Датчик положения коленчатого вала: 3 способа проверки работоспособности и инструкция по его замене

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Хотелось бы сразу напомнить вам золотое правило автосервиса: Если к тебе приехал клиент, то устрани неисправность, попутно обеспечив работой коллегу по цеху… Пусть не обижаются добросовестные работники, но… чаще всего получается именно так.

Замена датчика положения коленвала

Сегодня речь пойдёт о том, как проводится замена датчика положения коленвала своими руками. По оценкам специалистов, датчик коленвала является чуть ли не единственным из датчиков автомобиля, неисправность которого приводит к остановке двигателя.

kolenchatyj_val_zamena_datchika_kolenvala-1-300x225.jpg

Почему так происходит? Основная функция датчика коленвала – синхронизировать работу форсунок или системы зажигания, и его неисправность автоматически приводит к сбою в работе всей системы зажигания и подачи топлива.

kolenchatyj_val_zamena_datchika_kolenvala-2-300x199.jpg

Нужно отдать должное тому, что датчик коленвала не так уж и часто выходит из строя. Как правило, это происходит по нескольким причинам.

Причины выхода из строя датчика оборотов коленвала

Причины, которые приводят к необходимости замены датчика коленвала, могут возникнуть в любое время и в любом месте вашего маршрута. Поэтому, совершенно нелишним будет наличие в багажнике запасного датчика.

Если у вас не будет возможности своими руками произвести замену датчика коленвала, то на любом автосервисе вам это сделают за полчаса. Главное то, что вы должны помнить и знать: замена датчика оборотов коленвала не требует разборки двигателя или снятия защиты поддона картера. Всего лишь нужен демонтаж колеса.

Итак, причины замены датчика коленвала:

  • механические повреждения корпуса датчика оборотов коленвала, происходящие по разным причинам. В данном случае требуется замена датчика коленвала;
  • межвитковое замыкание внутри обмотки, из-за которого происходит сбой генерации импульсов к ЭБУ на определенных оборотах. Это для импульсных датчиков, а именно они наиболее распространены на нынешних автомобилях. В связи со сложностью определения данной неисправности, когда происходит ограничение числа оборотов на 3-4 тысячах, оптимальным решением является замена датчика положения коленчатого вала;
  • ещё одна неисправность, которая не относится к самому датчику, но влияет на его функциональность – это обламывание зубьев задающего венца. Причины могут быть разные, но последствия таковы, что происходит потеря мощности двигателя, нестабильность в работе двигателя и перерасход топлива.

Технология замены датчика коленвала своими руками

Первое, что вам необходимо сделать, при признаках неисправности датчика – провести его диагностику. Предварительно ознакомившись с инструкцией об устройстве датчика вашей модели.

Датчик коленвала проверяется обычным омметром либо тестером в режиме омметра. В инструкции к датчику должно быть указано его рабочее сопротивление. Именно на эту цифру нужно ориентироваться при проведении замера сопротивления. Если сопротивление ниже, указанного в руководстве для типа датчика, то однозначно необходима замена датчика коленвала.

Замена датчика положения коленчатого вала требует особого внимания на расстояние зазора между сердечником датчика и диском синхронизации. У каждого типа датчиков и моделей двигателя он свой, поэтому вновь направляемся к инструкции именно для вашего автомобиля.

Перед тем, как снимать датчик сделайте метки по отношению болтов крепления к корпусу и положению датчика. Установку нового датчика желательно проводить, используя старые болты крепления.

Демонтаж неисправного датчика коленвала не составит особого труда. Процесс его описывать нет смысла, так как существуют определенные конструктивные особенности у автомобилей разных моделей. Не поленитесь и при съёме старого датчика промаркируйте: его положение, провода. При установке нового датчика, эта схема вам поможет.

При установке нового датчика оборотов коленвала, глубина установки регулируется при помощи шайбы (прокладки), которая идёт в комплекте с датчиком. Монтаж датчика осуществляется в обратном порядке процесса снятия.

Удачи вам при замене датчика оборотов коленвала своими руками.

ГлавнаяОбслуживание и РемонтДвигатель

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) — небольшой измерительный прибор, имеющий критически важное значение для правильной работы автомобильного двигателя. Выход из строя или неполадки датчика негативно сказываются на работе мотора и могут привести к полному отказу силового агрегата.

Назначение и принцип работы датчика положения коленвала

Датчик положения коленвала (ДПКВ, датчик синхронизации) является компонентом электронной системы управления двигателем. Поэтому датчик имеется только у современных автомобилей, оснащенных электронным блоком управления (ЭБУ) двигателя.

Функцией датчика положения коленвала является передача сигналов на электронный блок управления двигателем о положении коленчатого вала, а также о скорости и направлении его вращения. Тем самым датчик влияет на функционирование основных систем мотора, в том числе на зажигание, газораспределение, питание и т. д. Основываясь на показаниях, переданных ДПКВ, электронный блок управления решает следующий круг задач:

  • определяет момент впрыска и продолжительность работы форсунок (управление системой впрыска топлива);
  • осуществляет контроль момента зажигания в каждом из цилиндров мотора (управление системой зажигания);
  • определяет момент прохождения верхней и нижней мертвых точек поршнями первого или четвертого цилиндров;
  • управляет системой фаз газораспределения;
  • управляет работой отдельных компонентов системы улавливания паров топлива;
  • контролирует и корректирует работу других систем двигателя.

Именно ДПКВ определяет правильное функционирование двух основных систем мотора — зажигания (только на бензиновых двигателях) и впрыска топлива (на дизельных и инжекторных бензиновых силовых агрегатах).

Сам по себе датчик представляет собой стальной сердечник с обмоткой из медной проволоки, залитый компаундной смолой и помещенный в пластиковый корпус. Особенностью датчика является наличие провода длиной 50-70 сантиметров, заканчивающегося специальным разъемом, который подключается к блоку управления двигателем.

Выделяется 3 основных разновидности ДПКВ.

  1. Магнитный (индуктивный) датчик — самый распространенный вариант, не требующий отдельного питания. Формирование сигнала на электронный блок управления осуществляется в момент, когда специальная метка осуществляет проход через магнитное поле, создаваемое в зоне нахождения датчика. Одновременно магнитный датчик может выполнять функцию датчика скорости.
  2. Датчик Холла, принцип работы которого основан на эффекте Холла (возникновении поперечной разности потенциалов). Сигнал на ЭБУ из ДПКВ поступает в тот момент, когда к датчику подступает изменяющееся магнитное поле. Синхронизирующий диск перекрывает поле, а зубья диска вступает во взаимодействие с магнитным полем ДПКВ. Датчик подобного типа одновременно может выполнять функцию датчика распределителя зажигания.
  3. Оптический датчик, чей принцип работы основан на взаимодействии с диском синхронизации посредством перекрытия оптического потока, проходящего между светодиодом и специальным приемником. Приемник фиксирует перекрытие светового потока и формирует импульс напряжения, который передавается от ДПКВ к электронному блоку управления двигателем.

Чаще всего на автомобилях встречаются магнитные измерители и датчика Холла — многофункциональность этих приборов делает их более востребованными, чем оптические измерители положения коленвала, которые являются устаревшим решением.

Признаки неисправности датчика

Достаточная простота конструкции датчика приводит к тому, что чаще всего он либо функционирует в штатном режиме, либо не работает вовсе. Периодические сбои в работе ДПКВ встречаются достаточно редко.

Признаки неисправности датчика проявляются следующим образом:

  • возникают детонации топлива на высоких оборотах двигателя;
  • снижается мощность силового агрегата, мотор, что называется, не тянет, особенно при выполнении обгона, большой загрузке или езде в гору;
  • обороты двигателя начинают неконтролируемо плавать как во время движения, так и на холостом ходу;
  • увеличивается расход топлива;
  • появляются провалы при нажатии педали газа (двигатель не набирает обороты);
  • возможны отказы в зажигании двигателя;
  • на приборной панели загорается ошибка двигателя (код ошибки P0336 — «Ошибка датчика положения коленчатого вала»).

Данные проявления также могут быть характерны для сбоев в работе или неисправности других датчиков, обеспечивающих нормальную работы двигателя. Поэтому для подтверждения того, что проблема кроется именно в датчике положения коленвала, необходимо провести диагностику работы ДПКВ.

Возможные причины неисправности

Причины поломки датчика положения коленвала могут быть разнообразны. Наиболее часто встречаются следующие неисправности.

  1. Обрыв обмотки, короткое замыкание либо нарушение контакта, в результате чего сигнал от датчика не поступает в электронный блок управления. Чаще всего встречается обрыв обмотки датчика, реже — повреждение изоляции или перелом подводящего провода.
  2. Нарушение положенного расстояния между диском синхронизации и стальным сердечником ДПКВ. Заданное расстояние между ними обычно составляет от 0,5 до 1,5 мм и регулируется с помощью регулировочных шайб. При нарушении указанных параметров происходит сбой в работе датчика, в результате чего на ЭБУ передаются неверные данные либо они не поступают вовсе. Причиной нарушения расстояния между сердечником и диском синхронизации могут быть попавшая в зазор грязь или пыль, неправильная установка при замене датчика или проведении других ремонтных работ, механическое воздействие в результате аварии т. д.
  3. Повреждение диска синхронизации, обеспечивающего формирование сигнала. Причиной также могут быть механические повреждения, физический износ, попадание инородных тел, загрязнение зубьев диска и т. д.
  4. Повреждение светодиода или приемника сигнала у датчика оптического типа. Причины выхода из строя детали аналогичны — грязь, механическое воздействие и т. д.

В большинстве случаев неисправности датчика приводят к его замене из-за низкой ремонтопригодности измерителя. Корпус ДПКВ является неразборным, поэтому замена обмотки или сердечника невозможна. Исключением является нарушение изоляции провода датчика — в этом случае можно обойтись изолированием или заменой провода.

Проверка датчика положения коленвала

Как уже говорилось, проявление неисправности датчика положения коленвала имеет схожие симптомы с выходом из строя других датчиков, обеспечивающих оптимальную работу двигателя. Поэтому диагностика является необходимым этапом перед заменой измерителя.

Проверить исправность датчика положения коленвала можно тремя различными способами:

  • измерив сопротивление с помощью омметра (мультиметра);
  • проверив значение индуктивности;
  • измерив параметры электрического сигнала с помощью осциллографа.

При измерении сопротивления с помощью омметра или мультиметра необходимое значение должно составлять 600-1000 Ом. Измерение осуществляется посредством прикладывания щупа прибора к катушке индуктивности.

Для измерения значения индуктивности понадобится мегаомметр, вольтметр, высокоточный измеритель индуктивности и трансформатор сетевого типа. При замере индуктивности показатели должны укладываться в диапазон 200-400 мГн. Мегаомметром измеряются показатели сопротивления между проводами катушек (в норме — не ниже 0,5 мОм). Отклонения указанных показателей свидетельствует о неисправности ДПКВ. С помощью трансформатора сетевого типа после измерения осуществляется размагничивание катушек.

Проверка датчика с помощью осциллографа производится при заведенном двигателе. Щупы прибора подсоединяются к проводам, ведущим к катушке. Данные о работоспособности датчика визуализируются непосредственно я на экране осциллографа в виде показателей амплитуды и формы сигналов.

Замена датчика положения коленвала

Для замены нужно использовать исключительно датчик того типа, который был установлен на автомобиль ранее и был рекомендован автопроизводителем. Неподходящие датчики могут давать погрешности в измерениях, что обязательно скажется на работе двигателя.

Замена датчика обычно не доставляет серьезных трудностей. Для этого ДПКВ необходимо обесточить, отсоединив клеммную колодку от измерителя. Затем нужно с помощью рожкового ключа на 10 открутить болт (болты) крепления датчика. После этого измеритель нужно вынуть из посадочного гнезда и установить в него новый датчик.

После установки ДПКВ нужно отрегулировать расстояние между ним и торцом диска синхронизации. Оно должно составлять от 0,5 до 1,5 мм (точные данные — в мануале по пользованию автомобилем). Регулировка осуществляется с помощью регулировочных шайб. После установки нового датчика мотор должен начать работать в штатном режиме. Если этого не произошло, необходимо сбросить ошибки двигателя и откалибровать датчик.

Двигатель — одна из тех составных частей автомобиля, которые за последние десятилетия претерпели серьёзные изменения в принципе работы. В чём они заключались? За образование и дозировку горючей смеси к мотору раньше отвечал карбюратор. Такой принцип был надёжным, неисправности возникали только в крайних случаях (к примеру, при серьёзных загрязнениях), их можно было быстро и легко устранить.

Но карбюратор не мог точно рассчитывать необходимое количество топлива при определённом режиме работы и быстро подстраиваться при его изменении. Это приводило к чрезмерному расходу горючего.

В современных автомобилях карбюратор заменён электронным блоком управления. Так удалось существенно снизить расходы топлива. Но принцип работы инжекторной системы гораздо сложнее, она оснащена различными датчиками для контроля параметров. К одним из таких и относится датчик положения коленчатого вала.

Назначение и принцип работы датчика положения коленвала

Зачем нужен ДПКВ? Стоит отметить, что это единственное устройство, при неисправности которого машина попросту не заведётся. Оно выполняет две важные функции:

  1. Передача информации о положении, частоте и направлении вращения коленвала.
  2. Регистрация момента прохождения первым и последним поршнями ВМТ.

Именно на основе информации, которую передаёт датчик положения коленвала, центральный блок управления может изменять количество топлива, которое подаётся в двигатель, момент его подачи и зажигания и другие параметры.

Функционирование датчика зависит от марки автомобиля, года его выпуска и других факторов. Но принцип работы большинства таких устройств заключается в следующем:

  1. Коленчатый вал оснащается диском с зубьями, некоторые из которых сточены.
  2. Устройство устанавливается на элементы мотора.
  3. При прохождении металлических элементов через сточенные зубья возникает сигнал, который передаётся центральному блоку.

Устройство и составные части ДПКВ

Конструкция устройства состоит из следующих элементов:

  1. Корпус в форме цилиндра, который может быть изготовлен из алюминия или пластмассы. На каждом корпусе имеется чувствительный элемент, при прохождении через который подаётся сигнал в электронный блок управления.
  2. Кабель связи.
  3. Основание с фланцем для крепления к двигателю.

Типы приборов

Существует несколько основных типов датчиков:

  1. Магнитные. Для работы такого типа устройств не требуется дополнительный источник питания, они работают на напряжении, которое образуется при прохождении металлических частей через магнитное поле. Кроме того, магнитные датчики контролируют не только положение коленчатого вала, но и скорость.
  2. Оптические. При прохождении светодиода, который направляется передатчиком, через участок со сточенными зубьями, приёмник реагирует на импульс и осуществляет синхронизацию с центральным блоком.
  3. Датчик Холла. Они функционируют только при наличии отдельного источника питания. При прохождении участков со сточенными зубьями, контур изменяющегося магнитного поля размыкается, сигнал передаётся в блок управления.

Место нахождения датчика в автомобиле

Многие даже самые опытные автомобилисты задаются вопросом: где находится датчик коленвала? Это необходимо знать, если двигатель по каким-то причинам не заводится и необходимо снять и проверить устройство.

Датчик положения коленчатого вала располагается рядом с диском — на шкиве привода. Расположение не самое удобное, поэтому к устройству крепится довольно длинный провод.

Диагностика ДПКВ

Если машина не заводится, возможно, причиной этому является неисправность ДПКВ. Тогда устройство необходимо снять и провести диагностику.

Признаки неисправности

Основными признаками неисправности датчика положения коленчатого вала являются следующие пункты:

  1. Периодически возникает детонация двигателя, т. е. самостоятельное воспламенение топлива.
  2. Автомобиль просто не заводится.
  3. Существенно понижается динамика авто и мощность мотора.
  4. При переключении режимов наблюдается самопроизвольное изменение количества оборотов и т. д..

Это интересно:  Land Cruiser Prado и 200

Таким образом, для определения неисправности датчика не нужно быть профессионалом. Достаточно обратить внимание на динамику, качество работы двигателя автомобиля и другие явные признаки.

Использование омметра

Итак, вы сняли ДПКВ, внешне определили наличие неисправностей. Но установить скрытые угрозы и внутренние нарушения в работе помогут только специальные приборы. К ним относится и омметр.

Омметр определяет сопротивление тока в цепи. По показателям прибора можно судить об исправности или поломке датчика. Оптимальными показателями сопротивления для таких устройств являются 550 — 750 Ом.

Использование осциллографа

Следующий прибор — осциллограф. Его рекомендуется использовать при работающем моторе, не снимая датчик. Но если такой возможности нет, прибор можно снять с двигателя и провести диагностику в автономном режиме.

С помощью осциллографа можно не только получить конечные значения, но и досконально изучить процесс их формирования и передачи центральному блоку. Так результаты диагностики таким прибором дают наиболее исчерпывающие результаты.

Процесс диагностики осциллографом состоит из нескольких простых шагов:

  1. Присоедините измерительный прибор к датчику. Полярность можно не соблюдать.
  2. Запустите на ПК программу, с помощью которой можно отследить значения прибора.
  3. Проведите несколько раз металлическим предметом перед датчиком.
  4. Проследите на экране ПК сигналы. Если на осциллограмме отражено перемещение металлического предмета, датчик исправен. В противном случае нужно проводить комплексную диагностику.

Комплексное обследование

Описанные выше методы дают лишь односторонние сведения о состоянии датчика. Для получения исчерпывающей информации необходимо провести комплексное обследование. В него входит использование следующих приборов:

  1. Мультиметр. Он включает в себя функции омметра, вольтметра и амперметра, измеряя сопротивление, напряжение и силу тока соответственно. В расширенных версиях мультиметра могут быть представлены и иные функции.
  2. Мегаомметр. Отличается от обычного омметра тем, что сопротивление в цепи измеряется при больших значениях напряжения, которые искусственно создаются прибором.
  3. Измеритель индуктивности.

Перед началом комплексного обследования датчик нужно снять с двигателя, тщательно промыть и просушить. После этого можно начать измерение. Оно проводится только при комнатной температуре, чтобы показатели были наиболее точными.

Сначала проводятся измерения мультиметром. Далее измеряется показатель индуктивности цепи. В последнюю очередь используется мегаомметр.

Нарушение нормальной работы датчика положения коленвала

Электронный блок управления регулярно регистрирует состояние датчиков, в том числе и датчика положения коленвала. Ошибки в работе различных устройств нумеруются. Их можно увидеть:

  • через специальную программу на ПК,
  • на экране бортового компьютера,
  • с помощью сканера,
  • на панели вспышкой «Check» (актуально только для моделей автомобилей класса Евро-2).

Ошибки в работе датчика положения коленвала регистрируются под номером 053.

Основные неисправности

К основным неисправностям можно отнести:

  • неправильный монтаж дисков;
  • механические повреждения (сколы, трещины, потёртости) зубьев;
  • неправильное расстояние между зубьями и самим устройством;
  • полная неисправность электронного блока управления;
  • чрезмерная влага;
  • отклонение показателей сопротивления в цепи от оптимальных;
  • потеря чувствительности прибора;
  • обрыв проводов и жгутов;
  • несоблюдение полярности проводов и т. д.

Это далеко не полный перечень возможных неисправностей. Он может изменяться в зависимости от модели автомобиля, типа устройства и других факторов.

Характер неисправности полностью определяет ремонтные работы. Именно поэтому важно проводить тщательную диагностику и выявлять причину сбоев в работе.

Причины появления нарушений

Причин появления нарушений в работе датчика множество. Основными и наиболее часто встречающимися из них являются:

  1. Повышенная температура двигателя при работе. Это происходит так: пока двигатель холодный, датчик успешно работает. Как только температура начинает превышать оптимальные показатели, работоспособность прибора значительно снижается. Это связано с тем, что при нагревании диаметр обмотки катушки индуктивности увеличивается, что может привести к обрыву тонких соединений.
  2. Замыкания обмотки. В качестве защитного покрытия используется лаковая изоляция, которой покрывается обмотка катушка индуктивности. Но с течением времени корпус прибора подвергается коррозии, механическим повреждениям, чрезмерному скоплению влаги. Всё это и приводит к повреждению лаковой изоляции и, следовательно, замыканию обмотки.
  3. Обрыв обмотки. В большинстве случаев эта причина так же вызвана коррозией корпуса прибора.

Это интересно:  Kia Optima 2016-2017: отзывы владельцев

Последствия неправильной работы ДПКВ

Последствия неправильной работы ДПКВ тесно связаны с её признаками. В первую очередь, неисправности могут привести к повышенному расходу топлива. Кроме того, значительно снижается мощность двигателя, что сказывается на работе всего автомобиля. Обороты могут самостоятельно понижаться или набираться.

Но самым серьёзным последствием неправильной работы ДПКВ является то, что машина может попросту не заводиться.

Устранение неисправностей

Итак, определены характер неисправности устройства и причина её появления. Теперь можно переходить к устранению проблемы. Как правило, ремонтные работы довольно просты и не вызывают трудностей даже у неопытных автомобилистов. Но при возникновении вопросов лучше обратиться в сервисный центр.

Устранение мелких дефектов эксплуатации ДПКВ

Довольно часто для обеспечения нормального функционирования прибора достаточно устранить лишь мелкие дефекты. Такие работы устранят несерьёзные перебои:

  1. Обновление лаковой изоляции. Выше было описано, что довольно часто коррозия, неправильная установка, механические воздействия могут привести к повреждению защитного покрытия.
  2. Очищение от грязи и влаги. Это так же может привести к замыканию обмотки. Тщательно очистите и просушите прибор. Если внутри скапливается влага, промокните её с помощью ватной палочки.
  3. Изменение полярности сигнальных проводов.
  4. Замена синхродиска и других запчастей.
  5. Устранение конструктивных несоответствий. Как правило, они вызваны неправильной установкой запчастей.

Самостоятельная замена

Если ремонтные работы по устранению мелких дефектов не дали результата, датчик подлежит замене. Выполнить замену можно самостоятельно.

Подготовительный этап

Сначала необходимо подготовить само устройство и рабочее поле, необходимые инструменты. Для замены ДПКВ понадобятся:

  • набор плоских щупов,
  • новое устройство,
  • штангенциркуль,
  • гаечный ключ.

Очистите рабочую поверхность от грязи и масляных отложений.

Снятие датчика

Пространство подготовлено, теперь можно переходить к следующему этапу — снятию датчика. Обесточьте устройство. С помощью заранее подготовленного гаечного ключа снимите болт, на который крепится прибор. Снимите и сам датчик.

Тщательно промойте и просушите устройство. Лишнюю влагу можно удалить ватными палочками.

Температура при просушке не должна превышать 85 °С.

Далее измерьте расстояние между сердечником и диском синхронизации. Сверьте полученные результаты с данными, указанными в техническом паспорте устройства. Такое расстояние необходимо соблюсти при установке.

Установка

Установите новый прибор. Рекомендуется использовать старые крепёжные элементы, чтобы правильно установить датчик на место. Не затягивайте сильно болты, чтобы не повредить корпус.

Подключите ДПКВ к сети. Проверьте его работоспособность.

Правильно осуществить самостоятельную установку помогут следующие советы:

  1. Довольно часто датчики коленвала и распредвала идентичны. При неисправности одного из них попробуйте произвести замену и проверить работоспособность снова.
  2. Покупку нового прибора лучше сделать в сервисном магазине, а не в интернете. Во-первых, так вы сможете проверить соответствие размеров нового и старого экземпляров. Во-вторых, в интернете можно наткнуться на китайские версии датчиков без электроники.
  3. Если вы отправляетесь в продолжительную поездку на машине, возьмите запасной датчик с собой. Это одно из тех устройств, от которого зависит, заведётся машина или нет. В случае форс-мажорных ситуаций датчик можно будет легко заменить.

Взаимозаменяемость ДПКВ

При самостоятельной замене ДПКВ необходимо учитывать несколько важных факторов:

  • убедитесь в правильности работы диска синхронизации. В противном случае корректная синхронизация с ЭБУ будет невозможна.
  • замените устройство вместе со жгутом.
  • довольно часто требуется заменить не только сам прибор, но и прошивку, которая может не подойти к новой модели.

Итак, датчик положения коленного вала — один из важнейших приборов в современных автомобилях. Именно благодаря ему расход топлива стал гораздо экономичнее. При наличии неисправностей ответственным моментом является именно диагностика. Её можно провести как внешне, так и с использованием специальных приборов. Только после проведения диагностики можно приступать к ремонтным работам.

По сути, датчик положения коленвала служит аналоговым передающим устройством для синхронизации процесса воспламенения топливной смеси в камерах сгорания ДВС именно в момент ее сжатия поршнем. Сигнал передается в бортовой компьютер, сам датчик смонтирован возле маховика мотора.

Datchik-DPKV.jpegДатчик ДПКВ

Назначение датчика ДПКВ

В электронных системах зажигания современных машин впрыск топливной смеси в цилиндры и подачу искры со свечи зажигания после ее сжатия осуществляет бортовой компьютер. Датчик ДПКВ служит для определения пространственного положения поршней в каждый момент времени. Именно этот электронный прибор передает сигнал в ЭБУ для осуществления указанной последовательности действий электронным зажиганием авто.

Naznachenie-datchika-kolenvala-v-bortovoy-seti.jpgНазначение датчика коленвала в бортовой сети

Независимо от того, какой модификации эксплуатируется датчик коленвала признаки неисправности этого прибора выражаются в отсутствии искры/впрыска топлива или нарушении этого цикла. Другими словами – ДВС либо невозможно завести, либо мотор глохнет самопроизвольно через некоторое время. Это указывает, что сигнал о положении поршня в нижней и верхней мертвой точке искажается.

Реже получает повреждения провод, связывающий ДПКВ с ЭБУ, в этом случае сигнал не поступает в бортовой компьютер, работа двигателя невозможна в принципе.

На каких ДВС устанавливается?

Подобное устройство не может монтироваться на машины без бортового компьютера и на карбюраторные моторы. Поэтому ДПКВ присутствует только на дизелях и инжекторных двигателях. Чтобы узнать расположение датчика коленвала, необходимо учесть особенности его работы:

  • на коленвалу крепятся детали кривошипно-шатунной группы, шкивы и маховик;
  • КШМ спрятан в поддоне, на шкивы надеты ремни одноименных передач, поэтому закрепить возле этих деталей датчик очень сложно;
  • маховик является самой крупной деталью, относится сразу к нескольким системам двигателя, поэтому подключение ДПКВ осуществляется возле него для обеспечения быстрого доступа во время замены.

Ustanavlivaetsya-DPKV-tolko-v-DVS-s-elektronnyim-zazhiganiem.jpgУстанавливается ДПКВ только в ДВС с электронным зажиганием

Внимание: Датчик положения коленвала считается не ремонтопригодным электронным устройством. Его диагностируют и заменяют при выявлении неисправностей целиком.

Датчик ДПРВ

Кроме датчика коленвала в ДВС может устанавливаться датчик ДПРВ, отвечающий за подачу топливной смеси и искры в конкретный цилиндр двигателя. Он является не основным электроприбором, в отличие от коленчатого вала устанавливается на распределительный вал. Вторым его названием является датчик фаз импульсного типа.

Datchik-DPRV.jpgДатчик ДПРВ

Если ДПРВ неисправен, мотор работать не перестанет, но форсунки будут срабатывать чаще в два раза в попарно-параллельном режиме до устранения неполадок.

Конструкция и принцип действия датчика коленвала

Чтобы датчик мог передать сигнал через провод микроконтроллеру ЭБУ, используется следующий принцип:

  1. два зуба маховика специально пропущены;
  2. при вращении целых зубьев маховика возле ДПКВ они искажают магнитное поле, возникающее в катушке прибора;
  3. в момент прохождения возле датчика участка венца с отсутствующим зубом помехи исчезают;
  4. устройство передает сигнал об этом в ЭБУ, а компьютер определяет точное положение поршней в каждом цилиндре.

Konstruktsiya-DPKV.jpgКонструкция ДПКВ

Корректная работа возможна только при зазоре 1 – 1,5 мм между зубьями венца маховика и электродом прибора. Поэтому над посадочным гнездом ДПКВ находятся регулировочные шайбы. А подходящий от ЭБУ провод 0,5 – 0,7 м длины оснащен разъемом под ключ.

Программное обеспечение ЭБУ позволяет вычислить положение поршней в I и IV цилиндрах при поступлении сигнала и направление вращения вала. Этого достаточно, чтобы правильно сформировать сигналы на датчик подачи топлива и зажигания.

Оптический

Конструктивно этот датчик выполнен из светодиода и приемника. Сигнал возникает в приемнике при прохождении участка маховика со сточенными зубьями, поскольку в этот момент луч светодиода не перекрывается остальными целыми зубцами.

Opticheskiy-DPKV.pngОптический ДПКВ

Эти простейшие действия не позволяют задействовать прибор для каких либо дополнительных операций. Если возникла поломка (рассинхронизация зажигания), производится замена ДПКВ вместе с проводом.

Датчик Холла

Работающий по принципу разницы потенциалов в поперечном сечении металлов (эффект Холла) датчик положения коленвала обладает дополнительной функцией распределения зажигания в камеры сгорания цилиндров.

Datchik-Holla.jpgДатчик Холла

Достаточно простой принцип работы датчика основан на возникновении напряжения за счет изменения магнитного поля. Без маховика с двумя сточенными зубьями этот прибор работать не будет.

Индуктивный

В отличие от предыдущих модификаций, магнитный датчик положения коленвала работает на основе электромагнитной индукции:

  • вокруг прибора постоянно генерируется поле;
  • напряжение для сигнала микропроцессору возникает только при прохождении участка венца маховика с отсутствующими зубцами.

Контроль положения вала – не единственная опция этого прибора, дополнительно он служит датчиком скорости вала.

Magnitnyiy-DPKV.jpgМагнитный ДПКВ

Поскольку магнитный прибор и датчик Холла являются многофункциональными устройствами, они и используются в двигателях чаще всего.

Расположение ДПКВ

Даже при плотной компоновке узлов и агрегатов машины под капотом, производители стараются обеспечить доступность ДПКВ для быстрой замены в дороге. Поэтому понять, где находится датчик коленвала, достаточно просто:

  • он расположен между шкивом генератора и маховиком;
  • провод достаточно длинный, чтобы свободно подключить его в бортовую сеть;
  • на посадочном месте имеются прокладки регулировочные для выставления зазора 1 – 1,5 мм.

Местонахождение датчика коленвала

Благодаря головке под ключ снять датчик сможет, даже начинающий водитель.

Основные неисправности

Традиционно для большинства электроприборов бортовой сети некоторые симптомы неисправности датчика коленвала определяются визуально. Например, если загорелся Check на приборной панели, у водителя имеется прибор для считывания кода ошибки, контроллер покажет кол 19 или 35.

Гораздо чаще найдутся другие неисправности:

  • самопроизвольное глушение двигателя;
  • отсутствие запуска;
  • экстренная работа форсунок/инжекторов вдвое чаще положенного цикла (отказ ДПРВ).

Одним из доступных для самостоятельной диагностики способом в этом случае является «прозвон» тестером. Внутреннее сопротивление обмотки датчика должно укладываться в пределы 500 – 800 Ом.

Потребоваться ремонт может при механических повреждениях прибора. Например, если на поверхность венца маховика попала грязь, сторонние предметы, сигнал будет ими искажен.

Диск синхронизации может случайно намагнититься во время диагностики. В этом случае ремонт заключается в размагничивании по специальной методике с помощью трансформатора на СТО.

Если сопротивление обмотки катушки не соответствует указанным параметрам, владелец авто обычно узнает об этом по косвенным признакам:

  • обороты скачут произвольно;
  • пропадает динамика движения либо теряется мощность ДВС;
  • на холостом ходу обороты «плавают»;
  • во время работы возникают детонации.

Внимание: Поскольку указанные неисправности могут быть вызваны другими причинами, лучше посетить СТО для компьютерной диагностики. В крайнем случае следует проверить датчик коленвала доступными методами.

Диагностика ДПКВ и ДПРВ

При перебоях в работе ДВС причин может быть множество. Однако, несмотря на несколько неудобное расположение, диагностика датчика коленвала является наименее трудоемким процессом. Затем по результатам поломку можно искать дальше или произвести замену датчика коленвала, если проверка выявила его неисправность. Принцип диагностики – от простого к сложному, то есть, визуальный осмотр, затем проверка омметром, далее осциллографом или на компьютере.

Внимание: Для проверки ДПКВ рекомендуется демонтировать, поэтому сразу же следует поставить метку его положения относительно корпуса.

Визуальный осмотр

Поскольку установка датчика производится с регулировкой зазора, вначале необходимо проверить это расстояние штангельциркулем. Дальнейшими шагами, как проверить датчик коленвала визуально, являются:

  • выявление посторонних предметов между ним и маховиком;
  • нахождение грязи в месте отсутствующих зубьев диска синхронизации;
  • выработка или поломка зубьев (очень редко).

Осмотр ДПКВ

В принципе, на этом этапе никаких сложностей у владельца машины не возникает. Дальнейшую проверку нужно производить приборами, лучше мультиметром (тестером), который можно переключить в режим омметра, вольтметра и амперметра.

Омметром

На этом этапе проверка датчик положения коленвала не требует специальных знаний и опыта:

  1. мультиметр устанавливается в положение омметра (2000 Ом);
  2. замеряется сопротивление тестером на катушке датчика;
  3. его величина колеблется в интервале 500 – 800 Ом;
  4. любое другое значение автоматически указывает на то, что необходим ремонт ДПКВ.

Проверка омметром

Поскольку датчик вполне доступен по цене, его меняют целиком. Зная, где он располагается, снимать его нужно при отключенных клеммах АКБ ключом.

Глубокая проверка

Перед тем, как заменить датчик коленвала, рекомендуется комплексная проверка. Основными условиями для ее проведения являются:

  • комнатная температура (20 градусов);
  • наличие трансформатора, омета, вольтметра, измерителя индуктивности и мегомметра.

Последовательность проверки выглядит следующим образом:

  1. на обмотку трансформатором подается 500 В;
  2. сопротивление изоляции должно быть в пределах 20 Мом;
  3. индуктивность катушки составляет 200 – 400 мГн.

Глубокая проверка ДПКВ

Если указанные параметры находятся в пределах нормы, а на панели горит ошибка Check, значит причина неисправности кроется в других узлах ДВС. От датчика сигнал передается без искажений. В случае отклонения любой характеристики от номинала необходима замена датчика положения коленвала.

Осциллографом на СТО

Кроме неподъемной для рядового автолюбителя цены, осциллограф требует высокой квалификации пользователя. Поэтому, если стоит вопрос профессиональной диагностики ДПКВ, лучше съездить в специализированный автосервис.

Проверка проводится по месту, провод не отключается от ЭБУ:

  1. на приборе выставляется режим InductiveCrankshaft;
  2. зажим осциллографа зацепляется на массу;
  3. один разъем подсоединяется к USBAutoscopeII, второй на А-клемму датчика;
  4. двигатель прокручивается стартером или запускается по мере возможности.

Проверка осциллографом

Любое отклонение амплитуды волн на экране осциллографа укажет на то, что провод передает искаженный сигнал с датчика.

Нюансы эксплуатации датчиков ДПКВ и ДПРВ

При внезапном отказе электроприбора в пути невозможен запуск и нормальная работа мотора. Эксперты СТО рекомендуют иметь запасной ДПКВ, чтобы замена датчика коленвала своими руками могла производиться в полевых условиях. Стоит прибор недорого, при надлежащем хранении его невозможно испортить или сломать. Остальными нюансами являются:

  • неисправность датчика положения коленвала является редкой поломкой, лучше проводить диагностику в СТО на осциллографе;
  • обнаружив в датчике положения коленвала признаки неисправности, необходимо выставить метку перед демонтажем;
  • рекомендуемое расстояние при установке до синхронизирующего диска составляет 1 мм;
  • запрещено диагностировать поломки лампочкой, работы производятся при отключенном зажигании.

Таким образом, датчик коленвала является единственным устройством внутри ДВС, синхронизирующим работу зажигания. Поломка в 90% случаев обездвиживает транспортное средство полностью без возможности доехать до СТО. Поэтому рекомендуется иметь запасной комплект ДПКВ в машине.

Используемые источники:

  • https://carnovato.ru/kolenchatyj_val_zamena_datchika_kolenvala/
  • https://voditelauto.ru/datchik-kolenvala/
  • https://auto-gl.ru/datchik-polozheniya-kolenchatogo-vala-3-sposoba-proverki-rabotosposobnosti-i-instrukciya-po-ego-zamene/
  • https://swapmotor.ru/ustrojstvo-dvigatelya/datchik-kolenvala.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий