Двигатель ВАЗ 21213 НИВА 1.7 Характеристика. Особенности двигателя.

Бензиновый, карбюраторный двигатель ВАЗ 21213 1.7L разработан в России заводом АвтоВАЗ, где с 1994 года и по настоящее время изготавливается для оснащения ВАЗ 2107 и внедорожных автомобилей собственного производства ВАЗ «Нива»: 2121 и «Нива Пикап». На его базе спроектирован ДВС 21214. Силовой агрегат ВАЗ 21213 представляет собой мотор в сборе с пятиступенчатой механической коробкой передач.

Данные внедорожники считаются популярными у жителей в сельской местности ввиду их повышенной проходимости, а также у рыболовов, охотников и любителей различных видов тихой охоты (грибники, ягодники и т. д.), так как они хорошо справляются с внедорожьем во все времена года. В большинстве случаев данная категория людей используют свои Нивы на небольших расстояниях и их годовые пробеги сравнительно малы с автомобилями, эксплуатирующимися в городах. Не буду вдаваться в надёжность перечисленных автомобилей, а вот по надёжности двигателя марки ВАЗ 21213 вы сами сделаете вывод исходя из его болячек, минусов, слабых мест и недостатков.  

Ресурс ДВС не большой (см. табл.) но его можно капитально ремонтировать, жаль конечно, что в конструкции блока цилиндров нет гильз и цилиндры приходится растачивать до ремонтных размеров. Изначально поршни и цилиндры мотора имеют пять классов исполнения по размерам отклонений. Отличие размера у каждого класса от предыдущего на 0,01мм. Классы в маркировке обозначают буквами и они имеют соответствующие поля допусков: А (82.00-82.01 мм), В (82.01-82.02 мм), С (82.02-82.03 мм), D (82.03-82.04 мм), E (82.04-82.05 мм). При подборе поршней и цилиндров в блоке их классы, т. е. их буквенные обозначения должны совпадать. Класс диаметра отверстия под поршневой палец имеют цифровые обозначения от 1 до 3 и стрелку – указывающую направление к переду мотора. Ремонтные размеры поршней и цилиндров для первого и второго капитального ремонта приведены в таблице.

Основные характеристики ДВС 21213

Объём, в см3 1690
Основное топливо: бензин АИ-92
Макс. мощность, л. с. 83 (при 5200 об/мин)
Макс. крутящий момент, Н·м 127 (при 3000 об/мин)
Конфигурация блока цилиндров: в один ряд
Количество цилиндров 4
Количество клапанов 8
Макс. скорость, км/ч 153
Время разгона до 100 км/ч, сек. 17
Расход топлива при смешанном цикле 11,5
Эконорма Россия-83
Диаметр цилиндра, мм 82 с отклонением до +0.05
Ход поршня, мм 80
Ремонтные размеры поршней и цилиндров, мм:
первого ремонта (маркировка на поршне — треугольник, на кольцах — 40) 82.4
второго ремонта (маркировка на поршне — квадрат, на кольцах — 80) 82.8
Ремонтный замер по диаметру (для расточки) опор коленвала 54.52 с отклонением до +0.013
Степень сжатия 9,4
Система питания двухкамерный карбюратор
Охлаждение жидкостное
Клапанной механизм SOHC
Материал блока цилиндров чугун
Наличие гильз в цилиндрах конструкцией не предусмотрено
Материал головки сплав алюминия
Ресурс до капитального ремонта, км 80 000 (фактический ≈ 120 000 км)
Количество тактов четыре
Очередность работы цилиндров 1-3-4-2
Макс. обороты, об/мин 8000
Вес, кг: 117

Ремонтные размеры цилиндров и поршней мотора ВАЗ 21213 при проведении капитального ремонта

Ремонтный размер цилиндра, мм Класс поршня и цилиндра Диаметр поршня, мм Диаметр цилиндра после расточки, мм Диаметр цилиндра после хонингования, мм
1 ремонт
82,4 A 82,34-82,35 82,37-82,38 82,40-82,41
B 82,35-82,36 82,38-82,39 82,41-82,42
C 82,36-82,37 82,39-82,40 82,42-82,43
D 82,37-82,38 82,40-82,41 82,43-82,44
E 82,38-82,39 82,41-82,42 82,44-82,45
2 ремонт
82,8 A 82,74-82,75 82,77-82,78 82,80-82,81
B 82,75-82,76 82,78-82,79 82,81-82,82
C 82,76-82,77 82,79-82,80 82,82-82,83
D 82,77-82,78 82,80-82,81 82,83-82,84
E 82,78-82,79 82,81-82,82 82,84-82,85

Слабые места силового агрегата ВАЗ 21213

  • Водяной насос;
  • Сальники двигателя, МКПП и раздаточной коробки;
  • Генератор;
  • Стартер;
  • МКПП;
  • Прокладка крышки клапанов;
  • Соединения патрубков системы охлаждения;
  • Радиатор;
  • Термостат;
  • Расширительный бачок;
  • Вакуумный усилитель тормозов.

Водяной насос (помпа) отмечается частыми выходами из строя на новых автомобилях после 2 000 км.

Сальники в следствие низкого качества требуют более частой замены, чем это требуется согласно руководству по эксплуатации.

Генератор имеет высокую вероятность отказа. Как правило, он сгорает даже на новых авто не достигших пробега 4 000-10 000 км.

Стартер имеет низкий ресурс работы без ремонта.

На коробке передач, одним из частых дефектов является вылет пятой передачи. Кроме того, появляется не полное включение передач.

Прокладка клапанной крышки со временем теряет свойства, и пропускает масло наружу.

