Ваз 2108 коробка передач: как провести ремонт самостоятельно

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕЕсли в процессе ремонта коробки передач заменялась хотя бы одна из следующих деталей: картеры сцепления или коробки передач, корпус дифференциала или подшипники дифференциала, то необходимо подобрать регулировочное кольцо подшипников дифференциала.

ПРИМЕЧАНИЕВ разделе описан ремонт пятиступенчатой коробки передач (представляющей собой дальнейшее конструктивное развитие четырехступенчатой) более сложной, но и более распространенной.

1. Снимите коробку передач с автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 (см. «Снятие и установка коробки передач»). Очистите коробку передач от грязи и вымойте снаружи.

2. Установите коробку передач вертикально вверх. Отверните шесть гаек крепления задней крышки коробки передач.

статья про ремонт, разборка и дефектовка деталей коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

3. Отверните болт крепления и снимите кронштейн троса сцепления.

4. Аккуратно строньте с места ударами резинового молотка заднюю крышку коробки передач.

5. Снимите заднюю крышку с картера коробки передач.

6. Снимите уплотнительную прокладку картера коробки передач.

ПРИМЕЧАНИЕСнимайте уплотнительную прокладку картера коробки передач аккуратно, поскольку неповрежденную прокладку картера при сборке коробки передач можно установить вновь.

7. Включите 3-ю или 4-ю передачу.

8. Отверните болт крепления вилки 5-й передачи и включите 5-ю передачу, переместив вниз муфту синхронизатора вместе с вилкой так, чтобы шлицы муфты вошли в зацепление с шестерней.

9. Убедитесь, что валы не проворачиваются.

10. Расконтрите и отверните гайку на вторичном валу коробки передач.

11. Расконтрите и отверните гайку на первичном валу коробки передач.

12. Подденьте отвертками за ступицу синхронизатор 5-й передачи…

13.… и снимите синхронизатор 5-й передачи вместе с вилкой. Выньте вилку из муфты.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕСнимать синхронизатор 5-й передачи надо осторожно. Следите, чтобы муфта синхронизатора не сошла со ступицы: подпружиненные фиксирующие шарики синхронизатора могут рассыпаться.

14. Снимите блокирующее кольцо синхронизатора 5-й передачи.

15. Подденьте отверткой ведомую шестерню 5-й передачи…

16.… и снимите ведомую шестерню с вторичного вала.

17. Снимите упорное кольцо игольчатого подшипника.

18. Снимите игольчатый подшипник шестерни 5-й передачи.

19. Подденьте отверткой ведущую шестерню 5-й передачи…

20.… и снимите ведущую шестерню с первичного вала.

21. С помощью ударной отвертки отверните четыре винта крепления пластины подшипников.

22. Снимите пластину подшипников.

23. Подденьте отвертками и снимите втулку игольчатого подшипника 5-й передачи со вторичного вала.

24. Снимите упорную шайбу с вторичного вала.

25. Снимите стопорное кольцо подшипника первичного вала. Для этого подожмите одной отверткой стопорное кольцо к кольцу подшипника, а другой отверткой выведите кольцо из канавки.

26. Аналогичным образом снимите стопорное кольцо подшипника вторичного вала коробки передач.

27. Отверните пробку фиксатора.

28. Осторожно извлеките шарик фиксатора с пружиной. Аналогичным образом извлеките еще два фиксатора.

29. Отверните два болта крепления задней опоры двигателя и…

30.… снимите заднюю опору двигателя.

31. Отверните пробку фиксатора заднего хода. Наклоните коробку передач и извлеките шарик фиксатора с пружиной.

32. Отверните 12 гаек и болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления.

33. С помощью большой отвертки аккуратно разъедините картеры сцепления и коробки передач.

Между картерами коробки передач есть три места, куда можно вставить отвертку, чтобы не повредить уплотнительную прокладку. Поочередно вставляйте в эти пазы отвертку и аккуратно покачивайте до тех пор, пока картеры коробки передач не разъединятся.

34. Снимите картер коробки передач.

35. Отверните болт крепления вилки переключения 1-ой и 2-ой передач.

36. Приподнимите шток и снимите его вместе с вилкой переключения 1-ой и 2-ой передач.

37. Отверните болт крепления вилки переключения 3-ей и 4-ой передач.

38. Выведите головку штока из зацепления с рычагом…

39.… и снимите шток вместе с вилкой переключения 3-ей и 4-ой передач.

40. Поверните шток вилки 5-ой передачи, выведя головку штока из рычага. Выньте шток.

41. Снимите стопорное кольцо.

42. Снимите вилку включения заднего хода.

43. Снимите шестерню заднего хода с осью.

44. Слегка покачивая, выньте одновременно первичный и вторичный валы.

При снятии первичного и вторичного валов коробки передач внутренние кольца передних подшипников остаются на валах.

45. Выньте ведомую шестерню главной передачи вместе с дифференциалом.

46. Отверните три болта крепления механизма переключения передач.

47. Снимите механизм переключения передач.

48. Аккуратно снимите уплотнительную прокладку.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТНе повредите уплотнительную прокладку при снятии. Неповрежденную прокладку при сборке коробки передач можно использовать вновь.

49. Выпрессуйте передний подшипник вторичного вала из картера сцепления. Для этого можно использовать лапку съемника или аналогичный инструмент.

50. Чтобы заменить передний подшипник первичного вала, выпрессуйте сальник.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯВыпрессовывайте передние подшипники первичного вала и сальник только при их замене или замене картера сцепления. Невозможно выпрессовать сальник первичного вала, не повредив сальник. Поэтому при замене подшипника первичного вала вам потребуется новый сальник.

51. Выпрессуйте подшипник внутрь картера, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника.

52. Выньте магнит из картера сцепления.

53. Отверните гайку крепления корпуса привода спидометра.

54. Подденьте отверткой корпус привода спидометра…

55.… и снимите корпус с ведомой шестерней привода спидометра.

Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие для привода спидометра, замените резиновое уплотнительное кольцо на корпусе привода спидометра.

56. Выньте из корпуса привода спидометра ведомую шестерню с валом.

57. Вытолкните уплотнительное кольцо из корпуса привода спидометра.

58. Выверните из картера коробки передач выключатель света заднего хода.

59. Сдвиньте защитный чехол шарнира тяги привода переключения передач с отбортовки на коробке передач.

60. Снимите противоположную кромку защитного чехла с фланца шарнира.

61. Отверните болт крепления шарнира к штоку переключения передач…

62.… и снимите шарнир со штока.

63. Снимите со штока защитный чехол.

64. Отверните болт крепления рычага к штоку переключения передач внутри картера сцепления.

65. Выньте рычаг и шток из картера сцепления.

67. Осмотрите картеры сцепления и коробки передач, а также заднюю крышку коробки передач. На картере сцепления, коробке передач и задней крышки коробки передач не должно быть трещин и сколов. На привалочных поверхностях не должно быть забоин, рисок, вмятин и т.п. Небольшие повреждения удалите шлифовальной шкуркой. При сильных повреждениях замените дефектные детали.

68. Проверьте посадочные места под подшипники в обоих картерах. На этих поверхностях не должно быть следов износа или повреждения. Если есть повреждения, замените картеры.

69. Проверьте состояние штоков включения передач. Если штоки включения передач погнуты или на штоках появились задиры, заусенцы или выработки лунок под фиксаторы — замените штоки. Проверьте состояние вилок переключения передач. Если вилки переключения передач погнуты, либо изношены лапки, замените вилки переключения передач.

70. При обнаружении в процессе эксплуатации течи масла через сальники и при износе рабочих кромок сальники необходимо заменить.

71. Проверьте состояние подшипников. При наличии питтинга (раковин) на беговых дорожках и телах качения, следов вдавливания тел качения на беговых дорожках или в случае повреждения сепараторов подшипники коробки передач необходимо заменить.

75. Перед установкой первичного и вторичного валов введите зубья их шестерен в зацепление и в таком положении установите первичный и вторичный валы в картер сцепления.

+

Описание автомобиля

+

Эксплуатация автомобиля

+

Тех. обслуживание

+

Уход за автомобилем

+

Некоторые неисправности

+

Ходовая часть

+

Рулевое управление

+

Тормоза

+

Электрика

+

Кузов

+

Двигатель и его системы

ТрансмиссияКоробка передачСнятие коробки передачУстановка коробки передачРегулировка сцепленияРазборка коробки передачРемонт коробки передач  

+

Вторичный валПервичный вал  

+

ДифференциалСинхронизаторМеханизм переключения передачСборка коробки передачРычаг КППЗамена масла в коробке передачЗамена сцепления  

+

Сцепление  

+

Передний привод

+

Дополнения    Статьи

1.

Очистите от грязи и вымойте снаружи коробку передач.

2.

Установите коробку передач вертикально вверх.

   

3.

Отверните шесть гаек крепления задней крышки.

4.

Отверните болт крепления и…

5.

…снимите кронштейн троса сцепления.

6.

Аккуратно сбейте ударами резинового молотка заднюю крышку.

 Примечание Снимайте уплотнительную прокладку аккуратно, поскольку неповрежденную прокладку при сборке можно установить вновь (к п. 8).

7.

Снимите заднюю крышку с картера коробки передач.

8.

Снимите уплотнительную прокладку.

9.

Включите 3-ю или 4-ю передачу.

10.

Отверните болт крепления вилки 5-ой передачи и включите 5-ую передачу.

 Примечание Чтобы зафиксировать валы от проворачивания, надо одновременно включить 5-ую передачу и 3-ю либо 4-ую передачу. Чтобы включить 5-ую передачу, переместите вниз муфту синхронизатора вместе с вилкой (болт крепления вилки должен быть вывернут) так, чтобы шлицы муфты вошли в зацепление с зубчатым венцом шестерни (к п. 10).

11.

Убедитесь, что валы не проворачиваются.

12.

Расконтрите гайку на вторичном валу.

13.

Отверните гайку на вторичном валу.

 Примечание Гайки на валах затянуты большим моментом, поэтому нужно приложить большое усилие для отворачивания (к п. 13).  

14.

Расконтрите гайку на первичном валу.

15.

Отверните гайку на первичном валу.

Внимание

Снимать синхронизатор надо осторожно. Следите, чтобы муфта синхронизатора не сошла со ступицы: подпружиненные фиксирующие шарики синхронизатора могут рассыпаться (к п. 17).

16.

Подцепите отвертками за ступицу синхронизатор 5-ой передачи…

17.

…и снимите его вместе с вилкой. Выньте вилку из муфты.

18.

Снимите блокирующее кольцо синхронизатора 5-ой передачи.

19.

Подцепите отверткой ведомую шестерню 5-ой передачи…

20.

…и снимите ее с вторичного вала.

21.

Снимите упорное кольцо игольчатого подшипника.

22.

Снимите игольчатый подшипник шестерни 5-ой передачи.

23.

Подцепите отверткой ведущую шестерню 5-ой передачи…

24.

…и снимите ее с первичного вала.

25.

С помощью ударной отвертки отверните четыре винта крепления пластины подшипников.

26. Снимите пластину подшипников.

27.

Подцепите отвертками и снимите втулку игольчатого подшипника 5-ой передачи со вторичного вала.

28.

Снимите упорную шайбу со вторичного вала.

29.

Снимите стопорное кольцо подшипника первичного вала. Для этого подожмите одной отверткой стопорное кольцо к кольцу подшипника, а другой отверткой выведите кольцо из канавки.

30.

Аналогичным образом снимите стопорное кольцо подшипника вторичного вала.

31.

Отверните пробку фиксатора.

32. Осторожно извлеките шарик фиксатора с пружиной. Аналогичным образом извлеките еще два фиксатора.
33. Отверните два болта крепления и… 34. …снимите заднюю опору силового агрегата. 35. Отверните пробку фиксатора заднего хода. Наклоните коробку и извлеките шарик фиксатора с пружиной.
36. Отверните 12 гаек и болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления. 37. С помощью большой отвертки аккуратно разъедините картеры сцепления и коробки передач.  Примечание Между картерами есть три места, куда можно вставить отвертку, чтобы не повредить уплотнительную прокладку. Поочередно вставляйте в эти пазы отвертку и аккуратно покачивайте до тех пор, пока картеры не разъединятся.
38. Снимите картер коробки передач. 39. Отверните болт крепления вилки переключения 1-ой и 2-ой передач. 40. Приподнимите шток и снимите его вместе с вилкой переключения 1-ой и 2-ой передач.
41. Отверните болт крепления вилки переключения 3-ей и 4-ой передач. 42. Выведите головку штока из зацепления с рычагом… 43. …и снимите его вместе с вилкой.
44. Поверните шток вилки 5-ой передачи, выведя его головку из рычага. Выньте шток. 45. Снимите стопорное кольцо. 46. Снимите вилку включения заднего хода.
47. Снимите шестерню заднего хода с осью. 48. Слегка покачивая, выньте одновременно первичный и вторичный валы. При снятии обоих валов коробки передач внутренние кольца передних подшипников остаются на валах.
49. Выньте ведомую шестерню главной передачи вместе с дифференциалом. 50. Отверните три болта крепления механизма переключения передач. 51. Снимите механизм переключения передач.
52. Аккуратно снимите уплотнительную прокладку.  Примечание Не повредите уплотнительную прокладку при снятии. Неповрежденную прокладку при сборке коробки передач можно использовать вновь (к п. 52). 53. Выпрессуйте передний подшипник вторичного вала из картера сцепления. Для этого можно использовать лапку съемника или аналогичный инструмент.Выпрессовывайте передние подшипники первичного вала и сальник только при их замене или замене картера сцепления. 54. Чтобы заменить передний подшипник первичного вала, выпрессуйте сальник. Невозможно выпрессовать сальник первичного вала, не повредив его. Поэтому при замене подшипника первичного вала вам потребуется новый сальник.
55. Выпрессуйте подшипник внутрь картера, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника. 56. Выньте магнит из картера сцепления. 57. Отверните гайку крепления корпуса привода спидометра.
58. Подцепите отверткой корпус… 59. …и снимите корпус с ведомой шестерней привода спидометра.  Примечание Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие для привода спидометра, замените резиновое уплотнительное кольцо на корпусе привода.
60. Выньте из корпуса ведомую шестерню с валом привода спидометра. 61. Вытолкните уплотнительное кольцо из корпуса привода спидометра. 62. Выверните из картера коробки передач выключатель света заднего хода.
63. Сдвиньте защитный чехол шарнира тяги привода переключения передач с отбортовки на коробке передач. 64. Снимите противоположную кромку защитного чехла с фланца шарнира. 65. Отверните болт крепления шарнира к штоку…
66. …и снимите шарнир со штока. 67. Снимите со штока защитный чехол. 68. Отверните болт крепления рычага к штоку переключения передач внутри картера сцепления.
69. Выньте рычаг и шток из картера сцепления. 70. Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие в картере сцепления под шток переключения передач, замените сальник штока.

—> Мастера ВАЗа / Коробка передач / Ремонт коробки передач

КПП ваз 2108

Диагностика КПП

Шумы, вой шестерен в коробке, при этом рычаг коробки находится в нейтральном положении.Повышенные шумы при работе КПП могут быть вызваны такими причинами:

  • Низкий уровень масла, либо масло требует замены. Сливаем старое и заливаем Новое масло нужной марки. Проверяем старое масло из коробки на наличие металлических частиц  либо воды;
  • Изношены подшипники первичного вала коробки;
  • Возникли  дефекты зубьев шестеренок;
  • Произошло осевое смещение одного или нескольких валов;
  • Шум так же возможно возникает при изменениях крутящего момента вала двигателя. Проверьте, меняя величину оборотов  на холостом ходе, и проследите,  исчезает шум или нет.

Устраняем неисправности заменой (либо добавлением масла) или  заменой изношенных частей.Затрудненное переключение — может означать:

  • Неполное выключение при нажатии на педаль сцепления;
  • Поломался механизм переключения;
  • Возник дефект шарнира;
  • Ослабли винты, крепящие шарнир или рычаг штока переключения;
  • Изогнулся рычаг  переключения;
  • Деформирована тяга привода управления самим механизмом переключения либо реактивная тяг;
  • Нарушение регулировки привода переключения.

Тут необходимо отрегулировать либо заменить поврежденные или неисправные детали КПП. Не переключаются передачи 1-я – 2-рая, 3-тья – 4-тая либо 5-тая — задний ход (переключаемые при помощи одной вилки).Произошло смещение в корпусе КПП втулок фиксатора штока данных передач Самопроизвольное выключение (слышен хруст при переключении) происходит по причинам:

  • Повреждения и износа зубьев шестеренок и муфт;
  • Повышенная вибрация агрегата на крепящих опорах;
  • Не полное включение из-за нарушенной регулировки привода;
  • Выключение 3-4-5 передач самопроизвольно происходит при ослаблении гайки вторичного вала;
  • Поломались  пружинки фиксаторов штоков;
  • Износились штоки передач;
  • Деформированы и изношены вилки.

Требуется заменить все поврежденные или изношенные детали, отрегулировать сам привод.Шумы либо хруст, слышимые при включении — возникают по следующим причинам:

  • Неполное включение или поломка сцепления
  • Изношено блокирующее кольцо синхронизатора
  • Хруст, слышимый при переключении заднего хода – означает поломку сцепления

Низкий уровень масла КПП возникает из-за утечки масла:

  • Изношенный сальник первичного вала;
  • Повреждения сальников приводов (так называемых ШРУСов);
  • Поврежденный сальник штока переключения;
  • Нарушение уплотнения валика либо прокладки привода спидометра;
  • При ослаблении крепления или повреждениях прокладки либо герметика в стыках крепления крышки к корпусу;
  • Повреждена резьба сливной пробки;
  • Протечка через датчик заднего хода;
  • трещины в корпусе либо крышке 5-той передачи.

Устраняем причину заменой поврежденных или изношенных деталей.

Возникает стук при движении с места либо при переключениях:

  • Износились оси сателлитов в дифференциале

Устраняем, заменив изношенные или поврежденные детали

Шум, возникающий на любой передаче при разгоне либо торможении двигателем:

  • Неисправность главной пары

Шум, нарастающий на повышенной передаче:

  • Неисправность верхнего подшипника вторичного вала

Если шум нарастает на пониженных передачах, это означает:

  • Неисправность нижнего подшипника вторичного вала

Происходят рывки при перемещении автомобиля задним ходом:

  • Неисправность синхронизатора 2-рой передачи

Предупреждение: Когда при  ремонте КПП заменялась одна из перечисленных деталей: корпус сцепления или КПП, корпус дифференциала либо подшипники дифференциала, необходимо подбирать регулировочные колечки подшипников дифференциала.

К сведению: В этом разделе описывается ремонт пятиступенчатой КПП (представляющей собой, конструктивное преобразование четырехступенчатой) в устройстве более сложной, тем не менее, наиболее распространенной.

Разборка КПП своими руками

Цена ремонта КПП на сто со снятием и установкой колеблется в пределах полутора тысяч гривен, а качество сборки не всегда гарантируется. Желаете сэкономить – проведите ремонт своими руками.Итак:

  • Снимаем КПП с автомобиля. Очищаем КПП от грязи,  моем ее снаружи.
  • Устанавливаем КПП в положении вертикально вверх. Откручиваем гайки, крепящие заднюю крышку КПП (их шесть)

Снимаем крышку

  • Отворачиваем болт крепления, снимаем кронштейн троса выключения сцепления
  • Аккуратно, ударами молотка (лучше резинового) сдвигаем с места крышку коробки.
  • Производим снятие задней крышки с корпуса коробки.
  • Снимаем уплотнительную прокладку корпуса коробки.

Примечание: Достаем уплотнительную прокладку корпуса КПП аккуратно, цельную прокладку корпуса при сборке устаноавливаем на место.

  • Включаем 3-тью либо 4-тую передачу
  • Откручиваем болт, крепящий вилку 5-той передачи

Снимаем болт, крепящий вилку

  • Включаем ее, опустив вниз муфту ее синхронизатора с вилкой вместе, чтобы шлицы этой муфты попали в зацепление с щлицами шестерни.
  • Проверяем, чтобы валы не проворачивались
  • Расконтриваем и откручиваем гайку вторичного вала коробки.
  • Затем расконтриваем и отворачиваем гайку первичного вала коробки.
  • Поддеваем при помощи отверток синхронизатор 5-той передачи за ступицу
  • Снимаем синхронизатор с вилкой вместе. Вынимаем вилку.

Снимаем синхронизатор с вилкой

Предупреждение: Доставайте синхронизатор 5-той передачи осторожно. Внимательно следите, чтобы муфта не соскочила со ступицы: фиксирующие шарики в муфте синхронизатора подпружиненные и могут разлететься .

  • Снимаем блокировочное кольцо синхронизатора 5-той передачи
  • Поддеваем отверткой ведомую шестеренку 5-той передачи
  • Снимаем ведомую шестеренку с вала.
  • Снимаем упорное кольцо подшипника
  • Снимаем сам игольчатый подшипник шестеренки 5-той передачи
  • Поддеваем отверткой ведущую шестеренку 5-той передачи
  • Снимаем ведущую шестеренку с вала.
  • При помощи ударной отвертки отворачиваем винты, крепящие пластину подшипников (их четыре).

Откручиваем пластину шарикоподшипников

  • Снимаем пластину
  • Поддеваем двумя отвертками и снимаем втулку подшипника 5-той передачи с вала.
  • Затем снимаем с вторичного вала шайбу.
  • Вынимаем стопорное кольцо шарикоподшипника первичного вала при помощи двух отверток

Достаем стопорное колечко

  • Таким же способом снимаем стопорное кольцо шарикоподшипника вторичного вала КПП.
  • Отворачиваем пробку фиксатора
  • Аккуратно извлекаем шарик фиксатора вместе с пружиной. Таким же способом извлекаем два оставшихся фиксатора

Достаем шарик и пружинку фиксатора

  • Отворачиваем болты, крепящие заднюю опору двигателя
  • Снимаем опору двигателя
  • Откручиваем пробку фиксатора задней передачи. Наклоняем коробку и извлекаем шарик фиксатора и пружину

Откручиваем пробку фиксатора

  • Откручиваем гайки и болт, крепящие корпус коробки к корпусу сцепления (гаек 12).
  • При помощи крупной и прочной отвертки аккуратно разъединяем картеры коробки и сцепления.

Примечание: Между корпусами КПП находятся три места, чтобы вставлять отвертку, не повредив при этом уплотнительную прокладку. Вставляем поочередно отвертку в эти пазы и покачиваем ее,  пока корпусы КПП не разойдутся.

Разъединяем корпуса коробки

  • Снимаем картер КПП.
  • Отворачиваем болт, крепящий вилку переключения 1-вой и 2-рой передач

Выкручиваем болт, крепящий вилку

  • Приподнимаем шток и снимаем его с вилкой вместе
  • Отворачиваем болт, крепящий вилку переключения 3-й и 4-той передач
  • Расцепляем головку штока и  рычаг, снимаем шток с вилкой.

Расцепляем головку штока и рычаг

  • Поворачиваем шток вилки 5-той передачи, выводим головку штока из отверстия рычага. Вынимаем  шток
  • Снимаем стопорное кольцо

Достаем стопорное колечко

  • Достаем вилку переключения заднего хода.
  • Снимаем шестеренку заднего хода вместе с осью.
  • Вынимаем, покачивая, одновременно валы вторичный с  первичным.

Покачивая, вынимаем валы

Примечание: вынимая  валы коробки, оставляем  внутренние кольца подшипников на самих валах.

  • Достаем ведомую шестеренку главной передачи вместе с дифференциалом.
  • Отворачиваем болты, крепящие механизм переключения.

Снимаем механизм переключения

  • Снимаем механизм переключения.
  • Осторожно снимаем уплотнительную прокладку.

Совет: Постарайтесь сохранить уплотнительную прокладку, когда будете ее снимать. При сборке КПП прокладку используют вновь.

  • Выпрессовываем передний роликоподшипник вторичного вала из корпуса сцепления. Применяя лапку съемника либо похожий инструмент.

Выпрессовываем роликоподшипник из корпуса

  • Для замены переднего роликоподшипника первичного вала, требуется выпрессовать сальник.

Предупреждение: передние подшипники и сальник первичного вала Выпрессовываем только при замене их либо замене корпуса сцепления. Невозможно достать целиком сальник первичного вала и сохранить его при этом. Поэтому для замены подшипника потребуется и новый сальник.

  • Спрессуйте подшипник внутрь корпуса, приложив усилие к его наружному кольцу.
  • Достаньте магнит из корпуса сцепления.
  • Открутите гайку, крепящую корпус привода спидометра.
  • Подцепите отверткой под корпус привода
  • Снимите корпус вместе с шестерней

Корпус привода сцепления с шестерней и уплотнительным колечком

Примечание: Если вы заметили следы утечки масла через отверстие привода спидометра, срочно поменяйте уплотнительное кольцо находящееся на корпусе привода.

  • Достаньте из корпуса спидометра ведомую шестерню вместе с валом.
  • Вытащите уплотнительное кольцо (на фото колечко показано стрелкой)
  • Выверните из корпуса коробки  датчик включения фар заднего хода.
  • Сдвигаем защитный чехол с шарнира тяги привода переключения с отбортовки на КПП.
  • Снимаем противоположный край чехла с фланца узла шарнира.

Снимаем край чехла с фланца шарнира

  • Откручиваем болт, крепящий шарнир к штоку переключения, снимаем шарнир.

Откручиваем болт, крепящий шарнир

  • Снимаем со штока резиновый защитный чехол.
  • Отворачиваем болт, крепящий рычаг к штоку переключения изнутри корпуса сцепления.

Отворачиваем болт изнутри корпуса

  • Достаем рычаг со штоком из корпуса сцепления.

Если вы заметили следы вытекания масла из отверстия в корпусе сцепления из под штока переключения передач, поменяйте сальник штока. Вот перед нами разобранная коробка передач ваз 2108, ремонт производим после промывки и внимательного осмотра всех ее деталей.

Проверяем детали коробки на наличие дефектов

Итак:

  • Тщательно промываем и просушиваем детали КПП.
  • Осматриваем корпуса коробки, сцепления и задней крышки КПП на предмет сколов и трещин.
  • На поверхностях прилегания корпусов недопустимы забоины, риски, вмятины и т.д. Незначительные повреждения удаляем шлифовальной бумагой. Заменяем сильно поврежденные детали.
  • Проверяем посадочные места подшипников в обоих корпусах. Если там есть повреждения, заменяем корпуса.
  • Проверяем состояние штоков. Если они прогнуты или задраны, появились заусенцы либо выработки лунок фиксаторов — заменяем штоки.
  • Проверяем вилки переключающие передачи. Изгибы, либо износ лапок не допустим, при их наличии вилки требуется заменить.
  • Если обнаружили утечку масла сквозь сальники, либо  изношены рабочие кромки сальников, то их необходимо заменить.
  • Проверяем состояние подшипников. Раковины на телах качения и дорожках или повреждения сепараторов означают, что подшипники КПП необходимо срочно заменить.
  • Заменяем поврежденные или выжатые прокладки.
  • Очищаем магнит от частичек износа деталей. При обнаружении на поверхности магнита трещин или ослаблении его свойств, заменяем магнит.
  • Очищаем от герметика поверхности прилегания корпусов сцепления, коробки, задней крышки КПП.

Собираем коробку в обратном порядке, учитывая:

  • Перед постановкой валов — первичного и вторичного, вводим зубья их шестеренок в зацепление. В этом положении устанавливаем валы в корпус сцепления.
  • Так устанавливаются вилки на штоки переключения:
  • Первый шток и вилка 5-той передачи;
  • Второй шток и вилка 3-й и 4-той передач;
  • Третий шток и вилка 1-вой и 2-рой передач.
  • Смазываем обильно все детали вращения трансмиссионным маслом.
  • Устанавливаем на место магнит.
  • Перед соединением корпуса коробки с корпусом сцепления и корпусом задней крышки наносим герметик на их поверхности прилегания по периметру.

Для ваз 2108 ремонт коробки передач завершен, дополнительно вы всегда можете посмотреть видео.

Добавить комментарийДобавить комментарийСоветуем прочитатьВаз 2109: неисправности коробки передач — их причины и устранениеАвтоматическая коробка на ваз 2112: преимущества и недостаткиВаз 2112: коробка передач шумит — что делать?Замена коробки ваз 2109 при необходимости—> Мастера ВАЗа / Коробка передач / Ремонт коробки передач

vaz-21099-korobka-peredach-remont.jpg

Фото общего вида  автомобиля ВАЗ 21099

Конструкции КП автомобиля ВАЗ 21099

Итак:

  • На первичном валу поз. 23 (рис. 1) расположен блок ведущих шестерен, которые постоянно находятся с ведомыми шестернями передач в зацеплении, при движении вперед.
  • На вторичном валу поз. 33 расположены ведомые шестерни на игольчатых подшипниках. На нем же расположены два синхронизатора.
  • Вторичный вал изготовлен совместно с ведущей шестерней основной передачи. Двухсателлитный дифференциал, к фланцу коробки которого прикреплена ведомая шестерня поз. 34 основной передачи.

vaz-21099-remont-korobki-peredach-600x540.jpg

Рисунок 1. Основные узлы и детали коробки передач автомобиля ВАЗ 21099

  • Подшипники дифференциала устанавливаются с натягом, который регулируется подбором разной толщины колец поз. 4.

Совет: При эксплуатации автомобиля ВАЗ 21099 в черте большого города, когда требуется частое переключение передач, лучше применять моторное масло, обеспечивающее больший ресурс синхронизаторов. На автотрассах, где переключение скоростей редкое, предпочтение отдается трансмиссионному маслу, увеличивающему ресурс шестерен и подшипников, хотя долговечность синхронизаторов немного снижается.

Причины, вызывающие неисправность КП и методы их устранения

Для каждого автомобиля есть справочник по уходу за ним, где имеется определенная инструкция по устранению некоторых неполадок.Итак:

  • Шум в КП.

Причинами могут быть:

  1. износ зубьев на шестеренках;
  2. износ подшипников;
  3. возможно, понизился уровень масла в коробке.

Устранение неисправностей:

  1. доливается масло;
  2. меняются изношенные детали и подшипники;
  3. при необходимости заменятся поврежденные сальники.
  • Возникают трудности при переключении передач.

Причинами могут быть:

  1. не полностью выжимается сцепление;
  2. произошла деформация тяги, управляющей механизмом осуществляющим переключение передач;
  3. деформация реактивной тяги;
  4. ослабились винты крепящие шарнир или рычаг штока выбирающего передачи;
  5. неправильно выбрана регулировка привода, осуществляющего переключение передач;
  6. вышли из строя пластмассовые детали в приводе, переключающем передачи.

Устранение причин:

  1. если возможно, выпрямляются тяги, при необходимости они подлежат замене;
  2. затягиваются винты;
  3. регулируется привод переключения передач;
  4. заменяются поврежденные детали.

korobka-peredach-vaz-21099-remont-600x479.jpg

Коробка передач ваз 21099 ремонт – износ штоков и вилок для переключения передач

  • Передачи самопроизвольно выключаются.

Причинами могут быть:

  1. повреждены или износились торцы зубьев синхронизаторов на муфте и шестерне;
  2. появились трещины или расслоение резины, возникшие на задних опорах, которые создали на них повышенное колебание силового агрегата;
  3. неправильная регулировка привода переключающего передачи или неправильно натянут защитный чехол тяги вызывают недовключение передач.

Устранение причин:

  1. заменяются поврежденные и изношенные детали;
  2. регулируется привод;
  3. поправляется чехол на тяге.
  • При включении передач возникает шум или треск.

В этом случае:

  1. недостаточное выключение сцепления;
  2. износилось блокирующее кольцо синхронизатора включаемой передачи.

Устраняется заменой блокирующего кольца.

  • Утечка масла.

Причинами могут быть:

  1. износились сальники первичного вала;
  2. изношен шток выбора передач;
  3. вышел из строя уплотнитель валика привода спидометра:
  4. произошло ослабление крепления картера или крышки на КП;
  5. повредился герметик под крышкой;
  6. ослабилось крепление, которое закрывает сливное отверстие.

Устранение причин:

  1. необходимо заменить: сальники, герметик, прокладки;
  2. подтянуть болты и гайки;
  3. подтянуть сливную пробку.

Совет: Если при ремонте коробки передач замене подлежали: картеры КП или сцепления; подшипники дифференциала или его корпус, то даже при замене одного устройства, должны подбираться регулировочные кольца подшипников дифференциала.

Подготовка к капитальному ремонту коробки передач автомобиля ВАЗ 21099

Разобрать коробку передач для проведения диагностики поломки можно выполнить своими руками. Существуют определенная последовательность снятия коробки передач с машины и разборка устройства.

Как снять коробку передач

Перед работой отключаются клеммы аккумуляторной батареи, сливается масло с КП.Итак:

  • Откручиваются болты, и снимается защита картера.
  • От картера сцепления отсоединяется провод «массы».
  • На тросе привода сцепления, его наконечнике, необходимо ослабить затяжку гаек.
  • С рычага сцепления снимается наконечник троса.
  • От тягового реле отсоединяется колодка.
  • Отсоединяется провод от тягового реле стартера.
  • Снимается стартер.
  • Отсоединяется от наконечника шарнира тяга привода, осуществляющая переключение передач.
  • От привода спидометра отсоединяется трос.
  • Раскручивается крепеж шарового шарнира тяги руля.
  • Выпрессовывается палец шарнира тяги руля из поворотного рычага стойки.
  • Отсоединяется от поворотного кулака шарнир рычага подвески.
  • Выдавливается и отводится в сторону от КП хвостовик внутреннего ШРУСа привода передних колес.
  • Отсоединяется второй ШРУС.
  • Снимается щиток картера сцепления.
  • Освобождается коробка передач от крепления к двигателю.
  • Снимается коробка передач.

okonchatelnoe-otsoedinenie-korobki-peredach-600x479.jpg

Окончательное отсоединение коробки передач

Совет: Перед снятием КП необходимо ее отвести в горизонтальной плоскости от двигателя и после этого вывести из зацепления первичный вал. Нельзя повредить лепестки пружины сцепления.

Как снять коробку передач хорошо видно на видео.

Как разобрать коробку передач автомобиля ВАЗ 21099

Существует определенная последовательность разборки коробки передач. При выполнении работы самостоятельно цена ремонта будет меньше. К тому же многие неисправности может устранить и сам владелец автомобиля.Итак:

  • Очищается и отмывается наружная поверхность устройства.
  • Устанавливается КП в вертикальное положение.
  •  Снимается задняя крышка.
  • Снимается кронштейн троса сцепления.
  • С помощью резинового молотка сбивается задняя крышка с коробки передач.
  • Удаляется уплотнительная прокладка.

vaz-21099-remont-korobki-peredach-udalenie-uplotnitelnoy-prokladki-600x479.jpg

ВАЗ 21099 ремонт коробки передач. Удаление уплотнительной прокладки

  • Включается 3-я или 4-я передача.
  • Отворачивается болт, крепящий пятую передачу, и включается 5-я передача.
  • Одновременное включение пятой и третьей или четвертой передач необходимо для фиксации валов от проворачивания.
  • Раскручивается гайка на вторичном валу.
  • Раскручивается гайка на первичном валу.
  • Вместе с вилкой снимается синхронизатор пятой передачи ВАЗ 21099.

snyatie-shesterni-pyatoy-peredachi-i-vilki-600x430.jpg

Снятие шестерни пятой передачи и вилки

  • Из муфты вынимается вилка.

Совет: очень осторожно нужно снимать синхронизатор. Если муфта сойдет со ступицы, могут рассыпаться подпружиненные шарики, фиксирующие синхронизатор.

  • Снимается кольцо блокирующее синхронизатор пятой передачи.
  • С вторичного вала снимается ведомая шестерня пятой передачи.
  •  Вытаскивается на игольчатом подшипнике упорное кольцо.
  • Снимается у шестерни пятой передачи игольчатый подшипник.
  • С первичного вала удаляется ведущая шестерня.
  • Снимается пластина подшипника.
  • С вторичного вала удаляются втулка игольчатого подшипника и упорная шайба.
  •  Вытаскивается фиксирующее подшипник первичного вала кольцо, затем такое же кольцо вторичного вала.
  • Отворачивается пробка фиксатора.
  • Аккуратно вынимается вместе с пружиной шарик фиксатора. Затем еще два фиксатора.
  • Снимается задняя опора силового агрегата автомобиля ВАЗ 21099.
  • Отворачивается пробка фиксатора заднего хода. Извлекается после наклона коробки шарик фиксатора вместе с пружиной.
  • Раскручиваются болты крепления картера сцепления и картера КП.
  • Аккуратно разъединяются оба устройства. Для этого в картерах есть специальные пазы, куда можно вставить конец отвертки и постепенно покачивая ее рассоединить устройства.
  • Снимается картер КП.

razedinenie-kartera-kp-i-kartera-stsepleniya-600x387.jpg

Разъединение картера КП и картера сцепления

  • Отворачивается болт, который крепит вилки для переключения первой и второй передач.
  • Вместе с вилкой снимается шток.
  • Отворачивается болт, который крепит вилки для переключения третьей и четвертой передач.
  • Головка штока выводится из зацепления с рычагом и вместе с вилкой снимаются с коробки.

Как собрать коробку передач после ремонта

Добавить комментарийДобавить комментарийСоветуем прочитатьkpp-vaz-2109-v-razobrannom-vide.jpgВаз 2109: неисправности коробки передач — их причины и устранениеАвтоматическая коробка на ваз 2112: преимущества и недостаткиВаз 2112: коробка передач шумит — что делать?Замена коробки ваз 2109 при необходимостиИспользуемые источники:

  • https://tuningtaza.ru/ремонт-разборка-и-дефектовка-деталей-коробки-передач-автомобилей-ваз-2108-ваз-2109-ваз-21099.html
  • https://vaz-sputnik.ru/2109/12-5.html
  • https://masteravaza.ru/korobka-peredach/remont-korobki-peredach-korobka-peredach/vaz-2108-korobka-peredach-remont-72
  • https://masteravaza.ru/korobka-peredach/remont-korobki-peredach-korobka-peredach/vaz-21099-korobka-peredach-remont-70

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий