Ремонт и замена раздаточной коробки Нивы Шевроле

Раздаточная коробка Нивы Шевроле — один из ключевых узлов трансмиcсии. Она перераспределяет крутящий момент между карданами, осуществляющими привод передних и задних колес. Также раздатка при необходимости увеличивает передаточное число в соединении между коробкой передач и карданными валами. Это позволяет увеличить преодолеть сложные дорожные участки за счет увеличения крутящего момента.

Принцип работы

ddfc5ef27b858351b829c299b82544e9.jpgРаздаточная коробка Нива Шевроле: 1 – ведомая шестерня; 2 – подшипники дифференциала; 3 – пружинная шайба; 4 – стопорное кольцо; 5 – муфта блокировки дифференциала; 6 – зубчатый венец корпуса дифференциала; 7 – зубчатый венец вала привода переднего моста; 8 – подшипник вала привода переднего моста; 9 – маслоотражатель; 10 – грязеотражатель; 11 – вал привода переднего моста; 12 – фланец; 13 – сальник; 14 – пробка отверстия для слива масла; 15 – ведомая шестерня привода спидометра; 16 – ведущая шестерня привода спидометра; 17 – пробка отверстия для заливки и контроля уровня масла; 18 – передняя крышка раздаточной коробки; 19 – роликовый подшипник промежуточного вала; 20 – кронштейн подвески раздаточной коробки; 21 – крышка подшипника ведущего вала; 22 – упорное кольцо подшипника; 23 – подшипники ведущего вала; 24 – шестерня повышающей передачи; 25 – ступица муфты переключения передач; 26 – муфта переключения передач; 27 – картер раздаточной коробки; 28 – шестерня понижающей передачи; 29 – втулка шестерни низшей передачи; 30 – вал ведущий; 31 – задняя крышка; 32 – шариковый подшипник промежуточного вала; 33 – промежуточный вал; 34 – корпус дифференциала; 35 – упорная шайба шестерни привода заднего моста; 36 – подшипник вала привода заднего моста; 37 – шестерня привода заднего моста; 38 – сателлит; 39 – ось сателлитов; 40 – стопорное кольцо оси сателлитов; 41 – ось подвески раздаточной коробки; 42 – пружинная шайба; 43 – шестерня привода переднего моста.

Независимо от модификации Нивы Шевроле, раздаточная коробка имеет одинаковую конструкцию. В соответствии с выполняемыми функциями, ее элементы можно разделить на следующие ключевые узлы:

  • ведущий вал, который передает механизму усилие от МКПП;
  • межосевой дифференциал, который позволяет переднему и заднему мостам вращаться не синхронно, с разными угловыми скоростями;
  • узел блокировки дифференциала. Он, при необходимости связывает мосты, обеспечивая их синхронное вращение независимо от нагрузки;
  • понижающая передача, которая увеличивает крутящий момент и снижает скорость движения;
  • рычаг привода раздатки, через который водитель управляет ее работой.

Конструкция раздаточной коробки включает такие детали:

  • ведомая шестерня;
  • промежуточный вал и его подшипник;
  • муфта с подшипниками дифференциала;
  • ось сателлитов;
  • валы, подшипники и уплотнения (сальники) приводов мостов;
  • сателлиты с осью;
  • корпус.

В нормальном режиме крутящий момент двигателя передается через промвал на ведущую шестерню. Последняя распределяет его через сателлиты, которые передают усилие на валы приводов мостов.

При включении пониженной передачи усилие  передается через дополнительную шестерню, которая замедляет обороты и увеличивает крутящий момент. Это позволяет преодолевать крутые подъемы и сложные участки дороги.

Включение блокировки дифференциала останавливает вращение сателлитов. В результате приводы мостов начинают вращаться синхронно. Это позволяет предотвратить пробуксовку в грязи или снегу. Исключение составляет лишь диагональное вывешивание. Тут не удастся без посторонней помощи сдвинуть автомобиль с места.

Важно! Блокировка дифференциала увеличивает нагрузку на трансмиссию и ускоряет износ покрышек.

Посторонний шум и гул в работе РК

index.jpg

Вибрация рычага раздаточной коробки. Это явление возникает при деформации или люфте промежуточного вала или крестовины одного из карданов. В редких случаях причиной вибрации становится поломка кронштейна рычага.

  1. Вибрация раздатки. Причиной этого служит дисбаланс карданных
  2. Валов, износ крестовин, повреждение или плохая затяжка креплений раздаточной коробки или двигателя. Также раздатка вибрирует при неисправности шестерен и подшипников.
  3. Не включается блокировка дифференциала. Эта проблема характерна для Нивы Шевроле, как и ее предшественница от АвтоВАЗа. Затрудненное включение блокировки не всегда говорит о том, что пришла пора ремонтировать раздатку. Зачастую рычаг и шарнирное соединение ржавеют и утрачивают подвижность из-за редкого использования функции. В этом случае достаточно обработать проблемные детали средством WD-40.
  4. Утечка масла. Смазка вытекает в случае износа сальников или уплотнительных прокладок. Также утечка возникает в случае повреждения корпуса.
  5. Затрудненное переключение режимов. Сложности с переключением возникают при износе или неправильной регулировке деталей.

Проверка работоспособности РК

Самостоятельная диагностика раздатки Начинать следует с осмотра корпуса. На нем не должно быть потеков смазки. После этого необходимо проверить уровень масла.

Следующий этап – проверка работы блокировки межосевого дифференциала. Проще и безопаснее доверить это специалистам СТО. Но можно выполнить экспресс-диагностику в домашних условиях. Делается это так:

  • поддомкратить и вывесить переднее колесо;
  • подставить под машину надежную опору, например, прочное полено;
  • включить блокировку;
  • завести двигатель и аккуратно попробовать тронуться.

Если дифференциал заблокирован, машина начнет смещаться вперед. В противном случае вся энергия будет передана на подвешенное колесо и автомобиль не двинется с места.

Важно! если вовремя не выжать сцепление, машина, трогаясь вперед, может упасть с подставки. Поэтому такую проверку вы делаете на свой страх и риск.

После этого остается немного проехать в разных режимах, чтобы убедиться в отсутствии сильной вибрации во время старта и в движении.

Ремонт раздаточной коробки ВАЗ 2123

Для выполнения работ необходимо обеспечить свободный доступ к нижней части авто, установив машину на яму или эстакаду.

Для ремонта раздатки понадобится:

  • набор рожковых и торцевых ключей;
  • монтажная лопатка;
  • съемники стопорных колец и подшипников;
  • зубило;
  • молоток;
  • выколотка;
  • пинцет;
  • динамометрический ключ;
  • упор под раздатку;
  • тиски, губки которых сделаны из мягкого металла (можно использовать металлические прокладки).

Полезное! Также понадобится комплект прокладок, графитовая смазка, герметик и новые самоконтрящиеся гайки.

Похожие статьи:демонтировать облицовку туннеля пола и рукоятку КПП;</li>снять верхний уплотнительный чехол рычага коробки переключения передач;</li>открутить три самореза;</li>демонтировать крышку лючка рычага;</li>снять нижний чехол;</li>отсоединить провода от датчика скорости;</li>открутить гайки крепления фланцев карданных валов;</li>отсоединить передний и задний кардан от раздатки;</li>подставить упор под раздаточную коробку;</li>открутить гайки кронштейнов крепления;</li>слегка опустить раздатку;</li>отсоединить провода от датчика выключателя, сигнализирующего о заблокированном дифференциале;</li>

  • снять раздаточную коробку;
  • открутить крепление и отсоединить правый и левый кронштейны подвески.

Установка узла выполняется в обратной последовательности.

Разборка раздаточной коробки Нивы Шевроле

Перед тем как разбирать раздатку, с нее необходимо слить трансмиссионное масло. Дальнейший порядок действий выглядит так:

    • отсоединить тягу от оси вилки включения блокировки дифференциала;
    • открутить гайки, удерживающие картер привода, передающего крутящий момент фланцу кардана переднего моста;
    • поддеть деталь отверткой;
    • снять картер вместе с приводным валом;
    • поддеть отверткой и снять стопорную шайбу, удерживающую ось рычага, управляющего блокировкой дифференциала;
    • взять выколотку из мягкого металла;
    • выбить ось с посадочного места;
    • снять рычаг, переключающий блокировку;
    • открутить выключатель сигнальной лампы;
    • снять пружину рычага со штока вилки;
    • открутить гайки крепления крышки картера привода кардана переднего моста;
    • демонтировать крышку вместе с прокладкой;
    • вынуть пружину;
    • извлечь шарик фиксатора из паза в картере;
    • открутить стопорный болт, удерживающий муфту блокировки;
    • вынуть его вместе с подпружинивающей шайбой;
    • демонтировать чехол штока вилки;
    • вынуть муфту вместе с вилкой;
  • демонтировать фланец;
  • сжать и вытащить стопорное кольцо, удерживающего подшипник, на котором вращается привод переднего моста;
  • вынуть вал вместе с подшипником;
  • с демонтированной детали снять сальник и упорное кольцо;
  • съемником стащить подшипник с вала;
  • открутить гайку;
  • снять ось рычага управления. Вместе с ней снимается тяга;
  • демонтировать рычаг и распорную втулку;
  • отжать отверткой пластиковые лепестки;
  • извлечь запорную втулку из рычага;
  • вытащить стержень;
  • извлечь при помощи отвертки резиновую втулку и подушку;
  • вытащить из рычага дистанционную втулку. Для этого нужно, предварительно разжать ее лепестки;
  • снять резиновую и запорную втулки;
  • открутить гайки, удерживающие кронштейн управления, и снять его вместе с вилкой;
  • раскрутить крепление и вынуть ось;
  • открутить гайку и демонтировать фланец ведущего вала;
  • раскрутить крепление и снять крышку подшипника;
  • открутить 8 гаек крепления;
  • демонтировать заднюю крышку картера раздатки вместе с валом привода кардана заднего моста;
  • удалить прокладку;
  • вынуть вал из крышки и снять с него подшипник;
  • открутить гайки и демонтировать лючок вместе с прокладкой;
  • выкрутить болт, крепящий вилку  штоку;
  • сдвинуть чехол с помощью отвертки;
  • прикрыть пальцем отверстие, удерживая пружину с шариком;
    • удалить шарик;
    • извлечь пинцетом пружину;
    • снять вилку муфты, которая переключает передачи;
    • демонтировать дистанционную втулку, сделанную из пластика;
    • вытащить шток;
    • поддевая отверткой, вынуть резиновые уплотнительные кольца;
    • расконтрить гайки, удерживающие задние подшипники промежуточного и ведущего вала. Для этого понадобятся два ключа на 27, ударная отвертка и молоток;
    • снять гайки;
    • демонтировать шайбы;
    • открутить гайки с валов, снять их вместе с шайбами;
    • демонтировать фланец ведущего вала;
    • снять упорное кольцо, фиксирующее подшипник;
    • открутить 3  гайки крепления. Их нельзя открутить без снятия фланца;
    • снять переднюю крышку раздатки вместе с дифференциалом и прокладкой;
    • из корпуса механизма дифференциала вытащить установочное кольцо, удерживающее подшипник. Это лучше сделать пассатижами;
    • разделить переднюю крышку коробки и механизм дифференциала;
    • взять выколотку из мягкого металла;
    • выбить наружное кольцо, удерживающее подшипник промвала;
    • демонтировать подшипник из корпуса дифференциала. Для этого  нужно  извлечь стопорное кольцо и вытащить деталь съемником;
    • аналогичным образом снять задний подшипник;
    • на обоих корпусах дифференциала белым маркером наносим метки, чтобы при сборке не нарушить балансировку механизма;
    • зажать корпус дифференциала в тиски, губки которых сделаны из мягкого материала;
    • открутить болты;
    • разделить передний и задний корпуса дифференциала;
    • сбить и вытащить ведомую шестерню;
    • разжать и извлечь стопорное кольцо;
    • вытащить пружинную шайбу;
    • демонтировать ось сателлитов;
    • вытащить шестерни;
    • извлечь  установочные кольца;
    • демонтировать оси приводов мостов;
    • вытащить ведущий вал и промвал из картера;
    • надежно зажать вал в тисках с мягкими губками;
    • съемником стащить подшипник вместе с шестерней, муфтой и втулкой. Сделать это нужно с деталями низшей и высшей передачи;
    • снять подшипник ведущего вала;
    • взять промвал;
    • вытащить  сепаратор и извлечь ролики с его переднего подшипника;
    • снять  внутреннее кольцо;
    • разобрать и демонтировать задний подшипник промвала, который извлекается также, как передний подшипник.

    Сборка раздатки выполняется в обратном порядке. Затяжку гаек фланцев нужно проконтролировать с помощью динамометрического ключа.

    Детали необходимо проверить перед установкой. Они не должны иметь заусениц, выработки и других дефектов.

    Важно! Повреждение или деформация крышек вызывает несоосность валов, поэтому на это нужно обратить особое внимание.

    Центровка

    Для регулировки раздаточной коробки необходимо поднять машину на подъемнике, чтобы все четыре колеса не касались земли. Операция выполняется вдвоем. Водитель садится за руль, а помощник занимается центровкой. Делается это так:

    • поднять машину;
    • слегка ослабить крепления раздаточной коробки, чтобы она могла смещаться;
    • завести двигатель, включить 4 скорость и раскрутить колеса до скорости 60-90 км/час;
    • затянуть крепление раздаточной коробки.

    Если все сделано правильно, раздатка займет оптимальное положение и не будет вибрировать на ходу.

    Полезное видео

    Подробное видео как происходит процесс разборки и сборки раздатки Нива Шевроле своими руками:

    Устройство раздаточной коробки

    Разборка и сборка раздаточной коробки

    Сливаем масло из раздаточной коробки и очищаем ее от грязи.

    Ослабляем гайку фланца ведущего вала (см. Замена сальников валов раздаточной коробки).

    Аналогично ослабляем гайки двух других фланцев. Снимаем корпус шестерни привода спидометра (см. Снятие корпуса шестерен привода спидометра и датчика скорости автомобиля ВАЗ-21214 (корпуса шестерни привода спидометра автомобиля)).

    Головкой «на 13» отворачиваем пять гаек картера привода переднего моста.

    Поддев отверткой за приливы картер,…

    …снимаем его…

    …и прокладку.

    Поддев отверткой стопорную шайбу,…

    …вынимаем ось рычага блокировки дифференциала ваз 2121 (при затруднении выбиваем выколоткой из мягкого металла).

    Снимаем рычаг блокировки дифференциала и пластиковые втулки оси.

    Снимаем выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала (см. Замена выключателя контрольной лампы блокировки дифференциала).

    Снимаем со штока вилки блокировки дифференциала пружину рычага.

    Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления крышки картера привода переднего моста.

    Снимаем крышку и прокладку.

    Вынимаем пружину и вытряхиваем из гнезда картера шарик фиксатора.

    Накидным ключом «на 10» отворачиваем стопорный болт вилки муфты блокировки дифференциала.

    Вынимаем болт с пружинной шайбой.

    Поддеваем отверткой защитный чехол штока вилки блокировки дифференциала…

    …и вынимаем шток с чехлом.

    Вынимаем вилку…

    …и муфту блокировки дифференциала.

    Отворачиваем до конца ослабленную ранее гайку крепления фланца и снимаем шайбу.

    Снимаем фланец.

    Сжав щипцами, вынимаем стопорное кольцо подшипника вала привода переднего моста.

    Вынимаем вал в сборе из картера.

    С переднего конца вала снимаем маслоотражатель и упорное кольцо.

    Зацепив трехлапым съемником наружное кольцо подшипника,…

    …спрессовываем подшипник.

    Головкой «на 13» отворачиваем восемь гаек крепления задней крышки к картеру раздаточной коробки.

    Поддев отверткой,…

    …снимаем крышку в сборе с валом привода заднего моста…

    …и прокладку.

    Вал привода заднего моста вынимаем из задней крышки и разбираем аналогично валу переднего картера ваз 2131.

    Детали вала привода заднего моста и задняя крышка.

    Ключом «на 13» отворачиваем две гайки крепления кронштейна рычага переключения передач к картеру раздаточной коробки…

    …и снимаем кронштейн переключения передач с рычагом.

    …снимаем фланец.

    Ключом «на 13» отворачиваем три гайки…

    …и снимаем крышку переднего подшипника ведущего вала.

    Соединение уплотнено прокладкой.

    Ключом «на 10» отворачиваем четыре гайки крепления лючка.

    Снимаем лючок и прокладку.

    Снимаем со штока вилки переключения передач пружину рычага и сдвигаем чехол штока.

    Внутри лючка накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки к штоку.

    Чтобы шарик и пружина фиксатора не выскочили,…

    …прикрываем отверстие пальцем и постепенно вытягиваем пассатижами шток.

    При этом шарик фиксатора выпадает через боковое отверстие картера.

    Пружину фиксатора вынимаем пинцетом.

    Вытягивая шток дальше, снимаем вилку муфты переключения передач…

    …и дистанционную пластиковую втулку.

    Вынимаем шток.

    Штоки вилки блокировки дифференциала и вилки переключения передач ваз 2121 уплотняются резиновыми кольцами. Покажем их снятие на примере кольца штока вилки переключения передач.

    Поддев отверткой,…

    …вынимаем уплотнительное резиновое кольцо.

    Расконтриваем гайки задних подшипников ведущего и промежуточного валов ваз 2131.

    Накидным ключом «на 27» отворачиваем одну из гаек, удерживая от проворачивания валы за другую гайку ключом или головкой той же размерности.

    Снимаем гайку и шайбу.

    В отверстия фланца вставляем болты крепления карданного вала и надеваем фланец на шлицы ведущего вала раздаточной коробки ваз 2121.

    Отворачиваем вторую гайку, удерживая валы от проворачивания монтажной лопаткой, вставленной между болтами.

    Снимаем гайку и шайбу. Снимаем фланец ведущего вала.

    Снимаем упорное кольцо переднего подшипника ведущего вала.

    Ключом «на 13» отворачиваем три оставшиеся гайки крепления передней крышки раздаточной коробки.

    Остальные гайки этой крышки были отвернуты при демонтаже крышки переднего подшипника ведущего вала, картера привода переднего моста и кронштейна рычага переключения передач.

    Снимаем переднюю крышку раздаточной коробки ваз 2131 с дифференциалом.

    Снимаем прокладку со шпилек картера раздаточной коробки.

    Пассатижами снимаем установочное кольцо переднего подшипника корпуса дифференциала.

    Разъединяем дифференциал нива 2121 и переднюю крышку раздаточной коробки.

    Вынимаем (или выбиваем через выколотку из мягкого металла) из гнезда передней крышки наружное кольцо переднего подшипника промежуточного вала.

    Щипцами разжимаем стопорное кольцо переднего подшипника корпуса дифференциала…

    …и снимаем его.

    Снимаем пружинную шайбу.

    Устанавливаем в отверстие переднего корпуса дифференциала нива 2131 подходящий упор для винта съемника…

    …и трехлапым съемником…

    …спрессовываем передний подшипник.

    …накидным ключом «на 17» отворачиваем шесть болтов, скрепляющих ведомую шестерню, передний и задний корпуса дифференциала.

    Разъединяем передний и задний корпуса дифференциала.

    При этом ведомая шестерня остается на переднем корпусе.

    Сбиваем ее с корпуса через выколотку из мягкого металла.

    Разъединяем ведомую шестерню и передний корпус дифференциала.

    С шестерни привода переднего моста снимаем опорную шайбу…

    …и вынимаем саму шестерню.

    Щипцами разжимаем стопорное кольцо оси сателлитов и снимаем его.

    Снимаем пружинную шайбу оси сателлитов нива 2131.

    Зацепив пассатижами за другое стопорное кольцо, вынимаем ось сателлитов.

    Вынимаем опорную шайбу и сателлит из заднего корпуса дифференциала.

    Вынув второй сателлит и его шайбу, извлекаем шестерню привода заднего моста.

    Для снятие первичного и промежуточного валов…

    …пассатижами снимаем установочное кольцо заднего подшипника ведущего вала.

    Аналогично демонтируем кольцо заднего подшипника промежуточного вала.

    Вынимаем из картера ведущий вал…

    … и промежуточный вал.

    Зажимаем шлицевую часть ведущего вала в тиски с накладками губок из мягкого металла,…

    …и, зацепив лапами съемника за муфту переключения передач,…

    …снимаем задний подшипник, втулку, шестерню низшей передачи и муфту.

    Снимаем с вала ступицу муфты и шестерню высшей передачи.

    Съемником спрессовываем передний подшипник ведущего вала.

    Из переднего подшипника промежуточного вала отверткой вынимаем ролики…

    …и снимаем сепаратор.

    Зажимаем промежуточный вал нива 2121 в тиски с накладками губок из мягкого металла.

    Поддевая двумя монтажными лопатками, спрессовываем внутреннее кольцо переднего подшипника…

    …и снимаем его.

    …внутреннее кольцо переднего подшипника промежуточного вала,…

    …подшипник вала привода переднего моста (труба опирается на внутреннее кольцо)…

    …и подшипники дифференциала.

    Таким же образом напрессовываем подшипник вала привода заднего моста, задний подшипник промежуточного вала, передний и задний подшипники ведущего вала. Ведущий и промежуточный валы устанавливаем в картер раздаточной коробки одновременно. Все уплотнительные прокладки смазываем тонким слоем силиконового герметика. Затянув гайки задних подшипников ведущего и промежуточного валов установленным моментом, стопорим гайки, вдавив их буртики в пазы хвостовиков валов. После сборки заливаем масло (см. Замена масла).

    Полезные советы

    Узел крепления шпильки:

    Ремонт крепления шпильки картера раздаточной коробки

    У раздаточной коробки нива 2121 бывает лопается правая (длинная) бобышка, в которую запрессована специальная шпилька, крепящая коробку к кронштейну. Для ремонта можно выточить втулку из дюралюминия, как показано на рисунке, запилить все ребра на оставшейся части бобышки и опилить ее наружный диаметр, чтобы плотно посадить втулку. Установив в отверстие шпильку крепления, нужно напрессовать втулку до упора и приварить ее по периметру к корпусу коробки.

    Определение причин вибрации и центрирование раздаточной коробки

    Запоминаем скорость автомобиля нива 2121 и обороты двигателя, при которых возникает вибрация в зоне крепления раздаточной коробки.

    На стоящем автомобиле переводим рычаги коробки передач и раздаточной коробки в нейтральное положение и запускаем двигатель. Устанавливаем число оборотов коленчатого вала ваз 2121, соответствующее скорости автомобиля, при которой возникали вибрации. Если вибрация сохраняется, проверяем состояние и крепление опор силового агрегата.

    Если вибраций не обнаружено, повторяем предыдущее испытание, включив прямую передачу в коробке передач нива 2131. Если на этот раз вибрация проявилась, неисправен промежуточный вал (ослабло крепление фланцев, заедание шарнира, трещины эластичной муфты и т.п.).

    Если вибраций нет, разгоняем автомобиль чуть выше отмеченной скорости и переводим рычаги коробки передач и раздаточной коробки в нейтральное положение. Причины вибрации в этом случае – дисбаланс межосевого дифференциала, переднего или заднего карданных валов, заедание их шарниров.

    Также проверяем крепление раздаточной коробки к кузову: состояние резинометаллических опор (разрывы и отслоения резины недопустимы), затяжку гаек, отсутствие усталостных трещин на кузове.

    Перед центрированием раздаточной коробки проверяем состояние опор силового агрегата и правильность их установки (центрирующие шайбы подушек двигателя должны входить в соответствующие отверстия боковых кронштейнов). Устанавливаем раздаточную коробку на автомобиль ваз 2121, не затягивая до конца гайки крепления кронштейнов ее подвески.

    Перемещая раздаточную коробку в продольном, поперечном и вертикальном направлении (подтягивая или ослабляя гайки ее крепления), добиваемся минимального и равномерного зазора между фланцами промежуточного вала и ведущего вала раздаточной коробки (фланцы должны быть на одном уровне и параллельны друг другу). Зазор между полом кузова и опорами заполняем регулировочными прокладками и совмещаем центрирующие пояски фланцев, слегка сдвинув раздаточную коробку ваз 2131 вперед (на величину зазора между фланцами). Окончательно затягиваем гайки крепления опор раздаточной коробки.

    45.jpg

    Устройство раздаточной коробки Нива Шевроле:1 – ведомая шестерня; 2 – подшипники дифференциала; 3 – пружинная шайба; 4 – стопорное кольцо; 5 – муфта блокировки дифференциала; 6 – зубчатый венец корпуса дифференциала; 7 – зубчатый венец вала привода переднего моста; 8 – подшипник вала привода переднего моста; 9 – маслоотражатель; 10 – грязеотражатель; 11 – вал привода переднего моста; 12 – фланец; 13 – сальник; 14 – пробка отверстия для слива масла; 15 – ведомая шестерня привода спидометра; 16 – ведущая шестерня привода спидометра; 17 – пробка отверстия для заливки и контроля уровня масла; 18 – передняя крышка раздаточной коробки; 19 – роликовый подшипник промежуточного вала; 20 – кронштейн подвески раздаточной коробки; 21 – крышка подшипника ведущего вала; 22 – упорное кольцо подшипника; 23 – подшипники ведущего вала; 24 – шестерня повышающей передачи; 25 – ступица муфты переключения передач; 26 – муфта переключения передач; 27 – картер раздаточной коробки; 28 – шестерня понижающей передачи; 29 – втулка шестерни низшей передачи; 30 – вал ведущий; 31 – задняя крышка; 32 – шариковый подшипник промежуточного вала; 33 – промежуточный вал; 34 – корпус дифференциала; 35 – упорная шайба шестерни привода заднего моста; 36 – подшипник вала привода заднего моста; 37 – шестерня привода заднего моста; 38 – сателлит; 39 – ось сателлитов; 40 – стопорное кольцо оси сателлитов; 41 – ось подвески раздаточной коробки; 42 – пружинная шайба; 43 – шестерня привода переднего моста.

    46.jpgПривод раздаточной коробки Нива Шевроле: 1 – вилка муфты блокировки дифференциала; 2 – муфта блокировки дифференциала; 3 – стопорный болт вилки; 4 – защитный чехол штока; 5 – пружина рычага; 6 – шток вилки блокировки дифференциала; 7 – крышка картера привода переднего моста; 8 – стопорная шайба; 9 – втулка оси рычага; 10 – ось рычага; 11 – рычаг блокировки дифференциала; 12 – шток вилки переключения передач; 13 – вилка рычага управления; 14 – рычаг управления; 15 – тяга рычага блокировки дифференциала; 16 – муфта переключения передач; 17 – вилка муфты переключения передач; 18 – дистанционная втулка; 19 – шарик фиксатора; 20 – втулка пружины фик сатора; 21 – пружина фиксатора; 22 – выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала; 23 – ось вилки рычага управления; 24 – болт крепления вилки.

    Раздаточная коробка Шеви Нива предназначена для изменения крутящего момента по величине и распределения его между передним и задним ведущими мостами. На автомобиле установлена двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом. Управляют раздаточной коробкой (выбор повышенной либо пониженной передачи, включение/выключение блокировки дифференциала) одним рычагом через механический рычажный привод.

    http://www.youtube.com/watch?v=Vw3kZ3igAZ0

    Замена масла в раздатки Нива Шевроле

    Согласно сервисной книжке масло в раздаточной коробке необходимо заменять через каждые 45 000 км пробега. Для замены или доливки масла в раздатку потребуется шестигранник на 12, шприц для заправки агрегатов трансмиссии, емкость для отработанного масла.

    Выверните сливную пробку и слейте масло, затем заверните сливную пробку и выверните заливную

    978s.jpg

    С помощью шприца залейте свежее масло до уровня нижней кромки заливного отверстия и заверните заливную пробку. На этом замена масла в раздаточной коробки Шевроле Нива завершена.

    Замена сальников валов раздаточной коробки Нива Шевроле

    Для установки новых сальников валов Шеви Нива потребуется ключ на 24, шестигранник на 12, шприц для заправки агрегатов трансмиссии, емкость для отработанного масла.

    Слейте масло из раздаточной коробки и отсоедините от раздаточной коробки соответствующий карданный вал

    979s.jpg

    Отверните самоконтрящуюся гайку фланца, предварительно заблокировав дифференциал раздаточной коробки и включив передачу

    Снимите гайку с шайбой и с вала фланец

    Извлеките сальник при помощи отвертки. Нанесите герметик на посадочную поверхность гнезда в картере под сальник, смажьте маслом рабочую кромку сальника и запрессуйте сальник подходящей оправкой. Замена сальника привода раздатки Нива Шевроле завершена.

    Замена привода датчика скорости Нива Шевроле

    Для снятия или установки датчика скорости привода Шеви Нива потребуется ключ на 13

    Отверните три гайки корпуса привода датчика скорости и снимите корпус

    986s.jpg

    Извлеките из корпуса вал привода в сборе с шестерней и сальник. Замените неисправные детали и установите привод  датчика скорости Шевроле Нива в порядке, обратном снятию.

    Замена подушек подвески  раздаточной коробки Нива Шевроле

    Для замены подушек раздатки на Шеви Нива потребуется ключ на 13 и на 17. Перед началом работ установите под раздаточную коробку опору.

    987s.jpg

    Отверните гайки крепления к кузову поперечины задней опоры раздаточной коробки

    Отверните гайку и извлеките болт

    990s.jpg

    Снимите поперечину (вертолет в народе) в сборе с подушкой опоры

    Для замены подушки отверните две гайки болтов ее крепления и при необходимости также замените резиновые втулки поперечины

    Для замены подушки бокового крепления раздаточной коробки отверните гайку оси крепления коробки, две гайки крепления подушки к кузову

    995s.jpg

    Снимите подушку. Вторую подушку снимают аналогично. Установка подушек раздаточной коробки Нива Шевроле выполняется в порядке, обратном снятию.

    Замена выключателя контрольной лампы блокировки дифференциала Нива Шевроле

    Для снятия или установки выключателя контрольной лампы блокировки дифференциала Шеви Нива потребуется ключ на 27. Заменить выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала можно только на снятой с автомобиля раздаточной коробке, так как непосредственно на автомобиле недостаточно места для пользования ключом. Снимите раздаточную коробку

    Ослабьте затяжку выключателя и выверните его из картера коробки. Устанавливайте выключатель в порядке, обратном снятию.

    Снятие и установка раздаточной коробки Нива Шевроле

    Для снятия раздатки с Шеви Нива потребуется ключ на 13 и 17, отсоедините от раздаточной коробки все карданные валы

    В салоне автомобиля отсоедините чехол рычага раздаточной коробки от кожуха тоннеля пола и снимите чехол вместе с рукояткой рычага

    Снимите резиновый чехол рычага переключения привода Нива Шевроле

    Отверните гайки крепления к кузову левой боковой подушки подвески коробки и ослабьте гайки крепления остальных подушек

    Отсоедините провода от выключателя контрольной лампы блокировки дифференциала

    Подставьте под раздаточную коробку опору, отверните остальные гайки крепления подушек и снимите раздаточную коробку. Установка раздатки на Шеви Нива выполняется в обратной последовательности снятию.

    Разборка и сборка раздатки Нива Шевроле

    Для того, чтобы разобрать раздаточную коробку Шеви Нива потребуются ключи на 10, 13, 17, 24 и 27, отвертка, съемник стопорных колец, съемник подшипников, пинцет, выколотка, зубило, тиски с губками из мягкого металла. Слейте масло из раздаточной коробки и снимите ее с автомобиля

    Подденьте отверткой запорную втулку и снимите стержень рычага управления коробкой

    Если распорная втулка и резиновое кольцо изношены, то снимите их с рычага, разжав лепестки распорной втулки

    Для обратной установки стержня рычага установите в стержень рычага распорную, запорную втулки и резиновое кольцо в порядке, обратном их снятию

    Снимите стопорное кольцо и извлеките ось рычага механизма управления

    Отверните болт оси вилки и снимите механизм управления раздаткой Нива Шевроле

    Проверьте и при необходимости замените пластмассовые втулки рычага, очистите и смажьте консистентной смазкой все шарниры механизма

    Выверните выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала из картера раздаточной коробки

    Отверните гайки крепления кронштейна рычага управления и снимите его

    Отверните гайку крепления вилки в кронштейне и разберите кронштейн. Изношенные или поврежденные детали замените

    Отверните гайки крепления боковой крышки, снимите крышку и установленную под ней прокладку

    Ослабьте гайку крепления вилки муфты переключения передач

    При помощи отвертки выньте из картера коробки Нива Шевроле заглушку отверстия для штока включения передач

    Поверните шток вокруг своей оси и плавно выдвигайте его из картера до момента появления шарика фиксатора. Пинцетом выньте шарик и пружину фиксатора

    Извлекайте шток из картера, поочередно снимая с него вилку и пластмассовую втулку

    Окончательно снимите шток

    При необходимости замените уплотнительное кольцо штока раздатки Нива Шевроле

    Отверните гайки крышки картера привода переднего моста и снимите ее

    Извлеките пружину фиксатора штока блокировки дифференциала

    Выверните болт крепления вилки блокировки дифференциала Шеви

    Отведите защитный чехол штока от картера и, выдвигая шток, наклоните раздаточную коробку вперед так, чтобы шарик фиксатора скатился в картер привода переднего моста. Окончательно вынув шток, снимите с него вилку, а затем достаньте шарик из картера

    При необходимости замените уплотнительное кольцо штока

    Отверните пять гаек крепления картера привода переднего моста, отверткой отделите его от картера раздаточной коробки

    Снимите картер раздаточной коробки

    Снимите муфту блокировки дифференциала и прокладку или удалите ее остатки

    Разберите  Шевроле Нива, для чего зафиксируйте вал в тисках с мягкими губками, отверните самоконтрящуюся гайку фланца привода переднего моста и снимите установленную под ней шайбу

    Снимите фланец привода переднего моста

    С помощью съемника снимите стопорное кольцо и извлеките вал из картера в сборе с подшипником

    Снимите с вала маслоотражательное и упорное кольца. Дальнейшая разборка вала описана ниже

    Отверните гайки крепления кронштейна к корпусу раздаточной коробки, а затем остальные гайки крепления задней крышки коробки

    Отверткой отделите заднюю крышку от картера коробки и снимите крышку вместе с валом привода заднего моста Нива Шевроле

    Для разборки задней крышки зафиксируйте вал в тисках с мягкими губками и отверните самоконтрящуюся гайку фланца

    Снимите гайку, шайбу и фланец

    Снимите стопорное кольцо с внутренней стороны крышки и извлеките из крышки вал в сборе с подшипником раздатки Шевроле

    Снимите с вала маслоотражательное и упорное кольца

    Снимите привод датчика скорости Шеви

    Отверните самоконтрящуюся гайку фланца крепления промежуточного вала

    Снимите гайку, шайбу и фланец

    С помощью съемника снимите стопорное кольцо крепления заднего подшипника ведущего вала

    Отверните гайки крепления крышки переднего подшипника ведущего вала и снимите крышку

    Отверните остальные гайки крепления задней крышки картера раздаточной коробки и снимите крышку

    Извлеките из картера коробки дифференциал

    Снимите стопорные кольца подшипников ведущего и промежуточного валов

    Извлеките из картера раздаточной коробки Нива Шевроле промежуточный и ведущий валы

    Для разборки дифференциала снимите стопорное кольцо с вала дифференциала и снимите упорную шайбу

    Спрессуйте подшипники с цапф корпуса дифференциала при помощи съемника

    Нанесите метки на разъединяемые части корпуса дифференциала, чтобы не нарушить их взаимную балансировку и соосность

    Выверните стяжные болты корпуса дифференциала

    С помощью съемника снимите ведомую шестерню

    С помощью зубила разъедините передний и задний корпуса дифференциала

    Извлеките из переднего корпуса шестерню полуоси раздатки

    Снимите стопорное кольцо оси сателлитов и шайбу

    Извлеките ось сателлитов из отверстий заднего корпуса раздатки

    Выньте из заднего корпуса сателлиты и вторую шестерню полуоси. Устанавливайте снятые или новые детали раздатки и собирайте дифференциал в обратном порядке.

    При необходимости разберите промежуточный вал Шеви Нива. Снимите наружное кольцо переднего подшипника промежуточного вала

    С помощью отвертки аккуратно, не повреждая сепаратор, выдавите из сепаратора ролики и снимите сепаратор

    Используя проставку (торцовую головку) подходящего диаметра, установите съемник таким образом, чтобы не повредить шестерню механизма привода спидометра, спрессуйте с вала внутреннее кольцо подшипника и снимите кольцо

    Для снятия заднего подшипника Нива Шевроле отверните гайку, снимите ее вместе с шайбой и спрессуйте подшипник съемником

    Собирайте промежуточный вал в порядке, обратном снятию. Гайку крепления подшипника после затяжки необходимым моментом законтрите с помощью бородка, вмяв бурт гайки в проточку вала

    Для разборки ведущего вала отверните гайку крепления подшипника и снимите ее

    Снимите упорную шайбу

    С помощью съемника снимите с вала подшипник, упорное кольцо и шестерню низшей передачи

    Снимите муфту включения передачи вместе со ступицей и шестерню высшей передачи

    С помощью съемника снимите с вала подшипник. Собирайте ведущий вал раздатки Нива Шевроле в порядке, обратном снятию. Гайку крепления подшипника после затяжки необходимым моментом законтрите с помощью бородка. Соберите раздаточную коробку в порядке, обратном разборке.

    Используемые источники:

    • https://nivaexpert.ru/transmissiya/remont-razdatki-niva-shevrole/
    • https://pronivu.ru/remont/ustrojstvo-razborka-i-sborka-razdatochnoj-korobki-vaz-2121-niva.html
    • https://pronivu.ru/remont/zamena-razdatki-niva-shevrole.html

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    5
    Материал подготовил
    Илья Коршунов
    Наш эксперт
    Написано статей
    134
    Добавить комментарий