Соединения патрубков системы охлаждения в местах установки хомутов не надежные и очень рано теряют герметичность, что чревато потерей тосола.

Радиатор течет. Проблема происходит по причине появления трещин в трубном пакете радиатора сопровождающихся потерей охлаждающей жидкости. Данный дефект принял массовый характер.

Термостат не обеспечивает тепловой режим охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя. Проявление данной проблемы не является исключением. Причина дефекта в отказе клапанного механизма внутри термостата. Для проверки исправной работы термостата достаточно после запуска мотора опустить ладонь на нижний (отводящий) шланг, по которому горячий тосол циркулирует в радиатор для охлаждения. При исправной работе термостата через некоторое время шланг должен стать горячим, если шланг остался холодным термостат подлежит замене.

Расширительный бачок трескается и вытекает тосол. Появление трещин происходит по причине отказа паровоздушного клапана в пробке бачка вследствие повышения давления.

Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ). Проявляется тугостью педали тормоза. Возможно плавание оборотов при выжиме педали тормоза, а также шипение. Проблема решается заменой вышедших из строя резинотехнических изделий, заменой хомутов в соединениях.

Недостатки силового агрегата ВАЗ 21213

  • Вибрация на скорости 80-90 км;
  • Ненадежность конструкции натяжителя ГРМ;
  • Модуль зажигания;
  • Шумит бензонасос;
  • Низкий крутящий момент;
  • Длинный ход рычага коробки передач;
  • При порыве цепи ГРМ гнутся клапаны;
  • Вибрация рычага переключения передач;
  • Слабая динамика на трассе из-за недостаточной мощности.

Вывод.

Слабых мест и недостатков у силового агрегата и систем обеспечивающих его работу достаточно много. Мотор не для поездок на дальние расстояния и не для городских условий. Низкий ресурс мотора говорит о его ненадёжности. Тем не менее автовладельцы закрывают глаза на проблемы двигателя ввиду высокой проходимости автомобилей. Имеется определённое неудобство при ремонте цилиндров расточкой до ремонтных размеров, так как конструкция не предусмотрены гильзы. Куда проще было бы и дешевле, в гаражных условиях без демонтажа мотора осуществлять замену гильз при капитальном ремонте двигателя самостоятельно. ДВС 21213 требует большего внимания, времени и денежных средств на содержание в исправном состоянии, обслуживание и ремонт.

PS. Уважаемые Нивоводы! Жду ваших комментариев, вопросов и отзывов по возникшим  проблемам, слабым местам и недостаткам в процессе эксплуатации, обслуживании и ремонте движка ВАЗ 21213.

Похожие записи:

Слабые места и недостатки двигателя 1AZ-FEСлабые места и недостатки двигателя TCe 150 Рено АрканаСлабые места и недостатки двигателя 1.4 TSI ЕА211Слабые места и недостатки двигателя ВАЗ 2130Слабые места и недостатки двигателя K4MСлабые места и недостатки мотора BMW B58ФайлыУстройство и ремонт 21213pdf106.16 MB

Начиная с 1990 года, производитель Авто ВАЗ работал над двумя проектами – разработка мотора для Нивы большей мощности, чем 2121, и создание ДВС для Жигулей 2107. В итоге проекты объединили, получившийся двигатель 21213 использовали для комплектации Lada 4х4, на «семерку» он не попал, так как больше подходил для модельного ряда полноприводных авто 2121.

Характеристики мотора 21213

Требованиями для мотора внедорожника на момент проектирования были:

  • увеличить мощность и крутящий момент, хотя бы на средних оборотах;
  • обеспечить приемлемый расход топлива в пределах 12 л/100 км;
  • обеспечить базу для инжекторной модификации на перспективу.

dvs-21213.jpgДВС 21213

В двигателе использован коленвал с «длинным» радиусом кривошипа и цилиндры 82 мм. При обрыве привода газораспределительного механизма он гнет клапана, зато на 3000 об/мин крутящий момент составляет 126 Нм, а мощность повышена до 81 л. с. Заводской тюнинг использовал модернизированное навесное – Карбюратор Солекс, и увеличенные объемы камер сгорания.

karbyurator-soleks.jpgКарбюратор Солекс

Оставшаяся от классических заднеприводных моделей схема двигателя – продольное расположение под капотом относительно движения, подошла для полноприводной схемы без доработок.

Получившиеся технические характеристики версии 21213 имеют вид:

Изготовитель АвтоВАЗ
Марка ДВС 21213
Годы производства 1994 – …
Объем 1690 см3 (1,7 л)
Мощность 61 кВт (82 л. с.)
Момент крутящий 126 Нм (на 3000 об/мин)
Вес 117 кг
Степень сжатия 9,3
Питание карбюратор Солекс
Тип мотора рядный
Зажигание трамблер
Число цилиндров 4
Местонахождение первого цилиндра ТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре 2
Материал ГБЦ сплав алюминиевый
Впускной коллектор дюралевый
Выпускной коллектор литой чугунный
Распредвал оригинальный профиль кулачков
Материал блока цилиндров чугун
Диаметр цилиндра 82 мм
Поршни оригинальные
Коленвал от 2103
Ход поршня 80 мм
Горючее АИ-92
Нормативы экологии Евро-0
Расход топлива трасса – 8,3 л/100 км

смешанный цикл 10,5 л/100 км

город – 11,5 л/100 км

Расход масла максимум 0,7 л/1000 км
Какое масло лить в двигатель по вязкости 5W30, 5W40, 10W40, 15W40
Какое масло лучше для двигателя по производителю Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть
Масло для 21213 по составу зимой синтетика, летом полусинтетика
Объем масла моторного 3,75 л
Температура рабочая 95°
Ресурс ДВС заявленный 80000 км

реальный 160000 км

Регулировка клапанов гайки
Система охлаждения принудительная, антифриз
Объем ОЖ 10,7 л
Помпа с пластиковой крыльчаткой
Свечи на 21213 BCPR6ES от NGK или отечественные АУ17ДВРМ
Зазор свечи 1,1 мм
Цепь ГРМ двухрядная, от 2103 с башмаком натяжителя новой конструкции
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Воздушный фильтр Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst
Масляный фильтр с обратным клапаном
Маховик  с посадочным диаметром сцепления 200 мм либо 215 мм
Болты крепления маховика М12х1,25 мм, длина 26 мм
Маслосъемные колпачки производитель Goetze, впускные светлые

выпускные темные

Компрессия от 10 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар
Обороты ХХ 750 – 800 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединений свеча – 31 – 39 Нм

маховик – 62 – 87 Нм

болт сцепления – 19 – 30 Нм

крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 (шатунный)

головка цилиндров – три стадии 20 Нм, 69 – 85 Нм + 90° + 90°

С учетом года выпуска (1994 г.) и низкой степенью сжатия (9,3 единицы) пользователи заливали 92 бензин, а изготовителем движков рекомендовано АИ 91 – 93. О соблюдении протокола экологичности речь еще не шла, поэтому мотор считается Евро-0.

Особенности конструкции

Создавался двигатель 21213 из рабочей версии 2121 с учетом новых разработок для мотора ВАЗ 2107, которые так и не были завершены. Основными отличиями от ДВС Нивы стали:

  • поршни новой конструкции;
  • изменение параметров ГБЦ и шатунов;
  • модернизация коленвала;
  • доработка распредвала;
  • использование карбюратора Солекс модификации 21073;
  • улучшенная система смазки;
  • оригинальная конструкция башмака натяжителя цепи.

Поршни 21213КоленвалБашмак цепного натяжителя

Подробное описание узлов содержит мануал завода-производителя. Для снижения себестоимости конструкторы использовали преимущественно имеющиеся в производстве детали моторов, уже находящихся в серийном производстве на момент 1994 года:

  • блок цилиндров стандартный, от 2103, высота 214,58 мм, межцентровое расстояние цилиндров 95 мм;
  • коленвал – взят от 2103 с радиусом кривошипа 40 мм, оборудован дополнительно противовесами, в шейках шатунов просверлены масляные каналы, а их диаметры увеличены на 0,02 мм;
  • головка блока цилиндров использована от 21011, но увеличены камеры сгорания (30 см3 каждая), сточена высота до 111 мм;
  • клапанный механизм ГРМ – применен от 2101 без изменений;
  • цепь ГРМ – втулочно-роликовая двухрядная от 2103.

ГБЦ 21213

Заводская форсировка обеспечила мощность 81 л. с и момент 126 Нм, однако производитель оставил потенциал около 45 – 60 л. с. При этом он рекомендует улучшать своими руками впускной и выпускной тракт без расточки цилиндров и турбирования мотора.

Основной особенностью системы смазки является наличие пробок для накопления, а затем удаления грязи из масла.

Плюсы и минусы

На момент создания ДВС 21213 обладал следующими преимуществами в отношении более ранних версий:

  • беспроблемный карбюратор – не требует частой регулировки, при настройке специалистом обеспечивает расход бензина на уровне инжекторного впрыска;
  • улучшение характеристик – помимо мощности/крутящего момента повысилась оборотистость и приемистость;
  • несколько ремонтных размеров ШПГ – капитальный ремонт можно выполнить несколько раз без покупки нового блока.

ШПГ 21213

Недостатком является избыточный шум при работе ДВС, высокий расход ГСМ и антифриза. В настоящее время вместо стандартных эластичных прокладок ГБЦ можно использовать металлопакеты с большим эксплуатационным ресурсом. Однако потребуется станочная шлифовка поверхности головки и блока, соответственно.

Пользователи отмечают в числе минусов мотора низкое качество заводской сборки. Например, втулки пальцев шатунов впрессованы неправильно – разрезом в произвольном направлении. А максимальные нагрузки эти детали испытывают в мертвых точках, поэтому в литературе рекомендуется запрессовывать из либо под 45 градусов, либо в горизонтальном направлении, что позволит увеличить ресурс этого расходника.

В каких авто использовался?

Устанавливался мотор 21213 на несколько автомобилей АвтоВАЗ:

  • Нива 21213 – отечественный трехдверный внедорожник;
  • Лада 21313 – удлиненная пятидверная версия Нивы;
  • Надежда 2120 – российский минивэн.

Надежда 2120

В сравнении с базовым вариантом 2121 характеристики двигателя намного выигрывают, выпускается мотор до сих пор.

Техобслуживание

Для нормальной эксплуатации двигатель 21213 следует обслуживать в указанные сроки:

  • 10000 км – меняются масло вместе с фильтром;
  • 20000 км – проверка работоспособности термостата, обновление фильтра салонного;
  • 30000 км – замена фильтра топливного и воздушного;
  • 60000 км – обновляются свечи, АКБ и производится прочистка вентиляции картера;
  • 100000 км – переустановка кислородного датчика;
  • 200000 км – может потребоваться замена цепи ГРМ.

Несмотря на то, что устройство ДВС скопировано с моторов продольного расположения с гораздо более высоким ресурсом, используется он на внедорожнике с неотключаемым полным приводом, поэтому узлы изнашиваются интенсивнее.

Неисправности: причины, устранение

По результатам многолетней эксплуатации мотор 21213 имеет следующие поломки:

Мотор не запускается 1)не открывается заслонка карбюратора при воспламенении

2)поломка топливонасоса

3)внутри карбюратора нет бензина

1)герметизация пускового устройства

2)замена или ремонт

3)промывка фильтров и топливопровода

ДВС глохнет в режиме ХХ 1)поломка системы управления

2)поврежденная трубка дренажа

3)сбой регулировок ХХ

1)замена шлангов, прокладок и фитингов

2)замена трубки

3)регулировка холостого хода винтами

Повышенные вибрации Свечи зажигания работают некорректно Замена свечей
Снижение приемистости и мощности 1)заслонки открываются недостаточно

2)засор воздушного фильтра

3)сбой зажигания

4)поломка топливного насоса

5)поломка карбюратора

1)регулировка привода ДЗ

2)замена расходника

3)ремонт и регулировки

4)ремонт

5)настройки или прочистка

Официальное руководство по эксплуатации производителя АвтоВАЗ содержит пошаговые действия, позволяющие произвести капремонт или плановое обслуживание собственными силами.

Конструкция мотора 21213

Тюнинг

Карбюраторный двигатель 21213 невозможно перепрошить из-за отсутствия ЭБУ, поэтому производится механический тюнинг:

  • замена жиклеров – т125 вZD135 (2 кам.) вместо т110 вDZ150 (1 кам.);
  • доработка ускорительного насоса – замена носика;
  • очистка от нагара – аппаратами ВД, чистящими средствами.

Тюнинг ДВС 21213

После этого повысится качество поступления топлива в газораспределительный механизм. Далее необходим тюнинг самого ГРМ:

  • расточка седел и увеличение диаметра клапанов;
  • аналогичные действия с колодцами толкателей;
  • замена форсунок управляющего блока.

Выпускная система модернизируется изменением схемы (вариант 4/2/1 паук) или установкой резонансного глушителя. Во впускном коллекторе выравнивается длина каналов, шлифуются внутренние поверхности литья или для каждого цилиндра монтируется собственный ресивер.

Таким образом, мотор 21213 считается достаточно надежным (оценка +3), но очень шумным силовым приводом внедорожника. В сравнении с предыдущими ДВС увеличена мощность, использован новый карбюратор. Добавилась мощность и крутящий момент на 3000 оборотах.

Инженеры АвтоВАЗа разработали двигатель 21213 в 1994 году для установки на обновлённую «Ниву». Несмотря на моральную устарелость мотор производится до сих пор. Водителей устраивает проходимость, расход топлива, возможность тюнинга и стоимость агрегата. Давайте посмотрим, почему карбюраторный ДВС так распространён, и какие недостатки ему можно простить.

Содержание

Технические характеристики двигателя 21213

ВАЗ 21213 — бензиновый 4-цилиндровый 8-клапанный карбюраторный двигатель объёмом 1,7 л. Мотор создавался на базе 2121 и с учётом разработок агрегата ВАЗ 2107. Инженеры частично изменили исходную конструкцию для достижения лучших эргономических показателей ДВС «Нивы»:

  • наращивания мощности с 73 до 78,9 л.с. и крутящего момента со 116 до 126 Нм;
  • снижения расхода топлива до 12 л на 100 км.

Помимо увеличения диаметра цилиндров до 82 мм, для двигателя 21213 ВАЗовцы разработали новые поршни и коленчатый вал. Заменили устаревший карбюратор «Озон» на «Солерс» — наиболее популярную и удачную модель в начале 90-х. Улучшили систему зажигания и охлаждения.

Для смазки двигателя 21213 масло подбирается в зависимости от климата:

  • от -25℃ до +35℃ рекомендована вязкость 10W-40;
  • от -2℃5 до +45℃ — 15W-30;
  • от -30℃ до +20℃ — 5W-30 и т.д.

Производитель указывает предпочтительные марки масел: Лукойл, ESSO, Рексол, Яр-Марка, Норси, Shell и др.

Технические характеристики двигателя ВАЗ 21213

Значение

Количество цилиндров/клапанов 4/8
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 82/80
Степень сжатия 9,3
Объём цилиндров, л 1,69
Мощность коленвала, л.с., при 5200 об/мин 78,9
Крутящий момент, Нм, при 3000 об/мин 126
Частота вращения на холостом ходу, об/мин 750 — 800
Объём масла, л 3,75
Расход масла, л/1000 км 0,7
Расход бензина, л/100 км, смешанный 10,5
Тип топлива АИ-93
Объём топливного бака, л 42
Сухой вес, кг 117
Заявленный ресурс мотора, тыс. км 80

Несмотря на указанный заводом срок службы двигателя 21213 80 тыс. км, на практике мотор ходит до капремонта 150 тыс. км, при условии использования качественных горюче-смазочных материалов и умеренной эксплуатации.

На базе двигателя 21213 разработан агрегат 21214 с инжектором. По техническим характеристикам моторы идентичны. Конструкции отличаются системой питания, приводом ГРМ и наличием гидрокомпенсаторов. По экологическим требованиям инжекторная версия подходит под стандарт Евро-3.

Похожая статья  Характеристики и обслуживание двигателя 1KR FE

Описание устройства мотора 21213

В основу двигателя ВАЗ 21213 входят:

  • чугунный блок цилиндров (БЦ) 21213-1002011;
  • головка блока 21213-100301*;
  • коленчатый вал 21213-1005015;
  • шатунно-поршневая группа 21213-10040*.

Главным отличием двигателя 21213 от предшественников стал увеличенный диаметр цилиндров — 82 мм против 76 и 79 мм. Межцентровое расстояние в 95 мм осталось прежним, и позволяет растачивать блок до диаметра 82,8 мм. Изменилась конструкция водяной рубашки. Рабочий объём подрос на 100 см3, но габариты мотора сохранились.

Для установки коленчатого вала в БЦ предусмотрено 5 опор: по одной на передней и задней стенках, ещё 3 на отливах. Параметры коленвала обеспечивают ход поршня 80 мм. Коленвал отлит из чугуна и состоит из 4 шатунных и 5 коренных шеек. В шатунных шейках предусмотрены каналы для масла. Шейки разделены щеками с противовесами. В прошлых моторах ВАЗ балансировочные противовесы встречались только в крайних и центральных щеках. Осевое перемещение вала ограничено упорными полукольцами.

Поршневую группу для двигателя 21213 разрабатывали заново. Поршни 21213-1004015 отлиты из алюминия и приведены к единой массе 347 гр. Класс поршня (A, B, C, D, E) определяется по внешнему диаметру с шагом 0,01 мм. Форма поршня по высоте конусная, в поперечном сечении — овальная. Отверстие под палец — 22 мм, смещено на 1,2 мм от оси поршня. Палец стопорится кольцами. На юбке поршня установлено 3 кольца:

  • верхнее компрессионное бочкообразное;
  • среднее маслосъёмное с разжимной витой пружиной;
  • нижнее компрессионное скребкового типа.

Шатун 21213-1004045 выкован из стали, обрабатывается вместе с крышкой. В верхней головке шатуна впрессована сталебронзовая втулка. Для крепления шатуна используются болты М9х1,0х56.

Алюминиевая головка БЦ разработана под двигатель ВАЗ 21213 и рассчитана под компрессию от 10 бар. Установка головки от других моторов может привести к её поломке. В головку запрессованы чугунные сёдла и направляющие втулки для 4 впускных и 4 выпускных клапанов. Клапана работают от кулачков распредвала. Зазор между стержнем клапана и кулачком регулируется болтом.

Похожая статья  Технические характеристики двигателя Мерседес OM 612

ГРМ

Распределительный вал 21213-1006010 выполнен из чугуна, опирается на 5 шеек. Кулачки отбеливаются для увеличения износостойкости. Осевое перемещение вала ограничено упорным фланцем.

Приводится ГРМ двухрядной втулочно-роликовой цепью. Помимо распредвала цепь приводит масляный насос. Привод регулируется полуавтоматическим натяжителем с башмаком и успокоителем. Для предотвращения спадания цепи при снятии звезды распредвала предусмотрен ограничитель рядом с ведущей звездой коленвала.

Системы

Система питания в двигателе Нивы 21213 — карбюратор 21073 «Солерс». Карбюраторный агрегат двухкамерный, дроссельные заслонки работают последовательно. Когда первая камера открыта на 2/3, задействуется дроссель второй камеры. На холостом ходу включается экономайзер. В устройство карбюратора входят:

  • поплавковая камера;
  • 2 дозирующие системы;
  • система отсоса картерных газов;
  • подогрев зоны дросселя первой камеры;
  • блокировка второй камеры;
  • экономайзер;
  • эконостат;
  • диафрагменный ускорительный насос.

Система зажигания в двигателе 21213 бесконтактная. Системой управляет коммутатор по сигналам трамблёра. В целом система классическая, без особенностей.

Охлаждение мотора происходит по типичной схеме: жидкость циркулирует по водяной рубашке в БЦ и головке блока. Давление создаёт центробежный насос, соединённый ременной передачей с коленвалом и генератором. Крыльчатка вентилятора радиатора работает на всасывание, поэтому зимой радиатор приходится закрывать картонкой.

На какие машины ставился силовой агрегат

Тольяттинские инженеры проектировали ДВС 21213 взамен 2121 под полноприводные автомобили повышенной проходимости. Двигатель встречается во внедорожниках и минивэнах АвтоВАЗА:

  • «Лада Нива» 21213 в кузове 3-дверный универсал;
  • «Лада Нива» 2131 в удлинённом 5-дверном кузове;
  • «Надежда» 2120 в кузове 4-дверный минивэн.

Двигатель 21213 устанавливали на экспортную праворульную модель Нивы 21216.

Самые распространенные поломки ДВС

ДВС 21213 имеет типичные проблемы ВАЗовских моторов:

  • повышенный расход масла из-за появления нагара на клапанах и цилиндрах;
  • появление вибраций на скорости 90 км/ч. Причина в повреждении прокладки головки или неотрегулированном карбюраторе;
  • при вытягивании цепи ГРМ гнёт клапана;
  • чрезмерный шум из-за поломки успокоителя или башмака натяжителя цепи ГРМ, скрипа подшипника помпы или неотрегулированных тепловых зазоров;
  • перегрев агрегата вызывает неисправный термостат, забитый радиатор или долгая работа на высоких оборотах. Из-за конструктивных особенностей БЦ толщина слоя охлаждающей жидкости не обеспечивает достаточное остывание, поэтому необходимо умеренно эксплуатировать агрегат. Повышенная температура мотора приводит к растрескиванию ГБЦ.

Похожая статья  Где находится номер двигателя на Ладе Гранте

К недостаткам двигателя 21213 можно отнести особенности ремонта. Если износ цилиндров превышает 0,15 мм, то расточка допустима лишь под ремонтные размеры поршней, увеличенные на 0,4 и 0,8 мм от номинала. Исчерпание лимита грозит полной заменой поршней и цилиндров.

Перешлифовка шеек коленчатого вала возможна с уменьшением диаметра на 0,25; 0,5; 0,75 и 1 мм. Ограничение связано с ремонтными размерами вкладышей. При увеличении осевого зазора коленвала более 0,35 мм деталь нужно менять.

Цена нового и контрактного двигателя 21213

Водители «Нивы» с мотором 21213 одним из критериев выбора отмечают доступную цену запчастей и машины в целом. Новый двигатель в полной комплектации с гарантией завода обойдётся в 70 000 р. Для сравнения, цена инжекторного 21214 — от 85 000 р.

Мотор с пробегом стоит в 2 раза дешевле: 30 — 45 000 р. Встречаются модели и за 10 —15 000 р., но их состояние, как правило, требует ремонта.

Заключение

Мощностные и моментные характеристики двигателя ВАЗ 21213 по современным меркам слабые. Однако, для «Нивы», предназначенной для движения по уральским колеям и болотам, динамика не так важна, как проходимость. Карбюраторный двигатель ВАЗ 21213 на низких оборотах тянет лучше, чем инжекторный, менее требователен к качеству топлива.

АвтоВАЗовцы считают «Ниву» сбалансированным автомобилем по ходовым качествам, цене и безопасности. Водители, которым не хватает мощности, прибегают к тюнингу мотора или замене на 16-клапанник от Приоры.

Владельцы внедорожника Нива 21213 по достоинству оценили все преимущества этого автомобиля. Данной машине все нипочем, а ее надежность и простота конструкции радуют не только российских водителей, но и зарубежных. Среди недостатков Нивы можно отметить большой расход топлива, который зависит от многих факторов. Одним из них можно считать карбюратор, что вынуждает владельцев подобрать другой агрегат для своего авто. Рассмотрим, какой карбюратор лучше поставить на ВАЗ 21213 («Нива 1700») и как выполняется его настройка.

kakoj-karbyurator-luchshe-postavit-na-vaz-21213-niva-1700.jpg

Автомобиль нива комплектуются карбюраторами от классики «Озон», который представляет собой не самый лучший двухкамерный агрегат с экономайзером холостого хода. Экономайзер представляет собой автономную систему с электромагнитным клапаном, который автоматически входит в работу с включением зажигания. При наборе оборотов свыше 1000, он отключается, а поддержание работы двигателя обеспечивается при помощи воздушной заслонки.

Обновленная модель получила французскую конструкцию Solex. Мотор объемом 1,7 литра потребовал увеличения количества топливовоздушной смеси, в связи с чем, «Озон» более не применялся.

  1. Если вспомнить все недостатки устройства классики, то оно имеет повышенный расход топлива, что не совсем оправдано для легкового автомобиля. Многие покупают ниву исключительно для городской езды и лишь изредка выезжают на бездорожье. В таких условиях расход необходимо снизить. Ремонт в этом случае невозможен.
  2. Вторая причина подходит тем, для кого динамические характеристики слишком малы. Для этого устанавливают системы более совершенной конструкции, два карбюратора или производят тюнинг. Данный вариант встречается достаточно редко, поэтому рассмотрим первый для снижения расхода топлива. Тут поможет только замена карбюратора.

Самый лучший вариант для снижения расхода топлива на Ниве можно назвать установку карбюратора ДААЗ 21083. «восьмерочный» карбюратор обладает всеми необходимыми характеристиками, которые может потребовать двигатель 1,7. Если искать ответ на вопрос, какой карбюратор поставить на ниву 21213, то это именно то, что нужно.

karbyuratora-DAAZ-21083.jpg

Карбюратор ДААЗ 21083

Единственный минус, который может последовать после такого монтажа – снижение приемистости карбюраторного двигателя из-за меньшего диаметра дроссельной заслонки на несколько мм. Также на карбюраторах 21083 поплавок имеет малый ход. Установка может выполняться своими руками без посторонней помощи. Регулировать новый карб тоже не сложно. Стоимость этого карбюратора не маленькая 6 290 рублей, но качество деталей и срок работы заслуживает уважения.

При подборе карбов стоит учесть несколько моментов:

  1. Карбюратор ДААЗ 21083 не рассчитан на посадочный места коллектора Нивы – придется растачивать;
  2. Необходима новая система управления дросселем;
  3. Понадобится набор топливных жиклеров большего диаметра;

Осталось приобрести все необходимые комплектующие, поставить и отрегулировать систему холостого хода. При выборе карбюратора обратите внимание на наличие всех частей. Визуально он не должен иметь повреждений, а все его привода должны работать без заеданий. На местах установки винтов качества и количества должны обязательно стоить заводские заглушки. Такие карбюраторы поставляют уже настроенными с завода, но при перестановке на другой двигатель их лучше снять.

Kak-vybrat-karbyurator-na-nivu-21213.jpg

Такие запчасти, как жиклеры можно ставить от старого карбюратора, а можно и чуть меньшего диаметра. С увеличением их пропускной способности, растут динамические показатели двигателя. С той же пропорцией возрастает и расход топлива Схема стандартная для всех автомобилей. Баланс между этими показателями придется подобрать экспериментальным путем и выбрать самый лучший после нескольких поездок.

Как уже было сказано ранее, переднеприводные, в отличие от заднеприводных ВАЗов, типа классики, имеют управление дросселем через тросовый привод. В ниве эту роль играют металлические тяги на шарнирах. Так как управление дросселем находится с противоположной стороны карбюратора, необходимо приобрести одну длинную тягу и пружину. Все остальные детали механизма переставляются со старого агрегата. Ремкомплект устанавливается соответственно. Эти детали такие, как заслонки, поплавковая камера, игольчатый клапан, система холостого хода и т.п. точно такие же, как и на ниве. Отрегулировать его тоже не составит труда. При необходимости, приобретите ремкомплект заранее.

Остались вопросы по выбора карбюратора солекс на ниву 21213? Тогда посмотрите видео от Наиля Порошина:

Прежде чем ставить новый карбюратор, необходимо выполнить несколько действий:

  • Снять старое устройство;
  • Поставить ДААЗ 21083;
  • Отрегулировать новый карбюратор.

Для этого открываем капот автомобиля и вытаскиваем запасное колесо, чтобы оно не мешало. Затем, открутите руками крепления крышки воздушного фильтра и снимите фильтрующий элемент. Далее выкрутите гайки крепления корпуса и демонтируйте его.

Отсоединяем все тяги и шланги от старого устройства, выкручиваем четыре гайки на 13 и снимаем «Озон». Тщательно зачистите место монтажа нового устройства и поставьте новую прокладку. Ремкомплект должен быть обеспечен такой прокладкой. Если на коллекторе имеются зазубрины, то нужно произвести ее ремонт.

Расточите проушины крепления нового карбюратора так, чтобы они совпали со штатными шпильками. Установите его и затяните потуже крест-на-крест. Соберите детали всех тяг и установите на место шланги. Если есть желание можно ставить систему обратной прокачки излишков топлива обратно в бак, а можно установить заглушку. Последний вариант будет самым оптимальным, так как излишков топлива точно не будет. Так происходит из-за того, что поплавковый механизм будет работать быстрее за счет малой камеры, а положения его будут меняться часто. Следить за его уровнем не нужно.

Установку воздушного фильтра необходимо производить после регулировки узла. Смену фильтрующего элемента лучше произвести заранее.

Процесс снятия карбюратора с нивы

Теперь остается только узнать, как настроить карбюратор на ниве, чтобы он работал правильно. Перед регулировкой снимите верхнюю крышку и выкрутите жиклеры. На их место устанавливаются новые, с учетом объема двигателя Нивы. Старайтесь выбрать не слишком маленький вариант, иначе автомобиль значительно потеряет в мощности, и расход может только вырасти.

Собираем крышку обратно и настраиваем ХХ. Поплавковая камера в регулировке не нуждается, так как была настроена еще в заводских условиях. Не забудьте убедиться в исправности ГРМ и системы зажигания, иначе настройка будет некорректной. Ремонт этих систем нужно выполнять перед заменой, иначе следующую регулировку придется производить с разборкой систем.

Запустите двигатель и прогрейте до рабочей температуры. За это время нужно вытащить заглушки приборов и открутить регулировочный винт количества и количества на 4 оборота. Закручиваем количество до тех пор, пока обороты не упадут до отметки в 800 об/мин. После этого, крутим в нужную сторону винт качества так, чтобы увеличить частоту вращения коленвала до максимально возможного. Теперь снова устанавливаем 800 об/мин и также доводим качество до максимума.

После этого цикл повторяется, но винт качества закручивается до тех пор, пока двигатель не начнет слегка подергивать. Так содержание СО в отработанных газах будет минимальным.

На этом регулировка карбюратора солекс на ВАЗ 21213 полностью завершена. Как уже стало понятно, процесс регулирования не сложен. Основная сложность возникнет только при установке любого нового агрегата. Любой, кто заменил штатный агрегат на восьмерочный, остался доволен.

Тарировочные данные для карбюратора солекс 21083-1107010-31

Параметры

Первая камера

Вторая камера

|Диаметр смесительной камеры, мм 32 32
(Диаметр диффузора, мм 21 21
Главная дозирующая система:
■ маркировка* топливного жиклера 95 100
■ маркировка воздушного жиклера 155 125
Тип эмульсионной трубки 23 ZC
Система холостого хода и переходные системы:
■ маркировка топливного жиклера 41±3 50
■ маркировка воздушного жиклера 170 120
Эконостат: условный расход** топливного жиклера 70
Экономайзер мощностных режимов:
■ маркировка топливного жиклера 40
■ усилие сжатия пружины при длине 9,5 мм, Н 15±10%
Ускорительный насос:
■ маркировка распылителя 35 40
■ маркировка кулачка 7
■ подача топлива за 10 циклов, см3 11,5±1.75
Пусковые зазоры:
■ воздушной заслонки (зазор А), мм 2,5±0,2
■ дроссельной заслонки (зазор В), мм 1,1 ±0,05
Диаметр отверстия игольчатого клапана, мм 1,8
Диаметр отверстия перепуска топлива в бак, мм 0,70
Диаметр отверстия вентиляции картера двигателя, мм 1.5
Диаметр балансировочных отверстий поплавковой камеры, мм 4 4
Владелец и модель карбюратора Отзыв о карбюраторе
«Модель карбюратора Пекар К172»

Ssan40-Pekar-K172-e1516188179106.jpg

Автор отзыва: Ssan40

Купил Пекар К172 где-то с месяц назад, кстати, это копия ДААЗа. Так вот, первое время агрегат радовал, никаких проблем не было. Только вот, недолго музыка играла, недели так через три начались проблемы. Замечу, настройкой занимался не сам, у меня есть проверенный мастер, который и карбюратор настроит, и коробку переберет. Он все сделал быстро и на совесть. Но опять же, пока ездил в черте города, все было нормально, никаких тебе залитых свеч и проблем с регулировкой, как только вышел на трассу, залило свечи. К слову, у меня Ауди 80 б2 с движком 1.8 ds. Приходилось останавливаться после каждых 20 км, для того чтобы чистить свечи. Пока ехал чуть с ума не сошел. И что самое интересное, до Пекара стоял Солекс, замены этот карб требовал давно. Ездил к специалисту для отладки буквально каждый месяц, может раз в два месяца. И вот, вроде бы купил новый карб, поставил, и тут такое. Короче говоря, поменял один мусор на другой, да еще и заплатил за это, и это еще не считая потерянных нервных клеток. Как оказалось, новый карб еще хуже, чем старый, а тот, между прочим, отслужил не один год. И да, потом я все-таки отладил его, сделал все сам. Но, как оказалось и тут мне оставалось радоваться недолго, по городу все нормально, когда выехал на трассу, опять началось, опять залитые свечи и остановки, плюс к этому прибавился еще и холостой ход. Решил еще раз съездить к специалисту, если он не сможет отладить агрегат, получается, что четыре с половиной тысячи улетели на ветер.
 «Модель карбюратора пекар 21073»

dima-pisarev-e1516188879351.jpg

Автор отзыва: DimaPisarev

Короче, купил новый Пекар 21073 на свою Ниву, мотор 1700. Что я могу сказать, по-моему деньги просто выброшены на ветер. Съездил к карбюраторщику, тот посмотрел, повозился и сказал, что не может нормально отладить, то есть, настроить. По городу машина едет нормально, только много возни с подсосом. И да, сказал, что мне надо менять жиклеры.
Модель карбюратора: Солекс (Solex)

Avtor-otzyva-Aleksandr-Priporov-e1516189328132.jpg

Автор отзыва: Александр Припоров

Можно сказать, что я настоящий коллекционер карбюраторов. Ставил и спортивные, когда занимался форсированием 2108. Проблемы были со всеми. Чего уж тут, нормальных карбюраторов я не видел, по крайне мере, ну прямо, чтобы все было хорошо, таких на моей памяти не было. Само собой, имею мнение буквально по всем карбам, пользующимся спросом в нашей стране. Так вот, если говорить конкретно о Solex, то первое что приходит на язык это слово «простота». Более простого карба вы не найдете. Ремонт прост, как и настройка. Отмечу и то, что ремонт этого агрегата еще и дешевле, чем, если взять карбы других производителей. Покупка диафрагмы дело простое и мало затратное. Главное не забывать про чистку, чистить этот карбюратор надо где-то раз в шесть месяцев или около того. Кстати говоря, для себя уяснил одну вещь, если хочешь поставить однокамерный, то тогда будь готов к увеличению первой камеры жиклера, при этом закрой вторую. Да, тут Солекс сравним с Вебером, но если говорить конкретно об универсальности, то Solex вне конкуренции. Такой большой выбор жиклеров открывает множество возможностей по настройке карбюратора, можно получить агрегат буквально с любыми необходимыми характеристиками.

Используя штатный карбюратор, нива потребляет большое количество топлива. Поставив карбюратор солекс на ниву – не означает, что проблема решена целиком. Важно следить за многими другими системами и общим состоянием автомобиля.

На расход топлива влияют следующие параметры:

 Toplivnyj-filtr-e1516122295541.jpg Чистота фильтров. Это относится не только к топливному, но и воздушному фильтру. Если в карбюратор будет попадать меньше кислорода, нива 2121 начнет потреблять больше топлива, чтобы поддерживать обороты на нужном уровне. Смесь обогатится, и он начнет переливать.
 shiny-e1516122777999.jpg Давление в шинах. Если давление недостаточное, то двигателю приходится совершать большую работу по преодолению такого сопротивления. Это приводит к тому, что, выполняя лишнюю работу, мотор потребляет огромное количество топлива. Но не стоит перекачивать шины, так как такое явление ухудшает сцепление с дорогой.
  Лишний вес автомобиля. Эффект тот же, что и с недостаточным давлением. Если возить в багажнике, то карбюратор будет наполнять цилиндры большим количеством топлива. Нива 2121 не рассчитана на перевозку грузов.
  Нарушение аэродинамики. Это относится к багажникам, и грузам, устанавливаемым на крыше авто. Увеличение сопротивления воздуха заставляет мотор расходовать больше энергии. То же самое относится и к открытым окнам при движении по трассе.
  Агрессивная манера езды. Еще с автошколы известно, что плавный набор скорости и плавное торможение способствует экономии топлива. При движении на повышенных оборотах, карбюратор расходует больше бензина. ВАЗ 21213 Нива проектировалась с учетом езды на оборотах не выше 3000. Если не превышать эти пределы, то можно хорошо сэкономить.
  Езда на нейтральной передаче. Это самая большая ошибка многих водителей. При падении оборотов ниже 1100 об/мин в работу включается автономная система холостого хода, которая заставляет мотор потреблять больше топлива, чтобы он не заглох, так как заслонка в этот момент закрыта. На подъезде к перекресткам, нужно убирать ногу с педали и плавно переходить на пониженные передачи.
  Использование электронных приборов. Если включать большое количество различных приборов в тот момент, когда они не нужны, возрастает нагрузка на генератор, шкив которого находится в механической связи с коленчатым валом. Это и приводит к перерасходу бензину.
  Длительный прогрев двигателя. Многие слишком долго греют машину на подсосе. Эффективнее всего, применять прогрев в движении. Когда мотор достиг отметки в 50 градусов Цельсия, можно начинать движение, не давая большой нагрузки на мотор. Температура дойдет до 90 градусов намного быстрее, а, соответственно, топлива сохранится больше.
  Езда на максимальной скорости по трассе. Если ехать слишком быстро, пропорционально возрастает сопротивление воздуха, которое затормаживает движение. Здесь действует тот же принцип, что и при нарушении аэродинамических характеристик.

Используемые источники:

  • https://slabyjmotor.ru/na-avtomobilyax/slabye-mesta-i-nedostatki-dvigatelya-vaz-21213.html
  • https://swapmotor.ru/dvigateli/vaz-dvigateli/21213.html
  • https://dvsoff.ru/tip/dvigatel-21213
  • https://prokarbyrator.ru/zamena-karbyuratora/kakoj-karbyurator-postavit-na-nivu-21213.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий