Снятие и ремонт масляного насоса на автомобиле ВАЗ 2115 своими руками

Любому двигателю внутреннего сгорания для нормальной работы требуется непрерывная смазка трущихся частей. И двигатели автомобилей ВАЗ в этом плане не исключение. Сердцем смазочной системы является масляный насос, который, как и любой другой агрегат, со временем изнашивается и ломается. Можно ли его заменить своими руками? Разумеется: главное, знать, как это делается.

Назначение масляного насоса на ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115

Главная задача масляного насоса — создавать избыточное давление в смазочной системе двигателя и обеспечивать непрерывную циркуляцию масла в смазочных каналах.

maslonasos-vaz-2114-1.jpg

На ВАЗ 2114 устанавливаются только роторные маслонасосы

Любая поломка маслонасоса ведёт к падению давления смазки, после чего трение между подвижными частями мотора резко возрастает. В результате практически все узлы двигателя оказываются повреждены, и восстановить их можно только после дорогостоящего капитального ремонта.

Типы маслонасосов на ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115

Конструкция двигателей ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 одинакова. Поэтому маслонасосы на этих машинах тоже совершенно одинаковые. Это регулируемые насосы роторного типа, оснащённые редукционным клапаном.

rotornyy-maslonasos-vaz-2114.jpg

Основные элементы конструкции роторного регулируемого маслонасоса ВАЗ 2114

На более ранних моделях ВАЗ устанавливались шестеренные маслонасосы, но постепенно инженеры ВАЗ отказались от этих устройств, поскольку роторный маслонасос обладает важными преимуществами:

  • роторные маслонасосы, в отличие от насосов шестеренных, практически никогда не вспенивают моторное масло в системе;
  • если на машине установлен регулируемый роторный маслонасос, то автовладельцу не придётся слишком часто менять моторное масло (поскольку проблема вспенивания решена, рабочий ресурс смазки увеличивается в среднем в 2,5 раза);
  • из-за особенностей конструкции масляный роторный насос существенно облегчает работу двигателя. При использовании маслонасосов этого типа мощность мотора возрастает на 35%.

Расположение маслонасосов на ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115

Масляный насос на ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 находится под двигателем автомобиля. Он закрыт масляным поддоном, а поддон, в свою очередь, закрыт картерной защитой. Поэтому для того чтобы добраться до маслонасоса, автовладельцу придётся снять эти детали, предварительно загнав машину на эстакаду или смотровую яму.

Чтобы добраться до маслонасоса, с ВАЗ 2114 придётся снять поддон и картер

Причины поломки маслонасоса

Существует ряд типичных поломок, из-за которых масляный насос полностью или частично выходит из строя:

  • физический износ корпуса, ротора или ведомой шестерни. Между шестернями насоса и корпусом существует зазор в 0,2 мм. Есть зазор и между зубьями насосных шестерён — 0,5 мм. По мере износа эти зазоры увеличиваются, а давление, создаваемое насосом на выходном патрубке — падает. Поскольку замена и подгонка износившихся шестерён является очень трудоёмким процессом и под силу далеко не каждому, автолюбители идут по пути наименьшего сопротивления и просто меняют маслонасос целиком;

    Зазоры в маслонасосах ВАЗ проверяются специальным щупом

  • засорение маслоприёмника. Если он засорился, давление в смазочной системе автомобиля резко падает, а на приборной панели загорается красная лампочка. Забитый маслоприёмник — это следствие полностью засорившегося картера. Решением является полный слив отработавшей смазки, снятие поддона, картера, маслонасоса и тщательная промывка всех этих деталей в керосине;

    Засор в маслоприёмнике может полность вывести из строя масляный насос ВАЗ

  • утечка масла. Иногда масло начинает вытекать прямо из-под насоса. Обычно водитель замечает утечку не сразу, определяя её по косвенным признакам, например, по резко увеличившемуся расходу смазки и по масляным пятнам под машиной. Причина утечки — нарушение герметичности насосной прокладки. Часто при замене маслонасоса автолюбители не меняют прокладку, находящуюся под ним, считая, что она ещё какое-то время послужит. Это ошибка, которая и ведёт к утечкам. Правило простое: меняя маслонасос, следует в обязательном порядке сменить и прокладку, даже если она не выглядит изношенной.

Отдельно следует упомянуть о моторном масле. Его качество тоже оказывает существенное влияние на срок службы насоса и его исправность. Дело в том, что масляный насос — это единственный элемент двигателя, который смазывается не отфильтрованным маслом (потому что масляный фильтр установлен только на выходном патрубке насоса). И если автовладелец привык экономить на качественном масле, то на долгую и бесперебойную работу маслонасоса он может не рассчитывать.

Замена маслонасоса на ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115

Перед началом работы следует приготовить всё необходимое. Для замены маслонасоса потребуются:

  • ключи рожковые — комплект;
  • съёмник для масляных фильтров ВАЗ;
  • головки торцовые — комплект;
  • ёмкость для слива старого масла;
  • 6 литров нового моторного масла;
  • 2 плоских отвёртки среднего размера.

Последовательность замены масляного насоса

  1. Машина устанавливается на эстакаду или смотровую яму и надёжно фиксируется противооткатными башмаками. С аккумулятора снимается минусовый провод.
  2. Откручивается пробка сливного отверстия, старое масло сливается в подставленную ёмкость.

    Масло с ВАЗ 2114 следует сливать в заранее подставленную ёмкость

  3. С двигателя вручную снимаются ремни генератора и ремни привода распредвала.
  4. Зубчатый шкив коленвала поддевается двумя отвёртками и снимается.

    Шкив с коленвала ВАЗ 2114 удобно снимать двумя отвёртками

  5. Под шкивом находится шпонка. Она извлекается из паза вручную (это необходимо сделать, даже если шпонка сидит в пазу плотно, потому что её легко потерять).

    Обязательно следует извлечь шпонку из паза на коленвале ВАЗ 2114

  6. Картер двигателя снимается с помощью торцовой головки на «14». Открывается доступ к маслоприёмнику.

    Картер с ВАЗ 2114 снимается только после полного слива масла

  7. Маслоприёмник держится на двух болтах на «12». Они выкручиваются торцовой головкой с длинным воротком.

    Маслоприёмник ВАЗ 2114 держится всего на паре болтов

  8. После извлечения крепёжных болтов маслоприёмник аккуратно снимается с насоса.

    После выкручивания болтов маслоприёмник ВАЗ 2114 снимается вручную

  9. Сам насос держится на шести болтах на «13». Их можно выворачивать как рожковым, так и торцовым ключом. При выполнении этой процедуры следует помнить, что под болтами находятся тонкие шайбы. Терять их нельзя.

    Масляный насос ВАЗ 2114 держится на шести болтах с шайбами

  10. Когда все крепёжные болты выкручены, насос поддевается плоской отвёрткой. Это необходимо для отделения его от прокладки, находящейся под ним.

    Чтобы отделить тонкую прокладку под маслонасосом ВАЗ 2114, можно использовать плоскую отвёртку

  11. После отделения прокладки насос вручную снимается с коленвала, заменяется новым, после чего смазочная система собирается в обратном порядке.

    После выкручивания шести крепёжных болтов маслонасос ВАЗ 2114 снимается с коленвала

Видео: меняем масляный насос ВАЗ 2114

Важные моменты

Есть пара нюансов, о которых обязательно нужно помнить, меняя маслонасос:

  • перед установкой нового маслонасоса нужно снять с него пластиковый сальник и обильно смазать моторным маслом его внутреннюю кромку. Это значительно облегчит установку насоса на коленвал;

    Внутреннюю кромку сальника маслонасоса обязательно нужно смазать маслом

  • когда насос полностью сядет на вал, не следует сразу закручивать крепёжные болты. Сначала надо заправить внутрь кромку вышеуказанного пластикового сальника. Делать это нужно с помощью заострённой палочки или карандаша. Заправлять сальник плоской отвёрткой или ножом категорически не рекомендуется: он очень легко рвётся, а найти его в продаже практически невозможно.

    Сальник маслонасоса ВАЗ 2114 следует заправлять заострённой палочкой или карандашом

Замена маслонасоса на автомобилях ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 — задача, которая кажется невыполнимой только на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении оказывается, что справиться с ней можно и своими силами, сэкономив серьёзную сумму на услугах квалифицированного автомеханика.

ГлавнаяОбслуживание и РемонтДвигатель

Масляный насос ВАЗ 2115

Масляный насос представляет собой устройство, создающее рабочее давление в системе смазки, что обеспечивает надежную смазку рабочих механизмов двигателя. Помимо этого, масляный насос двигателя выполняет перекачку масла из картера в бачок (исключительно в механизмах с сухим картером).

Масляные насосы бывают двух видов:

1) Регулируемые – в них давление поддерживается изменением объёма работы насоса.

2) Нерегулируемые – в них давление поддерживается за счёт редукционного клапана.

Так же насосы делятся на шестерёночные и роторные.

Оглавление

ЗаменаПризнаки неисправностиГде находится

Замена

Снятие масляного насоса

В первую очередь нужно снять поддон картера, затем отвернуть два болта масляного насоса. После этого можно вынимать масляный насос, а затем и прокладку.

Установка

Установка масляного насоса на ВАЗ производится в обратном порядке от снятия.

После установки насоса необходимо залить масло. Не забудьте поменять прокладку перед установкой насоса.

Инструкция: замена сальника распредвала. Сколько стоит маховик на ВАЗ 2115 по ссылке. Какое масло заливать в двигатель http://vz15-up.ru/dvg/dvigatel-vaz-2115.html#t3.

Признаки неисправности

Если внутри механизма есть изношенные механизмы или большие зазоры между корпусом и шестернями, может наблюдаться утечка давления. Таким образом, не обеспечивается нормальное рабочее состояние двигателя.

Масляный состав из картера всасывается вращающимися внутри корпуса шестернями, далее он проходит в маслоприёмник, только после этого в сам насос. Посредством насоса масло поступает в масляный фильтр под определённым давлением.

Если оно холодное, а струя толстая, тогда перепускной клапан легко открывается и даёт возможность не профильтрованному составу пройти, не попадая на фильтр. За счёт этого холодный двигатель будет развивать хорошее давление масла до его прогревания и утончения струи.

Где находится

Расположение насоса для многих загадка, он располагается в масляном картере двигателя, а для того чтобы добраться к нему нужно обязательно сливать моторное масло. Масло сливается в чистую канистру и после того как производится замена масляного насоса повторно заливается в двигатель. Ремонтные работы по замене масляного насоса выполняются на смотровой яме или подъемнике, с использованием стандартного набора инструментов.

Проводим работы по снятию, разборке и проверке масляного насоса на двигателе автомобиля ВАЗ 2114, 2113, 2115.

Для выполнения работ по снятию масляного насоса вам потребуются: штангенциркуль, микрометр, металлическая линейка.

Снимаем масляный насос

  1. Первым делом снимаем зубчатый шкив коленчатого вала.
  2. Снимаем маслозаборник.
  3. При помощи торцового ключа на 10 откручиваем 6 болтов крепления масляного насоса к блоку цилиндров.
  4. Снимаем масляный насос.

Разбираем масляный насос

  1. При помощи шестигранного ключа на 5мм откручиваем крышку масляного насоса.
  2. Снимаем крышку насоса.
  3. Достаем из крышки ведущую шестерню.
  4. Достаем из корпуса ведомую шестерню.
  5. Промываем все детали масляного насоса дизтопливом или керосином начисто. Вытираем детали и смазываем их моторным маслом.

Проверяем масляный насос

  1. Внимательно осматриваем все детали масляного насоса. На них не должно быть трещин, сколов, наволакивания металла и сильного износа.
  2. При помощи штангенциркуля проверяем диаметр посадочного места ведомой шестерни в корпус насоса. Проверяем толщину перегородки между ведущей и ведомой шестернями. При этом диаметр посадочного места не должен превышать 75,1 мм. А толщина перегородки не должна быть меньше 3,4мм.
  3. Затем микрометром измеряем толщину ведущей и ведомой шестеренок. Толщина ведомой шестерни должна быть не меньше 7,35мм, а толщина ведущей — 7,41мм. Если толщина меньше, то шестерни подлежат замене.
  4. Укладываем ведущую шестерню в корпус насоса.Прикладываем слесарную линейку ребром к привалочной поверхности масляного насоса и набором плоских щупов проверяем толщину зазора. Таким же образом замеряем ведомую шестерню. Если зазор между линейкой и ведущей шестерней больше 0,12мм, (для ведомой больше 0,15мм), то необходимо заменить шестерни.

Установка масляного насоса

  1. Собираем насос в обратной последовательности. При сборке нужно устанавливать ведомую шестерню стороной с фасками и меткой к корпусу насоса.Ведущую шестерню устанавливаем также меткой и фасками на зубьях в сторону корпуса насоса.
  2. Устанавливаем насос на место в обратном порядке.При установке нужно заменить прокладку между насосом и блоком цилиндров.

Видео по снятию масляного насоса:

Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», «на 17», съемник масляного фильтра, отвертка.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕПосле снятия ремня привода распределительного вала запрещается поворачивать распределительный и коленчатый валы, так как поршни могут ударить по клапанам.

5. С помощью двух отверток снимите шкив с коленчатого вала.

6. Если шпонка сидит в пазу коленчатого вала неплотно, выньте ее, чтобы не потерять.

7. Снимите масляный картер двигателя

8. Выверните два болта крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника.

9. Выверните болт крепления маслоприемника к масляному насосу и снимите маслоприемник.

10. Выверните шесть болтов крепления масляного насоса.

11. Сдвиньте масляный насос отверткой, вставив ее между насосом и крышкой коренного подшипника…

12. …и снимите насос с коленчатого вала.

13. Перед установкой насоса поверните ведущую шестерню масляного насоса для правильной установки на коленчатый вал: выступы на ведущей шестерне должны совпасть…

14. …с лысками на коленчатом валу.

15. Смажьте рабочую кромку сальника моторным маслом. При установке насоса аккуратно заправьте рабочую кромку сальника на шейку коленчатого вала с помощью деревянной палочки и вверните болты крепления насоса.

16. Установите снятые детали в порядке, обратном снятию. Отрегулируйте натяжение ремня привода распределительного вала.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Если вы снимаете масляный насос, замените передний сальник коленчатого вала (см. «Замена сальников коленчатого вала»).

Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», «на 17», съемник масляного фильтра, отвертка.

1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.

2. Слейте масло из двигателя (см. «Замена масла в двигателе и масляного фильтра»).

3. Снимите ремень привода генератора (см. «Замена и регулировка натяжения ремня привода генератора»).

4. Снимите ремень привода распределительного вала (см. «Замена ремня привода распределительного вала и регулировка натяжения ремня»).

5. С помощью двух отверток снимите шкив с коленчатого вала.

4.24.1.jpg

6. Если шпонка сидит в пазу коленчатого вала неплотно, выньте ее, чтобы не потерять.

4.24.2.jpg

7. Снимите масляный картер двигателя (см. «Замена прокладки масляного картера двигателя» в подразделе «Замена деталей уплотнения двигателя»).

8. Выверните два болта крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника.

4.24.3.jpg

9. Выверните болт крепления маслоприемника к масляному насосу и снимите маслоприемник.

4.24.4.jpg

10. Выверните шесть болтов крепления масляного насоса.

4.24.5.jpg

11. Сдвиньте масляный насос отверткой, вставив ее между насосом и крышкой коренного подшипника…

4.24.6.jpg

12. …и снимите насос с коленчатого вала.

4.24.7.jpg

13. Перед установкой насоса поверните ведущую шестерню масляного насоса для правильной установки на коленчатый вал: выступы на ведущей шестерне должны совпасть…

4.24.8.jpg

14. …с лысками на коленчатом валу.

15. Смажьте рабочую кромку сальника моторным маслом. При установке насоса аккуратно заправьте рабочую кромку сальника на шейку коленчатого вала с помощью деревянной палочки и вверните болты крепления насоса.

16. Установите снятые детали в порядке, обратном снятию. Отрегулируйте натяжение ремня привода распределительного вала (см. «Замена ремня привода распределительного вала и регулировка натяжения ремня»).

Используемые источники:

  • https://carnovato.ru/zamena-maslyanogo-nasosa-vaz-2114/
  • http://vz15-up.ru/dvg/maslyanyj-nasos-vaz-2115.html
  • https://remont2114.club/kak-snyat-i-ustanovit-maslyanyj-nasos-na-vaz-2114/
  • https://sanekua.ru/kak-snyat-maslyanyj-nasos-na-vaz-2115-s-dvigatelem-1-5i-mt/
  • https://vaz-2115i.ru/2011/06/15/snyatie-i-ustanovka-maslyanogo-nasosa/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий