ремонт головки блока цилиндров автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

Головка блока цилиндров ВАЗ 2109 (ГБЦ) закрывает блок цилиндров от негативных воздействий. ГБЦ на ВАЗ 2109 — это деталь сложной формы, изготовленная из специального алюминиевого сплава методом точного литья. После производства отливки, ее подвергают механической обработке. К блоку цилиндров головка крепится десятью болтами.

golovka-bloka-cilindrov-vaz-2109.jpg

Вернуться к оглавлению

Конструкция ГБЦ ВАЗ 2109

Конструкция головки блока цилиндров ВАЗ 2109 состоит из следующих частей:

  • картера с камерой сгорания, в которой воспламеняется топливовоздушная смесь и располагаются все узлы ГБЦ;
  • газораспределительного механизма (ГРМ), включая клапаны, установленные под углом 7°30′ к оси цилиндра, и привод ГРМ с распредвалом;
  • резьбовых выходов для свечей зажигания и форсунок;
  • посадочных плоскостей для впускного и выпускного коллекторов;
  • прокладки, которая отделяет ГБЦ от собственно блока цилиндров.

Распределительный вал ГРМ ВАЗ-2109 отливается из чугуна и имеет пять опор, на нем восемь кулачков для открывания клапанов. Он приводится в действие от шкива коленвала зубчатым ремнем. В ГБЦ запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. На внутренней стороне втулок предусмотрены канавки для подвода смазки, сверху втулки закрываются маслоотражательными колпачками.

Клапаны стальные, а головка впускного клапана делается из жаропрочной стали. Впускной клапан большего диаметра, чем выпускной. Зазоры между клапанами и кулачками распредвала регулируются при помощи специальных шайб, обладающих повышенной износостойкостью. Толкатели клапанов представляют собой металлические стаканчики, движущиеся в отверстиях ГБЦ. Для улучшения износоустойчивости их поверхность цементируется.

Головка блока цилиндров (ГБЦ) ВАЗ 2109 соединяется с блоком цилиндров через специальную прокладку. Прокладка должна обеспечивать герметичность каналов охлаждающей системы, маслопровода и камеры сгорания. Для того чтобы она могла выдержать высокую температуру и высокое давление, часто она изготавливается из армированного металла.

https://www.youtube.com/watch?v=pW9OyNFXEcU

Прокладка одноразовая, ремонтировать ее нельзя, если она вышла из строя, ее надо поменять. Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2109 вполне может быть выполнена своими руками.

Вернуться к оглавлению

Причины ремонта головки блока цилиндров

В подавляющем большинстве случаев ремонт ГБЦ производится не из-за поломки самой головки, а при выходе из строя элементов, связанных с головкой конструктивно. Это может быть выход из строя прокладки между головкой и блоком, которая является самой важной в двигателе. Она разделяет системы смазки и охлаждения, камеру сгорания и атмосферный воздух подкапотного пространства. Прогар может случиться на границе любых разделенных прокладкой систем:

  • система охлаждения и атмосферный воздух;
  • система смазки и атмосферный воздух;
  • система охлаждения и система смазки;
  • система охлаждения и камера сгорания.

Для каждой из этих неисправностей характерен свой набор симптомов. В случае попадания охлаждающей жидкости (ОЖ) в систему смазки, в расширительном бачке системы охлаждения появляется масляная пленка. О попадании ОЖ в систему смазки свидетельствует появление на масляном щупе водно-масляной эмульсии темно-коричневого цвета.

Следы ОЖ в моторном отсеке могут свидетельствовать о повреждении прокладки. Но если дело не в том, потребуется замена заглушки блока цилиндров. Прогар в атмосферу сразу определяется по характерному звуку, хорошо слышному при работающем двигателе. О попадании тосола в камеру сгорания сигнализирует белый дым из выхлопной трубы. Демонтаж головки блока и замена прокладки обязательны при многих ремонтных действиях в отношении узлов и агрегатов ГБЦ таких, как притирка клапанов, доработка ГБЦ ВАЗ, расточка блока цилиндров ВАЗ 2109.

Каждый раз, когда происходит любой ремонт головки, обязательна замена прокладки головки блока цилиндров.

Вернуться к оглавлению

Снятие ГБЦ с блока цилиндров

Для снятия ГБЦ с блока цилиндров понадобятся инструменты. Часть из них найдется почти в каждом гараже (отвертки, ключи), что-то можно изготовить из подручных материалов (рычаг воротка), купить или одолжить. Необходимо иметь динамометрический ключ, обеспечивающий затяжку болтов и гаек с заранее заданным моментом. Пока момент сопротивления болта затягиванию не превышает заданного значения, ключ работает, а как только сопротивление достигнет заданного значения, инструмент начнет проскальзывать через трещотку.

Для снятия ГБЦ с блока необходимо освободить двигатель от мешающей навески. Порядок действий следующий:

  • снимите воздушный фильтр;
  • если двигатель карбюраторный, отсоедините карбюратор, при инжекторном — инжектор;
  • отсоедините штаны от коллектора;
  • снимите трамблер;
  • открутите крышку гбц;
  • снимите карбюратор и коллекторы.

Теперь переходите к демонтажу ГБЦ. Начинайте откручивать болты. Используйте рычаг воротка, так как болты закручены с большим усилием, а еще и прикипели под термическими и механическими нагрузками. Наденьте рычаг—усилитель на вороток и строньте болты. Снимите с воротка рычаг и открутите все 10 болтов. Осторожно поднимите головку и снимите ее с блока.

Прокладка может остаться прилипшей к блоку или к головке, не боритесь за ее цельность, ведь она идет на замену. Боритесь за сохранность контактных поверхностей головки и блока. В сложных случаях следует отмочить прилипшие фрагменты специальным составом.

После полного удаления всех фрагментов прокладки, обезжирьте поверхности блока и головки бензином.

Вернуться к оглавлению

Установка новой прокладки и монтаж головки

Поместите прокладку головки блока цилиндров на ее штатном месте. Добейтесь точного совмещения отверстий. Установите головку блока. Наживите все десять болтов. Если у мотора 8 клапанов, используйте новые болты, при 16 можете ставить годные старые.

Наступил момент затяжки головки. Эта операция ответственная и выполняется по специальной схеме. Схема затяжки предусматривает последовательную закрутку болтов от центра головки к периферии и чередование болтов ближнего и дальнего рядов. Порядок затяжки болтов таков:

  1. Динамометрическим ключом, выбирая болты для закручивания по схеме, затяните их с усилием 20 Нм.
  2. После этого динамометрическим ключом необходимо затянуть болты с усилием 80 Нм.
  3. Обычным воротком, выбирая болты для закручивания по схеме, поверните каждый на 90 градусов.
  4. Еще раз доверните каждый болт на 90 градусов воротком, выбирая болты по схеме. Затяжка на последнем этапе требует особой осторожности из-за риска сорвать болт.

При затяжке болтов не нужно принимать в расчет порядок работы цилиндров ВАЗ 2109. После затяжки всех болтов соберите ранее снятую навеску в порядке, обратном демонтажу. Замена прокладки головки блока цилиндров закончена.

ГлавнаяКаталогДвигательОсновные элементы двигателяБлок цилиндров и головка блокаГоловки блокаГоловки блока в сборе/голыеВАЗ 2108-12, 2170-2190 8кл999bddbecf70aebdf286814116f17488.jpgГоловка блока ВАЗ-21083 голая 1,5 л 8 кл. (ОАО АВТОВАЗ)Головка блока ВАЗ-21083 голая 1,5 л 8 кл. (ОАО АВТОВАЗ)Характеристики

Код поставщика: 024873
Артикул: 21083-1003011-00
Реквизиты: Товар, Товар, 00-00001315, Головка блока ВАЗ-21083 голая 1,5 л 8 кл. (ОАО АВТОВАЗ), 9.36
Базовая единица: шт
Ставки налогов: Без налога
Производитель: АВТОВАЗ ОАО

Головка блока ВАЗ-21083 голая 1,5 л 8 кл. (ОАО АВТОВАЗ) Нет в наличии12 710 руб.+ 381.3 на счет бонусовГоловка блока ВАЗ-2113-15 дв. 11183 V-1600 8 кл. в сборе (фирм. упак. LADA)Головка блока ВАЗ-2113-15 дв. 11183 V-1600 8 кл. в сборе (фирм. упак. LADA)Характеристики

Код поставщика: 237039
Артикул: 11183-1003007-10
Реквизиты: Товар, Товар, 00-00001316, Головка блока ВАЗ-2113-15 дв. 11183 V-1600 8 кл. в сборе (фирм. упак. LADA), 13.65
Базовая единица: шт
Ставки налогов: Без налога
Производитель: АВТОВАЗ ОАО

Головка блока ВАЗ-2113-15 дв. 11183 V-1600 8 кл. в сборе (фирм. упак. LADA) Есть в наличии ( 3 )22 330 руб.+ 669.9 на счет бонусовГоловка блока ВАЗ-1118,2190,2192,2170 1,6л 8 кл. (ОАО АВТОВАЗ)Головка блока ВАЗ-1118,2190,2192,2170 1,6л  8 кл. (ОАО АВТОВАЗ)Характеристики

Код поставщика: 193560
Артикул: 11186-1003011-00
Реквизиты: Товар, Товар, 00-00001311, Головка блока ВАЗ-1118,2190,2192,2170 1,6л 8 кл. (ОАО АВТОВАЗ), 8.95
Базовая единица: шт
Ставки налогов: Без налога
Производитель: Лада-Имидж ЗАО

Головка блока ВАЗ-1118,2190,2192,2170 1,6л 8 кл. (ОАО АВТОВАЗ) Нет в наличии14 775 руб.+ 443.25 на счет бонусовГоловка блока ВАЗ-1118,2115 голая для дв. V-1600 8 кл. (ОАО АВТОВАЗ)Головка блока ВАЗ-1118,2115 голая  для дв. V-1600 8 кл. (ОАО АВТОВАЗ)Характеристики

Код поставщика: 038705
Артикул: 11180-1003011-00
Реквизиты: Товар, Товар, 00-00001309, Головка блока ВАЗ-1118,2115 голая для дв. V-1600 8 кл. (ОАО АВТОВАЗ), 9.25
Базовая единица: шт
Ставки налогов: Без налога
Производитель: АВТОВАЗ ОАО

Головка блока ВАЗ-1118,2115 голая для дв. V-1600 8 кл. (ОАО АВТОВАЗ) Нет в наличии11 910 руб.+ 357.3 на счет бонусовГоловка блока ВАЗ-2190 дв.V-1600 8 кл. в сборе (фирм. упак. LADA) (дв.11183 под термостат 2190)Головка блока ВАЗ-2190 дв.V-1600 8 кл. в сборе (фирм. упак. LADA) (дв.11183 под термостат 2190)Характеристики

Код поставщика: 236393
Артикул: 11183-1003007-40
Реквизиты: Товар, Товар, 00-00001326, Головка блока ВАЗ-2190 дв.V-1600 8 кл. в сборе (фирм. упак. LADA), 15.35
Базовая единица: шт
Ставки налогов: Без налога
Производитель: АВТОВАЗ ОАО

Головка блока ВАЗ-2190 дв.V-1600 8 кл. в сборе (фирм. упак. LADA) (дв.11183 под термостат 2190) Нет в наличии22 330 руб.+ 669.9 на счет бонусовГоловка блока ВАЗ-2170 дв.V-1600 мод. 21116 8 кл. в сборе (фирм. упак. LADA) (под термост.21082)Головка блока ВАЗ-2170 дв.V-1600 мод. 21116 8 кл. в сборе (фирм. упак. LADA) (под термост.21082)Характеристики

Код поставщика: 236394
Артикул: 21116-1003007-00
Реквизиты: Товар, Товар, 00-00001323, Головка блока ВАЗ-2170 дв.V-1600 мод. 21116 8 кл. в сборе (фирм. упак. LADA), 14.95
Базовая единица: шт
Ставки налогов: Без налога
Производитель: АВТОВАЗ ОАО

Головка блока ВАЗ-2170 дв.V-1600 мод. 21116 8 кл. в сборе (фирм. упак. LADA) (под термост.21082) Нет в наличии21 850 руб.+ 655.5 на счет бонусовГоловка блока ВАЗ-1118 для дв.V-1600 8 кл. в сборе (клапана+распредвал) (ВАЗ)—Головка блока ВАЗ-1118 для дв.V-1600 8 кл. в сборе (клапана+распредвал) (ВАЗ)Характеристики

Код поставщика: 196724
Артикул: RG1118-1003011-10
Базовая единица: шт

Головка блока ВАЗ-1118 для дв.V-1600 8 кл. в сборе (клапана+распредвал) (ВАЗ)— Нет в наличии19 645 руб.+ 589.35 на счет бонусовГоловка блока ВАЗ-2113-15,2110-12,1118 дв. 1,6 8 кл. (ОАО АВТОВАЗ)Характеристики

Код поставщика: 073151
Артикул: 21114-1003011-40
Базовая единица: шт
Производитель: АВТОВАЗ ОАО

Головка блока ВАЗ-2113-15,2110-12,1118 дв. 1,6 8 кл. (ОАО АВТОВАЗ) Есть в наличии ( 1 )14 775 руб.+ 443.25 на счет бонусовГоловка блока ВАЗ-21083 1,5 л 8 кл клапаненая (ВАЗ)—Головка блока ВАЗ-21083 1,5 л 8 кл клапаненая (ВАЗ)Характеристики

Код поставщика: 181147
Артикул: RG21083-1003011
Базовая единица: шт
Производитель: ООО ПКФ Ниагара

Головка блока ВАЗ-21083 1,5 л 8 кл клапаненая (ВАЗ)— Нет в наличии16 410 руб.+ 492.3 на счет бонусовГоловка блока ВАЗ-1118,2190 дв.V-1600 мод. 11186 8 кл. в сборе (фирм. упак. LADA) (под терм. 2190)Головка блока ВАЗ-1118,2190 дв.V-1600 мод. 11186 8 кл. в сборе (фирм. упак. LADA) (под терм. 2190)Характеристики

Код поставщика: 237409
Артикул: 11186-1003007-40
Базовая единица: шт
Производитель: АВТОВАЗ ОАО

Головка блока ВАЗ-1118,2190 дв.V-1600 мод. 11186 8 кл. в сборе (фирм. упак. LADA) (под терм. 2190) Есть в наличии ( 2 )22 330 руб.+ 669.9 на счет бонусовГоловка блока ВАЗ-21083 1,5 л 8 кл в сборе(клапана+распредвал) (карбюр.)(ВАЗ)Головка блока ВАЗ-21083 1,5 л 8 кл в сборе(клапана+распредвал) (ВАЗ)Характеристики

Код поставщика: 196497
Артикул: RG21083-1003011-10
Базовая единица: шт
Производитель: ООО ПКФ Ниагара

Головка блока ВАЗ-21083 1,5 л 8 кл в сборе(клапана+распредвал) (карбюр.)(ВАЗ) Нет в наличии24 255 руб.+ 727.65 на счет бонусовГоловка блока ВАЗ-1118 для дв.V-1600 8 кл. клапаненая (ВАЗ)Головка блока ВАЗ-1118 для дв.V-1600 8 кл. клапаненая (ВАЗ)Характеристики

Код поставщика: 181194
Артикул: RG1118-1003011
Базовая единица: шт
Производитель: ООО ПКФ Ниагара

Головка блока ВАЗ-1118 для дв.V-1600 8 кл. клапаненая (ВАЗ) Нет в наличии18 860 руб.+ 565.8 на счет бонусовГоловка блока ВАЗ-2113-15,2110-12,1118 дв.1,6 8 кл. в сборе (распредвал+клапана) под датчик фаз(ВАЗ)Головка блока ВАЗ-2113-15,2110-12,1118 дв.1,6 8 кл. в сборе (распредвал+клапана) под датчик фаз(ВАЗ)Характеристики

Код поставщика: 196735
Базовая единица: шт

Головка блока ВАЗ-2113-15,2110-12,1118 дв.1,6 8 кл. в сборе (распредвал+клапана) под датчик фаз(ВАЗ) Нет в наличии21 860 руб.+ 655.8 на счет бонусовГоловка блока ВАЗ-2113-15,2110-12,1118 дв.1,6 8 кл. клапаненая (ВАЗ)—Головка блока ВАЗ-2113-15,2110-12,1118 дв.1,6 8 кл. клапаненая (ВАЗ)Характеристики

Код поставщика: 181172
Артикул: RG21114-1003011-40
Базовая единица: шт
Производитель: ООО ПКФ Ниагара

Головка блока ВАЗ-2113-15,2110-12,1118 дв.1,6 8 кл. клапаненая (ВАЗ)— Нет в наличии18 970 руб.+ 569.1 на счет бонусовГоловка блока ВАЗ-2170,2190 дв.V-1600 мод. 21116 8 кл. в сборе (фирм. упак. LADA)(под термост.2190)Головка блока ВАЗ-2170,2190 дв.V-1600 мод. 21116 8 кл. в сборе (фирм. упак. LADA)(под термост.2190)Характеристики

Код поставщика: 236395
Артикул: 21116-1003007-40
Базовая единица: шт
Производитель: АВТОВАЗ ОАО

Головка блока ВАЗ-2170,2190 дв.V-1600 мод. 21116 8 кл. в сборе (фирм. упак. LADA)(под термост.2190) Есть в наличии ( 3 )22 330 руб.+ 669.9 на счет бонусов Выводить по:2020406080100

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕГоловка блока цилиндров заменяется с корпусами подшипников в сборе, так как они обрабатываются совместно.

1. Снимите с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 головку блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»).

2. Отверните винт крепления и отсоедините штуцер подогрева от карбюратора. Если винт отвернуть не удается, ослабьте хомут и снимите шланг со штуцера.

3. Отверните четыре гайки крепления карбюратора (две из них расположены с противоположной стороны).

4. Снимите карбюратор с впускной трубы.

5. Аккуратно снимите прокладки карбюратора.

6. Отверните две гайки крепления теплоизоляционного щитка карбюратора.

7. Ослабьте затяжку гайки на штуцере.

8. Снимите теплоизоляционный щиток карбюратора.

9. Отверните две гайки крепления патрубка забора теплого воздуха.

10. Отверните гайку крепления рыма.

11. Снимите рым и патрубок забора теплого воздуха.

12. Отверните девять гаек крепления впускной трубы и выпускного коллектора.

13. Снимите выпускной коллектор.

14. Снимите впускную трубу.

После снятия выпускного коллектора и впускной трубы подложите под головку блока цилиндров деревянные прокладки, чтобы не повредить клапаны, выступающие из головки блока.

15. Снимите две прокладки.

Снимайте уплотнительные прокладки аккуратно. Если прокладки выпускного коллектора и впускной трубы не повреждены и не сильно обжаты, их можно использовать вторично. Пригоревшие прокладки выпускного коллектора и впускной трубы осторожно отделите с помощью отвертки.

16. Выверните из головки блока цилиндров свечи зажигания.

17. Выверните датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).

18. Выверните датчик контрольной лампы аварийного давления масла.

19. Отверните десять гаек крепления обоих корпусов подшипников распредвала.

20. Снимите оба корпуса подшипников распредвала с головки блока цилиндров.

21. Выньте распредвал.

22. Снимите сальник с переднего конца распредвала.

23. Отверните гайку крепления натяжного ролика.

24. Снимите натяжной ролик и упорную шайбу, установленную под натяжным роликом.

25. Выньте толкатели клапанов вместе с регулировочными шайбами.

Вынув очередной толкатель клапана, промаркируйте его и регулировочную шайбу порядковым номером, чтобы при сборке установить их на свое место.

ПРИМЕЧАНИЕПривод клапанов состоит из следующих деталей: 1, 2 — клапаны; 3 — наружная пружина; 4 — внутренняя пружина; 5 — верхняя тарелка; б — сухарь; 7 — нижняя тарелка.

Все эти детали нужно демонтировать из головки блока цилиндров.

26. Промаркируйте клапаны номером цилиндра, чтобы при сборке установить клапана на свои места. Маркировку можно нанести с помощью керна как можно ближе к центру клапана: клапаны первого цилиндра — одна точка, второго — две и т.д.

27. Установите под снимаемый клапан подходящий упор.

28. Установите на головку блока цилиндров приспособление для сжатия пружин клапанов. Сожмите им пружины клапана и выньте сухари. Постепенно ослабляя нажим на ручку приспособления, полностью разожмите пружину клапана и снимите приспособление с головки.

29. Снимите наружную пружину клапана с тарелкой.

30. Снимите внутреннюю пружину клапана.

31. Выньте клапан из головки блока цилиндров.

32. Аккуратно снимите маслоотражательный колпачок, не повредив направляющую втулку клапана.

35. Очистите камеры сгорания от нагара. Осмотрите головку блока цилиндров. Если на головке блока есть трещины или следы прогара в камерах сгорания, замените головку блока цилиндров.

36. Проверьте плоскостность поверхности, прилегающей к блоку цилиндров. Для этого поставьте металлическую линейку ребром на поверхность головки блока цилиндров по центру вдоль, а затем по диагоналям и замерьте щупом зазор между плоскостью головки блока и линейкой. Замените головку блока цилиндров, если зазор превысит 0,1 мм.

37. Очистите нагар с клапанов. Это можно сделать подходящим металлическим инструментом.

38. Осмотрите клапаны. Замените клапаны со следующими дефектами: глубокие риски и царапины на рабочей фаске, трещины, деформация стержня клапана, коробление тарелки клапана, следы прогара. Неглубокие риски и царапины на рабочей фаске можно удалить притиркой клапанов (см. «Притирка клапанов»).

Рис. 4.5. Размеры тарелок клапанов Повреждения рабочей фаски клапанов, которые невозможно вывести притиркой, можно устранить шлифовкой на специальном станке. При шлифовке надо выдержать размеры, указанные на рис. 4.5. В скобках даны отличающиеся размеры для двигателя ваз 21083.

39. Проверьте состояние пружин клапанов. Искривленные, поломанные или имеющие трещины пружины клапанов замените. Проверьте упругость пружин клапанов. Для этого измерьте высоту пружин в свободном состоянии, а затем под двумя различными нагрузками. Если пружина клапана не соответствует требуемым параметрам, замените пружину.

ПРИМЕЧАНИЕПараметры пружин клапанов для определения их упругости: наружная пружина клапана: высота в свободном состоянии……………45,2 мм; высота под нагрузкой (26,0+1,7) кгс…….33,7 мм; высота под нагрузкой (46,2+2,4) кгс…….24,7 мм; внутренняя пружина: высота в свободном состоянии…………..34,1 мм; высота под нагрузкой (9,0+0,8) кгс……..29,7 мм; высота под нагрузкой (27,5+1,5) кгс……20,7 мм.

40. Проверьте состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел клапанов не должно быть следов износа, раковин и коррозии. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и т.п.) можно удалить притиркой клапанов.

ПРИМЕЧАНИЕБолее значительные дефекты седел клапанов устраняются шлифовкой.

Рис. 4.6. Размеры седел клапанов: а — седло впускного клапана; б — седло выпускного клапана; I — новое седло; II — седло после ремонта При шлифовке выдержите размеры, указанные на рис. 4.6. Сначала шлифуется фаска под углом 20°, затем фаска под углом 45°. После шлифовки седел надо притереть клапаны, затем тщательно очистить и продуть сжатым воздухом головку блока, чтобы в каналах и камерах сгорания не осталось частиц абразива. В скобках даны отличающиеся размеры для двигателя ваз 21083.

Рис. 4.7. Размеры клапанов и их направляющих втулок Зазор между клапаном и направляющей втулкой, мм: номинальный для впускных клапанов…………….0,022-0,055; номинальный для выпускных клапанов……………0,029-0,062; предельно допустимый зазор для впускных и выпускных клапанов …0,3. Зазор вычисляется как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана. Если зазор меньше предельно допустимого, попробуйте заменить клапан. Если зазор превышает предельно допустимый, замените направляющую втулку.

42. Выпрессуйте со стороны камеры сгорания дефектную направляющую втулку клапана специальной оправкой.

43. Вставьте новую направляющую втулку клапана в специальную оправку.

В качестве запасных частей поставляются направляющие втулки клапанов со стопорными кольцами. Направляющие втулки клапанов имеют увеличенный на 0,2 мм наружный диаметр и уменьшенный диаметр отверстия под клапан.

44. Запрессуйте с помощью оправки направляющую втулку клапана со стороны распредвала до упора стопорного кольца в головку блока цилиндров.

45. Разверните отверстие в направляющей втулке клапана с помощью развертки до 8,022-8,040 мм для впускных клапанов и до 8,029-8,047 мм — для выпускных. После этого прошлифуйте седла клапанов, как описано выше, центрируя инструмент по отверстию во втулке.

46. Осмотрите толкатели клапанов. Если на рабочей поверхности толкателя клапана есть задиры, царапины или другие повреждения, замените толкатели клапанов.

47. Осмотрите регулировочные шайбы толкателей клапанов. На их рабочих поверхностях не должно быть задиров, забоин, царапин, следов ступенчатого или неравномерного износа, натира металла. При таких дефектах шайбы надо заменить. На шайбах допускаются концентрические следы приработки с кулачками распределительного вала.

48. Измерьте длину болтов крепления головки блока цилиндров, так как при многократной затяжке болты головки блока вытягиваются. Если длина болтов головки блока цилиндров превышает 135,5 мм, замените болты.

49. Для проверки герметичности головки блока цилиндров заглушите отверстие в патрубке рубашки охлаждения в заднем торце головки блока, переверните головку блока цилиндров камерами сгорания вверх и залейте керосин в каналы рубашки охлаждения. Если появились течи керосина, значит, головка блока цилиндров не герметична, и головку блока надо заменить.

50. Если устанавливается старый клапан, снимите заусенцы с проточек под сухари. После этого необходимо притереть клапан к седлу (см. «Притирка клапанов»).

РЕМОНТ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ НА ВАЗ 2109 СВОИМИ РУКАМИ

Согласно многолетнему опыту различных автолюбителей, замена головки блока цилиндров ВАЗ 2109 чаще всего связана с проблемами, возникающими из-за прокладки. Но могут быть и другие, которые могут привести к перегреву двигателя или даже к его заклиниванию.

Ремонт и доработка головки блока цилиндров на ВАЗ 2109 под силу любому водителю, но необходимы специальные инструменты и небольшие знания принципа работы этого узла. В последнее время все больше и больше становится популярным тюнинг этого узла, благодаря которому поднимается мощность авто. Выполнять тюнинг своими руками можно, в случае если у вас есть опыт в подобных работах. Работа с клапанами и цилиндрами требует особых знаний и умений.

Что такое головка блока цилиндров

Головка блока цилиндров на ВАЗ 2109 в разобранном состоянии

ГБЦ ВАЗ 2109 — это специальный узел, основное предназначение которого закрытие цилиндров. Непосредственно к самому блоку крепится при помощи специальных болтов. Головка блока цилиндров важна тем, что является непосредственным участником многочисленных процессов во время работы мотора. ГБЦ силовых агрегатов выпускаемых сегодня автомобилей, отличаются достаточно сложным устройством и собраны из значительного количества деталей.

Когда пора менять?

  • В замене или ремонте ГБЦ может возникнуть потребность, в случае если вы начали замечать, что увеличился расход горючего или уменьшилась мощность силовой установки.
  • Также к неисправностям в системе ГБЦ может привести неправильная сборка и установка клапанов и цилиндров.
  • Если вы постоянно заливаете в свой автомобиль бензин низкого качества, то не удивляйтесь тому, что со временем эта система начнет давать сбои и потребуется ее ремонт.
  • Появившаяся трещина в блоке не может быть устранена никаким иным способом, как полной заменой этого элемента.
  • Симптомом, указывающим на проблемы в ГБЦ, может быть белый дым, идущий из выхлопной трубы, вызвано это попаданием тосола в цилиндры мотора.

Белый дым из выхлопной трубы

  • Если на поверхности ОЖ в бачке появились масляные пятна, то это также свидетельствует о том, что необходим ремонт узла. Это связано с тем, что масло теми или иными путями начало попадать туда, где оно не должно быть.
  • Нечасто, но иногда через прокладку начинаются прорываться выхлопные газы. Здесь нет иного выбора как демонтаж головки и замена прокладки.
  • Съем головки может понадобиться в случае тюнинга ВАЗ 2109, доработки, проблем с заглушками, протяжки болтов или расточки цилиндров.

Этапы работы

Как мы уже говорили, процесс замены несложен, но если вы решились за него взяться впервые, то лучше в помощь пригласить кого-то с опытом в этом деле. Также вам может потребоваться помощь, в случае если вы решили улучшить характеристики двигателя ВАЗ 2109 путем его тюнинга, с помощью расточки каналов. Замена заглушек также требует дополнительной помощи. В данном случае для извлечения старых заглушек и правильной установки новых требуются определенные навыки.

Инструменты

  • шестигранник;
  • динамометрический ключ;

Динамометрический ключ

  • вороток;
  • отвертка.

Процесс

Перед тем как приступить к снятию и ремонту ГБЦ ВАЗ 2109, необходимо соблюдая порядок выполнить некоторые подготовительные работы.

Снятие

  • Первым делом снимаем корпус очистителя воздуха.
  • Отсоединяем шланги и провода от карбюратора или инжектора.
  • Далее, необходимо отсоединить штаны от коллектора.
  • Снимаем трамблер.
  • Откручиваем крышку клапанов.
  • Снимаем карбюратор о и коллекторы.
  • Для откручивания болтов головки на ВАЗ 2109, скорее всего, потребуется ворот и шестигранник, потому, что болты закручены с приличным усилием.

Труба как рычаг

  • Извлекаем болты крепления головки с шайбами.

Вынимаем болты

  • Снимаем ГБЦ ВАЗ 2109 с блока силовой установки.
  • Снимаем прокладку.

Прокладка, отработавшая свой срок и подлежащая замене

  • Также, если это необходимо проводим ремонт или доработку узлов моторного блока.

Тюнинг

Квалифицированная настройка, доработка и тюнинг головки ВАЗ 2109 поможет полностью раскрыть возможности вашего силового агрегата. Об этом вы, наверное, много слышали, читали или даже смотрели видео в интернете. Обычно при тюнинге растачиваются и сглаживаются каналы, благодаря чему уменьшаются завихрения, снижающие мощность. Клапана меняются на увеличенные и притираются к посадочным местам. Также тюнинг может подразумевать замену стандартных направляющих клапанов бронзовыми.

Притирка клапанов

Контроль притирки осуществляется следующим образом:

  1. головка в собранном состоянии ложится набок;
  2. в коллекторные отверстия заливается жидкость (можно использовать обычную воду).

В случае если жидкость не течет через клапаны, то это означает, что работа выполнена качественно и клапана притерты правильно. После того как ликвидированы все неисправности, можно приступать к установке головки.

Установка

  • Сборку начинайте с установки новой прокладки. Внимание! Отверстия в прокладке должны обязательно совпасть с направляющими, которые находятся по углам блока.

Новая прокладка

  • Устанавливать головку нужно аккуратно, не сдвиньте в этот момент прокладку со своего места.
  • Вставляем болты в свои места и приступаем к затяжке с помощью динамометрического ключа.

Затяжка с помощью динамометрического ключа

  • Далее, в обратном порядке устанавливаем демонтированное оборудование, инжектор или карбюратор. Заливается свежая ОЖ. Подключаются провода и шланги.

Внимание! Эта операция требует некоторых знаний и навыков. Поэтому перед ее выполнением вы должны знать, что болты нужно закручивать по определенной схеме и с определенным усилием. Нелишним будет ознакомиться с дополнительным материалом, по этой теме и посмотреть видео-инструкции.

Видео «Как снимается головка на автомобиле ВАЗ»

В этом видео мастер покажет как правильно и быстро снять ГБЦ на ВАЗ 21099 своими руками. На автомобиле ВАЗ 2109 головка снимается аналогично.

Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рекомендуем прочитать:

ваз 2115 машину тянет вправо почемуКак снять спойлер на ваз 2114Замена ручного тормоза на ваз 2114Не работают стеклоподъемники на ваз 2115, причины, как отремонтироватьНе выжимается сцепление на ваз 2106ВАЗ 2114 нет искры, причины и возможные поломки,Эур на ваз 2114 своими рукамиБольшой расход бензина ВАЗ 2107, инжектор, причины большого расхода топлива

Похожие статьи

Какое масло заливать в двигатель ВАЗ 2115Выбираем масло для ВАЗ 2110Таблица цветов ВАЗ, коды, наименования, описаниеКоды ошибок ВАЗ — таблица со списком всех ошибок

В основном на разных машинах в независимости от ДВС вовсе не требуется делать затяжку болтов головки блока цилиндров во время его использования. В ситуации с Российскими машинами без ошибок протягивать ГБЦ ваз 2109, также затягивать винты нужно будет сделать перед прохождением полного технического осмотра автотранспортного средства. Если в авто выявляется значительное количество скапливаемой влаги в местах соприкосновения блока с цилиндрами, при такой сложившейся ситуации нужно будет совершить подтяжку болтов. Ведь именно это говорит, что происходит утечка смазочной жидкости из самого двигателя автотранспортного средства.

Основные причины из-за, которых будет нужно выполнить подтяжку головки ВАЗ 2109:

Само устройство было повреждено в момент сильного перегрева ДВС. Если двигатель постоянно выполняет свои основные функции при высоком температурном режиме – в результате могут появиться серьёзные поломки. В итоге, несомненно нужно будет ремонтировать ГБЦ силового агрегата его отшлифовать и установить обратно с затяжкой.

Прокладка ГБЦ потеряла герметичность либо непосредственное её повреждение. Если в кротчайшие сроки не устранить неисправность, жидкость из ДВС начнёт протекать в основную систему охлаждения. В сложившейся ситуации прокладку непременно следует поменять на новую. И в конце болты головки нужно правильно закрутить.

Автомобильный ДВС отработал разрешенное ему время.

pljusy.jpgВся последующая работа протяжки креплений и выполненного исправления и установка ГБЦ совершается динамометрическим ключом.

На заметку! У каждого автовладельца и просто ценителя отечественного авто обязательно должно быть специальное приспособление для совершения диагностики личного автотранспортного средства.

Также с помощью специального сканера можно самостоятельно выполнить следующее:

  • Настроить бортовой компьютер машины
  • Проанализировать датчики
  • Сброс
  • Произвести чтение

Динамометрический ключ — это специально разработанный инструмент. С его помощью осуществляется затяжка болтов ГБЦ на ДВС.

Dinamometricheskij-kljuch.jpg

Динамометрический ключ

Кроме специального ключа нужно взять линейку и циркуль.

Порядок и момент затяжки ГБЦ ваз 2109 с различными типами двигателей было изначально установлено заводе изготовителя и в полном объёме и поэтапно написано в книжке. По схеме порядок протяжки ГБЦ ваз 2109 следует выполнять с 2 центральных болтов.

Poetapnaya-shema-raboty.jpg

Как правильно затянуть головку блока цилиндров ваз 2109:

  • Далее после ранее выполненной работы необходимо сделать ещё 1 поворот каждого в отдельности болта на 90 градусов.

Нужно взять держатель ключа и непременно поставить в” 0 “положение. Это доказывает, что специально изобретённый инструмент показывает правдивый момент изначальной позиции.

Далее непременно нужно оценить показываемые значения на том самом ключе. Перед тем, как приступить к начальной подтяжки головки блока цилиндров на ваз 2109.

Kak-pravilno-zatyagivat-golovku-bloka-na-vaz-2109-svoimi-rukami-7.jpgПосле всех выполненных действий можно начать вращать держатель. Обязательно наблюдать за показателями во время выполнения совершаемых действий. Если совершая затяжку момент не поменялся то, несомненно, крепление головки будет легко поддаваться растяжке. В данной ситуации – это нормально.

Во-первых, динамометрическим ключом необходимо затянуть болты до 2 кг/ см, на схеме как правильно совершать натяжение.

В конце обтяжка делается ещё 1 раз в той же самой по очередности, только болты нужно тянуть до 8 кг/см. К завершению работы винты тянут 1 раз на 90 градусов по часовой стрелке, а потом ещё 1 раз также на 90 градусов.

Какие могут произойти не предвиденные проблемы при выполнении:

  1. Без сомнений необходимо придерживаться моментов затяжки ГБЦ.
  2. При этом нельзя использовать иные инструменты. В связи с тем, что определить степень натяжения является возможным только с динамометрическим ключом.
  3. Для совершения натяжки позволено использовать исправные винты. Согласно требованиям, которые установлены на транспортное средство ВАЗ 2109 на силовой агрегат.
  4. В последующем нужно точно знать, что держатели в рабочем состоянии.
  5. Если перед этим уже совершался ремонт или полная замена ГБЦ, в таком случае использовать 2 раз болты для совершения натяжения нежелательно. При этом зайти в ближайший магазин запчастей и купить новую запчасть.
  6. На 16 кл ДВС разрешается вторичное использование винтов для ГБЦ, исключительно в одном случае, если длинна будет составлять не больше 9,5 сантиметров. Винты измеряется с шайбой, если выясняется, что болт больше 9,5 сантиметров, то его непременно требуется поменять.
  7. Если автомобиль оснащен алюминиевой головкой, то ГБЦ крепится на болтах ТТУ. Их не придётся подтягивать так, как они завинчиваются в резьбу.
  8. Приобретая прокладки для ГБЦ, в 1 очередь обращают внимание на спецификацию фирмы производителя. На сегодняшний день в них указан определённый коэффициент затяжки на каждую конкретную прокладку. Стоит запомнить, что указанный момент силы не должен отличатся от используемых во время ремонтных работ.

Используемые источники:

  • http://expertvaz.ru/2109/golovka-bloka-cilindrov-zatyazhka.html
  • https://original-detal.ru/catalog/dvigatel/osnovnye_elementy_dvigatelya/blok_tsilindrov_i_golovka_bloka/golovki_bloka/golovki_bloka_v_sbore_golye_/vaz_2108_12_2170_2190_8kl/
  • https://tuningtaza.ru/ремонт-головки-блока-цилиндров-автомобилей-ваз-2108-ваз-2109-ваз-21099.html
  • https://www.vazzz.ru/kak-snyat-golovku-na-vaz-2109/
  • https://provaz2109.ru/remont-dvigatelya/poryadok-zatyazhki-gbc-vaz-2109-protyazhka-kakoe-usilie.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий