Как отрегулировать сцепление на ВАЗ 2109

Признаками некорректной работы блока считаются такие факторы.

  1. Трогается машина с места рывками – сцепление буксует, что вызывает неравномерное ускорение.
  2. Увеличение расхода горючего примерно на 10-15%.
  3. Диссонанс набора оборотов двигателя и фактического ускорения машины.
  4. Во время включения передачи от КПП слышны посторонние звуки, скрипы.
  5. При осмотре автомобиля присутствует неприятный запах горелых колодок.
  6. Педаль проваливается или клинит.
  7. Срабатывание привода происходит не посередине хода педали.

Если обнаружен даже 1 из перечисленных пунктов – конструкцию необходимо настраивать.

Устройство фрикционной муфты Ваз 2109 и ее назначение

Представляет собой сухую конструкцию однодискового типа. Фрикционный механизм обеспечивает необходимую эффективность и простоту эксплуатации, обслуживания.

funkcionalnaya-mufta.jpg

Где находится

Фрикционный механизм находится между КПП и двигателем, расположен внутри корпуса коробки передач. От узла выходит приводной трос в оболочке и подводится к педали в салоне автомобиля.

Зачем нужна регулировка сцепления

regulirovka-scepleniya.jpg

Регулировка необходима ввиду его естественного износа. Между корзиной и диском расположены фрикционные накладки, подверженные истиранию. Следовательно, после их стачивания педаль поднимается и узел барахлит.

Второй причиной выступает растяжение троса сцепления. При увеличении его длины происходят аналогичные дефекты.

Типичные неисправности сцепления ВАЗ 2109

Среди самых распространенных поломок выделяются.

  1. Разрыв или растяжение троса.
  2. Износ фрикционных накладок.
  3. Деформация креплений и кронштейнов.

Диагностика работы сцепления

Чтобы понять правильно ли работает сцепление достаточно выполнить процедуру.

  • Взять линейку и упереть ее в пол. Второй конец измерителя следует приложить к нижней части педали. Должно получиться примерно 18-19 сантиметров.
  • Нажать на рычаг до упора и снова измерить расстояние – в норме будет 7-8 см.
  • Нормой считается, когда разница между показаниями составляет 13,5-14,5см.

Если присутствует отклонение в параметрах от нормы более чем на 20 мм – привод нужно регулировать.

Регулировка сцепления своими руками на ВАЗ 2109

На карбюраторной или инжекторной девятке настройка выполняется, не снимая коробки. Механизм расположен так, что системы подачи топлива не перекрывают доступ.

Суть работ заключается в выставлении необходимого продавливания педали и дозировании натяжения троса. Образно это выглядит так:

  • замер высоты педали;
  • подтяжка тросика;
  • проверка.

Также подробный отчет по процедуре можно посмотреть на видео:

Необходимые инструменты

Для выполнения операции регулировки достаточно минимального набора инструментов. Здесь потребуется два ключа на 17 и небольшая щетка по металлу для очистки грязи с поверхности устройства.

Регулировка троса сцепления

Калибровка тросика сцепления выполняется следующим образом.

  • Подготавливается необходимый инструмент: 2 ключа №17, линейка или рулетка, WD-40 или аналог.
  • Машина загоняется на ровный участок дороги и ставится на стояночный тормоз.
  • Для безопасности можно отключить клеммы АКБ.
  • Слева по ходу движения автомобиля необходимо найти сам трос – деталь прикрепляется к корпусу коробки передач специальным кронштейном.
  • После этого находится сам регулировочный узел (место крепежа к КПП). Там имеется резиновый кожух и две гайки, затянутые по бокам планки.
  • Заливаются резьбы ВД-шкой для лучшего откручивания.
  • Далее, одновременно двумя ключами №17 ослабить гайки.
  • Сторона под №1 крутиться по часовой стрелке для ослабления троса (педаль падает вниз), для натяга, нужно прокрутить ее в обратную сторону – рычаг поднимается.
  • Когда установлено необходимое преднатяжение конструкции, все гайки закручиваются до упора.
  • Затем требуется сесть в машину, 5-6 раз выжать сцепление до упора и проверить правильность настройки, при необходимости подрегулировать еще.

Примечание! Согласно инструкции завода, правильное положение тросика является таковым, когда автомобиль начинает трогаться примерно на середине свободного хода педали сцепления.

Регулировка свободного хода педали сцепления

Положение и свободный ход рычага сцепления на ВАЗ 2109 устанавливается таким образом.

  • Подготавливается инструмент – линейка или рулетка, два ключа №17.
  • Внутри машины необходимо приложить к боковой части педали измерительную ленту.
  • В не нажатом состоянии высота от пола составляет около 180-190 мм – это нормально.
  • Далее необходимо надавить на рычаг до упора и запомнить на какой отметке остановилась нижняя часть накладки. К примеру, 50-60 мм.
  • Заводом установлено, что длина хода педали сцепления должна составлять 125-135 миллиметров. Значит, для подсчета, из большего числа отнимаем меньшее и получается фактический прожим. Например: 190-50=140 – это допустимо (разрешается не более 160мм). Если значение отличается от эталона на 15%, требуется поправить натяжку троса.

После манипуляций с натяжителем требуется проверить корректность включения передач и момент срабатывания выжимного подшипника. Если все нормы соблюдены, дополнительная калибровка не требуется. Бывает, что настройка не приносит желаемого эффекта, в данном случае необходимо обратиться к квалифицированному мастеру – возможно проблема скрывается внутри самого блока сцепления.

Проверка на работоспособность

После регулировки сцепления необходима его проверка. Выполняется операция путем прикладывания линейки и нажатия на педаль. Процедура детально описана выше.

Замена троса сцепления на ВАЗ 2109

Установка новой детали выполняется просто. Здесь присутствует только примитивная механика, основанная на передаче энергии через трос.

Причины для замены

Основанием для ремонта может стать пробуксовка сцепления, затруднение переключения передач. Часто бывает, что от резкой нагрузки или рывка трос рвется – это и становится основным источником проблем.

Замена

Выполняется 2 способами. Потребуется нехитрый набор инструментов и 30 минут личного времени.

Снимая жабо

Сложная процедура подразумевает множество ненужных действий, но если есть вопрос – будет ответ.

  1. Загнать машину на смотровую яму.
  2. Открутить трос от педали и демонтировать его.
  3. Далее следует снять жабо и стеклоочиститель, открыть капот.
  4. Затем следует найти место крепления троса к машине. Открутить его.
  5. Вынуть старую магистраль и установить на ее место новую.

Без снятия жабо

Заменить трос дома можно так.

  • Вынуть регулировочную часть из крепления на корпусе КПП.
  • Открутить поводок троса и отсоединить его от вилки сцепления.
  • Конец тросика отсоединяется от педали, путем извлечения шплинта.
  • Далее вся магистраль вытягивается из машины.
  • Установка новой линии выполняется в обратной последовательности.

Настройка сцепления ВАЗ 2109 после замены

После выполнения ремонтных работ проводится стандартная процедура калибровки троса. Стоит понимать, что все элементы цепи, включая тросик, пружины выжимного подшипника, приводного диска подвергаются усадке. Это значит, что через 500-700 км пробега может потребоваться внеплановая ревизия конструкции.

К примеру, тросик низкого качества за данное время может вытянуться (болячка всех подобных приводов) примерно на 5-10 мм от изначальной длины. Это негативно скажется на точности работы агрегата и его потребуется настроить.

Прокачка сцепления

Ввиду конструктивных особенностей прокачка магистрали не нужна. Здесь нет гидравлического привода, масла и прочих «прелестей» устаревших конструкций.

Обслуживание привода сцепления ВАЗ 2109

Для обслуживания привода достаточно периодически смазывать трос жидким маслом и подтягивать его по мере проседания педали.

</span>—> Мастера ВАЗа / Зубило / Ремонт и эксплуатация

Сцепление ваз

Ваз 2109 когда менять сцепление

На современном рынке представлены экземпляры разных производителей, как отечественных, так и зарубежных, тем самым усложняется выбор по-настоящему качественных дисков сцепления.

Примечание! Как показывает статистика, большинство нажимных и ведомых дисков, продающихся на рынках и в магазинах, обладают сомнительным качеством, иногда даже можно наткнуться на контрафакт.

Итак, какое из сцеплений лучше купить и как не ошибиться в своём выборе?Сначала нужно разобраться, что предлагают сегодняшние производители:

  • Во-первых, это заводское сцепление ВИС, его ещё называют «стоковым». В принципе изделие неплохое, оно поставляется самим заводом АВТОВАЗ для сборки машин. Отличить оригинальное сцепление от подделки несложно, достаточно лишь проверить присутствие лазерной маркировки, нанесенной на сами диски. Кроме этого можно отправить смс с кодом идентификации и получить ответное сообщение, подтверждающее уникальность и качество.

Ваз 2109 комплект сцепления

Что выбрать

К примеру, кто-то отдаёт предпочтение «мерседесу», а кому-то по душе «москвич». В том или ином случае сторонники определённой детали, бренда или фирмы отыщут множество подтверждений в свою пользу. По приведённой причине не нужно сравнивать и делать вывод о лучшем сцеплении. Как правило, это дело привычки. Кому-то предпочтительней мягкое сцепление, а у кого-то машина с автоматической коробкой передач, где водитель вообще не знает, для чего нужно соответствующая педаль.

Ваз 2109 мягкое сцепление

Французское или корейское Valeo

Ваз 2109 привод сцепления

Качественные автомобильные запчасти существуют на российском рынке тяжело, поскольку много желающих стремятся их подделать.Это также касается бренда Валио.

Автомобилисты, отдающие предпочтение этому бренду отзываются о продукции только положительно. Данное сцепление принято ещё называть женским, поскольку обеспечивается лёгкий и плавный ход.

Ваз 2109 сцепление какое выбрать

Также следует отметить хорошую надёжность и значительный срок службы. Если сцепление Валио будет использоваться правильно и с осторожностью, то его вполне хватит на 150 тысяч километров пробега. Оригинальные диски не боятся перегревания (имеются в виду допустимые рамки), при этом маховик характеризуется практической вечностью.

Немецкая педантичность сцепления Luk с высоким качеством

Ваз 2109 сцепление какое лучше

Лучшее сцепление для ваз 2109

Отличительной чертой сцепления Лук считается характерное свойство такого устройства по демпфированию вибрированию. Соответствующие выводы можно сделать и по отзывам российских автомобилистов.

Примечание! Сцепления от Лук в комплектации имеют специальный погашающий элемент колебаний ведомого и нажимного диска.

Сцепление от Крафт

Лучшее сцепление ваз 2109

О подобном сцеплении(см.Ремонт сцепления – проводим сами) автомобилисты высказываются только с положительной стороны. Сейчас на российском рынке реально встретить комплекты Крафт турецкого производства, при этом прилагается лицензия Крафт с Германии.Это классическая практика в нынешней экономике. Современные автомобилисты не берут во внимание эту особенность, тем более Крафт уже давно завоевал популярность среди российских потребителей. Комплект характеризуется сравнительно мягким выжимном, отличной стойкостью к значительным перегревам при интенсивных условиях использования. Также нельзя забывать о долговечности маховика, что немаловажно. В среднем такое сцепление в состоянии прослужить около 150 тысяч километров пробега.

Примечание! К минусу, пожалуй, стоит отнести не долгий срок эксплуатации выжимного подшипника. Как правило, это, скорее всего, напрямую будет зависеть от стиля вождения автотранспорта.

Добавить комментарийДобавить комментарийСоветуем прочитатьВаз 2109: максимальная скорость и другие характеристикиВаз 2109 с роторным двигателем и его историяЗамена ремней безопасности Ваз 2109 своими силамиКак проверить генератор ВАЗ 2107 – способы проверкиГлавнаяКаталогКоробка перемены передачСцеплениеДетали и комплекты сцепленияПакет сцепления ( Комплект сцепления — корзина,диск,выжимной)ВАЗ 2108-15, 1118 8клПакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 (ЭКСЕДИ ВИС) (упак. ОАТ)Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 (ЭКСЕДИ ВИС) (упак. ОАТ)Характеристики

Код поставщика: 217410
Артикул: 21090-1601000-90
Реквизиты: Товар, Товар, 00-00019817, Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 (фирм. упак. LADA), 4.12
Базовая единица: шт
Ставки налогов: 18
Производитель: Экседи Вис Рус ООО

Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 (ЭКСЕДИ ВИС) (упак. ОАТ) Есть в наличии ( 50 )2 405 руб.+ 72.15 на счет бонусовVALEO 801 122 Сцепление к-т LADA 2108-09/99 1.1-1.5 86-VALEO 801122 Сцепление к-т ВАЗ 2108Характеристики

Код поставщика: 177118
Артикул: 801122
Реквизиты: Товар, Товар, 00-00029761, VALEO 801122 Сцепление к-т ВАЗ 21080
Базовая единица: компл
Ставки налогов: 18
Производитель: Valeo-mag

VALEO 801 122 Сцепление к-т LADA 2108-09/99 1.1-1.5 86- Есть в наличии ( 10 )3 160 руб.+ 94.8 на счет бонусовПакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-1118,2113-15 8кл. 1,5 л (фирм. упак. LADA)Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-1118,2113-15 8кл. 1,5 л (фирм. упак. LADA)Характеристики

Код поставщика: 024572
Артикул: 11183-1601000-00
Реквизиты: Товар, Товар, 00-00019811, Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-1118,2113-15 8кл. 1,5 л (фирм. упак. LADA), 4.11
Базовая единица: шт
Ставки налогов: 18
Производитель: ВИС ЗАО

Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-1118,2113-15 8кл. 1,5 л (фирм. упак. LADA) Нет в наличии3 295 руб.+ 98.85 на счет бонусовПакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 (фирм. упак. LADA)Характеристики

Код поставщика: 016269
Артикул: 21090-1601000-00
Производитель: ВИС ЗАО

Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 (фирм. упак. LADA) Нет в наличии2 405 руб.+ 72.15 на счет бонусовПакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-1118,2113-15 8кл. 1,5 л (ЭКСЕДИ ВИС) (упак. ОАТ)Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-1118,2113-15 8кл. 1,5 л (ЭКСЕДИ ВИС) (упак. ОАТ)Характеристики

Код поставщика: 217400
Артикул: 11183-1601000-90
Реквизиты: Товар, Товар, 00-00028381, Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-1118,2113-15 8кл. 1,5 л (ЭКСЕДИ ВИС) (упак. ОАТ), 4.13
Базовая единица: шт
Ставки налогов: 18
Производитель: Экседи Вис Рус ООО

Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-1118,2113-15 8кл. 1,5 л (ЭКСЕДИ ВИС) (упак. ОАТ) Есть в наличии ( 2 )3 295 руб.+ 98.85 на счет бонусовПакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 KRAFTПакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 KRAFTХарактеристики

Код поставщика: 181210
Артикул: KT 098552
Реквизиты: Товар, Товар, 00-00038205, Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 KRAFT, 4.28
Базовая единица: шт
Ставки налогов: 18
Производитель: OberKraft

Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 KRAFT Есть в наличии ( 1 )3 250 руб.+ 97.5 на счет бонусовПакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 (фирм. упак. LADA)Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 (фирм. упак. LADA)Характеристики

Код поставщика: 313224
Артикул: 21090-1601000-82
Базовая единица: шт
Производитель: Валео-Сервис

Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 (фирм. упак. LADA) Есть в наличии ( 6 )3 490 руб.+ 104.7 на счет бонусовПакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 LADA SAMARA STARCOПакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 LADA SAMARA STARCOХарактеристики

Код поставщика: 233943
Артикул: SPK21001
Реквизиты: Товар, Товар, 00-00038206, Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 LADA SAMARA STARCO, 4.31
Базовая единица: шт
Ставки налогов: 18
Производитель: RUMELIA APS GROUP

Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 LADA SAMARA STARCO Есть в наличии ( 1 )4 025 руб.+ 120.75 на счет бонусовПакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 RiginalПакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 RiginalХарактеристики

Код поставщика: 206969
Артикул: RG2109-1601000
Реквизиты: Товар, Товар, 00-00028387, Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 Riginal, 3.95
Базовая единица: компл
Ставки налогов: 18
Производитель: ООО ПКФ Ниагара

Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 Riginal Есть в наличии ( 50 )2 535 руб.+ 76.05 на счет бонусов099 1.1-1.5 86>» title=»SACHS 3000 951 211 Корзина сцепл.LADA 08>099 1.1-1.5 86>» />SACHS 3000 951 211 Корзина сцепл.LADA 08>099 1.1-1.5 86>Характеристики

Код поставщика: 061329
Артикул: 3000951211
Базовая единица: компл
Производитель: HOLA

SACHS 3000 951 211 Корзина сцепл.LADA 08>099 1.1-1.5 86> Нет в наличии4 320 руб.+ 129.6 на счет бонусовПакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 LADA SAMARA «KRAFTTECH» W00190ВХарактеристики

Код поставщика: 002986
Артикул: W00190B
Производитель: KRAFTTECH

Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 LADA SAMARA «KRAFTTECH» W00190В Есть в наличии ( 10 )2 950 руб.+ 88.5 на счет бонусовПакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 Valeo (801122)Характеристики

Код поставщика: 219610
Артикул: 801122
Производитель: Valeo-mag

Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 Valeo (801122) Есть в наличии ( 9 )3 065 руб.+ 91.95 на счет бонусовПакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 (БелМаг)Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 (БелМаг)Характеристики

Код поставщика: 296146
Артикул: BM.3793
Реквизиты: Товар, Товар, 00-00050384, Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 (БелМаг)0
Базовая единица: компл
Ставки налогов: 18
Производитель: БелМаг АО

Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 (БелМаг) Есть в наличии ( 10 )2 590 руб.+ 77.7 на счет бонусовПакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 LUKХарактеристики

Код поставщика: 014987
Артикул: 619116100
Производитель: Shaeffler Gruppe KG(LUK Aftermarket Service oHG)

Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 LUK Нет в наличии3 915 руб.+ 117.45 на счет бонусовПакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 ТРИАЛПакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 ТРИАЛХарактеристики

Код поставщика: 181134
Артикул: 21090-1601000
Базовая единица: шт
Производитель: ТРИАЛ ООО

Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 ТРИАЛ Нет в наличии2 785 руб.+ 83.55 на счет бонусовПакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 LADA SAMARA HOLAПакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 LADA SAMARA HOLAХарактеристики

Код поставщика: 307768
Артикул: S228
Реквизиты: Товар, Товар, 00-00047245, Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 LADA SAMARA HOLA0
Базовая единица: шт
Ставки налогов: 18
Производитель: HOLA

Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 LADA SAMARA HOLA Нет в наличии2 520 руб.+ 75.6 на счет бонусовПакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 FINWHALEХарактеристики

Код поставщика: 165809
Артикул: CK108
Базовая единица: шт
Производитель: FINWHALE

Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 FINWHALE Есть в наличии ( 5 )3 005 руб.+ 90.15 на счет бонусов099/LADA 2101>07/NIVA 1.2>1.7 73>» title=»LUK 620 0198 16 Сцепление к-т LADA 08>099/LADA 2101>07/NIVA 1.2>1.7 73>» />LUK 620 0198 16 Сцепление к-т LADA 08>099/LADA 2101>07/NIVA 1.2>1.7 73>Характеристики

Код поставщика: 043048
Артикул: 620019816
Производитель: LuK Lamellen und Kupplungsbau GmbH&Co.oHG,Дрезден

LUK 620 0198 16 Сцепление к-т LADA 08>099/LADA 2101>07/NIVA 1.2>1.7 73> Есть в наличии ( 9 )3 600 руб.+ 108 на счет бонусовПакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 LADA SAMARA A00190B ASP MENSANХарактеристики

Код поставщика: 340029
Артикул: A00190B
Базовая единица: компл
Производитель: ASP MENSAN

Пакет сцепления (корзина, диск, подш.) ВАЗ-2108-2115 LADA SAMARA A00190B ASP MENSAN Нет в наличии2 665 руб.+ 79.95 на счет бонусовКорзина сцепления ВАЗ-2108-2115 (ЭКСЕДИ ВИС) (упак. ОАТ)Характеристики

Код поставщика: 217411
Артикул: 21090-1601085-00
Производитель: Экседи Вис Рус ООО

Корзина сцепления ВАЗ-2108-2115 (ЭКСЕДИ ВИС) (упак. ОАТ) Есть в наличии ( 10 )1 250 руб.+ 37.5 на счет бонусов

Начало | Пред. | 12 | След. | Конец

Выводить по:2020406080100

ВАЗ 2109 — это легендарная «девятка». Серийно переднеприводный пятидверный хэтчбек выпускался на Волжском автомобильном заводе в период с 1987 года по 2004. С 2004 до конца 2011 модификация ВАЗ 21093 собиралась на заводе «ЗАЗ» в Запорожье.

Многие автовладельцы стараются самостоятельно обслуживать личное авто и знают, как правильно это сделать, поскольку внимательно изучают работу основных узлов и ведущих модулей. В список регламентных работ входит периодическая регулировка сцепления ВАЗ 2109. Задача это достаточно простая, если заранее ознакомиться с алгоритмом работы.

Вернуться к оглавлению

Устройство сцепления «девятки»

Комплект сцепления — один из ключевых агрегатов трансмиссии «девятки». Это однодисковый механизм фрикционного типа, расположенный между двигателем и коробкой перемены передач (КПП). Алгоритм его работы следующий:

  1. Первоначально автомобиль стоит неподвижно, двигатель заведен, педаль отпущена. Рычаг КПП находится в нейтральном положении, то есть вращение первичного вала не передается на вторичный.
  2. Водитель готовится начать движение вперед. Левой ногой он нажимает педаль, и механизм отсоединяет первичный вал КПП от двигателя. Водитель переводит рычаг в положение первой передачи, механизм обеспечивает зацепление первичного и вторичного валов КПП. Автомобиль стоит, так как двигатель отсоединен от первичного вала КПП.
  3. Водитель плавно, но решительно отпускает педаль. Двигатель соединяется с первичным валом, задача которого через вторичный вал передать мощность на ведущие колеса, тогда автомобиль придет в движение.
  4. Аналогично происходит переключение с первой передачи на вторую, со второй на третью и так далее.

Устройство сцепления ВАЗ 2109 таково, что при отпускании педали, ведомый диск зажимается пружинами между маховиком и нажимным диском. При этом происходит передача мощности на оба вала КПП и ведущие колеса. При нажатии педали через специальную тягу поворачивается вилка сцепления ВАЗ 2109 и давит на рычаги, оттягивающие нажимной диск. Ведомый диск сцепления ВАЗ 2109 отсоединяется, и передача мощности прекращается. Кожух механизма соединяется с нажимным диском тремя парами упругих пластин. Привод агрегата тросовый, нижний его наконечник зафиксирован гайками в кронштейне на картере двигателя.

Тросик сцепления приведен на рычаг вилки выключения сцепления.

Вернуться к оглавлению

Типичные неисправности сцепления ВАЗ 2109

Сцепление относится к числу относительно надежных агрегатов ВАЗ 2109. При штатной эксплуатации и периодической регулировке оно служит годами. Расчетный ресурс агрегата превышает 100 тысяч км. И если провалилась педаль сцепления — это редчайший случай. В список типовых неисправностей входят:

Вид неполадки. Чем выражено. Какова причина.
Сцепление ведет. Нажатая до упора педаль не обеспечивает полного отсоединения вала от коробки передач, и двигатель не отключается от КПП. Нажатие на педаль при неисправном агрегате, приводит к тому, что нажимной подшипник недостаточно сильно действует на демпферную пружину, а маховик двигателя продолжает частично передавать крутящее усилие на вал КПП. Причиной этого часто является плохая регулировка троса сцепления ВАЗ 2109 или выход из строя ведущего диска.
Сцепление буксует. При полностью отпущенной педали первичный вал КПП остается прижатым к маховику двигателя неплотно и проскальзывает, то есть имеет место пробуксовка. Крутящий момент передается к ведущим колесам только частично и имеет место скольжение контактных поверхностей. Этот эффект ярко проявляется при движении нагруженного автомобиля на подъем: водитель газует, обороты растут, а машина почти не ускоряется, буксует сцепление ВАЗ 2109. В этом случая чаще всего плохо отрегулирован привод, трос сцепления заедает, ведомый диск изношен или замаслился, вот почему буксует сцепление.
Шум при выключении передачи. При нажатии на педаль раздается отчетливый шорох или шелест. Этот негромкий звук может свидетельствовать о возможном выходе из строя выжимного подшипника. Продолжение эксплуатации автомобиля в таком состоянии грозит неприятностями: при его заклинивании неизбежно быстро выйдет из строя корзина сцепления ВАЗ 2109. Меняйте подшипник при первых признаках неисправности, иначе неизбежен серьезный ремонт сцепления, включая замену корзины.

Регулировка сцепления не только входит в список регламентных работ ВАЗ 2109, но часто является способом устранения возникающих неисправностей этого механизма.

Вернуться к оглавлению

Регулировка сцепления своими руками

Опытные автовладельцы знают, как отрегулировать сцепление на ВАЗ 2109 самостоятельно. Действительно, в этом нет ничего сложного. Два ключа на 17 и обычная чертежная линейка длиной 30 см — это все, что понадобится для дела. Картер сцепления ВАЗ 2109 открывать не придется, работа посильна даже малоопытному владельцу транспортного средства.

Автомобилисты обычно проверяют регулировку примерно каждые 15 тысяч км пробега или раз в год. При возникновении ощущения увеличенного хода педали осуществляются оперативная проверка и регулировка. Работу следует проводить в следующем порядке:

  1. Возьмите слесарную или чертежную линейку и произведите замер расстояния от педали в свободном состоянии до пола салона автомобиля. Обычно эта величина составляет около 20 см. Это будет первый размер.
  2. Нажмите на педаль рукой, вдавите ее до отказа. Замерьте расстояние от нажатой педали до пола. Это второй размер.
  3. Высчитайте разницу между вторым и первым размерами, и получится величина хода педали. Если результат составляет 125-135 мм, регулировка педали сцепления не требуется. Когда расчетное число не соответствует указанному диапазону, регулировка желательна. Но если ход педали составляет 160 и более миллиметров — надо незамедлительно отрегулировать механизм.
  4. Чтобы отрегулировать ход педали, откройте капот, обесточьте электросистему, поставьте автомобиль на стояночный тормоз и на первую передачу.
  5. Удерживая одним ключом регулировочную гайку, ослабьте контргайку вторым. Регулировочная гайка расположена в моторном отсеке ВАЗ 2109 на кронштейне привода, установленном на картере КПП. Гайка фиксирует в этом кронштейне оболочку привода, а контргайка защищает ее от отворачивания.
  6. Для уменьшения хода педали трос необходимо подтянуть, в этом случае вращайте регулировочную гайку против часовой стрелки, а для увеличения хода — по часовой стрелке.
  7. Добейтесь нужного значения хода педали и зафиксируйте новое положение контргайкой.

На этом регулировка закончена. Несколько раз качните педаль и убедитесь в нормативном значении хода. Если он превышает допустимые пределы, повторите процесс регулировки.

Регулировку можно проводить в теплое время года и даже при отсутствии гаража.

Поломка сцепления – одна из неприятностей, которая может подстерегать водителя в дороге. Обычно при этом автомобиль просто прекращает свое движение, при том, что мотор нормально работает. Не всегда такая поломка происходит внезапно, часто пред этим можно наблюдать некоторые признаки скорой поломки.

Признаки и причины неисправности сцепления

Сцепление ВАЗ 2108, 2109, 21099 состоит из корзины, нажимного подшипника, ведущего и ведомого диска. Основными признаками неисправности сцепления считаются пробуксовка сцепления и неполное его выключение:

  • При неполном выключении (педаль нажата) наблюдается затрудненное включение передач на работающем двигателе, шумы и треск при переключении передач, большой свободный ход педали сцепления.
  • При «пробуксовке» сцепления (педаль отпущена) может ощущаться запах гари в салоне от горения накладок диска сцепления, ухудшится динамика автомобиля, мотор может перегреваться, увеличится расход топлива.

Чаще всего, причиной поломки сцепления ВАЗ 2109 является неправильная эксплуатация автомобиля.Например, если машина «села» в снегу, а вы продолжаете усиленно газовать, или очень любите трогаться с пробуксовкой – все это сокращает срок службы сцепления.

Кроме самого диска сцепления, может выйти из строя и выжимной подшипник – он служит для плавного включения и выключения сцепления. При предельном износе выжимного подшипника можно услышать характерный визг – это верный признак того, что подшипник нужно менять. Причиной отказа сцепления может быть также поломка в механизме его привода, например, обрыв или заедание троса привода сцепления, поломка рычажной системы, утечка жидкости из гидропривода, если сцепление гидравлическое, или другие подобные поломки в приводе.

Кстати, при замене выжимного подшипника на СТО вам могут посоветовать заменить также и диск сцепления. Обычно, если начались проблемы со сцеплением, то лучше заменить все эти детали, потому как замена сцепления весьма тяжела: необходимо снимать коробку передач. Но если кто-то хочет сэкономить на этом, то все детали сцепления можно купить и отдельно.

Для работы будет необходимо следующие:

  • ключи на 8, 10, 13, 17 мм;
  • динамометрический ключ, торцовая головка на 8 мм;
  • домкрат;
  • ёмкость для слива масла;
  • смотровая яма или подъёмник.
  • отвёртка плоская, молоток.

При снятии или установке коробки передач нельзя опирать первичный вал коробки на лепестки нажимной пружины сцепления, чтобы не повредить их.

Замена сцепления на ВАЗ 2109/21099 без снятия КПП

Проводить замену сцепления ВАЗ 2109/21099 без снятия КПП достаточно сложно. Вы не найдёте инструкций и рекомендаций в руководстве по эксплуатации автомобиля на эту тему. Данные рекомендация основана на опыте автолюбителей, которые делятся своим опытом замены сцепления.

Основная проблема при замене сцепления заключается в том, что не у каждого автомобилиста имеется эстакада, яма, а тем более подъемник, и надо сделать так, чтобы массивная КПП не упала на землю. А поднимать ее проблематично, так как подлезть под машину с ней невозможно. Все действия по снятию КПП почти не отличаются от выше приведенной инструкции, за исключением нюансов:

  1. Приобретите в магазине два болта с верхнего рычага передней подвески «классики». У них резьба точно такая же, как и на тех болтах, которыми стянута коробка и блок ДВС.
  2. Вкрутите их сверху, только после этого, небольшим ломиком или отверткой, начинаем рассоединять узлы. Задняя часть коробки после отодвигания ляжет на поперечную тягу, а между картером сцепления и маховиком образуется зазор – около 15 сантиметров.
  3. Через образовавшуюся щель снимается выжимной подшипник, выкручиваются болты на корзине.

А вот установка немного отличается от того процесса, который показан в инструкции:

  1. Поставьте новый выжимной на свое место. Затем на маховик устанавливается диск и поверх него корзина.
  2. Наживите болты буквально на пару оборотов, но не затягивайте!
  3. Аккуратно начинайте насаживать первичный вал на шлицы в диске.
  4. Потом коробку отодвигаем назад и проводим затяжку болтов на корзине. Затяжка болтов крепления корзины происходит только лишь после установки коробки на свое место.
  5. После этого можно ставить КПП и затягивать на ней болты.

При замене сцепления без снятия КПП на автомобиле ВАЗ 2109/21099, центровать диск не нужно!

Какую корзину сцепления ставить на ВАЗ 2109, ВАЗ 21099?

Оригинальный номер корзины сцепления 2108-1601085.

Аналоги:

  • Fenox PP60004C3 — 1369 руб.
  • БелМаг BM.3792 — 1114 руб.
  • Valeo PHC LDC-01 — 1526 руб.

Какой диск сцепления ставить?

Оригинальный номер диска сцепления 2108-1601130, средняя цена 320 руб.

Аналоги:

  • Valeo PHC LD-03 — 1060 руб.
  • Sachs 1861 696 146 — 1458 руб.
  • Fenox CP61004C3 — 798 руб.

Какой подшипник сцепления ставить?

Оригинальный номер подшипника сцепления 2108 1601182.

Аналоги:

  • Pilenga PC-P 2108 — 360 руб.
  • Luk 500 0439 20 — 1156 руб.
  • Fenox TP2116C3 — 345 руб.

1

Снимаем «минусовую» клемму с аккумулятора «4», снимаем разъем с датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) «2», ослабляем хомут крепления гофры к ДМРВ «3», вынимаем из автомобиля корпус воздушного фильтра «1».

</span>2

Снимаем тросик сцепления с вилки сцепления. Ослабляем две гайки крепления троса к скобе на коробке передач.

</span>3

Снимаем защитный кожух сцепления. Отсоединяем провод «массы» и датчик верхней мертвой точки от картера сцепления. Отсоединяем провода от выключателя света заднего хода. Сливаем масло.

</span>4

Откручиваем 3 болта крепления кронштейна к кузову. Откручиваем гайку крепления растяжки рычага.

</span>5

Поддомкрачиваем автомобиль. Извлекаем два болта «1» и отсоединяем шаровой шарнир рычага подвески от поворотного кулака. Откручиваем гайку «2» крепления растяжки к рычагу подвески, вынимаем продольную растяжку вместе с рычагом.

</span>6

Снимаем колесо, откручиваем ступичную гайку и отворачиваем крепление шаровой опоры к поворотному кулаку, затем выводим ШРУС из отверстия подшипника.

</span>7

Уперев монтировкой в картер коробки передач, впрессовываем внутренний шарнир привода из полуосевой шестерни, для этого резко бьём по корпусу внутреннего шарнира молотком. Выбиваем шарнир из полуосевой шестерни.

</span>8

Крепление шаровой опоры без привода переднего колеса.

</span>9

Ослабляем затяжку хомута и отсоединяем тягу привода переключения передач от шарнира выбора передач. Также необходимо подставить подпорку под двигатель, иначе он может опуститься слишком низко и оторвать шланги отопителя салона.

</span>10

Отвернув болты крепления задней опоры подвески силового агрегата, вынимаем кронштейн подвески из проушин лонжерона кузова.

</span>11

Ключом «на 17» откручиваем гайку и вынимаем болт левой опоры двигателя. Отвинчиваем три гайки крепления стартера и снимаем стартер.

</span>12

Ключом «на 19» отворачиваем три болта и одну гайку крепления картера сцепления к блоку цилиндров, отводим коробку передач от двигателя и снимаем ее.

</span>14

Накидным ключом «на 8» откручиваем шесть болтов крепления кожуха сцепления к маховику. Чтобы болты легко отвернулись, простукиваем их головки медным молотком. Для отворачивания болтов можно также воспользоваться головкой «на 8».

</span>15

Снимаем ведомый и ведущий диски сцепления. Проверяем степень износа фрикционных накладок. Если головки заклёпок углублены менее чем 0,2 мм, поверхность фрикционных накладок замаслена или ослаблены заклёпочные соединения, диск необходимо заменить. Трещины или механические повреждения на деталях ведомого диска не допускаются.

</span>16

Если при визуальном осмотре обнаружено ослаблении заклепочных соединений деталей корзины сцепления и ведущего диска, то следует заменить ведущий диск сцепления в сборе.

</span>17

Смазываем посадочное место выжимного подшипника на валу, а также направляющие вилки сцепления, затем устанавливаем подшипник.

</span>18

Ставя сцепление, ориентируем ведомый диск выступающей частью в сторону ведущего диска и вставляем центрирующую оправку.

</span>19

Вводим оправку в отверстие коленчатого вала и в этом положении закрепляем ведущий диск сцепления, равномерно (по одному обороту за проход) затягивая болты. Болты закручиваем не более чем на один оборот каждый, чтобы не деформировать фланец ведущего диска сцепления. Собираем всё в обратной последовательности.

</span>Используемые источники:

  • https://rus-avtomir.ru/remont/sceplenie-vaz-2109
  • https://masteravaza.ru/zubilo/remont-i-ekspluataciya-zubilo/vaz-2109-kakoe-sceplenie-vybrat-684
  • https://original-detal.ru/catalog/korobka_peremeny_peredach/stseplenie/detali_i_komplekty_stsepleniya/paket_stsepleniya_komplekt_stsepleniya_korzina_disk_vyzhimnoy/vaz_2108_15_1118_8kl_1/
  • http://expertvaz.ru/2109/regulirovka-scepleniya.html
  • https://m.etlib.ru/report/1327-zamena-stsepleniya-vaz-2109-vaz-21099

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий