Система охлаждения ВАЗ 21099 инжектор

Содержание

Система охлаждения двигателя – важный конструктивный элемент автомобиля. Ее неисправность приводит к плохому прогреву двигателя до требуемой температуры, что становится причиной плохой работы печки, потери мощности и снижения ресурса силового агрегата. С другой стороны, система двигателя может перегреваться, что провоцирует поломку цилиндро-поршневой группы.

132318991531.jpgсистема охлаждения ваз 21099 карбюратор схемаustroistvo-syst-ohlagd.jpgваз 2199 система охлаждения инжектор

1 – элемент в виде пробки для бака расширения; 2 – бак для расширения; 3 – шланг отвода жидкости из патрубка; 4 – шланг проходящий между радиатором и бачком расширительным; 5 – шланг отводящий от радиатора; 6 – бачок с лева от радиатора; 7 – трубка алюминиевая; 8 – системы заглушки; 9 – бачок с права от радиатора; 10 – пробка для слива; 11 – середина радиатора; 12 – кожух для электрического вентилятора; 13 – пластиковые крылья электрического вентилятора; 14 – электрический двигатель; 15 – насосный шкив зубчатый; 16 – крыльчатка насоса; 17 – ремень привода вала распределительного; 18 – блок для двигателя; 19 – насосная труба; 20 – шланг для радиатора с подводящей функцией; 21 – шланг радиатора отопителя с функцией отвода; 22 – шланг подводящий охлаждающую жидкость к дроссельному патрубку; 23 – выпускной патрубок; 24 – шланг для заправки; 25 – шланг радиатора отопителя с функцией подвода; 26 – термостат; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 28 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости.

Система охлаждения ваз 21093,2109,21099 выполняет отбор тепла от подверженных нагреву деталей двигателя, путем принудительной циркуляции. А инжектор дозирует поступление топлива. Конструктивно система охлаждения ваз инжектор состоит из:

  1. насос охлаждающего вещества,
  2. моноблочный термостат,
  3. электровентилятор обдува радиатора,
  4. радиатор с бачком расширения,
  5. трубопроводы, патрубки, сливные пробки.

Как работает система охлаждения ваз 21093,2109,21099

Привод насоса охлаждения работает от ремня ГРМ. Общий объем системы, включая печку, равен – 7,8 л. Контроль температуры выполняется с помощью датчика, установленного на рубашку блока цилиндров. Указатель температуры выводится на панель приборов.

В процессе работы двигателя ваз жидкость с рубашки блока переходит в радиатор (где происходит отбор тепла) или в термостат (короткий контур – для прогрева мотора). Далее, жидкость нагнетается насосом в рубашку охлаждения силового агрегата ваз инжектор. По трубопроводам обеспечивается циркуляция и подогрев топливной смеси во впускном коллекторе и зоне дроссельной заслонки.

Система охлаждения с помощью патрубков сообщается с радиатором печки салона ваз 21093,2109,21099. Насос охлаждающей жидкости центробежный. Система оборудована разборным трубчато пластинчатым радиатором с пластиковыми баками.

Внутренняя поверхность радиатора увеличена путем применения алюминиевых трубок и охлаждающих пластин, он не имеет заливного отверстия, долив выполняется в расширительный бачок. В котором также установлен датчик включения электровентилятора. Бачок имеет пробку заливной горловины с клапанами (впускной и выпускной). Для слива жидкости охлаждения из системы откручивают сливные пробки бачка, блока цилиндров, радиатора.

Особенности работы вентилятора и термостата ваз 21093, 2109, 21099

Электровентилятор включает в себя электродвигатель и четырех лопастную крыльчатку, лопасти которой имеют переменный угол наклона и шаг для снижения уровня шума. Для повышения КПД система вентилятора ваз оборудована кожухом, прикрепленным на кронштейнах.

Электровентилятор монтируется на резиновых втулках. Срабатывание вентилятора происходит благодаря сигналу датчика, установленного в бачок радиатора. При этом величина температуры замыкания контактов примерно 99’С, а отключения вентилятора 94’С.

Термостат системы обеспечивает первоочередной прогрев двигателя и регулирует тепловой режим. Оптимальная величина температуры охлаждающей жидкости – в пределах 90-98’С. Термостат включает корпус и крышку, завальцованых совместно с клапаном.

Особенности системы охлаждения ваз инжектор

Охлаждение в автомобилях 21093,2109,21099 жидкостное, но нужно понимать что радиатор охлаждается потоком набегающего воздуха и вентилятором, который повышает интенсивность охлаждения. Также часть тепла отводится радиатором отопителя салона автомобиля в при низких температурах.

Расширительный бачок предназначен для компенсации объема жидкости при нагревании, для долива и контроля уровня тосола.

Система термостата обеспечивает регулировку температурного режима, предварительный прогрев двигателя ваз, первоначальный подогрев салона зимой и только потом обеспечивает включение большого контура охлаждения.

Датчик температуры обеспечивает управление системой охлаждения, позволяет контролировать температуру двигателя и регулируют работу вентилятора.

Весь цикл работы системы охлаждения контролируется с помощью системы управления силовым агрегатом, учитывающей все температурные параметры. Она определяет оптимальные условия включения и время работы конструктивных элементов системы.

Диагностика системы охлаждения двигателя ваз 21093, 2109, 21099 и определение неисправностей

В случае возникновения проблем, связанных с системой охлаждения двигателя, следует определять причины начиная с наиболее вероятных и простых:

  • Наличие утечки охлаждающей жидкости – для начала проверяют уровень жидкости в системе. В автомобилях 21093,2109,21099 это выполняется по индикатору уровня или при осмотре расширительного бачка.
  • Если уровень поменялся, то осмотрите моторный отсек на наличие подтеков. Как правило, основные причины: изношенные патрубки и хомуты, поврежденный радиатор охлаждения мотора или печки.
  • В случае перепадов струи в бачке при 3000об/мин. Необходимо выполнить проверку циркуляции жидкости. Для этого отворачивается крышка расширительного бачка и определяется равномерность поступления тосола. Причинами плохой циркуляции может оказаться забитая система или неисправность циркуляционного насоса.

Причины перегрева двигателя ваз

  1. Неисправный термостат может вызывать перегрев двигателя. Если на прогретом моторе верхний патрубок – горячий, а нижний холодный, – термостат заклинило и тосол проходит только по малому кругу. Или же термостат будет включать только большой круг, что не позволит мотору ваз прогреваться до необходимой рабочей температуры. В таком случае термостат следует заменить.
  2. Еще одной причиной чрезмерного нагрева двигателя может быть завоздушивание системы охлаждения, в таком случае систему нужно продавить и устранить воздух со всех полостей.
  3. При высокой температуре не включается вентилятор – проблемы с датчиком температуры, реле вентилятора или с жгутом проводов к нему.
  4. Иногда забиваются соты радиатора, что резко снижает интенсивность теплообмена. Необходимо произвести дательную чистку радиатора, ее нужно выполнять аккуратно, во избежание повреждения сот.

Вот основные причины, которые влияют на качественную работу системы охлаждения двигателя ваз 21093,2109,21099, с их помощью можно определить и устранить неисправности, обеспечив надежную и долговечную работу мотора.

Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рекомендуем прочитать:

Не горят стоп сигналы на ваз 21099 инжектор причиныКак снять рулевую колонку на ваз 2110Дребезжит ручка кпп на ваз 2114Раскоксовка двигателя ваз 2114 8 клапановНет зарядки на ваз 21213 причиныДатчик температуры охлаждающей жидкости ваз 2112 — 16 клапанов где находится, как диагностировать, п…Какое сцепление лучше поставить на ваз 2115ВАЗ 2111 не работает бензонасос, причины неисправности

Похожие статьи

Какое масло заливать в двигатель ВАЗ 2115Выбираем масло для ВАЗ 2110Таблица цветов ВАЗ, коды, наименования, описаниеКоды ошибок ВАЗ — таблица со списком всех ошибок

Система охлаждения двигателя — важный конструктивный элемент автомобиля. Ее неисправность приводит к плохому прогреву двигателя до требуемой температуры, что становится причиной плохой работы печки, потери мощности и снижения ресурса силового агрегата. С другой стороны, система двигателя может перегреваться, что провоцирует поломку цилиндро-поршневой группы.

Система охлаждения ваз 21093,2109,21099 выполняет отбор тепла от подверженных нагреву деталей двигателя, путем принудительной циркуляции. А инжектор дозирует поступление топлива. Конструктивно система охлаждения ваз инжектор состоит из:

  1. насос охлаждающего вещества,
  2. моноблочный термостат,
  3. электровентилятор обдува радиатора,
  4. радиатор с бачком расширения,
  5. трубопроводы, патрубки, сливные пробки.

Содержание

Принцип работы охлаждения ваз 21093,2109,21099

Привод насоса охлаждения работает от ремня ГРМ. Общий объем системы, включая печку, равен — 7,8 л. Контроль температуры выполняется с помощью датчика, установленного на рубашку блока цилиндров. Указатель температуры выводится на панель приборов.

В процессе работы двигателя ваз жидкость с рубашки блока переходит в радиатор (где происходит отбор тепла) или в термостат (короткий контур — для прогрева мотора). Далее, жидкость нагнетается насосом в рубашку охлаждения силового агрегата ваз инжектор. По трубопроводам обеспечивается циркуляция и подогрев топливной смеси во впускном коллекторе и зоне дроссельной заслонки.

Система охлаждения с помощью патрубков сообщается с радиатором печки салона ваз 21093,2109,21099. Насос охлаждающей жидкости центробежный. Система оборудована разборным трубчато пластинчатым радиатором с пластиковыми баками.

Внутренняя поверхность радиатора увеличена путем применения алюминиевых трубок и охлаждающих пластин, он не имеет заливного отверстия, долив выполняется в расширительный бачок. В котором также установлен датчик включения электровентилятора. Бачок имеет пробку заливной горловины с клапанами (впускной и выпускной). Для слива жидкости охлаждения из системы откручивают сливные пробки бачка, блока цилиндров, радиатора.

Особенности работы вентилятора и термостата ваз 21093,2109,21099

Электровентилятор включает в себя электродвигатель и четырех лопастную крыльчатку, лопасти которой имеют переменный угол наклона и шаг для снижения уровня шума. Для повышения КПД система вентилятора ваз оборудована кожухом, прикрепленным на кронштейнах.

Электровентилятор монтируется на резиновых втулках. Срабатывание вентилятора происходит благодаря сигналу датчика, установленного в бачок радиатора. При этом величина температуры замыкания контактов примерно 99’С, а отключения вентилятора 94’С.

Термостат системы обеспечивает первоочередной прогрев двигателя и регулирует тепловой режим. Оптимальная величина температуры охлаждающей жидкости — в пределах 90-98’С. Термостат включает корпус и крышку, завальцованых совместно с клапаном.

Особенности системы охлаждения ваз инжектор

Охлаждение в автомобилях 21093,2109,21099 жидкостное, но нужно понимать что радиатор охлаждается потоком набегающего воздуха и вентилятором, который повышает интенсивность охлаждения. Также часть тепла отводится радиатором отопителя салона автомобиля в при низких температурах.

Расширительный бачок предназначен для компенсации объема жидкости при нагревании, для долива и контроля уровня тосола.

Система термостата обеспечивает регулировку температурного режима, предварительный прогрев двигателя ваз, первоначальный подогрев салона зимой и только потом обеспечивает включение большого контура охлаждения.

Датчик температуры обеспечивает управление системой охлаждения, позволяет контролировать температуру двигателя и регулируют работу вентилятора.

Весь цикл работы системы охлаждения контролируется с помощью системы управления силовым агрегатом, учитывающей все температурные параметры. Она определяет оптимальные условия включения и время работы конструктивных элементов системы.

Диагностика системы охлаждения двигателя ваз 21093,2109,21099 и определение неисправностей

В случае возникновения проблем, связанных с системой охлаждения двигателя, следует определять причины начиная с наиболее вероятных и простых:

  • Наличие утечки охлаждающей жидкости — для начала проверяют уровень жидкости в системе. В автомобилях 21093,2109,21099 это выполняется по индикатору уровня или при осмотре расширительного бачка.
  • Если уровень поменялся, то осмотрите моторный отсек на наличие подтеков. Как правило, основные причины: изношенные патрубки и хомуты, поврежденный радиатор охлаждения мотора или печки.
  • В случае перепадов струи в бачке при 3000об/мин. Необходимо выполнить проверку циркуляции жидкости. Для этого отворачивается крышка расширительного бачка и определяется равномерность поступления тосола. Причинами плохой циркуляции может оказаться забитая система или неисправность циркуляционного насоса.

Причины перегрева двигателя ваз

  1. Неисправный термостат может вызывать перегрев двигателя. Если на прогретом моторе верхний патрубок — горячий, а нижний холодный, — термостат заклинило и тосол проходит только по малому кругу. Или же термостат будет включать только большой круг, что не позволит мотору ваз прогреваться до необходимой рабочей температуры. В таком случае термостат следует заменить.
  2. Еще одной причиной чрезмерного нагрева двигателя может быть завоздушивание системы охлаждения, в таком случае систему нужно продавить и устранить воздух со всех полостей.
  3. При высокой температуре не включается вентилятор — проблемы с датчик температуры, реле вентилятора или с жгутом проводов к нему.
  4. Иногда забиваются соты радиатора, что резко снижает интенсивность теплообмена. Необходимо произвести дательную чистку радиатора, ее нужно выполнять аккуратно, во избежание повреждения сот.

Вот основные причины, которые влияют на качественную работу системы охлаждения двигателя ваз 21093,2109,21099, с их помощью можно определить и устранить неисправности, обеспечив надежную и долговечную работу мотора.

Место установки термостата на ВАЗ 2109

Содержание

Основные элементы схемы охлаждения ВАЗ 2109

Итак, начать стоит с общего описания. Сразу нужно отметить, что система полностью герметичная, в ней поддерживается некоторое давление. Оно позволяет жидкости циркулировать (конечно, больше на этот фактор влияет насос). В качестве охлаждающей жидкости используется либо чистый антифриз, либо разбавленный (тосол). Крайне не рекомендуется применять воду, так как она оставляет много накипи на стенках системы. Давайте рассмотрим более детально схему охлаждения ВАЗ 2109 (вместе с отопительной системой).

Расширительный бачок

Это именно то, с чего начинается наша схема. Ведь именно расширительный бачок ВАЗ 2109 позволяет проводить заливку жидкости. В нем хранится своеобразный «резерв». Когда антифриз закипает, он расширяется, все излишки поступают в бачок. При остывании они уходят в систему. С помощью расширительного бачка ВАЗ 2109 получается избавиться от воздушных пробок. Один важный элемент у него – это пробка. Поистине интересная деталь, так как в нее встроено два клапана. Первый работает на выпуск (при давлении свыше 1,3 Атмосферы через него стравливается лишний воздух). Второй же засасывает снаружи воздух, когда давление падает до 0,2 Атм. Благодаря синхронной работе этих элементов поддерживается практически стабильное давление.

Жидкостный насос

Осуществляется охлаждение двигателя ВАЗ 2109 во многом благодаря этому нехитрому устройству. Еще его называют помпой – в основе лежит всего три элемента. Это корпус, шкив привода и крыльчатка (сегодня чаще встречается пластиковая, а вот раньше нередко можно было увидеть алюминиевые образцы). Привод от ремня газораспределительного механизма у помпы ВАЗ 2109. Вращение оси происходит посредством подшипника (но некоторые производители для уменьшения себестоимости используют даже втулки). Конечно, доверия к втулкам, пусть и прочным, у автовладельцев мало. Между блоком цилиндров и корпусом насоса стоит прокладка, которая предотвращает протечки охлаждающей жидкости. Пожалуй, это и все, что можно в общих чертах сказать об этом узле.

Радиаторы ВАЗ 2109

Их в схеме охлаждения два – основной и на печке. Первый устанавливается аккурат между фарами, напротив решетки. Благодаря ее специфической конструкции, а также форме бампера, осуществляется забор воздуха и равномерный обдув ячеек. Радиатор печки ставится в отопителе-улитке, которая расположена под панелью. Подключение к системе охлаждения осуществляется при помощи четырех тонких патрубков: два в салоне, два в моторном отсеке. Между ними находится кран печки – пластмассовая деталь, устанавливаемая в окно кузова. В ней имеется два отверстия с наконечниками под патрубки. Причем одно оборудовано нехитрой задвижкой, приводимой в движение рычагом на бороде посредством тросика.

Электровентиляторы

Как на основном, так и на радиаторе печки, имеется принудительный обдув. Основной радиатор оснащен вентилятором, который смонтирован в непосредственной близости к ячейкам. Его включение производится при помощи датчика, расположенного в нижней части радиатора. Первые модели девяток имели в схеме включения электровентилятора реле. Оно снижало нагрузки на датчик, что способствовало увеличению его срока службы. Но в конце 90-х начали отказываться от дополнительного электромагнитного реле, так как при производстве использовались датчики, контакты которого могли выдержать включение силовых цепей. Но если вы вдруг решите заняться переоборудованием схемы охлаждения ВАЗ 2109, примените реле, оно надежнее и использовать его намного эффективнее.

А вот вентилятор печки имеет более сложное подключение, так как у него есть три скорости вращения. Установлен он в подкапотном пространстве, по центру кузова. Воздух от него поступает к радиатору через воздуховод с заслонками. Три скорости вращения получилось достигнуть благодаря использованию резистора. Это несколько витков, выполненных нихромовой проволокой, также есть отвод от середины. Первая скорость (минимальная частота вращения) – включены в цепь питания все витки резистора. Вторая скорость – происходит включение только половины резистора. И третья – это питание напрямую от АКБ. В таком случае будут самые большие обороты крыльчатки.

Датчики

В схеме охлаждения ВАЗ 2109 использовано всего два датчика. Первый – на радиаторе, предназначен для включения электрического вентилятора. И второй – в блоке двигателя (под трамблером). Он выводит информацию о текущей температуре на индикатор в приборной панели. Никакого ухода за ними не нужно, так как эти устройства не подлежат ремонту. В случае появления какой-либо неисправности, датчик охлаждающей жидкости ВАЗ 2109 заменяется новым. Процедура эта осложняется лишь тем, что потребуется сливать антифриз (весь или частично, в зависимости от того, какой именно датчик вышел из строя).

Термостат

Самое вкусное осталось на конец саги про охлаждение девятки. Термостат необходим, чтобы проводить перенаправление потоков жидкости. Первоначальный прогрев происходит при циркуляции антифриза по малому кругу. Когда он достигает температуры около 85 градусов, начинает часть жидкости поступать в большой круг (если просто объяснить, то начинается циркуляция по основному радиатору). Так вот термостат может заклинить, в результате чего антифриз не переходит в радиатор, двигатель начинает перегреваться. Чтобы исправить такую «ошибку», можно выбить все внутренности из узла (правда, придется сливать антифриз и патрубки). Но при поломке в дороге это единственный выход из ситуации. Не забудьте только залить после жидкость по уровню. Вот такая несложная схема охлаждения ВАЗ 2109, хотя в самом начале было даже страшновато смотреть на нее, ведь столько всего непонятного виделось в ней.

Как промыть систему охлаждения двигателя ВАЗ-2109?

И вообще, стоит ли это делать, спросите вы. Еще как стоит! Только представьте, какое количество грязи может попасть в расширительный бачок. А если еще принять во внимание тот факт, что некоторые водители любят ездить на воде, то вообще становится страшно. Потому что бывают ситуации, когда приходится лить в расширительный бачок ту воду, которая есть рядом. Порой это вода из речек, да чуть ли не из луж. А представьте, сколько в ней всякой гадости?

И вряд ли сможет выдержать система охлаждения двигателя ВАЗ 2109 такие условия эксплуатации. Поэтому промывка обязательно должна проводиться при каждой замене антифриза. В частности, перед его заправкой, если до этого использовалась вода.

Жидкости для системы охлаждения

Перед тем, как заливать свежий антифриз, либо же отечественный его аналог тосол, нужно проверить состояние всех патрубков и хомутов. Обратите внимание на то, что датчики должны быть в идеальном состоянии. Для верности их можно поменять. Также помпа должна быть в рабочем состоянии. И перед тем, как промыть систему охлаждения двигателя ВАЗ 2109, смените все элементы, которые пришли в негодность.

На фото вы можете посмотреть все жидкости, которые используются в системе охлаждения мотора. Промывочная заливается с чистой водой, двигатель заводится и некоторое время смесь эта циркулирует по патрубкам. Не забудьте открыть кран печки, чтобы состав попал во все укромные места системы. Перед применением обязательно ознакомьтесь с инструкцией к применению, здесь рассмотрены только общие моменты.

После того, как температура двигателя достигла рабочей, можно выключить зажигание и дать мотору остыть. После сливаете промывочную жидкость и заливаете воду. Необходимо повторить с водой цикл промывки минимум три раза, чтобы смесь всю выгнать из системы. Она довольно агрессивная, может разъесть не только отложения, но и металлические части двигателя, а также патрубки. Вот теперь вы знаете, как промыть систему охлаждения двигателя ВАЗ 2109 самостоятельно. Для этого не нужно обладать исключительными навыками. Но не забывайте о технике безопасности — не сливайте жидкость из системы, пока не остынет мотор.

Видео о системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания:

[youtube]https://youtu.be/EK7_GSpECNo[/youtube]

Система охлаждения ВАЗ-2109

 Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком

Насос охлаждающей жидкости центробежного типа приводится в действие зубчатым ремнем 17 привода механизма газораспределения.

Электровентилятор имеет пластмассовую четырехлопастную крыльчатку 13, установленную на валу электродвигателя 14, включение и выключение которого осуществляется контроллером

Термостат 26 с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной и дополнительный клапаны.

Начало открытия основного клапана при температуре охлаждающей жидкости (85 ±2)°С, ход основного клапана при достижении температуры 102 °С не менее 8 мм

Радиатор трубчато-пластинчатый, алюминиевый, с пластмассовыми бачками 6 и 9, двухходовой, с перегородкой в левом бачке.

Охлаждающая жидкость заливается через наливную горловину расширительного бачка 2, пробка 1 которого имеет впускной и выпускной клапаны.

Давление начала открытия выпускного клапана не менее 110 кПа (1,1 кгс/смг), впускного — 3-13 кПа (0,03-0,13 кгс/смг)

Замену охлаждающей жидкости производите в следующем порядке

1.  Отверните пробку 1 (см рис 1) расширительного бачка 2

2. Снимите брызговик двигателя, вывернув болты крепления его к кузову.

3. Поставьте под двигатель емкость для слива жидкости, отверните сливные пробки радиатора и блока цилиндров и слейте жидкость

4. По окончании слива заверните пробки.

5. Залейте охлаждающую жидкость через наливную горловину расширительного бачка 2, предварительно отсоединив шланг 3 от дроссельного патрубка

При появлении жидкости в дроссельном патрубке поставьте шланг на место, долейте жидкость до уровня верхней кромки крепежного ремня и заверните пробку.

6. Запустите двигатель и дайте ему поработать 1-2 мин на холостом ходу для удаления воздушных пробок.

Остановите двигатель, проверьте уровень жидкости

Если уровень ниже нормального, а в системе нет следов подтекания, то долейте охлаждающую жидкость

Ремонт насоса охлаждающей жидкости

Разборка

— выверните стопорный винт и выпрессуйте оправкой 67 7853 Э56Э валик в сборе с подшипником, крыльчаткой и сальником

Усилие прикладывайте к обойме подшипника,

— спрессуйте с валика крыльчатку и снимите сальник.

Контроль

Проверьте осевой зазор в подшипнике.

Эту операцию надо делать обязательно, если отмечался значительный шум насоса Зазор не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49 Н (5 кгс). При большем зазоре подшипник с валиком замените новыми

Сальник насоса и прокладку между насосом и блоком цилиндров при ремонте рекомендуется заменять новыми

Трещины и деформации корпуса не допускаются

Сборка

Сборку выполняйте в следующем порядке:

— с помощью оправки 67 7953 9568 установите в корпус сальник, не допуская его перекоса, запрессуйте, прилагая усилие к обойме подшипника, подшипник с валиком так, чтобы совпали отверстия под стопорный винт 1 (рис 3). заверните стопорный винт подшипника и зачеканьте контуры его гнезда для предотвращения самоотвертывания

Повторное использование зубчатого шкива не допускается.

— с помощью приспособления 67 7320 9527 напрессуйте крыльчатку, а затем новый зубчатый шкив 9, выдержав размеры (52 ±0,5) мм и (39,3 ±0,1) мм, проверьте надежность соединения шкива на валике, приложив к шкиву момент 24,5 Нм (2,5 кгс·м)

Шкив не должен провернуться

 Термостат

У термостата следует проверять температуру начала открытия основного клапана и ход клапана

Термостат установите на стенде и опустите в бак с техническим глицерином

В основной клапан 4 (рис 4) уприте рычажок кронштейна, связанный с ножкой индикатора

Начальная температура жидкости в баке должна быть 79-90°С

Температуру жидкости постепенно увеличивайте примерно на 1 °С в минуту при постоянном перемешивании, чтобы она во всем объеме глицерина была одинаковой

За температуру начала открытия клапана принимается та, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм

Термостат необходимо заменять, если температура начала открытия основного клапана не соответствует (85 ±2)°С или в случае, если при достижении температуры до 102°С не происходит касания клапана 1 седла патрубка 11

Простейшая проверка исправности термостата может быть осуществлена наощупь непосредственно на автомобиле

После запуска холодного двигателя при исправном термостате нижний патрубок радиатора должен нагреваться, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 85-92°С

Детали радиатора и электровентилятора

Снятие и установка их на автомобиль выполняется на холодном двигателе в следующем порядке (рис 5 )

Отверните пробку расширительного бачка

Отвернув сливные пробки радиатора и блока цилиндров, слейте охлаждающую жидкость

Отсоедините электрические провода от электровентилятора

Отсоедините шланги от радиатора 1 и расширительного бачка

Отверните гайки и болты крепления кожуха 4 и, придерживая радиатор, выньте кожух в сборе с электровентилятором

Выньте радиатор из моторного отсека

При необходимости отверните гайки крепления, снимите вентилятор и электродвигатель вентилятора.

Снимите ремень крепления и выньте расширительный бачок Установку радиатора и расширительного бачка выполняйте в обратном порядке

Проверка герметичности радиатора Герметичность радиатора проверяется в ванне с водой

Заглушив патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,2 МПа (2 кгс/см) и опустите в ванну с водой не менее чем на 30 с

При этом не должно наблюдаться появления из радиатора пузырьков воздуха

При повреждениях или негерметичности замените радиатор новым

Система охлаждения ваз 2109

Система охлаждения ВАЗ 2109 состоит из пяти основных элементов. Каждый автовладелец должен знать схему устройства данного узла, чтобы избежать неожиданностей на дорогах. Преимущества автомобилей отечественного производства состоит в особенной неприхотливости работы: главное, суметь завести двигатель.

Большинство поломок на наших авто исправляется подручными средствами. Даже если снять с авто некоторые детали, все равно можно доехать до финишной точки.

Основные части системы охлаждения

В основную функцию охлаждающего узла входит отбор избыточного тепла от перегретых деталей двигателя. Это обеспечивает принудительная циркуляция системы охлаждения ВАЗ 2109.

Узел охлаждения двигателя ВАЗ 2109 представляет собой герметичную систему замкнутого типа с циркуляцией жидкости принудительного типа. Наличие впускных/выпускных клапанов обеспечивает поддержание давления во время движения автомобиля. Схема системы охлаждения ВАЗ 2109 состоит из следующих основных элементов:

  • расширительный бачок;
  • жидкостный насос;
  • радиатор;
  • электровентиляторы;
  • датчики;
  • термостат.

Работа системы охлаждения ВАЗ 2109 начинается с расширительного бачка. Расширительный бачок — основной элемент в данной схеме: в него заливается рабочая жидкость. В бачке находится своеобразный резервуар, в который поступают излишки закипевшего (расширенного) антифриза. После остывания жидкость возвращается в систему. Общий объем системы охлаждения ВАЗ 2109 составляет 7,8 литров.

Расширительный бачок снабжен клапанами, в функцию которых входит поддержание давления определенной величины. При повышении давления работает выпускной клапан, при понижении давления — впускной. Синхронная работа клапанов поддерживает давление в рабочем состоянии. Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного вещества (полиэтилена), благодаря чему можно наблюдать за уровнем жидкости.

Для соединения бачка с термостатом используются шланги системы охлаждения ВАЗ 2109.

Замена деталей узла

После 15 000 км пробега производится диагностика герметичности и ремонт системы охлаждения ВАЗ 2109 в случае обнаружения течи в местах соединения узла со шлангами. Шланги подлежат замене при утере эластичности или повреждении целостности. Перед заменой шлангов рекомендуется освободить систему от жидкости. Патрубки системы охлаждения ВАЗ 2109 необходимо менять при выходе шлангов из строя.

Жидкостный насос (помпа) обеспечивает охлаждение мотора. В основе данного элемента системы лежат три детали:

В системе охлаждения находится два радиатора. первый расположен между фарами, второй — на печке. Благодаря удачному расположению основного радиатора осуществляется качественный обдув двигателя.

Другой распостраненной проблемой в ремонте автомобилей является тормозная система, об этом можно прочитать в этой статье. О том, как тюнинговать ВАЗ 2109, читайте здесь.

Корпус насоса изготовлен из алюминия. Узел запускается от шкива коленвала зубчатым ремнем. При неисправности системы охлаждения ВАЗ 2109 рекомендуется заменять насос в комплексе со всеми элементами. Проверьте пробки мотора и радиатора на предмет течи. В случае подтекания их следует подтянуть. Датчик вентилятора тоже может подтекать и требовать более плотной фиксации. Радиатор необходимо менять по причине обнаружения течи антифриза.

Для более детального ознакомления с системой охлаждения отечественных автомобилей советуем посмотреть краткий видеокурс.

Лада 2109 › Бортжурнал › Система охлаждения (или как сделать теплее) ВАЗ-2109

Нашел информацию о там как сделать печь более производительнее. Суть заключается в том, что (1.) Подводящая труба насоса немного! перекрывается возле ( 6.) Термостата, и из-за этого создается более активная циркуляция нагретого тосола через радиатор печи отопления.

1. Подводящая труба насоса; 2. Шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы на подогрев карбюратора; 3. Выпускной патрубок головки блока цилиндров; 4. Патрубок подвода жидкости в радиатор отопителя салона; 5. Шланг отвода жидкости с подогрева карбюратора и впускной трубы: 6. Термостат: 7. Расширительный бачок; 8. Пробка расширительного бачка: 9. Отводящий шланг радиатора; 10. Шланг от расширительного бачка к радиатору; 11. Подводящий шланг радиатора; 12. Датчик температуры охлаждающей жидкости: 13. Головка блока цилиндров: 14. Электродвигатель; 15. Кожух электровентилятора: 16. Левый бачок радиатора; 17. Крыльчатка электровентилятора: 18. Радиатор; 19. Корпус клапанов пробки расширительного бачка; 20. Выпускной клапан пробки; 21. Впускной клапан пробки; 22. Охлаждающие трубки радиатора; 23. Охлаждающие пластины радиатора; 24. Датчик включения и выключения электровентилятора; 25. Правый бачок радиатора; 26. Сливная пробка радиатора; 27. Насос охлаждающей жидкости; 28. Зубчатый ремень газораспределительного механизма; 29. Упорное кольцо сальника; 30. Корпус насоса; 31. Стопорный винт; 32. Подшипник валика насоса; 33. Зубчатый шкив насоса; 34. Валик насоса; 35. Сальник; 36. Крыльчатка насоса; 37. Патрубок подвода жидкости из радиатора отопителя салона: 38. Твердый термочувствительный наполнитель: 39. Резиновая вставка: 40. Поршень рабочего элемента; 41. Входной патрубок (от двигателя); 42. Корпус термостата; 43. Крышка термостата: 44. Входной патрубок (от радиатора); 45. Патрубок термостата, соединенный с расширительным бачком; 46. Основной клапан термостата; 47. Патрубок термостата для подачи жидкости в насос; 48. Перепускной клапан термостата; 49. Держатель; 50. 1.Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 51. 11.Пробка расширительного бачка; 52. III.Насос охлаждающей жидкости: 53. IV.Схема работы термостата; 54. А.Температура жидкости выше 102 С; 55. В.Температура жидкости от 87-С до 102

То есть примерно так:

В этом месте поток ограничивают, ставят либо краник, либо изготавливают спец.шайбы, а если проще то ставят пробку от пластиковой бутылки с отверстием около 1-1,5см. Так же можно приколхозить =) какой нибудь зажим для патрубка.

Устройство системы охлаждения Ваз-2109

Система охлаждения двигателя ВАЗ-21083

sistema-ohlozhdeniya-300x161.jpg 1 – расширительный бачок; 2 – пробка расширительного бачка; 3 – пароотводящий шланг; 4 – шланг от расширительного бачка к термостату; 5 – подводящий шланг радиатора; 6 – отводящий шланг радиатора; 7 – левый бачок радиатора; 8 – алюминиевые трубки радиатора; 9 – датчик включения электровентилятора; 10 – правый бачок радиатора; 11 – сливная пробка; 12 – сердцевина радиатора; 13 – кожух электровентилятора; 14 – крыльчатка электровентилятора; 15 – электродвигатель;

Система охлаждения двигателя ВАЗ-2111 (с системой впрыска топлива)

sistema-ohlozhdeniya-1-300x161.jpg 1 – расширительный бачок; 2 – пробка; 3 – пароотводящий шланг; 4 – шланг от расширительного бачка к термостату; 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке; 6 – дроссельный узел; 7 – подводящий шланг радиатора; 8 – отводящий шланг радиатора; 9 – левый бачок радиатора; 10 – правый бачок радиатора; 11 – сливная пробка; 12 – сердцевина радиатора; 13 – кожух электровентилятора; 14 – крыльчатка электровентилятора; 15 – электродвигатель;

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает давление в системе на горячем двигателе (за счет этого повышается температура кипения жидкости, уменьшаются паровые потери), он открывается при давлении около 1,1 кгс/см2. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03–0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.

Насос охлаждающей жидкости —лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода распределительного вала. Корпус насоса — алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка. Расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца шкива должно быть 52±0,5 мм, а до наружного (обращенного к блоку) торца крыльчатки — 39,8±0,1 мм. К противоположному торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева дроссельного узла карбюратора (на двигателях с полуавтоматом пуска — и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства). На двигателе -2111 жидкость подается к отопителю и блоку подогрева дроссельного узла.

При температуре 87±2 °С клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок, при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102 °С основной клапан полностью открывается, а байпасный — закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.

Электровентилятор радиатора на двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 включается датчиком-выключателем, ввернутым в правый бачок радиатора. Его контакты замыкаются при температуре 99±3 °С, а размыкаются при 94±3 °С. На автомобилях, выпущенных до 1998 г. (со старым блоком предохранителей), устанавливался другой датчик (ТМ-108), управляющий электродвигателем вентилятора через реле 113.3747 в монтажном блоке. На двигателе -2111 вентилятор включается по сигналу электронного блока управления двигателем (через реле).

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. В верхней его части выполнен штуцер для пароотводящего шланга от радиатора охлаждения двигателя.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя -2111 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем.

При перегреве двигателя блок управления включает сигнализатор «Проверьте двигатель» в комбинации приборов

Похожие статьи

  • Raspredelitel-zazhiganiya-30.3706-Vaz-2107-80x80.jpg Распределитель зажигания 30.3706 Ваз-2107
  • Zadniy-most-Vaz-2107-80x80.jpg Задний мост Ваз-2107
  • Rulevoe-upravlenie-Vaz-2107-80x80.jpg Рулевое управление Ваз-2107
  • Карданная передача Ваз-2107
  • Сцепление Ваз-2107
  • Тормозная система Ваз-2107
  • Стартер Ваз-2107
  • Система выпуска отработавших газов Ваз-2107
  • Сцепление Ваз-21214
  • Карбюратор дааз-2107-1107010-20

Post navigation

Популярные статьи

Разделы сайта

Источники: http://topauto24.ru/remont-i-obsluzhivanie/sistema-ohlazhdeniya/sistema-ohlazhdeniya-vaz-2109, http://www.drive2.ru/l/194732/, http://avtolyubiteli.com/sistema-ohlazhdeniya-vaz-2109/

Используемые источники:

  • https://www.vazzz.ru/vaz-2109-tsirkulyatsiya-ohlazhdayushhej-zhidkosti/
  • https://autodont.ru/cooling-system/sistema-oxlazhdeniya-vaz-21099-inzhektor
  • https://vaz-remzona.ru/sxema-oxlazhdeniya-vaz-2109/
  • https://autoruk.ru/vaz-2108-2170/dvigatel/sistema-okhlazhdeniya-vaz-2109
  • https://ladafakt.ru/sistema-ohlazhdeniya-vaz-2109-inzhektor.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий