Как самостоятельно заменить щетки генератора?

Щетки – деталь генератора, которая чаще всего требует замены, а потому всеми производителями генераторы конструируются так, чтобы в процессе замены не возникало никаких трудностей. Тем, кто знаком с принципом работы генератора, известно, что через щетки на якорь поступает напряжение возбуждения, которое не только запускает генератор в работу, но и регулирует ее выходную мощность. Непосредственно само регулирование происходит за счет специального устройства, реле-регулятора, которое может быть реализовано непосредственно на щеткодержателе, либо устанавливаться отдельно (на более ранних моделях).

Замену рекомендуется производить каждые 50000 км или каждый сезон, что является залогом безопасной эксплуатации транспортного средства.

Благо, щетки не дефицитны, и цена на них вполне приемлема. Если не осуществить ремонт своевременно, есть вероятность того, что вскоре потребуется покупка нового генератора, а это уже совершенно другие расходы.

Аккумулятор может продержать зажигание без щеток только в течение нескольких минут, а это значит, что его придется постоянно заряжать. А вскоре и заменить.

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию на дороге, с последующим вызовом эвакуатора, лучше иметь запасной комплект запчастей.

Причины и признаки неисправности щетки генератора на ВАЗ 2110

В системе электрооборудования предусмотрена индикация неисправностей на случай, когда не работает генератор ВАЗ 2110 — это лампа заряда аккумуляторной батареи. На панели приборов она загорается красным цветом с значком аккумулятора. Но не стоит грешить на генератор, для начала нужно проверить предохранитель генератора, и при необходимости его заменить. Если с предохранителем всё в порядке и после его замены данная лампа так и не перестаёт гореть, когда двигатель работает, то приступайте к снятию генератора и проверке щёток, диодного моста и т.д.

К симптомам вышедших из строя щёток, помимо лампы заряда АКБ, так же относится выключение некоторых приборов. К примеру, поворотники перестают работать (при условии, что их предохранитель цел), также начинают хуже работать приборы панели (свет потускнел, печка плохо греет) и аккумуляторная батарея быстро садится.

Довольно часто причиной является износ, либо зависание щеток. Как правило, подобная неисправность проявляется постепенно, сопровождаясь поначалу короткими перебоями в работе генератора, и со временем приводит к его полному отказу.

Процедура замена щеток генератора ВАЗ 2110

В моделях ВАЗ-2107, 2110 и 2114 генератор находится традиционно в правой части подкапотного пространства – возле фары со стороны сиденья пассажира. Корпус генератора крепится к двигателю, и узнать его можно по шкиву, на который натянут приводной ремень. Если для замены щеток не требуется снятие генератора, то сам по себе ремонт щеток обычно сводится к их замене, процедура несложная и обычно занимает несколько минут. Для этого достаточно отключить минусовую клемму аккумулятора и питающий провод, открутить два винта крепления корпуса щеткодержателя и извлечь щеточный узел из корпуса генератора, затем оценить их степень износа, посмотреть на сколы и трещины.

Аккумуляторную батарею (АКБ) следует отключать при любых работах связанных с электрооборудованием автомобиля! Хотя сила тока в электроцепи автомобиля и не такая большая, как в электровозе, но случайная искра бьет довольно ощутимо.

Проверьте демонтированный узел на предмет зависания, заедания щеток и их выступающей, рабочей части. В случае несоответствия, детали подлежат замене, щетки на генератор ВАЗ 2110 можно приобрести практически в любом магазине автозапчастей.

Проверить состояние щеток можно по величине их выступа из посадочного гнезда. Если размер выступа не достигает пяти миллиметров, значит их следует немедленно заменить.

Устранив неисправность, или приобретя новые щетки (покупать небольшие детали лучше с образцом старых, чтобы потом не пришлось их менять) устанавливать их необходимо в обратной последовательности.

Советы и рекомендации при замене щеток генератора ВАЗ 2110

При установке ремня генератора важно добиться правильного натяжения, указанного на последнем фото, поскольку перетянутый ремень провоцирует износ подшипника помпы системы охлаждения

Регулярно проверяйте данный узел в соответствии с рекомендацией производителя. Правильная диагностика поможет избежать дополнительных работ и неожиданных поломок.

Как происходит замена щеток генератора ВАЗ 2110 своими руками показывает фотоотчет выше.

Какие щетки генератора ставить на ВАЗ 2110?

Оригинального номера нет. Для замены используют аналог ЭНЕРГОМАШ 67370202 — 461 руб.

1

Отсоединяем «минусовой» провод от аккумулятора. Отсоединяем провод возбуждения генератора.

</span>2

Ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления проводов к выводу «В+»…

</span>3

…и снимаем их.

</span>4

Ключом «на 13» ослабляем гайку крепления генератора к установочной планке.

</span>5

Вращая ключом «на 10» регулировочный болт против часовой стрелки, ослабляем натяжение ремня привода генератора.

</span>6

Сдвинув генератор к блоку цилиндров, снимаем ремень.

</span>7

Вынимаем натяжную планку.

</span>8

Ключом «на 13» отворачиваем гайку нижнего крепления генератора.

</span>9

Вынимаем болт.

</span>10

Снимаем генератор.

</span>11

Отжав три защелки кожуха, поддеваем его отверткой…

</span>12

…и снимаем кожух.

</span>13

Крестообразной отверткой отворачиваем два винта…

</span>14

…и отводим регулятор напряжения со щеткодержателем.

</span>15

Отсоединяем провод и снимаем регулятор напряжения со щеткодержателем.

</span>16

Устанавливаем детали в обратной последовательности и натягиваем ремень, вращая регулировочный болт. При приложении усилия 98 Н (10 кгс) нормальный прогиб ремня должен быть в пределах 6–10 мм.

</span>

Щетки генератора Ваз 2107 — проверка и замена своими руками

Щетки генератора Ваз 2107 как и любые детали автомобиля очень часто выходят из строя. Довольно часто причиной этого становиться: износ, либо их зависание.

Примечание автора статьи: Тем, кто знаком с принципом работы генератора известно, что через щетки на якорь поступает напряжение возбуждения, которое не только запускает электрическую машину (генератор) в работу, но и регулирует ее выходную мощность.

Непосредственно само регулирование происходит за счет специального устройства, реле-регулятора которое может быть реализовано непосредственно на щеткодержателе либо устанавливаться отдельно (на более ранних моделях).

Ustrojstvo-generatora-Vaz-2107.pngУстройство генератора Ваз 2107

Как правило, подобная неисправность проявляется постепенно, сопровождаясь поначалу короткими перебоями в работе генератора, приводя постепенно к его полному отказу, однако возможны и другие варианты, например внезапный отказ.

Как определить неисправность щеток генератора Ваз 2107

Часто при проведении профилактического осмотра автомобиля не уделяют внимание различным мелочам. Щетки генератора – одна из таких мелочей, если они сотрутся, то генератор перестанет подавать зарядку аккумулятору. Специалисты рекомендуют осматривать щеточный узел раз в 45-55 тысяч километров пробега. Диагностику щёток можно провести, не снимая генератор, а в некоторых случаях может даже получится их заменить без снятия основного узла.

Prozvaniem-generator-Vaz-2107-shag-2.png К основным признаками неисправности щеток генератора Ваз 2107 можно отнести следующие признаки:

  1. Электроприборы автомобиля неожиданно отключаются (даже в процессе движения);
  2. Фары, габариты и даже подсветка салона тускнеет и мигает;
  3. Резкое снижение напряжения бортовой сети автомобиля ;
  4. Резкая разрядка аккумулятора, который в дальнейшем будет очень сложно перезарядить.

Каждый из данных пунктов может указывать на износ щёток генератора, которые располагаются внутри этого узла. Многие задаются вопросом, как проверить щётки.

Как проверить (прозвонить) щетки генератора ВАЗ 2107 – пошаговая инструкция

Для того, что бы проверить (прозвонить) щетки генератора Ваз 2107 своими руками необходимо обзавестись мультометром и выполнить следующий порядок действий:

  • Подключаем щетку генератора к мультиметру так же как показано на рисунке.
  • Начинаем прозванивать сначала левую щетку генератора
  • Теперь проверяем правую щетку

Где находятся щетки генератора Ваз 2107

Щетки генератора на автомобиле Ваз 2107 находятся в задней половине устройства (генератора) и держатся за счёт одного болта.

Сам щёточный узел находится рядом с контактными кольцами и подключён к регулятору напряжения. Рядом с кольцами щётки удерживаются пружинами. Зная схему устройства генератора, несложно найти щётки. Для замены понадобится стандартный набор инструментов:

  1. Несколько гаечных ключей;
  2. Пара отвёрток;
  3. Новые щётки;
  4. Жидкость WD-40 (для того, чтобы не сорвать резьбу болтов).

Как снять щетки генератора на Ваз 2107 – пошаговая инструкция

Снять щетки генератора на автомобиле Ваз 2107 можно следующим образом:

  • Первое что необходимо сделать, это отсоединить минусовую клемму аккумулятора.
  • Затем вытаскиваем разъем вывода щеткодержателя.
  • Щеткодержатель располагается на торцевой поверхности

(противоположная сторона от шкива, на который одевается ремень генератора) с правой стороны. Он состоит из двух параллельных металлических штырей и пластиковых держателей.

  • Далее необходимо нащупать винт крепления щеточного узла и открутить его. Теперь узел должен легко отсоединиться от основной части.

Проверяем выступание щеток и равномерность их износа. Рабочая поверхность (длина) щеток должна быть не менее 12 мм, если меньше, то требуется замена щеток генератора ВАЗ 2107. Кроме этого следует проверить легкость перемещения металлических конструкций в держателе, они не должны тереться и заедать. Если свободного перемещения не происходит, то рекомендуется так же продукто ротор генератора сжатым воздухом.

Как (установить) поменять щетки на генераторе ВАЗ 2107

Установка новых щеток генератора ВАЗ 2107 происходит в обратном порядке, с учетом небольшого нюанса. Для правильной работы щеточного узла выступающий контакт следует немного утопить внутрь узла и только после этого начать прикручивать узел к генератору.

ВАЗ 2107 замена щеток генератора видео

Сколько стоят щетки на генератор ВАЗ 2107

Щетки генератора на Ваз 2107 стоят не дорого, в специализированных магазинах запчастей Лада их можно приобрести всего за 50 рублей.

Какие щетки покупать для генератора ВАЗ 2107 инжектор

Примечательно, но автомобилисты, которые далеки от конструкции транспортного средства, уверены, что щетки, которые установлены на генераторы моделей одного производителя соответствуют друг другу, поэтому не важно, для каких именно моделей они предназначены. И это совершенно правильно, в особенности для моделей ВАЗ-2107, 2110, 2114. Поэтому не стоит переживать, если вам удалось найти щетки не для своей модели – они в обязательном прядке подойдут. Более того, щетки генераторов для автомобилей ВАЗ можно без проблем установить на автомобили BMW или Audi – они отлично подойдут. Поэтому, если вам нужно будет приобрести щетки для своего ВАЗ, не стоит переживать, найти и заменить их будет очень просто.

Длина щеток генератора ВАЗ 2107

Как я уже успел заметить ранее рабочая поверхность (длина) щеток должна быть не менее 12 мм, если меньше, то требуется замена щеток генератора.

Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рекомендуем прочитать:

Расход бензина ваз 2112, город, трасса, смешанный циклВ глушитель стреляет, причина на ваз 2106 и других автомобиляхТюнинг двигателя ваз 21124 16 клапанов своими рукамиКаким бензином заправлять ваз 2115. Рекомендации производителяЗадние стопари на ваз 2114, замена, схема подключенияПочему на ваз 2115 — 2114 не горит свет в салонеСколько тормозных шлангов на ваз 2107, замена, инструкция пошагово с фотоСхема тормозной системы ваз 2121 нива

Похожие статьи

Как самому почистить форсунку инжектор ВАЗ 2107Какое масло заливать в двигатель ВАЗ 2115Выбираем масло для ВАЗ 2110Таблица цветов ВАЗ, коды, наименования, описание<description>

Замена щеткодержателя ВАЗ 2107

Если щетки износились и выступают из щеткодержателя меньше, чем на 5 мм, то замените щеткодержатель со щетками. У генератора 37.3701 выпуска до 1996 г. для замены выдвиньте щеткодержатель из корпуса регулятора напряжения, нажав на вывод «В». У генераторов выпуска с 1996 г. с неразборным узлом регулятор–щеткодержатель заменяется щеткодержатель в сборе с регулятором напряжения.

Перед установкой регулятора напряжения с новым щеткодержателем на место продуйте гнездо в генераторе от угольной пыли и протрите от масла, смешанного с угольной пылью.

</description>ФильтрСравнить товарыарт: Г 221щетки генератора ЭМИ 2101 Г 221 (222-10) г.Пенза ВАЗ 2101, ВАЗ 2106, ВАЗ 2121 (Нива 3‑дв.), ВАЗ 2105, ВАЗ 2104, ВАЗ 2107, ВАЗ 2102, ВАЗ 2103 45 iКупитьСравнить товарыарт: K73-58-4X3конденсатор генератора K73-58-4X3 79 iКупитьСравнить товарыарт: 65.3702реле напряжения (интеграл) АСТРО ГАЗ 65.3702 ГАЗ 3302 (Газель), ГАЗ 2705 (Соболь), ГАЗ 3110 (Волга), ГАЗ 31105 (Волга) 114 iКупитьСравнить товарыарт: 54.3702реле напряжения (интеграл) АСТРО 21083 н.о. 54.3702 ВАЗ 2108, ВАЗ 21099, ВАЗ 2109 125 iКупитьСравнить товарыарт: 55.3702реле напряжения (интеграл) АСТРО 2110, ГАЗ 3302 55.3702 ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112, ГАЗ 3302 (Газель) 125 iКупитьСравнить товарыарт: 778.3702реле напряжения (интеграл) ЭМИ 2110 778.3702 (Я 212 А 11Е) г.Пенза ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112 129 iКупитьСравнить товарыарт: 91.3702реле напряжения (интеграл) ЭМИ 2108 нов. 91.3702 (Я 112 А 11) г.Пенза ВАЗ 2108, ВАЗ 21099, ВАЗ 2109 129 iКупитьСравнить товарыарт: 55.3772Mреле напряжения (интеграл) РОМБ 2110, ГАЗ 3302 55.3772М ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112, ГАЗ 3302 (Газель) 129 iКупитьСравнить товарыарт: 36.3772Mреле напряжения (интеграл) РОМБ 21083 36.3772М ВАЗ 2108, ВАЗ 21099, ВАЗ 2109 129 iКупитьСравнить товарыарт: VBU 0101щетки генератора STARTVOLT 2101-06 VBU 0101 ВАЗ 2101, ВАЗ 2106, ВАЗ 2121 (Нива 3‑дв.), ВАЗ 2105, ВАЗ 2104, ВАЗ 2107, ВАЗ 2102, ВАЗ 2103 157 iКупитьСравнить товарыарт: VBU 0303щетки генератора STARTVOLT Волга, ГАЗель (ан. КЗАТЭ) VBU 0303 ГАЗ 3302 (Газель), ГАЗ 3102 (Волга) 162 iКупитьСравнить товарыарт: 61.3702-01реле напряжения (интеграл) Энергомаш 2108 с/о 61.3702-01 ВАЗ 2110, ВАЗ 2108, ВАЗ 1111 (Ока), ВАЗ 21099, ВАЗ 2109 213 iКупитьСравнить товарыарт: 61.3702-02реле напряжения Энергомаш 2108-09, 2110, ОКА в сборе с ЩУ 61.3702-02 ВАЗ 2110, ВАЗ 2108, ВАЗ 1111 (Ока), ВАЗ 21099, ВАЗ 2109 233 iКупитьСравнить товарыарт: 791.3702реле напряжения АТЭ-2 2108 «интеграл н/о» арт. 791.3702 ВАЗ 2108, ВАЗ 21099, ВАЗ 2109 235 iКупитьСравнить товарыарт: 56-65-02Aмост диодный Орбита 2101 (56А) ВАЗ 2101, ВАЗ 2106, ВАЗ 2121 (Нива 3‑дв.), ВАЗ 2105, ВАЗ 2104, ВАЗ 2107, ВАЗ 2102, ВАЗ 2103 313 iКупитьСравнить товарыарт: 56-65-02Гмост диодный Орбита 2108 н.о (56Г) с одним выводом ВАЗ 2108, ВАЗ 21099, ВАЗ 2109 363 iКупить12345Следующая страница →Комплектующие для генераторов

Диагностика и ремонт25 января 2020

Автомобильный генератор оборудован ротором с коллекторным узлом, позволяющим подводить напряжение возбуждения при помощи угольных подвижных контактов. При обгорании или износе деталей нарушается работоспособность источника тока. Проверка и замена щеток генератора не требует использования специального инструмента и проводится владельцем самостоятельно.

baAAAgNMuOA-960.jpg

Когда пора менять генераторные щетки?

Основные признаки выхода из строя щеток на генераторе:

  • самопроизвольное отключение электрических приборов при работающем двигателе;
  • снижение яркости свечения или мигание контрольных ламп и штатной светотехники;
  • падение напряжения в бортовой сети при работе силового агрегата;
  • появление посторонних звуков (шуршания или писка) при работе генератора;
  • включение контрольного индикатора отсутствия зарядки (лампа находится в комбинации приборов);
  • быстрый разряд аккумулятора при движении автомобиля.

Расположение детали

Элементы подачи напряжения к обмоткам ротора находятся на задней части электрической машины. Щеточный блок крепится к корпусу генератора винтом или гайкой.

Подвижные графитовые стержни прижимаются к коллекторным кольцам, а выводы подсоединены к диодному мосту и к регулятору напряжения. Сверху электрические компоненты закрываются крышкой из пластика, предотвращающей попадание пыли и воды на контакты.

Способы замены щеток

Ремонт узла осуществляется по 2 методикам:

  • со снятием оборудования;
  • без проведения демонтажа.

dd93299s-1920.jpgМетодика восстановления узла зависит от компоновки агрегатов в моторном отсеке и от состояния резьбовых соединений. Если на стальных элементах имеется налет ржавчины и окислов, то рекомендуется снять электрическую машину.

Детали обрабатываются специальной жидкостью, в противном случае происходит слизывание граней гаек или ломается тело болта.

Перед тем как заменить щетки на генераторе, необходимо подготовить:

  • гаечные ключи или головки (размер и тип зависят от модели автомобиля);
  • отвертки с плоским и крестообразным жалом;
  • комплект новых деталей (подбирается по каталогу в зависимости от модификации электрической машины);
  • баллон с жидкостью WD-40, позволяющей откручивать загрязненные или заржавевшие резьбовые соединения.

На снятом генераторе

Алгоритм обслуживания узла на примере автомобиля ВАЗ-2113 с 8-клапанным силовым агрегатом:

  1. Заглушить мотор, включить 1-ю передачу и затянуть рычаг стояночного тормоза.
  2. Открыть капот, от корпуса АКБ отсоединяется отрицательный кабель (идет на кузов машины).
  3. Ослабить затяжку болта в нижней опоре.
  4. Отсоединить коммутационные кабели.
  5. Отвернуть гайку регулятора натяжения приводного ремня, а затем с помощью монтажной лопатки аккуратно сдвинуть генератор в сторону блока двигателя.
  6. Удалить приводной ремень, отвернуть болт крепления кронштейна натяжения к блоку цилиндров.
  7. Выкрутить нижний болт, удерживающий электрическую машину на моторе.
  8. Уложить оборудование на верстак, демонтировать пластиковую крышку, которая удерживается на защелках.
  9. Демонтировать корпус регулятора напряжения, который крепится на винтах с крестообразной головкой. Узел крепится к обмоткам при помощи быстросъемной колодки.
  10. Снять щетки, детали подлежат замене при остаточной длине графитовых элементов менее 5 мм.
  11. Установить новые детали и произвести сборку в обратной последовательности. Отрегулировать натяжение ремня, а затем запустить силовой агрегат и проверить работу электрических приборов. Если на машине установлен бортовой компьютер, то прибор показывает напряжение в бортовой сети.

XaAAAgNMuOA-960.jpgСнятие генератора на других автомобилях может потребовать демонтажа корпуса воздушного фильтра или воздуховодов. На некоторых машинах иностранного производства используются автоматические натяжные приспособления, корпус электрического прибора жестко прикручивается болтами к блоку цилиндров.

Владельцу необходимо ослабить натяжение ремня, а затем снять его со шкива. На автомобилях Toyota электрические компоненты закрыты металлическим кожухом, закрепленным гайками.

Под крышкой находятся щеточный блок, диодный мост и блок управления зарядкой (оснащается алюминиевым радиатором). После снятия щеток осматриваются коллекторные кольца, если на деталях имеется выработка, то потребуется снять ротор для исправления дефекта. После сборки и установки проводится проверка напряжения в бортовой сети при заглушенном и заведенном двигателе.

Непосредственно в авто

Замена щеточного узла без демонтажа генератора возможна при условии свободного доступа к задней крышке электрической машины. Подобная конструкция встречается на автомобилях отечественного или импортного производства с атмосферными моторами простой конструкции (с 2-мя клапанами на цилиндр). Например, чтобы поменять узел на «классических» машинах ВАЗ, потребуется снять провод с минусовой клеммы аккумулятора, а затем демонтировать кабели от корпуса генератора.

При помощи короткой отвертки отвернуть винт крепления и вынуть изношенный узел. Проблемой является коррозия резьбовых соединений, нанесение жидкости WD-40 ситуацию не исправляет, поскольку из-за стесненного пространства невозможно приложить усилие к инструменту. Кроме того, на установленном генераторе невозможно корректно проверить состояние коллекторных колец. Новые щетки при контакте с поврежденным коллектором изнашиваются за 500-1000 км пробега, после чего генератор вновь выходит из строя.

На некоторых автомобилях доступ к генератору возможен со стороны днища машины (например, на Лада «Калина» с 16-клапанным мотором). Владельцу необходимо демонтировать защитные щитки, работы производятся из смотровой ямы или на подъемнике. После демонтажа проводов и защитного экрана требуется отвинтить крепления регулятора напряжения, а затем извлечь щеточный узел. Для замены колец коллектора требуется снятие генератора.

Используемые источники:

  • https://m.etlib.ru/report/1315-zamena-shchetok-generatora-vaz-2110
  • https://www.vazzz.ru/kak-pomenyat-shhyotki-na-generatore-vaz/
  • https://carmanuals.ru/vaz/vaz-2107/elektrooborudovanie/generator/remont-generatora/zamena-shchetkoderzhatelya
  • https://avsila.ru/catalog/avtozapchasti/elektrooborudovanie/komplektuyushchie-dlya-generatorov/
  • https://autochainik.ru/kak-zamenit-shhetki-generatora.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий