Система выпуска отработанных газов инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Глушитель протянут по всей длине кузова автомобиля и выводится из-под задней части для избавления от выхлопных газов. Главной задачей любого глушителя считается понижение уровня шума и преобразование звуковых волн в тепловые. То есть без выхлопной системы автомобиль не может работать в принципе. С глушителями для автомобилей ВАЗ 2108/2109 ситуация складывается довольно сложная: можно сказать, что труба для вывода отработанных газов — это самое «больное» место этих моделей. Поэтому владелец должен заранее подготовиться к тому, что рано или поздно ему придётся столкнуться с неисправностями «глушака» и самостоятельно произвести замену этой части машины.

Глушитель на ВАЗ 2108/2109

Сегодня автомагазины предлагают большой выбор оригинальных и тюнингованных глушителей для автомобилей ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109. Конструктивно все они похожи, единственное различие — это срок службы.

Оригинальные глушители высокого качества изготавливаются на самом «АвтоВАЗе». При этом в изготовлении используются как алюминий, так и нержавеющая сталь, благодаря чему стенки корпуса долго не прогорают. Самодельные механизмы и подделки быстро выходят из строя, так как толщина стенки резонатора должна быть не менее 2 мм.

originalnyy-glushitel-1024x612.jpg

Глушитель выполнен из нержавеющей стали, что придаёт ему долговечности

Устройство

Вся выхлопная система ВАЗ 2108/2109 состоит из трёх элементов:

  • приёмная труба;

  • дополнительный глушитель (или резонатор);

  • основной механизм.

Все три элемента соединяются между собой концами труб, которые идеально входят друг в друга и полностью герметизируют внутреннее пространство. Для надёжности фиксации используются также армированные прокладки. Труба крепится к выпускному коллектору двигателя — для этого используется плоский фланец и четыре шпильки.

Задняя часть устройства (непосредственно выпускная труба) фиксируется к днищу пятью резиновыми подвесками. Она составлена из двух труб, первая подсоединяется к фланцу у коллектора, вторая — к газоприёмнику.

Резонатор (или дополнительный глушитель) представляет собой бочонок, внутри которого имеются перегородки и расположена трубка с отверстиями. Проходя через отверстия, звуки и шумы попадают в камеры резонатора и быстро преобразуются в тепловую энергию.

По своему строению основной «глушак» схож с конструкцией резонатора. Он также собран закатным методом, то есть без применения сварочного аппарата. Такая методика позволяет избежать коррозии.

chasti-vyhlopnoy-sistemy-1024x685.jpg

1-фланец, 2-армированная прокладка, 3-крепёжная скоба, 4-основной глушитель, 5 и 7-подвесные резинки, 6-резонатор, 8-скобы, 9-катализатор, 10-вставка, 11 и 12 — крепления к коллектору

То есть система отвода выработанных газов на ВАЗ 2108/2109 устроена точно так же, как и на предыдущих моделях ВАЗ. Единственное отличие имеется в глушителях «девятки» — там установлен каталитический нейтрализатор (на инжекторных версиях). Задача катализатора — снизить токсичность выбросов в окружающую среду и повысить продуктивность мотора за счёт низкой сопротивляемости выхлопов.

Как определить неисправность глушителя

Выявить неполадки в работе глушителя можно самому, причём не обладая специальными познаниями в автомобилестроении. Прежде всего, во время езды иногда наблюдайте за составом выхлопных газов. Если при нажатии на педаль газа из трубы вырывается чёрный дым, то, вероятно, механизм прожжён и имеет дыры.

Опытные автолюбители знают, что лучше не доводить состояние своего «глушака» до критического, а заранее выявлять мельчайшие неисправности:

  1. Проверьте, раздаются ли во время езды стуки и бульканье в выхлопной трубе.

  2. Поднимите машину на домкрат, осмотрите выхлопную трубу. На всех частях не должно быть ржавчины, прогара или дыр.

  3. Понаблюдайте, не капает ли с мест соединений труб глушителя влага. Скопление конденсата быстро приведёт к образованию ржавчины и коррозии металла.

  4. Оцените, насколько сильно греется двигатель после коротких поездок. Если мотор серьёзно перегревается, то это может служить первым сигналом к тому, что выхлопная система работает некорректно.

Если застучал глушитель

Чаще всего автолюбители жалуются на то, что устройство начинает сильно стучать во время езды. При этом удары трубы могут производиться либо об корпус бензобака, либо о кузов автомобиля.

Стуки могут быть очень громкими, что ведёт не только к снижению комфорта езды, но и к быстрой деформации самого глушителя. В этих случаях необходимо сразу же принять меры для изоляции трубы от бака или кузова:

  • поменять подвесные резинки (вполне возможно, что в процессе эксплуатации они сильно вытянулись и уже не могут удерживать трубу на одном месте);

  • если стук начался после замены устройства, то необходимо провернуть фланец крепления и убедиться, что все прокладки стоят на своих местах ровно;

  • если глушитель был заменён на «кооперативный», самодельный или от другой модели авто, то нужно постараться, чтобы все крепёжные соединения и стыки точно соответствовали оригиналу.

В случае сильного раскачивания трубы необходимо заменить резинки на новые

Если ни одна из этих мер не даёт результатов, придётся проложить место удара глушителя толстым куском резины. Резина устранит звук ударов и сбережёт поверхность трубы от деформации.

Что делать, если глушитель пробит

Пробить устройство можно очень просто — достаточно проехать на высокой скорости по неровной дороге. Даже утолщённые стенки трубы не могут препятствовать тому, что металл сильно деформируется, и даже могут образоваться дыры.

Законодательство Российской Федерации ясно указывает на то, что эксплуатация транспортного средства с пробитым глушителем запрещена.

Если водитель обнаружил, что механизм пробит, у него есть только два варианта действий:

  1. Заменить на новый. Это самый простой способ, к тому же можно купить «глушак» кустарного производства и поставить его на машину самостоятельно.

  2. Используя сварочный аппарат, заварить дыру в корпусе. Этот вариант более затратный, так как необходимо очень аккуратно накладывать сварочные швы, чтобы не прожечь глушитель. К тому же не всегда водитель имеет навыки работы с аппаратом и приходится обращаться к специалистам.

Эксплуатация глушителя с дырой запрещена

Как произвести замену глушителя на ВАЗ 2108/2109

В зависимости от масштабности повреждений, необходимо будет снимать и менять либо весь элемент целиком, либо только какую-либо его часть. Каждая операция выполняется быстро и легко, главное — заранее подготовить весь необходимый комплект инструментов:

  • торцевая головка на 13;

  • накидной ключ на 13;

  • трещотка;

  • отвёртка с плоским лезвием;

  • WD-40.

Как снять основной глушитель

Проще всего выполнять эту процедуру на эстакаде или смотровой яме. Если есть возможность, то можно воспользоваться и подъёмником. Однако чаще всего автовладельцы просто приподнимают левую заднюю часть машины на домкрат и выполняют демонтаж глушителя лёжа.

Необходимо подождать, пока выхлопная система не остынет после поездки, так как легко можно получить ожог при соприкосновении с горячим металлом. После чего можно приступать к работе:

  1. Отсоединить основной «глушак» от резонатора. Для этого нужно найти стяжку (хомут) и выкрутить крепёжный болт. Если болт не откручивается, можно побрызгать на него смазкой WD-40.

  2. После того как болт будет откручен, нужно снять крепёж трубы и вытащить глушитель из резонатора.

  3. Далее можно снимать подвесные резинки — обычно основной механизм легко освобождается от них.

  4. Основной глушитель полностью демонтирован, надо вытащить его из-под машины.

Прикипевшие и заржавевшие болтовые соединения могут затянуть процесс демонтажа

Снимаем дополнительный глушитель (резонатор)

Будем отталкиваться от того, что основной «глушак» уже снят, так как для демонтажа резонатора потребуется его снятие:

  1. Отключить резонатор от приёмной трубы. Для этого потребуется открутить два болта.

  2. Если болты приржавели, опять можно воспользоваться смазкой WD-40.

  3. После выкручивания нужно приподнять резонатор и отсоединить изделие от подвесных резинок.

  4. Если резинки не поддаются снятию, можно поддеть их плоской отвёрткой.

  5. После чего можно вытаскивать бочонок резонатора из-под машины.

Чтобы снять резонатор с резинок, достаточно чуть приподнять его корпус и снять подвески с крючков

Как снять приёмную трубу (катализатор)

Это часть выхлопной системы практически никогда не выходит из строя. Она подключается непосредственно к выпускному коллектору, поэтому перед демонтажем нужно будет ставить на домкрат переднюю часть машины:

  1. От коллектора отсоединяются все гайки, которыми к нему фиксируется труба.

  2. Катализатор аккуратно вытаскивается с резиновых подвесок.

Единственное, что может вызвать затруднения — это откручивание гаек на входе в коллектор. Так как они находятся рядом с мотором, то нагреваются сильнее, чем крепёж на резонаторе или глушителе. Поэтому гайки могут просто прикипеть к металлу.

Катализатор демонтируется очень редко, так как обычно не прогорает и не деформируется на протяжении всего периода эксплуатации автомобиля

Как установить новый глушитель

Установка нового изделия должна проводиться в обратной последовательности снятию. Обычно проблем с этой процедурой не возникает. Однако автовладелец должен знать основные нюансы замены:

  1. Обязательно нужно менять армированные уплотнители в системе.

  2. Подвесные резинки тоже желательно заменить на новые, однако, в целом замена осуществляется на усмотрение владельца (если подвески сохраняют упругость и не имеют трещин, то ещё могут использоваться).

  3. Для замены всех болтов рекомендуется покупать изделия из бронзы и других термостойких материалов. Все части глушителя подвергаются нагреванию, поэтому болты и гайки должны быть максимально надёжными, иначе после первой же поездки они прикипят к металлу.

Видео: замена глушителя ВАЗ 2108–2199

Разводка по двум сторонам

Двойная выхлопная система не характерна для автомобилей ВАЗ 2108–2109. Однако если развести глушитель на две стороны, то можно достичь тишины хода и более продуктивной работы двигателя. Хотя с этим тезисом согласны далеко не все водители ВАЗов:

Двойной глушитель действительно придаёт автомобилю более солидный вид. К тому же износ труб будет не таким быстрым, так как в работе находятся сразу два устройства. Рекомендуется сразу же после резонатора приварить вторую выхлопную трубу и вывести её с правой стороны бампера. Сварочные работы лучше доверить профессионалам, так как от качества сварки будет зависеть и качество выхлопов.

Подвесками из резинок можно зацепить новый глушитель — опять-таки необходимо будет приварить крючки к днищу, чтобы на них цеплять механизм. Некоторые автовладельцы изготавливают специальные резиновые блоки, в которые входят глушители, избегая мороки с резинками. Это более надёжный способ разводки двух «глушаков», хотя и требует больших вложений.

В данном случае использованы двойные насадки на каждый глушитель

Таким образом, каждый владелец ВАЗ 2108–2109 сможет без труда выявить неисправности в работе выхлопной системы и заменить глушитель на новый, не обращаясь в СТО. К слову, водителям «восьмёрок» и «девяток» рекомендуется заранее подготовиться к проблемам с глушителями, так как они будут довольно часто выходить из строя.

ГлавнаяОбслуживание и Ремонт

Нередко владельцы ВАЗ-2109 интересуются, как устроена выхлопная система их автомобиля. Любопытство в данном случае далеко непраздное. Одни хотят заняться ремонтом и желают знать, что и как здесь устроено. Другие же задумались над таким вариантом, как тюнинг, то есть доработкой, например, установкой выхлопной системы Стингер. В любом случае, если вы хотите проделать данные работы самостоятельно, вам в первую очередь необходимо ознакомиться с особенностями конструкции. Ну и не стоит забывать об основном предназначении данной системы – вывод наружу отработанных газов и снижение шума. Соответственно, неправильное вмешательство может привести к неприятным последствиям.

Читайте также: Где находится и замена датчика заднего хода ВАЗ-2109

Устройство выхлопной системы автомобиля ВАЗ-2109

Сразу стоит отметить, что ничего особо сложного здесь нет. По сути, выхлопная система «девятки» очень простая, без всяких электронных примочек, и ее вполне можно назвать классической. Соответственно, если вы решили заняться ремонтом или тюнингом, то никаких неожиданных проблем здесь не предвидится. Выхлопная система «девятки» состоит из:

  • приемной трубы;
  • катализатора;
  • дополнительного и основного глушителей;
  • выпускного коллектора.

Говоря о перечисленных выше компонентах, стоит пояснить их предназначение. В частности, внутри приемной трубы автомобилей с инжекторным двигателем находится лямбда-зонд. Он анализирует состав отработавшихгазов и одновременно с этим смеси, идущей в блок цилиндров. Сама труба четырьмя шпильками соединяется с выпускным коллектором, изготовленным из чугуна.

Благодаря установленному катализатору вредность выхлопа, выбрасываемого в атмосферу, сводится к минимуму. Ну и, наконец, глушители. Дополнительный (его еще называют резонатор) крепится с помощью специального узла к катализатору. Следует отметить, что данная схема применяется на автомобилях с инжекторным двигателем. На карбюраторных «девятках» дополнительный глушитель соединяется с основной трубой. Исключение здесь составляют лишь модели, отправлявшиеся на экспорт. На них также устанавливали катализатор.Задача резонатора заключается в том, чтобы брать на себя основной шум. Соответственно, звук на выходе будет уже не такой сильный. Ну и, наконец, основной глушитель. Именно его можно увидеть, заглянув под задний бампер вашего авто.

Основные проблемы с выхлопной системой ВАЗ-2109

Из-за упоминавшейся выше простоты конструкции ломаться здесь, по сути, нечему. Главными врагами выпускной системы ВАЗ-2109 можно назвать некачественное топливо и плохие дороги. В первом случае внутренности глушителя просто выгорают, в результате чего звук, издаваемый автомобилем, больше похож на рык. Такая же проблема, кстати, может возникнуть и с лямбда-зондом. Впрочем, здесь звук, издаваемый автомобилем, не изменится.Нередко из-за неисправной системы зажигания выходит из строя катализатор. Объясняется это просто. Не до конца сгоревший бензин попадает в достаточно большом количестве в катализатор. Уже там он догорает, спекая при этом керамику.

Ну а угодив в какую-то достаточно глубокую яму, можно столкнуться с такой проблемой, как механическое повреждение выхлопной системы. Нередко в таких случаях приходится менять один из компонентов. Впрочем, в большинстве случаев можно обойтись сварочными работами.

Даже если и придется столкнуться с необходимостью замены, ничего особо сложного здесь нет. Лучше всего выполнять такую работу, загнав автомобиль на яму или подъемник. Все элементы крепятся к кузову с помощью подвесов. Соединяются между собой они хомутами. Поэтому демонтировать проблемный узел и поставить на его место новый не составит особого труда. Да и набор инструментов в данном случае потребуется минимальный.

Единственное, о чем хотелось бы предупредить – так это о мерах предосторожности. Перед тем как приступать к работе, выждите некоторое время, чтобы все элементы системы остыли. Особое внимание здесь следует уделить катализатору. Все дело в том, что в процессе работы он нагревается до 600 градусов. Соответственно, катализатору требуется гораздо больше времени, чтобы остыть, чем глушителям или приемной трубе.

Выпускная система карбюраторных двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 состоит из трех частей: приемной трубы, дополнительного глушителя и основного глушителя. Между собой детали системы соединяются посредством развальцованных концов труб и расположенных между ними металлических конусных уплотнительных колец, зажатых хомутами. К выпускному коллектору двигателя элементы системы крепятся плоским фланцем на приемной трубе, через прокладку и четыре шпильки с гайками.

Элементы выпускной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Система выпуска подвешена к кузову за кронштейны на резиновых кольцах-подушках (5 штук). В передней части приемная труба дополнительно закреплена кронштейном от двигателя.

Приемная труба системы выпуска отработанных газов состоит из двух труб крепящихся с одной стороны к фланцу, с другой к газоприемнику состоящему из двух штампованных металлических половинок. Газоприемник, со стороны дополнительного глушителя заканчивается развальцованной с одного края металлической приемной трубой. Прокладка между фланцем приемной трубы и фланцем выпускного коллектора двигателя выполнена из асбеста, армированного стальной перфорированной лентой.

Дополнительный глушитель (резонатор) состоит из корпуса с перфорированной трубой и перегородками внутри. Трубы дополнительного глушителя также имеют развальцованные края для соединения с приемной трубой и основным глушителем. Снаружи дополнительный глушитель может быть обработан алюминием для улучшения коррозостойкости.

Основной глушитель так же состоит из корпуса с перфорированными трубами и перегородками внутри. Корпус может быть изготовлен из нержавеющей стали, для предупреждения возникновения коррозии. К корпусу глушителя крепятся две трубы: с одной стороны развальцованная, для соединения с дополнительным глушителем, с другой стороны прямая, для выпуска отработанных газов.

Оба глушителя не имеют точек сварки, собраны путем завальцовки деталей, для предотвращения появления коррозии.

Схема выпускной системы карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Выпускная система карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Примечания и дополнения

— На автомобилях ВАЗ 21081 приемная труба глушителя одинарная, а не двойная, так как выпускной коллектор двигателя 21081 имеет одно отверстие.

— Выпускная система инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 рассматривается на нашем сайте в статье: «Система выпуска отработанных газов инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

TWOKARBURATORS VK -Еще информация по теме в нашей группе ВКонтакте и в Одноклассниках TWOKARBURATORS OK

Еще статьи по автомобилям ВАЗ 2108, 2109, 21099

— «Стреляет» в глушитель, причины

— «Стреляет» в карбюратор, причины

— Белый дым из глушителя, причины

— Синий дым из глушителя, причины

— Черный дым из глушителя, причины

ВАЗ-2109 – пожалуй, самый известный автомобиль российского производства. Эта машина выпускалась еще со времен СССР. Это был первый автомобиль, где крутящий момент передавался на передние, а не на задние колеса. Машина сильно отличается по конструкции от обычной «классики». Но так ли отличается выхлопная система ВАЗ-2109? Устройство, назначение и особенности системы будут описаны далее в статье.

Для чего нужна?

Основная задача любой выхлопной системы заключается в выходе отработавших газов из камеры сгорания двигателя. При этом температура газов снижается на пути к внешней среде. Уменьшается и их звук, благодаря дополнительным элементам (устройство выхлопной системы ВАЗ-2109 рассмотрим далее). Конструкция данной системы не сложная, однако обойтись без нее нельзя.

Устройство

Всего данная система включает в себя несколько элементов. Это:

  • Выпускной коллектор. Это самая первая деталь, через которую проходят газы после сгорания. В народе коллектор называют пауком за его характерную форму. Данный элемент подводится к каждому из четырех цилиндров ДВС. Далее все эти трубы объединяются в две, а после – в одну единую. Существуют также спортивные коллекторы со схемой выпуска 4-2-1. Устанавливаются они с целью прибавления мощности. Как показывает практика, газы более свободно двигаются по тракту, однако существенной прибавки мощности водитель все равно не ощутит.
  • Приемная труба. Она соединяется с коллектором. Внутри данной трубы есть специальный зонд. Это датчик содержания кислорода, или лямбда-зонд. Если говорить про выхлопную систему ВАЗ-2109 (карбюратор), такой датчик в системе отсутствует. А вот на инжекторах авто лямбда-зонд используется обязательно. Малейшие проблемы с ним могут сопровождаться лампой «Чек Энжин» на панели приборов. По сути, приемная труба имеет наиболее простое устройство. Здесь нет звукоотражающих перегородок или специальных наполнителей. Это обычная полая труба, в которой может располагаться один-единственный датчик.
  • Катализатор. Как и в предыдущем случае, данный элемент присутствует только на инжекторных версиях. На карбюраторных катализатор отсутствует. Для чего нужен данный элемент? Основная его задача – это снижение концентрации вредных веществ в отработавших газах. Проходя сквозь соты катализатора, вредные металлы превращаются в безвредные оксиды. Благодаря применению данного элемента машина стала соответствовать экологическому стандарту Евро-2 и выше. Катализатор – это самый дорогостоящий элемент в выхлопной системе ВАЗ-2109 (инжектор). Поэтому многие при его неисправности устанавливают пламегасители либо просто выбивают сердцевину и заваривают стенки, оставляя катализатор пустым внутри.
  • Резонатор. Данный элемент присутствует как на карбюраторных, так и на инжекторных версиях. Устанавливается резонатор за катализатором. В чем заключается его задача? Резонатор служит для поглощения основного шума от выхлопных газов. Благодаря данному элементу звук газов становится меньше. Устроен резонатор просто. Это металлический корпус, внутри которого находится перфорированная труба. Дополнительно внутри может находиться перегородка.
  • Основной глушитель. Резонатор можно назвать вспомогательным глушителем, но основную звуковую энергию поглощает именно последний глушитель, находящийся под задним бампером. Входит он в резонатор и поглощает до 90 процентов звука. Устроен данный элемент несколько сложнее. За основу здесь взяты тоже перфорированные трубки, но их здесь несколько, как и камер. Обычно это три-четыре трубки и две камеры. Проходя через весь этот лабиринт, газы теряют свою энергию и выходят без лишнего звука.

Неисправности

Ввиду простого устройства данная система весьма надежна и редко когда требует внимания. Но ничто не вечно, поэтому с годами глушитель и другие элементы прогорают. Чаще всего выходит из строя именно глушитель, так как принимает на себя весь удар. Прогореть он может как снаружи, так и внутри. В последнем случае определить поломку можно по громкому звуку выхлопа. Ездить с таким глушителем неопасно, однако не очень комфортно. Во-первых, страдает шумоизоляция, во-вторых, газы могут прорываться в салон. Поэтому лучше заменить данный элемент сразу, учитывая, что стоит он копейки.

О ремонте

Некоторые владельцы прибегают к ремонту глушителя. Но нужно сказать, что такие мероприятия если не бесполезные, то как минимум временные. Дело в том, что газы могут прорываться не только наружу из глушителя, но и внутри. То есть после установки заплатки звук выхлопа не изменится. Стоимость нового глушителя на «девятку» сейчас около тысячи рублей. А прослужит он гораздо дольше, чем старый отремонтированный.

Как заменить?

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что лучший ремонт глушителя – это его замена. Данное утверждение актуально и для других деталей выхлопной системы ВАЗ-2109. Замена глушителя производится при наличии смотровой ямы, накидного ключа на 13 и торцевой головки с таким же размером. Все действия выполняются пошагово:

  • Автомобиль загоняется на смотровую яму и ставится на передачу.
  • Отсоединяется основной глушитель от резонатора. Для этого нужно найти стяжной хомут. Накидным ключом прихватывается крепежная гайка (чтобы исключить прокручивания). В это время выкручивается болт трещоткой.
  • После снимается крепеж и рассоединяются элементы выхлопной системы. Хомут многоразовый, поэтому его мы будем ставить обратно.
  • Аккуратно снимается передняя часть глушителя от резиновой «подушки», через которую деталь крепится к кузову. Дальше та же операция проделывается с передними «подушками».
  • Если глушитель прикипел к трубе резонатора, его можно повращать против часовой стрелки и обратно. Так легче демонтировать глушитель.
  • Устанавливается новый элемент в обратной последовательности.

Обратите внимание, что резиновые подушки могут быть порванными. Лучше приобрести комплект запасных. На «девятках» они очень хлипкие. Желательно ставить подушки из прочного материала (например, полиуретановые). На комфорте это не скажется (вибраций больше не станет), но ресурс минимум вдвое больше.

Меняем резонатор

Для этого нам потребуется базовый набор инструментов (рожковые ключи и головки), а также смотровая яма. Приступать к ремонту выхлопной системы ВАЗ-2109 можно, только убедившись, что она остыла. Итак, нам нужно рассоединить резонатор с глушителем с одной стороны и с катализатором с другой. Нужен накидной ключ, чтобы открутить пару болтов. Затем поднимаем резонатор и отсоединяем его от резиновых подушек. Если резонатор не поддается, нужно применить плоскую отвертку. Ею мы аккуратно сможем поддеть резиновый подвесной элемент. Дальше все просто – достаем деталь наружу и ставим на ее место новую. Сборка осуществляется в обратном порядке.

Катализатор

Замена катализатора на «девятке» — нецелесообразная операция ввиду стоимости. Намного дешевле заменить данный элемент на пламегаситель. Выхлопная система ВАЗ-2109 (инжектор, 8 клапанов) не изменит свои характеристики, при этом выхлоп будет по-прежнему тихим. Единственное, что изменится – это токсичность газов. Выхлоп будет более едким. Итак, что для этого нужно? Сперва удаляется сам катализатор. Для этого снова понадобится набор ключей и смотровая яма. После откручивания всех крепежей деталь достается наружу. На ее место ставится пламегаситель. Идеально подойдет по размерам уже готовый пламегаситель. Таких продается масса в магазинах.

Тюнинг

Те, кто хочет изменить звук выхлопа на более спортивный, могут установить прямоточный глушитель «Стингер». Выхлопная система ВАЗ-2109 также дорабатывается путем установки паука марки «Стингер».

В результате газы будут беспрепятственно покидать камеру сгорания. Но нужно понимать, что звук выхлопа увеличится в несколько раз. Так как в прямоточном глушителе нет таких лабиринтов, все газы идут напрямую в атмосферу.

Машина будет звучать по-спортивному, однако о существенной прибавке мощности говорить не стоит. Более правильным решением является установка такого глушителя после модернизации мотора. Начинать можно с установки 16-клапанной головки, далее менять впускную систему, монтировать турбину и так далее. Ставить прямоток на простой вазовский двигатель нет никакого смысла. Штатная выхлопная система и так справляется с выхлопом от простого атмосферного двигателя. В случае же установки турбины на «девятку» такая доработка просто необходима.

Заключение

Итак, мы рассмотрели, как устроена выхлопная система на ВАЗ-2109. Как видите, конструкция данной системы весьма примитивна, а потому все ремонтные работы можно произвести своими руками.

Выхлопная система автомобиля как раз та часть, за которую мировой транспорт так ненавидят ярые защитники окружающей среды. Основной задачей этой системы, устройство, которой совсем несложно, является выпуск отработанных газов. Впрочем, все было бы гораздо хуже, если не разработки современных инженеров. Благодаря передовым технологиям в атмосферу системы выпускает уже очищенные выхлопные газы, которые соответствуют мировым экологическим стандартам безопасности. О том, как работает система, поговорим на примере автомобиля ваз 2109.

vaz_2109_2.jpg
ВАЗ 2109

Содержание

Конструктивные особенности

Устройство выхлопной системы практически у всех российских автомобилей одинаково. Типовым как раз является пример с ВАЗ 2109.

Схематически система вывода отработанных газов для этого автомобиля выглядит следующим образом:

  • Приемная труба. В ней установлен специальный зонд, прибор способен по составу отработанных газов контролировать и анализировать состав смеси, поступающей в блок цилиндров.
  • Далее, идет катализатор. Он то как раз и занимается тем, чтобы свести вредность выхлопных газов к минимуму.
  • К катализатору при помощи специального хомута, крепится дополнительный глушитель. Задача этого глушителя быть, что называется, на передовой и принимать на себя основной шумовой удар.
  • Ну и последний элемент – основной глушитель. Он прикрепляется к дополнительному при помощи такого же хомута.

Если посмотреть на систему выхлопа ВАЗ 2109 в сборе – она изначально находится в подвешенном состоянии. Держится за счет резиновых крепежных подвесов, которые, в свою очередь, вкручиваются в днище автомобиля.

Основные неисправности

Вообще, глушитель и сама выхлопная система ВАЗ обладают достаточно высокой надежностью. Фактически ломаться там почти нечему. Поэтому самое плохое, что может случиться с водителем – пробитый глушитель, причем на наших дорогах это бывает очень часто.

glushitel_vaz_2109_1-1024x680.jpg
Глушитель ВАЗ 2109

Снятие и ремонт основного глушителя

Если после встречи с глубокой ямой, кочкой или выбоиной, автомобиль ВАЗ 2109 стал работать гораздо громче – скорее всего, пробит основной глушитель и в нем появилась дополнительная дыра. Передвигать с неисправной системой запрещает российский автомобильный технический регламент, поэтому вам не остается ничего другого, кроме как браться за ремонт глушителя.

Вообще, существует 2 самых простых варианта устранения проблемы: заменить старый глушитель ВАЗ 2109 на новый или заварить его. Заниматься сваркой самостоятельно, конечно, не стоит – тут нужны соответствующие навыки.

Однако в любом случае снять глушитель, для замены или ремонта придется, поэтому давайте поговорим как раз о том, как это сделать правильно.

В первую очередь запаситесь необходимыми инструментами. Для демонтажа глушителя понадобится:

  • Торцевая головка на 13. Чем глубже она будет, тем лучше.
  • Ключ, который многие водители называют трещоткой, и еще накидной на «13».

Весь процесс как несложно догадаться выполняется на подъемнике или на смотровой яме.  Очень важно, прежде чем приступать к манипуляциям дождаться пока выхлопная система и основной глушитель полностью остынут, иначе все закончится сильными ожогами.

Если все в порядке приступает непосредственно к демонтажу глушителя:

  • Начинаем с того, что отсоединяем основной глушитель от резонатора. Для этого разыщите стяжной хомут. Прихватите гайку крепления накидным ключом и, удерживая, ее от проворачивания с помощью трещотки откручивайте сам болт.
  • После того как болт будет снят, можно разъединить и убрать сам хомут, чтобы освободить основной глушитель от резонатора.
  • Теперь аккуратно снимайте переднюю часть глушителя с прорезиненой подвески. После такого же образа вытаскивайте его с задних подвесок и все устройство вывода выхлопных газов ВАЗ 2109, можно вытаскивать наружу.

Теперь либо меняйте основной глушитель, либо заваривайте дыры. Установка его на ВАЗ 2109, производится в обратном порядке и, как правило, не вызывает особых сложностей.

Замена дополнительного глушителя

Здесь все так же совсем несложно. Весь процесс можно поделить на несколько этапов:

  • Аналогичным образом разъединяйте оба глушителя, основной и дополнительный.
  • Теперь отсоединяем устройство от катализатора. Также с помощью накидного ключа надо открутить 2 болта крепления.
  • Теперь можно слегка приподнять агрегат и отсоединить его от резиновых подвесок. Если не получается сделать это вручную можно поддеть подвески отверткой.

На этом все дополнительный глушитель снимается даже легче чем основной. Установка детали на место производится в обратном порядке.

Замена катализатора

Этот прибор очень редко выходит из строя, однако, навыки по его ремонту и демонтажу все-таки могут вам пригодиться. Важный совет прежде чем начать, учтите эта деталь в процессе работы нагревается до 600 градусов и остывает гораздо дольше нежели, основной и дополнительный глушители.

Сам процесс демонтажа схематически выглядит следующим образом:

  • Первым делом отсоединяйте катализатор от дополнительного глушителя. Не забывайте удерживать гайки с помощью накидного ключа.
  • Далее, таким же образом откручивайте болты, которые крепят катализатор к приемной трубке.
  • Все, катализатор можно аккуратно снимать с резиновой подвести вытаскивать из автомобиля.

Фактически, как вы уже поняли ремонт выхлопной трубы дело элементарное, и легко выполняется в одиночку при наличии всех необходимых инструментов. Главное, соблюдать технику безопасности.

Используемые источники:

  • https://carnovato.ru/zamena-glushitelya-vaz-2109/
  • https://ladaautos.ru/vaz-2109/sxema-i-ustrojstvo-vyxlopnoj-sistemy-vaz-2109.html
  • https://twokarburators.ru/vypusknaya-sistema-vaz-2108-2109-21099-karburator/
  • https://fb.ru/article/456539/vyihlopnaya-sistema-vaz—naznachenie-ustroystvo-tehnicheskaya-harakteristika-osobennosti-ekspluatatsii-i-remonta
  • https://autodont.ru/final-system/vyxlopnaya-sistema-vaz-2109

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий