Тяжелый танк Т-35 (СССР)

Танк Т-35: технические характеристики, описание, фото

О легендарной советской «тридцать четверке» слышали, наверное, все. И если спросить, что представляет собой танк Т-35, большинство ответит, что это обновленный тридцать четвертый. Но правдой это не будет, потому как разработка 35-й модели шла совершенно по другой схеме, с похожей защитой, но совершенно другой огневой мощью.

танк т 35

Даже из картинки выше видно, что этот танк и близко не напоминает Т-34. Другой вид сбоку, экипаж большей численности, совершенно другое вооружение — перечислять отличительные особенности можно бесконечно. Он не прошел всю войну, как легкий маневренный тридцать четвертый, но тем не менее занял в истории советской промышленности свое место. Благодаря своим спецификациям, о которых разговор пойдет ниже, данную машину можно смело назвать тяжелой. Именно так ее и назвали – тяжелый танк Т-35. Ниже рассмотрим все характеристики, достоинства и недостатки «сталинского монстра», как его называли в годы его выпуска.

«Парадная» машина Красной Армии или советский танк Т-35

Танк Т-35

В конце 30-х годов прошлого века в СССР учредили медаль «За отвагу». На ней был изображен танк, который в это время был символом растущей военной мощи Советского Союза. И на медали был изображен далеко не БТ, который участвовал во многих конфликтах, а тяжелый пятибашенный танк Т-35.

В те времена в СССР данный танк считался самым мощным, но в первый раз он пошел в бой только вначале Великой Отечественного Войны, когда его уже собирались снимать с вооружения. Кстати, в боях танк Т-35 показал себя совершенно не так, как от него ожидали.

Проект

В начале 1930-х годов советские инженеры получают заказ на разработку тяжелого танка. Он должен поступить на вооружение к концу 1938 года для огневой поддержки танков среднего звена, а также пехотных расчетов. Первый экземпляр ожидался к сентябрю 1933 года, и хоть его представили, но у данной версии обнаружилось множество существенных недоработок, одной из которых была нерабочая главная пушка. Впоследствии эта модель получила обозначение “тяжелый танк Т-35-1” (просуществовала до 1936 года).

Через два месяца, в ноябре, запускается новый проект, с учетом недоработок, а также пожеланий по унификации со средними танками Т-26 и Т-28. В итоге получилась совершенно новая машина. Изменению подверглись танковые тележки, малые, средние башни и другие незначительные детали.

танк т 35 характеристики

Тем не менее в 1933 году советский тяжелый танк Т-35 выходит в серийное производство. За всю историю создания из ворот Харьковского паровозостроительного завода вышла 61 машина и 2 опытных образца. Выпуск танка завершили в 1939 году, но, несмотря на это, каждая новая версия имела какие-то свои обновления.

История создания

В 20-е годы парк бронетанковой техники молодого советского государства состоял в основном из устаревающих машин времён Первой Мировой. С трудом налаживалось производство лёгкого танка МС-1. А между тем доклад комиссии по танкостроению гласил, что Красной Армии будет нужен и тяжёлый танк для прорыва укреплённых линий обороны. Впрочем, в 1924 году разработку такой машины задачей первостепенной важности не сочли.

Вернулись к идее только в 1929 году, сформулировав, наконец, технические требования. Мешало созданию отсутствие опыта (да и необходимой инфраструктуры). Первоначально планировалось найти образец, на который можно будет ориентироваться, за рубежом. В 1930 году И. Халецкий, командированный за границу с целью закупки образцов, попытался договориться о проектировании тяжёлого танка с британской фирмой «Виккерс», но успехом попытка не увенчалась.

Затем разработку поручили выписанным из Германии инженерам во главе с Эдвардом Гроте. Построенный ТГ нашли непригодным для массового выпуска в СССР, но участвовавшие в разработке ТГ советские инженеры получили ценный опыт. И в 1932 году, наконец, им поручили разработать на основе ТГ 35-тонный тяжёлый танк прорыва.

Внешний вид танка

Указанная в задании масса и дала машине индекс – Т-35.

Уже в августе того же года собрали первый опытный образец, известный как Т-35-1. После испытания его передали в распоряжение учебных курсов, а к весне 1933 года построили второй прототип – Т-35-2. Его башню главного калибра унифицировали с башней танка Т-28, упразднили слишком сложную пневматическую систему управления фрикционами, двигатель М-6 (лицензионная копия двигателя «Испано-Сюиза») заменили на М-17 (лицензионный вариант BMW VI).

1 мая 1933 оба прототипа участвовали в парадах – первый в Ленинграде, а второй – в Москве. Интересно, что танк, который предполагалось запустить в серию (официально названный Т-35А) серьёзно отличался от обоих прототипов конструкцией корпуса и ходовой части. Его выпуск постановили развернуть на Харьковском Паровозостроительном Заводе.

Конструкция

Военные получили именно тяжелый танк. Усиленная броня, дополнительное вооружение — все было рассчитано на занятие и удержание позиций на территории врага. Но при этом заявленная конструкторами скорость должна была составлять 28 км/ч. Корпус танка сваривали из брони, средняя толщина которой составляла 20 мм. Для усиления конструкции в некоторых местах применяли клепку. Корпуса башен имели 30-миллиметровую броню.

В задней части находился мотор. Для доступа к нему задняя часть днища имела 13 люков. Также имелся отдельный люк для доступа в двигательный отсек. Во время движения люк закрывался бронированной крышкой, в которую был вмонтирован колпак воздухоочистителя. Также рядом с люком было устроено несколько щелей для доступа воздуха к радиаторам. Рядом с двигателем в том же отсеке находилась КПП: 4 скорости вперед, одна назад. Соединение между ними было с помощью главного фрикциона, имевшего ленточные тормоза. Он являлся ненадежным, часто ломался. Во время войны большинство танков были покинуты именно по причине поломки этого блока.

Ходовая часть имела 8 прорезиненных катков, а также 6 поддерживающих. Ведущие колеса – сзади. Передние – направляющие. Между направляющими и опорными установлены дополнительные ролики, которые должны были предотвращать прогиб гусениц при подъеме на вертикальные препятствия. Все катки монтировались попарно на танковых тележках. Тележки на кронштейнах закреплялись на бортах танка. По такому же принципу прикреплялись и фальшборты. Для плавности хода, а также преодоления незначительных препятствий устанавливалась пара спиральных пружин. Фальшборт, так же как и остальные части брони, выполнялся из нескольких слоев.

Одной из присущих данному танку черт называют наличие 5 башен. Многобашенность не была новым решением. Такие варианты уже использовались в более легких версиях. Но пять башен устанавливались только на танк Т-35. Характеристики их рассмотрим подробнее далее.

Экипаж

Серийным танк можно было назвать с натяжкой. Каждая партия имела свои конструктивные особенности, результатом которых было разное количество экипажа в разных машинах. Но знаменитая песня “Три танкиста” писана не про этот танк. Т-35 имел от 9 до 11 человек экипажа. При этом в некоторых случаях один человек выполнял несколько обязанностей.

Для примера возьмем экипаж из 10 человек. Трое находятся в главной башне, это командир (он же наводчик), радист (он же заряжающий) и пулеметчик. Четверо попарно сидят в пушечных башнях — наводчик и пулеметчик. В пулеметных башнях находится по одному человеку. И наконец, еще один человек — это механик-водитель.

советский тяжелый танк т 35 звезда

Передние и задние башни имели попарное сообщение между собой, а главная отделялась еще дополнительной перегородкой. Также можно отметить, что конструкция не предусматривала передвижения внутри танка. Каждая башня имела свои люки для экипажа. Отдельный люк был и у солдата, выполняющего обязанности механика-водителя.

Тактико-технические характеристики танка Т-35

Основные параметры тяжелого танка Т-35 выглядят следующим образом:

Боевая масса 50 (54) т
Длина танка 9,72 м
Ширина 3,2
Высота 3,43 (3,74) м
Клиренс 0,53 (0,57) м
Толщина переднего наклонного листа брони 50 (70) мм
Толщина верхнего наклонного и лобового листов брони 20 мм
Толщина борта и «шестиграна» 20 (25) мм
Толщина крыши корпуса и башен 10 мм
Толщина днища От 10 до 20 мм
Борт главной башни 20 (25) мм
Борт средней и малой башен 20 мм
Скорость по шоссе До 28,9 км/ч
Скорость по пересеченной местности До 14 км/ч
Запас хода по шоссе 100 (120) км
Запас хода по пересеченной местности От 80 до 90 км
Максимальный угол преодолеваемого подъема 20 градусов
Максимальная высота преодолеваемой стенки 1,2 м
Максимальная глубина брода 1 (1,7) м
Максимальная ширина преодолеваемого рва 3,5 м

В скобках в таблице приведены характеристики последних шести танков Т-35А, собранных в конце 1938 и начале 1939 годов.

Отдельно необходимо рассказать о составе экипажа танка. В него входили десять человек.

Танк Т-35, оборудованный фарами для стрельбы в темное время суток. Увидеть их можно в верхней части главной башни.

Названия их штатных должностей не вполне соответствуют современной терминологии, которая использовалась выше. В частности, танкист, управлявший движением боевой машины, обозначался в документах как младший техник. На эту должность должны были назначать воентехников второго ранга.

Памятник танка

Танкистов, именовавшихся механиками-водителями, в составе экипажа было два – старший и младший. Первый из них находился в передней малой башне и должен был вести огонь из пулемета. В его обязанности также входили уход за двигателем и помощь младшему технику (то есть водителю). Младший механик-водитель размещался в задней средней башне. Фактически он был заряжающим с дополнительной функцией обслуживания ходовой части.

Командир экипажа размещался в главной башне. На эту должность назначались старшие лейтенанты. Помимо своих основных обязанностей, командир должен был вести стрелять из ДТ (танковая версия ручного пулемета ДП-27) и подавать снаряды для пушки (совместно с радиотелеграфистом, находившимся в той же башне).

В целом же система наименований должностей была довольно запутанной – командирами башен становились то наводчики, то заряжающие. Вероятно, такой подход намного усложнял отработку совместных действий.

Электрическое оснащение

Интересной особенностью является то, что перила на верхней башне не убирались, как это делается на подводных лодках. У перил была двойная функция. Кроме опоры они же являлись антенной для рации, питающейся от 12 В. Кроме рации танк имел также электрическую телефонную связь (7 абонентов) и систему дымопуска. На электроприводе поворачивалась и главная башня. При этом конструкторы предусмотрели сигнал, запрещающий наводчику поворачивать башню, если люки ее были открыты.

Боевое применение и служба

Первые танки Т-35 соответствовали оперативно-техническим требованиям, которые предъявлялись к тяжёлым танкам РККА. Кроме того, огневая мощь Т-35 превосходила мощь любых танков мира. Пять пулемётов (располагались в пяти вращающихся башнях) и три пушки обеспечивали круговой массированный огонь во всех направлениях одновременно, что давало определённые преимущества при борьбе с пехотой противника в глубине его обороны.

Однако это стало причиной усложнения конструкции и потребовало увеличения количества членов экипажа. Тягово-динамические качества танка были недостаточны, что особенно сказывалось при повороте. Совокупность данных недостатков не позволяла в полной мере выполнять задачи, которые ставились перед тяжёлым танком. Большое количества башен было причиной того, что командир не мог осуществлять эффективное управление огнём. Слабое бронирование было причиной того, что танк был уязвим для артиллерии, а низкая подвижность и огромные размеры делали его прекрасной мишенью.

Боевое применение

Было понятно, что необходима новая концепция тяжёлого танка. Экспериментальные танки СМК, и Т-100 создавались в рамках данной новой концепции. Танк КВ стал родоначальником первой удачной советской серии тяжёлых танков.

Таким образом, Т-35 к 1941 году морально устарел, но с вооружения его не сняли. По состоянию на 22.05.1941 г., в Красной армии насчитывалось 48 танков Т-35, которые стояли на вооружении шестьдесят седьмого и шестьдесят восьмого танковых полков тридцать четвертой танковой дивизии Киевского ОВО. Другие находились в распоряжении испытательных полигонов и военных учебных заведений. Все Т-35, которые имелись в распоряжении 34-й танковой дивизии, находились в районе Равы-Русской к началу войны и были практически сразу же потеряны. При этом всего 7 машин потеряли непосредственно в боях, 6 были в ремонте на момент начала военных действий, а другие 35 вышли из строя из-за неисправностей, сломались во время марша и были уничтожены или брошены экипажами. Последнее применение двух Т-35 — в битве под Москвой. Интересно, что существует большое фотографий брошенных танков Т-35, которые сделали немцы — простым солдатам и танкистам панцерваффе нравилось фотографироваться около «чуда враждебной техники».

В первые недели ВОВ полностью исправный и вероятно оставленный из-за нехватки топлива танк Т-35 был отправлен немцами на полигон в Куммерсдорфе, где его тщательно изучили немецкие инженеры. При этом они отмечали, что существуют трудности с транспортировкой машины — танк в железнодорожный габарит не вписывался, а переключение рычагов невероятно тяжёлое и изнурительное дело. Дальнейшая судьба данного танка неизвестна. Последним случаем боевого применения танка Т-35 было использование немцами в конце апреля 1945 г. одного трофейного Т-35 во время обороны Берлина. Данную машину перевели с испытательного полигона Цоссена и включили в состав четвертой роты одиннадцатого танкового полка. В составе роты он участвовал в боях около полигона, где и был вскоре подбит.

Минусы

Не обошлось и без минусов. Три пушки давали возможность вести огонь вкруговую, но это повлекло усложнение конструкции, увеличение количества экипажа и собственного веса, что, в свою очередь, привело к проблемам передвижения. Огромные размеры также сказывались на тягловых возможностях двигателя, которому часто приходилось работать на пределе. Добавим сюда, что танком зачастую приходилось управлять вслепую. Далеко вынесенные вперед гусеницы значительно закрывали обзор, а место водителя было там же, где и в других танках, — впереди, между ними. Все эти детали в совокупности мешали эффективно использовать танк Т-35.

Характеристики брони также оставляли желать лучшего. При низкой скорости и маневренности слабая броня делала из танка прекрасную мишень. К недостаткам относится и конструкция люка для водителя. Открыть его для выхода можно было лишь в том случае, если левая передняя пулемётная башня была бы развёрнута оружием «лево на борт». Таким образом, при повреждении ее выйти самостоятельно водитель не мог.

Танк Т-35 как символ мощи Красной армии

Как уже отмечалось, вплоть до начала ВОВ танк Т-35 в боевых действиях участия не принимали. Т-35 периодически использовали в войсковых маневрах, но главным из «полем боя» стали площади Киева и Москвы. Т-35 стали воистину зримым воплощением силы Красной армии. Начиная с 33-го года и вплоть до ВОВ танки Т-35 принимали участие во всех парадах. Правда, количество танков, участвовавших в параде, было небольшим. Например, 7 ноября 40-го г. на парады было выведено всего 20 машин (по 10 в каждом городе).

Кроме того, Т-35 изображены на агитационных плакатах. Интересным является тот факт, что изображение танка Т-35 присутствует на плакате 43-го года. В войсках в это время ни одного Т-35 не осталось, но «сухопутный броненосец» ощетинившийся пушками продолжал выполнять пропагандистскую функцию, олицетворяя собой мощь РККА.

Танк на поле

Кроме того, упрощённое изображение танка Т-35 использовалось при оформлении медали «За отвагу».

Модификации. Состоявшиеся и несостоявшиеся

В Великой Отечественной войне танки Т-35 практически участия не принимали. 7 экземпляров потеряно в боях 1941 года, 6 остались в ремонте, а 35 были покинуты и уничтожены экипажами из-за поломок. В связи с вышеперечисленными минусами основным полем действия этих танков являлись военные парады 1933-1941 гг.

В 1938 году ХПЗ предложил перевооружить Т-35 новой 76-миллиметровой пушкой Л-10 вместо КТ, но военные министерства этот вариант не приняли, мотивируя тем, что для борьбы с бронеобъектами хватит двух 45-миллиметровых орудий, а для сопровождения пехоты достаточно мощности КТ. И последний год танк так и выходил с главной пушкой 72 мм. Неизвестно, что было бы к 1944 году (рождение 85-миллиметровой пушки), может быть получилась бы модель Т-35-85. Танк Т-34 такую пушку получил, и последние годы войны, а также в других сражениях использовались исключительно Т-34-85. Обозначение расшифровывалось как Т-34 с 85-миллиметровой пушкой. Справедливости ради нужно упомянуть, что один танк Т-35 участвовал в боях 1945 года, но на стороне немцев. К немцам попала одна из 35 брошенных моделей, которую сумели восстановить немецкие инженеры.

танк т 35 1 72

Примерно в те же годы на базе Т-35 начинается разработка самоходной установки — СУ-14. Основным отличием стала башенная часть, тогда как корпус экспериментальной машины остался без изменений. Вместо башен самоходная артиллерийская установка получила одну просторную рубку, а вместо пушки установили 203-миллиметровую гаубицу образца 1931 года (известную как Б-4). Из-за длины ствола рубка сдвинулась на заднюю часть, что повлекло за собой внутренние изменения: мотор вместе с трансмиссией переехал в переднюю часть. Экипаж САУ составлял 7 человек. В 1937 году работа над установкой замораживается и восстанавливается только в 1940-м, проводится ряд модификаций, и новая версия получает кодовый номер СУ-14-2.

В 1936 году появилась модификация СУ-14 — гаубицу заменили на 153-миллиметровую пушку большой мощности (Известную как БР-2). После тех же модификаций в 1940 году она сначала получила название СУ-14-1, затем – СУ-14-БР-2.

Обе разработки планировались для работы на линии Маннергейма, но модификация (1939-1940 годы) прошла с отставанием от сроков, и армия получила их гораздо позже.

В 1938 году началась разработка нового танка Т-112. Прототипом модели должен был послужить Т-28. От Т-35 планировалась позаимствовать ходовую часть, но данный вариант остался на стадии чертежей.

Технические характеристики

Некоторые показатели в тексте уже были даны. Здесь укажем остальные параметры, которые получил многобашенный танк Т-35. Технические характеристики двигателя следующие:

Мощность — 500 л. с.

Скорость перемещения – 30 км/ч.

Запас хода — 200 км.

При этом эти данные относились только к маршевому ходу по шоссе. Движение про проселку уменьшало эти показатели более чем наполовину. Танк весил 50 тонн, емкость баков — 900 литров, высота — 5430 мм, ширина – 3200 мм, длина – 9700 мм. Клиренс — 530 мм.

Вне зависимости от того, что каждая партия имела свои изменения, толщина брони, как и показатели двигателя, являлась неизменной. Советский танк Т-35 по броне получил следующие показатели: 20 мм — корма, борта, днище, лобовая часть; 10 мм — крышки башен и фальшборта, закрывающего подвеску; 50 мм — передний наклонный лист — единственная часть, имевшая броню, отвечающую стандартам начала Великой Отечественной войны. При этом крыша корпуса, чуть дальше этого листа имела толщину всего 10 мм.

В настоящее время

Из 61 выпущенного танка РККА (Красная Армия) получила 48 единиц. Остальные 13 разошлись по военным училищам или числились в ремонте. Танк Т-35-2 (один из опытных образцов) находился в музее, а Т-35-1 списали в 1936 году. На текущий момент в мире существует всего 2 экземпляра. Танк под номером 0197-7 в 1938 году отправился в Казанское танковое училище и в реальных боях участия не принимал. Сейчас является музейным экспонатом и находится в Кубинке (Россия), в бронетанковом музее. Он по-прежнему имеет родной рабочий (!) мотор и находится на ходу.

тяжелый танк т 35 1

Второй экземпляр тоже находится в музее, в Екатеринбурге. Танк воссоздан по чертежам и фотографиям на участке реставрации АО «Уралэлектромедь». Период восстановления длился почти 5 месяцев, и восстановленный вариант почти не отличается от оригинальных экземпляров 1930-х годов.

Моделирование

Танк Т-35 (1:35 – таков его масштаб) производится китайцами. Они предлагают модель в трех вариантах — ранний танк (один большой люк на главной башне), выпуск до 1938 года (два люка и зенитная турель) и поздний — выпуск 1938-1939 годов.

т 35 85 танк

Танк создается из пластика методом литья под давлением. В наборе есть и некоторые металлические детали. В дополнение есть возможность выбора функциональных гусениц. В этом же масштабе одно время выпускала модели и Россия. Этот же масштаб был и у украинских моделей, но на данный момент выпуск также прекращен.

В России вышла ограниченная партия моделей и в другом масштабе. Танк Т-35 (1:72 – масштаб модели) прилагался к журналу «Русские танки» (№ 18). Такой же вариант можно купить у польских производителей (фирма Modelkrak).

«Звезда»

И наконец, еще одно российское предприятие объявило о выпуске для любителей и не только, для всех, кто желает получить в свою коллекцию советский тяжелый танк Т-35. «Звезда», компания, которая хорошо известна всем коллекционерам, объявила в начале 2016 года о скором появлении модели на прилавках интернет-магазинов.

Особенно отмечается точно выверенная геометрия и детализация модели. Первоначальные сведения обещают масштаб 1:35 и общую длину в 28 см. Танк будет состоять из 428 деталей. Ориентировочная цена начинается от 2000 рублей.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий