Датчики системы управления двигателем (датчики ЭСУД) — расположение, замена

Содержание

Снятие датчика положения коленчатого вала

Снимаем датчик для проверки или замены. Датчик установлен на приливе крышки масляного насоса. Снимаем правый грязезащитный щиток моторного отсека (см.«Снятие грязезащитных щитков моторного отсека»). При выключенном зажигании отжимаем фиксатор колодки жгута проводов системы управления двигателем…В clip_image001_0048.jpg …и отсоединяем колодку жгута проводов от датчика положения коленчатого вала.В  Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления датчика…clip_image002_0046.jpg …и вынимаем датчик из отверстия в приливе крышки масляного насоса.В  Проверка датчика положения коленчатого вала и его цепей показана в разделеВ «Диагностика неисправностей». Устанавливаем датчик положения коленчатого вала в обратной последовательности.В 

Снятие датчика фаз

Датчик снимаем при его проверке и замене. Проверка датчика фаз показана в разделеВ «Диагностика неисправностей».В Расположение датчика фаз на двигателе: 1 — правая опора силового агрегата; 2 — передняя крышка привода ГРМ; 3 — колпачок штуцера топливной рампы; 4 — датчик фаз; 5 — задняя крышка привода ГРМВ  При выключенном зажигании отжимаем фиксатор колодки жгута проводов системы управления двигателем… …и отсоединяем колодку от датчика фаз.В  Головкой «на 10» отворачиваем два болта крепления датчика (один болт на фото не виден)…В  …и извлекаем датчик из отверстия в задней крышке привода ГРМ.В  Соединение датчика и задней крышки привода ГРМ уплотнено резиновым кольцом. При повреждении кольца… …снимаем его…В  …и заменяем новым. Устанавливаем датчик фаз в обратной последовательности.В 

Снимаем датчик температуры охлаждающей жидкости для его проверки или замены. Проверка датчика температуры охлаждаю щей жидкости показана в разделеВ «Диагностика неисправностей». Работу проводим на холодном двигателе. Снимаем пластмассовую крышку двигателя. Сливаем охлаждающую жидкость из блока цилиндров двигателя (см.В «Замена охлаждающей жидкости»). При выключенном зажигании…В  …отжимаем фиксатор колодки жгута проводов системы управления двигателем…В  …и отсоединяем колодку жгута проводов от датчика температуры охлаждающей жидкости. Накидным ключом «на 19» отворачиваем датчик…В  …и вынимаем его из отверстия корпуса термостата.В  Соединение датчика с корпусом термостата уплотняется медной шайбой.В  Устанавливаем датчик в обратной последовательности. Доливаем до нормы охлаждающую жидкость.В 

Датчик положения дроссельной заслонки снимаем для замены. Проверка датчика и его электрических цепей показана в разделеВ «Диагностика неисправностей». При выключенном зажигании, отжав фиксатор колодки жгута проводов системы управления двигателем, отсоединяем колодку жгута проводов от датчика положения дроссельной заслонки.В  Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления датчика.В  Снимаем датчик с оси дроссельной заслонки.В  Соединение датчика с дроссельным узлом уплотнено поролоновым кольцом. При повреждении поролонового кольца его следует заменить. Перед установкой датчика убеждаемся, что дроссельная заслонка полностью закрыта. Устанавливаем датчик на дроссельный узел так, чтобы хвостовик оси заслонки вошел в паз датчика. Крепим датчик винтами и подсоединяем к нему колодку жгута проводов.В 

Датчик массового расхода воздуха снимаем для замены. При выключенном зажигании отжимаем фиксатор колодки (фиксатор расположен снизу колодки) жгута проводов системы управления двигателем…В  …и отсоединяем колодку жгута проводов от датчика.В  Крестообразной отверткой ослабляем хомут крепления шланга подвода воздуха к дроссельному узлу…В  …и снимаем шланг с патрубка датчика массового расхода воздуха.В  Накидным ключом «на 10» отворачиваем два болта крепления датчика массового расхода воздуха к крышке воздушного фильтра…В  …и снимаем датчик.В  Вынимаем уплотнительную втулку датчика из отверстия в крышке воздушного фильтра. Перед установкой датчика надеваем на него уплотнительную втулку до упора. Дальнейшую установку датчика массового расхода воздуха проводим в обратной последовательности.В 

Снимаем датчик скорости автомобиля для замены и при демонтаже коробки передач. Снимаем шланг подвода воздуха с патрубка дроссельного узла (см.В «Снятие дроссельного узла») и отводим в сторону. При выключенном зажигании отжимаем фиксатор колодки жгута проводов системы управления двигателем…В  …и отсоединяем колодку жгута проводов от датчика скорости.В  Дальнейшие операции по демонтажу датчика скорости для наглядности показываем на демонтированной коробке передач. Накидным ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления датчика скорости…В  …и вынимаем датчик из отверстия в картере сцепления.В  Снимаем уплотнительное резиновое кольцо, расположенное в канавке стержня датчика.В  Если кольцо имеет повреждения, заменяем его новым. Устанавливаем датчик скорости автомобиля в обратной последовательности.В 

Снимаем датчик детонации для замены и при ремонте двигателя. Снимаем брызговик силового агрегата (см.В «Снятие брызговика силового агрегата»).В  Расположение датчика детонации на двигателе (для наглядности впускной трубопровод снят).В  При выключенном зажигании, нажав проволочную скобу колодки жгута проводов системы управления двигателем… …отсоединяем колодку жгута проводов от датчика детонации (шланг вентиляции картера для наглядности снят).В  Головкой «на 13» отворачиваем болт крепления датчика…В  …и снимаем датчик.В  Перед установкой датчика очищаем поверхность блока цилиндров на месте установки датчика. Устанавливаем датчик детонации в обратной последовательности.В 

Снятие датчика неровной дороги

Датчик неровной дороги снимаем для замены.В  При выключенном зажигании сжимаем с двух сторон проволочную скобу колодки жгута проводов системы управления двигателем… …и отсоединяем колодку от датчика неровной дороги.В  Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления датчика…В  …и снимаем его. Устанавливаем датчик неровной дороги в обратной последовательности.В 

Снятие датчиков концентрации кислорода

Снимаем датчики для замены и при демонтаже катколлектора. Работу проводим на холодном двигателе. При демонтаже управляющего датчика концентрации кислорода вынимаем…В  …два пластмассовых держателя жгута проводов датчика из отверстий в теплозащитном экране рулевого механизма.В  При выключенном зажигании отжимаем фиксатор колодки жгута проводов системы управления двигателем… …и разъединяем колодки жгутов проводов.В  Рожковым ключом «на 22» отворачиваем датчик.В  В процессе эксплуатации датчик может «прикипеть» к катколлектору и тогда, как правило, рожковым ключом отвернуть датчик не удастся — будут срываться его грани. В этом случае отвернуть датчик можно накидным ключом «на 22». Чтобы надеть кольцо накидного ключа на шестигранник датчика, можно разобрать колодку жгута проводов датчика, вынув из нее наконечники проводов, или перекусить жгут проводов бокорезами, если датчик подлежит замене. Снимаем управляющий датчик концентрации кислорода.В  Диагностический датчик концентрации кислорода расположен в нижней части катколлектора.В  Отсоединяем колодку жгута проводов диагностического датчика концентрации кислорода от колодки жгута проводов системы управления двигателем аналогично операциям на управляющем датчике концентрации кислорода. Учитывая расположение датчика в труднодоступном месте, отвернуть датчик удобно z-образным накидным ключом «на 22» (см. выше).В  Не допускайте попадания смазки или грязи на колодки проводов датчиков и внутрь датчиков через отверстия на их наконечниках.В  Устанавливаем управляющий и диагностический датчики концентрации кислорода в обратной последовательности.В 

Инжекторная система

В настоящее время автомобили стали совершеннее и технологичнее. Процесс управления с карбюраторного двигателя перешел на инжекторный. Инжектор двигателя автомобиля по сравнению с карбюратором намного надежнее.

Инжекторная система позволят более правильно управлять двигателем автомобиля, что позволяет экономнее расходовать топливо. Современные автомобили оснащаются только инжекторными двигателями, так как использования карбюраторного  двигателя не целесообразно.

Инжекторная система использует большое количество различных датчиков, которые посылают сигналы на электронный блок управления двигателем. Так как в инжекторной системе используется большое количество датчиков, они довольно часто выходят из строя. Это связано со старением или же неправильной эксплуатацией автомобиля.

В данной статье речь пойдет про все датчики установленные на автомобили Лада, какую они выполняют роль и для чего нужны.

Датчик массового расхода воздуха

Датчик массового расхода воздуха он же ДМРВ, устанавливается на все инжекторные автомобили Лада и ВАЗ. Датчик расположен между гофрой впускного ресивера и боксом воздушного фильтра. Данный датчик участвует в процессе формирования топливно-воздушной смеси. Так же оценивает количество впускного воздуха, учитывая его температуру. При неисправности не всегда загорается лампочка «CheckEngine».

Признаки неисправности датчики:

  • Потеря динамики автомобиля;
  • Неустойчивый холостой ход;
  • Подёргивания при движении;
  • Затруднённый запуск мотора;
  • Большой расход топлива;

Датчик скорости

Датчик скорости устанавливается на корпусе КПП, предназначен для измерения скорости автомобиля, и подсчета пройдённого километража. Так же датчик скорости подает показания для приготовления топливовоздушной смеси при движении авто. Можно заметить, что когда автомобиль катится на нейтральной скорости, то обороты ХХ немного выше, чем когда автомобиль стоит на месте. При неисправности практически всегда загорается лампочка «CheckEngine».

Признаки неисправности датчики:

  • Нет повышенных оборотов при движении на нейтральной скорости;
  • Спидометр не показывает скорость;
  • Не работает одометр;
  • Не работает ЭУР;

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости он же ДТОЖ. Устанавливается в корпусе термостата. Служит для приготовления топливовоздушной смеси при старте двигателя. Так же параллельно выносит показания температуры ОЖ на приборную панель автомобиля и включает вентилятор охлаждения двигателя. При неисправности лампочка «CheckEngine» не загорается.

Признаки неисправности датчики:

  • Потеря динамики автомобиля;
  • Неустойчивый холостой ход;
  • Подёргивания при движении;
  • Затруднённый запуск мотора;
  • Большой расход топлива;
  • Затруднённый пуск в холодное время года;

Датчик уровня топлива

Датчик уровня топлива устанавливается в стакане бензонасоса, служит для вывода показаний на приборную панель автомобиля о количестве топлива находящим в баке. При неисправности лампочка «CheckEngine» не загорается.

Признаки неисправности датчика:

  • Не показывает уровень топлива на приборной панели;

Датчик положения коленчатого вала

Датчик положения коленчатого вала он же ДПКВ. Устанавливается на кронштейне возле шкива привода ремня генератора. Работает на законе электромагнитной индукции. Считывает показания с венца шкива привода генератора. Выставляет угол опережения зажигания (УОЗ). При неисправности лампочка «CheckEngine»  загорается.

Признаки неисправности:

  • Двигатель работает с перебоями;
  • Двигатель не запускается (нет искры);

Датчик фаз

Датчик фаз устанавливается на двигателя с 16-ю клапанами, расположен возле топливной рампы. Основан на законе электромагнитной индукции, считывает показания с задающего шкива впускного распределительного вала. Учувствует  в процессе образования топливовоздушной смеси для каждого цилиндра отдельно. При неисправности двигатель начинает работать в аварийном режиме. При неисправности практически всегда загорается лампочка «CheckEngine».

Признаки неисправности:

  • Двигатель работает с перебоями;
  • Увеличенный расход топлива;
  • Не стабильная работа двигателя на ХХ;

Регулятор холостого хода

Регулятор холостого хода он же РХХ устанавливается в дроссельной заслонке. Предназначен для регулирования ХХ на двигателях без системы «Е-ГАЗ». Довольно не надежный датчик и выходит из строя очень часто. Представляет из себя моторчик с червячной передачей. При не исправности лампочка «CheckEngine» не загорается.

Признаки неисправности:

  • Не ровный холостой ход;
  • Плавают обороты;
  • Троит двигатель;

Датчик положения дроссельной заслонкой

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) устанавливается на дроссельной заслонке на автомобилях без системы «Е-ГАЗ». Предназначен для регулирования оборотов двигателя. Не надежный датчик, очень часто выходит из строя. При неисправности лампочка «CheckEngine» загорается не всегда.

Признаки неисправности:

  • Не ровный холостой ход;
  • Плавают обороты;
  • Троит двигатель;
  • При пуске двигателя повышенные обороты;
  • Самопроизвольное повышение или понижение оборотов;

Датчик педали тормоза

Датчик педали тормоза установлена на педальном узле. Предназначен для включения стоповых огней при нажатии на педаль тормоза. В системе «Е-ГАЗ» учувствует в процессе управления двигателем. Не надежный датчик. При поломке загорается лампочка «CheckEngine».

Признаки неисправности:

  • Не работают стоповые огни на автомобиле;
  • Не работает электронная педаль газа;
  • Плохая динамика автомобиля;

Датчик педали сцепления

Датчик педали сцепления устанавливается на педальном узле. Служит для регулирования нагрузки на двигатель при выжитой педали сцепления. Устанавливается только на двигателе с системой «Е-ГАЗ». При неисправности лампочка «CheckEngine» не загорается.

Признаки неисправности:

  • Рывки автомобиля при движении;

Датчик давления масла

Датчик давления масла устанавливается в головку блока цилиндров. Предназначен для показания давления масла и индикации давления масла при запущенном двигателе. Очень надежный датчик, выходит из строя крайне редко. Лампочка «CheckEngine» не загорается при неисправности.

Признаки неисправности:

  • Постоянно горит лампочка давления масла;
  • Не загорается лампочка давления масла при включении зажигания;

Датчик кислорода

Датчик кислорода устанавливается в выпускном коллекторе автомобиля. Служит для мониторинга выхлопных газов и корректировки топливовоздушной смеси. Надежный датчик выходит из строя крайне редко. При неисправности лампочка «CheckEngine» загорается не всегда.

Признаки неисправности датчики:

  • Потеря динамики автомобиля;
  • Неустойчивый холостой ход;
  • Подёргивания при движении;
  • Затруднённый запуск мотора;
  • Большой расход топлива;
  • Черный дым при езде на больших оборотах;

Датчик детонации

Датчик детонации устанавливается на блоке цилиндров под впускным ресивером. Основан на принципе пьеза элемента. Измеряется детонацию двигателя и корректирует топливно-воздушную смесь. Довольно надежный датчик. При неисправности «CheckEngine» не загорается.

Признаки неисправности датчики:

  • Потеря динамики автомобиля;
  • Неустойчивый холостой ход;
  • Подёргивания при движении;

Датчик температуры воздуха

Датчик температуры воздуха установлен под бампером автомобиля. Предназначен для вывода показаний температуры окружающей среды на табло автомобиля. Очень надежный датчик, поломки встречаются крайне редко.

Признаки неисправности:

  • Нет показаний о температуре окружающей среды на табло;

Датчик кондиционера

Датчик кондиционера устанавливается под бампером рядом с датчиком температуры воздуха. Предназначен для включения кондиционера или же защиты от включения при низких температурах. Напомним, что кондиционер в автомобилях Лада работает только при температуре наружного воздуха от +5 градусов. Надежный датчик, поломок не выявлялось.

Признаки неисправности:

  • Не включается муфта кондиционера;

Машиностроение шагает в ногу со времени поэтому довольно быстро появляются новые датчики в управлении двигателя автомобиля.

Замена датчика охлаждающей жидкости

Замена датчика охлаждающей жидкости представляет собой термистор (резистор, сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры). Датчик ввернут в корпус термостата и соединен с ЭБУ. При низкой температуре сопротивление датчика высокое, а при высокой температуре — низкое (табл. 10.5).
ЭБУ рассчитывает температуру охлаждающей жидкости по падению напряжения на датчике. На холодном двигателе падение напряжения высокое, а на прогретом — низкое.
Таблица 10.5 Зависимость сопротивления датчика температуры охлаждающей жидкости от температуры
Температура охлаждающей жидкости влияет на большинство характеристик, которыми управляет ЭБУ.
Для замены датчика вам потребуется ключ «на 19».

1.

Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумулятора.

2.

Частично слейте охлаждающую жидкость из радиатора.

3.

Для удобства работы снимите воздушный фильтр (смотрите «Воздушный фильтр»).

4.

Отожмите пластмассовый фиксатор…

5.

…и отсоедините колодку жгута проводов от датчика температуры охлаждающей жидкости.

6.

Ослабьте ключом затяжку датчика…

7.

…и выверните его из корпуса термостата.

8.

Остудите датчик до температуры окружающего воздуха. Подсоедините тестер в режиме омметра к выводам датчика и измерьте его сопротивление. Измерьте термометром текущую температуру воздуха и сравните полученные значения с табл. 10.5. При отклонении сопротивления от нормы замените датчик.

9.

Для измерения сопротивления на выводах датчика при различных температурных режимах опустите датчик в горячую воду и проверьте изменение его сопротивления по мере остывания воды, контролируя температуру воды термометром. Номинальные значения сопротивления при различных значениях температуры указаны в табл. 10.5.

10.

Установите датчик в порядке, обратном снятию.

11.

Залейте охлаждающую жидкость.

Датчик детонации

Датчик детонации, прикрепленный к верхней части блока цилиндров, улавливает аномальные вибрации (детонационные удары) в двигателе.
Чувствительным элементом датчика является пьезокристаллическая пластинка. При возникновении детонации на выходе датчика генерируются импульсы напряжения, которые увеличиваются с повышением интенсивности детонационных ударов. ЭБУ по сигналу датчика регулирует опережение зажигания для устранения детонационных вспышек топлива.
Для замены датчика вам потребуется ключ «на 13».

1.

Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумулятора.

2.

Нажмите на металлический фиксатор колодки жгута проводов…

3.

…и отсоедините колодку от датчика детонации. Для наглядности шланг вентиляции картерных газов снят.

4.

Ослабьте ключом затяжку болта крепления датчика детонации…

5.

…и, вывернув рукой болт, снимите его вместе с датчиком детонации.

Обратите внимание на маркировку датчика, чтобы для замены приобрести аналогичный датчик детонации.

6.

Установите датчик в обратном порядке, ввернув болт его крепления и затянув моментом 10,4–24,2 Н·м.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) расположен между воздушным фильтром и воздухоподводящем рукавом.
Сигнал датчика представляет собой напряжение постоянного тока, значение которого зависит от количества воздуха, проходящего через датчик.
В ДМРВ встроен датчик температуры воздуха, чувствительным элементом которого является термистор, установленный в потоке воздуха. При низкой температуре сопротивление датчика высокое, а при высокой температуре — низкое (табл. 10.6).
Таблица 10.6 Зависимость сопротивления датчика температуры воздуха от температуры всасываемого воздуха (допустимая погрешность 10%)
Если датчик температуры воздуха неисправен, ЭБУ заносит в память код ошибки и включает сигнальную лампу, а показания неисправного датчика заменяет на фиксированное значение температуры воздуха 33 °С.
Для замены датчика вам потребуются: ключ «на 10», отвертка с крестообразным лезвием.

1.

Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумулятора.

2.

Отжав снизу отверткой или пальцем пластмассовую защелку…

3.

…отсоедините колодку жгута проводов от датчика массового расхода воздуха.

4.

Ослабьте затяжку хомута крепления воздухоподводящего рукава…

5.

…и отсоедините рукав от датчика.

6.

Отверните два винта крепления…

7.

…и снимите датчик с воздушного фильтра.

8.

Извлеките резиновую прокладку и внимательно осмотрите состояние ее кромок, так как их повреждение может привести к подсосу воздуха в обход воздушного фильтра. Во время движения в воздухе содержится множество мелких механических частиц, способных повредить ДМРВ и, как следствие, привести к перебоям в работе двигателя.

9.

Перед установкой датчика сначала наденьте на него резиновую уплотнительную прокладку и только затем закрепите датчик на воздушном фильтре.

Датчик скорости автомобиля установлен на коробке передач. При вращении ведущих колес датчик скорости вырабатывает 6 импульсов на 1 м пробега автомобиля, а ЭБУ определяет скорость движения автомобиля по частоте подачи импульсов.
Для замены датчика вам потребуется ключ «на 10».

1.

Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумулятора.

2.

Отожмите фиксатор…

3.

…и отсоедините колодку с проводами от датчика скорости.

4.

Отверните гайку шпильки крепления датчика скорости…

5.

…и выньте датчик из корпуса коробки передач.

6.

Установите датчик в порядке, обратном снятию.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) установлен сбоку на дроссельном узле и связан с осью дроссельной заслонки. Он представляет собой потенциометр, на один конец которого подается «плюс» напряжения питания (5 В), другой его конец соединен с «массой». С третьего вывода потенциометра (от ползунка) идет выходной сигнал к ЭБУ. Когда дроссельная заслонка поворачивается (от воздействия на педаль управления), напряжение на выходе датчика изменяется. При закрытой дроссельной заслонке оно ниже 0,6 В. Когда заслонка открывается, напряжение на выходе датчика повышается и при полностью открытой заслонке должно составлять более 4,4 В. Отслеживая выходное напряжение датчика, ЭБУ корректирует подачу топлива в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки (т.е. по желанию водителя). ДПДЗ не требует регулировки, так как электронный блок воспринимает холостой ход (т.е. полное закрытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку.
При отказе датчика дроссельной заслонки ЭБУ заносит в память код неисправности датчика, включает сигнальную лампу «ПРОВЕРЬТЕ ДВИГАТЕЛЬ» и рассчитывает предполагаемое значение угла открытия дроссельной заслонки по частоте вращения коленчатого вала и сигналу ДМРВ.
Для замены датчика необходимо выполнить следующее.

1.

Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумулятора.

2.

Отожмите фиксатор…

3.

…и отсоедините колодку жгута проводов от выводов датчика.

4.

Выверните два винта крепления…

5.

…и снимите датчик положения дроссельной заслонки с дроссельного узла.

6.

Установите датчик в порядке, обратном снятию. Обратите внимание на состояние уплотнительного поролонового кольца: если оно повреждено, замените его новым.

Регулятор холостого хода (РХХ)

Регулятор холостого хода (РХХ) регулирует частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, управляя количеством подаваемого воздуха в обход закрытой дроссельной заслонки. Он состоит из двухполюсного шагового электродвигателя и соединенного с ним конусного клапана. Клапан выдвигается или убирается по сигналам ЭБУ. Полностью выдвинутая игла регулятора (что соответствует 0 шагов) перекрывает поток воздуха. Когда игла вдвигается, обеспечивается расход воздуха, пропорциональный количеству шагов отхода иглы от седла.
Замена РХХ описана в разд. 5 «Двигатель» (смотрите «Регулятор холостого хода», с. 134).

Датчик положения коленчатого вала

Датчик положения коленчатого вала индуктивного типа, предназначен для измерения частоты вращения и положения коленчатого вала. Датчик установлен на крышке масляного насоса напротив задающего диска на шкиве привода генератора. Задающий диск представляет собой зубчатое колесо с 58 равноудаленными (6°) впадинами. При таком шаге на диске помещается 60 зубьев, два зуба срезаны для создания импульса синхронизации («опорного» импульса), который необходим для согласования работы контроллера с ВМТ поршней в 1-м и 4-м цилиндрах.
При вращении коленчатого вала зубья изменяют магнитное поле датчика, наводя импульсы напряжения переменного тока. Установочный зазор между сердечником датчика и зубом диска должен находиться в пределах (1±0,2) мм. ЭБУ по сигналам датчика выдает импульсы на форсунки.
Для замены датчика вам потребуется ключ «на 10».

1.

Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумулятора.

2.

Отожмите фиксатор…

3.

…и отсоедините колодку с проводами от датчика положения коленчатого вала.

4.

Выверните болт крепления…

5.

…и выньте датчик из кронштейна его крепления.

6.

Замерьте сопротивление датчика. Сопротивление исправного датчика должно быть 500–700 Ом. Если показания тестера значительно ниже, то, вероятно, в обмотке межвитковое замыкание, а если, наоборот, высокое или тестер показывает бесконечность (смотрите фото), то в контактах внутри датчика нарушен контакт или произошел обрыв в обмотке индукционной катушки. И в первом и во втором случае датчик подлежит замене.

7.

Установите датчик в порядке, обратном снятию.

Управляющий датчик концентрации кислорода

Управляющий датчик концентрации кислорода применяется в системе впрыска топлива с обратной связью и установлен в верхней части катколлектора. Для корректировки расчетов длительности импульсов впрыска используется информация о наличии кислорода в отработавших газах, эту информацию выдает управляющий датчик концентрации кислорода. Содержащийся в отработавших газах кислород реагирует с датчиком кислорода, создавая разность потенциалов на выходе датчика. Она изменяется приблизительно от 0,1 В (высокое содержание кислорода — бедная смесь) до 0,9 В (мало кислорода — богатая смесь).
Для нормальной работы температура датчика должна составлять не ниже 300 °С. Поэтому для быстрого прогрева после пуска двигателя в датчик встроен нагревательный элемент.
Отслеживая выходное напряжение датчика концентрации кислорода, контроллер определяет, какую команду по корректировке состава рабочей смеси подавать на форсунки. Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то контроллер дает команду на обогащение смеси; если смесь богатая (высокая разность потенциалов) — на обеднение смеси.
Для замены управляющего датчика концентрации кислорода вам потребуется ключ «на 22».

1.

Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумулятора.

2.

Отожмите фиксатор…

3.

…и отсоедините от моторного жгута колодку жгута проводов управляющего датчика концентрации кислорода.

4.

Отсоедините от теплоизоляционного щитка рулевого механизма держатель жгута проводов управляющего датчика концентрации кислорода.

5.

Выверните датчик из катколлектора…

6.

…и снимите с автомобиля.

Для снятия датчика используйте специальные шестигранные усиленные ключи. Они могут выглядеть как накидные ключи или быть в виде высокой торцовой головки с разрезным сектором для продевания в него жгута проводов.

7.

Установите датчик в порядке, обратном снятию, предварительно смазав резьбовую часть датчика графитной смазкой.

Диагностический датчик концентрации кислорода

Диагностический датчик концентрации кислорода установлен в катколлекторе за нейтрализатором, работает по тому же принципу, что и управляющий датчик, и полностью с ним взаимозаменяем. Сигнал, вырабатываемый диагностическим датчиком концентрации кислорода, указывает на наличие кислорода в отработавших газах после нейтрализатора. Если нейтрализатор работает нормально, показания диагностического датчика будут значительно отличаться от показаний управляющего датчика.
Замена диагностического датчика концентрации кислорода проводится аналогично замене управляющего датчика.

Датчик фаз

Датчик фаз установлен на задней крышке привода распределительных валов. Принцип его действия основан на эффекте Холла. На шкиве распределительного вала (впускного) закреплен точечной сваркой задающий диск со специальной проточкой (уступом). Когда диск проходит через прорезь датчика, от датчика на ЭБУ поступает импульс напряжения низкого уровня (примерно 0 В), а при попадании в «измерительную» область датчика уступа задающего диска на ЭБУ возникает импульс «опорного» напряжения (примерно 5 В), что соответствует положению поршня 3-го цилиндра в такте сжатия.
Для замены датчика фаз вам потребуется торцовый ключ «на 10».

1.

Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумулятора.

2.

Отожмите фиксатор…

3.

…и отсоедините от датчика фаз колодку жгута проводов.

4.

Выверните два болта крепления датчика…

5.

…снимите датчик (для наглядности показано выворачивание болтов рожковым ключом на снятом и частично разобранном двигателе).

6.

Установите датчик в порядке, обратном снятию.

Датчик неровной дороги

Датчик неровной дороги установлен в моторном отсеке на чашке правого брызговика. Принцип действия датчика основан на пьезоэлектрическом эффекте. При движении по неровной дороге переменная нагрузка оказывает влияние на угловую скорость коленчатого вала. Колебания частоты вращения коленчатого вала сходны с колебаниями, возникающими при пропусках воспламенения.
Датчик неровной дороги измеряет амплитуду колебаний кузова автомобиля и подает сигнал на контроллер. При превышении порога сигнала контроллер отключает функцию диагностики пропусков воспламенения.
Для снятия датчика неровной дороги вам потребуется отвертка с крестообразным лезвием.

1.

Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумулятора.

2.

Сожмите пружинный фиксатор…

3.

…и отсоедините колодку жгута проводов от выводов датчика.

4.

Выверните два винта крепления датчика к кронштейну…

5.

…и снимите датчик.

6.

Установите датчик в порядке, обратном снятию.

Электрическое оборудованиеАккумуляторСнятие и установка аккумулятораПредохранители и релеСнятие блока предохранителейГенераторСнятие генератораРегулятор напряжения генератораРемонт генератораСтартерСнятие стартераРемонт стартераЗамок зажиганияРемонт замка зажиганияЭСУДСистема впрыскаЗамена контроллера (блок ЭБУ)Замена датчиков системы ЭСУДЗамена катушек зажиганияСветовые приборы, освещениеЗамена лампочекЗамена фарыЗамена бокового поворотникаЗамена заднего фонаряОсвещение номерного знакаПлафон салонаБлок включения световых приборовПодрулевые переключателиЗвуковой сигналСтеклоочистителиСнятие стеклоочистителяЗамена бачка стеклоомывателяЗамена насоса (моторчика) омывателяВентилятор радиатораЗамена мотора и вентилятора радиатораЗамена мотора отопителя и вентиляцииЗамена резистора отопителяЗамена моторчика заслонки печкиЗамена датчика температуры воздухаЗамена блока переключателей печкиОбогрев заднего стеклаСнятие гнезда прикуривателяСнятие приборного щиткаЗамена лампочек подсветки приборовЗамена датчика температуры воздухаПользование сигнализациейЗамена блока сигнализацииИммобилайзерБлок электроусилителя руляЗамена датчика падения давления маслаЗамена датчика охлаждающей жидкостиЗамена выключателя стоп-сигналаВыключатель лампы ручного тормоза

Современные автомобили управляются и контролируются бортовым компьютером. Не стала исключением и модельная линия «Лада Приора», центральным контролирующим устройством которой, служит ЭБУ (электронный блок управления). При управлении двигателем со стороны компьютера, последнему необходимо получать самую актуальную информацию от многочисленных датчиков расположенных в подкапотном пространстве и других местах автомобиля. Одним из таких важных элементов является датчик положения дроссельной заслонки или ДПДЗ Приоры.

datchik-polozheniya-drosselnoj-zaslonki-priora.jpg

Важность этого элемента обусловлена его предназначением – вычислением положения заслонки на текущий момент времени.

Когда вы нажимаете на педаль газа (связанную с дроссельным узлом при помощи специального тросика), заслонка приоткрывается ровно на столько, на сколько вы приложили нажимное усилие. При этом от степени нажатия зависит и количество подаваемого в цилиндры топлива. Для того чтобы ЭБУ мог рассчитать количество бензина для подачи, он опрашивает ДПДЗ который и фиксирует требуемые данные.

ДПДЗ Приоры, признаки неисправности

На самом деле симптомы, свидетельствующие о возможных проблемах с датчиком, могут быть различными. Самые распространенные из них приведем ниже:

  • плавающие обороты и неустойчивая работа двигателя;
  • подергивания и рывки при ускорении;
  • потеря мощности;
  • произвольное повышение оборотов двигателя;
  • нестабильный холостой ход;
  • увеличение расхода топлива.

Если в процессе эксплуатации автомобиля вы наблюдаете один или несколько вышеуказанных признаков, то в первую очередь стоит уделить внимание именно ДПДЗ.

«Следует помнить! Датчик ремонту не подлежит, а просто меняется на новое, рабочее изделие»

Самостоятельная проверка работоспособности

В большинстве случаев при возникновении проблем с ДПДЗ, высвечивается ошибка «check engine». Подключив диагностический прибор можно выявить ее код и причины ошибки. Случается так, что по каким-либо причинам «чек» не загорается, в таком случае без использования мультиметра при диагностике не обойтись.

Первым делом необходимо убедиться поступает ли питание на сам датчик. Для этого от устройства необходимо отсоединить фишку с проводами и произвести замеры контактов при включенном зажигании. Если питание поступает, то производится осмотр самого устройства.

Визуальное обследование датчика. В данном случае речь идет о проверке внутренних составляющих изделия. Наиболее часто происходит потеря контакта ползунка с резистивным слоем.

Как уже говорилось выше, при выявлении причин неисправностей в датчике он подлежит замене.

Замена датчика положения дроссельной заслонки (Приора)

Процедура снятия и установки достаточно простая. Все что потребуется это отвертка.

Устройство для определения положения заслонки располагается непосредственно на дроссельном узле и крепится при помощи всего двух болтов.

  1. Первое что нужно сделать – отсоединить контактные провода от корпуса изделия. Штекер удерживается на месте при помощи небольшой пластиковой защелки, которую при снятии необходимо отвести. Перед проведением работ, не забудьте обесточить бортовую сеть в автомобиле, предварительно отсоединив минусовую клемму аккумуляторной батареи.

dpdz-priora.jpg

  1. При помощи отвертки открутите два болта и выньте изделие из места его крепления.

dpdz-priora-priznaki-neispravnosti.jpg

  1. При обратной установке обратите внимание на специальное уплотнительное поролоновое кольцо. Убедитесь, что оно не имеет повреждений.

zamena-dpdz-priora.jpg

  1. На этом замена ДПДЗ для приоры закончена.

Если рассматривать вопрос цены датчика, то на рынке самое дешевое изделие отпускается по цене 300 рублей, а самое дорогое достигает суммы в более чем одну тысячу рублей.

Читайте также:  Замена гидрокомпенсаторов цена за работу

8f79094s-100.jpg

Периодически в личке спрашивают, поэтому решил слить сюда. Материалы из сети.Датчики системы управления двигателем

Сигнализатор неисправности системы управления двигателем в комбинации приборов

8f17764s-960.jpg

Шкив привода генератора

Читайте также:  Блок фара нива шевроле цена

Снятие датчика положения коленчатого вала

clip_image001_0048.jpg

…и отсоединяем колодку жгута проводов от датчика положения коленчатого вала. Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления датчика…

Снятие датчика фаз

Датчик снимаем при его проверке и замене. Проверка датчика фаз показана в разделе «Диагностика неисправностей».

Расположение датчика фаз на двигателе: 1 — правая опора силового агрегата; 2 — передняя крышка привода ГРМ; 3 — колпачок штуцера топливной рампы; 4 — датчик фаз; 5 — задняя крышка привода ГРМ При выключенном зажигании отжимаем фиксатор колодки жгута проводов системы управления двигателем…

…и отсоединяем колодку от датчика фаз.

Головкой «на 10» отворачиваем два болта крепления датчика (один болт на фото не виден)…

…и извлекаем датчик из отверстия в задней крышке привода ГРМ. Соединение датчика и задней крышки привода ГРМ уплотнено резиновым кольцом. При повреждении кольца…

…отжимаем фиксатор колодки жгута проводов системы управления двигателем… …и отсоединяем колодку жгута проводов от датчика температуры охлаждающей жидкости.

Накидным ключом «на 19» отворачиваем датчик…

…и вынимаем его из отверстия корпуса термостата.

Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления датчика.

…и отсоединяем колодку жгута проводов от датчика.

Крестообразной отверткой ослабляем хомут крепления шланга подвода воздуха к дроссельному узлу…

…и снимаем шланг с патрубка датчика массового расхода воздуха.

Читайте также:  Предохранитель прикуривателя ваз гранта

Накидным ключом «на 10» отворачиваем два болта крепления датчика массового расхода воздуха к крышке воздушного фильтра…

…и снимаем датчик.

…и отсоединяем колодку жгута проводов от датчика скорости. Дальнейшие операции по демонтажу датчика скорости для наглядности показываем на демонтированной коробке передач.

Накидным ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления датчика скорости…

…и вынимаем датчик из отверстия в картере сцепления.

Расположение датчика детонации на двигателе (для наглядности впускной трубопровод снят). При выключенном зажигании, нажав проволочную скобу колодки жгута проводов системы управления двигателем…

…отсоединяем колодку жгута проводов от датчика детонации (шланг вентиляции картера для наглядности снят).

Головкой «на 13» отворачиваем болт крепления датчика…

Снятие датчика неровной дороги

Датчик неровной дороги снимаем для замены. При выключенном зажигании сжимаем с двух сторон проволочную скобу колодки жгута проводов системы управления двигателем…

…и отсоединяем колодку от датчика неровной дороги.

Снятие датчиков концентрации кислорода

…два пластмассовых держателя жгута проводов датчика из отверстий в теплозащитном экране рулевого механизма. При выключенном зажигании отжимаем фиксатор колодки жгута проводов системы управления двигателем…

…и разъединяем колодки жгутов проводов.

Рожковым ключом «на 22» отворачиваем датчик. В процессе эксплуатации датчик может «прикипеть» к катколлектору и тогда, как правило, рожковым ключом отвернуть датчик не удастся — будут срываться его грани. В этом случае отвернуть датчик можно накидным ключом «на 22». Чтобы надеть кольцо накидного ключа на шестигранник датчика, можно разобрать колодку жгута проводов датчика, вынув из нее наконечники проводов, или перекусить жгут проводов бокорезами, если датчик подлежит замене.

Снимаем управляющий датчик концентрации кислорода.

Используемые источники:

  • http://lada-priora.org/6-21.html
  • https://enginehack.ru/datchiki-avtomobilej-vaz/
  • https://priora-vaz.ru/2170/10-7-4.html
  • https://automotogid.ru/kakie-datchiki-stojat-na-priore-16-klapanov/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий