2.8 Номинальные и ремонтные размеры деталей и пределы допустимых износов

Что нужно знать о поршневых кольцах ВАЗ

Легковые автомобили комплектуются различными типами двигателей, силовые агрегаты могут отличаться объемом, мощностью, конструкцией.

179.jpg

В зависимости от производителя у каждого мотора есть свой определенный ресурс – самыми основными серьезными поломками считаются выход из строя коленчатого вала или поршневой группы.

Если в двигателе повышается расход масла, чаще всего причиной этого являются изношенные или поломанные поршневые кольца, замена их – работа достаточно трудоемкая, к тому же требует определенных слесарных навыков.

Поршневые кольца двигателя

В двигателе внутреннего сгорания (ДВС) поршневые кольца (ПК) служат для уплотнения между стенками цилиндра (гильз) и поршнем, за счет них создается компрессия в цилиндрах. Если при сборке в мотор забыть поставить ПК, двигатель не заведется, так как не будет обеспечено необходимое сжатие рабочей топливовоздушной смеси.

В легковых автомобилях на каждом поршне стандартно устанавливаются по три кольца – два компрессионных и одно маслосъемное, причем, маслосъемные ПК могут быть наборными, то есть, состоять из нескольких элементов. Компрессионные поршневые кольца (КПК) служат для создания компрессии в цилиндрах, всегда изготавливаются из высокопрочного чугуна с различными присадками. Наибольшей прочностью обладает верхнее КПК, так как оно работает в самом тяжелом температурном режиме и испытывает максимальные нагрузки.

Маслосъемные поршневые кольца двигателя (МПК) нужны для отвода масла от стенок цилиндров, если кольца не будут выполнять свою функцию, двигатель будет расходовать масло. МПК могут быть как чугунными, так и стальными, причем, чугунные ПК почти всегда изготавливаются цельными, а вот стальные маслосъемные кольца бывает только наборными (составными). Стальное МПК на один цилиндр состоит из:

  1. двух пружинных стальных колец;
  2. осевого расширителя;
  3. радиального расширителя.

180.jpg

Тепловой зазор поршневых колец

ПК представляют собой пружинные диски с одним разрезом – при установке на поршень они разжимаются, а в гильзе плотно прижимаются к ее стенкам. Чтобы достигалось максимальное сжатие рабочей смеси, стенки цилиндров должны быть максимально гладкими (без дефектов), а форма внутренней полости идеально круглой. На поршне ПК размещаются в специальных канавках, причем, они посажены неплотно, и на холодном поршне перемещаются в канавках свободно.

Поршневые кольца имеют тепловые зазоры:

  1. между ПК и канавкой;
  2. в стыке.

Зазоры обязательно должны быть определенными, если они больше или меньше положенного значения, поршневая группа быстро выйдет из строя. Следует учитывать тот фактор, что при нагреве металл расширяется, и если тепловой зазор ПК будет слишком маленьким, поршневая группа начнет перегреваться. При больших зазорах не обеспечивается герметичность, возникают потери мощности.

Для легковых автомобилей, как правило, устанавливаются следующие зазоры:

  1. между канавками и КПК – от 0,02 до 0,08 мм (для верхнего кольца зазор должен быть немного больше);
  2. между канавками и МПК – от 0,05 до 0,06 мм;
  3. на стыке – от 0,25 до 0,5 мм.

По мере износа зазоры в ПК увеличиваются, и они не должны превышать:

  1. между кольцом и канавкой – 0,15 мм;
  2. на стыке – 1,0 мм.

Поршневые кольца ВАЗ

Волжский автомобильный завод производит двигатели для переднеприводных и заднеприводных автомобилей, поршневые кольца для моторов ВАЗ первоначально подставлял Мичуринский завод. У мичуринцев в продукции допускалось много брака, и с 1986 года в Тольятти было налажено собственное производство. В настоящее время существует много различных производителей, которые изготавливают ПК для вазовских двигателей, в частности, это:

  1. АВТОВАЗ (Тольятти);
  2. СТК (Самара);
  3. GOETZE (Германия);
  4. MAHLE (Германия);
  5. NPR EUROPE (бывшее название SM, Япония).

Признаки и причины износа (поломки) поршневых колец

На автомобилях ВАЗ в процессе эксплуатации происходит износ двигателя, так же выходят из строя ПК. Кольца могут:

  1. ломаться на две или несколько частей;
  2. изнашиваться по толщине;
  3. иметь общий износ.

Часто поломка деталей происходит вследствие перегрева ДВС, в этом случае в цилиндрах уменьшается компрессия, и мотор теряет мощность. Признаками неисправных ПК является:

  1. сизый дым из трубы глушителя, особенно часто он проявляется после долгой работы на холостых оборотах при резком нажатии на педаль газа;
  2. повышенный расход масла в двигателе;
  3. падение мощности, мотор перестает тянуть;
  4. закоксовывание свечей зажигания.

Если появляются признаки неисправности в поршневой группе, в первую очередь меняются поршневые кольца. Но замена ПК не всегда дает нужный эффект, часто после ремонта мотор продолжает дымить и расходовать масло. Причина здесь простая – имеется износ в самих цилиндрах. В блоке обычно гильзы изнашиваются неравномерно – они приобретают овальную форму, из-за выработки поршневые кольца не прилегают плотно к стенкам цилиндров и не обеспечивают герметичность.

Размеры поршневых колец: таблица (ВАЗ)

На автомобилях вазовского производства устанавливаются двигатели типа:

  1. 2101/2103/ 2105/2106 (ВАЗ-классика);
  2. 21213/ 21214/2130 (Нива);
  3. 2108/21083 (ВАЗ 2108-09-099);
  4. 2111/2112 (ВАЗ 2110-11-12);
  5. 21114 (ВАЗ 2113-14-15);
  6. 11186 (Лада Гранта);
  7. 11194 (Lada Kalina).

Также есть множество других модификаций ДВС, все вазовские моторы четырехцилиндровые рядные, с общим количеством клапанов 8 или 16. У моторов ВАЗ есть несколько стандартных размеров цилиндров:

  1. 76 мм;
  2. 79 мм;
  3. 82 мм.

У каждого размера предусматривается ремонтное увеличение на 0,4 и 0,8 мм, заводами производятся ремонтные поршни и кольца первого и второго ремонтных размеров. Поршневые кольца с диаметром 76 миллиметров выпускаются для двигателей:

  1. 2101;
  2. 2103;
  3. 2108;
  4. 1111(Ока).

Первый ремонтный размер ПК для этих моторов – 76,4 мм, второй ремонтный размер – 76,8 мм. Поршни, а также и поршневые кольца 79 мм производятся для ДВС моделей:

  1. 21011;
  2. 2105;
  3. 2106;

На всех этих моторах также есть два ремонтных размера ПК – 79,4 мм (первый ремонт) и 79,8 мм (второй ремонт). Самые распространенный размер ПК – 82 мм, на многих современных автомобилях ВАЗ используется поршневая группа именно этого размера. Диаметр поршневых колец 82 мм можно встретить на двигателях:

  1. 21083;
  2. 21213;
  3. 21214;
  4. 2130;
  5. 2123(Chevrolet Niva);
  6. 2111;
  7. 21114;
  8. 11183 (Калина и Гранта);
  9. 2112;
  10. 21124;
  11. 21126(Приора);

У ДВС ВАЗ есть и отклонения от типичных размеров, например, на моторе 11194 объемом 1,4л устанавливаются поршни и ПК диаметром 76,5 мм, этим ДВС комплектуется Ладв Калина. Также есть нестандартный силовой агрегат 1800 см³ ВАЗ-21128 с номинальным диаметром цилиндров 82,5 мм, но серийно АвтоВазом движок не производится.

Замена поршневых колец

На автомобилях ВАЗ, впрочем, как и на всех других моделях легковых автомашин, одни лишь поршневые кольца целесообразно менять только в том случае, если:

  1. в цилиндрах нет выработки;
  2. не имеет следов повреждения их внутренняя поверхность.

При значительном износе гильз требуется их расточка, а если до этого уже был последний размер, требуется перегильзовка блока цилиндров. Заменить ПК можно на любом вазовском моторе, не снимая ДВС, для этого потребуется снятие ГБЦ и масляного картера. ПК меняют в том случае, если зазор в стыках у них не превышает 1 мм.

Для примера рассмотрим замену поршневых колец на автомобиле ВАЗ-2114 с 8-клапанным ДВС, такую работу необходимо проводить на яме или автоподъемнике:

  • выключаем зажигание, ставим КПП на нейтральную передачу, скидываем с АКБ минусовую клемму;
  • сливаем тосол, снимаем корпус воздушного фильтра вместе с патрубком (гофрой инжектора);
  • снимаем клапанную крышку, распредшестерню, ослабляем ремень ГРМ и отводим его в сторону;
  • отсоединяем от ГБЦ вв провода, патрубки системы охлаждения, откручиваем болты головки;
  • раскручиваем гайки приемной трубы глушителя;
  • полностью освобождаем ГБЦ от всех креплений, которые мешают ее снять, производим съем головки блока;
  • если под двигателем есть защита, демонтируем ее;
  • подставляем емкость под поддон двигателя, отворачиваем пробку на картере, сливаем масло;
  • снимаем нижний лючок корпуса КПП (три болтика);
  • головкой с воротком на 10 или торцевым ключом откручиваем все болты масляного поддона;
  • демонтируем поддон, снимаем маслоприемник;
  • отворачиваем гайки шатунов, снимаем нижние шатунные крышки, аккуратно выбиваем поршни с шатунами наверх. Поршни следует выбивать через выколотку из мягкого металла или через деревянный брус. Сначала нужно аккуратно выбить шатунный болт, не повредив на нем резьбу, затем выколотку наставить на торец шатуна – ни в коем случае нельзя бить по вкладышам или посадочному месту под ними;
  • шатуны рекомендуется вынимать по одному, и сразу же на них наживлять крышки, между собой крышки путать нельзя, они назад ставятся строго по своим местам, и обязательно замок к замку;
  • снимаем с поршней ПК, обломком старого кольца чистим поршневые канавки до чистого металла. Обязательно проверяем чистоту канавки по кругу, кокса в ней оставаться не должно;
  • устанавливаем в канавки новые кольца, начинаем с нижнего МПК, затем ставим среднее компрессионное ПК, и в последнюю очередь верхнее. Для установки можно воспользоваться специальным приспособлением, но все же кольца удобнее ставить руками. Если МПК чугунные, их нельзя гнуть по своей оси, можно только аккуратно раздвигать. Компрессионные кольца выгибать тоже нужно аккуратно, по минимуму;
  • устанавливаем на место поршень с помощью специальной оправки, забиваем деревянной ручкой молотка либо латунной или бронзовой выколоткой;
  • ставим по одному поршню-шатуну, и тут же крепим на каждый шатунную крышку. Затяжку гаек шатунов следует выполнять динамометрическим ключом, усилие – от 4,5 до 5,5 кг;
  • затем ставим все на место – маслоприемник, поддон двигателя, головку блока. Заливаем в радиатор тосол, масло в картер, для проверки запускаем мотор. После замены ПК ДВС может поначалу дымить и расходовать масло – движок необходимо обкатать приблизительно 2 тыс. км. Бывает так, что при кажущемся нормальном состоянии гильз ДВС продолжает дымить даже после замены колец после обкатки. В таком случае придется растачивать цилиндры и устанавливать ремонтную поршневую группу.

Раскоксовка поршневых колец

Если мотор начинает дымить, есть вероятность, что в канавках поршней залегли кольца. В наше время есть немало различных современных средств для раскоксовки поршневых колец, и многие водители используют их для восстановления работоспособности мотора. Среди наиболее популярных составов можно отметить:

  1. Nitrox Power;
  2. ЛАВР МЛ-202;
  3. Титан;
  4. LIQUI MOLY;
  5. WYNN’S.

Автомобилисты полагают – если движок задымил, нужно воспользоваться средство для раскоксовки, и мотор заработает в прежнем режиме, без расхода масла и без дыма. Действительно, иногда эти средства помогают, но только лишь в тех случаях, когда мотор долго простоял без движения (например, после зимы), и от влаги в нем залегли ПК. Если машина подлежит длительной консервации (ставится в гараж на зимнее хранение) следует вывернуть свечи зажигания и в цилиндры залить масло, а свечные отверстия заткнуть чопиками. При такой профилактике и свечи не отсыреют, и на гильзах не скопиться ржавчина.

Но если все-таки забывчивый автовладелец не предпринял меры профилактики, можно воспользоваться средством для раскоксовки. От ржавчины в цилиндрах избавляемся следующим образом:

  1. сдергиваем высоковольтные провода;
  2. выкручиваем все свечи зажигания;
  3. проворачиваем коленчатый вал так, чтобы все поршни находились в среднем положении;
  4. зачем выворачиваем свечи, несколько оборотов прокручиваем стартером, чтобы вся грязь из двигателя вылетела;
  5. снятые детали устанавливаем на место, запускаем мотор. Первое время он может сильно дымить, но затем дым пройдет.

Автовладельцам следует помнить, что раскоксовка не является панацеей от всех бед, и если поршневые кольца изношены, то поможет только их замена.

Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рекомендуем прочитать:

Масло моторное 5w40 синтетика petro canada, характеристики, отзывыЧто будет если залить не то моторное масло в двигательКак определить что моторное масло пора менятьМожно смешивать моторное масло 5w50 и 5w40Бензин из отработанного маслаИскра есть, бензин поступает но не заводится авто, основные причиныКак определить цвет автомобиля ваз по vinМасло моторное honda 5w30 ultimate full

Похожие статьи

Как отличить оригинальные запчасти от неоригинальных ниссанМоторное масло castrol magnatec stop start 5w20Моторное дизельное масло eniМасло моторное промывочное лукойл

Блок цилиндров ВАЗ.

Размеры блока цилиндров ВАЗ:  2103,  2106,  21213,  21214,  2123,  2130.

Блок цилиндров 2103.

Обозначение – 2103-1002011.

Вес – 40,600 кг.

Применяемость – на двигателях: ВАЗ-2103, 21043, 21053, 21061, 2107.

Какой размер поршневых колец на ваз 2103:

Блок цилиндров 2106.

Обозначение – 2106-1002011.

Сколько весит блок двигателя ваз 2106? – Вес – 39,200 кг.

Маркировка, конструкция поршней ваз >>>

Применяемость – на двигателях: ВАЗ 2106, 21067, 21074, 2121 «Нива».

Блок цилиндров 21213.

Обозначение – 21213-1002011.

Вес – 40,000 кг.

Применяемость – на двигателях: ВАЗ 21213, 21073, 21214.

Блок цилиндров 21214.

Обозначение – 21214-1002011.

Вес – 40,000 кг.

Применяемость – на двигателях: ВАЗ 21214, 21073, 21213.

Блок цилиндров 2123.

Обозначение – 2123-100201120.

Вес – 46,300 кг.

Применяемость – на двигателях: ВАЗ 2123.

Блок цилиндров 2130.

Обозначение – 2130-1002011.

Применяемость – на двигателях: ВАЗ 2130.

Все вышеперечисленные блоки применяются на двигателях, которые относятся к линейке моторов «классической» конструкции.

Все эти блоки цилиндров объединяет одинаковые размеры:

– расстояние между осями смежных цилиндров, которое составляет 95,00 мм;

– диаметр постели для опор коленчатого вала.

В таблице приведены основные размеры блоков цилиндров ВАЗ. (размеры ремонта блока)

Модель блока цилиндров Dc(мм) H(мм) Lc(мм) d(мм)
ВАЗ 2101 * 76.00 +0,05 207.10 -0,15 95.00 54.52-0,013
ВАЗ 21011 * 79.00 +0,05 207.10 -0,15 95.00 54.52-0,013
ВАЗ 2103 76.00 +0,05 215.90 -0,15 95.00 54.52-0,013
ВАЗ 2106 79.00 +0,05 215.90 -0,15 95.00 54.52 -0,013
ВАЗ 21213 82.00 +0,05 214,58 -0,15 95.00 54.52 -0,013
ВАЗ 21214 82.00 +0,05 214,58 -0,15 95.00 54.52 -0,013
ВАЗ 2123 82.00 +0,05 214,58 -0,15 95.00 54.52 -0,013
ВАЗ 2130 82.00 +0,05 215.90 -0,15 95.00 54.52 -0,013

* – сняты с производства на ОАО “АВТОВАЗ”

Dc Диаметр цилиндра блока ВАЗ;

H   – Расстояние между верхней плоскостью блока и осью коленчатого вала (высота блока ВАЗ);

Lc  – Расстояние между осями соседних цилиндров блока (межцилиндровое расстояние);

d    – Диаметр расточки опор коленчатого вала (под коренные вкладыши).

По результатам окончательной обработки поверхности цилиндров, в зависимости от размеров диаметра, присваивается размерный класс цилиндра. Для цилиндров определены пять размерных групп, которые обозначаются буквами: A, B, C, D, E . Класс цилиндра наносится на поверхность блока, напротив каждого цилиндра. Для каждого номинального диаметра цилиндра, приняты свои размерные классы.

Класс A B C D E
Диаметр цилиндра 76 (мм),

блок ВАЗ 2103

76,000-76,010 76,010-76,020 76,020-76,030 76,030-76,040 76,040-76,050
Диаметр цилиндра 79 (мм),

блок ВАЗ 2106

79,000-79,010 79,010-79,020 79,020-79,030 79,030-79,040 79,040-79,050
Диаметр цилиндра 82 (мм), блок:

ВАЗ 21213, ВАЗ 21214, ВАЗ 2123, ВАЗ 2130.

82,000-82,010 82,010-82,020 82,020-82,030 82,030-82,040 82,040-82,050

Цилиндру с определенным классом, подбирается поршень соответсвующего класса.

Контроль диаметра и износ поверхности цилиндров осуществляется с помощью прибора – нутромера.

Замеры производятся на уровне нескольких поясов, во взаимно перпендикулярных направлениях. В верхней части цилиндра, на расстоянии не более 5 мм от верхней плоскости блока, находится зона где износ отсутствует и размер соответствует номинальному диаметру цилиндра. Если на одном из других контрольных участков цилиндра, будут выявленны отклонения размера на величину превышающую 0,15 мм от номинального, то необходимо произвести расточку цилиндров блока с последующей их хонинговкой до ближайшего ремонтного размера. В зависимости от условий эксплуатации двигателя и соблюдения технических требований, необходимость в расточке цилиндровможет возникнуть после 120 – 250 тыс. км. пробега автомобиля.

Для увеличения сроков эксплуатации блоков, определены два ремонтных размера для каждого из номинальных диаметров цилиндра. Каждый ремонтный размер отличается от предыдущего размера на 0,4 мм. В таблице представленны ремонтные размеры цилиндров блока, их промежуточные размеры под расточку и хонинговку.

Ремонтным размерам цилиндров подбираются ремонтные размеры поршней соответствующего класса. В итоге, добиваются величины зазора в 0,05-0,07 мм между цилиндром и поршнем.

где на поршне маркировка смореть тут

Ремонтный размер цилиндра, мм Класс поршня и цилиндра Диаметр поршня(справочн.), мм Диаметр цилиндра после расточки, мм Диаметр цилиндра после хонингования, мм
76,4 A 76,34-76,35 76,37-76,38 76,40-76,41
B 76,35-76,36 76,38-76,39 76,41-76,42
C 76,36-76,37 76,39-76,40 76,42-76,43
D 76,37-76,38 76,40-76,41 76,43-76,44
E 76,38-76,39 76,41-76,42 76,44-76,45
76,8 A 76,74-76,75 76,77-76,78 76,80-76,81
B 76,75-76,76 76,78-76,79 76,81-76,82
C 76,76-76,77 76,79-76,80 76,82-76,83
D 76,77-76,78 76,80-76,81 76,83-76,84
E 76,78-76,79 76,81-76,82 76,84-76,85
79,4 A 79,34-79,35 79,37-79,38 79,40-79,41
B 79,35-79,36 79,38-79,39 79,41-79,42
C 79,36-79,37 79,39-79,40 79,42-79,43
D 79,37-79,38 79,40-79,41 79,43-79,44
E 79,38-79,39 79,41-79,42 79,44-79,45
79,8 A 79,74-79,75 79,77-79,78 79,80-79,81
B 79,75-79,76 79,78-79,79 79,81-79,82
C 79,76-79,77 79,79-79,80 79,82-79,83
D 79,77-79,78 79,80-79,81 79,83-79,84
E 79,78-79,79 79,81-79,82 79,84-79,85
82,4 A 82,34-82,35 82,37-82,38 82,40-82,41
B 82,35-82,36 82,38-82,39 82,41-82,42
C 82,36-82,37 82,39-82,40 82,42-82,43
D 82,37-82,38 82,40-82,41 82,43-82,44
E 82,38-82,39 82,41-82,42 82,44-82,45
82,8 A 82,74-82,75 82,77-82,78 82,80-82,81
B 82,75-82,76 82,78-82,79 82,81-82,82
C 82,76-82,77 82,79-82,80 82,82-82,83
D 82,77-82,78 82,80-82,81 82,83-82,84
E 82,78-82,79 82,81-82,82 82,84-82,85

Смотреть дальше – «Особенности конструкции блоков цилиндров».

+

Описание автомобиля

+

Эксплуатация автомобиля

+

Тех. обслуживание

+

Уход за автомобилем

+

Некоторые неисправности

+

Ходовая часть

+

Рулевое управление

+

Тормоза

+

Электрика

+

Кузов

Двигатель и его системыСнятие и установка двигателяЗазоры привода клапанов  

+

Топливная система  

+

Система смазки  

+

Система охлаждения  

+

Выхлопная системаПереборка двигателяРемонт блока цилиндровПоршень и шатун  

+

Головка блока цилиндровСборка двигателяСмена масла двигателяЗамена ремня генератораЗамена ремня ГРМ  

+

Регулировка карбюратора

+

Трансмиссия

+

Дополнения    Статьи

Поршень с шатуном:1 – гайка шатунного болта2 – шатунные вкладыши3 – шатун4 – поршневой палец5 – канавка верхнего компрессионного кольца6 – канавка нижнего компрессионного кольца7 – канавка маслосъемного кольца8 – поршень9 – шатунный болт10 – крышка шатуна

Номинальные размеры цилиндров и поршней

Размерная группа Модель двигателя ВАЗ-2108 Модель двигателя ВАЗ-21083
Диаметр цилиндра, мм Диаметр поршня, мм Диаметр цилиндра, мм Диаметр поршня, мм
A 76,00-76,01 75,965-75,975 82,00-82,01 81,965-81,975
B 76,01-76,02 75,975-75,985 82,01-82,02 81,975-81,985
C 76,02-76,03 75,985-75,995 82,02-82,03 81,985-81,995
D 76,03-76,04 75,995-76,005 82,03-82,04 81,995-82,005
E 76,04-76,05 76,005-76,015 82,04-82,05 82,005-82,015

Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера. Примечание 1

Зазор между кольцами и канавками поршня, мм
Номинальный:
верхнее компрессионное кольцо 0,04-0,075
нижнее компрессионное кольцо 0,03-0,065
маслосъемное кольцо 0,02-0,055
Предельно допустимый зазор для всех колец 0,15.

Примечание 2

Зазор в замках поршневых колец, мм:
Номинальный 0,25-0,45
Предельно допустимый 1,0

Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1-й, 2-й, 3-й) через 0,004 мм. Класс пальца маркируется на его торце краской. Размерные классы поршневых пальцев и поршней

Класс Диаметр пальца, мм Диаметр отверстия в поршне, мм Маркировка
пальца поршня
1 21,970-21,974 21,982-21,986 Синий 1
2 21,974-21,978 21,986-21,990 Зеленый 2
3 21,978-21,982 21,990-21,994 Красный 3
Поршень на шатун устанавливается так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в противоположную сторону от номера детали, отлитого на шатуне. Если на нижней головке шатуна есть отверстие для выхода масла, стрелка на поршне должна быть направлена в сторону этого отверстия.

1.

Рекомендуем снимать поршневые кольца специальным съемником. Если его нет, аккуратно раздвиньте замок кольца и снимите кольцо с поршня. Аналогичным образом снимите остальные кольца.

2.

С помощью специальной оправки выпрессуйте палец из шатуна.

3. Осмотрите поршни. Если на них есть задиры, следы прогара, глубокие царапины – замените поршни.

4.

Для определения зазора измерьте диаметр цилиндра (смотрите подраздел) и диаметр поршня, который измеряют микрометром в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня.

5.

Измерьте щупом зазор между кольцами и канавками на поршне в нескольких местах по периметру. Если зазор превышает предельно допустимый (смотрите примечание 1), замените поршни с кольцами.

6.

Вставьте поршневое кольцо в специальную оправку и измерьте зазор в замке. Вместо оправки можно вставить кольцо в цилиндр и продвинуть его поршнем, чтобы кольцо встало без перекосов. Если зазор превышает предельно допустимый, замените кольцо (смотрите примечание 2). Если зазор меньше 0,25 мм, осторожно спилите надфилем концы кольца.

7.

Проверьте посадку поршневого пальца в поршне. Для этого смажьте поршневой палец моторным маслом и вставьте его в поршень. Палец должен входить в поршень свободно от нажатия большим пальцем руки.

8.

Переверните поршень так, чтобы палец встал вертикально, при этом он не должен выпадать из поршня под действием собственного веса. Если палец выпадает из поршня, возьмите палец следующего класса. Если из поршня выпадает палец третьего класса, замените поршень и палец.

   

9.

Осмотрите шатунные вкладыши. Если на них имеются трещины, задиры, выкрашивание – замените вкладыши.

10.

Осмотрите шатуны с крышками. Замените погнутые шатуны.

11.

Наденьте поршневой палец 2 на валик 1 приспособления для установки поршневого пальца с надетым на него дистанционным кольцом 5. Затем оденьте направляющую втулку 3 и закрепите ее винтом 4, не затягивая винт. Размеры дистанционного кольца: наружный диаметр 22 мм, внутренний – 15 мм, толщина – 4 мм.

12.

Нагрейте верхнюю головку шатуна до 240 °С в печи в течение 15 минут. Зажмите шатун в тисках, установите на него поршень (смотрите примечание), чтобы отверстия под палец совпали, и вставьте до упора приспособление с пальцем в отверстия поршня и шатуна. Для правильной установки пальца поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки.

13.

После охлаждения шатуна смажьте поршневой палец через отверстие в бабышках поршня.

Внимание

Шатуны обрабатываются совместно с крышками, поэтому их нельзя разукоплектовывать. Если при сборке шатунно-поршневой группы устанавливаются новые детали, подберите поршни к цилиндрам по классу, группе и по массе. Поршневые пальцы и поршни также нужно подобрать по классу.

 Примечание Сборку поршня с шатуном нужно производить как можно быстрее, так как шатун быстро охлаждается. После охлаждения шатуна изменить положение пальца будет невозможно.Обозначение ремонтного размера: Обозначение группы по массе:

14.

Смажьте моторным маслом поршневые кольца и канавки на поршне. Наденьте съемником или вручную поршневые кольца соответственно соориентировав их. Проверьте легкость перемещения колец в канавках.

15.

Если на кольце нанесена надпись “Верх”, “Top” или “ВАЗ”, установите кольцо надписью вверх, к днищу поршня.

16.

На нижнем копрессионном кольце имеется проточка. Кольцо должно устанавливаться проточкой вниз. Перед установкой маслосъемного кольца поверните пружинный расширитель так, чтобы его замок находился с противоположной стороны от замка кольца.

17.

Поверните поршневые кольца так, чтобы их замки располагались под углом 120° друг к другу.

18.

Вставьте вкладыш в нижнюю головку шатуна, при этом фиксирующий выступ на вкладыше должен войти в паз головки шатуна.

19.

Вставьте вкладыш в крышку шатуна так, чтобы фиксирующий выступ на вкладыше вошел в паз крышки шатуна.

Двигатель ВАЗ 2106 — самый мощный из моторов, устанавливавшихся на классические модели Волжского автомобильного завода. Диаметр поршня ВАЗ 2106 составляет от 78,94 до 79,79 мм. Такой разброс в размере детали связан с тем, что на заводе производятся силовые агрегаты пяти классов: А, B, C, D, E. Класс двигателя зависит от точного размера цилиндра. Для каждого класса блока цилиндров выпускаются соответствующие шатунно-поршневые группы.

Кроме того, существует 2 основных ремонтных размера цилиндров, под них также производятся соответствующие шатунно-поршневые группы. В результате, зайдя в магазин автомобильных запчастей, можно обнаружить 15 одинаковых с виду поршней, имеющих различный диаметр и предназначенных для одного и того же силового агрегата. Разобраться в этом многообразии довольно сложно, но при наличии знаний и специальных инструментов ошибиться в выборе невозможно.

Вернуться к оглавлению

Подбор запчастей

Перед походом в магазин необходимо выкатить автомобиль на светлое место или использовать для работы фонарь. Нужно открыть крышку моторного отсека (капот), подойти к машине со стороны левого переднего крыла и внимательно осмотреть левую вертикальную стенку блока цилиндров. Именно там, в самом центре, должна быть расположена заглавная латинская буква, обозначающая класс мотора.

Если буквы невидно, значит, двигатель загрязнен. Нужно очистить поверхность силового агрегата от грязи при помощи пескоструйного аппарата и посмотреть снова. Если и после этого буква не появится, значит, ее «съела» коррозия. В этом случае перед походом в автомагазин нужно приобрести нутромер и измерить при помощи этого инструмента реальные размеры каждого цилиндра. Случается, что некоторые мастера растачивают не все цилиндры при капремонте.

Не подвергавшиеся капитальному ремонту и не расточенные двигатели класса А имеют цилиндры диаметром от 79 до 79,01 мм, класса В — от 79,01 до 79,02, класса С — от 79,02 до 79,03, класса D — от 79,03 до 79,04, класса Е — от 79,04 до 79,05 мм. Оригинальные поршни для этих блоков имеют диаметр 78,93, 78,94, 78,95, 78,96 и 78,97 мм соответственно. Это приблизительные цифры, поскольку в реальности имеется допуск в 9 тысячных миллиметра.

Таблица размеров и допусков деталей двигателя ВАЗ классика

В магазины запчастей поставляются литые поршни классов А, С и D, предназначенные для нерасточенных моторов. Кованые поршни на ВАЗ 2106 изготавливаются на заказ и бывают любых размеров. Основные ремонтные размеры цилиндров мотора ВАЗ 2106 составляют 79,4 (первая расточка) и 79,8 мм (вторая расточка). Диаметры поршней для первой расточки в зависимости от класса (в миллиметрах):

  1. А — 79,34.
  2. В — 79,35.
  3. С — 79,36.
  4. D — 79,37.
  5. E — 79,38.

Диаметры поршней для второй расточки:

  1. А — 79,74.
  2. В — 79,75.
  3. С — 79,76.
  4. D — 79,77.
  5. Е — 79,78.

Следует отметить, что поршни также разделяются на 3 категории по диаметру отверстия под поршневой палец, поэтому новые поршни нужно приобретать в сборе с пальцами. Отличить расточенный блок от нерасточенного непрофессионалу очень сложно, поэтому если капитальный ремонт мотора выполняется самостоятельно, нужно обязательно приобрести нутромер, а если это невозможно, то хотя бы брать с собой старые детали и сверять их с магазинными.

Вернуться к оглавлению

Замена поврежденных деталей без расточки

Часто случаются ситуации, когда из-за стука шатунов или залегания колец люди полностью разбирают мотор и растачивают его, тратя на это немалые силы и деньги. Однако если цилиндр обладает правильной круглой формой, не имеет царапин, задиров, трещин и его реальный износ не превышает 0,15 мм, то расточку и хонингование делать необязательно.

В остальных случаях достаточно просто поменять износившиеся детали. Для этого даже не нужно снимать силовой агрегат с машины, достаточно снять головку блока цилиндров (ГБЦ) и масляный картер. Обычно к подобному способу прибегают, когда требуется замена поршневых колец ВАЗ 2106. Порядок выполнения работ:

  1. Сначала снимается аккумулятор, отсоединяются провода от датчиков и свечей, выкручиваются свечи и снимается крышка трамблера.
  2. Затем сливается тосол, от ГБЦ и карбюратора отцепляются все шланги системы ОЖ и все тяги.
  3. Снимается воздушный фильтр и бензонасос.
  4. Снимается крышка ГБЦ и совмещаются метки на шкиве распредвала и корпусе подшипников.
  5. Ослабляются болт шкива распредвала и гайка натяжителя цепи, отверткой отжимается башмак и откручивается болт, крепящий шкив распредвала.
  6. Шкив снимается, а верхняя часть цепи крепится проволокой к радиатору.
  7. Откручиваются гайки и снимается корпус подшипников ГБЦ.
  8. После этого отвинчиваются болты ГБЦ и головка аккуратно убирается в сторону вместе с прокладкой.
  9. Выпускная труба (штаны) откручивается от КПП и отсоединяется от коллектора.
  10. Сверху поперек моторного отсека ставится крепкая доска и к ней крепится мотор.
  11. Откручиваются подушки движка и он приподнимается на 3 см.
  12. Сливается моторное масло, откручиваются болты картера и он отсоединяется от блока.
  13. Снизу откручиваются 2 болта и снимается масляный насос.
  14. После этого откручиваются гайки шатунных крышек, крышки снимаются и поршни в сборе с шатунами выталкиваются вверх ручкой молотка.

Сборка осуществляется в обратной последовательности. При этом каждый поршень следует вставлять при помощи специальной оправки. Метка «П» должна быть обращена вперед по ходу движения. Последовательность затягивания болтов ГБЦ и гаек корпуса подшипников можете посмотреть в интернете. Момент предварительной затяжки 10 болтов ГБЦ — 3,4-4,2 кгс.м, окончательной затяжки — 9,8-12 кгс.м. 11-й болт затягивается моментом 3,5 кгс.м.

РуководстваВАЗ2106 (Жигули)

2.8. Номинальные и ремонтные размеры деталей и пределы допустимых износов

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Четырехцилиндровые двигатели впускной клапан выпускной клапан </tr>Наружный диаметр седла клапана, мм 37,2 </tr>Ширина рабочей фаски, мм 2,0 2,4 </tr>Заглубление плоскости седла относительно плоскости головки блока, мм 9,2 9,7 </tr>Угол фаски, град 45 45 </tr>Угол верхнего конуса, град 30 30 </tr>Диаметр отверстия в направляющих втулках клапанов, мм 8,013 – 8,035 8,013 – 8,035 </tr>Предельно допустимый зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой, мм 1,0 1,3 </tr>Диаметр тарелки клапана, мм 28,0 33,0 </tr>Диаметр стержня клапана, мм 7,97 7,95 </tr>Максимальная допустимая при шлифовке ширина рабочей фаски, мм 3,5 шлифовке не подлежит </tr>Минимальная высота тарелки клапана до фаски, мм 0,5 шлифовке не подлежит </tr>Длина клапана, мм: </tr>  – номинальная 98,7 (91,0 для двигателя NP) 98,5 (90,8 для двигателя NP) </tr>  – минимальная 98,2 (90,5 для двигателя NP) 98,0 (90,3 для двигателя NP) </tr>Угол рабочей фаски клапана, град 45 45 </tr>Зазор между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами толкателей клапанов, мм: </tr>  – при температуре охлаждающей жидкости 35° С 0,25 ± 0,05 0,45 ± 0,05 </tr>  – при температуре охлаждающей жидкости 20° С 0,20 ± 0,05 0,40 ± 0,05 </tr>Зазор между поршнем и цилиндром двигателя, мм 0,03 </tr>Максимально допустимый зазор между поршнем и цилиндром, мм 0,08 </tr>Диаметр цилиндров, мм: </tr>  – номинальный 81,01 </tr>  – 1-й ремонтный 81,26 </tr>  – 2-й ремонтный 81,51 </tr>  – 3-й ремонтный 82,01 </tr>Диаметр шеек коленчатого вала, мм: коренных шатунных </tr>  – номинальный 54,0

-0,022 -0,042

</sup>47,8

-0,022 -0,042

</sup></tr>  – 1-й ремонтный 53,75

-0,022 -0,042

</sup>47,55

-0,022 -0,042

</sup></tr>  – 2-й ремонтный 53,5

-0,022 -0,042

</sup>47,3

-0,022 -0,042

</sup></tr>  – 3-й ремонтный 53,2

-0,022 -0,042

</sup>47,05

-0,022 -0,042

</sup></tr>Диаметр вкладышей подшипников, мм: </tr>  – номинальный 53,96 – 53,98 47,76 – 47,79 </tr>  – 1-й ремонтный 53,71 – 53,73 47,51 – 47,53 </tr>  – 2-й ремонтный 53,46 – 53,48 47,26 – 47,29 </tr>  – 3-й ремонтный 53,21 – 53,23 47,01 – 47,03 </tr>Максимальная допустимая овальность, мм 0,03 </tr>Осевой зазор коленчатого вала, мм: </tr>  – номинальный 0,07 – 0,17 </tr>  – максимальный допустимый 0,25 </tr>Зазор между коренными вкладышами и шейками коленчатого вала, мм: </tr>  – номинальный 0,03 – 0,08 </tr>  – предельно допустимый 0,17 </tr>Диаметр поршня, мм: </tr>  – номинальный 80,98 </tr>  – 1-й ремонтный 81,23 </tr>  – 2-й ремонтный 81,48 </tr>  – 3-й ремонтный 81,98 </tr>Глубина выемки в головке поршня, мм DR 8,1 DS, NP4,4 </tr>Длина поршневого пальца, мм 57 (54 выпуска до июля 1985 г.) </tr>Зазор в замке поршневых колец, мм: компрессионное маслосъемное </tr>  – номинальный 0,3 – 0,45 0,25 – 0,5 </tr>  – предельно допустимый 1,0 1,0 </tr>Зазор между кольцами и канавкой в поршне, мм: </tr>  – номинальный 0,02 – 0,05 – </tr>  – предельно допустимый 1,05 – </tr>Предельно допустимый зазор между шатунными вкладышами и шейками коленчатого вала, мм 0,12 </tr>Предельно допустимый осевой зазор шатуна на шейке коленчатого вала, мм 0,37 </tr>Предельно допустимый осевой зазор распределительного вала при снятых толкателях, мм 0,15 </tr>Радиальное биение шеек распределительного вала, мм, не более 0,01 </tr>Диаметр шеек распределительного вала, мм: </tr>  – номинальный 26,0 </tr>  – ремонтный 25,75 </tr>Минимальная высота головки блока, мм 132,6 </tr>Зазор между зубьями шестерен масляного насоса, мм: </tr>  – номинальный 0,05 </tr>  – предельно допустимый 0,2 </tr>Зазор между наружным диаметром шестерен и корпусом насоса, мм 0,15 </tr></table>впускной клапан выпускной клапан </tr>Наружный диаметр седла клапана, мм 37,2 30,8 </tr>Ширина рабочей фаски, мм 2,0 2,0 </tr>Заглубление плоскости седла относительно плоскости головки блока, мм 9,6 9,0 </tr>Угол фаски, град 45 45 </tr>Угол верхнего конуса, град 30 30 </tr>Диаметр отверстия в направляющих втулках клапанов, мм 8,013 – 8,035 8,013 – 8,035 </tr>Предельно допустимый зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой, мм 1,0 1,3 </tr>Диаметр тарелки клапана, мм 38,0 33,0 </tr>Диаметр стержня клапана, мм 7,97 7,95 </tr>Максимальная допустимая при шлифовке ширина рабочей фаски, мм 3,5 шлифовке не подлежит</tr>Минимальная высота тарелки клапана до фаски, мм 0,5 шлифовке не подлежит </tr>Длина клапана, мм: </tr>  – номинальная 91,0 90,8 </tr>  – минимальная 90,05 90,3 </tr>Угол рабочей фаски клапана, град 45 45 </tr>Зазор между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами толкателей клапанов, мм: </tr>  – при температуре охлаждающей жидкости 35° С 0,25 ± 0,05 0,45 ± 0,05 </tr>  – при температуре охлаждающей жидкости 20° С 0,20 ± 0,05 0,40 ± 0,05 </tr>Максимальный допустимый зазор между поршнем и цилиндром, мм 0,07 </tr>Диаметр цилиндра, мм: </tr>  – двигатели 1,9 л и 2,2 л: </tr>     • номинальный 79,51 </tr>     • 1-й ремонтный 79,76 </tr>     • 2-й ремонтный 80,01 </tr>     • 3-й ремонтный 80,51 </tr>  – двигатели 2,0 л и 2,3 л: </tr>     • номинальный 81,01 (82,51 для двиг. NF) </tr>     • 1-й ремонтный 81,26 (82,76 для двиг. NF) </tr>     • 2-й ремонтный 81,51 (83,01 для двиг. NF) </tr>Диаметр вкладышей подшипников, мм: коренных шатунных </tr>  – номинальный </tr>  – 1-й ремонтный 57,71 – 57,73 </tr>  – 2-й ремонтный 57,46 – 57,48 </tr>  – 3-й ремонтный 57,21 – 57,23 </tr>Осевой зазор коленчатого вала, мм: </tr>  – номинальный 0,07 – 0,18 (0,07 – 0,23 с 1984 г.) </tr>  – максимальный допустимый 0,25 </tr>Максимально допустимый зазор между коренными вкладышами и шейками коленчатого вала, мм 0,16 </tr>Диаметр поршня, мм: </tr>  – двигатели 1,9 л и 2,2 л: </tr>     • номинальный 79,48 </tr>     • 1-й ремонтный 79,73 </tr>     • 2-й ремонтный 79,98 </tr>     • 3-й ремонтный 80,48 </tr>  – двигатели 2,0 л и 2,3 л: </tr>     • номинальный 80,98 (82,48 для двиг. NF) </tr>     • 1-й ремонтный 81,23 (82,74 для двиг. NF) </tr>     • 2-й ремонтный 81,48 (82,98 для двиг. NF) </tr>Зазор в замке поршневых колец, мм: </tr>  – номинальный 0,25 – 0,5 </tr>  – предельно допустимый 1,0 </tr>Зазор между кольцом и канавкой в поршне, мм: </tr>  – номинальный 0,02 – 0,08 </tr>  – предельно допустимый 0,1 </tr>Предельно допустимый зазор между шатунными вкладышами и шейками коленчатого вала, мм 0,12 </tr>Предельно допустимый осевой зазор шатуна на шейке коленчатого вала, мм 0,4 </tr>Предельно допустимый осевой зазор распределительного вала при снятых толкателях, мм 0,15 </tr>Минимальная высота головки блока (между поверхностями), мм 132,75 </tr></table>0,5 </tr>Максимальный допустимый прогиб нажимного диска (внутренний край к внешнему), мм 0,3 </tr>Максимальный свободный ход педали сцепления (тросовый привод), мм 15 </tr>Высота педали сцепления (гидравлический привод), мм На 10 мм выше педали тормоза</tr></table>

Коробка передач (передаточные числа)

Передача Коробка передач 014 </tr>QN 4X</tr>Главная 4,11 4,11</tr>1-я 3,46 3,36</tr>2-я 1,79 1,79</tr>3-я 1,07 1,07</tr>4-я 0,7 0,7</tr>Задний ход 3,17 3,17</tr></table>Передача Коробка передач 013 </tr>3THEHF</tr>Главная 4,114,114,11</tr>1-я 3,46 3,463,46</tr>2-я 1,79 1,791,79</tr>3-я 1,07 1,131,13</tr>4-я 0,78 0,830,83</tr>5-я 0,6 0,680,68</tr>Задний ход 3,173,173,17</tr></table>Передача Коробка передач 093 3Q</tr>Главная 5,22</tr>1-я 2,84 </tr>2-я 1,52 </tr>3-я 0.9 </tr>4-я 0,64 </tr>5-я 0,48 </tr>Задний ход 3,16</tr></table>Передача Коробка передач 016</tr>AAZ3V3K5N3U</tr>Главная 3,893,893,894,114,11</tr>1-я 3,6 3,63,63,63,6</tr>2-я 2,13 2,132,132,131,86</tr>3-я 1,46 1,461,361,461,19</tr>4-я 1,07 1,070,970,970,84</tr>5-я 0,86 0,830,780,730,64</tr>Задний ход 3,53,53,53,53,5</tr></table>Передача Коробка передач 012</tr>QN</tr>Главная 3,888</tr>1-я 3,545 </tr>2-я 2,105 </tr>3-я 1,429 </tr>4-я 1,029 </tr>5-я 0,838 </tr>Задний ход 3,5 </tr>Предельный износ кольца синхронизатора (все коробки передач), мм 0,5</tr></table>Автоматическая КП 087 089 </tr>Главная передача 3,08; 3,25; 3,45 (в зависимости от модели двигателя)3,42 </tr>1-я передача 2,712,71 </tr>2-я передача 1,5 1,5</tr>3-я передача 1,01,0</tr>Задний ход 2,43 2,43 </tr>Максимальный диаметр втулки гидротрансформатора, мм 34,12 </tr>Максимальная допустимая овальность втулки, мм0,03</tr></table>Привод передних колесМодельДлина полуоси (без ШРУСов), мм</tr>правойлевой</tr>С 4-х цилиндровыми двигателями </tr>  – с механической трансмиссией 579,2540,7</tr>  – с автоматической трансмиссией 540,7598,5</tr>С 5-цилиндровыми двигателями: </tr>  – с механической трансмиссией 550,9550,9</tr>  – с автоматической трансмиссией529,1582,8</tr></table>Передний тормоз256,0 (276 с января 1986 г.)</tr>Толщина дисков, мм невентилируемыевентилируемые</tr>  – номинальная 13,022,0 (25,0 с января 1986 г.)</tr>  – предельно допустимая 20,023,0 (25,0 с января 1986 г.)</tr>Максимально допустимое биение диска, мм 0,06</tr>Минимальная толщина тормозной колодки, мм 7,05</tr></table>230,0 </tr>  – предельно допустимый 231,0 </tr>Максимально допустимое радиальное биение барабана, мм 0,1 </tr>Максимально допустимое боковое биение барабана, мм </tr>Максимально допустимая толщина накладки тормозной колодки, мм 2,5 </tr>Диаметр поршня колесного тормозного цилиндра 17,46 </tr></table>

Задний дисковый тормоз

245,0</tr>Толщина диска, мм: </tr>  – номинальная 10,0 </tr>  – предельно допустимая 8,0 </tr>Максимально допустимое биение диска, мм 0,06</tr>Минимальная толщина тормозной колодки, мм 7,0</tr></table>Используемые источники:

  • https://www.vazzz.ru/markirovka-porshnej-vaz-21083-tablitsa/
  • http://www.motors-vaz.ru/blok_vaz03_23r.html
  • https://vaz-sputnik.ru/2109/11-9.html
  • http://expertvaz.ru/2106/diametr-porshnya-dvigatelya.html
  • http://automn.ru/vaz-2106/vaz-3267-10.m_id-2.m_id2-289.html

</table>

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий