет данный обзор.

Оно существует для того, чтобы дистанционно включать электрический двигатель стартера. Это необходимо для того, чтобы сцеплялись бендикс и маховик. Подобная конструкция состоит из различных систем с возвращающим, контактным и магнитным механизмом. Они служат для включения двух катушек. Сердечник представлен трубой, в которой находится якорь. Там располагается обмотка из медного провода. Одним концом она соединяется с электродвигателем, а другим с корпусом.

За счет создаваемого электромагнитного поля осуществляется движение якоря в сердечнике. При исчезновении напряжения якорь занимает исходное положение. При подаче питания возникает магнитное поле. При его действии оттягиваются возвратные пружины. Запуск двигателя приводит к исчезновению напряжения. Давление пружины на якорь обусловливает его возвращение в первоначальное положение.  При этом контакты размыкаются.

Когда осуществляется замена втягивающего реле стартера, необходимо удостовериться, что проблема заключается именно в нем.

Для проверки работы стартера необходимо взять аккумулятор и два провода:

  • Вначале требуется снять стартер.
  • Вывод реле подсоединяется к положительной клемме аккумулятора.
  • Местом присоединения второго кабеля служит масса стартера.

При наличии щелчка можно сказать о работоспособности бендикса. Он сопровождается быстрым и резким звуком. Вялый, затянутый щелчок свидетельствует о какой-то неисправности. Тогда устройство требуется заменить, а приобретают его в автомагазине.

Когда требуется заменить устройство, сразу же возникает вопрос о том, как разобрать втягивающее реле стартера ВАЗ 2110. При наличии неразборного стартера, требуется реле заменить полностью.

В случае с разборным стартером осуществляются следующие действия:

  • необходимо открутить винты, местом расположения которых является крышка корпуса реле. Иногда концы обмотки необходимо отпаять;
  • требуется осуществить проверку силовых контактов. Довольно часто именно это является причиной неисправности. Если контакты подгорели основательно, требуется их заменить. Если дефект незначительный, то поверхность зачищается наждачкой;
  • порядок сборки по завершении действий носит обратную последовательность.

Приобретая новое устройство, следует взять с собой и старый элемент. Это поможет избежать ошибок при покупке. Фиксация устройства осуществляется тремя винтами.

Прочитав эту статью, водителю теперь становится понятным как снять втягивающее реле стартера ВАЗ 2110.

Используемые источники:

  • https://voditelauto.ru/проверить-втягивающее-реле-стартера/
  • https://x7.by/remont/153-kak-proverit-vtjagivayuschee-rele-startera-na-ispravnost.html
  • https://m.etlib.ru/blog/549-vtyagivayushchee-rele-startera
  • https://vaz-2110.ru/elektrika-i-provodka/rele-startera-na-vaz-2110.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий